Расчет судовых эксплуатационных расходов в предлагаемом варианте
В предыдущем разделе была решена задача расстановки флота компании методом «почти оптимальных планов» с учетом перевозки всех грузов компании.
Далее произведем расчет экономических показателей работы флота на направлениях перевозки грузов компании «Илим» - пиломатериалов.
В перевозках также задействованы три судна компании и перевозка осуществляется по девяти нарпавлениям, представленными в табл. 5.1.
таблица.5.1
Порт отправления
Порт назначения
Владивосток
Тояма
Находка
Кунсан
Владивосток
Майдзуру
Владивосток
Румои
Владивосток
Пхохан
Славянка
Тояма
Находка
Шанхай
Владивосток
Масан
Эксплуатационные расходы по судну представляют в следующем виде:
Sсуд = Sпр + Sэкс + Sтоп, (5.1)
где Sпр – прямые эксплуатационные расходы; Sтоп – расходы на топливо; Sэкс = α * Sпр – косвенные расходы (включают административно-управленческие, расходы на подготовку кадров, на проведение научно-исследовательских работ, санитарных и медицинских мероприятий, коэффициент «α» принимают равным – 0,085).
Прямые эксплуатационные расходы по судну представляют в виде:
Sпр = Sам+Sрем+Sсн+Sэк+Sсб ,(5.2)
Расчет составляющих прямых расходов по судну
Расчет производим для т/х «Silver Hope», результаты расчетов по остальным судам приводятся в табличной форме.
1. Амортизационные отчисления устанавливаются в процентах от стоимости судна и дифференцированы по типам судов и СЭУ.
Так как все рассматриваемые суда сдаются фрахтователю в рейсовый чартер, то судовладелец несет расходы по содержанию (з/плате) экипажа.
Рейсовый чартер (англ. Voyage charter party) - договор фрахтования, по которому судовладелец предоставляет фрахтователю грузовые помещения судна и обязуется доставить груз из порта отправления в порт назначения за согласованный фрахт.
Права и обязанности сторон по договору рейсового чартера
По договору рейсового чартера судовладелец принимает на себя все расходы по содержанию судна, экипажа, по топливу и навигационным расходам.
Фрахтователь принимает на себя расходы и риски по доставке груза к борту судна и по его отвозу от борта при выгрузке. Часто фрахтователь также принимает на себя риск и уплату всей погрузки и выгрузки, включая укладку, крепёж груза и т. п. Соответственно расширяются и права фрахтователя, который получает возможность самостоятельно управлять грузовыми операциями, ускоряя их, или нести материальную ответственность при их замедлении, а также распоряжаться процессом размещения груза в судовых помещениях.
Расходы на содержание экипажа
Sэк = Sз/пл + Sдов. , (5.6)
где Sз/пл - заработная плата экипажа; Sдов. - расходы на столовое довольствие (рацион).
Заработная плата экипажа:
Sз/пл - годовой объем заработной платы экипажа судна за год. Определяется суммированием з/платы всех членов экипажа (табл.5.2.).
где nэк– количество членов экипажа; Sсут.дов. – норма суточного довольствия на каждого члена экипажа (226 руб./сут.); Тэ - эксплуатационный период (65 сут.).
Морские администрации портов уполномочены взимать с судовладельцев портовые сборы с каждого судозахода судна в порт и за различные услуги порта. Предусматриваются следующие виды портовых сборов:
- корабельный сбор (взимается за 1 куб. м. условного объема судна за каждый вход в порт и выход из порта);
- причальный сбор (взимается за 1 куб м. условного объема судна за каждые сутки стоянки у причала, округляется в большую сторону до 0,5 сут.);
- экологический сбор (взимается за 1 куб м. условного объема судна);
- навигационный сбор (взимается за 1 куб. м условного объема судна в портах, оборудованных береговыми радиолокационными системами управления движением судов, при каждом входе в порт, выходе из порта, проходе его транзитом);
- маячный сбор (взимается за 1 куб. м. условного объема судна при каждом входе в порт, либо при прохождении его транзитом);
- якорный сбор (взимается за 1 куб. м. условного объема судна с судов всех групп за каждый час стоянки на якоре на внутреннем или внешнем рейде порта свыше 12 часов. Плата за первые 12 часов стоянки на якоре не взимается).
Ставки портовых сборов в российских и иностранных портах представлены в табл. 5.3.
где LBH – условный объем судна, м3; fсб. – ставка портовых сборов, руб.
Портовые сборы для всех судов и портов погрузки/выгрузки представлены в табл.5.4
Таблица 5.4
Портовые сборы с судов, руб.
«Silver Hope»
«Silver Dream»
«Silver Wind»
Владивосток
203003,4
156 890
160613,69
Находка
174424,15
134 803
138002,16
Славянка
147999,68
114 381
117095,46
Тояма
207199,56
160 133
163933,64
Кунсан
193590,39
149 615
153166,24
Майдзуру
189394,23
146 372
149846,29
Румои
191322,2
147 862
151371,68
Пхохан
197446,32
152 595
156217,01
Шанхай
189507,64
146 460
149936,02
Масан
179300,77
138 571
141860,47
Расходы на общие судовые сборы в портах за календарный год эксплуатации судна определяются:
(5.8)
где nР – количество рейсов; Sб – портовые сборы.
