Мои Конспекты
Главная | Обратная связь


Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

Раскройте процесс перестройки пространственного мышления подростков при изучении перспективы на уроках изобразительного искусства.



Учащиеся 8 класса относятся к подростковому возрасту].

Подростковый возраст это весьма сложный, таящий в себе опасность кризисных явлений, период в жизни ребенка. В этот период организм ребенка претерпевает кардинальные изменения, развертывается процесс полового созревания. У подростка возникает ощущение собственной взрослости. У него возникает представление о себе уже не как о ребенке, он стремится быть и считаться взрослым. Отсюда у ребенка возникает новая жизненная позиция по отношению к себе, к окружающим людям, к миру. Он становится социально активным, восприимчивым к усвоению норм, ценностей и способов поведения, которые существуют среди взрослых.

Поэтому период подросткового возраста характерен тем, что здесь начинается формирование морально нравственных и социальных установок личности ученика, намечается общая направленность этой личности.

Подросток стремится к активному общению со сверстниками, и через это общение он познает самого себя. У него возникают потребности, которые он должен удовлетворять только сам (потребность в общении со сверстниками, дружбе и любви). Родители и вообще взрослые не могут при всем желании решить проблемы подростков, связанные с их новыми потребностями, между тем как удовлетворение всех основных потребностей младших школьников зависит в основном, от родителей. Все это часто болезненно сказывается на отношении учащихся к взрослым, в том числе и учителю, и к учению.

Общая картина работы учащихся на уроках по сравнению с младшими классами ухудшается. Ранее примерные и аккуратные ученики позволяют себе не выполнять задания. Тетради ведутся неряшливо. У многих учеников меняется почерк, он становится неразборчивым и небрежным. При решении математических задач некоторые подростки не проявляют нужной настойчивости и прилежания.

В этом возрасте дети обнаруживают особую расположенность к совместным действиям. Склонность к активному времяпрепровождению ярко обнаруживается в играх. Рост умственных сил проявляется в интересе к играм и умственным упражнениям. Многие любят задачи на сообразительность, осваивают шахматы и т.п. Таким образом, рост умственных и физических сил изменяет характер активности подростков: в гораздо большей степени, чем раньше, их начинают привлекать занятия, требующие определенного упорства и самостоятельности. Одним из важных средств, активизирующих учебный процесс, является побуждение познавательной потребности. Познавательная потребность занимает важное место в общем психологическом развитии личности, и особенно ее мотивационно-потребностной сферы. Познавательная потребность - это мотивационно-личностное образование, которое почти на всем протяжении школьного возраста проявляется в любознательности учащихся, находя отражение в системе его учебных и вне учебных интересов.

Выделяют два уровня познавательных потребностей у учащихся 13-17 лет.

1) Любознательность (характерна для учащихся 7-9 классов).

2) Целенаправленная познавательная деятельность (чаще всего наблюдается у учащихся 10-11 классов)[16]. Значительно менее очевидно, хотя, может быть, гораздо более важную роль в успешности обучения играет воля учащегося. Начинать воспитание воли следует с приобретением привычки решать задачи сравнительно незначительной трудности. Систематически преодолевая сначала небольшие трудности, а со временем и значительные, учащиеся тренируют и закаляют свою волю.

На умственные процессы и, следовательно, на успешность обучения влияет так же ряд факторов, которые с виду не имеют к ним никакого отношения. Это такие стороны личности человека, как эмоции, чувства, настроение в данные момент, темперамент, характер и другие.

Только при условии того, что если задача доступна учащемуся, если цели ее решения ясны, если он чувствует свое движение вперед, то создающиеся при этом положительные эмоции облегчают дальнейшее решение.

