Мои Конспекты
Главная | Обратная связь

...

Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

Непосредственность и устность судебного разбирательства





Помощь в ✍️ написании работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

С принципами состязательности и гласности судебно­го разбирательства связано действие принципов устности и непосредственности. Несмотря на то что два последних принципа прямо не зафиксированы в Конституции, было бы правомерным отнести их к числу конституционных принципов правосудия. Эти принципы могут быть выведе­ны из Конституции, так как установление гласности судеб­ного разбирательства предполагает устную форму судогово­рения и непосредственное восприятие судом доказательств. В подходах к формированию конституционного законода­тельства произошли существенные изменения. В Конститу­ции зафиксирован принцип не только гласности, но также состязательности судебного разбирательства при равенстве прав сторон. Реализовать их вне условий устности и непо­средственности практически невозможно. Устность и не­посредственность судебного разбирательства — это эле­ментарный инструментарий осуществления гласности и состязательности при осуществлении правосудия.

Исследуемые по уголовному или гражданскому делам факты — всегда отражение событий прошлого. Эти факты могут быть исследованы путем непосредственного воспри­ятия следователем лишь в строго определенных и преду­смотренных законом случаях (при проведении осмотров, следственных экспериментов, предъявлений для опозна­ния лиц или предметов и др.). Возможности судьи и суда в этой части еще более ограничены. Большинство сведений о фактах, имеющих отношение к предмету доказывания, суд и участвующие в суде стороны могут получить из уста­новленных законом доказательств: показаний свидетеля, потерпевшего, обвиняемого и др. В силу принципа непо­средственности выводы в приговоре суд обязан делать на основе доказательств, исследованных самим судом в су­дебном заседании (ст. 240 УПК)[18]. Это означает, что лишь мри наличии особых обстоятельств допускается замена до­проса подсудимого, свидетеля или другого лица оглашени­ем протоколов ранее данных ими показаний (ст. 276, 281). При этом исследование доказательств производится судом в полном составе. Нельзя, например, одному из судей пору­чить осмотр места происшествия или провести следствен­ный эксперимент (ст. 287, 288 УПК).

Устность судебного разбирательства состоит в том, что доказательства должны быть восприняты судом устно и устно обсуждаться участниками процесса. Устность при рассмотрении дел присуща судам всех инстанций. Для свя­зи участников судебного разбирательства друг с другом и с судом характерна устная форма судопроизводства, наряду с которой письменное оформление отдельных процессу­альных действий (путем составления протоколов, опреде­лений, вынесения приговоров) способствует их точной фиксации и позволяет вышестоящему суду проверить за­конность и обоснованность конечного вывода суда, а также ранее произведенных процессуальных действий.

Усиление в деятельности суда по осуществлению право­судия значения (реализации) принципов гласности, состя­зательности, обеспечения подсудимому права на защиту повышает роль устности и непосредственности как звеньев единой системы конституционных принципов правосудия и судопроизводства.

Вопросы и задания для самоконтроля

 

1. Какова сущность и в чем заключается значение принципов правосудия?

2. Какие требования закона образуют систему принципов пра­восудия?

3. Объясните действие принципа законности при осущест­влении правосудия.

4. В чем состоит смысл принципа независимости судей?

5. Что означает принцип осуществления правосудия на нача­лах равенства перед законом и судом?

6. Как реализуется принцип обеспечения обвиняемому права на защиту?

7. В чем смысл презумпции невиновности?

8. Дайте краткую характеристику действия принципа состяза­тельности.

9. В чем заключается обеспечение гласности при осущест­влении правосудия?

10. Что означает обеспечение действия непосредственности и устности is судебном разбирательстве?

11. Покажите, обращаясь к нормам закона, взаимосвязи тех или иных принципов организации и деятельности судебной власти.


 

Раздел II

СУДЕБНАЯ СИСТЕМА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Глава 5 СУДЫ ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

 

Согласно ст. 4 Закона о судебной системе и ст. 1 Зако­на о судах общей юрисдикции систему судов общей юрис­дикции образуют Верховный Суд РФ, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов феде­рального значения, суды автономной области и автоном­ных округов, районные суды, городские суды, межрайон­ные суды, военные и специализированные суды, а также мировые судьи. Из всех перечисленных судов в настоящее время как таковые реально не учреждены только специали­зированные суды, хотя законопроектная работа в этом на­правлении (в частности, по созданию административных, ювенальных (по делам несовершеннолетних), земельных, трудовых судов) ведется достаточно давно.

Все суды общей юрисдикции независимо от их уровня, за исключением мировых судей, относятся к категории фе­деральных судов; мировые судьи являются судьями субъ­ектов РФ.

Основными функциями судов общей юрисдикции явля­ются: разрешение по существу гражданских, «административ­ных, уголовных, а также иных дел и вопросов, отнесенных к их ведению отраслевым законодательством; пересмотр ре­шений нижестоящих судов; разрешение вопросов, связан­ных с исполнением судебных решений. Конкретный объем полномочий того или иного суда определяется его местом в системе этой ветви судебной власти.

Верховный Суд Российской Федерации

Общая характеристика. Согласно ст. 126 Конституции Верховный Суд РФ является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции; осуществляет и предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за деятельностью Судов общей юрисдикции и дает разъяснения по вопросам судебной практики. Характеристика Верховного Суда РФ как выс­шего судебного органа определяется тем, что он: 1) в каче­стве суда надзорной инстанции пересматривает вступившие в законную силу решения любого суда Российской Феде­рации, включая и свои собственные решения; 2) в качестве суда второй инстанции проверяет законность ц обоснован­ность не вступивших в законную силу решений Верхов­ного Суда РФ, верховных судов республик, краевых (об­ластных) и приравненных к ним судов; 3) осуществляет возобновление производства по рассмотренным судами делам ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств; 4) рассматривает в качестве суда первой инстанции граж­данские, уголовные, административные и иные дела особой сложности или особой значимости. Принимаемые Верхов­ным Судом РФ по рассматриваемым им делам решения не могут быть пересмотрены ни другими судами, ни иными органами.

Несмотря на отсутствие в законодательстве Прямого ука­зания на обязательность для судов и иных органов решений Президиума Верховного Суда РФ, эти решения, как обеспе­чивающие единство судебной практики (по смыслу ст. 389 ГПК согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, выраженной в Постановлении от 05.02.12007 № 2-П «Но делу о проверке конституционности положений статей 16, 20, 112, 336, 376, 377, 380, 381, 382, 383, 387, 388 и 389 Гражданского процессуального кодекса Российской Федера­ции в связи с запросом Кабинета Министров Республики Та­тарстан, жалобами открытых акционерных обществ «Ниж­некамскнефтехим» и «Хакасэнерго», а также жалобами ряда граждан»), подлежат обязательному учету судами при рас­смотрении аналогичных гражданских, административных и уголовных дел. Более того, при определенных условиях, указанных в названном Постановлении Конституционного Суда РФ, постановления Президиума Верховного Суда РФ могут служить основанием для пересмотра paнее вынесен­ных судами решений по другим делам.

