Мои Конспекты
Главная | Обратная связь


Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

Русская живопись начала XIX века



 

Наследие В.Л.Боровиковского (1757-1825) отражает в большей мере эстетику нового, XIX века. Его многочисленные картины с поэтическими интерпретированными женскими образами воплощают идеи сентиментализма. Этот мотив четко выражен и в принадлежащем музею Женском портрете (1805) – очень типичном для Боровиковского несколько "постановочном" изображении молодой женщины на фоне пейзажа в белом открытом платье с наброшенным на плечо красным шарфом.

 

Собранию музея принадлежат две подписные работы 1810 года такого малоизученного художника, как Иван Смирновский: Женский портрет (1810) и Портрет двух девочек (1810). Не исключено, что изображенные на них молодая женщина и две ее дочери имеют отношение к семье Аксаковых, имение которых находилось в Самарской губернии.

 

Одним из лучших выпускников пейзажного класса Академии художеств был рано умерший М.И.Лебедев (1811-1837), получивший возможность в качестве стипендиата совершенствоваться в Италии. В окрестностях Рима ему особенно нравилась живописная буковая аллея, ведущая из Альбано в Кастель Гандольфо. Именно там был написан пейзаж Альбано (1836) по заказу графа В.П.Орлова-Давыдова, из имения которого Усолье он и поступил в музейную коллекцию. Несмотря на академическую скованность, молодой пейзажист в этой работе сумел передать ощущение жаркого дня жаркого дня и сиреневатую дымку, окутавшую горы и городок Альбано, которые видны в просвете между деревьями. Очень оживляют широкую затененную аллею живописные фигуры итальянцев в ярких национальных одеждах.

 

Настоящим выразителем академических идей первой половины XIX века стал К.П.Брюллов (1799-1852)– в равной мере блистательный мастер как многофигурных композициях, так и в парадных портретах. Коллекции музея принадлежит портрет великой княжны Ольги Николаевны. Художник только начал над ним работу: коричневой краской сделан контурный подмалевок и первая тоновая прописка лица. Голубым цветом едва намечено декольтированное платье. Но даже в таком виде портрет интересен как один из начальных этапов большого мастера.

 

До 60-х годов XX века Брюллову приписывался также портрет его ученицы Л.С.Бороздны-Стромиловой (1813-1895), так как в левом нижнем углу стоит его подлинная подпись. Но очевидная подражательность портрета заставила усомниться в его принадлежности кисти знаменитого портретиста. Благодаря воспоминаниям Воейковой, в которых изложена история написания портрета, и после проведенной сравнительной экспертизы выяснилось, что на нем изображена сестра Бороздны-Стромиловой — М.С.Воейкова (1836). Брюллов поправил работу своей ученицы (написал ветку дерева и коричневую перчатку на руке девушки) и поставил рядом с ее подписью свою. Мастерски написанные художником живые детали заметно отличаются от скованной и робкой живописи всего произведения.

 

Пятью произведениями представлен в коллекции крупнейший русский художник-маринист И.К.Айвазовский (1817-1900), который уже в 27 лет был избран членом Российской, Римской, Парижской и Амстердамской академий. Из четырех полотен, находящихся в постоянной экспозиции, особенный интерес вызывают два его пейзажа: "Десант Н.Н.Раевского у Субаши" (1839) и "Утро в Гурзуфе".

 

В семье Раевских бережно хранилась и передавалась по наследству картина "Десант Н.Н.Раевского у Субаши" — раннее произведение начинающего мариниста Айвазовского. В 1839 году молодой художник с блокнотом и карандашом лично участвовал в военной операции у берегов Мингрелии, возглавляемой начальником Кавказской прибрежной линии генерал-лейтенантом Н.Н.Раевским, затем написал несколько картин на эту тему. Хотя в марине еще по-ученически робко написана зеленовато-грязная вода и закрытое облаками небо, зато очень тщательно прорисована оснастка кораблей.

 

В разное время в собрание музея поступили пять портретов кисти В.А. Тропинина (1776-1857), художника, искусство которого стало воплощением московской культурной жизни первой половины XIX века. Произведения показывают разные стороны таланта Тропинина: есть среди них и раннее, написанное в 1818 году в доме графа Моркова (крепостным которого был художник), изображение дочери гувернантки Боцигетти; и детский портрет "сына Казакова"; и превосходный, полный обаяния и жизни портрет сестры художника А.А.Тропининой (в замужестве Барабаш); и позднее авторское повторение портрета девушки-украинки, и, наконец, считавшийся утраченным после революции портрет канцлера М.М.Сперанского (1839).

 

Последний поступил в музей сильно поврежденным и сразу же был отправлен на реставрацию в Государственные центральные художественно-реставрационные мастерские (Москва). Возвращен к жизни один из лучших портретов, исполненных художником. Он написан по-тропинински добротно: четкость и прямолинейность в изображении характерного внешнего облика Сперанского, дополненная строгой обстановкой рабочего кабинета, помогают выявить его характер, отличавшийся педантизмом, деловитостью и большой энергией. Прежде всего в портрете поражает светски-любезное, но абсолютно замкнутое лицо много пережившего пожилого человека.