Вопрос о влиянии внушения и самовнушения чрезвычайно важен в обучении решению задач. Педагог должен проявлять чуткость в своих беседах с учащимися. Всевозможные замечания вроде таких, что " у тебя все равно ничего не получится ", способны в сильнейшей степени деморализовать учащегося, особенно подростка. И наоборот, уверенное убеждение, что "задача должна решиться потому, что ты серьезно занимаешься, а ты не хуже других", во многих случаях сыграет свою положительную роль.

 

Может быть, еще большую роль играет самовнушение. Если учащийся почему-то пришел к выводу, что "он не способен", что "ничего не получится", то, конечно, сколько времени он ни сидел бы над задачей, он все равно задачи не решит. Такое самовнушение подростка парализует его волю, лишает его концентрации мысли, и он не сможет мобилизовать столько энергии на преодоление стоящих перед ним задач, сколько он мог бы проявить в нормальных условиях. В этом случае надо добиться перелома в психике учащегося-подростка, вселить в него уверенность в своих силах, возбудить волю. Возможно, что учащемуся, потерявшему веру в себя, целесообразно сначала дать для решения самые простые задачи, чтобы дать ему возможность поверить в свои силы.

При изучении перспективы у подростков формируется абстрактное восприятие, пространственное мышление, они способны представлять предметы, перекрывающие друг друга, уходящие, сокращающиеся в даль, способны представлять взаимодействие предметов и среды, закономерность существования предметов по принципам линейной перспективы.

Б 5

 

 

2.Разработайте конспект урока–беседы для учащихся 5 класса по теме «Виды изобразительного искусства и основы их образного языка»

 

Тип урока – урок беседа, изучение нового материала.

Цель – знакомство с видами изобразительного искусства и основами их образного языка

 

Урок: "Основы языка изображения"

 

Задачи:

Воспитывать интерес к познанию нового в искусстве.

Воспитывать эмоционально-эстетическую отзывчивость на прекрасное в искусстве ив жизни.

Научить понимать специфику языков различных видов изобразительного искусства.

 

Зрительный ряд:

Диапозитивы:

 

1. А. Матисс. Женское лицо;

2. П. Пикассо. Клоун;

3. К. Писсаро. Бульвар Капуцинов;

4. П. Клодт. Кобыла с жеребёнком;

5. П. Клодт. Скульптурная группа на Аничковом мосту;

6. А. Дейнека. Оборона Петрограда;

7. М. Сарьян. Пальма;

8. И. Грабарь. Февральская лазурь;

9. В. Мухина. Крестьянка;

10. В. Ван Гог. Красные виноградники в Арле;

11. М. Куприянов. Рисунки;

12. М. Сарьян. Цветы;

13. А. Матисс. Натюрморт с бронзой;

14. А. Рылов. В голубом просторе.

Детские работы.

Карточки-задания.

 

ХОД УРОКА

 

Учитель: Здравствуйте, ребята! Всегда интересно узнать тайну искусства, тайну мастерства. У каждого художника, музыканта, поэта свои секреты и мы их, конечно, узнать не в состоянии, но мы попробуем чуть-чуть заглянуть в тайны искусства. Назовите известные Вам виды искусства.

 

Учащиеся: Изобразительное искусство; литература; театр.

 

Учитель: И у каждого искусства есть свои секреты, тайна, свой язык. На каком языке говорит музыка, из чего она состоит?

 

Учащиеся: Ноты, мелодия.

 

Учитель: Верно, а литература?

 

Учащиеся: Это – слово.

 

Учитель: А на каком языке говорит искусство балета?

 

Учащиеся: На языке жеста, движения, пластики.

 

Учитель: Верно. А давайте сейчас и мы с вами попробуем немного поговорить на языках этих искусств. Нужно рассказать о лебеде. Первому ряду это надо сделать на языке литературы, второму ряду на языке балета, а третьему ряду на языке рисунка. Подумайте.

Итак, попробуем, кто начнет рассказывать?

 

Учащиеся: Лебедь белый, у него длинная шея.

