Мои Конспекты
Главная | Обратная связь

...

Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

Сущность и значение судебной власти





Помощь в ✍️ написании работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Согласно Конституции государственная власть в Россий­ской Федерации выполняет три самостоятельных функции: законодательную, исполнительную, судебную (ст. 10).

Опыт современного государственного устройства в Рос­сии показывает, что необходимым условием подлинного и аффективного разделения полномочий государственной власти, средством демократического правового преодоле­ния возникающих государственно-правовых противоречий является учреждение и значительное повышение статуса су­дебной власти, осуществляемой конституционными (устав­ными) судами, судами общей юрисдикции, арбитражными судами, наделенными широкими полномочиями в сфере обеспечения соблюдения конституционной законности.

Без сильной, самостоятельной и авторитетной судеб­ной власти, безусловного исполнения вступивших в за­конную силу судебных решений всеми иными органами государственной власти немыслима новая демократиче­ская государственность России. При этом именно систе­ма судебной власти и реализация ее полномочий призва­ны играть ведущую роль в утверждении конституционной законности, соблюдении принципа верховенства права в государственной и общественной жизни страны. Консти­туция признает за органами судебной власти право дей­ствовать самостоятельно и независимо от других отраслей государственной власти. Независимая судебная власть должна стать главным звеном в системе сдержек и противо­весов, призванным предотвратить негативные тенденции в развитии российской государственности.

Необходимость разделения властей объективно бази­руется на несовпадении социальных интересов различных общественных групп, закономерного их отражения в реа­лизации государственных функций. Состояние разделения властей предполагает создание правового механизма, реали­зующего взаимодействие названных подсистем государст­венной власти, формы их взаимного влияния, разрешения и преодоления возникающих в обществе конфликтных си­туаций, методы снятия противоречий.

Понятие «власть» означает способность оказывать опре­деляющее влияние на деятельность, поведение людей в об­ществе, подчинять их своей воле с помощью применения определенных средств воздействия, в том числе путем фор­мирования правового сознания, принятия обязательных для исполнения правовых велений, применения различных средств принуждения. Судебная власть как проявление государственной власти означает способность и возмож­ность волевого воздействия на поведение людей со сторо­ны государства, осуществляемого через суды и посредством деятельности судей в особых, установленных законом про­цессуальных формах.

Содержание судебно-властных отношений составля­ет реализация воли суда, воплощаемой в жизнь судебным решением (приговором), основанным на применении за­кона, и подчинении участников судебного разбирательства воле суда. Таким образом, судебной власти присущ волевой характер. Судебная воля как проявление государственной воли преломляется в решениях субъектов судебной власти: она юридически формализуется, провозглашается от име­ни государства, ее реализация обеспечивается государст­венным принуждением.

Предметом установленных законом судебно-властных отношений являются также общественные отношения, вхо­дящие в сферу реализации судебной власти и складыва­ющиеся в процессе образования, формирования, организа­ции деятельности судебных органов, порядка осуществления правомочий и гарантий беспрепятственного функцио­нирования судебной власти.

Внедрение понятия «судебная власть» в российское правоведение и законодательство об устройстве судебной системы имеет свою историю. Это понятие получило при­знание в период проведения Великой судебной реформы в середине XIX столетия, когда император Александр II, утверждая «Учреждение судебных установлений», в своем рескрипте от 20.11.1864 установил, что «власть судебная принадлежит: мировым судьям, съездам мировых судей, окружным судам, судебным палатам и Правительствующе­му сенату...»[6]. В дальнейшем, на протяжении почти всего XX столетия теория разделения властей и соответствен­но использование понятия «судебная власть» отвергались юридической наукой и законодательством.

Используемая Конституцией и Законом о судебной си­стеме формула «судебная власть» представляет в настоя­щее время краткое выражение политико-правовой теории, вытекающей из установления разделения властей в демо­кратическом правовом государстве и определяющей ме­сто органов правосудия в системе государственного меха­низма.

Конституционная концепция института судебной вла­сти опирается на реализацию государством принципа раз­деления властей, закрепления ее на конституционном и законодательном уровне, формирования ее материальной основы в виде судебной системы вне сферы ветвей законо­дательной и исполнительной власти, независимой от орга­нов и учреждений гражданского общества.

