Мои Конспекты
Главная | Обратная связь

...

Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

Правоохранительная деятельность и правоохранительные органы России





Помощь в ✍️ написании работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

В законодательстве РФ не содержится формулировки по­нятия «правоохранительные органы», нет также и перечня тех органов, которые относятся к правоохранительным. Хотя в некоторых правовых актах это понятие используется[1].

В юридической литературе понятие «правоохранитель­ные органы» является до сих пор дискуссионным. Нет единства мнений среди ученых относительно круга, переч­ня или системы правоохранительных органов. Большин­ство авторов учебников и учебных пособий определяют понятие «правоохранительные органы» через категорию «правоохранительная деятельность». Такой подход пред­ставляется вполне обоснованным. Органы, осуществляю­щие правоохранительную деятельность, и если эта дея­тельность является у них основной, могут определяться как правоохранительные. Однако в таком случае понятие «правоохранительная деятельность» требует дополнитель­ного раскрытия.

Перечислим основные черты правоохранительной дея­тельности.

Назначение правоохранительной деятельности — охрана и защита прав и законных интересов граждан, юридических лиц и государства и обеспечение выполнения ими своих обя­занностей.

Начало правоохранительной деятельности, как правило, связано с наличием повода, в качестве которого чаще всего выступает сообщение о правонарушении либо необходимо­сти его предупреждения.

Правоохранительная деятельность осуществляется только на основании закона и в соответствии с законом (т.е. определенный вид правоохранительной деятельности должен быть предусмотрен действующим законодатель­ством), а в некоторых случаях — исключительно в установ­ленной процессуальной форме. Произвольные действия государственных органов и должностных лиц недопусти­мы. Нарушение требования закона, допущенное в процессе правоохранительной деятельности, может само оказаться правонарушением, влекущим дисциплинарную, админи­стративную или уголовную ответственность. Под процес­суальной формой понимается установленный процессу­альным законом порядок производства по делу в целом, а также условия, последовательность, порядок совершения отдельных действий.

Правоохранительная деятельность осуществляется спе­циально уполномоченными законом субъектами, наделен­ными для этого определенными правами и обязанностями. Лица, осуществляющие правоохранительную деятельность, как правило, должны иметь юридическое образование.

В ряде случаев правоохранительная деятельность связана с применением законных мер государственного принужде­ния к лицам, допустившим правонарушение. Эти меры раз­личаются в зависимости от компетенции органа и тяжести совершенного правонарушения.

Законные и обоснованные решения, принятые субъек­тами правоохранительной деятельности, подлежат обяза­тельному исполнению должностными лицами и граждана­ми. Неисполнение этих решений образует самостоятельное правонарушение, влекущее дополнительную ответствен­ность.

Таким образом, правоохранительная деятельность - это предусмотренная действующим законодательством госу­дарственная или санкционированная государством дея­тельность, направленная на охрану и защиту прав граждан, юридических лиц и государства и обеспечение выполнения ими своих обязанностей, осуществляемая, как правило, в определенном процессуальном порядке специально упол­номоченными на то лицами и связанная с применением за­конных мер государственного принуждения.

В юридической литературе выделяют следующие виды правоохранительной деятельности: осуществление право­судия; прокурорский надзор; расследование преступлений; оперативно-розыскная деятельность (ОРД), выявление и раскрытие преступлений, обеспечение государственной безопасности; исполнение судебных решений; охранная деятельность и предупреждение преступлений и иных правонарушений; оказание квалифицированной юридиче­ской помощи; конституционный контроль.

Государственные органы могут выполнять один или несколько видов правоохранительной деятельности. Так, судебные органы осуществляют правосудие. Функцией прокурорского надзора наделены органы прокуратуры. Оперативно-розыскная деятельность осуществляется как ОВД, так и органами государственной безопасности и не­которыми другими органами. Органы внутренних дел одно­временно выполняют расследование преступлений, ОРД, предупреждение правонарушений.

Правоохранительную деятельность могут выполнять различные органы государства. Однако не все они являются правоохранительными. Для того чтобы орган можно было отнести к числу правоохранительных, необходимо, чтобы правоохранительная деятельность занимала значительное место в объеме его работы и не была побочной, эпизоди­ческой. Другой момент — некоторые правоохранительные органы выполняют не только правоохранительную дея­тельность, но и другие виды государственной деятельности (правоисполнительную). Однако они отнесены к право­охранительным в силу того, что эта деятельность у них является основной или имеет специальный закрепленный в законе процессуальный характер.

Таким образом, можно сформулировать следующее определение: правоохранительные органы — это специаль­ные государственные органы, профессиональные объединения и особые физические лица, которые в силу закона об­ладают специфическими полномочиями по осуществлению правоохранительной деятельности.

В учебной и научной литературе нет единства мнений относительно круга или системы правоохранительных ор­ганов. Большинство же авторов учебников и учебных по­собий к правоохранительным органам относят следующие государственные органы: суд, прокуратур}', ОВД, органы государственной безопасности, таможенные органы, органы предварительного расследования, органы юстиции.