 

Знакомясб с экспозицией ребята могу посмотреть фильм в музее, поиграть с экскурсоводом (например детям раздаются карточки с изображением части картины, а они должны найти саму картину) Экскурсия может проходить на полу и может быть посвящена только одной картине. Разным ребята можно раздать кусочки ксерокопий с изображением картин и они должны их собрать а потом отыскать оригинал на экспозиции. Возможна и другая форма работы – ребята в школе проходят данный исторический период изобразительного искусства а в музее изучают оригиналы. Дети должны в музее вести себя аккуратно, вопросы задавать по одному, внимательно слушать экскурсовода и аккуратно выполнять все его задания. По итогам посещения музея ребята могут самостоятельно написать сочинение о походе, а так же нарисовать картину об этом мероприятии или же на понравившийся сюжет.

Для экскурсии возможно выбрать только одну работу, но тогда следует порассуждать с детьми о создании этой картина, идее автора, используя прием»вхождения в картину» можно попросить ребят пофантазировать о том, что было с героем до момента запечатления на холсте, а что позже, какя социальная подоплека есть в идее, какие чувства испытывают зрители, а камие испытывали сами герои. Для подобного обсуждения можно выбрать картины Маковского «Две сестры» или «Две матери». Первая рассказывает историю жизни двух сестер из интелегентной семьи, одна их сестер бедна, но при этом находится рядом с престарелым отцом, скромная, интелегентная, а вторая сестра хорошо одетая, явно ни в чем себе не отказывающая ведет разгульный образ жизни и явно находящаяся на содержании у богатого господина. В картине «Две матери» рассказывается история семьи с приемным ребенком в момент появления родной матери, требующей возврата дитя.

Результатом подобного урока экскурсии может быть сочинение о походе в музей или самостоятельная работа детей, выполненная по названию, данную художником.

Критерии оценки – активность и внимательность в процессе экскурсии, оригинальность домашнего задания – картины или сочинения. Картину оценивают по стандартным критериям – композиции, решению замысла, оригинальности, средства выразительности, аккуратность.

3 Раскройте специфику работы с учащимися в условиях музейной экспозиции на конкретном примере зала «Русское искусство первой половины XIX века» Самарского художественного музея:

- раскройте основные принципы и методы работы с учащимися в условиях музейной экспозиции;

- приведите примеры различных игровых форм работы на экспозиции;

- используйте прием «вхождения в картину» для воссоздания событий и действий героя на этапе знакомства с идейным содержанием произведения;

- определите общие требования к работе с подлинником в музее;

- предложите варианты заданий при восприятии произведения искусства и по итогам посещения музея;

- оцените педагогическую эффективность уроков в музее для формирования навыка художественного восприятия произведения искусства.

ребята могу посмотреть фильм в музее, поиграть с экскурсоводом (например детям раздаются карточки с изображением части картины, а они должны найти саму картину) Экскурсия может проходить на полу и может быть посвящена только одной картине. Разным ребята можно раздать кусочки ксерокопий с изображением картин и они должны их собрать а потом отыскать оригинал на экспозиции. Возможна и другая форма работы – ребята в школе проходят данный исторический период изобразительного искусства а в музее изучают оригиналы. Дети должны в музее вести себя аккуратно, вопросы задавать по одному, внимательно слушать экскурсовода и аккуратно выполнять все его задания. По итогам посещения музея ребята могут самостоятельно написать сочинение о походе , а так же нарисовать картину об этом мероприятии или же на понравившийся сюжет

 

 

Б12

 

2.Спроектируйте изучение данной темы учащимися в 6 классе детской школы искусств, разработайте конспект урока «Ценности повседневной жизни. Бытовой жанр».

Тема урока «Ценности повседневной жизни. Бытовой жанр».

 

Тип урока урок получения новых знаний

Цель урока. Знакомство с бытовым жанром

Задачи урока

Познавательные (знания) о бытовом жанре

Обучающие (умения и навыки) внимательного отношения к действительности, окружающим нас мире и события

Развивающие Абстрактное мышление, фантазия

Воспитывающие аккуратность, терпение, внимательность, любовь к труду.

Методы, используемые на уроке:

Объяснительно иллюстративный картины Венецианова. «На Жатве» «На Пашне» и т.д.

Искусствоведческий рассказ

Бытовой жанр — жанр изобразительного искусства, посвящённый повседневной частной и общественной жизни, обычно современной художнику. К бытовому жанру относятся бытовая (жанровая) живопись, графика и скульптура, преимущественно небольших размеров. Бытовые сцены, известные ещё с древних времён, выделились в отдельный жанр искусства лишь в феодальную эпоху. Расцвет бытового жанра Нового времени связан с ростом демократических и реалистических художественных тенденций, с обращением художников к народной жизни и трудовой деятельности простых людей, с постановкой в искусстве важных социальных вопросов.