Конституция не определяет содержание понятия «су­дебная власть», однако многими конкретными нормами обозначает признаки этого понятия, его материальное со­держание, взаимосвязи этой отрасли государственной вла­сти с иными властными структурами, круг полномочий и функций органов судебной власти.

Конституция признает за органами судебной власти пра­во действовать самостоятельно и независимо от других вет­вей власти (ст. 10). Конституция прямо и недвусмысленно указывает, что суды Российской Федерации осуществляют именно государственную власть (ст. 11). Установление си­стемы федеральных органов судебной власти, порядка их организации и деятельности, формирование этих органов государственной власти Конституция относит к ведению Российской Федерации (п. «г» ст. 71). В систему этих су­дов Конституция включает Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ, иные федеральные суды (ст. 125—128). Законодательному ре­гулированию места судебной власти среди других ветвей государственной власти, обозначению ее основных функ­ций и методов реализации, общей структуры системы фе­деральных судебных органов, требованиям к носителям су­дебной власти и гарантиям их независимости Конституция посвящает специальную главу — «Судебная власть» (гл. 7). Участие Президента РФ (п. «е» ст. 83, ч. 1 ст. 128), Совета Федерации Федерального Собрания (п. «ж» ч. 1 ст. 102) в учреждении и формировании высших судов РФ, полно­мочие Президента РФ назначать судей иных федеральных судов устанавливаются Конституцией. Ряд норм Консти­туции определяют взаимосвязи Президента РФ, палат Федерального Собрания, Правительства РФ с органами судебной власти (см. ст. 85, 93, 104, 125). Подобное внима­ние Конституции к правовому регулированию названных государственно-правовых отношений подчеркивает особое положение и значение судебной власти в системе государст­венной власти РФ.

Основу судебной власти составляет совокупность судеб­ных органов различной компетенции, действующих незави­симо от органов представительной и исполнительной вла­сти. Одновременно законодатель наделяет органы судебной власти некоторыми полномочиями по контролю за закон­ностью выполнения отдельных функций субъектами иных ветвей государственной власти. Это не означает, что особое положение судебных органов в системе государственной власти РФ предопределяет их обособленность, исключает взаимодействие установленных Конституцией ветвей вла­сти по ряду направлений и в известных пределах.

Потребность государства в деятельности органов су­дебной власти определяется необходимостью правового разрешения возникающих в обществе споров, преодоле­ния конфликтных ситуаций, юридически упорядоченного осуществления правоохранительных функций. Государство предоставляет именно суду и только суду право использо­вать полномочия правосудия: в определенном законом по­рядке признать лицо виновным в совершении преступле­ния или административного правонарушения, применить к нему меры уголовного или административного наказания либо разрешить правовой спор между гражданами, юриди­ческими и физическими лицами.

Вместе с тем основное назначение судебной власти за­ключается в защите прав и свобод граждан, конституци­онного строя Российской Федерации, в обеспечении соответствия актов законодательной и исполнительной власти Конституции, соблюдения законности и справедливости при исполнении и применении законов, а также иных нор­мативных актов.

Становление правового государства неразрывно связа­но с возрастанием роли судебных органов в утверждении конституционной законности. Характерной тенденцией развития компетенции органов судебной власти стало зако­нодательное расширение полномочий судебных органов за счет включения в их юрисдикцию разрешения конфликт­ных ситуаций, возникающих во взаимоотношениях различных ветвей и органов власти, при нарушении интересов Российской Федерации и ее субъектов, при осуществлении административного управления. Однако это расширение не должно превышать установленные законом правовые пределы, принимать форму неоправданного вмешательства н сферу сопредельной, например, исполнительной отрасли власти.