Роль Верховного Суда РФ как высшего судебного ор­гана страны проявляется и в его полномочии давать разъ­яснения по вопросам судебной практики. Эти разъяснения, обеспечивая единство толкования и применения законов в соответствии с Конституцией и формируя соответству­ющим образом правоприменительную практику, тем не ме­нее юридически не имеют для судов и иных органов, при­меняющих законы, обязательного значения.

Обладая как высший судебный орган этими, а также некоторыми другими специфическими для органов судеб­ной власти полномочиями (выступать с законодательной инициативой, обращаться как в связи с производством по конкретному делу, так и в порядке общего норкоконтроля с запросами в Конституционный Суд РФ и др.), Верхов­ный Суд РФ, однако, не обладает административной или дисциплинарной властью в отношении других судов общей юрисдикции; от него в настоящее время непосредственно не зависит и решение вопросов, связанных с финансирова­нием нижестоящих судов общей юрисдикции и иным обе­спечением их деятельности.

Организация Верховного Суда РФ. В настоящее время Верховный Суд РФ действует в составе: Пленума, Пре­зидиума, Апелляционной коллегии (начало деятельности по гражданским и административным делам с 1 января 2012 г.), Судебной коллегии по административным делам, Судебной коллегии по гражданским делам, Судебной кол­легии по уголовным делам, Военной и Кассационной кол­легий (полномочия Кассационной коллегии по граждан­ским и административным делам сохраняются до 1 января 2012 г., по уголовным делам — до 1 января 2013 г.). В соста­ве Верховного Суда РФ также действует Дисциплинарное судебное присутствие — судебный орган, рассматривающий жалобы на решения Высшей квалификационной коллегии судей РФ и квалификационных коллегий судей субъектов РФ по вопросу о досрочном прекращении полномочий су­дьи. При этом Пленум Верховного Суда, не обладая полно­мочиями по рассмотрению конкретных дел, уполномочен рассматривать главным образом вопросы, связанные с ор­ганизацией деятельности судов общей юрисдикции и обе­спечением единства правоприменительной практики. Пре­зидиум Верховного Суда РФ наделен полномочиями как по разрешению конкретных гражданских, уголовных, адми­нистративных и иных дел в порядке надзора и в процедуре возобновления производства ввиду новых или вновь от­крывшихся обстоятельств, так и по организации судебной деятельности. Коллегии Верховного Суда РФ наделяются главным образом правами соответствующих судебных ин­станций, управомоченных разрешать конкретные дела.

Пленум Верховного Суда РФ, включающий в свой состав Председателя, заместителей Председателя и всех судей верховного Суда РФ, проводит заседания не реже одного раза в четыре месяца. В заседаниях Пленума по приглашению Председателя Верховного Суда РФ могут участвовать судьи Конституционного Суда РФ, Высшего Арбитражно­го Суда РФ, иные судьи и другие лица (Генеральный про­курор РФ, министр юстиции РФ, представители других министерств, ведомств, научных учреждений, других госу­дарственных и общественных организаций).

К ведению Пленума Верховного Суда РФ относятся: дача судам общей юрисдикции разъяснений по вопросам применения законодательства РФ в целях обеспечения единства судебной практики; внесение представлений в по­рядке осуществления законодательной инициативы и обра­щение с запросом в Конституционный Суд РФ в порядке абстрактного норкоконтроля; избрание по представлению 11редседателя Верховного Суда РФ из числа судей Верхов­ного Суда секретаря его Пленума; утверждение по представ­лению Председателя Верховного Суда РФ состава Научно­консультативного совета при Верховном Суде и положения о нем; утверждение в связи с представлением Президента РФ состава судебной коллегии судей Верховного Суда РФ, принимающей заключение о наличии в действиях Гене­рального прокурора РФ и (или) Председателя Следствен­ного комитета РФ признаков преступления для принятия решения о возбуждении в отношении их уголовного дела или о привлечении их в качестве обвиняемых; представле­ние по предложению Председателя Верховного Суда РФ на утверждение Высшей квалификационной коллегии су­дей РФ состава судебной коллегии судей, уполномоченной принимать решения об ограничении судейской неприкос­новенности; утверждение составов судебных коллегий Вер­ховного Суда РФ; избрание членов Дисциплинарного су­дебного присутствия из числа судей Верховного Суда РФ и утверждение его Регламента; заслушивание сообщений о работе Президиума и отчетов о деятельности судебных коллегий и Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ; утверждение Регламента Верховного Суда РФ; осуществле­ние иных полномочий, предоставленных ему федеральным законодательством.

Постановления Пленума Верховного Суда РФ принимаются открытым голосованием большинством голосов участвующих в голосовании членов Пленума при условии присутствия на заседании не менее двух третей его состава, в Постановления Пленума подписываются Председателем Верховного Суда РФ и секретарем Пленума.

Президиум Верховного Суда РФ является не только вторым после Пленума органом Верховного Суда, управомоченным решать вопросы организации его деятельности, но также высшей и конечной судебной инстанцией по делам, I отнесенным к ведению судов общей юрисдикции. Его состав включает 13 человек, в том числе Председателя Верховного Суда, eгo заместителей, а также ряд судей Верховного Суда, назначаемых Советом Федерации по представлению Президента РФ основанному на представлении Председателя Верховного Суда и положительном заключении Высшей квалификационной коллегии судей.

К ведению Президиума Верховного Суда РФ относятся: проверка в порядке надзора, а также в порядке возобновления Производства по новым или вновь открывшимся обстоятельствам вступивших в законную силу судебных актов в целях обеспечения единства судебной практики и закон­ности; рассмотрение материалов изучения и обобщения судебной практики, анализа судебной статистики; рассмотрение вопросов организации работы коллегий и аппарата Верховного Суда; оказание помощи нижестоящим судам в правильном применении законодательства, в том числе путем Рассылки ответов на вопросы, касающиеся применения законодательства; осуществление некоторых других полномочий, предоставленных ему законодательством.

Отнесенные к ведению Президиума Верховного Суда РФ полномочия реализуются им в его заседаниях, которые про­водятся не реже одного раза в месяц и являются правомоч­ными при наличии большинства членов Президиума. Поста­новлении Президиума принимаются простым большинством голосов Участвующих в заседании членов Президиума и под­писываются председательствующим в заседании Президиу­ма Верховного Суда РФ.

Апелляционная коллегия Верховного Суда РФ утверж­дается Советом Федерации по представлению Президента РФ, основанному на представлении Председателя Верховного (Суда РФ, и при наличии положительного заключения Высшей квалификационной коллегии судей РФ.

И соответствии со ст. 17 Закона о судах общей юрисдикции гражданским процессуальным законодательством она рассматривает в качестве суда апелляционной инстанции гражданские и административные дела, решения по кото­рым в качестве суда первой инстанции вынесены Судеб­ной коллегией по гражданским делам, Судебной коллегией но административным делам или Военной коллегией Вер­ховного Суда РФ, а также в пределах своих полномочий гражданские и административные дела по новым или вновь открывшимся обстоятельствам; осуществляет иные полно­мочия в соответствии с федеральным законодательством.

