Мои Конспекты
Главная | Обратная связь

...

Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

Тема 6 Ценности познания и науки





Помощь в ✍️ написании работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

1. Место науки в шкале ценностных приоритетов современного общества. Сциентизм и антисциентизм.

2. Проблема включения в научное познание ценностных ориентаций.

3. Глобальные кризисы и проблема ценности научно-технического прогресса.

Вопросы для самоконтроля

1. Что является высшей ценностью познания?

2. В чём смысл и ценность практики?

3. Каково место науки в шкале ценностных приоритетов современного общества.

4. Что представляет собой сциентизм как идеология ценностно-нейтральной науки?

5. Что такое антисциентизм?

6. Назовите основные аргументы сциентизма и антисциентизма.

7. В чём заключается воздействие науки на систему ценностных ориентаций современной культуры?

8. Каковы внешние и внутренние ценности научной теории?

9. Каковы ценности научных сообществ?

10.В чём заключается проблема ценности научно-технического прогресса?

Темы сообщений

1. Истина как высшая ценность познания и науки.

2. Основные концепции истины.

3. Сциентизм в оценке настоящего и будущего науки и человеческого общества.

4. Антисциентизм о перспективах развития науки и человеческого общества.

5. Проблема социальной ответственности учёного.

6. Ценности научных сообществ.

7. Инновация как ценность.

8. Внешние и внутренние ценности научной теории.

9. Ценность информации и информация как самоценность.

10. Нравственные ценности и виртуальное общение.

11. Компьютерная этика и права человека.

 

Практические задания

1. Раскройте смысл девиза эпохи Просвещения вообще и французского Просвещения в частности: «Имей мужество пользоваться своим умом!» Как Вы думаете, имеет ли этот девиз отношение к современному учёному?

2. Как Вы думаете, почему в современном обществе не может безоговорочно приниматься идея неограниченной свободы учёного? Согласны ли Вы с тем, что знание не всегда ведёт к добродетели? Обоснуйте свой ответ.

3. Известно, что истина – это главная ценность учёного, но эта ценность для него не единственная. Как Вы думаете, какие ещё ценности распространены в научном сообществе? Приведите конкретные примеры.

4. В современном мире развитие техники всё более остро проявляет двойственный характер её достижений. Это заставляет людей задуматься о целях и перспективах технического развития, о мерах его возможного ограничения. Как Вы думаете, почему в современном общественном сознании существует страх перед техническим прогрессом? В чём состоит ответственность современных учёных и технических работников перед обществом?

5. Один из мыслителей русского религиозного ренессанса В.В. Розанов, предчувствуя грядущую глобальную технизацию, предсказывая её экспансию, в начале XX века писал: «Техника, присоединившись к душе, дала ей всемогущество. Но она же её и раздавила. Появилась «техническая душа… И вдохновение умерло». Как Вы понимаете смысл высказывания В.В. Розанова? Согласны ли Вы с мнением современных мыслителей, что человек в определённых социальных условиях превращается в раба машины?

6. Выделите и сопоставьте аргументы сциентистов и антисциетистов в их оценке настоящего и будущего науки и человеческого общества.

7. В отличие от обыденной жизни «высокая наука» сама по себе не содержит прагматической цели. Она осуществляет познание, которое в рамках исследования выглядит самоценным. Учёный теоретик не задаётся специально вопросом о том, где и когда его открытие может принести непосредственную пользу. Как Вы думаете, не является ли, в таком случае, эта «высокая наука» чуждой человеку? Обоснуйте свой ответ.

8. Какие, как Вы думаете, нравственные проблемы наиболее часто встают перед учёными?

9. Выделите и опишите основные сферы взаимодействия науки и нравственности.

10. В основе позиции так называемого «нейтрализма» лежит теория неценностной природы научного знания. Она утверждает, что научное знание может формироваться только в виде дескриптивных (описательных) и проскриптивных (предписывающих) высказываний, а ценностные высказывания не входят в компетенцию науки и не могут содержаться в научном знании. А можно ли, в таком случае, высказывать ценностные суждения относительно самого научного знания? Обоснуйте свой ответ.

 

Литература

1. Гуревич, П.С. Философия / П.С. Гуревич. – М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2005. – 400 с.

2. Джегутанов, Б.К. История и философия науки / Б.К. Джегутанов. – СПб. : Питер, 2006. – 368 с.

2. Зеленкова, И.Л. Прикладная этика / И.Л. Зеленкова. – Минск : ТетраСистемс, 2002. – 208 с.

3. Кармин, А.С., Бернацкий, Г.Г. Философия / А.С. Кармин, Г.Г. Бернацкий. – СПб. : Питер, 2006. – 560 с.

4. Кохановский, В.П., Пржиленский, В.Н., Сергодеева, Е.А. Философия и методология науки / В.П. Кохановский, В.Н. Пржиленский. Е.А. Сергодеева. – М., 2005. – 496 с.

5. Рузавин, Г.И. Философия науки / Г.И. Рузавин. – М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2005. – 400 с.

6. Яскевич, Я.С. Философия и методология науки / Я.С. Яскевич. – Минск : БГЭУ, 2009. – 475 с.

Доверь свою работу ✍️ кандидату наук!
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой



Поиск по сайту:







©2015-2020 mykonspekts.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.