Самая трудная проблема в аксиологии — дефиниция категории ценности, центральной в этой теории. Тут — наибольшие расхождения, в зависимостиот мировоззрения теоретика.
Существующие в европейской философии классификации типов дефиниций понятия ценности.
По типу мировоззрения различают:
1) Абсолютистские определения: ценности — абсолютно данные «феномены», вне времени — пространства, бытия — сознания, в чистом психологическом поле. Главное направление — философия феноменологии. Фактически это разновидность субъективизма.
2) Объективистские определения: ценности — объективно сущие качества вещей, вне зависимости от рефлексий сознания или отражаемые в последнем — все равно. Это объективный идеализм, диалектический материализм.
3) Реляционистские определения: ценности — свойства субъек-объектного отношения(познавательного, нравственного, эстетического, религиозного и т. д.). С нашей точки зрения, ближе к истине — третье определение.
По субъектам (носителям) — другая классификация определений ценностей.
1) Субъективно-психологические подходы: ценностно-образующий фактор — индивидуальное сознание; в субъект-объектном ценностном отношении приоритет отдается человеку, его сознанию, интересам и т. д. В основном это субъективистско-феноменологические теории.
2) Ценностно-образующий фактор — коллективное (общественное) познание; ценностное отношение выражает отношение: коллективное сознание — реальность. Это в основном точка зрения позитивистскойсоциологии (Вебер, Дюркгейм, Леви-Брюль, отчасти марксисты).
3) К социологии примыкает концепция историцизма: в ходе эволюции история по своим законам творит материальные и духовные ценности — системы ценностей как конкретные результаты эволюции некой духовной или материальной субстанции (Гегель, социал-дарвинисты; космические, эволюционистские теории — Бергсон, Тейяр де Шарден, Флетчер, Хаксли и др.).
Если первые два подхода являются чисто системными, то третий — эво-люционно-генетический, причинный, исторический. Но ни «натуралистическая», ни духовно-идеалистическая эволюция, конечно, не исключают системного подхода (Леви-Стросс, Фуко, Лакан и др.).
4) Трансцендентное истолкование ценностей: ценности — вневременные «данности»: обобщенные цели, «смыслы существования», «блага» и т. п. Главные представители этого понимания — немецкая феноменология и некоторые направления в неопозитивизме, господствовавшие в XX веке на Западе. Фактически это направление продолжает первое из трех вышеприведенных.
5) Утилитарианская концепция ценностей: ценность — объективное качество вещи, вовлеченной в структуру субъект-объектных отношений, возникающих в процессе деятельности. Ценностное отношение сближается с познавательным, а практическая ценность — со степенью адекватного познания свойств вещей. Ошибки в оценках — следствие неадекватного представления об объективности (главным образом социальной). Это представление было бы весьма функционально, если бы ценность не сводилась преимущественно к полезности (для успеха в жизни, бизнесе, политике и т. п.), то есть не понималась слишком узко, специально. Как видим, утилитаристское понятие ценности примыкает к социологическому. Но, в отличие от последнего, оно все-таки тяготеет к субъективизму, так как «польза» определяется преимущественно индивидуальным интересом (успехом и т. п.).
6) В марксизме предпринимались попытки редукции философского понятия ценности к экономическому понятию стоимости. Фактически это приближается к утилитарианскому узкому пониманию ценности, о чем уже шла речь.
Оценка — представление, понятие, суждение о значении. Она может быть и положительной (одобрение, восхищение и т. п.), отрицательной (осуждение, отвращение и пр.).
Так как ценности неравномерно распределяются по шкале значений, аксиологи пытаются внести в них определенный порядок классифицировать, ранжировать, координировать и субординировать. При этом предлагаются разные модели иерархии ценностей.
Как уже говорилось, в западной философии аксиология формировалась главным образом в рамках феноменологии, то есть последовательного субъективизма посткантианского толка. В ней ценности — «сущности», «смыслы» априорные, неразложимые, недоступные анализу, не выводимые из опыта, полагаемые интенцией и фактически необъяснимые, непознаваемые.
