[4] См.: Hiersch E. D. The Aims of Interpretation. Chicago, 1978.
[5] Также в противоположность и Рикеру, герменевтика которого интерпретирует тексты, то есть письменно зафиксированные дискурсы, Гадамер исходит из диа-логических структур Dasein. Хотя в «Дискусс?и» с Деррида Гадамер занимается текстом и интерпретацией, статус текстов в его философской герменевтике в целом до некоторой степени неясен. Я возвращусь к этим вопросам в последней части моей статьи.
[6] Так, Поль Рикер утверждал, что книга Гадамера должна называться «Истина или метод», потому что он определил герменевтику так неметодологично. (Ricoeur P. Hermeneutics & Human Sciences. Cambridge, 1981. P. 43-62). Критика Рикера важна, однако ясно, что он понимает герменевтику и ее важнейшие понятия намного более методологично в научном смысле, чем Гадамер.
[7]Gadamer H.-G. G.W. Bd. 1. S. 295.
[8]Gadamer H.-G. G.W. Bd. 5, 6.
[9]Gadamer H.-G.. G. W. Bd. 3. S. 3-104.
[10]Gadamer H.-G. G. W. Bd. 1. S. 270-386.
[11] См.: Gadamer H.-G. G. W. Bd. 1. S. 9-176, а также введение Гадамера к «Истоку художественного творения» Хайдеггера.
[12]Gadamer H.-G. G. W. Bd. 1. S. 346-386.
[13] Gadamer H.-G. G. W. Bd. 1. S. 363-364.
[14] Куш М., опираясь на идею Хинтикки, утверждает, что язык у Хайдеггера и Гадамера есть универсальный медиум, семантические отношения которого нельзя представить или осмыслить в некоем метаязыке. У Гуссерля и также у Рикера язык есть исчисление, семантические отношения которого можно также и осмыслять. Это разделение разъясняет, например, некоторые различия между Гадамером и Рикером, но в целом оно весьма проблематично, особенно в перспективе Гадамера. См.: Kusch M. Language as Calculus v/s Language as Universal Medium. A Study in Husserl, Heidegger and Gadamer. Dordrecht, 1992. О гадамеровском постижении языка как универсального медиума см. G.W., Bd. 1. S. 187-293.
[15]Risser J. Hermeneutics and the Voice of the Other. Rereading Gadamer's Philosophical hermeneutics. N.-Y., 1997. P. 185-208.
[16]Gadamer H.-G. Text und Interpretation //G.W. Bd. 2. S. 335-336.
[17]Gadamer H.-G. G. W. Bd. 1. S. 460-478.
[18]Gadamer H.-G. G. W. Bd. 3. S. 105-170.
[19] См.: Risser J. Op. cit. P. 33-44.
[20]Kierkegaard S. Gjntagelse. Samlede vaerker. K., 1901. B. III. S. 173-175. Gjntagelse. Samlede vaerker. K., 1901. B. III. S. 173-175.
[21]Heidegger M. Gesamtausgabe. Bd. 61. S. 80.
[22]Heidegger.M. Sein und Zeit. Tub., 1979. S. 34.
[23]Gadamer H.-G. Gesämmelte Werke. Bd. 3. S. 422.
[24]Gadamer H.-G. Gesämmelte Werke. Bd. 3. S. 47-64.
[25]Gadamer H.-G.. Gesämmelte Werke. Bd. 1. S. 363.
[26] Ibid. S. 268-269.
[27] Ibid. S. 236.
[28] Ibid. S. 282.
[29] Ibid. S. 275.
[30] Smith N. H. построил интересную классификацию различных герменевтических позиций как реакций на «просветительский фундаментализм». Гадамер, Тайлор и Рикер защищали «сильную», Ницше, Рорти и некоторые постмодернисты — «слабую», а Хабермас со своими последователями — «глубокую» герменевтику. Герменевтика Гадамера, по Смиту, является сильной в том смысле, что она защищает некоторый альтернативный тип знания и истины в противоположность методологическим наукам. См.: Smith N. Strong Hermeutics. Contingency and Moral Identity. London, 1997.
[31]Gadamer H.-G. Gesämmelte Werke. Bd. 1. S. 284.
[32] Ibid. S. 280.
[33] См.: Gadamer H.-G. Destruktion und Dekonstruktion. // Gesämmelte Werke. Bd. 2. S. 270.
[34] См.: Risser. op. cit., 71-73.
[35]Gadamer H.-G. Gesämmelte Werke. Bd. 1. S. 477.
[36] Ibid. S. 301-302.
[37] Ibid. S. 305.
[38]Gadamer H.-G. Gesämmelte Werke. Bd. 2. S. 142-143.
[39]Gadamer H.-G. Gesämmelte Werke. Bd. 1.S. 311.
[40] Ibid. S. 312.
[41]Gadamer H.-G. Gesämmelte Werke. Bd. 2. S. 361-374.