В 19 веке бытовой жанр раскрылся в работах Венецианова и его школа, наибольшую известность А. Г. Венецианову принесли написанные им образы крестьян. «Жнецы», «Спящий пастушок», «Захарка» уже почти два столетия своей свежестью и искренностью привлекают внимание зрителя.,передвижники – Репин «Вечеринка» изображение народного гуляния вечером в избе с песнями и плясками «Бурлакина волге» - социальный сюжет, подчеркивается тяжелый труд бурлаков., 20 век -Кустодиев выступает с работами новыми по своей концепции — сериями полотен на темы ярко-праздничного крестьянского и провинциального мещанско-купеческого быта («Балаганы», «Масленицы»), в которых видны черты модерна. Работы зрелищные, декоративные раскрывают русский характер через бытовой жанр. На глубоко реалистичной основе Кустодиев создавал поэтическую мечту, сказку о провинциальной русской жизни. Большое значение в этих работах придаётся линии, рисунку, цветовому пятну, формы обобщаются и упрощаются — художник обращается к гуаши, темпере. Для работ художника характерна стилизация — он изучает русскую парсуну XVI—XVIII вв., лубок, вывески провинциальных лавочек и трактиров, народные промыслы.

 

В дальнейшем Кустодиев постепенно всё более смещается в сторону иронической стилизации народной и, особенно, быта русского купечества с буйством красок и плоти («Красавица», «Купчиха за чаем»).

 

В работах Пластова отражены испытания советского народа в годы Великой Отечественной войны («Фашист пролетел», 1942), патриотический труд женщин, стариков и детей на колхозных полях в военные годы («Жатва», «Сенокос», 1945, обе картины удостоены в 1946 Сталинской премии), праздник выборов в Верховный Совет («Едут на выборы», 1947), послевоенный трудовой подъем («Колхозный ток», 1949, «Ужин трактористов», 1951), быт русской деревни («Родник», 1952, «Летом», 1954). Так же широко известна получившая широкий резонанс в обществе картина «Весна». Главная героиня картины была прозвана «Северной Венерой».

 

Теоретическое задание:

Обсуждение картин Венецианова, Репина,Кустодиева,Пластова и т.д.

Чем любовались художники, что хотели передать, что их трогала в повседневной жизни?

Активность детей на уроке:

Эмоциональная позитивный настрой

Речевая обсуждение картин.

Умственная придумвают эскизы собственной композиции

Двигательная - переменка

 

Практическое задание

Создание эскизов на волнующие темы повседневной жизни

Уровень задания

1.учебное умение в композиции выражать идею

2.учебно-творческое

3.творческое подбор наиболее выразительных средств

Критерии оценки работ учащихся. Идея, аккуратность, композиционные критерии, умение владеть цветом

 

 

Перспективы дальнейшего развития темы урока, теоретического, практического задания

а) на последующих уроках выполнение композициив формате

б) на внеклассных занятиях поход в музей

в) самостоятельно учащимися -

Приемы, направленные на развитие творческой активности учащихся

Описание жизненных ситуаций, вызывающих определенные эмоции, Рассмотрение картин художников.

Оценка урока

1реализация цели, задач. Выполнены

2 оценка методического уровня - дает хорошие результаты

3 качество знаний учащихся - на хорошем уровне

4 уровень творческих способностей учащихся - на уровне выше среднего

5 эффективность применения наглядных материалов - очень эффективны

6 выводы по уроку Урок прошел успешно.

 

3. Опишите методику творческой работы над композициями на темы окружающей жизни на основе наблюдения и зарисовок с натуры:

- объясните, на каком этапе обучения изобразительному искусству происходит формирование навыков рисования с натуры;

Рисование с натуры начинается после получения детьми базовых знаний о компоновке, представлении о перспективных сокращениях и построениях.

- приведите пример овладения учащимися навыками художественного наблюдения и оценки действительности;

Навыки наблюдения действительности проявляются тогда, когда ребенок способен выбрать из действительности наиболее нужные объекты и среду, акцентироваться на главном

- разработайте упражнения поэтапного развития и формирования навыков передачи формы, пропорций, конструктивного построения изображаемых предметов;

Натюрморты из сложных по форме предметов, для построения которорых требуется проанализировать форму (мысленно разбить их на простые геометрические фигуры) и выстроить ее с учетом перспективных сокрщений, с полной прориовкой

- раскройте значение совершенствования зрительной памяти, воображения для становления профессиональных качеств;

Многие явления в жизни проиходят очень быстро и художник не в состоятии их моментально зарисовать, в этом случае следует развивать зрительную аналитическуюб памть, тоесть подробно запоминать все детали оттенки, цвета и т.д., чтобы потом воплотить их в работах.

- спрогнозируйте возможные ошибки учащихся в процессе работы с натуры и предложите варианты упражнений по преодолению конкретных трудностей.

Проблемы могут бть при выборе главого, в пейзаже часто стоит сосредоточится на более камерном мотиве, нежели передавать весь простор иногда его не получается скомпоновать должным образом (следу5ет писать кусочки – отивы пейзаж, каждый хорошо закомпоновывать, а потом переходить к много плановым пейзажам), ошибки могут быть в цвете(одно итоже небо на всех этюдах) следует писать этюды в разное время суток и состоинии природы. И т.д.

 

 

Б13

 

2.Спроектируйте изучение данной темы в 8 классе школы с углубленным изучением гуманитарных дисциплин на примере урока «Художник – выразитель идей, мыслей, чувств людей своего времени».

«Художник – выразитель идей, мыслей, чувств людей своего времени».

Тема:

Задачи:

1. Формирование отзывчивости, способности сопереживать чужому горю и чужим страданиям.

2. Формирование умения воспринимать произведение искусства, в котором отражены драматические картины жизни.

