Мои Конспекты
Главная | Обратная связь

...

Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

Суд - носитель судебной власти





Помощь в ✍️ написании работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Судебная власть в Российской Федерации осущест­вляется только государственными судами, образуемыми и действующими в соответствии с установлениями Консти­туции и федеральными конституционными законами.

Суды как государственные органы составляют матери­альную основу судебной власти. Правовое регулирование их организации и деятельности как основных структурных формирований судебной власти осуществляется Конститу­цией и Законом о судебной системе. Этими правовыми ак­тами определяются предназначение судов, их компетенция и основные функции, иерархия взаимосвязей и т.п.

Судебной властью наделяются только государственные органы, учрежденные в соответствии с Конституцией и на­званным Законом. Соблюдение установленного законом порядка образования судебного органа является условием его легитимности. Законом о судебной системе предусмо­трен специальный законодательный порядок создания и упразднения судов как государственных органов судеб­ной власти (ст. 17). Так, высшие судебные органы Россий­ской Федерации — Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ — создаются в соответствии с Конституцией и могут быть упразднены только путем внесения в нее поправок. Другие федераль­ные суды создаются и упраздняются только федеральным законом. Суды субъектов РФ (должности мировых судей и конституционные (уставные) суды субъектов РФ) созда­ются и упраздняются законами субъектов РФ.

Комплекс полномочий по образованию судов как орга­нов судебной власти включает такие характеристики, как: а) конституционное определение компетенции по установ­лению законодательных основ их формирования; б) учреж­дение их системы; в) установление процедуры образования; г) гарантии самостоятельности и независимости от иных Отраслей государственной власти; д) круг полномочий, особенности организации деятельности. По всем назван­ным вопросам Конституцией даются различные указания и предписания. По вопросам создания судов Конституция содержит важное положение, прямо относящееся к данной проблеме, — это категорический запрет на создание чрезвы­чайных судов (ч. 3 ст. 118).

Конституция и Закон о судебной системе определяют содержание и пределы полномочий по законодательному регулированию создания судебных органов. Так, создание судебной системы как организационной структуры судеб­ной власти Конституция относит к исключительной ком­петенции Российской Федерации. Согласно п. «г» ст. 71 Конституции к ведению Российской Федерации отнесено установление системы федеральных органов судебной вла­сти, порядка их организации и деятельности. В сферу компетенции Российской Федерации входит также судоустройство (п. «о» ст. 71 Конституции), понимаемое не только как совокупность законодательных актов, регулирующих обра­зование, организацию и деятельность судов, непосредствен­но осуществляющих правосудие, но и как сложная система правовых и организационных институтов, обеспечивающих деятельность судов.

Создание Конституцией высших судов судебной системы закреплено в гл. 7 «Судебная власть», где указаны об­щие полномочия и определено место в судебной иерархии Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Выс­шего Арбитражного Суда РФ. Компетенция, порядок об­разования и деятельности указанных судов определяются Конституцией (ст. 128), федеральным конституционным за­конодательством. Порядок образования иных федеральных судов, в частности судов общей юрисдикции, военных судов, арбитражных судов, может быть установлен исключительно федеральными законами и не входит в компетенцию субъ­ектов РФ. Эти положения относятся также к образованию некоторых иных внутренних судебных структур в системе судов общей юрисдикции. Так, Закон о судах общей юрисдикции устанавливает возможность образования постоян­ных судебных присутствий областных судов, расположен­ных вне места их постоянного пребывания (ч. 3 ст. 24).

Процедура подбора кадров для федеральных судов, по­рядок их наделения судейскими полномочиями также регулируется федеральным законодательством. Закон предъяв­ляет высокие требования к федеральным судьям. Пункт 3 ст. 3 Закона о статусе судей запрещает судье совмещать работу в должности судьи с другой оплачиваемой рабо­той, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности. При этом указанная деятельность не может финансироваться за счет средств иностранных государств, международных иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотре­но международным договором РФ или законодательством РФ. Судья не вправе входить в состав органов управле­ния, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительствен­ных организаций и действующих на территории РФ их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором РФ и законодательством РФ. Аналогичные требования закон предъявляет к лицам, зани­мающим должность мирового судьи[8].

Вместе с тем согласно Конституции в совместном ве­дении Российской Федерации и субъектов РФ находятся кадры судебных органов, действующих в пределах соответ­ствующих субъектов РФ (п. «л» ст. 72). Часть 2 ст. 17 За­кона о судебной системе раскрывает одно из полномочий этой совместной компетенции, касающееся создания долж­ностей мировых судей, а именно правовой основы их уста­новления и упразднения. Согласно названному Закону эти вопросы должны решаться представительными органами субъектов РФ.

