Мои Конспекты
Главная | Обратная связь


Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ДИСТАНЦИОННОГО БАНКОВСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ



 

В России принята госпрограмма «Информационное общество (2011- 2020 годы)», одним из направлений которой являются развитие российского рынка информационно-коммуникационных технологий и российских технологий, а также создание базовой инфраструктуры информационного общества.

В России рынок мобильных финансовых сервисов не так хорошо развит, как в Западной Европе, однако Frost&Sullivan прогнозирует его стремительный рост: ожидается, что объем мобильных транзакций увеличится до 4,8 млрд евро к 2018 г.[Н1]

– Темпы прироста комиссионных доходов в 1 полугодии 2014 года относительно аналогич­ного периода прошлого года в целом по рынку снизились на 5 п. п. и составили 12%. По вашим оценкам, планируют ли российские банки увеличивать комиссионные доходы?

– Безусловно, банки стремятся их наращивать, в некотором смысле это рыночная неизбежность, о которой активно заговорили с 2009 года. Полагаю, в ближайшие несколько лет доходы банков будут во многом зависеть от того, умеют ли они работать с клиентами именно с точки зрения без­рисковых продуктов. В довольно короткие сроки, я надеюсь, мы перейдем к схеме, которая близка к европейской практике: если не 90/10, то хотя бы 70/30, где 70% доходов будут безрисковыми, к которым, в первую очередь, относятся комиссионные доходы.

– Какой сегмент, по вашим наблюдениям, показывает сейчас лучшую динамику – ко­миссионный доход от обслуживания физических или юридических лиц?

– На мой взгляд, основную часть комиссионного дохода можно получить от юридических лиц. Абсолютно все расчеты между ними проводятся в безналичной форме. Конечно, все мы оплачива­ем счета за сотовую связь, платим за квартиру, но не в тех объемах, в которых компании проводят расчеты, хранят и обменивают денежные средства или инкассируют выручку.

Сейчас мы не стараемся зарабатывать большие комиссии при обслуживании физических лиц. Для них предусмотрено много бесплатных опций, например, при пользовании системы интернет- банка можно совершать платежи без комиссий. Мы стремимся научить частных клиентов пользо­ваться онлайн-продуктами и пока видим в этом больше экономию ресурсов, нежели источник до­полнительного заработка.

– За счет каких источников может происходить рост доли комиссионных доходов?

– Если мы говорим о МСБ, рост комиссионных доходов возможен за счет сегментации клиентов и введения новых тарифных планов и интересных продуктовых предложений. В банке «ТРАСТ», на­пример, этой осенью был запущен проект «Бизнес-партнер» и услуга «Доставка счета». Специали­зированный портал «Бизнес-партнер» предлагает различные онлайн-сервисы для предпринимате­лей – от ведения бухгалтерии до создания собственного интернет-магазина. Причем без привязки к банку, то есть для использования возможностей портала не обязательно быть клиентом ТРАСТа. «Доставка счета» – это бесплатная услуга, которая позволяет открыть расчетный счет компании удаленно, без посещения отделения банка. Не нужно отрываться от своих дел и куда-то ехать, ме­неджер сам приедет к клиенту, поможет собрать комплект документов и все оформить.

Что касается частных клиентов, таким источником могут стать карты, использование которых подразумевает определенные комиссии. Этот рынок еще не до конца развит. Только недавно в Рос­сии количество транзакций покупок превысило количество транзакций снятия наличных. По суммам их процентное соотношение составило 50/50. Иными словами, в этом направлении есть куда расти.

У нас еще нет финансовых супермаркетов, но немалое количество участников рынка стремится продавать весь спектр услуг, в том числе дополнительных. Конечно, с одной стороны, если чело­веку необходима программа страхования, не связанная с кредитованием, он вряд ли пойдет за ней в банк. С другой стороны, в теории все это возможно. «Евросеть», например, уже продает ОСАГО, чего кредитные организации пока не делают. Между тем у банков есть региональная сеть и хорошо обученный персонал.

– Вам не кажется, что подобные компании в какой-то мере переходят на территорию бан­ков, зарабатывают комиссии там, где банки еще не сориентировались?

– Переходят и, думаю, будут делать это дальше. Например, на Западе Walmart имеют свои кар­ты, расчетные центры, предоставляют достаточно много финансовых услуг у себя на кассе: кредит­ные линии, овердрафты, оплата мобильного, приобретение ОСАГО. В целом конкуренция никому не вредит, а только идет на пользу, подталкивает к развитию.