3. Совершенствовать изобразительные навыки.

 

Задание: рисунок с драматическим сюжетом, придуманный автором.

Материал: гуашь, кисти, бумага.

Наглядные пособия:

- репродукция (слайды) и фрагменты картины В.Г.Перова «Тройка»;

- репродукции картин: Рембрандт «Возвращение блудного сына»,

П.Пикассо «Старик и мальчик», В.Г.Перов «Проводы покойника» Брюллов «Последний день Помпеи».

- детские работы.

 

Ход урока:

I. Введение в урок.

-- Ребята, посмотрите какая необычная на доске выставка работ художников. Что объединяет все работы?

(Выслушивание ответов учащихся)

В каждой картине есть свой драматический сюжет, своя история, которая рассказывает о страданиях и горе людей.

II. Совместное целепологание.

-- Ребята, какое чувство вызывают у вас эти картины?

Действительно, нам жалко героев этих картин, мы им сочувствуем.

-- Зачем художники обращаются к таким грустным темам?

Наверно они хотят помочь людям понимать друг друга. Умение чувствовать чужие беды и страдания делает человека по-настоящему Человеком. Когда человек не умеет понимать других людей, его называют черствым, сухим. Объединить людей состраданием ко всему живому – это значит научить их быть великодушными людьми.

-- Дети, способны ли мы с вами сопереживать чужим страданиям?

Ребята, все картины, которые мы с вами рассмотрели очень разные, но почему же? —(Потому что они принадлежит определенной эпохе, которой свойственны свои вкусы и взгляды, свой художественный стиль; потому что художники принадлежат к определенному слою общества, идеи которого они выражает, потому что они обладает собственным художественным видением)

 

Практическое задание:

Создание картины на сюжет из собственной жизни или жизни друга, современный сюжет

Итог урока: выставка детских работ, оцениваем аккуратность, композицию, сюжет(идею) оригинальность исполнения.

Домашнее задание: подготовка доклада об истории любой картины исторического или бытового жанра русского искусства

 

3.Расскажите о формировании понятий, направленных на осознание ценности человеческой личности при изучении данной темы:

- обоснуйте подбор иллюстраций по теме;Перов «Тройка» автора волновал социальный сюжет – тяжелый детский труд Рембрандт «Возвращение блудного сына» - нравоучительный сюжет. П.Пикассо «Старик и мальчик»,так же социальный сюжет, художник жалеет и сочувствует нищему старику и голодному мальчику.

- предложите варианты приемов работы с текстами;(чтение по цепочке, конспектирование, представление иллюстраций из книги, сбор материала для семинара)

- опишите методику работы с музыкальными произведениями для оптимизации процесса восприятия;(использование отрывка муз.произведения по настроению подходящего теме урока)

- приведите конкретный пример этапа занятия, где педагог ставит задачу развить художественно-образное мышление детей в процессе восприятия учащимися своих жизненных впечатлений;В момент беседы, дети должны поделиться собственными впечатлениям о жизненных ситуациях, а педагог должен подсказать, что их мысли так же могут послужить идеей для картины.

- разработайте индивидуальные творческие задания,Соревнования между школами, волонтерство, школьный концерт для ветеранов ВОВ и т.д.

- назовите рекомендуемые подходы к оценке результатов работы над тематической композицией.

Оригинальность композиции, идеи, техники выполнения, использование средств выразительности.

 

 

Б14

Разработайте конспект урока рисования на пленэре «Состояние в пейзаже» для учащихся 4 класса детской художественной школы.

Конспект урока изобразительного искусства.

Школа, класс 4 класса детской художественной школы

Тема урока «Состояние в пейзаже»

Тип урока урока рисование на пленэре

Цель урока. Расширить знания обучающихся о пейзаже, как таком жанре в искусстве, который предполагает гармоничное сочетание чувств художника и их выражения в творческой деятельности.

Задачи урока

Познавательные (знания) Познакомить с многообразием форм и красок окружающего мира, изменчивостью состояния природы в разных ее состояниях: утром, вечером и т. д.

Обучающие (умения и навыки) Передавать красками яркие цветовые состояния природы; показать роль колорита в пейзаже, настроение, мироощущение; совершенствовать технику работы с красками; развивать творческое воображение, технику работы кистью

Развивающие Абстрактное мышление, фантазия

Воспитывающие воспитывать эстетический вкус, любовь к природе, аккуратность, терпение, внимательность, любовь к труду.

Методы, используемые на уроке:

Объяснительно иллюстративный: использование фондового материала школы и, репродукции картин с изображением пейзажей: Ф. Васильев «Мокрый луг», С. В. Щедрин «Терраса на берегу моря» и «Веранда, обвитая виноградом» и т. д.

Оборудование урока:

Для учителя:

Визуальный ряд: рисунки из фонда школы, репродукции картин репродукции картин с изображением пейзажей: Ф. Васильев «Мокрый луг», С. В. Щедрин «Терраса на берегу моря» и «Веранда, обвитая виноградом» и т. д.

Для учащихся:

Формат А3, карандаши, стерки, гуашь, баночки для воды, кисти.

Организация занятия

1 Время начала и окончания урока 2 мин

2 Время на сообщение темы урока и объяснения нового материала 15 мин.