Как известно, конституционные (уставные) суды в Рос­сийской Федерации не составляют единой системы. Об­разование этих судов субъектов РФ основано на их праве, а не обязанности. Законами субъектов РФ должны опреде­ляться порядок их организации, компетенция, структура, процедура деятельности.

Закон определяет порядок организационных и процес­суальных взаимосвязей между судами субъектов РФ и су­дами общей юрисдикции. Так, председатель областного и равного ему суда вносит в квалификационную коллегию субъекта РФ представление о квалификационной аттеста­ции мировых судей, а также о приостановлении или пре­кращении их полномочий (п. 7 ч. 3 ст. 29 Закона о судах общей юрисдикции). Приговоры и решения мировых судей пересматриваются в апелляционном порядке вышестоящим районным судом.

Таким образом, Закон о судебной системе утверждает стабильность системы судов в Российской Федерации. Из­менение этой системы, упразднение ее отдельных звеньев возможно только путем внесения поправок в Конституцию или принятия соответствующего федерального конститу­ционного или федерального закона.

Компетенция каждого суда определяется законом, су­дебная власть осуществляется им, как правило, на террито­рии определенного государственно-административного или структурного образования (в отношении военных судов), судебного участка мирового судьи. Право граждан на су­дебную защиту, на обращение в суд не должно страдать от упразднения конкретного судебного органа. Поэтому Закон (I судебной системе специально обязывает государственные органы одновременно передать дела и материалы, относя­щиеся к ведению упраздняемого суда, в юрисдикцию иного суда (ч. 3 ст. 17).

Суды различаются между собой не только видами осуществляемой ими деятельности (конституционные, общей юрисдикции, арбитражные), регулируемыми раз­личными формами судопроизводства согласно ч. 2 ст. 118 Конституции, но и пределами предоставленной им власти, их юрисдикцией. Различается юрисдикция общая и специ­альная.

Общая территориальная юрисдикция конкретного суда может распространяться: на определенное административно- территориальное образование (район, область, республику); на структурное образование Вооруженных Сил РФ (гарни­зон, военный округ (флот)); на судебный округ (не совпада­ющий с отдельными административно-территориальными единицами в системе федеральных арбитражных судов); округ арбитражного апелляционного суда; на судебный участок (для мировых судей). Пределы территориальной юрисдикции судов должны определяться соответственно федеральным конституционным или федеральным зако­ном, а в отношении судов субъектов РФ — законами соответствующего субъекта.

В установленных законом случаях судебная юрисдик­ция может распространяться на определенную социальную группу или определенных лиц (рассмотрение уголовных дел по обвинению судей в совершении преступлений в слу­чаях, предусмотренных Законом о статусе судей и УПК (ст. 452); дача заключения при возбуждении вопроса об от­решении Президента РФ от должности в порядке, установ­ленном ст. 93 Конституции).

Федеральное законодательство определяет структуру органов судебной власти (наличие пленумов, президиумов, судебных коллегий, палат, составов), призванную обеспе­чить выполнение отдельных полномочий судебной власти, а также составов суда при рассмотрении конкретных дел и материалов.

Система судов Российской Федерации

 

Судебная система РФ представляет собой совокупность действующих в Российской Федерации судебных органов, образованных в установленном Конституцией порядке, осуществляющих функции судебной власти, объединен­ных общностью задач, основ построения и организации деятельности, с учетом федеративного и административно- территориального устройства Российской Федерации.

Основы сложившейся в Российской Федерации судеб­ной системы изложены в гл. 7 Конституции «Судебная власть». В этой главе назван основной правовой акт, кото­рым определяются содержание и структура судебной си­стемы как основополагающего института государственного устройства Российской Федерации — Закон о судебной си­стеме.

Основополагающее значение для характеристики судеб­ной системы РФ имеет содержание и последовательность изложения ст. 125—127 Конституции, определяющих ком­петенцию и место, занимаемое в судебной системе каждым из высших судебных органов РФ: Конституционным Судом РФ, Верховным Судом РФ, Высшим Арбитражным Судом РФ. Этот порядок размещения правового регулирования судебных органов имеет значение не только для определе­ния структуры судебной системы в целом, но и для уста­новления места в судебной системе всех иных федеральных судов.