Спорным является отнесение нотариата, адвокатуры к пра­воохранительным органам. В связи с этим заметим, что нота­риальная деятельность непосредственно правоохранительной не является. Однако ее наличие обеспечивает защиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц. Правоохра­нительная деятельность нотариата начинается там, где про­исходит изменение прав и обязанностей лиц, возникает не­обходимость восстановления и подтверждения имевшихся прав, осуществляется реализация волеизъявления безвестно отсутствующих или умерших лиц. То есть тогда, когда граж­дане и юридические лица вынуждены обращаться в нотари­альные конторы или к нотариусам для подтверждения или восстановления своих прав. В этом случае регистрационно­оформительская деятельность нотариата приобретает право­охранительный характер, и к тому же она имеет общегосудар­ственную значимость. Поэтому вполне обосновано включение нотариата в систему правоохранительных органов.

Не является правоохранительной деятельность адвока­тов. Но выполнение ими функции по реализации каждым конституционного права на получение квалифицированной юридической помощи (ст. 18 Конституции) в целях защи­ты прав и свобод физических и юридических лиц настолько важно, что отсутствие адвоката нередко блокирует осущест­вление деятельности суда, органа расследования, прокурора. Поэтому вопросы организации адвокатуры — объект изуче­ния в рамках данного курса.

Объединяет все правоохранительные органы то, что дея­тельность каждого из них направлена на защиту прав и за­конных интересов граждан, юридических лиц и государства в целом. Различаются же они между собой конкретными за­дачами и методами (способами) их решения, компетенцией. Так, непосредственной задачей суда является разрешение уголовных, гражданских, административных дел, прокура­туры — надзор за соблюдением Конституции и исполнением законов, органов предварительного расследования - рассле­дование преступлений.

1.4. Основные понятия в учебном курсе «Правоохранительные органы России»

 

Учебный курс «Правоохранительные органы России» яв­ляется вводной юридической дисциплиной. Наряду с учеб­ной дисциплиной «Теория государства и права» в этом учеб­ном курсе начинается углубленное изучение специальной юридической терминологии. Усвоение содержания юриди­ческих терминов и понятий курса представляет собой одну из задач обучения.

Единообразное понимание и толкование юридических терминов и понятий позволяют профессиональным юристам точно и понятно формулировать норму закона, усваивать и запоминать смысл правового предписания и правильно толковать положения нормы при применении на практике.

Основные понятия учебного курса «Правоохранительные органы России» составляют лишь незначительную часть тех юридических терминов, которые предстоит изучить за пери­од обучения. Однако они являются исходными и ключевыми в дальнейшем обучении.

Содержание предмета и системы учебного курса предо­пределяет ту терминологию, которая подлежит изучению, и ее объем. Значительное количество изучаемых в рамках данного курса нормативных актов предполагает, что усвое­ние их содержания потребует использования большого числа юридических терминов и понятий. Однако часть их останет­ся для изучения в других дисциплинах, вторая часть будет представлена в ознакомительном плане, а третья должна быть изучена и осмыслена в предлагаемых формулировках. Именно последняя группа юридических терминов и состав­ляет те основные понятия курса, с которыми и предстоит в дальнейшем работать.

Последовательное усвоение тем системы учебного курса «Правоохранительные органы России» позволяет предметно и конкретно подходить к выделению основных понятий и их систематизации для более глубокого изучения. Выделенные в системе учебного курса разделы и темы ориентируют и на соответствующую группу понятий, раскрывающих основное содержание темы.

Учитывая, что основное содержание учебного курса со­ставляют знания о системе правоохранительных органов в целом и каждого органа в отдельности, можно предложить определенную схему понятий, позволяющих самостоятель­но и более глубоко изучить материал. Построение и орга­низация деятельности в каждом отдельно взятом право­охранительном органе имеет специфику. Но есть и общие принципиальные основы их организации. Поэтому знание и усвоение нескольких основных ключевых понятий даст возможность представить и охватить материал всей темы по конкретному правоохранительному органу и не упустить нужных вопросов темы.

При изучении тем о конкретных правоохранительных органах в число основных понятий, раскрывающих содер­жание темы, включаются следующие: понятие правоохрани­тельного органа; задачи, функции (направления деятельно­сти), система органа; звено в системе правоохранительного органа; структура звена правоохранительного органа; состав звена или структурного подразделения звена правоохрани­тельного органа; компетенция звена или структурного под­разделения звена правоохранительного органа; полномо­чия должностных лиц правоохранительного органа, звена, структурного подразделения звена правоохранительного органа; аппарат правоохранительного органа (руководите­ли, сотрудники, работники, персонал и так далее); кадры правоохранительного органа: назначение, увольнение, про­движение по службе, поощрение и дисциплинарная ответ­ственность работающих лиц.

Используя и зная содержание названных понятий в их совокупности и изложенной взаимозависимости, можно добиться и соответствующей глубины изучения вопросов темы о конкретном правоохранительном органе, например органах внутренних дел.

Необходимо и важно правильно устанавливать взаимо­связь понятий и раскрывать их соотношение, подчеркивая общие и специфические признаки.

Например, рассматривая соотношение таких понятий, как: «учебный курс “Правоохранительные органы России”», «правоохранительные органы России», «организация пра­воохранительных органов», «деятельность правоохрани­тельных органов», можно увидеть не только общие понятия в этих словосочетаниях, но и раскрыть самостоятельность этих понятий, подчеркивающих специфические стороны изучаемого предмета.