– Мы отмечаем, что вознаграждения за расчетное и кассовое обслуживание, которые получили НКО и РНКО, выросли на 24% в 1 полугодии 2014 года по сравнению с 1 полуго­дием 2013-го. Переманивают ли они клиентскую базу у банков?

– Мы работаем на одном рынке, так что некоторое перераспределение клиентского потока – это нормально. Однако я бы обратил большее внимание на таких игроков, как Walmart, которые дей­ствительно могут «переманить» клиентов, если начнут предлагать банковские услуги, работая со своей клиентской базой.

– Вы уже упомянули о картах для частных клиентов, а насколько карточные продукты сегодня востребованы среди предпринимателей? Например, зарплатные проекты и корпо­ративные карты для сотрудников?

– Безусловно, карточные продукты востребованы среди представителей МСБ. Правда, если мы говорим о микро- и малом бизнесе, индивидуальных предпринимателях, они, скорее, склонны ис­пользовать карты как физические лица. Это все равно удобно, поскольку деньги могут работать до­вольно быстро.[Н2]

Обострение конкуренции на рынке ДБО побуждает провайдеров интернет-банкинга вкладывать все больше средств в развитие инструментов управления личными финансами пользователя. Но нельзя экономить и на безопасности: с 1 января 2014 года банки обязаны компенсировать клиентам операции, совершенные без их согласия и информирования, что повысило риски мошенничества.

Рынок интернет-банкинга насыщается: доля онлайн-транзакций в общем объеме платежей ФЛ по-прежнему растет, но темп ее прироста замедляется. За 2013 год доля интернет-транзакций в количестве и объеме банковских платежей физлиц возросла до 35,3% и 15,3% соответственно. По сравнению с 2012 годом темп прироста количественной доли практически не изменился, а объемной – сократился на 6,8 п. п. Фаза массового внедрения интернет-банков пройдена, а провайдеры конкурируют на уровне функциональной оснащенности систем. В перспективе одного-двух лет тенденция замедления роста совокупного объема онлайн-платежей сохранится, но проникновению ДБО также поспособствуют субъективные факторы, такие как ограничение объема платежей с использованием электронных кошельков без идентификации клиентов.

Для обеспечения роста доли активных пользователей систем ДБО провайдеры дополняют их множеством функций, не связанных напрямую с осуществлением платежей. Ключевая установка – предоставить пользователю полный набор средств управления личными финансами.

В числе дополнительных функций – персональный бюджет, визуализация расходов, автоматические платежи по заданному графику. Финансами дополнительный функционал не ограничивается. Провайдеры ДБО предлагают интеграцию систем с популярными внешними сервисами (социальными сетями и видеохостингами) и обеспечивают возможность персонализации интерфейса пользователя.

Мультибанковская система HandyBank сохранила первенство в рейтинге за счет очень широкого функционала и высокого уровня защищенности, включающего автоматический анализ потенциально мошеннических действий.

Ужесточение законодательного регулирования рынка ДБО станет причиной дополнительных расходов провайдеров. С 1 января 2014 года банк обязан возместить клиенту сумму операции, совершенной без его согласия и информирования со стороны банка. Интернет-мошенники готовят новые схемы, а клиенты могут просто забыть сообщить банку о смене контактных данных.

Во избежание конфликтов рынку нужны новые законодательные инициативы, определяющие ответственность клиента как стороны информационного обмена, а системам ДБО – дополнительные инвестиции в безопасность.

Потенциал развития ДБО – приложения для мобильных платформ. В сегменте мобильного банкинга пока не достигнут полный охват рынка и спектра дистанционных банковских услуг. Передовики ДБО совершенствуют функционал облегченных версий систем, отстающие еще находятся в процессе выбора между собственными разработками и предложениями аутсорсинговых компаний.

Последние, по мнению «Эксперта РА», могут предложить оптимальные решения, внедрение которых поспособствует дальнейшему проникновению дистанционных банковских сервисов.