Расходы на общие судовые сборы в портах за календарный год эксплуатации судов представлены в табл.5.5.
6. Расходы на топливо состоят из расходов на топлива на ходу и на стоянке:
Расчеты приведены для судна «Silver Hope» на маршруте Шахтерск-Ивакуни, расчеты для остальных судов на остальных направлениях выполнены по программе Excel и представлены в табл.3.5.
Стоимость топлива всего за рейс
(5.9)
где Sd – стоимость дизельного топлива за рейс, руб.; SМ – стоимость тяжелого топлива (мазута) за рейс, руб.
В зависимости от типа судовой энергетической установки и ее мощности каждое судно имеет утвержденный норматив суточного расхода топлива на ходу и на стоянке, как для дизельного топлива, так и для мазута. Единица измерения – тонн/сут. Данные значения фиксируются в паспорте судна и всегда отражаются в договоре аренды/тайм-чартере.
Стоимость мазута составляет 22 000 руб./тонну.
Стоимость мазута на ходу за рейс.
(5.10)
где - стоимость тяжелого топлива (мазута) на ходу за весь рейс, руб., - суточный расход мазута на ходу, тонн, - стоимость мазута, руб.
Стоимость мазута на стоянке за рейс.
(5.11)
где - стоимость мазута на стоянке за весь рейс, руб., - суточный расход мазута на стоянке, тонн, - стояночное время рейса, сут.,
Стоимость тяжелого топлива (мазута) всего за рейс.
Стоимость мазута всего за рейс определяется суммированием стоимости мазута на ходу и на стоянке.
(5.12)
Стоимость дизельного топлива.
Стоимость дизельного топлива, как и мазута, определена как рыночная на момент бункеровки и составит 26400 руб./тонну.
Стоимость дизельного топлива на ходу за рейс.
(5.13)
где - стоимость дизельного топлива на ходу за весь рейс, руб., - суточный расход дизельного топлива на ходу, тонн/сут., - ходовое время рейса, сут., - стоимость дизельного топлива, руб.
Стоимость дизельного топлива на стоянке за рейс.
(5.14)
где - стоимость дизельного топлива на стоянке за весь рейс, руб., - расход дизельного топлива на стоянке, тонн/сут., - стояночное время рейса, сут.,
Стоимость дизельного топлива всего за рейс.
Стоимость (5.15)
Итак, стоимость топлива всего за рейс
Таблица 5.5
Расходы на топливо за рейс, руб.
Порт отправления
Порт назначения
«Silver Hope»
«Silver Dream»
«Silver Wind»
Владивосток
Тояма
Находка
Кунсан
Владивосток
Майдзуру
Владивосток
Румои
Владивосток
Пхохан
Славянка
Тояма
Находка
Шанхай
Владивосток
Масан
Итак, рассчитаем эксплуатационные расходы по судну для т/х «Silver Hope» на линии Владивосток - Тояма на эксплуатационный период:
Sсуд = Sпр + Sэкс + Sтоп,
где Sпр – прямые эксплуатационные расходы; Sтоп – расходы на топливо; Sэкс = α * Sпр – косвенные расходы (включают административно-управленческие, расходы на подготовку кадров, на проведение научно-исследовательских работ, санитарных и медицинских мероприятий, коэффициент «α» принимают равным – 0,085).
где Д – доходы от перевозки, руб., SБАЗ – эксплуатационные расходы, руб.
Расчет судовых эксплуатационных расходов в существующем варианте
По методике, изложенной в пункте 5.1 (форм.5.1-5.15) рассчитаем расходы по судам, задействованным на перевозках в существующем варианте, и представим результаты расчетов в табл.5.8.
Таблица 5.8
Эксплуатационные расходы по судам в существующем варианте, руб.
«Silver Dream»
«Silver Wind»
Владивосток – Тояма
Владивосток – Румои
Владивосток - Майдзуру
Владивосток - Пхохан
Славянка – Тояма
Находка – Кунсан
Находка – Шанхай
Владивосток - Масан
Владивосток – Румои
Количество рейсов
Балансовая стоимость судна, руб.
Прямые расходы:
- амортизационные
- на ремонт
- на снабжение
- на экипаж
-портовые сборы за рейс
- портовые сборы за экспл.период, всего
Итого, прямые расходы
Косвенные расходы
Расходы на топливо за рейс
Расходы на топливо за экспл.период
ВСЕГО расходы
ИТОГО затраты по флоту, руб.
Расчет экономических показателей существующего варианта
1. Доходы от перевозки рассчитаны в пункте 5.3 для предлагаемого варианта и в существующем варианте остаются такими же, так как объем грузооборота не изменяется.