Основными задачами арбитражных судов являются защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов предприятий, учреждений, организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также содействие укреплению законности и предупреждению правонарушений в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Указанные задачи решаются посредством рассмотрения конкретных экономических споров, их анализа и обобщения, в результате чего вырабатываются предложения по совершенствованию арбитражной практики и действующего законодательства. Высший Арбитражный Суд РФ обладает правом законодательной инициативы и правом официального разъяснения законодательства.
Арбитражные суды в Российской Федерации осуществляют правосудие путем разрешения экономических споров и рассмотрения иных дел, отнесенных к их компетенции, в порядке, предусмотренном АПК. Арбитражным процессуальным кодексом установлены критерии для отнесения дел к подведомственности арбитражных судов и разграничения их компетенции с судами общей юрисдикции (ст. 27—33). Арбитражный процессуальный кодекс разграничивает подведомственность арбитражных судов на общую и специальную.
По общему правилу арбитражным судам подведомственны:
- дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, возникающие из гражданских, административных, иных публичных правоотношений, в том числе с участием иностранных лиц;
- дела об оспаривании решений третейских судов и международных коммерческих арбитражей по спорам, возникающим при осуществлении предпринимательской и иной экономической деятельности;
- об установлении юридически значимых фактов для возникновения, изменения и прекращения прав организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;
- о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение принятых решений по вышеуказанным категориям дел;
- дела о признании и приведении в исполнение решений иностранных судов и иностранных арбитражных решений по спорам, возникающим при осуществлении предпринимательской и иной экономической деятельности.
Основным критерием для отнесения спора к подведомственности арбитражных судов является наличие экономического спора, под которым понимается спор, имеющий имущественное содержание и вытекающий из предпринимательской деятельности участников спорных правоотношений.
В соответствии с ч. 2 ст. 27 АПК участниками спорных правоотношений могут быть:
- юридические лица;
- индивидуальные предприниматели;
- в случаях, предусмотренных законом, — Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования, государственные органы, органы местного самоуправления;
- иные органы, должностные лица, образования, не имеющие статуса юридического лица;
- граждане, не имеющие статуса индивидуального предпринимателя.
Независимо от того, являются ли участниками правоотношений, из которых возникли спор или требование, юридические лица, индивидуальные предприниматели или иные организации и граждане, арбитражным судом подведомственны дела:
- об оспаривании нормативных правовых актов, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда;
- о несостоятельности (банкротстве);
- корпоративные споры, указанные в ст. 225.1 АПК;
- по спорам об отказе в государственной регистрации, уклонении от государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей;
- по спорам, вытекающим из деятельности депозитариев, связанных с учетом прав на акции и ценные бумаги и с осуществлением предусмотренных федеральным законом иных прав и обязанностей;
-по спорам, вытекающим из деятельности государственных корпораций и связанным с их правовым положением, порядком управления ими, с их созданием, реорганизацией, ликвидацией, организацией и полномочиями их органов, ответственностью лиц, входящих в их органы;
- о защите деловой репутации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;
- другие дела, возникающие при осуществлении предпринимательской и иной экономической деятельности, в случаях, предусмотренных федеральным законом.
Разграничение компетенции между Высшим Арбитражным Судом РФ, федеральным арбитражным судом округа, арбитражным апелляционным судом и арбитражным судом субъекта РФ закреплено в Законе об арбитражных судах (ст. 10, 26, 33.3, 36).
В качестве первой инстанции дела рассматривают арбитражные суды субъектов РФ и Высший Арбитражный суд РФ. Основное полномочие арбитражного суда субъекта РФ — это рассмотрение в первой инстанции всех дел, подведомственных арбитражным судам в Российской Федерации, за исключением дел, отнесенных к компетенции Высшего Арбитражного Суда РФ.
Рассмотрение дел в суде первой инстанции арбитражного суда субъекта РФ осуществляется, как правило, судьей единолично. Коллегиально в составе трех судей рассматриваются дела об оспаривании нормативных правовых актов, а также дела о несостоятельности (банкротстве), если единоличное рассмотрение не предусмотрено федеральным законом, а также в случае, когда об этом имеется указание суда кассационной инстанции, принявшего решение о направлении дела на новое рассмотрение. С участием арбитражных заседателей может быть рассмотрен экономический спор и иные дела, возникающие из гражданских и иных правоотношений, если какая-либо из сторон заявила об этом ходатайство.
В соответствии со ст. 34 АПК Высший Арбитражный Суд РФ как суд первой инстанции рассматривает:
- дела об оспаривании нормативных актов Президента РФ, Правительства РФ, федеральных органов исполнительной власти, нарушающих права и законные интересы организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, если в соответствии с федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражных судов;
- дела об оспаривании ненормативных правовых актов Президента РФ, Совета Федерации и Государственной Думы Федерального Собрания РФ, Правительства РФ, не соответствующих закону и затрагивающих права и законные интересы организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;
- экономические споры между Российской Федерацией и субъектами РФ, между субъектами РФ.