До 1 января 2012 г. пересмотр не вступивших в законную силу судебных решений, вынесенных по первой инстанции судебными коллегиями по гражданским и административ­ным делам, а также Военной коллегией Верховного Суда РФ осуществляется в кассационном порядке по кассаци­онным жалобам и представлениям Кассационной коллегией Верховного Суда РФ, также утвержденной Советом Феде­рации. К полномочиям Кассационной коллегии до 1 янва­ря 2013 г. относится также рассмотрение в кассационном порядке судебных решений, вынесенных по первой инстан­ции Судебной коллегией по уголовным делам Верховного Суда РФ. С 1 января 2013 г. деятельность Кассационной коллегии как самостоятельного судебного органа в составе Верховного Суда РФ прекращается.

Судебные коллегии Верховного Суда РФ по административным, гражданским и уголовным делам, а также Военная кол­легия Верховного Суда утверждаются Пленумом Верховного Суда из числа судей Верховного Суда. При этом с учетом со­става коллегий в конкретный период времени и их загружен­ности Председатель Верховного Суда в необходимых случаях может своим распоряжением привлекать судей одной колле­гии для рассмотрения дел в составе другой коллегии.

Коллегии Верховного Суда РФ подразделяются на су­дебные составы, которые создаются либо по предметному принципу (например, в Судебной коллегии по граждан­ским делам выделены судебные составы по гражданским делам, по трудовым и социальным делам), либо по зональ­ному принципу (так, в Судебной коллегии по уголовным делам есть пять судебных составов, осуществляющих свои кассационные и надзорные полномочия в отношении тер­риториальных судов, действующих на территории соответ­ствующих субъектов РФ).

Судебные коллегии по административным, гражданским (до 1 января 2012 г.) и уголовным (до 1 января 2013 г.) делам Н Верховного Суда РФ выступают в качестве судов надзорной инстанции при пересмотре решений, постановленных соответственно мировыми судьями, районными судами в каче­стве первой или апелляционной инстанции, а также судами республик РФ, краевыми (областными) и приравненными к ним судами, выступавшими в качестве первой (если эти j решения не обжаловались в кассационном порядке), второй или надзорной инстанции. С 1 января 2012 г. — по административным и гражданским делам, а с 1 января 2013 г. — я по уголовным делам судебные коллегии Верховного Суда РФ будут полномочны пересматривать вступившие в законную силу судебные решения в кассационном порядке.

Указанные коллегии выступают в настоящее время в качестве судов кассационной инстанции, проверяя законность и обоснованность не вступивших в законную силу решений, приговоров, определений и постановлений, вынесенных по первой инстанции судами на уровне субъектов РФ.

Поэтапно, с 1 января 2012 г. — по административным и гражданским делам, а с 1 января 2013 г. — по уголовным делам, полномочие судебных коллегий по рассмотрению указанных дел в кассационном порядке будет заменено полномочием по рассмотрению этих дел в апелляционном порядке.

Судебные коллегии по административным, гражданским 1 и уголовным делам, равно как и Военная коллегия Верхов­ного Суда РФ, осуществляют также пересмотр вступивших в законную силу судебных решений в порядке возобновления производства ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств.

Важной составной частью компетенции указанных органов Верховного Суда РФ является рассмотрение граждан­ских, административных и уголовных дел в качестве суда первой инстанции. Согласно ст. 27 ГПК Верховный Суд как суд первой инстанции рассматривает гражданские дела: об оспаривании ненормативных правовых актов Президента РФ, палат Федерального Собрания, Правительства РФ; об оспаривании нормативных правовых актов Президента РФ, Правительства РФ и иных федеральных органов государст­венной власти, затрагивающих права, свободы и законные интересы граждан и организаций; об оспаривании поста­новлений о приостановлении или прекращении полномо­чий судей либо о прекращении их отставки; о приостанов­лении деятельности или ликвидации политических партий, общероссийских и международных общественных объеди­нений, о ликвидации централизованных религиозных орга­низаций, имеющих местные религиозные организации на территориях двух и более субъектов РФ; об обжаловании решений (уклонения от принятия решений) Центральной избирательной комиссии РФ, за исключением решений, оставляющих в силе решения нижестоящих избиратель­ных комиссий или соответствующих комиссий референду­ма; по разрешению споров между федеральными органами государственной власти и органами государственной вла­сти субъектов РФ, между органами государственной власти субъектов РФ, переданных на рассмотрение в Верховный Суд РФ Президентом РФ согласно ст. 85 Конституции. В соответствии со ст. 31 УПК Верховному Суду РФ в лице его Судебной коллегии по уголовным делам или Военной коллегии подсудны по первой инстанции также уголов­ные дела в отношении члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы или судьи, если указанные лица хо­датайствуют о рассмотрении дела этим судом (данная нор­ма сохраняет свое действие до 1 января 2013 г., после чего Верховный Суд РФ лишается полномочия рассматривать уголовные дела по первой инстанции).

Федеральными законами к подсудности Верховного Суда РФ может быть отнесено рассмотрение также других дел и иных вопросов, при условии прямого указания на это в соответствующих законах. Так, в частности, на Верхов­ный Суд возлагаются полномочия по решению вопросов, связанных с выполнением обязательств по международным договорам РФ.

Помимо того коллегии Верховного Суда РФ изучают и обобщают судебную практику, анализируют судебную статистику, реализуют другие полномочия, предоставлен­ные им законодательством в целях формирования единоо­бразной правоприменительной практики.

Председатель Верховного Суда непосредственно руково­дит работой Верховного Суда РФ, осуществляя при этом как сугубо организационные, так и процессуальные полно­мочия.

В частности, Председатель Верховного Суда РФ орга­низует работу по изучению и обобщению судебной прак­тики, анализу судебной статистики; вносит представления в государственные органы, общественные организации и должностным лицам об устранении нарушений закона, их причин и условий, вносит материалы на рассмотрение Пленума; созывает Пленум и председательствует на его заседаниях; созывает Президиум Верховного Суда и вно­сит на рассмотрение Президиума вопросы, требующие его решения, председательствует на заседаниях Президиума; распределяет обязанности между заместителями Председателя Верховного Суда; руководит организацией работы Апелляционной коллегии и судебных коллегий; руководи’! работой аппарата Верховного Суда; ведет личный прием и организует работу суда по приему граждан и рассмотрению предложений, заявлений и жалоб. Важную роль выполняет Председатель Верховного Суда в деле формирования корпуса судей в Российской Федерации, поскольку именно по его представлению Президенту РФ вносятся кандидатуры для назначения на должность судей федеральных судов об­щей юрисдикции.

Реализуя свои процессуальные полномочия, Председатель Верховного Суда РФ по обращениям заинтересован­ных лиц приносит в пределах и порядке, установленном законом, надзорные представления на решения по граж­данским делам, а также представления о возобновлении производства по уголовным делам ввиду новых обстоя­тельств; отменяет решения судей Верховного Суда об отка­зе в удовлетворении надзорных жалоб и возбуждает пере­смотр судебных решений в надзорном порядке; в случаях и порядке, установленных законом, приостанавливает ис­полнение решений, приговоров, определений и постановле­ний по судебным делам; председательствует на заседаниях Президиума Верховного Суда при рассмотрении им судеб­ных дел[19], а также может председательствовать в судебных заседаниях коллегий Верховного Суда при рассмотрении любого дела.