Осуществление функций судебной власти имеет прямое отношение к обеспечению конституционных гарантий прав и свобод человека и гражданина: права на жизнь, свободу и личную неприкосновенность; неприкосновенность жили­ща; соблюдение тайны переписки, телефонных, почтовых и иных сообщений. Возрастание роли суда в охране прав и свобод граждан подчеркивает ряд положений гл. 2 Кон­ституции (ст. 18, 20, 22, 23, 25, 32, 35, 46, 47, 52). В развитие этих положений Конституционный Суд РФ, расширитель­но толкуя пределы действия принципа права на судебную защиту, исходя из взаимосвязанных положений ст. 1,2, 18, 45 и 118 Конституции, признал неотъемлемым элемен­том нормативного содержания права на судебную защиту, имеющего универсальный характер, правомочие заинте­ресованных лиц, в том числе не привлеченных к участию в деле, на обращение в суд за защитой своих прав и сво­бод, нарушенных неправосудным судебным решением (см. Постановление Конституционного Суда РФ от 20.02.2006 № 1-П «По делу о проверке конституционности положения статьи 336 Гражданского процессуального кодекса Россий­ской Федерации в связи с жалобами граждан К.А. Инешина и Н.С. Никонова и Открытого акционерного общества “ Н ижнекамскнефтехим”» ).

Обобщение концептуальных норм Конституции, ряда федеральных конституционных и федеральных законов позволяет отнести к общим полномочиям судебной власти следующие функции: конституционный контроль; правосу­дие; судебный контроль за законностью и обоснованностью решений и действий (или бездействия) органов государст­венной власти, местного самоуправления и должностных лиц; обеспечение исполнения приговоров и иных судеб­ных актов; разбирательство и разрешение дел об админи­стративных правонарушениях, подведомственных судам; разъяснение действующего законодательства на основе из­учения и обобщения судебной практики; законодательную инициативу; участие в формировании судейского корпуса и содействие органам судейского сообщества; обеспечение судебной деятельности.

Закрепление в конституционных нормах и федеральном законодательстве судебной власти как государственно­-правового образования позволяет выделить его специфи­ческие признаки.

Закон о судебной системе в ст. 1 «Судебная власть» называет субъектов и носителей судебной власти, опреде­ляет место судебной власти в системе разделения властей, указывает правовые способы реализации судебной власти. Согласно этому Закону судебная власть в Российской Фе­дерации принадлежит только судам в лице судей и при­влекаемым в установленном законом порядке к осущест­влению правосудия представителям населения: присяжным и арбитражным заседателям.

Судебная власть осуществляется специально установ­ленными государственными органами, которые занимают в государственном механизме особое положение, определ­яемое специфичностью выполняемых ими функций и ха­рактером деятельности по охране прав и свобод граждан. Полномочием осуществлять судебную власть закон наделяет только суды, входящие в судебную систему РФ, утвержден­ную Законом о судебной системе.

Образование судов как субъектов судебной власти и формирование их составов происходит на строго обозна­ченных законом основаниях и в установленном порядке. Наделению судей их полномочиями предшествует дли­тельная и детально определенная деятельность соответст­вующих государственных органов и должностных лиц по отбору кандидатов на судебные должности, основательная проверка их соответствия предъявляемым требованиям. Столь высокие требования, касающиеся компетентности и вопросах юриспруденции, образования, практическо­го опыта, экономических и организационных гарантий исключения предвзятости судей, нравственных качеств, обеспечения их неприкосновенности, не предъявляются к государственным служащим других государственных органов или учреждений. Только при условии полного соблюдения этих требований, наличии постоянного и эф­фективного процессуального надзора вышестоящих судов может быть обеспечено компетентное отправление право­судия в порядке исполнения установлений ст. 47 Консти­туции о праве гражданина на надлежащий суд и судью. Конституция устанавливает такие гарантии стабильного служебного положения судей, как несменяемость и не­прикосновенность. Закон о статусе судей исчерпывающе определяет основания приостановления и прекращения полномочий судей.

Для защиты их интересов и отстаивания перед лицом иных ветвей государственной власти создаются органы су­дейского сообщества, учреждаемые в соответствии с Зако­ном об органах судейского сообщества.

Неотъемлемыми свойствами судебной власти, ее харак­терными чертами являются самостоятельность, исключи­тельность, подзаконность и полнота.

Установленная Конституцией (ст. 10) самостоятельность судебной власти выражается в том, что она осуществляется судами независимо от других государственных органов, имеет несовпадающие с ними задачи, реализуется в прису­щих именно судебной власти организационных и процедур­ных формах[7].

Самостоятельность судебной власти в соответствии с законом исключает подчиненность судов какому-либо внешнему руководству. Судебные акты могут быть измене­ны или отменены лишь вышестоящими судами в установ­ленном федеральным законом процессуальном порядке, но не требуют согласования и утверждения со стороны иных государственных органов. Вступивший в законную силу приговор суда приобретает значение закона по данному делу.