Учебный курс «Правоохранительные органы России» — это совокупность знаний, изучаемых студентами, слушате­лями, учащимися. Правоохранительные органы России — это реально существующие и действующие учреждения государства. Понятие «организация правоохранительных органов» указывает на организационное устройство орга­нов, их систему в Российской Федерации. Деятельность правоохранительных органов включает их функционирова­ние, работу по выполнению поставленных задач, конкрет­ные действия должностных лиц. Указываемые особенности подчеркивают специфику содержания юридических поня­тий, связанных с одним основным изучаемым элементом — «правоохранительные органы».

Собрать и дать определения всех или даже основных по­нятий учебного курса в отдельной теме сложно, да и вряд ли целесообразно. К тому же большая часть понятий будет изучаться в темах, посвященных отдельным правоохрани­тельным органам. Однако на этом этапе изучения нельзя не выделить основные ключевые понятия, знание которых даст возможность представить основные положения учеб­ного курса и осмысленно подходить к изучению тем о кон­кретных правоохранительных органах.

Приводимые ниже определения понятий сформулиро­ваны специально для изучения данного курса с учетом его специфики.

Итак, остановимся на определении нескольких понятий: судоустройство, суд, правосудие, прокуратура, прокурор­ский надзор, предварительное расследование, адвокатура, адвокат, нотариат, нотариус.

Судоустройство — это закрепленная в законе организа­ция существующей в государстве системы судов, построе­ния отдельных ее звеньев, судейского сообщества, приоб­ретения и изменения статуса судей.

Суд — специальный государственный орган, предназна­ченный для реализации судебной власти и осуществления правосудия.

Правосудие — это осуществляемый судом особый вид государственной деятельности по реализации судебной власти путем рассмотрения в конституционном, граж­данском, арбитражном, административном и уголовном судопроизводстве правовых споров, обеспеченный воз­можным применением на основе закона государственно­го принуждения для установления или восстановления нарушенных прав, наказания правонарушителей и защиты законных интересов граждан, юридических лиц и го­сударства.

Прокуратура — это предусмотренная законом единая федеральная централизованная система специальных го­сударственных органов, осуществляющих от имени Рос­сийской Федерации надзор за исполнением действующих на ее территории законов государственными органами, коммерческими и некоммерческими организациями, долж­ностными лицами и гражданами, уголовное преследование, координацию деятельности правоохранительных органов по работе с преступлениями.

Прокурорский надзор — это осуществляемая на основе закона Генеральным прокурором РФ и подчиненными ему прокурорами специфическая государственная деятельность от имени Российской Федерации, независимая от местных органов власти, по надзору за точным и единообразным ис­полнением действующих на ее территории законов государ­ственными органами, коммерческими и некоммерческими организациями, должностными лицами и гражданами.

Предварительное расследование — предусмотренная УПК деятельность специально уполномоченных органов государства по собиранию доказательств для установления обстоятельств совершения преступления, установлению и изобличению лиц, их совершивших, и предъявлению им обвинения, а также по подготовке уголовных дел для рас­смотрения их в суде общей юрисдикции.

Адвокат — это лицо, обладающее специальным право­вым статусом, подтвержденным внесением в Реестр Адво­катской палаты субъекта РФ и выдачей органом Минюста России удостоверения адвоката, и имеющее право осущест­влять адвокатскую деятельность.

Адвокатура — это профессиональное некоммерческое объединение адвокатов, организованное по государственно­территориальному принципу на основе самофинансирова­ния и самоуправления, призванное на основе закона ока­зывать населению и организациям юридические услуги и юридическую помощь в избранных и оформленных адво­катских образованиях.

Нотариат — это система государственных учреждений и специальных должностных лиц, уполномоченных госу­дарством в соответствии с действующим законодатель­ством осуществлять от имени Российской Федерации нота­риальные действия в установленных нотариальных округах на территории РФ или за границей для обеспечения прав граждан и юридических лиц, а также некоммерческих про­фессиональных организаций, объединяющих нотариусов, занимающихся частной практикой, и представляющих их интересы.

Нотариус — лицо, работающее в государственной нота­риальной конторе в указанной должности или наделенное в установленном законом порядке полномочиями и зани­мающееся частной нотариальной практикой.

Государственный нотариус — это гражданин Российской Федерации, назначенный в установленном законом поряд­ке, работающий в должности нотариуса в государственной нотариальной конторе в определенном нотариальном окру­ге России и имеющий соответствующий классный чин.

Нотариус, занимающийся частной практикой, — это лицо, назначенное на должность нотариуса в установлен­ном Основами законодательства о нотариате порядке и яв­ляющееся членом нотариальной палаты субъекта РФ.

Предложенные определения понятий специальных юри­дических терминов учебного курса имеют некоторые осо­бенности. От них и их содержания следует отталкиваться при изучении тем учебной дисциплины и в целом учеб­ного курса как от самых элементарных правовых знаний. Понятия данного учебного курса формируются с учетом его познавательной специфики, а именно направленности на изучение построения и организации деятельности пра­воохранительных органов.

Вопросы и задания для самоконтроля

 

1. Сформулируйте предмет курса «Правоохранительные орга­ны России».

2. Каковы задачи курса «Правоохранительные органы России»?

