Мои Конспекты
Главная | Обратная связь


Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

Исследование самоактуализации



Маслоу начал исследовать самоактуализацию более методично, изучая жизнь, ценности и отношения людей, которые казались ему наиболее душевно здоровыми и творческими, тех, кто казался в высшей степени самоактуализированным, то есть достиг более оптимального, эффективного и здорового уровня функционирования, чем средние люди.

Маслоу утверждает, что разумнее строить обобщения относительно человеческой природы, изучая лучших ее представителей, каких только удается найти, а не каталогизируя трудности и ошибки характерные для невротических индивидуумов.

"Ясно, что попав в колонию врожденных калек, карликов, горбунов и т.п., существо с Марса не сможет понять, какими они должны быть. Так что давайте изучать не калек, а наибольшее из доступных нам приближение к целостному, здоровому человеку. Мы найдем у них качественные отличия от средней нормы, иную систему мотивации, иные эмоции, ценности, мышление и восприятие. В некотором смысле только святые и есть людьми" [12, с. 90].

Изучая лучших из людей, можно исследовать границы человеческих возможностей. Так, чтобы узнать, как быстро люди могут бегать, нужно исследовать лучших атлетов и бегунов, и не имеет смысла делать "среднюю выборку" из населения какого-нибудь города. Равным образом, рассуждает Маслоу, чтобы изучать психологическое здоровье и зрелость, нужно исследовать самых зрелых, творческих, цельных людей.

Маслоу выбирал образцы для своего первого исследования по двум критериям. Во-первых, это были люди, относительно свободные от неврозов и других значительных личностных проблем. Во-вторых, это были люди, наилучшим возможным образом использовавшие свои таланты, способности и другие данные.

"Самоактуализировавшиеся люди, все без единого исключения, вовлечены в дело, которое выходит за пределы их шкурных интересов, в нечто внешнее их я" [19, с. 43].

Группа состояла из восемнадцати индивидов: девяти современников и девяти исторических личностей – Авраама Линкольна, Томаса Джефферсона, Альберта Эйнштейна, Элеоноры Рузвельт, Джейн Адамс, Уильяма Джеймса, Альберта Швейцера, Олдоса Хаксли и Баруха Спинозы.

Маслоу указывает [18, с. 153-172] следующие особенности самоактуализирующихся людей:

  1. "более эффективное восприятие реальности и более комфортабельные отношения с ней";
  2. "принятие (себя, других, природы)";
  3. "спонтанность, простота, естественность";
  4. "сосредоточенность на задаче" (в отличие от сосредоточенности на себе);
  5. "некоторая отстраненность и потребность в уединении";
  6. "самостоятельность, независимость от культуры и среды";
  7. "постоянная свежесть оценки";
  8. "мистичность и опыт высших состояний";
  9. "чувства сопричастности, единения с другими";
  10. "более глубокие межличностные отношения";
  11. "демократическая структура характера";
  12. "различение средств и целей, добра и зла";
  13. "философское, невраждебное чувство юмора";
  14. "самоактуализирующееся творчество";
  15. "сопротивление аккультурации, трансцендирование любой частной культуры".

"Самоактуализация – это не отсутствие проблем, а движение от преходящих и нереальных проблем к проблемам реальным" [17, с. 115].

Маслоу отмечал, что самоактуализировавшиеся люди, которых он изучал, не были совершенны и даже не были свободны от крупных ошибок. Сильная приверженность избранной работе и своим ценностям делает их подчас безжалостными в стремлении к своей цели; работа может вытеснять другие чувства или потребности. Свою независимость они могут доводить до степени, шокирующей их более конформных знакомых. Кроме того, им могут быть свойственны многие проблемы средних людей: чувство вины, тревожность, печаль, внутренние конфликты и т.д.

"Нет совершенных людей! Можно найти людей хороших, поистине хороших, можно найти великих людей. Действительно существуют творцы, провидцы, мудрецы, святые, подвижники и инициаторы. Это даст нам возможность с надеждой смотреть на будущее нашего рода, хотя бы такие люди и встречались редко. Вместе с тем эти люди могут испытывать досаду, раздражение, быть вздорными, эгоцентричными, злыми или испытывать подавленность. Чтобы не разочароваться в человеческой природе, мы должны сначала отказаться от иллюзий относительно нее" [18, с. 176].




Поиск по сайту:







©2015-2020 mykonspekts.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.