Мои Конспекты
Главная | Обратная связь


Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

Трансперсональная психология



В предисловии ко второму изданию своей книги "К психологии бытия" [17] Маслоу провозгласил появление нового направления – трансперсональной психологии:

"Я должен также сказать, что считаю гуманистическую психологию, третью силу в психологии, переходной, подготовительной к еще более "высокой", четвертой психологии, – трансперсональной, трансчеловеческой, центрированной на космосе, а не на человеческих потребностях и интересах, выходящей за пределы человеческого самоопределения, самоактуализации и т.п... Мы нуждаемся в чем-то "большем, нежели мы сами", перед чем мы могли бы благоговеть, чему мы могли бы посвятить себя новым, натуралистическим, эмпирическим, нецерковным образом, подобно, может быть, Торо и Уитмену, Уильяму Джеймсу и Джону Дьюи" [17, с. III-IV].

"Без трансцендирования к трансперсональному мы становимся больными или впадаем в ярость, становимся нигилистами или лишаемся надежды, погружаясь в апатию" [17, с. IV].

Многие из тем, охватываемых трансперсональной психологией, существенны для теорий, развиваемых Маслоу: "пиковые переживания", бытийные ценности, мета-потребности и т.п. Энтони Сутич, основатель и первый редактор "Журнала трансперсональной психологии", определял ее как исследование "предельных способностей и возможностей человека" [24, с. 15], – тех способностей, которые не нашли себе места в систематике обычных психологических концепций.

Трансперсональная психология включает изучение религии и религиозного опыта. Исторически представления о предельных человеческих возможностях формулировались прежде всего в религиозных терминах, и большинство психологов не желают принимать эти области всерьез из-за ненаучной, догматической или мистической манеры их описания. Популярность восточных религий на Западе частично связана с их менее теологическим и более психологическим подходом к человеческой природе. Кроме того, эти традиции ясно описывают методики психологического и духовного развития.

Маслоу обнаружил наличие духовного "измерения" в самоактуализирующихся людях, которых он постоянно изучал.

"Несколькими веками раньше они воспринимались бы как люди, идущие Путями Божьими, Божьи люди... Если определять религию в социально-бихевиоральных терминах, всех их можно считать религиозными людьми, даже атеистов" [18, с. 169].

"Человеческое существо нуждается в ценностной системе координат, в философии жизни... в соответствии с которой можно было бы жить и понимать жизнь, – нуждается в том же смысле, в каком оно нуждается в солнце, в кальции и в любви" [17, с. 206].

Трансперсональная психология эмпирически изучает медитацию, йогические дыхательные упражнения и другие духовные дисциплины (прекрасную библиографию можно найти в [26] и [27]), а также парапсихологию, природу сознания и измененные состояния сознания, гипноз, сенсорную депривацию и т.д. (см., напр., [21], [22], [25]).

 

 

 

 




Поиск по сайту:







©2015-2020 mykonspekts.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.