3. Охарактеризуйте систему курса «Правоохранительные ор­ганы России».

4. Раскройте соотношение курса «Правоохранительные орга­ны России» с другими юридическими дисциплинами.

5. Сформулируйте и раскройте понятие «правоохранительная деятельность».

6. Обозначьте задачи правоохранительной деятельности и на­зовите ее основные виды.

7. Охарактеризуйте понятие «правоохранительные органы».

8. Выскажите Ваше отношение к спорным вопросам, касаю­щимся системы правоохранительных органов.

9. Каковы задачи правоохранительных органов России?

10. Раскройте основные направления деятельности правоохра­нительных органов.

 

 

Глава 2 ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ЗАКОНЫ И ДРУГИЕ НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ О ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНАХ

2.1. Общая характеристика нормативной базы курса «Правоохранительные органы России»

 

В соответствии с Конституцией к ведению Российской Федерации отнесено: установление системы федераль­ных органов судебной власти; судоустройство; прокурату­ра; формирование федеральных органов судебной власти, а также федеральных органов исполнительной власти, включая правоохранительные органы (МВД России, ФСБ России и др.)[2], Генеральной прокуратуры РФ; регулирова­ние и защита прав и свобод человека и гражданина (п. «в», «г», «о» ст. 71; п. «е» ст. 83; п. «ж», «з» ч. 1 ст. 102).

Предметом совместного ведения Российской Федера­ции и ее субъектов являются: защита прав и свобод чело­века и гражданина; обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности; кадры судебных и правоохра­нительных органов; адвокатура; нотариат (п. «б», «л» ч. 1 ст. 72 Конституции).

Приведенные положения Конституции свидетельству­ют о том, что к компетенции Российской Федерации от­несены вопросы законодательства общефедеральной зна­чимости, обеспечения организации и деятельности судов, прокуратуры, других государственных органов, изучение которых входит в предмет курса «Правоохранительные органы России». Вместе с тем важные вопросы отнесены к совместному ведению Российской Федерации и ее субъ­ектов.

Организация и деятельность государственных органов, изучаемые в рамках данного курса, регулируются множест­вом нормативных актов различного уровня и неодинако­вой юридической силы. Эти нормативные акты могут быть классифицированы по их предмету (содержанию) и форме (видам источников).

По предмету правового регулирования можно выделить, прежде всего, универсальные нормативные акты. К их чис­лу применительно к изучаемой сфере общественных отно­шений относится нормативный акт высшей юридической силы — Конституция.

К другой группе нормативных актов относятся законы, а также и иные источники права, которые посвящены ор­ганизации и деятельности судов, судебной власти, проку­ратуры, других правоохранительных органов. В их состав входят правовые акты: о судах и судебной власти; проку­ратуре и прокурорском надзоре; об органах обеспечения общественного порядка; органах безопасности; органах рас­следования преступлений; таможенных органах; об учреж­дениях уголовно-исполнительной системы; о нотариате; об адвокатуре.

Согласно Конституции судебная система РФ устанав­ливается Конституцией и федеральным конституционным законом. Конституцией определено, что полномочия, поря­док образования и деятельности Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ и иных федеральных судов устанавливаются федераль­ным конституционным законом (ч. 3 ст. 118, ч. 3 ст. 128). К настоящему времени высшими законодательными органа­ми России приняты и действуют федеральные конституци­онные законы о Конституционном Суде, о судебной систе­ме, об арбитражных судах, о военных судах, о судах общей юрисдикции.

Центральное место среди специальных нормативных актов о судебной власти, суде и судоустройстве занимает Закон о судебной системе (см. 2.3). Он определил основные функции федеральных судов с оговоркой, что их полномо­чия, порядок образования и деятельности определяются федеральными конституционными законами, некоторые из которых еще предстоит принять. В развитие положений этого нормативного акта в феврале 2011 г. принят Закон о судах общей юрисдикции. В п. 1 ст. 1 этого Закона под­тверждена сложившаяся в Российской Федерации система судов общей юрисдикции, состоящая из федеральных судов общей юрисдикции и судов общей юрисдикции субъектов РФ. При этом к федеральным судам общей юрисдикции от­несены: а) Верховный Суд РФ; б) верховные суды респу­блик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суд автономной области, суды автономных окру­гов; в) районные суды, городские суды, межрайонные суды; г) военные суды; д) специализированные суды. К судам общей юрисдикции субъектов РФ, как и прежде, отнесены мировые судьи.

Организацию и деятельность правоохранительных орга­нов, обеспечивающих безопасность и общественный поря­док, регламентируют законы о полиции, об ОРД, о безопас­ности, о внутренних войсках, о государственной границе, частной детективной и охранной деятельности, а также Таможенный кодекс Таможенного союза. Организация и структура центральных аппаратов указанных органов стро­ится на основе положений о соответствующих министерст­вах и службах.

Прокуратура в Российской Федерации организована в соответствии с Законом о прокуратуре.

Организация, задачи и структура органов нотариата ба­зируются на Основах законодательства о нотариате.

Организация и деятельность адвокатуры регулируются Законом об адвокатской деятельности.

По своей юридической силе нормативные акты, регули­рующие деятельность судебной власти, прокуратуры, ОВД, других правоохранительных и правообеспечивающих орга­нов, не одинаковы.