По прогнозам «Эксперта РА», объемная доля банковских транзакций физлиц через Интернет вырастет до уровня не ниже 18,5% по итогам 2014 года. Замедление темпов ее приростапродолжится на фоне насыщения рынка и смещения приоритетов части пользователей от базовых платежей к комплексному финансовому менеджменту. Конкуренция провайдеров при этом обострится. Одни решатся на полный перезапуск систем, другие попытаются соблюсти баланс между оптимизацией расходов и расширением спектра клиентоориентированных сервисов. В сфере приложений для мобильных платформ пока сохранится существенный потенциал роста рынка. Благодаря этому, а также на фоне постепенного покрытия отстающими провайдерами полного списка базовых платежей, количественная доля онлайн-транзакций не сбавит темп прироста. По итогам 2014 года «Эксперт РА» прогнозирует ее на уровне 40–41%.

Наличие доступа к ДБО через мобильные приложения не оказало влияния на рейтинг систем интернет-банкинга.

Удобство интерфейса, надежность банка и число зарегистрированных пользователей не оказывали влияние на место банка в рейтинге.

В анкетировании приняли участие 68 российских банков и две аутсорсинговых компании:

Популярность дистанционных банковских сервисов продолжает устойчиво расти, однако появились признаки постепенного насыщения рынка ДБО. В 2013 году 35,3% от общего количества банковских платежей клиентов-физлиц было совершено через сеть Интернет (рост на 4,9 п. п. по сравнению с 2012 годом). Доля данных транзакций в общем объеме платежей физлиц составила 15,3% (1,1 трлн рублей в абсолютном выражении) за 2013 год, превысив аналогичный показатель предыдущего года на 3,6 п. п. Темп прироста доли платежей через Интернет в количестве банковских транзакций физлиц практически не изменился, а в их совокупном объеме – замедлился (см. график 1). Небольшое снижение темпа прироста по сравнению с прошлым годом говорит о взрослении рынка услуг интернет-банкинга.

 

 

Рис. Доля банковских транзакций населения,

совершенных через Интернет, растет, а темпы прироста стабилизируются [Н3]

 

Рост проникновения услуг интернет-банкинга обусловлен развитием технологичской базы банков и популяризацией их дистанционных сервисов посредством новых каналов распространения информации. Например, интеграция некоторых систем ИБ с социальными сетями и видеохостингами обеспечила привлечение части интернет-аудитории, не имевшей непосредственной заинтересованности в банковских услугах. Консервативные в отношении клиентской базы банки делают ставку на развитие функциональных возможностей систем, расширяя спектр транзакций, доступных для дистанционного осуществления. В равной для всех участников рынка степени распространению интернет-банкинга способствует рост внимания государства к законодательной базе (которая, тем не менее, остается далека от совершенства) данного сегмента.

Анкетирование участников исследования выявило повышенное внимание банков к расширению перечня услуг, предлагаемых системой клиенту. Устойчиво растет доля систем ИБ, в которых пользователю доступны такие виды онлайн-платежей, как налоговые платежи, штрафы ГИБДД, оплата услуг ЖКХ, железнодорожных и авиабилетов, пополнение счета в системе электронных денег и погашение кредитов в других банках (см. график 2). Подавляющее большинство систем предлагает клиентам возможность осуществлять операции с депозитными счетами в банке. Напротив, рост предложения кредитных продуктов через системы ДБО не наблюдается. Доля систем с возможностью оформления заявок на получение кредитов составила 35%, что в точности соответствует прошлогоднему значению. При этом дистанционное подписание кредитного договора возможно лишь в 14% исследованных интернет-банков. Аналогично практически не возросла доля систем, предлагающих операции по брокерским счетам клиентов: 14% против 12% годом ранее. Ряд банков предоставляет возможность дистанционных операций по обезличенным металлическим счетам. Внедрение данного функционала зачастую остается вопросом специализации банка, а не рыночным трендом, продиктованным массовыми потребностями клиентов, однако потенциал сегмента ОМС в рамках систем ИБ может раскрыться в среднесрочной перспективе.