Председателем Верховного Суда осуществляются и дру­гие полномочия, предоставленные ему федеральными за­конами.

Заместители Председателя Верховного Суда РФ со­действуют Председателю в руководстве деятельностью верховного Суда, обладая при этом и своей собственной компетенцией. Они могут председательствовать в судебных заседаниях коллегий Верховного Суда; приносить в преде­лах и порядке, установленных законом, представления на решения, определения и постановления по гражданским де­лам; в случаях и порядке, установленных законом, приоста­навливать исполнение решений, приговоров, определений и постановлений по судебным делам; осуществлять в со­ответствии с распределением обязанностей руководство работой судебных коллегий и структурных подразделений аппарата Верховного Суда; осуществлять другие полномо­чия, предоставленные им законодательством.

Заместители Председателя Верховного Суда, являющи­еся председателями судебных коллегий Верховного Суда, председательствуют в судебных заседаниях руководимых ими коллегий или назначают для этого членов суда; обра­зуют составы суда для рассмотрения дел в судебных засе­даниях коллегий; осуществляют руководство работой соот­ветствующих коллегий; представляют Пленуму Верховного Суда РФ отчеты о деятельности коллегий; истребуют судеб­ные дела для изучения и обобщения судебной практики; ор­ганизуют работу по повышению квалификации членов суда соответствующей судебной коллегии; осуществляют другие полномочия, предоставленные им законодательством.

В случае отсутствия Председателя Верховного Суда РФ его права и обязанности осуществляет один из заместителей Председателя. В случае приостановления или прекращения полномочий заместителя Председателя Верховного Суда РФ его полномочия по поручению Председателя Верховного Суда РФ осуществляет другой заместитель, а при отсутствии другого заместителя по поручению Председателя Верховно­го Суда РФ — один из судей Верховного Суда РФ.

Секретарь Пленума Верховного Суда РФ, являясь судьей Верховного Суда, помимо выполнения судейских обязанно­стей осуществляет организационную работу по подготовке заседаний Пленума, обеспечивает ведение протокола и про­изводит действия, необходимые для доведения принятых Пленумом постановлений до сведения судей всех судов.

 

Верховный суд республики, краевой (областной) и иные приравненные к ним суды

 

Средним звеном системы судов общей юрисдикции яв­ляются верховные суды республик в составе Российской Федерации, краевые и областные суды, суды городов феде­рального значения, суд автономной области, суды автоном­ных округов. В настоящее время в Российской Федерации в соответствии с ее федеративным устройством действует 21 верховный суд республики, 9 краевых и 46 областных судов, 2 суда городов федерального значения, 1 суд авто­номной области и 4 суда автономных округов. В связи с происходящим в настоящее время укрупнением субъектов РФ возможно соответствующее изменение численности тех или иных судов. Несмотря на названия этих судов, как они обозначены в Законе о судебной системе, все эти суды не являются судами соответствующих субъектов РФ, а пред­ставлены федеральными судами, действующими на терри­тории этих субъектов.

К полномочиям областных и приравненных к ним судов относятся: рассмотрение гражданских, уголовных и адми­нистративных дел в качестве суда первой, апелляцион­ной инстанций, в кассационном и надзорном (до 1 января 2013 г.) порядке; рассмотрение дел по новым и вновь от­крывшимся обстоятельствам (ст. 25 Закона о судах общей юрисдикции). Осуществляя надзор за судебной деятель­ностью районных (городских) судов, они также изучают и обобщают судебную практику, анализируют судебную ста­тистику, реализуют другие полномочия, предоставленные им законодательством.

В структуру этих судов входят президиум, судебная кол­легия по гражданским делам и судебная коллегия по уголов­ным делам; в рамках коллегий могут образовываться судеб­ные составы, создаваемые для рассмотрения дел по первой или кассационной инстанции. Руководство деятельностью суда осуществляют председатель и его заместитель.

Президиум этих судов образуется в составе председателя, его заместителей, входящих в состав президиума по долж­ности, и других судей соответствующего суда в количестве, определяемом Президентом РФ. Персональный состав пре­зидиума суда утверждается Президентом РФ по представ­лению Председателя Верховного Суда РФ при наличии положительного заключения квалификационной коллегии судей республики, края, области, автономной области, авто­номного округа, городов Москвы и Санкт-Петербурга.

Как и Президиум Верховного Суда РФ, президиум об­ластного и приравненного к нему суда обладает процессу­альными и организационными полномочиями. Основные его полномочия связаны с рассмотрением в порядке над­зора (с 1 января 2012 г. и с 1 января 2013 г. соответствен­но — в кассационном порядке) гражданских и уголовных дел по жалобам и представлениям на решение мировых судей, решения районных судов, принятые ими в качестве первой и апелляционной инстанций, а также на кассаци­онные определения судебных коллегий самого этого суда. Президиум суда по ходатайствам заинтересованных лиц или на основании заключения прокурора рассматривает также гражданские и уголовные дела в порядку возобнов­ления производства ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств.

К числу организационных полномочий президиума суда относятся, в частности: утверждение по представлению председателя суда из числа судей составов судебной кол­легии по гражданским делам и судебной коллегии по уго­ловным делам; рассмотрение материалов изучения и обоб­щения судебной практики и анализа судебной статистики; заслушивание отчетов председателей судебных коллегий о деятельности коллегий; рассмотрение вопросов работы ап­парата суда; оказание помощи районным (городским) судам в правильном применении законодательства.

Свои полномочия президиум суда реализует в ходе за­седаний, которые созываются председателем соответствую­щего суда и проводятся не реже двух раз в месяц. Заседание президиума признается правомочным при условии участия в нем большинства членов президиума. В заседании пре­зидиума суда также принимает участие прокурор соот­ветствующего субъекта РФ. Постановления принимаются открытым голосованием большинством голосов членов президиума, участвующих в голосовании, и подписываются председательствующим в заседании президиума суда.

Судебные коллегии по гражданским и уголовным делам областного и приравненного к нему суда утверждаются президиумом этого суда из числа его судей. Руководят ра­ботой коллегий их председатели, являющиеся заместителя­ми председателя суда.

Судебные коллегии по гражданским и уголовным делам обладают достаточно обширными процессуальными пол­номочиями по рассмотрению соответствующих категорий дел.

Они, в частности, рассматривают гражданские (до 1 ян­варя 2012 г.) и уголовные (до 1 января 2013 г.) дела по кас­сационным жалобам и представлениям на не вступившие в законную силу решения, приговоры, определения и по­становления районных судов, действовавших в качестве первой или апелляционной инстанции, а также на реше­ния мировых судей. Принятые судебными коллегиями по результатам рассмотрения дел кассационные определения вступают в силу по их провозглашении; их обжалование возможно в порядке надзора в президиум этого же суда, а также в Верховный Суд РФ. Полномочия по рассмотрению жалоб и представлений на не вступившие в законную силу судебные решения районных судов по гражданским и уго­ловным делам соответственно с 1 января 2012 г. и с 1 янва­ря 2013 г. будут осуществляться в порядке апелляционного производства. Принятые по результатам рассмотрения дел решения судебных коллегий могут быть обжалованы в кас­сационном порядке в президиум этого же суда[20].