Высший Арбитражный Суд РФ все дела рассматривает коллегиально в составе трех судей.
Рассмотрение дела в суде первой инстанции включает в себя несколько этапов: 1) принятие искового заявления и возбуждение производства по делу; 2) подготовка дела к судебному разбирательству; 3) судебное разбирательство — центральная стадия арбитражного процесса, задачей которой является рассмотрение спора по существу; 4) принятие по делу судебного акта.
Не вступившие в законную силу решения и определения, в случае их обжалования участвующими в процессе лицами, рассматриваются апелляционным арбитражным судом, который рассматривает спор по правилам рассмотрения дела арбитражным судом первой инстанции, но с особенностями, установленными АПК. Дело рассматривается коллегиально в составе трех или иного нечетного количества судей, без привлечения арбитражных заседателей.
Основной задачей апелляционного суда является проверка правильности и полноты выяснения фактических обстоятельств дела, применения норм материального и процессуального права. В его полномочия входит установление новых фактов, которые являются существенными для дела и могут повлиять на конечное решение суда. В полном объеме проверяется соответствие обжалуемого судебного акта нормам процессуального права.
Возможность проверки правильности применения норм материального права ограничена рамками доводов лиц, подавших жалобу. Если обжалуется только часть решения и сторонами не заявлено возражений, суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность судебного акта только в этой части.
В результате рассмотрения апелляционной жалобы суд, вынося постановление, вправе: оставить решение без изменения, а жалобу — без удовлетворения; отменить или изменить решение полностью или в части и принять новый судебный акт; отменить решение полностью или в части и прекратить производство по делу либо оставить исковое заявление без рассмотрения полностью или в части. Необходимо подчеркнуть, что суд апелляционной инстанции не вправе, отменяя решение, направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При наличии безусловных оснований для отмены судебного акта, арбитражный суд апелляционной инстанции выносит определение о переходе к рассмотрению дела по правилам, установленным для рассмотрения дела в суде первой инстанции, и разрешив спор по существу принимает постановление, в котором указывает на отмену решения суда первой инстанции.
Постановление суда апелляционной инстанции может быть обжаловано в порядке кассационного производства, осуществляемого федеральными арбитражными судами округов. Вступившее в законную силу решение арбитражного суда первой инстанции (за исключением решений Высшего Арбитражного Суда РФ) может быть предметом рассмотрения суда кассационной инстанции лишь в случае, если такое решение было предметом рассмотрения и арбитражном суде апелляционной инстанции или если арбитражный суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.
Особенностью кассационного производства является рассмотрение дела только на основании доказательств, которые были исследованы в судах предыдущих инстанций.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы арбитражный суд кассационной инстанции выносит постановление об ее удовлетворении или оставлении без удовлетворения. При этом полномочия суда кассационной инстанции в отличие от суда апелляционной инстанции расширены правом передачи дела на новое рассмотрение в суд нижестоящей инстанции, с соответствующими указаниями, являющимися для суда обязательными.
Вступившие в законную силу судебные акты в порядке надзора рассматриваются Высшим Арбитражным Судом РФ в соответствии с правилами, установленными гл. 36 АПК. Надзорное производство возбуждается на основании заявления лица, участвующего в деле, или представления прокурора, а также в случаях, предусмотренных АПК, иных лиц, ходатайствующих о пересмотре судебного акта.
Высший Арбитражный Суд РФ, осуществляя пересмотр судебных актов в порядке надзора, выполняет особую задачу — обеспечение единообразия в толковании и применении всеми арбитражными судами России норм права, выработку единой судебной политики при осуществлении правосудия в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Принятое к производству в порядке надзора заявление рассматривается в судебном заседании тремя или иным нечетным количеством судей, по результатам которого высится определение об отказе или о передаче в Президиум Высшего Арбитражного суда РФ.
По результатам рассмотрения дела Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ выносит постановление: об оставлении оспариваемого судебного акта без изменения, а заявления без удовлетворения; об оставлении без изменения одного из ранее принятых по делу судебных актов; об отмене судебного акта полностью или в части и направлении дела на новое рассмотрение или прекращении производства по делу или принятии нового судебного акта.
Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ вступает в силу со дня его принятия, публикуется в «Вестнике Высшего Арбитражного Суда РФ» и на официальном сайте Высшего Арбитражного суда РФ и обжалованию не подлежит.
Согласно разъяснению Конституционного Суда РФ перечень полномочий арбитражных судов не является закрытым, поскольку ст. 127 Конституции допускает рассмотрение ими и иных, не названных в этой конституционной норме категорий дел, что связано с возможностью введения (на основании ст. 128 Конституции) новых судебных процедур, не нашедших закрепления в действующей Конституции (см. Постановление Конституционного Суда РФ от 16.06.1998 № 19-П «По делу о толковании отдельных положений статей 125, 126 и 127 Конституции Российской Федерации»),
Вопросы и задания для самоконтроля
1. Каковы полномочия арбитражных судов?
2. В чем отличие федерального арбитражного суда от суда общей юрисдикции?