3 Время на восприятие натуры, предметов искусства

(цвет, форма, пропорции, образ) 10 мин

4 Время на выполнение теоретического задания учащимися 5 мин

5 Время на выполнение практического задания учащимися 65 мин

6 Перемена 5 мин.

7 просмотр и анализ детских работ 15 мин.

8 Время на подведение итогов урока и дачи домашнего задания 3 мин.

Ход и содержание урока

Размещение наглядного материала на доске:

Работа с произведениями искусства

Живописи (графики, скульптуры, архитектуры)

1.Вопросы обобщенного характера, направленные на установленные связи между содержанием произведения и средствами выразительности.

2.Искуствоведческий рассказ учителя:

- Человек начал изображать природу еще в далекие времена. Но почти всегда эти изображения служили лишь фоном для портрета или какой – либо сцены.

И только в 17 веке появились пейзажи – картины, в которых природа стала их главным содержанием. Создали этот жанр голландские живописцы. Обычно пейзажи они писали на небольших полотнах, и позднее их стали называть «маленькие голландцы».

 

Пейзажная живопись очень разнообразна. Есть пейзажи, точно передающие те или иные уголки природы, а есть и такие, которые создала фантазия художника .Есть пейзажи, в которых художники сумели очень тонко передать состояние природы. Вспомним картину пейзажиста А. Саврасова «Грачи прилетели». Как поэтично художник изобразил приход ранней весны: рыхлый, розоватый снег, прозрачные дали, чету прилетевших грачей! Смотришь на картину, и, кажется, что она наполнена их криком.

Вряд ли кто – нибудь в нашей стране не слыхал имени художника И. Левитана, блестящего мастера пейзажа. Долгими часами художник бродил по лесам Подмосковья, Поволжья, Тверской губернии, а потом на его полотнах возникали перелески, тоненькие березки, стоящие в талой весенней воде, мостик через реку, овражки, на склонах которых еще не сошел снег.

Пейзажи Левитана, то грустные, то радостные, то тревожные, говорят нам не только о красоте природы, но и чувствах и настроениях художника. Левитан так правдиво, так ярко передал природу среднерусской полосы, что теперь нередко говорят, глядя на молодой лес или цветущее поле: «Это совсем, как на картине Левитана».

Откуда появилось слово «пейзаж» и что оно означает? С французского языка оно переводится как «местность, страна».

Обычно так называют реальный вид какой – либо местности. Но и этим словом обозначают, как вы уже знаете, изображение природы в искусстве.

 

Сегодня трудно представить, что во второй половине восемнадцатого века пейзажная живопись совершенно не ценилась и считалась чем - то второстепенным. Понадобились десятилетия и усилия многих мастеров, чтобы этот жанр живописи стал таким же значительным, как историческая картина или портрет.

Подчас живописец не может равнодушно писать пейзаж. Тот или иной природы вызывает в нем особое волнение, будит тонкие струны души. Такой пейзаж называется пейзажем настроения.

 

Цвет оказывает воздействие на настроение человека; большинство людей эмоционально реагируют на цвет. Наиболее трудным в пейзаже является передача настроения, которое он пробуждает. Хотя настроение и атмосфера – слишком неясные качества для выражения их средствами живописи, лучше всего их показывать через цвет, однако не обязательно множество оттенков. Монохромная картина – один из способов передачи различных тонов (светлых, темных и средних) одного цвета. Монохроматическая цветовая схема идеальна для создания настроений; картина с преобладанием низких (темных) оттенков кажется умиротворенной и таинственной, а если на полотне преобладают высокие (светлые) тона, настроение будет приподнятым и солнечным. Простая органическая палитра может давать почти те же результаты.

 

«Высокая тональность»

 

Картина, написанная в очень светлых тонах с максимальным использованием белого, называется картиной в «высокой тональности». Подобное использование цвета создает ощущение света и воздушности. В таких работах изменение тона едва уловимо.

 

«Средняя тональность»

 

«Средняя тональность» картины создается добавлением цвету серого (полученного смешиванием белого и черного). Работая над такой цветовой гаммой, надо очень продуманно смешивать краски, чтобы не переборщить с цветом. Излишек серого заглушает другие цвета, и картина становится тусклой. Идея этого метода состоит лишь в легком приглушении оттенков.

 

«Нижняя тональность»

 

Использование красок с добавлением к ним черного цвета создает в картине настроение, называемое «нижней тональностью». Лунный свет играет на водной поверхности, темные тона синего и черный подчеркивают его яркость. Тем не менее, черный необходимо использовать только для легкого приглушения цветов, иначе вся картина может стать мрачной. Старайтесь, чтобы ваши краски в смеси выглядели живо.

 

3. Актуализация знаний.

 

Сегодня на занятии вам предлагается выполнить рисунок пейзажа в одном из состояний природы.

Природа нашей страны удивительно красива и многообразна. Осенью она торжественна и красочна. Чередующиеся желтые, лимонные, оранжевые листья, голубое небо, яркая зелень озимых и темная синь реки – это яркий солнечный день. Но вот небо потемнело, закрылось лиловыми тучами, и от этого потемнела листва деревьев, вода, земля, покрытая пожухлой травой.