 

Рис. Доля систем ДБО, предлагающих базовый набор

наиболее популярных среди населения платежей, продолжает расти [Н3]

 

Доля активных пользователей систем ИБ (совершающих не менее одной транзакции в месяц) в совокупной клиентской базе физлиц в банках неуклонно растет. Ряд банков (Банк Таврический, ВБРР, Банк Ермак, МКБ, Росавтобанк) оценил значение данного показателя на уровне более 50% по итогам 2013 года, а самые амбициозные прогнозные значения по итогам 2014 года достигают 80%. На этом фоне функциональность и удобство системы ДБО становятся одним из залогов стабильного роста клиентской базы банков. В целях развития систем поставщики услуг интернет-банкинга не только наращивают платежный функционал, но и внедряют дополнительные возможности, направленные на предоставление пользователю полного спектра услуг в сфере управления личными финансами. Так, в 21% исследованных систем ИБ реализованы функции персонального бюджета и финансового планирования, в рамках которых пользователю доступны открытие целевых счетов, средства планирования операций и визуализации распределения расходов по категориям оплаченных услуг. Многие системы позволяют оформить поручение на платеж будущей датой и принимают счета, выставленные на оплату услуг поставщиком в интернет-банк клиента. А в 11% исследованных систем доступен запрос справок из бюро кредитных историй.

 

 

Рис. Осознавая, что базового функционала уже недостаточно, поставщики ИБ-услуг предлагают пользователям ряд дополнительных сервисов

Следуя принципу полного удовлетворения потребностей клиента, интернет-банки начинают предоставлять возможности персонализации интерфейса системы. Новаторы (или адаптирующие зарубежные практики на российском рынке) предлагают набор виджетов на главной странице системы ДБО. Пользователю доступна их настройка, а при отсутствии инициативы с его стороны система самостоятельно упорядочит виджеты в соответствии с частотой обращения пользователя к тем или иным сервисам. Подобные внедрения пока немногочисленны и требуют значительных затрат. Их целесообразность сложно оценить. Зачастую участники исследования видят больший потенциал в программах лояльности, а заявленные ими бюджеты на развитие интернет-банкинга в среднем невелики и, как правило, являются предметом оптимизации на горизонте одного-двух лет.

Более реалистичной и оправданной задачей выступает распространение мобильного банкинга.

Пользователи 73% (против 57% годом ранее) исследованных систем могут получить доступ к ним через приложение для мобильного телефона или одну из наиболее популярных мобильных плат форм (см. график 4). Как и прежде, со значительным отрывом лидируют приложения для iPhone и Android. Однако рынок мобильного банкинга еще далек от насыщения. В его масштабах выборка «Эксперта РА» недостаточно репрезентативна: мобильными версиями успели обзавестись передовые системы, но многие из не участвующих в исследовании поставщиков ИБ-услуг пока не готовы предложить клиенту мобильный банкинг. Так, например, из второй сотни банков по активам только 21 банк располагает версией системы для iOS (для сравнения: отсутствие такого приложения по топ-100 зафиксировано у 48 банков). Важной задачей остается и расширение функциональных возможностей мобильных приложений – новой области конкуренции участников рынка ДБО. В перспективе двух лет развитие мобильного банкинга обеспечит значительный прирост доли активных пользователей ДБО и увеличит уровень проникновения данных услуг. Оптимальным решением для банков в этой сфере могут стать предложения аутсорсинговых компаний, которые в силу своей специализации и опыта работы способны выдержать баланс между доступностью, функционалом и защищенностью мобильных приложений.

 

Рис. Приложения для iOS и Android OS остаются в тренде, тогда как популярность платформы Windows Mobile невысока

 

Рост популярности ДБО диктует необходимость совершенствования законодательного регулирования данной сферы. Однако не все из свежих законодательных инициатив безоговорочно способствуют формированию здоровой рыночной инфраструктуры. С 1 января 2014 года вступил в силу ряд пунктов статьи 9 «Порядок использования электронных средств платежа» федерального закона от 27.06.2011 № 161-ФЗ «О национальной платежной системе». В первую очередь директивы коснулись порядка информирования клиента о совершенных дистанционно операциях и ужесточили соответствующие требования к банкам. При этом закон не дает ответов на ряд вопросов, возникших в результате изменений в 161-ФЗ. Во-первых, не установлена ответственность клиента за предоставление недостоверных контактных данных или их несвоевременную актуализацию. Во-вторых, не определена ответственность операторов за несвоевременную доставку SMS-сообщений (как способ информирования клиента применяется в 91% исследованных систем ДБО). Такая ситуация повышает вероятность реализации рисков мошенничества. Если пробелы в законодательстве не будут оперативно урегулированы, они могут породить множество прецедентов для судебных раз бирательств между банками, их клиентами и третьими сторонами, выступающими посредниками в информационном обмене.[Н3]

Если же вы не хотите быть привязанным к телефону, как средству получения паролей, либо уезжаете за границу, где нет возможности получать пароли без использования роуминга (отправка паролей по sms осуществляется только на номера телефонов российских операторов связи), у вас есть достойная альтернатива – портативное устройство «криптокалькулятор».