 

Учитель: Все так, но ведь мы говорим на языке искусства. А язык этот могуч – может заставить и плакать, и смеяться. И нужно показать нам этого лебедя, чтобы мы представили, насколько он прекрасен.

 

Учащиеся: Прекрасный белый лебедь плывет по зеркальной глади озера. Он горделиво выгнул свою стройную шею. Но вот он поднял голову, широко взмахнул крыльями и полетел ввысь, к солнцу.

 

Учитель: Хорошо, спасибо! А кто попробует рассказать о лебеде языком балета?

Второй ряд, кто попробует изобразить нам лебедя?

 

Учащиеся пытаются движениями изобразить лебедя.

 

Учитель: И посмотрите, пожалуйста, на доску. Третий ряд предложил свой вариант изображения лебедя на языке рисунка. Спасибо! Вот видите, ребята, каждое искусство, как и каждый народ, каждая нация имеет свой язык. Ведь когда мы приходили на балет, мы не ждали, что герои заговорят или запоют.

 

Учитель: А вот интересно, на каком языке разговаривают художники: живописцы, графики, скульпторы?

Выйдите 4 человека к доске: Лена, Оксана, Игорь, Саша.

Выберите материал для своей работы. Вам задание – нарисовать яблоко.

Изобразительное искусство тоже имеет свой особый язык, который нужно знать, чтобы понять, что хотели показать художники в своем произведении.

Два вопроса можно задать по отношению к любому произведению: “Что?” и “Как?”

У наших художников на вопрос “Что?” ответ один. А вот на вопрос “Как?”, каким языком, средствами художественной выразительности он пользуется, мы попробуем ответить. Итак, Лена у нас рисовала карандашом. При помощи какого языка она показала нам яблоко?

 

Учащиеся: При помощи линий.

 

Учитель: Да, верно, Лена говорит с нами на языке линии. А Игорь?

 

Учащиеся: У Игоря была пастель, и он сделал цветом.

 

Учитель: У него множество цвета или одно цветное пятно?

 

Учащиеся: Цветное пятно.

 

Учитель: И язык, на котором разговаривал Игорь, это пятно. У Саши был уголь, каким средством художественной выразительности он пользовался?

 

Учащиеся: У него тоже пятно и ещё штрихи.

 

Учитель: Верно, у него в рисунке и пятно, и штрихи – языки графики. А у Оксаны?

 

Учащиеся: У неё много красок, цвета.

 

Учитель: Оказывается, художник пользуется различными средствами художественной выразительности, говорит на различных языках для передачи своей идеи.

Мы с вами познакомились с четырьмя языками ИЗО. Давайте же посмотрим, как ими пользуются художники, и какие есть у художников ещё тайные средства?

Посмотрите на эту работу, на каком языке говорит с нами художник? (А. Матисс Женское лицо).

 

Учащиеся: На языке линии.

 

Учитель: И что же ещё поразило в этом лице?

 

Учащиеся: Разлет бровей, овал лица, глаза, изящная линия шеи.

 

Учитель: А как вы думаете, нужен здесь цвет?

 

Учащиеся: Нет. Художник сумел одной линией передать прелесть этой девушки.

 

Учитель: Каков характер линии в этой работе?

 

Учащиеся: Она плавная, спокойная.

 

Учитель: А в этой работе? (П. Пикассо "Клоун")

 

Учащиеся: Здесь линия живая, озорная, веселая.

 

Учитель: Верно, совсем иная линия и совсем другой характер изображения.

Большие возможности таит линия, а зачем художники используют пятно? (К.Писсаро "Бульвар Капуцинов")

 

Учащиеся: Чтобы передать что-то обобщенно, силуэтом.

 

Учитель: Посмотрите на эти две скульптурные работы. Что изобразил художник? (П.Клод Скульптурная группа на Аничковом мосту, Кобыла с жеребенком).

 

Учащиеся: Изображены лошади. Но как? – первая работа изображает противоборство вставшего на дыбы, рвущегося из узды коня и сильного молодого человека. И объем, художник трактует динамично, взволнованно. Совсем иначе передан объём во второй работе. Каков же его характер здесь?