Высшую ступень среди законодательных актов занимает Конституция (см. 2.2).

Следующую ступень занимают федеральные конститу­ционные законы, а затем — федеральные законы.

Необходимо учитывать, что федеральные законы по сво­ей значимости и сфере регулирования существенно разли­чаются, но к ним предъявляется общее требование — они не должны противоречить Конституции (ч. 1 ст. 15).

Одни из них посвящены комплексу вопросов, входящих в отрасль или подотрасль законодательства. Если их нельзя в полной мере считать отраслевыми кодексами (как, на­пример, УК, УПК, ГК, ГПК), то их отличительная особен­ность — относительно высокий уровень систематизации и комплексный характер. К таким можно отнести законы о статусе судей, о прокуратуре, о полиции, об ОРД, о су­дебных приставах, о Судебном департаменте, о мировых су­дьях, об адвокатской деятельности, об органах судейского сообщества и др.

Еще одну группу законов составляют законы РФ, ко­торыми вносятся изменения и дополнения в действующие кодифицированные или комплексные нормативные акты. К их числу можно отнести федеральные конституционные законы от 09.11.2009 № 5-ФКЗ, от 27.12.2009 № 9-ФКЗ, от 30.04.2010 № З-ФКЗ, от 07.02.2011 № 2-ФКЗ, которы­ми внесены изменения в федеральные конституционные законы о судебной системе, арбитражных судах в Россий­ской Федерации и о военных судах РФ. Неоднократно принимаются и федеральные законы, которыми вносятся изменения и дополнения в законы о статусе судей, об ор­ганах судейского сообщества и др.

В настоящее время в Российской Федерации получи­ла распространение такая форма нормативного акта, как Основы законодательства. В интересующей нас области, в частности, к числу таких нормативных актов относятся Основы законодательства о нотариате. Предполагается, что подобная форма права может применяться в будущем для правового регулирования общественных отношений, при­нятие законов о которых составляет совместную компетен­цию Российской Федерации и ее субъектов (см. п. «к», «л» ч. 1 ст. 72 Конституции).

Вопросы, составляющие предмет совместной компетен­ции Российской Федерации и ее субъектов, могут быть на федеральном уровне предметом решения и других форм права, например, Закон о мировых судьях. Принятый в со­ответствии с Законом о судебной системе, этот Закон уста­новил, что мировые судьи в Российской Федерации явля­ются судьями общей юрисдикции субъектов РФ и входят в единую судебную систему РФ. Законом определено, что порядок деятельности мировых судей и создания должно­стей мировых судей устанавливается федеральными за­конами, а порядок назначения (избрания) и деятельности мировых судей устанавливается также законами субъектов РФ. Порядок осуществления ими правосудия устанавливается федеральным законом (УПК, ГПК). В части, касаю­щейся осуществления правосудия по делам об администра­тивных правонарушениях, порядок производства может определяться также законами субъекта РФ. Как видно, во всех рассмотренных случаях речь идет о разграниче­нии совместной компетенции Российской Федерации и ее субъектов. Однако это не все вопросы, которые разрешает указанный Закон.

Нормативный характер имеют не только акты высше­го законодательного и представительного органа России, именуемые законами, но и постановления этого государст­венного органа.

Следующее после законов и постановлений высшего органа законодательной власти звено в иерархии норма­тивных актов занимают указы Президента РФ, которые носят, как правило, подзаконный характер. Согласно ч. 3 ст. 90 Конституции указы и распоряжения Президента РФ не должны противоречить Конституции и федераль­ным законам. Применительно к рассматриваемой сфере правового регулирования Президент РФ принимает указы в целях обеспечения исполнения Конституции, федераль­ных конституционных и иных законов. В одних случаях они направлены на регулирование одного вопроса, в дру­гих — нескольких взаимосвязанных вопросов. Например, Указом Президента РФ от 01.03.2011 № 250 «Вопросы ор­ганизации полиции», во-первых, определены полномочия полиции, порядок создания, реорганизации и ликвидации подразделений и служб полиции, во-вторых, даны указа­ния Правительству РФ привести свои акты и представить предложения по приведению актов Президента РФ в соот­ветствие с данным Указом. Указами Президента РФ были утверждены Положение о МВД России, Положение о Ми­нюсте России, Положение о ФССП России, Положение о Следственном комитете и др.

Вслед за президентскими актами необходимо выделить среди нормативных актов постановления Правительства РФ. Статья 115 Конституции устанавливает жесткое пред­писание о границах правительственных актов, оговорив, что Правительство РФ издает постановления и распоряжения на основании и во исполнение Конституции, федеральных законов, нормативных актов Президента РФ. С целью раз­вития универсальных положений ч. 1 ст. 15 Конституции в ч. 3 ст: 115 подчеркнуто, что постановления и распоряжения Правительства РФ в случае их противоречия Кон­ституции, федеральным законам и указам Президента РФ могут быть отменены Президентом РФ.

Правительство РФ издает постановления по отдельным конкретным вопросам, относящимся к организации и дея­тельности государственных органов, входящих в предмет изучения данного курса. Например, во исполнение возло­женных на него обязанностей Правительство РФ приняло постановление от 29.06.1995 № 653 «О заключении согла­шений о сотрудничестве между Министерством внутренних дел Российской Федерации и компетентными ведомствами иностранных государств».