Особенностью судебной власти является то обстоятель­ство, что ее материальная основа — система судебных органов — создается по решению законодательной власти. Фор­мируются суды в основном структурами исполнительной власти, но действуют они независимо от законодательной и исполнительной власти. Вместе с тем самостоятельность судебной власти не должна пониматься как возможность противостояния органам законодательной и исполнитель­ной власти, обособленности от них.

Самостоятельность имеет и внутрисистемное содержа­ние, выражающееся в независимости друг от друга отдель­ных ветвей судебной власти (судов общей юрисдикции, арбитражных судов, Конституционного Суда РФ, консти­туционных и уставных судов субъектов РФ). Суды каждой из этих подсистем сами окончательно разрешают находя­щиеся на их рассмотрении дела и не имеют права пересма­тривать решения других подсистем.

Нормативное наполнение содержания конституционно­го принципа самостоятельности судебной власти постоянно совершенствуется, постепенно приобретает более глубокое и разностороннее наполнение с принятием нового законо­дательства о полномочиях и обязанностей судов, правовом содержании гарантий статуса судей, функций органов су­дейского сообщества, организационных полномочий ру­ководителей судов. К числу нормативных актов этого на­правления развития законодательной базы судоустройства следует отнести Закон о судах общей юрисдикции, Феде­ральный закон от 22.12.2008 № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации», а также Федеральный закон от 09.11.2009 № 246-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодатель­ные акты Российской Федерации в связи с совершенство­ванием законодательства о дисциплинарной ответственно­сти судей». Этим же целям служит принятие Федерального конституционного закона от 09.11.2009 № 4-ФКЗ «О Дис­циплинарном судебном присутствии».

Обеспечение доступа к информации о деятельности су­дов позволит получить более четкое представление о работе судов, о проблемах в законодательстве и судебной практи­ке. Это должно способствовать преодолению правового ни­гилизма.

В силу принципа самостоятельности судебной власти суды не делят функции организации осуществления пра­восудия с иными государственными органами. Присущий судебной власти признак самостоятельности предполагает возможность решения вопросов самоорганизации внутри судебной системы органами, созданными этой властью и состоящими из ее представителей. В связи с этим особое значение приобретает функционирование таких органов и структур, как пленумы Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ, президиумы вышестоящих судов, (судебный департамент при Верховном Суде РФ, таких коллегиальных образований, как органы судейского сооб­щества, советы судей и квалификационные коллегии. На­званные центры и структурные образования, призванные обеспечивать организационную инфраструктуру судебной масти, формируют комплекс самоуправления ее органов мне сферы реализации полномочий законодательной и ис­полнительной власти.

Одним из проявлений самостоятельности судебной вла­сти Закон о судебной системе рассматривает предоставление судам права контроля за законностью деятельности представительных органов государственной власти, за соответстви­ем принимаемых ими нормативных актов Конституции (ч. 3 ст. 5). Суд — единственный орган государственной власти, который наделен Конституцией и Законом о судебной си­стеме правом устанавливать при рассмотрении конкретного судебного дела несоответствие акта государственного или иного органа, а равно акта должностного лица Конституции, федеральному закону, общепризнанным принципам и нор­мам международного права, международному договору РФ, конституции (уставу) субъекта РФ, закону субъекта РФ. Эта проверка является формой контроля за содержанием подзаконных актов, их соответствия закону. При наличии противоречия законов суду предоставляется право прини­мать решения в соответствии с правовыми положениями акта, имеющего наибольшую юридическую силу.

Исключительность судебной власти заключается в том, что никакой иной орган государственной власти или управ­ления, никакое должностное лицо не вправе принимать на себя функции и полномочия, составляющие компетенцию Судов. Суд — единственный орган власти, уполномоченный к установленном законом порядке признать лицо вино­вным в совершении преступления, а в некоторых случаях и административного правонарушения, применить к нему меру уголовного или административного наказания либо разрешить правовой спор между гражданами, между юри­дическими и физическими лицами.