Представьте себе такую картину: поистине сентябрь – чародей цвета. Чистое голубое небо, тонкое серебро паутины в воздухе, багряные листья осины создают неповторимую палитру. Тихо в лесу. Нет – нет да раздастся лишь звонкий хруст сухих сучков под ногами да донесется еле уловимый шорох падающего иногда на землю листа. Зачарован лес последними погожими днями. Стоит словно прибран к звучному празднику. Каких только оттенков не увидишь. Тут и тяжелая последняя зелень, и первая тонкая позолота, и долгая просинь просек и опушек.

Красочная палитра сентября – этого поистине чародея цвета!

Не правда ли, сразу представляем красоту и очарование этого описания, рождается замысел, так отчетливо в воспоминаниях оживает вся прелесть осеннего разноцветья.

Можно приступать к рисованию.

Очень внимательно отнеситесь к выбору цветовой палитры. Создание рисунка начните с выбора сюжета и построения композиции из выбранных предметов. Затем нарисуйте контуры деревьев и других деталей рисунка, только после этого

приступайте к детальной проработке рисунка.

 

Практическое задание

выполните рисунок пейзажа в одном из состояний природы (ветер, дождь, яркое солнце и т. д.). В рисунке должны четко просматриваться времена года

Критерии оценки работ учащихся. аккуратность, композиционные критерии, передача состояния за счет цвета.

 

 

Перспективы дальнейшего развития темы урока, теоретического, практического задания

а) на последующих уроках использование этюдов для написания станковой сюжетной композиции

б) на внеклассных занятиях летний пленэр

в) самостоятельно учащимися – сбор материала для дипломной работы

Приемы, направленные на развитие творческой активности учащихся

Описание жизненных ситуаций, вызывающих определенные эмоции. Рассмотрение картин художников.

Оценка урока

1реализация цели, задач. Выполнены

2 оценка методического уровня - дает хорошие результаты

3 качество знаний учащихся - на хорошем уровне

4 уровень творческих способностей учащихся - на уровне выше среднего

5 эффективность применения наглядных материалов - очень эффективны

6 выводы по уроку Урок прошел успешно.

1.

2. Опишите методику работы учащихся на пленэре:

- раскройте на конкретном примере порядок и логику организации учащихся ДХШ при сборе материалов для работы над композицией пейзажа;

быстрые линейные зарисовки композиции, поиск формата, выполнение нескольких цветовых фор-эсктизов, выполнение наиболее удачного мотива с подробностями, деталями, сбор отдельных зарисовок веток, цветов, деревьев, коры для композиции

- разработайте вопросы для сравнительного анализа особенностей различных природных форм;

Какое направление роста веток различных деревьев (береза, ива, сосна, ель, дуб и т.д.)? Сравните мягкие очертания кроны деревьев и резки черты камней. Понаблюдайте плавные переходы дальних планов холмов и резкие очертания близко растущих растений и деревьев.

- выявите основные живописно-пластические свойства деталей пейзажа;

- проведите ассоциативное сравнение, выявляющее общую форму различных пород деревьев;у одних крона нарправлена к земле у других вверх

- разработайте упражнения для выявления тонового и цветового единства пейзажа;работа на тонированной бумаге. Поэтапность ведения работы – сначала прокрываются большие участки, подбираются соотношения тоновое и цветовое неба и земли (воды) а затем прописываются детали.

- раскройте значение совершенствования зрительной памяти, воображения для становления профессиональных навыков художников-пейзажистов.

Природа изменчива, и неповторима, художник обязан быстро наблюдать и запоминать особенно яркие моменты, а затем воспроизвести их на холсте.

 

Б 15

 

Разработайте конспект урока для учащихся 1 класса детской художественной школы «Язык живописи».

Конспект урока изобразительного искусства.

Школа, класс 1 класса детской художественной школы

Тема урока «Язык живописи».

Тип урока урок получения новых знаний

Цель урока.

Приобщать детей к удивительному миру искусства, развивать у них фантазию, творчество, воображение. познакомить с

правилами работы гуашью;

развивать умение видеть

вокруг себя красоту, открывать

новое в окружающем мире;

развивать творческую

фантазию и воображение;

закрепить навыки работы с

основными цветами,

получения нового цвета путем

их смешивания; воспитывать

любовь и интерес к предмету.

Оборудование: для учителя —

детские работы, методические

таблицы, репродукции картин

«Букет цветов, бабочка и

птичка» Ф. Толстого, «Цветы и

плоды» И. Хруцкого;

для учащихся — картон

зеленого цвета, гуашь, кисти,

палитра.

Задачи урока

Познавательные (знания) об основных цветах

Обучающие (умения и навыки) навыки смешивания цветов, получения оттенков

Развивающие Абстрактное мышление, фантазия

Воспитывающие аккуратность, терпение, внимательность, любовь к труду.

Методы, используемые на уроке:

Объяснительно иллюстративный: использование фондового материала школы и, репродукции картин «Грачи прилетели» А.Саврасова, «Золотая осень» И.Левитана, «Март» Акимушкина., показательный рисунок учителя.

Оборудование урока:

Для учителя:

Визуальный ряд: рисунки из фонда школы, репродукции картин «Грачи прилетели» А.Саврасова, «Золотая осень» И.Левитана, «Март» Акимушкина., доска, мел.

Для учащихся:

Формат А4, гуашь, кисти, баночки.