Несмотря на существенное различие предмета регулиро­вания постановлений Правительства РФ, все они приняты на основании и в обеспечение исполнения Конституции, федеральных конституционных или федеральных законов.

Среди нормативных актов федерального уровня заклю­чительным звеном являются ведомственные нормативные акты. Немалое их количество издается Генеральной проку­ратурой РФ, Минюстом России, МВД России и другими министерствами и службами РФ. Эти акты носят разные названия: приказы, инструкции, правила, положения и т.п. Согласно Указу Президента РФ от 23.05.1996 № 763 не могут иметь юридической силы ведомственные акты, за­трагивающие права и интересы граждан или относящиеся к сфере действия ряда ведомств, если они не зарегистриро­ваны в Минюсте России и не опубликованы. В связи с этим постановлением Правительства РФ от 13.08.1997 № 1009 утверждены специальные Правила подготовки норматив­ных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации.

Ведомственные нормативные акты иногда издают со­вместно два или несколько ведомств. Известны, напри­мер, совместные акты Минюста России, МВД России и Генеральной прокуратуры РФ; МВД России и ФСБ Рос­сии и др. Практикуется издание нормативных актов одним ведомством при предварительном согласовании его про­екта с другими ведомствами. Например, Минюст России совместно с Минфином России издал приказ от 15.10.2007 № 199/87н, которым установил порядок расчета оплаты труда адвоката, участвующего в качестве защитника в уго­ловном производстве по назначению.

В соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции общепризнан­ные принципы и нормы международного права и междуна­родные договоры РФ являются составной частью ее право­вой системы. Однако общепризнанные принципы и нормы международного права реализуются в основном через вну­треннее законодательство. В соответствии с этим в части, касающейся правоохранительных органов, указанные нор­мы включены в Закон о судебной системе, другие норма­тивные акты о судах и правоохранительных органах, а важ­нейшие из них — в Конституцию.

В отношении международных договоров, к числу кото­рых относятся договоры о правовой помощи по уголовным делам, Конституция (ч. 4 ст. 15) оговаривает: если между­народным договором установлены иные правила, чем пред­усмотренные законом, то применяются правила между­народного договора. Международными договорами в том числе регулируется порядок сношения судов, прокуроров, органов расследования с соответствующими учреждениями иностранных государств (ст. 453—473 УПК).

Правосудие в Российской Федерации осуществляется н соответствии с Конституцией, законами о суде и судеб­ной власти, материальными и процессуальными законами. Опыт, судебная практика показывают, что применение норм закона нередко встречает затруднения на практике, в связи с чем они нуждаются в разъяснении, которое осуществляют пленумы Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ в своих постановлениях. Хотя указанные акты не являются источниками права, разъяснения, содержащиеся в них, имеют важное значение для правильного и единоо­бразного применения закона. В них, с учетом практики при­менения законодательства, даются разъяснения отдельных норм права, содержатся рекомендации в целях наиболее эффективной их реализации, анализируются допускаемые на практике ошибки и недостатки. Причем эти рекоменда­ции имеют большое значение не только для судов, но также и для органов расследования, прокуроров. Обоснованием такого суждения являются некоторые акты Пленума Вер­ховного Суда РФ, а именно постановления от 31.10.1995 №8 «О некоторых вопросах применения судами Консти­туции Российской Федерации при осуществлении право­судия», от 10.10.2003 № 5 «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм между­народного права и международных договоров Российской Федерации», от 15.06.2010 № 16 «О практике применения судами закона Российской Федерации “О средствах массо­вой информации”».

2.2. Конституция Российской Федерации как источник права

 

Конституционные основы правосудия, организации пра­воохранительных органов, как и деятельность по осущест­влению правосудия и судопроизводства, наиболее ярко выражены в тех положениях, которые принято называть принципами. Однако в Конституции немало и других поло­жений, оказывающих влияние на формирование законода­тельства о судебной власти, правосудии, судопроизводстве, организации и деятельности других правоохранительных органов.

Необходимо иметь в виду, что Конституция как норма­тивный источник права высшей юридической силы и пря­мого действия является источником права о судебной вла­сти и правоохранительных органах. Следовательно, она содержит правовые нормы, непосредственно регулирующие отношения, возникающие в указанных выше сферах.

Конституция провозгласила высшей ценностью чело­века, его права и свободы (ст. 2). Она исходит из универ­сальной обязанности государства признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина. Такая обязанность в сфере судопроизводства лежит на судебной власти, прокуратуре, других правоохранительных органах. В числе последних в уголовном процессе существенное ме­сто принадлежит следователям и органам дознания.

