Понятия «экономический эффект» относится к числу важнейших категорий рыночной экономики.
Экономический эффект предполагает какой-либо полезный результат, выраженный в стоимостной оценке.
Эффект – абсолютный показатель результата какого-либо действия или деятельности и определяется как разность между результатами деятельности хозяйствующего субъекта и произведенными для их получения затратами. Различают положительный и отрицательный экономический эффект. Положительный экономический эффект достигается в случае, когда результаты (продукт в стоимостном выражении) превышают затраты. Этот эффект называется прибылью. Для его получения необходимо расширение производства, либо экономия ресурсов на единицу продукта, либо и то, и другое. Если затраты превышают результаты, имеет место отрицательный экономический эффект, т. е. убыток.
В показателях выручки (объеме реализованной продукции), дохода, прибыли выражается полезный результат деятельности фирмы в стоимостной форме. Их принято называть показателями экономического эффекта, который является величиной абсолютной (руб./ед. времени)
Как сказано выше, экономический эффект выражается в приросте прибыли, которая достигается путем снижения расходов на единицу продукции. Таким образом, произведенные расчеты свидетельствуют о том, что при использовании оптимального варианта перевозки имеет место быть экономия средств клиента (при выборе минимальной стоимости оплаты перевозки) и повышение доходов экспедиторской компании (за счет увеличения экспедиторского вознаграждения при увеличении рисков и ответственности при организации перевозки).
Для определения экономического эффекта необходимо просчитать себестоимость перевозки 1 м3 груза.
Себестоимость перевозки 1 м3 груза определяется по формуле:
S= Rобщ./Qм3, (6.8)
где Rобщ. экс - общие затраты на перевозку грузов с учетом вознаграждения экспедитора, руб.; Qм3 – количество перевезенного груза, м3
Экономический эффект для клиента заключается в экономии расходов на доставку и определяется по формуле:
Э = (Sб - Sпр) * Qм3 , (6.9)
где, Sбаз – себестоимость перевозки по базовому варианту, руб.; Sпр - себестоимость перевозки по проектируемому варианту, руб.; Qм3 =
Экономический эффект определяется:
Э = (1584- 1567) * 62 111 = 1 055 887руб.
Братск-Масан
Э = (1584- 1567) * 20103 = 341 751 руб.
Братск-Шанхай
Э = (1584- 1567) * 16520= 280 840 руб.
Братск-Тояма
Э = (1584- 1567) * 25 488= 433 296 руб.
Результаты расчетов стоимости перевозок по вариантам и экономического эффекта сведены в табл.6.1.
Таблица 6.1
Результаты расчетов стоимости перевозок по вариантам и экономического эффекта
Направления перевозок
Братск-Масан
Братск-Шанхай
Братск-Тояма
Объем груза, м3
Стоимость перевозки, руб.
По ж/д
Баз.
Морем
Проект.
Баз.
Общая
Проект.
Экономический эффект, руб.
Очевидно, что применение проектной расстановки флота на перевозках лесоматериалов по рассмотренным направлениям дает положительный экономический эффект в сравнении с базовым вариантом.