Эти ценности — высшие родовые понятия, поэтому они не могут получать дефиниции обычным порядком — через род и видовое отличие. Статус той или иной ценности — вместо определения — можно установить только логически, путем сопоставления ее с другими ценностями, установления ее места в системе логических отношений внутри царства ценностей, то есть посредством логических операций классификации, координации, субординации понятий.
Поэтому представители феноменологии (Шелер, Гартман, Брандт, Перри) и логического анализа в неопозитивизме (Айер, Рассел, Росс, Ноуэл-Смит, Франкена и др.) очень большое значение придавали построению моделей иерархии ценностей. Приведем примеры таких моделей.
Во всей истории философии ценности классифицировали по многим и разным признакам:
личные (конкретные) и неличные (абстрактные);
материальные (витальные, естественные) и духовные(интеллектуальные,социокультурные);
действительные и мнимые (воображаемые, желаемые и т.п.);
первичные и вторичные (производные), третичные ит. д.(по принципу:
средства — цели, причины — следствия);
априорные и апостериорные (по принципу: удовлетворяющие прирожденные и неприрожденные («опытные») потребности);
2) «Высшие» ценности — это, по сути дела, отвлеченные понятия, идеи (добро, благо, Бог, красота, должное), автономные, априорные, данные в интенции, в сущности, непознаваемые. Напротив, «низшие» ценности (приятное, полезное, целесообразное и т. д.) — эмпирические, повседневные, относительные, обусловленные, преходящие, доступные познанию.
3) «Низшие» ценности каким-то образом подчинены «высшим». Но каким образом? Это для разума, рационально, непостижимо. Мы чувствуем эту субординацию интуитивно как самоочевидность. Например, все люди полагают совесть, нравственный закон, должное высшей моральной ценностью, но почему? Значит, субординация «высшее — низшее» — это «данность», «интенция». Интенция — единственный и необъяснимый принцип построения иерархии ценностей.
4) Рационально объяснимая иерархия начинается только науровне «низших», житейских, эмпирических ценностей: удовольствия,полезности, целесообразности, аффективности и т. п.
Разорванность единой шкалы иерархии ценностей по линии «высшие — низшие» — главный и общий недостаток всех субъективистских (кантиант-ских, феноменологических, неопозитивистских) классификаций ценностей.
Ценности (вообще значения) не имеют какого-то онтологического, автономного от людей бытия. Реально они живут в субъект-объектных ценностных отношениях, отражаемых в оценках.
Значения (ценности) отражаются в сознании в форме оценок — представлений, понятий, суждений о значениях. Оценка может выступать и в форме чувства, эмоциональной реакции: восхищения, отвращения и т. п. Осознанная оценка всегда имеет вид оценочного суждения, а в речи — предложения:
«Этот человек красив»; «Эти растения полезны»; «Насилие — зло» и т. п.
Главное отличие оценочного суждения, обособляющее его, например, от познавательных суждений, заключается в том, что в качестве предиката в нем выступает ценностное понятие. «Жизнь — форма существования белковых тел» — это познавательное суждение, научное определение. «Жизнь прекрасна»; «жизнь священна» — оценочные суждения, в которых предикаты «прекрасна», «священна» — ценностные понятия выражающие в данном случае положительные значения.
Для правильного понимания оценки важно установить ее отношение к ценности и к ценностному отношению. Недостаточно четкое их разграничение может вести к ошибкам в понимании и оценки, и ценности.
Оценку следует отличать от ценности и по той причине, что она по неведению, из-за недостаточной осведомленности человека о природе предмета и о своей природе, скажем, под влиянием страсти, может оказаться ошибочной.