Судебная коллегия по гражданским делам областного и приравненного к нему суда вправе также пересматривать вступившие в законную силу решения по гражданским де­лам в порядке возобновления производства по вновь от­крывшимся обстоятельствам в случае, если эти решения были вынесены ею самой в качестве суда первой инстанции либо если ею в апелляционном или кассационном порядке были внесены изменения в решение, вынесенное по делу ни­жестоящим судом.

Важным полномочием судебных коллегий является рас­смотрение в качестве суда первой инстанции гражданских и уголовных дел.

Согласно ст. 26 ГПК судебная коллегия по гражданским делам областного и приравненного к нему суда рассматри­вает по первой инстанции гражданские дела: связанные с государственной тайной; об оспаривании нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов РФ, затрагивающих права, свободы и законные интересы граждан и организаций; о приостановлении или запрете деятельности либо ликвидации структурного подразделения политической партии, межрегиональных и региональных общественных объединений, местных религиознь, органи­заций и средств массовой информации; об оспаривании ре­шений избирательных комиссий субъектов РФ, «окружных избирательных комиссий и комиссий референдума; иные дела, отнесенные к подсудности областного и Приравнен­ного к нему суда законом.

В соответствии с ч. 3 ст. 31 УПК судебной Коллегии но уголовным делам подсудны имеющие особое обществен­ное значение дела о таких преступлениях, как: умышлен­ное убийство при отягчающих обстоятельствах, Похищение человека, изнасилование при отягчающих обстоятельствах, торговля несовершеннолетними при отягчающих обсто­ятельствах, терроризм, захват заложников при отягчающих обстоятельствах, организация незаконного вооруженного формирования, бандитизм, организация преступного со­общества (преступной организации), угон воздушного или водного транспорта либо железнодорожного подвижно­го состава, организация массовых беспорядков, пиратство и др. В основной своей массе преступления, рассмотрение дел о которых отнесено к подсудности областного и при­равненного к нему суда, принадлежат к категории тяжких или особо тяжких. Независимо от степени тяжести пре­ступления к подсудности этих судов относятся уголовные дела, в материалах которых имеются сведение составля­ющие государственную тайну.

Судебная коллегия по уголовным делам рассматривает также вопрос о продлении срока содержания обвиняемого под стражей свыше одного года.

В целях выявления и устранения ошибок в правопри­менительной практике судов, а также обеспечения единоо­бразного применения законодательства судебное коллегии изучают и обобщают судебную практику, анализируют су­дебную статистику и осуществляют другие Полномочия, предоставленные им законодательством.

Председатель областного и приравненного к нему суда вправе: председательствовать в судебных заседаниях су­дебных коллегий; принимать решения об избиении тер­риториальной подсудности дел в предусмотренных зако­ном случаях; руководить организацией работы судебных коллегий; руководить работой аппарата суда созывать президиум суда и председательствовать на его, заседаниях; распределять обязанности между заместителями председа­теля; организовывать работу по повышению квалификации судей и работников аппарата суда; организовывать работу по изучению и обобщению судебной практики, анализу су­дебной статистики; вносить представления об устранении нарушений закона, их причин и условий; вести личный прием и организовывать работу суда по приему граждан и рассмотрению предложений, заявлений и жалоб; осущест­влять другие полномочия, предоставленные ему законода­тельством.

Заместители председателя областного и приравнен­ного к нему суда также обладают дополнительными по сравнению с иными судьями этого суда полномочиями как процессуального, так и организационного характера. Как и председатель суда, они, например, председательствуют в судебных заседаниях коллегий; ведут личный прием граж­дан. В соответствии с распределением обязанностей они также осуществляют руководство работой судебных кол­легий и аппарата суда. В случае если заместитель предсе­дателя одновременно является председателем коллегии, он образует составы суда для рассмотрения дел в судебных за­седаниях коллегий; представляет президиуму суда отчеты о деятельности коллегий; истребует из нижестоящих судов судебные дела для изучения и обобщения судебной прак­тики.

В отсутствие председателя суда его права и обязанности осуществляет по поручению председателя один из замести­телей. В случае приостановления или прекращения полно­мочий председателя суда его полномочия осуществляет по решению Председателя Верховного Суда РФ один из за­местителей председателя суда, а при отсутствии у председа­теля суда заместителей — по решению Председателя Вер­ховного Суда РФ один из судей этого суда.

Районный суд

 

Районный суд является основным звеном системы судов общей юрисдикции, что обусловлено многочисленностью этих судов, а также отнесением к их подсудности наиболь­шего числа подведомственных судам гражданских и уго­ловных дел. ГПК и УПК, определяя родовую (предметную) подсудность гражданских и уголовных дел, устанавливают, что по общему правилу все эти дела подсудны районному суду за исключением тех дел, которые отнесены к подсуд­ности мирового судьи, военных или вышестоящих судов.

Районный суд создается в судебном районе, террито­рия которого охватывает территорию одного района, го­рода или иной соответствующей им административно- территориальной единицы субъекта РФ либо имеющие общие (смежные) границы территории нескольких райо­нов или иных соответствующих им административно- территориальных единиц субъекта РФ.

В состав районного суда входят назначаемые на долж­ность Президентом РФ по представлению Председателя Верховного Суда РФ при наличии положительного заклю­чения квалификационной коллегии судей соответствующе­го субъекта РФ председатель суда, его заместитель (заме­стители) и судьи.

Полномочия районного суда. Районный суд действует в ка­честве суда первой и второй (апелляционной) инстанции.

Как суд первой инстанции он рассматривает по существу основную массу гражданских, административных и уголов­ных дел. Причем значительное расширение в последние годы сферы судебного контроля за соблюдением прав, свобод и законных интересов граждан и организаций прежде всего сказалось на объеме полномочий именно районного суда как основного звена системы судов общей юрисдикции.

В частности, к его ведению теперь относится рассмо­трение в порядке гражданского судопроизводства дел: об оспаривании нормативных правовых актов (за исключе­нием актов органов государственной власти РФ и субъек­тов РФ, подлежащих проверке вышестоящими судами); об оспаривании решений и действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправле­ния, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих; о защите избирательных прав и права на уча­стие в референдуме граждан Российской Федерации, если эти дела не отнесены к компетенции вышестоящих судов; о принудительной госпитализации гражданина в психиа­трический стационар и принудительное психиатрическое освидетельствование.

Установив в результате судебного разбирательства, что оспариваемые заявителями нормативный правовой акт, решение, действие (бездействие) противоречат закону, суд принимает решение, которым признает нормативный правовой акт недействующим, либо обязывает орган или должностное лицо, принявшее решение или допустившее действие (бездействие), устранить допущенное нарушение прав и свобод.

