Мои Конспекты
Главная | Обратная связь

...

Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

Детективная проза





Помощь в ✍️ написании работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Добавил Дэш на 18/02/2013 в Преамбула · 0 Комментариев

Детективная проза — группа эпических жанров (роман, повесть, новелла), относящихся к обширной области прозаической криминальной литературы (пьесы такого рода вторичны), которые характеризуются (1) наличием тайны преступления (как правило, убийства) и (2) столкновением на этой почве героя-детектива (сыщика-профессионала или любителя) и преступника. Сюжет представляет собой (3) процесс расследование, то есть разгадки основной сюжетной тайны, и развертывается путем проверки (испытания) различных версий; одновременно испытываются также подозреваемые и сам детектив. Итогом расследования обычно бывает (4) установление личности преступника, его мотивов (в юридическом смысле слова) убийства и (5) восстановление обстоятельств или реконструкции картины преступления.

Наличие выделенных признаков свидетельствует о том, что этой группе жанров присущ ряд ограничений. Во-первых, далеко не всякое преступление (в частности, убийство) может стать предметом изображения, но лишь такое, которое совершено особенно искусно или выглядит загадочным благодаря исключительному стечению обстоятельств (совпадению случайностей), а потому с трудом поддается расследованию. Во-вторых, в этой связи герой-детектив не может быть (по своим способностям, а не по социальному статусу) рядовым работником розыска, а преступник — обычным представителем уголовного мира. Именно поэтому классические образцы жанра выводят в качестве героев-сыщиков, как правило, не профессионалов, а любителей или же таких нестандартных и официально не признанных полицейских, как лейтенант Коломбо (несколько иначе обстоит дело с комиссаром Мегрэ, но произведения Сименона находятся на грани детектива и социально-криминального романа). Преступники также редко являются профессионалами; также действуя из самых банальных побуждений (корысть, месть, устранение свидетеля и тому подобное), они стремятся организовать преступление как своего рода произведение искусства, как творческий акт, заслуживающий восхищения знатоков. Стоит отнять у преступника эту установку на творчество и противопоставить ему сыщика, всего лишь хорошо выполняющего профессиональные обязанности, как классический детектив тут же превратится в так называемый полицейский роман. В-третьих, каким бы гениальным ни был защитник Закона, он не может разгадать загадку сразу, не ошибаясь и не увлекаясь неправильными версиями; да и решающие улики либо своевременно не находятся, либо не сразу должным образом осознаются и оцениваются. В-четвертых, читателю также нужно позволить взять правильный след, но в это же время необходимо заставить его заблуждаться: для этого вводятся ошибочно подозреваемые (но достаточно подозрительные) персонажи и ложные, но, на первый взгляд, неопровержимые улики. Так можно вовлечь читателя в ход расследования и приобщить его к поискам и к точке зрения ведущего это расследование персонажа. Наконец, в-пятых, вся эта система имеет целью ответ на вопросы: Кто он? и Как ему удалось это сделать?. Автору и читателю необходимо отождествить героя-деятеля (то есть в первую очередь — преступника) с его поступком. Но совсем не обязательно разбираться в его побуждениях и в специфике его восприятия событий. Интересующие нас жанры, как правило, не приобщают читателя к точке зрения этого персонажа, он остается лишь объектом изображения. Кажущееся исключение — новеллы Мориса Леблана о гениальном преступнике Арсене Люпене: но мы видим события его глазами как раз, когда он либо сознательно играет роль сыщика, либо невольно (Черная жемчужина) оказывается на его месте. Не вдается классический детектив и в обстоятельства жизни преступника, в его воспитание и социальную среду.

Совсем не случайно подозреваемых обычно несколько, и у всех есть различные, но веские причины для преступления (юридические мотивы): важен не сам по себе мотив, а совпадение субъективной возможности преступления, о которой он свидетельствует, с расследуемым фактом. Жанры строятся на юридическом тождестве героя и его поступка: поэтому мы узнаем в финальной точке сюжета, кто убийца, почему и каким образом (технически) он осуществил свой замысел, зачастую так ничего и не узнав о нем, как о человеке. Единственная возможность психологического наполнения этого героя — разработка темы преступника-творца (часто близко к теме сверхчеловека), поставившего себя по ту сторону социальных и нравственных норм. Что касается внешней обстановки, то она рассматривается со стороны ее сюжетных функций: в качестве обстоятельств, либо благоприятствующих преступлению или расследованию, либо препятствующих тому и другому. Комната, дом или улица, парк, лес — все это значимо не с точки зрения привычной для героя атмосферы домашнего уюта или, наоборот, семейных ссор; не как объект урбанистических пристрастий его или автора или, напротив, — их любви к природе. Эти места действия содержат улики и содействуют изобличению преступника или, наоборот, помогают виновному скрыть следы преступления и остаться безнаказанным. В центре внимания — отрицательная активность (деструктивная инициатива — иногда осознаваемая качестве своеобразного права и даже долга) и условия ее реализации; поэтому стоит лишь автору счесть героя-преступника жертвой других людей и обстоятельств (Бедняков не убивают Жоржа Сименона), как мы окажемся за пределами классического детектива — в области социально-криминального романа. В то же время если место действия — родовое имение и дом (замок), а преступление уходит корнями в прошлое рода, Детективная проза вплотную смыкается с готической прозой (Собака Баскервилей Артура Конан Дойла).

