Мои Конспекты
Главная | Обратная связь

...

Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

Роль ценностей и оценок в познании. Роль производства





Оценка складывается из акта сравнения и выбора того, что признается за ценность. Тот, кто оценивает, формулирует суждения о полезности или вредности, правильности или неправильности, необходимости или ненужности того, что оценивается.

Ценностно-оценочное отношение субъекта к объекту по своему существу отличается от познавательного. При познавательном подходе объект выявляется сам по себе, в абстракции от познающего субъекта, в своих собственных измерениях. При ценностно-оценочном подходе выявляется отношение предмета или процесса к S, отношение к ним S. Здесь субъект не отвлекается от своих переживаний, эмоций, а наоборот, стремиться их учесть; в эмоциях S как бы сливается с О.

Дифференцированность оценок может проявиться у одного и того же субъекта в связи с переоценкой явлений либо в связи с изменением обстоятельств, либо под влиянием накопленного личного опыта.

Во всех случаях познание и переоценка взаимосвязаны: познание может выявить ценность предмета, а иногда, при недостатке информации, приходится оценивать явление приблизительно (на первый взгляд), а затем более полно изучать его, чтобы подтвердить или опровергнуть первичную оценку.

 

 

Рассмотрим подробнее роль ценностей и оценок в естественнонаучном познании.
Для ученых непосредственным внутринаучными ценностями являются: информация, имеющаяся в соответствующей области знания, истинность её содержания, научная картина мира или господствующая научная парадигма, стиль научного мышления, методы проведения экспериментов и прочее.

Но для ученого важны и ценности вне научного плана, так как он является частью человеческого сообщества, цивилизации. Поэтому ему свойственна система социальных ценностей: этических (добро, справедливость), эстетических, политических, и проч.

В ХХ веке особенно понятной стала огромная роль социально-этического и гуманистического аспектов развития науки (проблема клонирования, экологические аспекты). Поэтому особенно важно, чтобы в познании субъект ощущал себя не противопоставленным объекту — миру — а частью его. Пронизывая с помощью техники толщу земли и океана (водного и воздушного) — человек должен помнить, что этим он разрушает и себя — как часть мира. Ценностная ориентация субъекта, сопровождая процесс познания, определяет важность для науки той или иной идеи и способна определять стратегию исследований в науке.

В то же время, неверные оценки чреваты серьезными последствиями для науки. Некоторые ученые подчеркивают, что в естествознании лучше переоценить, чем недооценить новые идеи. Они считают, что вред от новаторства не может быть большим.

Иногда возникает вопрос о том, что, не проще ли в познании ориентироваться только на истину, как единственную ценность. Безусловно что было бы проще: но, во первых, истина далеко не всегда дается сразу в чистом виде. И на пути к ней, в условиях недостатка информации, ученый выдвигает многочисленные предположения и гипотезы, на формирование которых все равно влияет ценностная ориентация субъекта. Ценностная позиция может совпадать с научностью и содействовать раскрытию истины, но может и противодействовать этому. Возможны ситуации, когда система ценностей просто обязана предотвратить какие-либо научные открытия, с которыми человечество пока еще не в состоянии справиться. Философское осмысление мира и его ценностей должно предшествовать поиску частных научных истин.

Роль производства

В настоящее время выделяют три основных типа производства: материальное, информационное и духовное. Роль второго — непрерывно растет, но, к сожалению не за счет первого, а за счет духовного.

Зависит от иерархического расположения следующих элементов:

(1) пример — практика развивается ради человека, его развития. Главная ценность — жизнь. Следовательно, производство ни в коем случае не вредит жизни.
(2) пример — Производство ради производства — безудержное наращивание товаров потребления — в ущерб здоровью (нравственному, психическому и физическому) человека.

Новые тенденции — опережающее развитие информационного производства по отношению к материальному производству, еще больше обостряют проблему необходимости доминирования духовных и ценностных отношений по сравнению с экономическими.

 




Поиск по сайту:







©2015-2020 mykonspekts.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.