Значительно расширены в последнее время полномочия районных судов и в сфере производства по уголовным делам. Помимо отнесенных к их подсудности уголовных дел о мно­гочисленных преступлениях, за исключением тех, которые подлежат рассмотрению мировыми судьями, военными суда­ми и вышестоящими судами, районные суды управомочены:

1) принимать решения о применении к лицу принуди­тельных мер медицинского характера или воспитательного воздействия; об избрании меры пресечения в виде заклю­чения под стражу, домашнего ареста, залога и о продлении срока содержания под стражей; о наложении ареста на иму­щество и о временном отстранении подозреваемого и обви­няемого от должности; о возмещении имущественного вре­да: о реализации или об уничтожении в предусмотренных законом случаях вещественных доказательств;

2) принимать решения о проведении ряда следственных и иных процессуальных действий, сопряженных с ограни­чением прав и свобод граждан (помещение подозреваемого, обвиняемого в психиатрический или иной медицинский стационар для производства экспертизы; осмотр жилища; обыск и выемка в жилище; производство выемки зало­женной или сданной на хранение в ломбард вещи; личный обыск; выемка предметов и документов, содержащих госу­дарственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, а также информацию о вкладах и счетах в банках и иных кредитных учреждениях; наложение ареста на кор­респонденцию, ее осмотр и выемка в учреждениях связи; контроль и запись телефонных переговоров);

3) рассматривать в ходе досудебного производства жа­лобы на действия (бездействие) и решения прокурора, сле­дователя, органа дознания и дознавателя, которые способ­ны причинить вред конституционным правам и свободам граждан либо затруднить доступ к правосудию;

4) разрешать производство оперативно-розыскных меро­приятий, сопряженных с ограничением конституционных прав и свобод граждан (осмотр жилого помещения, кон­троль и запись телефонных и иных переговоров, получение информации о соединениях между абонентами и (или) або­нентскими устройствами и др.);

5) решать вопросы, возникающие при исполнении при­говора (о возмещении вреда реабилитированному; о замене наказания в случае злостного уклонения от его отбывания; о замене вида исправительного учреждения, назначенного по приговору суда осужденному к лишению свободы; об условно-досрочном освобождении от наказания; о замене не отбытой части наказания более мягким; о разъяснении сомнений и неясностей, возникающих при исполнении приговора; о снятии судимости и др.).

В качестве суда второй инстанции районный суд осущест­вляет пересмотр в апелляционном порядке гражданских и уголовных дел, рассмотренных мировыми судьями. Эта деятельность осуществляется судьей районного суда еди­нолично по жалобам сторон на вынесенные мировыми су­дьями по этим делам решения, которые еще не вступили в законную силу.

В соответствии с гражданским процессуальным законо­дательством районный суд также наделен правом рассмо­трения дел по вновь открывшимся обстоятельствам в тех случаях, когда ранее вынесенное им по делу и вступившее в законную силу решение не проверялось вышестоящими су­дебными инстанциями или же после проверки было остав­лено вышестоящим судом без изменений.

Как и иные суды, районный суд при реализации сво­их полномочий, связанных с рассмотрением гражданских и уголовных дел, а также с разрешением иных вопросов, отнесенных законодательством к его ведению, вправе на­правлять государственным органам, общественным объеди­нениям, должностным лицам, иным юридическим и физи­ческим лицам обязательные для исполнения требования и распоряжения о явке в суд, о представлении в суд докумен­тов, материалов и информации, об иных действиях, необхо­димых для обеспечения правосудия.

Председатель районного суда организует его работу, обе­спечивая соблюдение сроков и порядка рассмотрения су­дьями переданных им для рассмотрения материалов и дел; выполнение судьями и сотрудниками аппарата суда тре­бований закона, подзаконных нормативных актов, правил внутреннего распорядка.

Одной из основных задач организации работы суда яв­ляется распределение между судьями обязанностей по рас­смотрению поступающих в суд дел и назначение председа­тельствующих в судебных заседаниях по их рассмотрению.

Действующее процессуальное законодательство, регламен­тируя подсудность уголовных и гражданских дел, устанавли­вает только правила отнесения тех или иных дел к ведению различных судов, но оно не определяет, как должны распре­деляться дела между судьями одного суда. При этом законом предусмотрено, что состав суда для рассмотрения конкретно­го дела формируется с учетом нагрузки и специализации су­дей в порядке, исключающем влияние на его формирование лиц, заинтересованных в исходе судебного разбирательства, в том числе с использованием автоматизированной инфор­мационной системы (ст. 14 ГПК, ст. 30 УПК). В соответствии с выработанными практикой правилами существует несколь­ко моделей распределения поступающих в производство дел между судьями внутри районного суда:

1) территориальная (участковая), при которой вся тер­ритория района делится на участки, закрепляющиеся за каждым из судей, обязанным рассматривать любые уголов­ные и гражданские дела, возникающие на этом участке;

2) предметная, при которой на различных судей возла­гается рассмотрение лишь определенных категорий дел: на одного — рассмотрение уголовных дел, на другого — граж­данских, на третьего — дел, возникающих из публичных отношений, на четвертого — дел о правонарушениях несо­вершеннолетних и т.д. Такая предметная специализация су­дей зависит от количества дел соответствующих категорий и профессиональных навыков отдельных судей;

3) территориально-предметная, при которой на каж­дого из судей возлагается рассмотрение дел той или иной категории, возникающих на определенном участке террито­рии района. Эта схема, как правило, применима в районных судах с большим числом судей и интенсивной судебной практикой;

4) персональная, при которой каждый из судей рассма­тривает те дела, которые ему передаются председателем или которые он сам принял к производству в связи с по­ступившими во время личного приема им населения заяв­лениями и жалобами.

Представляется, что закрепленному в ч. 1 ст. 47 Консти­туции принципу, гарантирующему каждому право на рас­смотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено федеральным законом, в большей мере соответствуют первые три модели, поскольку они обе­спечивают гражданину определенность относительно того, каким именно судьей будет рассмотрено его дело, миними­зируя усмотрение при решении этого вопроса.

Отнесенные к подсудности районного суда гражданские и уголовные дела рассматриваются, как правило, судьей единолично. Однако в предусмотренных УПК случаях, когда по делам о тяжких и особо тяжких преступления об­виняемым заявлено ходатайство о рассмотрении его дела коллегией в составе трех судей, председатель формирует такую коллегию.

Председатель осуществляет и иные полномочия по ор­ганизации деятельности суда: распределяет между судьями обязанности, непосредственно не связанные с рассмотре­нием конкретных дел; организует работу суда по приему граждан и рассмотрению предложений, заявлений и жалоб; руководит изучением и обобщением судебной практики и ведением судебной статистики; руководит работой аппа­рата суда; организует работу по повышению квалификации судей и работников аппарата суда.

В случае временного отсутствия (болезнь, отпуск и т.д.) председателя районного суда осуществление его полномо­чий поручается заместителю председателя суда либо одно­му из судей данного суда.

В случае приостановления или прекращения полномо­чий председателя районного суда его полномочия осущест­вляет по решению Председателя Верховного Суда РФ один из заместителей председателя районного суда, а при отсут­ствии у председателя районного суда заместителей — по ре­шению Председателя Верховного Суда РФ один из судей этого суда.

В случае если временно отсутствует судья районного суда и невозможно его заменить судьей этого же суда, ис­полнение его обязанностей возлагается председателем вы­шестоящего суда на судью ближайшего районного суда.