 

Учащиеся: Он мягкий, нежный, плавный.

 

Учитель: Да, у объёма – языка скульптуры тоже есть свой характер: он то, бурный, взволнованный, то озорной, веселый, то нежный, то грустный. А, что такое ритм?

 

Учащиеся: Это чередование элементов, повтор.

 

Учитель: Приведите примеры ритма, существующие в природе.

 

Учащиеся: Это биение сердца, смена дня и ночи, смена времен года.

 

Учитель: Правильно, но оказывается ритм это ещё один секрет, которым пользуются художники. (А.Дейнека Оборона Петрограда.)

Посмотрите на эту работу и сравните ритм верхней её части и нижней. Какие они и для чего художник применяет их?

 

Учащиеся: Внизу четко видно, стройно идут колоны бойцов. Ритм людей, ритм шагов, ритм штыков, строгий, чеканный.

Художник показывает нам решимость этого строя, передает движение. А в верхней части картины художник показывает усталость, боль людей, двигающихся с фронта и ритм такой же – надломленный, усталый.

 

Учитель: И ещё один секрет. (М.Сарьян Пальма; Грабарь Февральская лазурь.) Перед нами два живописных произведения. Художники-авторы этих работ разговаривают с нами языком цвета. Почему они взялись за краски, что их заинтересовало, поразило? Им, наверное, было интересно настроение, состояние природы. И они выразили свои чувства при помощи цвета. Какой же цвет в первой картине – Сарьяна?

 

Учащиеся: Это жаркие, знойные цвета.

 

Учитель: Правильно сочетание цветов – колорит здесь хорошо передает накаленный песок, застывший жаркий воздух, палящее солнце. Теплый, жаркий колорит. А в картине Грабаря?

 

Учащиеся: Здесь совсем иное настроение. Цвета переливаются холодными оттенками, как в ракушке. Замечательно передает художник морозный зимний день, холодный колорит картины поражает искрящимся снегом, веселыми солнечными зайчиками.

 

Учитель: Оказывается, и у цвета – языка живописи тоже имеется свой характер, свое настроение. Мы сейчас узнали 5 основных средств художественной выразительности – 5 языков изобразительного искусства. Какие это средства?

 

Учащиеся: Линия, пятно, ритм, цвет, объём.

 

Учитель: Как мы из букв составляем слова, так и художник в произведении с помощью этих средств рассказывает о своих чувствах. Но редко, когда художник применяет одно из средств художественной выразительности, чаще они выступают вместе. Вот это и предстоит вам выяснить. Каждый сейчас получит репродукции произведений искусства. Посмотрите и ответьте на вопрос: что и как изображает художник. Какими средствами он пользуется для передачи идеи в своём произведении (индивидуальная работа по репродукциям).

К следующему уроку посмотрите репродукции с картин художников, как они используют средства художественной выразительности в своих произведениях.

 

3.Опишите методику проведения урока – беседы по изобразительному искусству при изучении темы «Виды изобразительного искусства и основа их образного языка»

- дайте характеристику основных практических знаний, которыми должны овладеть учащиеся по этой теме: дети должны различать виды искусства (балет, музыка, изо.искусство), и знать их средства выразительности (жесты, ноты, мелодии, линия, пятно, цвет, форма и т.д.), уметь анализировать по базовым средствам выразительности картины художников, понимать в каких ситуациях конкретно используются те или иные средства выразительности.

- предложите приемы работы с наглядным материалом по выявлению особенностей языка живописи, графики, скульптуры; Следует использовать разные стили и направления в искусстве для анализа, скульптуру следует представлять в разных материалах и техниках, рельефе и круглой скульптуре, графику анализировать по работам, выполненных в разных техниках и материалах (тушь, аквареь, карандаш, офорт, линогравюра и т.д.)