В то же время положения ст. 2 Конституции оказывают воздействие на формирование в новом законодательстве, принимаемом в ходе судебной реформы в Российской Фе­дерации, задач, стоящих перед судебной властью, правоо­хранительными органами, судопроизводством. Данные по­ложения учтены при подготовке ряда принятых законов и разработке проектов нового законодательства. Именно Кон­ституция обозначила современные ориентиры при опреде­лении круга нормативных актов, подлежащих разработке в первую очередь, сформулировала параметры многих за­конов и других нормативных актов, поставила перед законодательными органами глобальную задачу - всестороннее обеспечение и защиту прав и свобод человека и гражданина. Под влиянием Конституции были разработаны, приняты и вступили в действие федеральные конституционные законы о Конституционном Суде, о судебной системе, о судах общей юрисдикции, об арбитражных судах, о воен­ных судах. Конституция инициировала разработку одних и способствовала активизации подготовки других крупных нормативных актов. В их числе такие федеральные законы, как законы о государственной защите, о содержании под стражей подозреваемых, о судебных приставах, о мировых судьях, УК, УПК, АПК, ГПК, законы об органах судейского сообщества, об адвокатской деятельности и др. Однако не только в теории и учебной литературе, но и на практике не­обходимо учитывать, что правильное понимание современ­ных задач правосудия и судопроизводства не может быть достигнуто только на основе освоения отраслевого законо­дательства, если нет глубокого и системного понимания по­ложений Конституции.

Основываясь на конституционных положениях, мож­но сделать вывод, что центральное место среди задач, стоящих перед правосудием и судопроизводством, зани­мает обеспечение и защита прав и свобод участвующих и судопроизводстве граждан. Однако надо иметь в виду, что эта задача не может быть противопоставлена другим зада­чам, например, установлению в процессе судопроизводства по уголовному делу преступления, лиц, его совершивших, а также масштабов уголовной ответственности. Моделируя в процессуальных нормах возможные в ходе производства по уголовному делу общественные отношения, законода­тельство о судопроизводстве и правосудии тем самым обе­спечивает реализацию уголовным правом охранительных функций.

Полное применение норм уголовного права может быть осуществлено только путем вынесения актов органами правосудия. В связи с этим выполнение уголовным правом охранительных функций без судопроизводства и правосу­дия невозможно. Поэтому законодательство о правосудии и судопроизводстве, взаимодействуя с уголовным правом, осуществляет охранительную функцию. Реализуя эту функцию, уголовное право, судопроизводство, правосудие охраняют в числе других объектов жизнь, здоровье, интере­сы и свободы граждан.

Следовательно, уточняя задачи суда и других право­охранительных органов с учетом ст. 2 Конституции, надо иметь в виду указанные аспекты процессуальной деятель­ности суда и других государственных органов по охране и защите прав человека и гражданина, которую осущест­вляют судебная власть, а также другие субъекты уголовного судопроизводства, ответственные за ведение уголовного дела (в том числе следователи, органы дознания, прокуратуры).

Конституция всегда оказывала большое влияние на фор­мирование законодательства о судопроизводстве, судоустрой­стве, правоохранительных органах, прокурорском надзоре. Конституция, сохраняя прежнее предназначение -- влияние на отраслевое законодательство, — непосредственно является источником права, поскольку в ней: а) получили нормативное решение многие вопросы правосудия и судопроизводства; б) сформирована система конституционных принципов право­судия; в) определены основополагающие начала и предпо­сылки прямого действия ее норм (ст. 15).

Безусловно, положительную роль для становления си­стемы нового законодательства о суде, судебной системе и правосудии играет более четкое и последовательное (чем прежде) решение в действующей Конституции вопросов: а) разграничения компетенции Российской Федерации и ее субъектов в области законодательства (ст. 71—73); б) уста­новления приоритета федеральных конституционных зако­нов и федеральных законов, имеющих прямое действие на территории РФ; в) признания недопустимым противоре­чия федеральных законов федеральным конституционным законам; г) провозглашения недопустимости противоречия законов субъектов РФ законам, принятым по вопросам, от­носящимся к исключительной компетенции Российской Федерации (ст. 76).

Надо признать, что конституционное положение о пря­мом действии норм Конституции непривычно для субъ­ектов правоприменения России, так как подобного по­ложения в прежних российских конституциях не было. Поэтому отсутствовала соответствующая правопримени­тельная практика. Сложная ситуация возникла не только в регулировании общественных отношений в сфере уголов­ного судопроизводства. Как показала практика, суды и пра­воохранительные органы оказались психологически не го­товыми к прямому применению конституционных норм в ходе производства по уголовному делу.

Именно с учетом этого обстоятельства Пленум Верхов­ною Суда РФ вынужден был накануне опубликования текста Конституции принять постановление от 24.12.1993 № 13 «О некоторых вопросах, связанных с применени­ем статей 23 и 25 Конституции Российской Федерации». Имеются в виду прежде всего положения ч. 2 ст. 23 Кон­ституции о допустимости только по решению суда огра­ничения прав граждан на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. То же положение относится к ст. 25 Конституции, соглас­но которой «никто не вправе проникать в жилище про­тив воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения». В этом постановлении Пленум Вер­ховного Суда РФ разъяснил судам порядок принятия к рассмотрению материалов, подтверждающих обоснован­ность ограничения прав граждан, предусмотренных ст. 23 и 25 Конституции. Но и в дальнейшем Пленум Верховного Суда вынужден был обращаться к разъяснению вопросов применения Конституции (см. постановления Пленумов Верховного Суда РФ от 31.10.1995 № 8, от 29.04.1996 № 1, ОТ 24.02.2005 № 3).

