1. Место науки в шкале ценностных приоритетов современного общества. Сциентизм и антисциентизм.
2. Проблема включения в научное познание ценностных ориентаций.
3. Глобальные кризисы и проблема ценности научно-технического прогресса.
Вопросы для самоконтроля
1. Что является высшей ценностью познания?
2. В чём смысл и ценность практики?
3. Каково место науки в шкале ценностных приоритетов современного общества.
4. Что представляет собой сциентизм как идеология ценностно-нейтральной науки?
5. Что такое антисциентизм?
6. Назовите основные аргументы сциентизма и антисциентизма.
7. В чём заключается воздействие науки на систему ценностных ориентаций современной культуры?
8. Каковы внешние и внутренние ценности научной теории?
9. Каковы ценности научных сообществ?
10.В чём заключается проблема ценности научно-технического прогресса?
Темы сообщений
1. Истина как высшая ценность познания и науки.
2. Основные концепции истины.
3. Сциентизм в оценке настоящего и будущего науки и человеческого общества.
4. Антисциентизм о перспективах развития науки и человеческого общества.
5. Проблема социальной ответственности учёного.
6. Ценности научных сообществ.
7. Инновация как ценность.
8. Внешние и внутренние ценности научной теории.
9. Ценность информации и информация как самоценность.
10. Нравственные ценности и виртуальное общение.
11. Компьютерная этика и права человека.
Практические задания
1. Раскройте смысл девиза эпохи Просвещения вообще и французского Просвещения в частности: «Имей мужество пользоваться своим умом!» Как Вы думаете, имеет ли этот девиз отношение к современному учёному?
2. Как Вы думаете, почему в современном обществе не может безоговорочно приниматься идея неограниченной свободы учёного? Согласны ли Вы с тем, что знание не всегда ведёт к добродетели? Обоснуйте свой ответ.
3. Известно, что истина – это главная ценность учёного, но эта ценность для него не единственная. Как Вы думаете, какие ещё ценности распространены в научном сообществе? Приведите конкретные примеры.
4. В современном мире развитие техники всё более остро проявляет двойственный характер её достижений. Это заставляет людей задуматься о целях и перспективах технического развития, о мерах его возможного ограничения. Как Вы думаете, почему в современном общественном сознании существует страх перед техническим прогрессом? В чём состоит ответственность современных учёных и технических работников перед обществом?
5. Один из мыслителей русского религиозного ренессанса В.В. Розанов, предчувствуя грядущую глобальную технизацию, предсказывая её экспансию, в начале XX века писал: «Техника, присоединившись к душе, дала ей всемогущество. Но она же её и раздавила. Появилась «техническая душа… И вдохновение умерло». Как Вы понимаете смысл высказывания В.В. Розанова? Согласны ли Вы с мнением современных мыслителей, что человек в определённых социальных условиях превращается в раба машины?
6. Выделите и сопоставьте аргументы сциентистов и антисциетистов в их оценке настоящего и будущего науки и человеческого общества.
7. В отличие от обыденной жизни «высокая наука» сама по себе не содержит прагматической цели. Она осуществляет познание, которое в рамках исследования выглядит самоценным. Учёный теоретик не задаётся специально вопросом о том, где и когда его открытие может принести непосредственную пользу. Как Вы думаете, не является ли, в таком случае, эта «высокая наука» чуждой человеку? Обоснуйте свой ответ.
8. Какие, как Вы думаете, нравственные проблемы наиболее часто встают перед учёными?
9. Выделите и опишите основные сферы взаимодействия науки и нравственности.
10. В основе позиции так называемого «нейтрализма» лежит теория неценностной природы научного знания. Она утверждает, что научное знание может формироваться только в виде дескриптивных (описательных) и проскриптивных (предписывающих) высказываний, а ценностные высказывания не входят в компетенцию науки и не могут содержаться в научном знании. А можно ли, в таком случае, высказывать ценностные суждения относительно самого научного знания? Обоснуйте свой ответ.
Литература
1. Гуревич, П.С. Философия / П.С. Гуревич. – М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2005. – 400 с.
2. Джегутанов, Б.К. История и философия науки / Б.К. Джегутанов. – СПб. : Питер, 2006. – 368 с.
3. Кармин, А.С., Бернацкий, Г.Г. Философия / А.С. Кармин, Г.Г. Бернацкий. – СПб. : Питер, 2006. – 560 с.
4. Кохановский, В.П., Пржиленский, В.Н., Сергодеева, Е.А. Философия и методология науки / В.П. Кохановский, В.Н. Пржиленский. Е.А. Сергодеева. – М., 2005. – 496 с.
5. Рузавин, Г.И. Философия науки / Г.И. Рузавин. – М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2005. – 400 с.
6. Яскевич, Я.С. Философия и методология науки / Я.С. Яскевич. – Минск : БГЭУ, 2009. – 475 с.