Согласно ст. 4 Закона о судебной системе в судебной си­стеме РФ в соответствии с принципами федерализма дей­ствуют федеральные суды, конституционные (уставные) суды и мировые судьи субъектов РФ.

Согласно Закону о судах общей юрисдикции система судов общей юрисдикции состоит из федеральных судов общей юрисдикции и судов общей юрисдикции субъектов РФ.

К федеральным судам общей юрисдикции Закон относит: Верховный Суд РФ, верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального зна­чения, суд автономной области, суды автономных округов; районные суды, городские суды, межрайонные суды (да­лее — районные суды); военные суды, полномочия, поря­док образования и деятельности которых устанавливаются федеральным конституционным законом; специализиро­ванные суды, полномочия, порядок образования и деятель­ности которых устанавливаются федеральным конститу­ционным законом.

Полномочия, порядок образования и деятельности фе­деральных судов общей юрисдикции устанавливаются Кон­ституцией, законами о судебной системе, о военных судах и о судах общей юрисдикции.

Порядок создания, полномочия и порядок деятельно­сти мировых судей и участков мировых судей как судов об­щей юрисдикции субъектов РФ устанавливаются Законом о судебной системе и Законом о мировых судьях, а поря­док назначения (избрания) и деятельности мировых судей устанавливается также законом субъекта РФ.

В судебной системе РФ различается многообразие струк­турных подразделений. Эти различия носят организацион­ный и процедурный характер. Например, входящие в судеб­ную систему органы могут различаться не только предметной компетенцией, но и кругом полномочий по отношению к от­дельным подразделениям самой судебной системы.

Поэтому выделяются нижестоящие и вышестоящие суды. Этими терминами обозначаются их различия в ком­петенции и общий характер инстанционных связей, регули­руемых процессуальным законодательством. Различия в компетенции групп судов, сложность организационных и процессуальных взаимосвязей между ними не исключают существования единых правоохранительных задач, наличия общности Основных принципов организации и деятельности всех судов. Единство построения судебной системы заключается в закреплении федеральным конституционным : законодательством главных условий образования и функ­ционирования судебной системы.

К числу условий обеспечения единства судебной системы относятся его фундаментальные правовые основы: су­дебная система устанавливается высшим законодательным; актом страны — Конституцией, а также Законом о судебной системе. Закрепление в Конституции и названном Законе системы высших судов РФ придает необходимую стабильность ныне существующей системе судов.

Судебная система как конституционное установление, представляющее совокупность судов разных уровней, орга­низованных в соответствии с их компетенцией и целями их деятельности, подразделяется на следующие подсистемы: 1) Конституционный Суд РФ; 2) суды общей юрисдикции; во главе с Верховным Судом РФ; 3) арбитражные суды во главе с Высшим Арбитражным Судом РФ.

Таким образом, общая система судебных органов РФ со­стоит из трех значительных образований, предусмотренных Конституцией и Законом о судебной системе, и включает: 1) конституционную юстицию (Конституционный Суд РФ, конституционные (уставные) суды субъектов РФ); 2) наи­более многочисленную группу территориальных судов, ]осуществляющих правосудие по гражданским и уголовным делам и составляющих подсистему судов общей юрисдикции; 3) арбитражную юстицию.

Эти подсистемы различаются по всем параметрам: по­рядком организации, компетенцией, структурой, регулированием деятельности, инфраструктурой обеспечения дея­тельности.

Конституционный Суд РФ занимает особое место в су­дебной системе, так как он выполняет функции высшего органа судебной власти но защите конституционного строя Российской Федерации, конституционных прав граждан. Основное полномочие Конституционного Суда — консти­туционный контроль. Конституционный Суд РФ само­стоятельно и независимо от иных ветвей государственной власти и иных подсистем судебной власти осуществляет порученную ему функцию методом конституционного судопроизводства. Конституционные суды в республиках РФ и уставные суды в субъектах РФ выполняют аналогич­ные функции в пределах названных субъектов и организационно не связаны с Конституционным Судом РФ.

Основной объем работы по осуществлению правосудия выполняет наиболее многочисленная и развитая подсисте­ма территориальных судов общей юрисдикции, возглавля­емая Верховным Судом РФ. Надзор за их деятельностью осуществляется Верховным Судом РФ в предусмотренных федеральными законами формах. К этой подсистеме поми­мо Верховного Суда РФ относятся верховные суды респу­блик, краевые, областные, городские (в Москве и Санкт- Петербурге) суды, суды автономной области и автономных округов, районные суды, мировые судьи. Их организация и деятельность регулируются федеральными судоустройственными и процессуальными законами.