Военные суды

 

Военные суды РФ в соответствии с ч. 1 ст. 1 Закона о военных судах входят в судебную систему РФ, являют­ся федеральными судами общей юрисдикции и осущест­вляют судебную власть в Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских формированиях и федеральных органах исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба. Как и любые иные феде­ральные суды, они создаются и упраздняются федеральным законом, а их количество и численность работающих в них судей определяются Верховным Судом РФ.

В отличие от существовавшего до принятия Закона о военных судах порядка, в настоящее время военные суды создаются по территориальному принципу по месту дис­локации воинских частей и учреждений Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, а не применительно к структуре органов военного управления. Это предполагает, что на территории одного военного окру­га могут функционировать несколько окружных военных судов и, напротив, что один окружной военный суд может осуществлять свою юрисдикцию на территории нескольких военных округов.

Организация и порядок деятельности военных судов основываются на общих принципах функционирования су­дебной власти, установленных Конституцией и федераль­ными законами: законность, независимость суда и судей, неприкосновенность судьи, состязательность, гласность и др. Само по себе то, что военные суды создаются в местах дислокации воинских частей, рассматривают дела, связан­ные с прохождением воинской службы и с совершением преступлений военнослужащими, а судьи военных судов и сотрудники их аппаратов являются военнослужащими, прикомандированными к судебной системе, не может рас­цениваться как основание для отрицания действия этих принципов в системе военных судов. Какое бы то ни было вмешательство, в том числе военного командования, в дея­тельность военных судов по осуществлению правосудия не­допустимо и влечет за собой установленную законодатель­ством ответственность.

Полномочия военных судов определяются исходя из трех критериев: 1) характера правоотношений, в связи с кото­рым возникло конкретное дело; 2) категории лиц, в отноше­нии которых рассматривается дело; 3) места деятельности суда. С учетом этого к их подсудности отнесены:

- гражданские и административные дела о защите на­рушенных и (или) оспариваемых прав, свобод и охраняе­мых законом интересов военнослужащих Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, граждан, проходящих военные сборы, от действий (бездей­ствия) органов военного управления, воинских должност­ных лиц и принятых ими решений;

- дела о всех преступлениях, совершенных военнослу­жащими и гражданами, проходящими военные сборы, дела о преступлениях, совершенных гражданами (иностранными гражданами) в период прохождения ими военной службы, военных сборов, а также дела, отнесенные к компетенции военных судов УПК;

- дела об административных правонарушениях, совер­шенных военнослужащими, гражданами, проходящими во­енные сборы;

дела по заявлениям о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок но делам, подсудным военным судам;

- все гражданские, административные и уголовные дела, подлежащие рассмотрению федеральными судами общей юрисдикции, если иное не установлено международным договором РФ;

- жалобы на действия (бездействие) следователей воен­ных следственных отделов Следственного комитета РФ, ор­гана дознания дознавателей или военных прокуроров и при­нятые ими решения по делам, расследуемым в отношении военнослужащих, граждан, проходящих военные сборы.

Кроме того, военные суды в случаях и порядке, которые установлены федеральным законом, рассматривают ма­териалы о совершении военнослужащими, гражданами, проходящими военные сборы, грубых дисциплинарных проступков, за совершение которых может быть назначен дисциплинарный арест.

Система военных судов включает в себя Военную колле­гию Верховного Суда РФ, окружные (флотские) военные суды и гарнизонные военные суды, в том числе создавае­мые в соответствии с международным договором РФ в ме­стах дислокации воинских частей, предприятий, учрежде­ний или организаций Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов за пределами террито­рии РФ.

Военная коллегия входит в состав Верховного Суда РФ и обладает полномочиями, аналогичными полномочиям его судебных коллегий по гражданским и уголовным де­лам. К ее ведению относится рассмотрение гражданских, административных и уголовных дел в надзорном порядке (до 1 января 2012 г. и 1 января 2013 г. соответственно) по жалобам или представлениям на вступившие в законную силу решения гарнизонных и окружных (флотских) судов. В качестве суда кассационной инстанции Военная колле­гия проверяет законность и обоснованность не вступивших в законную силу решений, приговоров, определений и по­становлений, вынесенных в первой инстанции окружными (флотскими) судами. В соответствие с Федеральным кон­ституционным законом от 07.02.2011 № 2-ФКЗ «О вне­сении изменений в Федеральный конституционный за­кон “О военных судах Российской Федерации”»Военная коллегия Верховного Суда РФ рассматривает (с 1 января 2012 г. — по гражданским делам, с 1 января 2013 г. — по уго­ловным делам) в апелляционной инстанции дела по жало­бам и представлениям на решения, приговоры, определе­ния и постановления окружных (флотских) военных судов, принятые ими в первой инстанции и не вступившие в за­конную силу, в кассационной инстанции дела по жалобам и представлениям на вступившие в законную силу реше­ния, приговоры, определения, постановления гарнизонных военных судов и на определения окружных (флотских) во­енных судов, если они были предметом рассмотрения пре­зидиумов окружных (флотских) военных судов, и на всту­пившие в законную силу решения, приговоры, определения и постановления окружных (флотских) военных судов, если они не были предметом рассмотрения Верховного Суда РФ в апелляционном порядке, и на постановления президиу­мов окружных (флотских) военных судов.

Военная коллегия может выступать также в качестве суда первой инстанции, рассматривая дела об оспаривании нормативных и ненормативных актов Президента РФ, Пра­вительства РФ, Минобороны России, иных федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, касающихся прав, свобод и охраняемых законом интересов военнослужащих, граждан, проходящих военные сборы, а также дела по за­явлениям о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на испол­нение судебного акта в разумный срок по делам, подсудным окружным (флотским) военным судам. Ей подсудны дела о преступлениях особой сложности или особого общественного значения, которые Военная коллегия вправе принять к свое­му производству при наличии ходатайства обвиняемого.

Решения, определения и постановления Военной кол­легии, принятые ею в первой инстанции и не вступившие в законную силу, могут быть обжалованы в Апелляционную коллегию Верховного Суда РФ.

Военная коллегия рассматривает также дела по новым и вновь открывшимся обстоятельствам в отношении всту­пивших в законную силу приговоров, определений и поста­новлений окружных (флотских) военных судов.

В соответствие с Федеральным конституционным зако­ном от 07.02.2011 № 2-ФКЗ вступившие в законную силу решения и определения Военной коллегии Верховного Суда РФ и военных судов, если указанные судебные реше­ния были предметом рассмотрения Верховного Суда РФ в апелляционном или кассационном порядке, по надзор­ным жалобам и представлениям рассматривает Президиум Верховного Суда РФ.

Военная коллегия состоит из председателя, его заместите­ля, председателей составов и судей Верховного Суда РФ.

Председатель Военной коллегии по должности является заместителем Председателя Верховного Суда РФ и назна­чается Советом Федерации в том же порядке, что и другие заместители Председателя Верховного Суда.

В рамках производства по гражданским, администра­тивным и уголовным делам председатель Военной колле­гии принимает предусмотренные законом решения по жа­лобам и представлениям на вступившие в законную силу решения военных судов и Военной коллегии; он вправе участвовать в рассмотрении дел Военной коллегией и председательствовать в судебных заседаниях. Председа­тель Военной коллегии организует ее деятельность; кон­тролирует работу аппарата коллегии, назначает на долж­ность и освобождает от должности работников аппарата, осуществляет иные полномочия, предусмотренные феде­ральным законом или возлагаемые на него Председателем Верховного Суда РФ.