Подзаконностъ судебной власти находит свое выражение не только в том, что суды и судьи действуют на основе за­кона, подчиняются только Конституции и федеральным за­конам (ч. 2 ст. 15, ст. 120 Конституции), но и в том, что ее носители не вправе отступать в своей деятельности от требо­ваний закона. Судья обязан неукоснительно соблюдать Кон­ституцию и другие законы (п. 1 ст. 3 Закона о статусе судей). Компетенцию определенного суда и определенную для него форму судопроизводства устанавливает только закон.

Конституция определяет основные формы реализации полномочий судебной власти. Согласно ч. 2 ст. 118 Кон­ституции судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Осуществление арбитраж­ного судопроизводства предусматривается Законом об ар­битражных судах. Таким образом, осуществление судебной власти посредством судопроизводства является сущест­венным признаком подзаконности судебной власти.

Характерная особенность судебной власти состоит в пол­ном регулировании ее функций и деятельности судебных органов процессуальным законом. Всеобъемлющее регули­рование процессуальной формы всех судебных действий, процедуры принятия судебных решений и документов ле­жит в основе законодательства о судопроизводстве и само по себе представляет юридическую ценность. Соблюдение процессуального порядка призвано обеспечить законность всей судебной деятельности, исключить субъективизм, яв­ляется условием вынесения обоснованных и справедливых решений.

Основу процессуального порядка составляют демо­кратические конституционные принципы судоустройства и судопроизводства. Их закрепление Конституцией под­черкивает высокое социальное и государственное значение процессуального порядка деятельности органов судебной власти. В частности, Конституция прямо указывает на не­допустимость отклонений от процессуальных правил дока­зывания в уголовном судопроизводстве (ст. 50).

Несоблюдение норм законодательства о судопроизводст­ве, процессуальные правонарушения влекут за собой меры процессуального воздействия в виде отмены или измене­ния судебных актов, в случае систематических и явных на­рушений — постановку вопроса о прекращении судейских полномочий конкретного судьи, а при вынесении заведомо неправосудных приговора, решения или иного судебно­го акта — привлечение его к уголовной ответственности (ст. 305 УК).

Полнота судебной власти определяется содержанием компетенции ее органов, ее объемом, окончательностью ре­шений, принимаемых органами судебной власти, их обяза­тельностью для государственных органов и должностных лиц. Эти решения, требования и распоряжения судей подле­жат безусловному исполнению на всей территории России.

Информация, документы и их копии, необходимые для осуществления правосудия, должны предоставляться по требованию судей безвозмездно и незамедлительно всеми организациями и должностными лицами. Неисполнение требований и распоряжений судей, проявление неуваже­ния к суду или к судьям обязательно должны влечь уста­новленную законом административную или уголовную ответственность.

Судебная власть наделяется не только полномочиями контроля за конституционностью актов законодательной власти, вынесения решений о несоответствии иных нор­мативных актов федеральным законам вплоть до проверки законности и обоснованности решений и действий долж­ностных лиц органов исполнительной власти и местного самоуправления (ст. 46 Конституции), но и возможностью, используя право законодательной инициативы, в опреде­ленных пределах влиять на законотворческий процесс и практику ведомственного правотворчества.

В процессе осуществления правосудия и иных функ­ций судебной власти суды всегда решают задачи уяснения в толкования правовых норм. Результаты этого толкования не могут считаться самостоятельными источниками права. Иов судебной практике нередко возникают сложные правовые ситуации, которые не предусмотрены действующим законодательством. Обобщение этих случаев требует вы­работки принципиальных правоприменительных решений, соответствующих содержанию и смыслу действующего за­кона. Эта функция реализуется в значительной мере плену­мами Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда I ’Ф, которым Конституция предоставила право давать разъ­яснения по вопросам судебной практики (ст. 126, 127).

Содержащиеся в названных разъяснениях правоположения носят подзаконный характер, имеют своей целью на­правление судебной практики в соответствии со смыслом и духом современного законодательства. Особое значение придает законодатель полномочию Конституционного Суда РФ на толкование норм Конституции. Оно счита­ется официальным и обязательным для судов, всех орга­нов государственной власти и управления (ст. 106 Закона о Конституционном Суде).

Доверь свою работу ✍️ кандидату наук!
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой



Поиск по сайту:







©2015-2020 mykonspekts.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.