Показатели работы судна, применяемые для анализа работы судна и в целом флота, а также для планирования (нормирования), подразделяются на количественные и качественные эксплуатационные и финансовые.
Количественные эксплуатационные показатели:
- чистая грузоподъемность DЧ = DW – GЗАП,
где DW - дедвейт судна в тоннах, GЗАП - масса рейсовых запасов в тоннах, необходимых для работы судна в обычном для него районе плавания; показатель DЧ относится к паспортным данным судна;
- плановая грузоподъемность судна D в тоннах, рассчитываемая как среднее значение загрузки судна при работе в пределах обычного района плавания на данной линии;
- количество груза Q в тоннах;
- расстояние L, пройденное судном в милях – мили плавания;
- расстояние li, участки сложного кругового рейса в милях;
- эксплуатационное время ТЭКС = ТГОД – ТВНЕЭКСП в сутках, где ТВНЕЭКСП – ремонт, доковые осмотры;
время рейса tP в сутках, tХ – ходовое и tСТ – стояночное время.
Количественные показатели рассчитываются как на один рейс, так и на весь эксплуатационный период по отдельным судам и по флоту компании.
Качественные эксплуатационные показатели:
- тоннаже–мили DЧL – производственные возможности судна;
- тонно–мили Ql – величина транспортной работы морского флота;
- тоннаже–сутки в эксплуатации DЧТэ - затраты времени судна с учетом Q и коэффициента загрузки судна αз = Q/DЧ - степень использования грузоподъемности судна в простом рейсе;
- коэффициент использования грузоподъемности судна αГ = Ql/DЧL;
- производительность тоннажа μ = Ql/DЧ tР в тонно-милях на тоннаже-сутки;
- коэффициент ходового времени εХ = ∑DЧtХ/∑DЧТЭ – интенсивность работы судна, т. е. отношение тоннаже-суток за валовое ходовое время к общему количеству тоннаже-суток в эксплуатации;
- коэффициент сменности β = ∑Q/Q, где Q – средневзвешенная загрузка судна в рейсе в тоннах, определяемая по формуле Q = ∑ QL/L;
- провозная способность судна Р = αГβDЧТЭ / tР – объем транспортной работы, которую судно способно выполнить при определенных условиях работы в течение эксплуатационного периода времени.
Провозная способность, выражаемая в тоннаже, зависит от технико-эксплуатационных характеристик судна (ТЭХ) и условий его работы. Одно и то же судно обладает разной провозной способностью при использовании его на различных линиях (направлениях).
Количественные эксплуатационные показатели были рассчитаны ранее, рассчитаем качественные эксплуатационные показатели для т/х «Silver Hope», перевозящего грузы по схемам:
№ 3 (Владивосток - Тояма (l = 490 миль, металлолом) совершает 1 рейсов и перевозит за рейс 2832 тонны.
№ 5 (Владивосток - Майдзуру (502 мили, лес) совершает 2 рейсов и перевозит за рейс 3260 тонны.
5. Коэффициент сменности груза (отношение общего пробега судна к средней дальности перевозки грузов):
β = L/l = ((490*1)+(502*2))/498,36 = 3
где Q – средневзвешенная загрузка судна в рейсе в тоннах, определяемая по формуле Q = ∑ QL/L; L –расстояние, пройденное за рейс, миль; l – расстояние, пройденное в грузу.
6. Коэффициент использования грузоподъемности:
αГ = Ql/DЧL = 4660720/5378400= 0,87
7. Производительность тоннажа в тонно-милях на тоннаже-сутки:
тонно-мили/тоннаже-сутки.
Результаты расчетов качественных эксплуатационных показателей для различных судов на выбранных направлениях приведены в табл.4.10.
Таблица 4.10
Результаты расчетов качественных эксплуатационных показателей для различных судов на выбранных направлениях
Silver Hope
Silver Dream
Silver Wind
Тонно–мили, ∑Ql
Тоннаже–сутки в эксплуатации, ∑DЧТэ
Средняя дальность перевозки, l, миль
498,36
1097,286
Тоннаже-мили:
∑DЧL
Коэффициент сменности груза, β
Коэффициент использования грузоподъемности, αГ
0,86
0,74
0,81
Производительность тоннажа в тонно-милях на тоннаже-сутки, μ