По Маслоу, бытийная любовь неэгоистична, бескорыстна, она ничего не требует в ответ. Сам акт любви, восприятия сущности и красоты объекта любви является своей наградой. В нашем повседневном опыте мы обычно переживаем смесь бытийной и дефициентной любви. Обычно мы ожидаем и получаем нечто в награду за наше чувствование любви.
Это упражнение взято в награду из древней христианской практики и предназначено для развития чувства чистой любви. Сядьте в темной комнате перед зажженной свечой. Расслабьтесь и постепенно почувствуйте свое тело, войдите в соприкосновение с окружающим. Дайте вашему телу обрести замедленный ритм, стать спокойным и мирным.
Смотрите на пламя свечи. Распространите чувство любви из сердца на пламя. Ваше чувство любви к пламени не связано ни с какой мыслью о ценности пламени как такового. Вы любите его ради самой любви. (Может показаться странным пытаться любить неодушевленный объект, но как раз в этом все дело – пережить чувство любви в ситуации, где не будет ответа, не будет награды, кроме как самого чувства любви.) Распространите свое чувство любви на всю комнату, на все, что в ней находится.
Анализ "пикового переживания"
Попробуйте ясно вспомнить какое-либо "пиковое переживание" из вашей жизни – момент радости, счастья, восторга, который возникает в вашей памяти. Переживите вновь этот опыт.
1. Что принесло это переживание? В чем состояла уникальность ситуации, в которой оно возникло?
2. Что вы испытывали? Было ли это отличным от того, что вы обычно испытываете – эмоционально, физически, интеллектуально?
3. Казались ли вы себе иным (иной)? Казался ли мир вокруг иным?
4. Как долго длилось переживание? Что вы испытывали после него?
5. Имело ли ваше переживание какое-нибудь последействие (в вашем видении окружающего или ваших отношениях с другими, например)?
6. Как ваш собственный опыт соотносится с теориями Маслоу по поводу "пиковых переживаний" и человеческой природы?
Чтобы яснее представить себе "пиковое переживание", сравните свой опыт с опытом других. Найдите как общее, так и различия. Являются ли различия следствием различия ситуаций или различий в типах личности или в культурной среде? Что говорят выявленные схожие моменты об идеях Маслоу относительно человеческих возможностей в целом?
Аннотированная библиография
Маслоу, А. Дальнейшие рубежи развития человека [19]. – Во многих отношениях лучшая книга Маслоу. Собрание статей о психологическом здоровье, творчестве, ценностях, образовании, обществе, метамотивации и трансцендировании. Приведена полная библиография работ Маслоу.
Маслоу, А. К психологии бытия [17]. – Самая популярная и широко известная книга Маслоу. Включает материал, касающийся противопоставления бытийного и дефициентного, психологии роста, творчества, ценностей.
Маслоу, А. Мотивация и личность [18]. – Учебник психологии, дающий более техническую трактовку работы Маслоу. Главы о теории мотивации, иерархии потребностей, самоактуализации.