Криптокалькулятор позволяет в режиме offline (без подключения к Интернету) генерировать пароли и подтверждать свои операции в НОМОС-Линк или Мобильном банке. Устройство помещается в бумажник, а для того, чтобы начать работать с ним, достаточно вставить в него свою карту. Кстати, технология обеспечения безопасности на основе динамической криптографии DPA/CAP является одним из самых передовых решений на российском рынке. [Н4]

В сочетании с надлежащим информированием об операциях по счетам, одним из основных требований к системам ИБ, как со стороны регулирующих органов, так и со стороны пользователей, остается защищенность персональных данных от внешних и внутренних угроз. На стадии идентификации пользователя в системе большинство банков предлагает многофакторную модель с вводом, помимо логина и пароля, SMS-кода (91% опрошенных) и (или) одноразового пароля, сгенерированного (44%) или доступного из предоставленного клиенту списка (32%). При этом ряд международных стандартов интернет-банкинга в сфере безопасности, например, способ аутентификации DPA/CAP (криптокалькулятор в сочетании с чиповой картой), пока не нашел повсеместного распространения на российском рынке. В большинстве случаев несанкционированного доступа к системе первопричиной утечки данных выступает сам пользователь. Поэтому участники рынка не всегда находят в полной мере оправданным повышение уровня инвестиций в безопасность системы ДБО. Тем не менее оно неизбежно в силу установленной с 1 января 2014 года статьей 9 161-ФЗ обязанности по возмещению клиенту суммы операции, совершенной без его согласия. Лидеры рейтинга «Эксперта РА» по безопасности систем ИБ уже реализовали автоматический анализ потенциально мошеннических действий и ряд дополнительных защитных мер, в числе которых автоматический выход пользователя из системы при его длительной неактивности, детализация истории входов в систему (время, место), контроль смены SIM-карты, используемой при получении кодов для авторизации.

Умеренное изменение позиций в топ-10 рейтинга наглядно демонстрирует разнонаправленное расширение функционала систем ДБО провайдерами в погоне за активными пользователями. Лидер рейтинга – мультибанковская система HandyBank – уверенно сохранил прошлогоднюю позицию.

Неограниченные платежные возможности и постоянно дополняемый (в отличие от многочисленных примеров разовых внедрений и перезапусков) спектр функций по-прежнему обеспечивают системе значительное преимущество перед конкурентами. Второе и третье места разделили Альфа-Клик АЛЬФА-БАНКА и eLife ФГ ЛАЙФ. Банк24.ру, система которого заняла второе место в прошлогоднем рейтинге, сделал ставку на развитие интернет-банкинга для ЮЛ. Снижение приоритетности развития ДБО для ФЛ свело на нет целесообразность участия банка в рейтинге. Банк Русский Стандарт значительно упрочил свои позиции в рейтинге за счет увеличения охвата поставщиков услуг и расширения набора дополнительных сервисов, в числе которых персональный бюджет и запрос справок из бюро кредитных историй. В топ-10 рейтинга вырвался Банк Санкт-Петербург, реализовавший в своей системе полный цикл онлайн-кредитования и множество средств автоматизации платежей пользователей. При этом конкуренция за вторую – пятую позиции возросла до предела, призеры идут еще плотнее, чем в прошлом году, когда данная тенденция была уж отмечена. Аналогичным образом, наблюдается дальнейшее сокращение функционального разрыва между первым и последним местом в рейтинге.

Однако идеально сбалансированной по оцениваемым компонентам ни одну систему пока назвать не получается. Об этом свидетельствуют значительные отклонения лидеров итогового рейтинга от своих позиций в рейтинг-листах по отдельным сегментам. Причина – различная тактика борьбы за клиента на фоне строгого, в большинстве случаев, бюджетирования. Ставка на громкие внедренческие решения оправдывается только в краткосрочной перспективе. Для сохранения лояльности привлеченных пользователей многим из сегодняшних передовиков ДБО придется сконцентрироваться на всестороннем развитии систем и вдумчиво распределять соответствующие инвестиции.