Все перечисленные устойчивые структурные особенности ограничивают жанровые возможности и создают угрозу стандартизации. Отсюда стремление авторов, придерживаться достаточно строгих правил построения целого, достичь бесконечного многообразия путем варьирования фигур персонажей, основных ситуаций и сюжетных ходов. Впечатление сложности и запутанности расследуемого события может быть создано очень разными средствам. Во-первых, — особыми условиями его свершения: пространственными (жертва находилась в запертой комнате; неопознанный убийца, жертвы и сыщик находятся в одном помещении) или временными (невозможность определить время смерти жертвы, наличие алиби у всех подозреваемых, совпадение во времени хода расследования с продолжающимися убийствами). Во-вторых, — слишком большим количеством людей, имеющих побудительные мотивы (Восточный экспресс Агаты Кристи), или, наоборот, невозможностью предположить какой-либо мотив у кого бы то ни было. В-третьих, — помещение в центр сюжета таинственного предмета (Мальтийский сокол Дэшила Хэммета) или загадочного персонажа (Желтое лицо Артура Конан Дойла). Трудности процесса расследования также бесконечно варьируются в связи с возможностью введения новых фигур свидетелей или заинтересованных лиц; но обилие внешних препятствий может ослабить впечатление читателя от интеллектуальных усилий детектива: поэтому акцентируются обычно на препятствия, создаваемые умом и волей преступника и преодолеваемые, соответственно, умом и волей сыщика. Акцент может быть сделан на любой из этих фигур: автор не обязательно на стороне защитника Закона, и симпатии читателя иногда привлекаются на сторону его нарушителя (Морис Леблан). Можно поменять главные фигуры ролями: убийцей может оказаться детектив, а подозреваемый — невинной жертвой оговора. Можно радикально изменить субъектную структуру, сделав тайной сам процесс расследования, показав его извне — глазами помощника (Конан Дойл) или иного неискушенного наблюдателя; или, наоборот, доверив роль рассказчика лицу, которое в быстрейшем раскрытии загадки не заинтересовано, то есть самому преступнику (Убийство Роджера Экройда Агаты Кристи), или, наконец, предоставив роль сыщика преследуемой и неосведомленной жертве (Буало-Нарсежак).

Однако при всем этом остается незыблемым само противостояние полярных жизненных позиций, восходящее к архаическому столкновению Хаоса и Порядка (персонажи-антагонисты сознательно отстаивают одно из этих начал в качестве принципа, на котором они согласны основывать свое существование). Поэтому сюжет здесь, как и в драме, строится не на эпической ситуации, а на конфликте (коллизии). Отсюда — богатые возможности театрализации: эпизоды разрабатываются как заранее подготовленные той или другой стороной и отрежессированные сцены; в сюжет вводятся ложные покушения, искусные ловушки; промахи напрасно подозреваемых персонажей, организованные настоящим преступником, и публичные разоблачения, устроенные сыщиком; переодевания и перемены физического облика, голоса; обнаружение ранее неизвестных родственных связей или существования двойников. В новейшее время в сценах такого рода персонажи используют видео- и звуко-технику. А так называемый крутой детектив наполняет сюжет не менее зрелищными сценами иного рода: избиениями, пытками и другими проявлениями жестокости, которые переключают на себя внимание и ратардируют сюжет; в результате раскрытие тайны оборачивается спасением жизни героя-сыщика или близких ему персонажей.

Особые возможности заключаются в варьировании самого конфликта: преступление может быть совершено исключительно с целью доказать себе и миру свою способность не считаться ни с какими законами и свое превосходство над любым следствием (Цена головы Жоржа Сименона). Благодаря этому сюжет приобретает как психологическую, так и моральную остроту. В подобных случаях авторы предпочитают сталкивать преступников-суперменов не с гениальными сыщиками типа Шерлока Холмса или Эркюля Пуаро, а с весьма обыкновенными, на первый взгляд, но очень проницательными и мудрыми людьми, вроде патера Брауна и мисс Марпл. (Комиссар Мегрэ, как видно, — промежуточный вариант). Это означает, что защита Закона ассоциируется с определенной нравственной позицией. В результате расследование теряет характер интеллектуальной игры, а действующие лица становятся по-человечески интересны: возможно, в частности, противопоставление — в нравственном плане — преступника и его жертвы. Возможен также отказ от мотива тайны преступления (личность убийцы иногда известна с самого начала, реже бывает показано само событие убийства) в пользу тайны расследования: читатель видит действия сыщика, но до определенного момента не понимает их смысл. Первостепенное значение психологического противостояние преступника и сыщика выражается в таких случаях в усилении роли диалогов.

Детективная проза имеет в европейской литературе уже длительную историю. Ее зачинателем считается Эдгар Аллан По (Убийство на улице Морг, Похищенное письмо), хотя на самом деле у него был такой предшественник, как Э.Т.А. Гофман (Мадемуазель де Скюдери). Виднейшие из прямых продолжателей По — А. Конан Дойл и Г.К. Честертон. Расцвет классического детектива относится к 1920-м 1960-м годам. Но и в этот период рядом с его каноническими формами (А. Кристи) сложилась разновидность граничащая с социально-криминальным жанром (Ж. Сименон). В наше время Детективная проза, неизмеримо возросшая количественно, по своему качеству практически полностью перешла в область массовой литературы. На общем фоне выделяются как раз произведения, выходящие за традиционные рамки Детективной прозы в сторону социально-криминального романа (Рекс Стаут, Дик Фрэнсис), а иногда и авантюрно-исторического (Борис Акунин), поскольку их авторы уделяют сравнительно большее внимание социальной среде, психологическим конфликтам и умеют создавать яркие, запоминающиеся характеры.

Тамарченко Н. Д.

Поэтика. Словарь актуальны терминов и понятий

Доверь свою работу ✍️ кандидату наук!
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой



Поиск по сайту:







©2015-2020 mykonspekts.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.