Нельзя, однако, упрощать проблему прямого примене­ния конституционных норм при производстве по уголов­ному делу. Далеко не все нормы Конституции могут быть применены без их конкретизации, без установления в от­раслевом законодательстве механизма их применения. Бо­лее того, во многих нормах Конституции содержатся отсыл­ки к текущему федеральному законодательству (например, ст. 20, 25, ч. 1 ст. 47, ч. 2, 3 ст. 50, ч. 2 ст. 51, ч. 2 ст. 121, ч. 2 ст. 122, ч. 1, 2, 4 ст. 123).

В Конституции также закреплены нормы, прямо не отсы­лающие к другим федеральным законам, но содержание ко­торых предполагает необходимость соответствующих норм отраслевого закона, направленных на обеспечение действия конституционных норм. Однако отсутствие в тех или дру­гих законах и иных нормативных актах необходимых норм права, обеспечивающих реализацию положений Конститу­ции, не может быть препятствием к их применению. Следо­вательно, положения Конституции имеют прямое действие вне зависимости от того, соответствуют они нормам отрас­левого законодательства или нет. В этом случае действуют правила ст. 15 Конституции, согласно которым: а) Конституция имеет высшую юридическую силу; б) законы и иные правовые акты не должны противоречить Конституции. Иными словами, при наличии коллизий между нормами законодательства о суде, судопроизводстве и Конституции приоритет принадлежит конституционным нормам.

Имевшее место отставание законодательства о суде и судопроизводстве от Конституции отнюдь не всегда озна­чает «замораживание» соответствующих конституционных норм. Например, положения ст. 49 Конституции, устанав­ливают: «Каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет до­казана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда». С провозглашением на конституционном уровне тре­бования об обязательном соблюдении принципа презумп­ции невиновности и даже раскрытием содержания этого принципа уголовного процесса Конституция существенно опередила законодательство о судопроизводстве и о судо­устройстве и предопределила рамки ее формулировок в от­раслевом законодательстве.

В Конституции сформулирован еще ряд существенных для судопроизводства и правосудия положений, вытекаю­щих из презумпции невиновности. В частности, преду­смотрено, что: а) обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность (ч. 2 ст. 49); б) неустранимые сомнения в виновности лица толкуются в пользу обвиняемого (ч. 3 ст. 49); в) при осуществлении правосудия не допускается использование доказательств, полученных с нарушением федерального закона (ч. 2 ст. 50).

Приведенные конституционные положения теоретиче­ски безупречны, они не вступают в противоречия с норма­ми законодательства об уголовном судопроизводстве и пра­восудии, а, наоборот, усиливают положения существующих правил. Например, УПК РСФСР содержал предписание, запрещающее суду, прокурору, следователю, дознавателю «перелагать обязанность доказывания на обвиняемого» (ч. 2 ст. 20). Юридически более предпочтительным и, безу­словно, более четким представляется положение ч. 2 ст. 49 Конституции: «Обвиняемый не обязан доказывать свою не­виновность». Уголовно-процессуальный кодекс не просто воспроизвел указанное конституционное положение, а раз­вил его, указав, что бремя доказывания обвинения и опро­вержения доводов, приводимых в защиту подозреваемого или обвиняемого, лежит на стороне обвинения (ч. 2 ст. 14 VIIК). Такая интерпретация положений Конституции яв­ляется правомерной, так как она не ослабляет, а усиливает защиту прав личности.

Иное положение сложилось с действием ч. 1 ст. 51 Кон­ституции, согласно которой «никто не обязан свидетель­ствовать против самого себя, своего супруга и близких родственников, круг которых определяется федеральным законом». Независимо от того, что в УПК вопросы сви­детельского иммунитета не были решены ни на момент принятия Конституции, ни в течение продолжительного времени после этого, правомерность прямого действия при­веденного нормативного установления (т.е. показания про­тив самого себя и своего супруга) не вызывала сомнения. 1 (то касается освобождения лица от обязанности свидетель­ствовать против близких родственников, то Конституция (ч. 1ст. 51), решив этот вопрос положительно, не дала кон­кретного перечня круга лиц, относящихся к числу близких родственников. Этот перечень содержался в действовав­шем отраслевом законодательстве, например, об уголовном судопроизводстве (п. 4 ст. 5 УПК). Поэтому ст. 51 Консти­туции при производстве по делу применялась и применя­ется в совокупности с нормами уголовно-процессуального и гражданского процессуального законодательства.

Часть 4 ст. 15 Конституции признает составной частью правовой системы общепризнанные принципы и нормы меж­дународного права. При этом, если международным догово­ром РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, применяются правила международного договора.

Приведенные конституционные положения означают, что в российскую правовую систему включены три группы международно-правовых норм: 1) общепризнанные прин­ципы международного права; 2) общепринятые нормы международного права; 3) нормы международных догово­ров. Трудности в их применении на практике, однако, ис­ключить нельзя.

Имеющиеся трудности с применением норм Конститу­ции при рассмотрении судами уголовных и гражданских дел не умаляют ее значения как источника права. Более того, принятие Конституции не только оказало прямое воз­действие на практику применения законодательства при осуществлении правосудия, но и создало определенные юридические предпосылки для интенсификации законотворческой деятельности по формированию и развитию российского законодательства о судебной системе, правоо­хранительных органах, судопроизводстве.

Доверь свою работу ✍️ кандидату наук!
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой



Поиск по сайту:







©2015-2020 mykonspekts.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.