Организация занятия

1 Время начала и окончания урока 2 мин

2 Время на сообщение темы урока и объяснения нового материала 15 мин.

3 Время на восприятие натуры, предметов искусства

(цвет, форма, пропорции, образ) 10 мин

4 Время на выполнение теоретического задания учащимися 5 мин

5 Время на выполнение практического задания учащимися 65 мин

6 Перемена 5 мин.

7 просмотр и анализ детских работ 15 мин.

8 Время на подведение итогов урока и дачи домашнего задания 3 мин.

Ход и содержание урока

Размещение наглядного материала на доске:

Работа с произведениями искусства

Живописи (графики, скульптуры, архитектуры)

1.Вопросы обобщенного характера, направленные на установленные связи между содержанием произведения и средствами выразительности.

2.Искуствоведческий рассказ учителя:

читает стихотворение А.Шлыгина «Разноцветный шар земной».

Если б в поле расцветали только белые цветы.

Любоваться бы устали ими скоро я и ты.

Если б в поле расцветали только жёлтые цветы,

Мы б с тобой скучать бы стали

От подобной красоты!

Хорошо, что есть ромашки, розы, астры, васильки,

Одуванчики и кашки, незабудки и жарки!

У ромашки белый цвет,

У гвоздики – красный.

Цвет зелёный у листвы,

Это так прекрасно!

 

Есть главные и неглавные краски. Какие цвета являются основными и почему? Верно. Красный, синий, жёлтый – основные. С помощью этих цветов можно получить основные цвета.

 

Учитель читает стихи, а дети начинают смешивать краски, получая разные цвета, затем рисуют на большом листе бумаги.

В.Три цвета, три цвета, три цвета,

Ребята, не мало ли это?

А где нам зелёный, оранжевый взять?

А если нам краски по парам смешать?

Из синей и красной (вот этой)

Получим мы цвет …(фиолетовый).

А синий мы с жёлтым смешаем.

Какой мы цвет получаем? (зелёный)

А красный плюс жёлтый, для всех не секрет,

Дадут нам конечно…(оранжевый цвет)

 

 

Закончилось лето, и у вас о

нем, наверное, осталось много

впечатлений.

— Расскажите о своих

наблюдениях за летней

природой. Чем вам

запомнилась летняя красота?

(Яркими цветами,

ослепительным солнцем,

летним дождем и др.)

- Хорошо летом, весело, много

разных интересных дел. Что в

это время года делает

художник? (Любуется

природой, делает зарисовки с

натуры и др.)

Лето — самое удачное время

для того, чтобы увидеть и

нарисовать необыкновенный

мир природы.

— А чем вы любите рисовать?

В этой четверти мы узнаем, чем

и как работают художники.

— Какие краски вы

приготовили сегодня? (Гуашь.)

— Что она может о себе

рассказать? (Примерный ответ.

Я непрозрачная краска. Слой

меня, нанесенный на бумагу,

плотный, с матовой бархатной

поверхностью. Если требуется

высветление цвета, то

добавляются белила. Бумага

сквозь меня не должна

просвечивать. Если нужно

исправить неполучившиеся

места, то пишут поверх

красочного слоя. Когда я

высыхаю, то рисунок светлеет.)

— Вспомните основные цвета.

(Красный, желтый, синий.)

— Представьте, что у вас есть

стеклышки красного, синего и

желтого цвета. Какого цвета

мы увидим желтое солнышко

через синее стекло? Почему?

(Зеленого. Если смешать

желтый с синим, получится

зеленый.)

— Каким по цвету будет

красный мяч, если посмотреть

на него через синее

стеклышко? Почему?

(Фиолетовым. При смешивании

красного и синего цвета

получается фиолетовый.)

— Какого цвета станет желтый

цветок, если посмотреть на

него через красное стеклышко?

Почему? (Оранжевого. Если

смешать желтый с красным

цветом, получится оранжевый.)

Каждый должен помнить это:

В мире есть три главных цвета.

Красный жжется, как огонь,

Говорит: «Попробуй тронь!»

Желтый — теплый, как песочек,

В нем от солнышка кусочек.

Синий — звонкая река,

Что спешит издалека...

Время даром не теряй,

Ты их правильно смешай!

И увидишь, что за это

Ты получишь море цвета:

Цвет оранжевый, зеленый,

Фиолетовый, бордовый,

Голубой и изумрудный,

 

3.Прием выявления композиционных и колористических особенностей картины и поиск вариантов решения образа:

4. Прием сравнения картин.

5. Вопросы конкретного характера на перечисление изображения.

6. Прием «вхождения в картину» воссоздания предшествующих событий.

7. Рассказ-образец, раскрывающий эмоционально-личностное отношение педагога к картине.

8. игровые приемы и ситуации.

9. Мини рассказы детей о картине (темы, ситуации)

10. Прием мысленного создания собственной картины по названию, данному художником.

11. Вопросы конкретного характера, направленные на формирование эмоционально-личностного отношения к картине.

12. Постановка детьми вопросов о просмотренном произведении.

Теоретическое задание:

Посменный анализ произведений искусства:

Структура анализа:

1.название картины, автор.

2. Содержание картины, настроение, которое возникает про ее восприятии, идея картины, замысел автора, сюжет.

3. Художественные средства, используемые автором для создания выразительного образа.