- назовите методы, используемые при проведении урока-беседы; Метод опроса, беседы, сравнения картин, выдвижение проблемных вопросов.

- разработайте круг вопросов по теме беседы; Какие виды искусства вы знаете? Какие средства выразительности им характерны? Какие средства выразительности используют художники в наших иллюстрациях?

- дайте обоснование подбора зрительного ряда для урока-беседы.

Иллюстрации выбраны по разным направлениям и стилям в изо. Искусстве, в каких-то картинах выразительные средства – это пятна, где-то линии, где-то акцент на цвет или освещение и т.д.

 

 

Б 6

1. Спроектируйте изучение данного раздела истории художественного образования для учащихся 7 класса общеобразовательной школы, составьте конспект урока-соревнования “Представление о красоте человека”.

Конспект урока изобразительного искусства.

Школа, класс 7 класс общеобразов.школы

Тема урока Представление о красоте человека

Тип урока урок-соревнование

Цель урока. Рассмотреть разные представления о человеческой красоте в разные периоды истории. В Др.Греции – ценилась идеальнаявнешняя красота, строгие пропорции, в эпоху просвещения больше ценился внутренни мир человека, ум, а не красота).

Задачи урока

Познавательные (знания) об эталонах красоты в разных эпохах

Обучающие (умения и навыки) рассуждать, анализировать, делать выводы, умение создавать говорящий – образ (эмблема – образ красивого человека)

Развивающие Абстрактное мышление, фантазия

Воспитывающие аккуратность, терпение, внимательность к другим.

Методы, используемые на уроке:

Объяснительно иллюстративный: репродукции картин Рейнольдса «Портрет поковника Бэннестера Тарлтона», «Портрет капитана Роберта Орма, Томас Гейнсборо «Супруги Эндрюс», иллюстрации скульптур Др.Греци (Венера Милосская,Дорифор, Дискобол и т.д.).

Оборудование урока:

Для учителя:

Визуальный ряд: репродукции картин Рейнольдса, иллюстрации скульптур Др.Греци (Венера Милосская,Дорифор, Дискобол и т.д.).

Для учащихся:

Половина класса подготавливают заранее презентации с репродукциями художников 18 века, а вторая половина подготавливает презентации по искусству Др.Греции, бум., гуашь.

Организация занятия

1 Время начала и окончания урока 2 мин

2 Время на сообщение темы урока и объяснения нового материала 5 мин.

3 Время на восприятие натуры, предметов искусства

(цвет, форма, пропорции, образ) 5 мин

4 Время на выполнение теоретического задания учащимися 10 мин

5 Время на выполнение практического задания учащимися 15 мин

6 просмотр и анализ детских работ 5 мин.

7 Время на подведение итогов урока и дачи домашнего задания 3 мин.

1.Вопросы обобщенного характера, направленные на установленные связи между содержанием произведения и средствами выразительности.

Как художники др.греции добивались утонченной красоты своих произведений (строгие пропорции)? Какие средства выразительности использовали художники просвещения? (цвет, композиция, фон – передающий настроение или рассказывающий о портретируемом)

2.Искуствоведческий рассказ учителя:

3.Прием выявления композиционных и колористических особенностей картины и поиск вариантов решения образа:

Гейнсборо «Супруги Эндрюс» - изображена молодая пара на территории своих владении. Муж вернулся с охоты, а жена сидит на изящной скамье. Портрет передает индивидуальности каждой модели, а пейзаж подчеркивает их знатное происхождение, богатство. Поэтому то пейзажу отведено большая часть полотна, а супруги сдвинуты в правую часть картины.

В скульптуре Венера Милосская мы видем идеальные пропорции и потерю индивидуальности, мы не можем ничего сказать про ее общественный статус или вообще какую-либо информацию. Мы можем только восхищаться потрясающей идеальной красотой.

 




Поиск по сайту:







©2015-2020 mykonspekts.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.