В комплекс общих судов включаются занимающие особое место в судебной системе военные суды. Они являются фе­деральными судами общей юрисдикции и осуществляют су­дебную власть в Вооруженных Силах РФ, в других войсках и воинских формированиях. В своей деятельности военные суды поднадзорны Верховному Суду РФ. Названная подси­стема состоит из гарнизонных военных судов, представлен­ных в качестве первого звена, окружных (флотских) судов — второе звено. В качестве третьего звена выступает Верховный Суд РФ в лице его Военной коллегии. Организация и общие основы деятельности военных судов как органов судебной власти определяются Законом о военных судах.

Арбитражная юстиция включает федеральные арби­тражные суды субъектов РФ; 20 федеральных арбитраж­ных апелляционных судов; 10 федеральных арбитражных кассационных судов округов. Организация и деятельность арбитражных судов определяется Законом об арбитражных судах и АПК. Возглавляет эту подсистему судебной власти и осуществляет надзор за деятельностью арбитражных су­дов Высший Арбитражный Суд РФ.

Необходимость создания в Российской Федерации раз­ветвленной, хотя и единой судебной системы объясняется помимо значительной протяженности ее территории нали­чием ряда иных факторов.

Во-первых, это необходимо, чтобы суды как государст­венные органы правосудия были организованы в соответст­вии с государственным устройством Российской Федерации и административно-территориальным делением ее субъек­тов в целях максимального приближения органов судебной власти к населению, чтобы обеспечить доступность право­судия для судебной защиты прав и свобод граждан.

Во-вторых, существование взаимосвязанных судебных органов и их специализированных подсистем вызывается необходимостью распределения компетенции по рассмо­трению дел в зависимости от их сложности, специфики охраняемых общественных отношений.

В-третьих, создание системы судебных органов, вклю­чающей различные инстанции, связано с необходимостью обеспечения условия для реализации конституционного права каждого осужденного на пересмотр приговора вы­шестоящим судом в порядке, установленном федеральным законом (ч. 3 ст. 50 Конституции). Ступенчатость постро­ения судебной системы (в частности, инстанционность) позволяет проверять законность и обоснованность каждого приговора по уголовному делу и решения по гражданскому делу вышестоящим судом.

В-четвертых, судебные органы при осуществлении пра­восудия не должны быть разобщены.

Для достижения этой цели система судов общей юрис­дикции возглавляется Верховным Судом РФ, а система арбитражных судов — Высшим Арбитражным Судом РФ. Они осуществляют надзор за судебной деятельностью под­ведомственных им судов, обеспечивая единство судебной практики путем апелляционного, кассационного и надзор­ного производства, а также путем разъяснения вопросов применения действующего законодательства и принятия иных мер, направленных на установление единообразного и правильного применения судами федерального законода­тельства.

Отмеченные характерные признаки судебной системы получают свое отражение и организационно-процессуальное проявление в судоустройственных понятиях, именуемых «звено судебной системы» и «судебная инстанция».

В соответствии с государственным устройством и ад­министративно-территориальным делением общие суды подразделяются на звенья. Содержание понятия «зве­но судебной системы» определяется кругом полномочий и обязанностей, предоставленных тем или иным судебным органам, и характером выполняемых ими функций. Суды, составляющие определенное звено судебной системы, име­ют одинаковую предметную компетенцию, аналогичную структуру, одни и те же функции и в большинстве случаев действуют в пределах территориальных единиц, прирав­ненных друг к другу по административному положению.

Так, в Российской Федерации система судов общей юрисдикции состоит из трех звеньев: 1) основное звено — районные суды (мировые судьи); 2) среднее звено — верхов­ные суды республик, краевые, областные суды, городские суды городов федерального подчинения в Москве и Санкт- Петербурге, суды автономной области и автономных окру­гов; 3) высшее звено — Верховный Суд РФ. Мировые судьи но мере их становления, вероятно, все существеннее будут дополнять деятельность районного звена.

Характерным признаком системы судов общей юрис­дикции и арбитражных судов предстает инстанционная (процессуальная) взаимосвязь между судами различных звеньев указанных подсистем или между структурными подразделениями одних и тех же судов.

Под судебной инстанцией понимается судебный орган н целом или его подразделение, выполняющее определен­ную функцию при отправлении правосудия. Судебные ин­станции различаются кругом процессуальных полномочий на рассмотрение дела по существу и на пересмотр его в по­рядке осуществления контрольного судопроизводства.