4. Композиционный центр, колорит, ритм.

5. Ваше отношение к произведению.

Активность детей на уроке:

Эмоциональная

Речевая обсуждение картин.

Умственная

Двигательная - переменка

Опрос учащихся.

Тема опроса:

Метод опроса:

Вопросы:

 

Практическое задание

Рисуют фантастические цветы на тонированном картоне, смешивают основные цвета, получают оттенки.

Уровень задания

1.учебное умение мешать и получать оттенки цветов

2.учебно-творческое подбор оттенков красок для цветов

3.творческое содание фантастических цветов

Критерии оценки работ учащихся. Идея, аккуратность, композиционные критерии, умение владеть цветом

 

 

Перспективы дальнейшего развития темы урока, теоретического, практического задания

а) на последующих уроках написание композиций и натюрмортов(с натуры), используя уменя мешать и получать оттенки.

б) на внеклассных занятиях поход в музей

в) самостоятельно учащимися -

Приемы, направленные на развитие творческой активности учащихся

Описание жизненных ситуаций, вызывающих определенные эмоции, Рассмотрение картин художников.

Оценка урока

1реализация цели, задач. Выполнены

2 оценка методического уровня - дает хорошие результаты

3 качество знаний учащихся - на хорошем уровне

4 уровень творческих способностей учащихся - на уровне выше среднего

5 эффективность применения наглядных материалов - очень эффективны

6 выводы по уроку Урок прошел успешно.

 

 

3.Обоснуйте значение образного видения, восприятия натуры, которые провозгласил П.П.Чистяков основными для формирования метода художественного познания:

- предложите варианты заданий, где цвет помогает решать сюжетно-пластические задачи;

Абстрактные эскизы на настроение (грусть, радость, динамика, статика, борьба, покой и т.д.)

- подберите иллюстративный материал, раскрывающий тему;Картины импрессионистов (натюрморты Коровина, сочные богато используется цвет) картины Кандинского (гениальное решение композиции посредством линий и цвета)

- разработайте упражнения для выявления цветового единства в учебных постановках;

Натюрморт из простых предметов в теплой и холодной гаме (решение через один цвет, или гризаль)

- раскройте значение знакомства с основами теории цветоведения и практикой решения колористических задач для становления профессиональных навыков учащихся.

Цветоведение помогает использовать контрастные и родственные цвета для большей выразительности работы, ва так же дает знание о валерах – тонких оттенках цветов, что делает живопись «богаче».

 

Б16

 

1. Спроектируйте изучение данной темы для учащихся 6 класса детской школы искусств, разработайте конспект урока по теме «Художники-передвижники».

Конспект урока «Художники –передвижники»

Тип урока – урок беседа

Цель – познакомить ребят с искусство 19 века, иск-ом передвижников.

Задачи: научиться работать с книгами, конспектировать, излагать материал, анализировать картины.

Ребята должны подготовить доклады – сообщения по творчеству Мясоедова, Крамского, Перова, Сурикова, Репина

Товарищество передвижных художественных выставок (Передви́жники) — творческое объединение российских художников, существовавшее в последней трети XIX века. В эстетическом плане участники Товарищества, или передвижники, целенаправленно противопоставляли себя представителям официального академизма. Основателями общества были И. Н. Крамской, Г. Г. Мясоедов, Н. Н. Ге и В. Г. Перов. В своей деятельности передвижники вдохновлялись идеями народничества. Передвижники вели активную просветительскую деятельность, в частности, организуя передвижные выставки; жизнь Товарищества строилась на кооперативных началах.

9 ноября 1863 года 14 самых выдающихся учеников императорской Академии художеств, допущенных до соревнования за первую золотую медаль, обратились в Совет Академии с просьбой заменить конкурсное задание (написание картины по заданному сюжету из скандинавской мифологии «Пир бога Одина в Валгалле») на свободное задание, написание картины на избранную самим художником тему. На отказ Совета все 14 человек покинули Академию. Это событие вошло в историю как «Бунт четырнадцати». Именно они организовали «Санкт-Петербургскую артель художников» позже, в 1870 году она была преобразована в «Товарищество передвижных художественных выставок» [1].

 

Расцвет деятельности Товарищества передвижников пришелся на 1870—1880-е годы. В состав передвижников в разное время входили И. Е. Репин, В. И. Суриков, Н. Н. Дубовской, В. Е. Маковский, И. М. Прянишников, А. К. Саврасов, И. И. Шишкин, В. М. Максимов, К. А. Савицкий, A. M. и В. М. Васнецовы, А. И. Куинджи, П. И. Келин, В. Д. Поленов, Н. А. Ярошенко, Р. С. Левицкий, И. И. Левитан, В. А. Серов, А. Е. Архипов, В. Суренянц и др. Участниками выставок Товарищества были М. М. Антокольский, В. В. Верещагин, А. П. Рябушкин, И. П. Трутнев, и др. Большую роль в развитии искусства передвижников играл известный исследователь искусства и критик В. В. Стасов; П. М. Третьяков, приобретая в свою галерею произведения передвижников, оказывал им важную материальную и моральную поддержку. Многие из работ передвижников были сделаны по заказу Павла Михайловича Третьякова.




Поиск по сайту:







©2015-2020 mykonspekts.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.