 

Таблица

Итоговый рейтинг функциональности систем интернет-банкинга [Н3]

Продолжение таблицы

 

Представители топ-10 систем интернет-банкинга по внешнему платежному функционалу давно освоили полный перечень востребованных клиентами платежей. Тем не менее количество поставщиков услуг растет разными темпами, что обеспечивает ежегодные смены позиций ведущих интернет-банков. Единица означает наличие опции в интернет-банкинге, ноль – отсутствие. В таблице приведено 5 параметров, всего оценивалось 20 параметров.

 

Таблица

Топ-10 систем интернет-банкинга: внешний функционал [Н3]

 

Рейтинг по внутреннему функционалу и сервисным функциям за год претерпел кардинальные изменения. Банки запускали новые версии систем ДБО, в ряде случаев измененных до неузнаваемости. Для пользователя период адаптации к новому интерфейсу компенсировали вспомогательные сервисы, облегчающие управление личными финансами. Единица означает наличие опции в интернет-банкинге, ноль – отсутствие. В таблице приведено 8 параметров, всего оценивалось 36 параметров.

 

Таблица

Топ-10 систем интернет-банкинга: внутренний функционал и сервисные функции [Н3]

 

Несмотря на тот факт, что инвестиции в защищенность систем по приоритетности ощутимо отставали от финансового обеспечения функциональных новаций, некоторые банки существенно проработали данный аспект и вошли в топ-10 или укрепили в нем свои прошлогодние позиции. Многофакторной аутентификацией уже никого не удивить, но передовики в сфере безопасности используют такие способы, как сочетание криптокалькулятора и чиповой карты. Единица означает наличие опции в интернет-банкинге, ноль – отсутствие. В таблице приведено 8 параметров, всего оценивался 21 параметр.

 

Таблица

Топ-10 систем интернет-банкинга: информационная и финансовая безопасность [Н3]

 

Я выделяю два фактора, оказавших в прошлом году наибольшее влияние на рост популярности интернет-банкинга – это усилия компаний-разработчиков в создании более удобных в использовании продуктов, ориентированных на востребованные пользователями задачи, и влияние личного примера постоянных пользователей интернет-банкинга.

Остановлюсь немного на втором. Широкое распространение мобильных устройств – смартфонов и планшетов – конечно, делает интернет-банкинг более «публичным». Это одно из приложений гаджета, с которым встречаешься в AppStore и GooglePlay, которым пользуются на работе, в кафе и даже общественном транспорте. Пример «человека с интернет-банкингом» работает, он вошел в число стереотипов поведения.

Традиционно расширение аудитории дистанционных банковских сервисов происходило за счет собственно клиентов банка. Начинает работать новая модель – вовлечение в дистанционные банковские услуги через приложения и сервисы, ориентированные на социальные сети и другие «небанковские» области. То есть сам банк «спрятан», а на поверхности – инструмент решения финансовых отношений в соцсети или другом привычном интернет-пользователю контексте. Это очень эффективный подход.

На российском рынке предложение услуг мобильного банкинга по-прежнему существенно уступает предложению ИБ-услуг. При каких условиях возможен значительный рост проникновения услуг мобильного банкинга?

– По-хорошему, мобильный банкинг еще только должен найти нишу своего применения. Он еще долго не сможет вытеснить классический интернет-банкинг – для решения каждой задачи будет использоваться наиболее подходящий инструмент. Те задачи, которые могут и должны решаться «на ходу» – оплата мобильного, денежные переводы небольших сумм и так далее, – будут востребованы именно на мобильных устройствах. Но управление счетами, оплата услуг с большой стоимостью или требующих кропотливого формирования – это и еще многое другое будет делаться с ПК и ноутбуков в комфортных условиях дома, офиса.

В ближайшей перспективе одними из самых действенных стимуляторов роста рынка мобильного банкинга станут сервисы информирования о задолженностях и выставления счетов, что позволит выполнять достаточно сложные операции по оплате жилищно-коммунальных и других услуг в один клик с мобильного устройства. Тут можно сделать следующее обобщение: расширение использования смартфона как терминала оплаты гарантировано, если он будет использоваться именно как средство подтверждения платежа, то есть когда сформированный поставщиком услуги счет размещается в мобильное приложение для одобрения его оплаты. Налицо перспективы развития и интеграции мобильного банкинга с технологией NFC, более широкого использования QR-кодов и других технологий, поддерживаемых современными смартфонами.

