Мои Конспекты
Главная | Обратная связь


Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

Технологический цикл товаров



Рассмотренные выше физические свойства единичных экземпляров товаров и товарных партий формируются на разных стадиях технологического цикла товародвижения, даже если они относятся к аналогичным количественным характеристикам. Так, масса, объем и другие размерно-массовые характеристики единичных экземпляров созда­ются на предтоварной стадии, а такие же характеристики товарных партий — на товарной стадии.

В связи с этим необходимо четко представлять основ­ные стадии и этапы технологического цикла, их влияние на формирование и сохранение количественных характерис­тик единичных экземпляров товаров и товарных партий.

Ниже показаны основные стадии и этапы технологичес­кого цикла.

I .Предтоварная стадия: 1— проектирование и/или разработка продукции, 2 — материально-техническое снаб­жение, 3 — приемочный контроль сырья, 4 — производст­во продукции (и/или разработка производства), 5 — окон­чательный контроль готовой продукции.

II .Товарная стадия: 6 — формирование товарных пар­тий, 7 — хранение и транспортирование, 8 — предреализационная товарная обработка, 9 — реализация товаров, 10 — потребление (эксплуатация), 11 — послепродажное обслуживание при эксплуатации или консультирование.

III.Стадия утилизации отходов товаров: 12 — повторное использование или уничтожение отходов.

Таким образом, на предтоварной стадии проектируется, разрабатывается и производится продукция, предназначен­ная для удовлетворения потребностей других производите­лей или конечных потребителей. Не вся произведенная продукция становится товаром. Часть ее может быть отбракована на 5-м этапе при окончательном контроле как дефектная и отправлена на промпереработку или уничтожение.

Этапы предтоварной стадии должны одновременно завершать и продолжать маркетинговые исследования, в ходе которых выявляются реальные или предполагаемые по­требности. Для этого 1-й этап — проектирование и/или разработка продукции — должен осуществляться совмест­но маркетологами и технологами. Целесообразно и участие товароведов крупных фирменных или специализирован­ных магазинов, будущих получателей продукции, для кор­ректировки характеристик товара на этапе его разработки.

Следующими этапами предтоварной стадии — матери­ально-техническим обеспечением, включающим заготовку сырья, вспомогательных и комплектующих изделий, их приемочным контролем по количеству и качеству, произ­водством продукции — занимаются технологи. Товароведы должны учитывать эти этапы лишь с позиций формирова­ния качественных и количественных характеристик товаров, а также для выявления причин возникновения технологических дефектов.

Окончательный контроль качества в промышленных и сельскохозяйственных организациях обеспечивается или специальными контрольными подразделениями, или технологами. Назначение этого этапа — проверка соответствия качества готовой продукции установленным требованиям для предотвращения реализации некачественной продукции.

Этапы предтоварной стадии с 1-го по 5-й предназначе­ны для изготовления единичных экземпляров продукции и/или ее товарной массы (особенно для нефасованной про­дукции).

Товарная стадия начинается с формирования товарных партий из единичных экземпляров. Этот этап осуществля­ется на складе готовой продукции или в экспедиции пред­приятия-изготовителя. Признаки, по которым формируются партии, были указаны ранее, но порой применяются и случайные признаки. Например, иногда недобросовестные изго­товители или продавцы при необходимости реализовать залежавшийся товар включают его в товарные партии вместе с продукцией, изготовленной в более поздние сроки.

Последующие этапы товарной стадии до реализации обеспечивают товародвижение партии в целом и предна­значены для сохранения ее целостности по количеству и качеству. Даже на этапе предреализационной товарной об­работки, несмотря на нарушение целостности единой то­варной массы в ходе разупаковывания, фасования образовавшиеся части (фасованные изделия или отдельные экземпляры) принадлежат определенной товарной партий.

При реализации товарных партий оптовыми организациями происходит их разделение на более мелкие парии, обладающие своей целостностью. При реализации в роз­ничной торговле целостность товарной партии полностью и безвозвратно утрачивается, так как потребитель приоб­ретает один или несколько единичных экземпляров товара и/или товар определенных массы или объема (100 г масла, 1 л молока, 1 кг гвоздей и т.п.).

В результате этого из-за отсутствия признаков, позво­ляющих идентифицировать товарную партию, трудно, а по­рой невозможно установить принадлежность купленного то­вара конкретной товарной партии. Дата покупки, указанная на товарном или кассовом чеке, не является достаточно на­дежным признаком для идентификации товарной партии. Особенно остро проблема стоит при предъявлении претен­зий покупателем по поводу недоброкачественности товаров, в том числе скоропортящихся пищевых продуктов.

Этапы товарной стадии не завершаются реализацией товара. Единичные экземпляры его используются однократно или многократно. Однократное использование товаров при­нято называть потреблением, а многократное — эксплуа­тацией.

При потреблении товар либо полностью утрачивает свои полезные свойства и не может быть вновь применен по назначению, даже если он сохраняется (например, одно­разовые шприцы, гигиенические товары), либо полностью используется (пищевые продукты, парфюмерно-гигиенические средства, лакокрасочные материалы и т.п.). В послед­нем случае не имеет принципиального значения, используется ли единичный экземпляр товара за один прием или многократно. Например, батон хлеба может быть исполь­зован за один прием пищи или за несколько. Мыло, зубная паста используются за ряд приемов. Многократное исполь­зование, когда разовые потребления товара разделены оп­ределенными промежутками времени, существенно влияет на изменение качества товаров и не рекомендуется для скоропортящихся товаров.

Не случайно на некоторых видах консервов, особенно для детского питания, указывают предельные сроки хране­ния продукта после вскрытия банки. Покупателей необхо­димо проинформировать, если товары имеют многоразовое использование и при хранении потребительские свойства их могут значительно изменяться.

Эксплуатация товаров— особый вид потребления. Вследствие многократного использования товара, при котором он не утрачивает функционального назначения, постепенно снижается его качество. Для замедления процессов, ухудшающих качество, а также для предупреждения или устранения дефектов необходим этап послепродажно­го обслуживания товаров при их наладке и эксплуатации.

На этом этапе о рациональном потреблении товаров одно- или многократного использования может быть дана информация, например в форме консультаций.

Использованные товары, частично или полностью со­хранившиеся, но утратившие потребительские свойства, переходят в категорию отходов (ликвидных или неликвид­ных) и подлежат повторному использованию (промпереработке) или уничтожению. Стадия утилизации отходов завершает технологический цикл товаров. Списание товар­ных отходов и контроль за их отправкой в специализиро­ванные организации по уничтожению отходов осуществля­ют представители органов санитарно-эпидемиологического надзора Товароведы торговых организаций также прини­мают участие в этой работе.

 




Поиск по сайту:







©2015-2020 mykonspekts.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.