По действующему законодательству о судоустройстве псе суды системе судов общей юрисдикции по своей ком­петенции делятся:

1) на суды первой инстанции, имеющие право рассма­тривать дело с вызовом обвиняемого, потерпевшего, истца, ответчика, свидетелей и выносить приговор или решение, т.е. итоговое судебное решение, которым дело разрешается по существу. Судами первой инстанции в подсистеме судов общей юрисдикции являются суды всех перечисленных ра­нее звеньев;

2) [9]суды второй инстанции — апелляционные суды. В апел­ляционном суде рассматриваются приговоры и решения су­дов первой инстанции, не вступившие в законную силу1.

В судах среднего звена, а также в Верховном Суде РФ действует несколько инстанций. Каждая инстанция в этих судах самостоятельна и действует независимо от других судебных инстанций. Суд второй инстанции является вышестоящим по отношению к суду первой инстанции. В вышестоящих судах в кассационном порядке рассматри­ваются дела по жалобам и представлениям на вступившие в законную силу приговоры, определения и постановления нижестоящих судов[10]. Так, президиум верховного суда ре­спублики, краевого, областного суда, суда города федераль­ного значения, суда автономной области, суда автономно­го округа рассматривает дела по кассационным жалобам на вступившие в законную силу решения районных судов и мировых судей, апелляционные определения верховного суда республики, краевого, областного и равных им судов (п. 1 ч. 3 ст. 26 Закона о судах общей юрисдикции).

Судебная инстанция, рассматривающая дело в порядке надзора, является вышестоящим судом по отношению к су­дебным инстанциям, ранее принимавшим решение по дан­ному делу. В системе судов общей юрисдикции действует надзорная инстанция — Президиум Верховного Суда РФ, рассматривающий в порядке надзора уголовные дела по над­зорным жалобам и представлениям на вступившие в закон­ную силу приговоры, определения и постановления судов[11].

Особенностью подсистемы арбитражных судов является выполнение федеральными арбитражными судами округов лишь функций кассационной инстанции. В низовом звене этой системы (в арбитражных судах субъектов РФ) дела слушаются по первой инстанции и рассматриваются в ар­битражных апелляционных судах в апелляционном поряд­ке. Высший Арбитражный Суд РФ рассматривает дела как суд первой инстанции и в порядке надзора. Таким образом, в системе арбитражной юстиции действуют фактически че­тыре инстанции.

Инстанционность призвана обеспечить законность и обоснованность принимаемых судами решений, устране­ние допущенных нарушений законности, восстановление справедливости и нарушенных прав участников процесса.

Формирование судебной системы и правовое регулиро­вание ее деятельности основываются на последовательном применении определенной совокупности руководящих на­чал, представляющих закрепленную в Конституции и фе­деральных конституционных законах систему принципов. Эта совокупность основных правил организации и деятель­ности судов отражает определенные объективные внутри­системные закономерности функционирования системы органов судебной власти.

К числу общих положений, характеризующих органи­зацию судебной системы в Российской Федерации, Закон о судебной системе относит принцип единства (ст. 3), само­стоятельность судов и независимость судей (ст. 5), обяза­тельность судебных постановлений (ст. 6), равенство всех перед законом и судом (ст. 7), участие граждан в осущест­влении правосудия (ст. 8), гласность в деятельности судов (ст. 9), язык судопроизводства и делопроизводства в судах (ст. 10).

Вопросы и задания для самоконтроля

 

1. Что следует понимать под судебной властью?

2. Каково содержание понятия «судебная власть»?

3. Каковы конституционные признаки понятия судебной власти?

4. В чем заключаются основные функции судебной власти?

5. Каковы общие полномочия судебной власти?

6. Кто является носителем функций судебной власти?

7. Назовите характерные черты (свойства) судебной власти.

8. Какие виды судебной деятельности различает Консти­туция?

9. Что следует понимать под судебной системой?

10. Из каких элементов (подсистем) состоит судебная сис­тема?

11. Из каких элементов складывается подсистема судов об­щей юрисдикции?

12. Из каких элементов состоит подсистема арбитражных судов?


 

Глава 4 КОНСТИТУЦИОННЫЕ ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СУДЕБНОЙ ВЛАСТИ

Доверь свою работу ✍️ кандидату наук!
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой



Поиск по сайту:







©2015-2020 mykonspekts.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.