– Насколько целесообразны дополнительные инвестиции в безопасность систем и приведение их в соответствие с международными стандартами на фоне вступившей в силу с 1 января 2014 года обязанности возмещать клиенту сумму операции, совершенной без его согласия и информирования?

– Целесообразны как минимум в целях развития данного рынка. Инвестиции должны продемонстрировать пользователям, что безопасность управления финансами посредством интернет-банкинга и мобильного банковского приложения – приоритетная для банка задача. Подход, когда вложения в безопасность определяются полученными убытками от фрода, неперспективен для банков, планирующих развивать данный бизнес.

Соответствие международным стандартам безопасности – очень хорошее подспорье для банков и компаний, занимающихся разработкой программного обеспечения. Сами стандарты (как общие – ISO 27000, так и отраслевые – PCI DSS и другие) – это вовсе не дополнительная головная боль IT-службам, а наоборот, готовые, проверенные временем практические рекомендации по организации процессов разработки и обслуживания программного обеспечения, методички для служб информационной безопасности банка. Это вполне органичный набор принципов построения «зрелых» IТ-решений и процессов, и наши банки, процессинговые и IТ-компании вполне соответствуют данным меркам зрелости.

Функции анализа расходов, несомненно, войдут в штатный арсенал сервисов ДБО как обязательный инструмент. Главная интрига тут будет в полноте анализируемой информации и качестве ее оценки. Но существуют естественные ограничения, которые будут охлаждать интерес к сервису – это невозможность категорировать расходы в гипермаркетах, когда по одному чеку вы оплачиваете и продукты питания, и промышленные товары, и косметику, и так далее, а также значительное использование наличных денег, исключающее объективность оценки. Наличие счетов и карт одновременно в нескольких банках также делает PFM в отдельно взятом интернет-банкинге необъективным для пользователя инструментом. Явно положительная функция сервисов PFM – воспитательная, приучение новых пользователей интернет-банкинга (еще «зарплатных» клиентов) к безналичным расчетам. Ощущение, что «все под контролем», – это реальный стимул перехода к иной модели поведения: от оплаты наличными к безналичным расчетам и управлению средствами через системы ДБО.

Сервис планирования бюджета больше интересен банкам. При массовом его предложении это все же маркетинговый инструмент. Так уж исторически мы сформировались, что педантичное планирование (и главное, исполнение) – не самая «русская» черта характера. Есть определенный процент тех, кто действительно с пользой для себя будет его применять, для большинства это не самый привычный жизненный опыт.

Персонализация интерфейса – важная составляющая, но пользоваться ей будет крайне небольшое количество пользователей и в минимальном объеме. Если инструмент непонятен или неудобен при знакомстве с ним, то пытаться оптимизировать его уже никто не захочет. Массовую популярность приобретают приложения, удобные сразу, «из коробки».

– Считаете ли вы целесообразным продвижение кредитных продуктов через интернет-банк?

– Интернет-банкинг для банка – это инструмент получения прибыли. Можно предлагать все сервисы ИБ бесплатно, и тогда совершенно естественно монетизацию ИБ реализовать через использование ее как платформы кросс-продаж банковских продуктов. Но если сервис ИБ платный (или по совершаемым операциям присутствует комиссия), то его пользователь ожидает получить максимально комфортные условия его использования, что налагает серьезные ограничения на активное продвижение дополнительных услуг и продуктов. Возможно, что использование систем анализа расходов (PFM) и планирования бюджета (PFP) поможет формировать предложения, действительно интересные клиенту – не просто «выгодные», а дающие потребителю реальную выгоду. Тогда это будет работать.

Вообще тема продажи кредитов становится все более болезненной в силу значительной закредитованности. Да, сейчас для банков это один из наиболее рентабельных продуктов, но ситуация такова, что я бы изменил ваш вопрос: «Какие банковские продукты и как наиболее целесообразно продвигать через ИБ», но это уже другая тема.

– Какие направления развития интернет-банкинга для физлиц вы считаете наиболее перспективными в масштабах рынка в 2014–2015 годах?