Итак резюмируем: ценность есть определенное значение предмета, его свойств для действующего субъекта с точки зрения потребностей, интересов. Ценность есть определенное качество субъект-объектного ценностного отношения. Это качество образуется и существует как объективный факт социального бытия и не зависит от воли отдельного человека. Сахар в общем полезный пищевой продукт, что бы об этом ни думал какой-нибудь отдельный человек. Оценка же — мысль, суждение, высказывание о значении, ценности, она имеет, стало быть, не объективно-социальное бытие, а бытие субъективное в сознании заинтересованного человека. Объектом оценки является не предмет, а его значение для человека, то есть ценность как качество ценностного отношения. В оценке «Сахар полезен» мы акцентируем внимание не на сахаре и его свойствах самих в себе, в их объективном бытии, а на значении продукта для людей. Следовательно, оценку и ценность неправильно отождествлять, как вообще нельзя отождествлять мысль и предмет этой мысли, предмет и суждение о предмете.
При всем том ценность и оценка связаны друг с другом. Реальная ценность полагает границы произволу оценок. Суждение о ценности имеет смысл лишь в той шкале значений, которая имеет отношение к данной потребности человека. Сахар может быть полезным или вредным как продукт питания, это — суждение о ценности. Но суждение о том, что сахар имеет белый цвет, находится вне значений сахара как продукта питания, вне связи с предикатами «полезен» или «вреден», и потому суждение о цвете сахара не является оценкой.
Таким образом, ценность (значение) и оценка (суждение о значении), а особенно их взаимосвязь, равны и вместе являются предметом аксиологии. Только в абстрактной теории можно разделить их, сделав, например, ценности объектом «теории ценностей», и оценки — объектом особой «теории оценки».
Каким способом достигается оценка, каковы ее основные виды? Большей частью и в конечном счете это — сравнение с неким общим ценностным эквивалентом, наподобие тому, что деньги являются общим эквивалентом товаров.
В зависимости от выбранного эквивалента Брожик различает следующие способы (виды) оценки.
1) Оценка путем сравнения с каким-либо предметом, выступающим в качестве эталона ценности. Такими оценками-сравнениями изобилует обыденное сознание, а также поэзия. Они просты и наглядны. При этом в качестве эталона может выступать и предметный образ: «Ну прямо — лев» (Геркулес, Самсон и другие эталоны силы как ценности); «Вылитый Аполлон» (эталон мужской красоты). Иногда сравнение может быть количественным по значимости («А умнее Б») в рамках одного и того же ценностного качества.
Оценка посредством сравнения с единичным предметом или образом лишь на первый взгляд кажется делом простым. На самом деле при этом подразумевается, что за предметом или образом стоит определенное ценностное понятие, а предмет-эквивалент выполняет роль наглядного знака, символа.
2) В морали, праве широко применяется оценка путем сравнения поступка и совершившего поступок человека с нормой, правилом или другим подобным сознательно установленным эквивалентом. Высокая похвальная оценка:
«Этот человек не крадет, не лжет, не прелюбодействует и т. п.» — подразумевает, что честность, правдивость, целомудрие являются высокими моральными ценностями, которым соответствуют нормы «Не кради», «Не лжесвидетельствуй», «Не прелюбодействуй», и поступки данного человека соответствуют этим нормам. Значит, и в этом способе оценки в конечном счете проводится сравнение с каким-нибудь высшим ценностным понятием: честность, правдивость, добро.
Оценки посредством сравнения с правилом и нормой, по Брожику, страдают некоторыми недостатками. Один из них — «сегментарность» — оценка человека, его поведения, поступка лишь по одному какому-нибудь качеству, а не в целом. Например: «Он не крадет» (оценка по моральной норме); «Он безропотен, как Иов» (оценка сравнением с человеком-эталоном). Такие «сегментарные» оценки слишком неполны, так как остается неясным, каков этот человек в других отношениях. Помимо этого сравнение с нормой слишком определенно, жестко, не признает промежуточных оттенков при оценке. Этот человек — вор или не вор. Тут мы имеем возможность лишь двоичного вердикта (оценки), скажем, в решении суда. В жизни же шкала значений (как мы увидим дальше) выступает гораздо более гибкой, подвижной, многовариантной.
