Среди действующих федеральных конституционных законов Закон о судебной системе занимает особое положение, поскольку вслед за Конституцией он сыграл основополагающую роль в формировании действующей системы органов судебной власти в стране[3]. Он не только подтвердил наличие федеральных судов, но и определил суды субъектов РФ — конституционные (уставные) суды и мировые судьи. Этим Законом к федеральным судам отнесены: а) Конституционный Суд РФ; б) Верховный Суд РФ, верховные суды республик, краевые и областные и равные им суды субъектов РФ, районные суды, военные и специализированные суды, составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции; в) Высший Арбитражный Суд РФ, федеральные арбитражные суды округов, арбитражные суды субъектов РФ, составляющие систему федеральных арбитражных судов.
Определяя ветви судебной власти, Закон о судебной системе исходит из единства судебной системы РФ и подчеркивает, что это единство обеспечивается путем: а) установления судебной системы РФ Конституцией и этим Законом; б) соблюдения судами РФ и мировыми судьями установленных федеральными законами правил судопроизводства; в) применения всеми судами Конституции, федеральных конституционных законов, федеральных законов, общепризнанных принципов и норм международного права, международных договоров, а также конституций (уставов) и других законов субъектов РФ; г) признания обязательности исполнения на всей территории РФ судебных постановлений, вступивших в законную силу; д) законодательного закрепления единства статуса судей; е) финансирования федеральных судов и мировых судей (частично) из федерального бюджета[4].
Закон о судебной системе исходит из важности каждого звена судебной системы, подчеркивая, что судебная власть в Российской Федерации осуществляется только судами в лице судей, привлекаемых в установленном порядке к осуществлению правосудия присяжных и арбитражных заседателей (ст. 1). Воспроизводя и развивая конституционные принципы правосудия, Закон о судебной системе этим не ограничивается. В нем установлен запрет на издание в России законов и иных нормативных актов, и меняющих или умаляющих самостоятельность судов, независимость судей (ч. 4 ст. 5). Не менее важно и другое положение: неисполнение постановления суда, а равно иное проявление неуважения к суду влекут ответственность, предусмотренную федеральным законом (ч. 2 ст. 6). Дифференцированно решен в рассматриваемом Законе Мокрое о языке судопроизводства: в высших федеральных судах, в арбитражных и военных судах судопроизводство н делопроизводство осуществляется на русском языке. В то же время судопроизводство и делопроизводство в других федеральных судах общей юрисдикции (первое и второе звенья) ведется на русском языке, а также на языке республики, на территории которой находится суд.
Подтверждая установленные Конституцией и Законом статусе судей основы правового статуса судей, порядок их назначения, несменяемости, неприкосновенности, предпосылки и механизм приостановления и прекращения деятельности судей, создания и упразднения судов, Закон о судебной системе дает общую характеристику полномочий каждого из судов (ст. 17—28). Именно в этом Законе впервые районный суд определен не только как суд первой инстанции, но и как суд второй инстанции, вышестоящий по отношению к мировым судьям (ст. 21)[5]. Специальная глава Закона о судебной системе посвящена органам судейского сообщества (ст. 29), обеспечению деятельности судов (ст. 30—33) и др. При этом для обеспечения деятельности судов общей юрисдикции (кроме Верховного Суда РФ), а также органов судейского сообщества предусмотрено образование Судебного департамента при Верховном Суде РФ. Такой орган образован и функционирует в соответствии с Законом о Судебном департаменте. Согласно этому Закону Судебный департамент, а также управления (отделы) Судебного департамента в субъектах РФ и создаваемые им учреждения образуют систему Судебного департамента (ст. 2). Образование Судебного департамента и его учреждений состоялось в целях выведения из компетенции органов исполнительной власти вопросов материального и финансового обеспечения судов, что является одним из средств обеспечения их независимости. Такое решение, однако, не означает возложения на Верховный Суд РФ функций, не свойственных органам судебной власти, так как Верховный Суд РФ не наделен властными полномочиями в отношении вновь созданного органа и подчиненных ему структур.
В развитие положений Закона о судебной системе в феврале 2011 г. принят Закон о судах общей юрисдикции. Этим Законом четко обозначена система судов общей юрисдикции в Российской Федерации, порядок их формирования и упразднения, принципы деятельности, полномочия, структура, концепция и т.п.
Вопросы и задания для самоконтроля
1. Какие законодательные и иные нормативные акты регулируют организацию правоохранительных органов в Российской Федерации?
2. Какие вопросы организации и деятельности судов регламентированы Конституцией?
3. Какие вопросы (кроме указанных выше), относящиеся к изучаемому курсу, решены Конституцией?
4. Перечислите федеральные конституционные законы о судах.
5. Какие вам известны федеральные законы о правоохранительных органах?
6. Каким нормативным актом регулируется организация и деятельность прокуратуры?
7. Каким нормативным актом регулируется адвокатура и адвокатская деятельность?
8. Дайте краткую характеристику Закона о судебной системе.
9. Какое значение имеет Закон о судебной системе для формирования судебной власти в Российской Федерации?