– О многих из них уже было сказано выше, поэтому просто перечислю их:

• уведомление о задолженностях, выставление счетов для оплаты, прямое дебетование;

• сервисы PFM/PFP;

• денежные переводы в рамках социальных сетей и групп;

• интеграция интернет-банкинга с «невиртуальными» технологиями (например , NFC) в построении новых платежных инфраструктур;

• совершенствование технологий уведомления о совершаемых платежах;

• совершенствование технологий идентификации пользователей и подтверждения совершаемых в интернет-банкинге операций.

– Расскажите о достижениях HandyBank за 2013 год. Каковы планы развития системы в 2014–2015 годах?

– Вот цифры: HandyBank используется уже 146 банками, мы работаем с 16 мультибанковскими процессингами, в 2013 году мы обработали в два раза больше транзакций, чем в 2012-м. Кроме B2B-проектов, мы начали принимать участие в B2C-проектах, наиболее заметным из которых является EnergyBonus – платежно-бонусная программа ОАО «Мосэнергосбыт».

Наши планы – я их раскрыл, отвечая на предыдущий вопрос. Кроме того, развивая наш продукт, мы будем всегда учитывать одну из важнейших задач – привлечение к безналичным расчетам сегодняшних «зарплатников», то есть основной массы клиентов банка, до сих пор не использующих интернет-банкинг.

И еще: у нас всегда ведется несколько проектов «на перспективу», благодаря чему HandyBank и дальше будет оставаться одним из лидеров индустрии систем ДБО, а пользователи нашей системы – самыми удовлетворенными пользователями интернет-банкинга.[Н3]

ЗАО «ХэндиСолюшенс», оператор платежной системы HandyBank, 14 декабря 2012 года зарегистрировано Банком России в качестве оператора платежной системы в соответствии с законом «О национальной платежной системе» № 161-ФЗ. Соответствующая запись внесена в единый реестр операторов платежных систем за номером 0009.

HandyBank является межбанковской платежной системой интернет-банкинга. Работает на рынке с 2006 года. Совместима с любым банковским процессингом. Предоставляет банкам аутсорсинговое решение интернет-банкинга для их клиентов – физических лиц. На 01.11.2012 года участниками системы являются 112 банков, розничная сеть обслуживания которых охватывает 280 городов в 72 регионах России. Технологическое взаимодействие установлено с 14 мультибанковскими процессинговыми центрами. В системе представлены около 7000 мерчантов. Система сертифицирована на соответствие международному стандарту PCI DSS. Является лауреатом премии e-FinanceAwards в области электронного бизнеса и премии «Финансовая Элита России 2012» в номинации «Интернет-банк года». Система HandyBank занимает 1-е место в итоговом рейтинге функциональности интернет-банкингов журнала «Эксперт» (2011, 2012 гг.).[С3]

Faktura.ru полнофункциональная технологическая платформа, созданная для решения стратегических задач банка по созданию единой системы дистанционного обслуживания юридических и физических лиц посредством каналов интернет- и мобильной связи.

Система предоставляется банку в формате аутсорсинга по «облачному» принципу: подключаясь к процессингу Faktura.ru, банк получает возможность полнофункционального использования технологического комплекса процессингового центра для предоставления электронных сервисов своим клиентам.

Преимущества. В отличие от привычного аутсорсинга, «облака» обслуживают инфраструктуру полностью, и являются, таким образом, аутсорсингом формата all inclusive, что даёт банкам практически неограниченные возможности по наращиванию функциональности и повышения эффективности бизнеса, не отвлекая на развитие внутренние ресурсы кредитной организации. Используя формат аутсорсинга, банк кратно снижает инвестиции в запуск проекта ДБО. Для сравнения – стартовые затраты банка при приобретении «коробочного» решения интернет-банкинга в 8,5 раз превышают стартовые затраты банка на подключение к Faktura.ru.

Банк получает систему и технологию, которые включают готовую интеграцию с АБС банка, карточными процессингами, системами денежных переводов, бухгалтерскими программами, системами «электронных кошельков», интернет-магазинами, системами заказа электронных билетов и пр.

Готовые к использованию сервисы Faktura.ru позволяют в максимально сжатые сроки запустить в работу направление дистанционного банковского бизнеса, предложить клиентам – физическим и юридическим лицам – новые возможности. Банку остаётся просто получать доход. [С4]

 

 




Поиск по сайту:







©2015-2020 mykonspekts.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.