Заместитель председателя Военной коллегии участвует в ее заседаниях; осуществляет полномочия председателя Военной коллегии во время его отсутствия, исполняет иные обязанности, возложенные на него Председателем Верхов­ного Суда РФ и председателем Военной коллегии.

Военным судом среднего звена является окружной (флотский) военный суд, действующий на территории одно­го или нескольких субъектов РФ, на которой дислоциру­ются воинские части и учреждения Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов. В настоящее время на территории РФ действует 12 окружных (флотских) судов.

Окружной (флотский) военный суд рассматривает:

- в надзорном порядке (до 1 января 2012 г. — по граж­данским делам, до 1 января 2013 г. — по уголовным делам) уголовные и гражданские дела по жалобам и представле­ниям участников судопроизводства на вступившие в закон­ную силу судебные решения гарнизонных военных судов, а также на определения, принятые окружным (флотским) военным судом во второй инстанции;

- дела по новым и вновь открывшимся обстоятельствам — в отношении дел, по которым были приняты решения гарни­зонного военного суда, вступившие в законную силу;

- дела (с 1 января 2012 г. — по гражданским делам, с 1 января 2013 г. — по уголовным делам) по жалобам и представлениям на решения, приговоры, определения и постановления гарнизонных военных судов, вступившие в законную силу, а также на решения, приговоры, опреде­ления и постановления, принятые окружным (флотским) военным судом в апелляционной инстанции;

- гражданские, административные и уголовные дела по жалобам (представлениям) на решения, приговоры, опреде­ления и постановления, принятые гарнизонными военными судами в первой инстанции и не вступившие в силу;

- в качестве суда первой инстанции — гражданские дела, связанные с государственной тайной, и уголовные дела о перечисленных в ч. 3 ст. 31 УПК преступлениях, со­вершенных военнослужащими и лицами, проходящими во­енные сборы и дела по заявлениям о присуждении компен­сации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок по делам, подсудным гарнизонным военным судам.

В окружном (флотском) военном суде образуется пре­зидиум, в нем также могут быть образованы судебные кол­легии (в других судах общей юрисдикции этого уровня они создаются всегда) и (или) судебные составы.

Президиум, в который входят председатель суда, его за­местители, председатели судебных коллегий и судебных составов, рассматривает гражданские, административные и уголовные дела в надзорном порядке (до 1 января 2012 г. — по гражданским делам, до 1 января 2013 г. — по уголовным делам) и ввиду новых или вновь открывшихся обстоя­тельств; рассматривает различные вопросы организации и деятельности судебных коллегий и судебных составов; рассматривает вопросы организации работы аппарата суда, утверждает по представлению председателя суда структуру и штатное расписание аппарата суда, численность его ра­ботников и положение об аппарате суда. Заседания прези­диума окружного (флотского) военного суда проводятся не реже одного раза в месяц по инициативе председателя суда и являются правомочными решать отнесенные к их веде­нию вопросы при условии присутствия на них более поло­вины членов президиума.

Судебные коллегии и судебные составы окружного (флот­ского) военного суда выполняют сугубо процессуальные задачи, рассматривая в соответствии с определенной феде­ральными законами компетенцией гражданские, админист­ративные и уголовные дела в первой и кассационной (до 1 января 2012 г. — по гражданским делам, до 1 января 2013 г. — по уголовным делам) инстанциях, а также в по­рядке возобновления производства ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств.

В соответствии с Федеральным конституционным за­коном от 07.02.2011 № 2-ФКЗ полномочия президиумов и судебных коллегий окружных (флотских) судов подвер­глись изменениям. В соответствии с ними судебные колле­гии с 1 января 2012 г. наделяются полномочием рассматри­вать гражданские и административные дела, а с 1 января 2013 г. — уголовные дела по жалобам и представлениям на решения гарнизонных военных судов, не вступившие в законную силу, не в кассационном, а в апелляционном по­рядке; президиумы же судов с этих же дат уполномочивают­ся рассматривать эти дела, судебные решения по которым вступили в законную силу, не в надзорном, а в кассацион­ном порядке, кроме того президиумы могут рассматривать дела по жалобам и представлениям на решения, приговоры, определения, постановления, принятые окружным (флот­ским) военным судом в апелляционной инстанции,

Председатель окружного (флотского) военного суда, как и председатель областного и приравненного к нему терри­ториального суда, помимо принадлежащего ему права непо­средственно участвовать в судебных заседаниях президиума и судебных коллегий, председательствуя на них, наделяется рядом дополнительных процессуальных и организацион­ных полномочий, связанных в том числе с созывом заседа­ний суда, решением вопросов о передаче дел из одной судебной коллегии или судебного состава в другую судебную коллегию или судебный состав, организацией деятельности суда, распределением обязанностей между заместителями председателя суда, представлением суда в государственных органах, общественных объединениях и органах местного самоуправления.

Соответствующие полномочия по организации работы окружного (флотского) военного суда, его коллегий и соста­вов принадлежат также заместителю председателя суда, пред­седателям судебных коллегий и председателям составов.

Гарнизонный военный суд является основным звеном ' системы военных судов и действует на территории, на которой дислоцируются один или несколько военных гарнизонов. В соответствии с Законом о военных судах, а также ГПК и УПК он является судом первой инстанции, уполно­моченным рассматривать гражданские, административные и уголовные дела, не отнесенные к подсудности Военной коллегии или окружного (флотского) военного суда. К его ведению относится также принятие решений о дисциплинарном аресте; о заключении под стражу, продлении срока содержания под стражей; об ограничении прав на тай­ну переписки, телефонных и иных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений; на неприкосновенность жилища и некоторых других прав; рассмотрение жалоб на действия (бездействие) и решения прокурора, следовате­ля, органа дознания и дознавателя в процессе досудебного производства. В соответствии с гражданским процессуаль­ным законодательством гарнизонный военный суд рассма­тривает дела по новым и вновь открывшимся обстоятель­ствам в отношении принятых им решений, определений и постановлений по гражданским делам, которые вступили в законную силу.

Руководство гарнизонным военным судом и организа­ция его деятельности возлагается на председателя суда, ко­торый, в частности, вправе председательствовать в судеб­ных заседаниях, распределять обязанности между судьями; контролировать работу администратора и аппарата суда, представлять суд в государственных органах, обществен­ных объединениях и органах местного самоуправления.

В отсутствие председателя гарнизонного военного суда его замещает заместитель председателя, которому пред­седателем суда может быть поручено исполнение и иных обязанностей.

 

Мировые судьи

 

Институт мировых судей как элемент единой системы судов общей юрисдикции в Российской Федерации был учрежден Законом о мировых судьях. Полномочия, порядок деятельности мировых судей и порядок создания должно­стей мировых судей устанавливаются Конституцией, Зако­ном о судебной системе, иными федеральными конституци­онными и федеральными законами, а порядок назначения (избрания) и деятельности мировых судей устанавливается также законами субъектов РФ.

Доверь свою работу ✍️ кандидату наук!
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой



Поиск по сайту:







©2015-2020 mykonspekts.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.