3) Оценка посредством сравнения с эталоном-символомснимает сегментарность. «Родина — мать»; «Дети — цветы жизни» — символические оценки, в которых сравниваемые объекты характеризуются не сегментарно, а в целом, в них выражается общая симпатия или антипатия. Но сравнение с эталоном-символом недостаточно определенно, страдает расплывчатостью, не всегда выражается в форме четкого суждения. Она может иметь вид метафоры, эмоции, даже телодвижения. Например, крепкое рукопожатие — знак уважения, общего одобрения. По отношению ко множеству такая оценка является собирательной и не распространяется на каждый элемент множества в отдельности. «Дети — цветы жизни», но это не значит, что каждый отдельный ребенок производит такое впечатление. Названный недостаток компенсируется наглядностью, эмоциональной насыщенностью, поэтому сравнение с символом широко используется в оценках религиозных, моральных, эстетических, в отличие от правовых, политических, экономических, где доминируют сравнения с нормой, правилом, установлением.
Другим недостатком классификации Брожика является неразличениеим двух разных способов оценки - ценностного и нормативного, нечеткое различение ценностного предиката в виде понятия и в виде нормы. «Убийство — зло» (преступление); «Не убивай, никто не должен убивать». В первом случае сравнение убийства с ценностным понятием достаточно неопределенно, абстрактно, отделено от субъекта действия. Во втором случае - это конкретное требование, запрет путем подведения действия под норму. Грамматически эти два разных сравнения выражены в разных предложениях: индикативном и указывающем на норму. Это различие чрезвычайно важно именно для моральных, а также для правовых квалификаций действий. Оценивать какие-либо акции по «по понятию» или «по закону»? Юристы указывают, что в истинно правовом государстве надо судить по закону, а не по понятиям, которые у каждых людей разные, слишком неопределенные, относительно субъективные. По той же причине юристы отдают предпочтение суду специалистов, а не суду присяжных заседателей, которые большей частью судят именно по своему понятию, а не по норме. Жертвой такого суда стала, например, Катюша Маслова из романа Л. Н. Толстого «Воскресение».
4) Наиболее полными и определенными оценками представляются сравнения с эквивалентами — самыми общими ценностными «абсолютами» и понятиями, такими, как (обычно они пишутся с заглавной буквы) Добро, Красота, Истина, Любовь, Святое и другие положительные ценностные понятия, или с понятиями-антиподами: зло, безобразие, ложь (заблуждение), ненависть, грех и т. п. — в случае отрицательной оценки. Список ценностей и антиценностей, каждый в своем ряду, можно продолжить: полезное и вредное, правильное и неправильное, правомерное и неправомерное и т. д. Оценки посредством сравнения с ценностными «абсолютами», действительно, представляются совершенно определенными, недвусмысленными и категоричными: человек либо добр, либо зол, а третьего не дано. Но подобные определенность и категоричность достигаются ценой крайней абстракции, очищением оценки от всякой конкретной содержательности, потребность в которой всегда ощущается в оценочных суждениях, ибо оценки постоянно затрагивают интересы живых людей, озабоченных тем, что о них думают другие и как они должны думать о себе. Можно справиться о ком-то, какой он человек? И можно получить бедный содержанием ответ: «Он человек хороший, положительный». Но мало кто удовлетворится таким ответом. Можно продолжить: «В каком смысле или отношении хороший? Неужели во всех отношениях? Какие факты, поступки это доказывают?». То есть потребуется содержательная конкретизация общей оценки, и она распадется на множество более частных, конкретных оценок. Все они окажутся не абсолютными, а относительными, а некоторые из них, может быть, и не истинными, а ложными.
Моральные, эстетические, религиозные и другие «абсолюты» являются достоянием отвлеченного философского, теологического мышления, наиболее абстрактными понятиями — категориями. В реальной повседневной жизнедеятельности люди имеют дело с частными ценностями и оценками, которые всегда в той или иной мере относительны и гипотетичны. В каком же отношении находятся они к тем абстрактным «высшим», «абсолютным» ценностным понятиям? Именно этот вопрос, как мы видели, больше всего занимал философов. В каком смысле можно говорить о релятивности оценок?