3. Какие нормативно-правовые акты регулируют вопросы организации и деятельности арбитражных судов?
4. Раскройте структуру системы арбитражных судов.
5. Какие задачи решает Высший Арбитражный Суд РФ?
6. Кто осуществляет рассмотрение дел в судебных инстанциях?
7. В чем отличие суда первой инстанции, суда апелляционной инстанции и суда кассационной инстанции?
8. Что входит в компетенцию Совета председателей арбитражных судов РФ и кто его возглавляет?
9. Какие вопросы решает Пленум Высшего Арбитражного Суда РФ?
10. Каков порядок назначения судей арбитражных судов?
Глава 7 КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Задачи и полномочия Конституционного Суда Российской Федерации
Одним из основных правовых институтов, обеспечивающих разделение и равновесие властей в правовом государстве, является конституционный контроль, осуществляемый в парламентских либо в судебных процедурах. Причем в зависимости от особенностей построения судебной системы и внутригосударственных политико-правовых традиций судебный конституционный контроль может осуществляться как специально создаваемыми для этого судебными органами (ФРГ, Испания, Польша и др.), так и высшими звеньями системы общих судов (США, Канада, Япония и др.).
В Российской Федерации создание Конституционного Суда как самостоятельного и специализированного органа судебного конституционного контроля было предусмотрено Законом РФ от 12.12.1990, внесшим соответствующее дополнение в Конституцию РСФСР, а уже 12 июля 1991 г. был принят Закон РСФСР «О Конституционном Суде РСФСР». 30 октября 1991 г. пятый (внеочередной) Съезд народных депутатов РСФСР сформировал первый правомочный состав Конституционного Суда в количестве 13 (из 15, как это предусматривалось ст. 165 Конституции РСФСР, ч. 1 ст. 3 Закона о Конституционном Суде РСФСР) судей.
Конституционный Суд РФ стал не только, в известном смысле, правопреемником ККН СССР, продолжив деятельность по обеспечению конституционного правопорядка в стране, но и придал этой деятельности новые формы и большую эффективность.
Основными отличиями Конституционного Суда РФ от ККН СССР являлось то, что а) Конституционный Суд стал составной частью судебной, а не парламентской системы; б) решения Конституционного Суда вступали в силу немедленно после их провозглашения и не могли быть пересмотрены, в том числе и самим Конституционным Судом, тогда как решения ККН СССР могли быть отклонены Съездом народных депутатов СССР; в) признание Конституционным Судом нормативного правового акта не соответствующим Конституции влекло утрату им силы, а решения ККН СССР лишь приостанавливали действие признанных неконституционными актов, за исключением тех из них, которые были признаны нарушающими основные права и свободы человека; г) Конституционный Суд не вправе инициировать рассмотрение дел (за исключением дел о нарушении Конституции высшими должностными лицами государства), ККН СССР был вправе рассматривать большинство вопросов, отнесенных к его компетенции, и по собственной инициативе; д) производство в Конституционном Суде велось в соответствии с принципами и правилами судебного разбирательства, тогда как процедура разрешения вопросов ККН СССР была весьма далекой от судебной.
В настоящее время организация и деятельность Конституционного Суда РФ определяются Конституцией и Законом о Конституционном Суде[21].
С учетом особой значимости этого органа в российской правовой системе непосредственно Конституцией определены компетенция и полномочия Конституционного Суда РФ, а также установлен его состав из 19 судей, назначаемых на должность Советом Федерации.
Как следует из ст. 3 Закона о Конституционном Суде, целями деятельности Конституционного Суда являются: защита основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечение верховенства и прямого действия Конституции на всей территории РФ. По смыслу Закона, судебный конституционный контроль является исключительным средством достижения указанных целей, которое подлежит использованию только при условии, что иными способами, включая внесение изменений в законодательство или корректировку судебной и иной правоприменительной практики, эти цели не могут быть достигнуты.
Полномочия Конституционного Суда определены ст. 125 Конституции и ст. 3 Закона о Конституционном Суде и сводятся к следующему.
1. Конституционный Суд РФ разрешает дела о соответствии Конституции:
а) федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ;
б) конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов РФ, изданных но вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти РФ и совместному ведению органов государственной власти РФ и органов государственной власти субъектов РФ;
в) договоров между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, договоров между органами государственной власти субъектов РФ;
г) не вступивших в силу международных договоров РФ.
Эти дела рассматриваются Конституционным Судом по
запросам Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, одной пятой членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы, Правительства РФ, Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ, органов законодательной и исполнительной власти субъектов РФ в случаях, если оспариваемый нормативный акт издан по вопросу, относящемуся к ведению органов государственной власти РФ или к совместному ведению органов государственной власти РФ и ее субъектов.
Проверка нормативных актов и договоров может осуществляться по содержанию норм, по форме акта, по порядку его принятия, опубликования или введения в действие. Может быть проверено соблюдение: принципа разделения государственной власти; разграничение компетенции между федеральными органами государственной власти установленной Конституцией, а также предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и ее субъектов.
2. К ведению Конституционного Суда РФ относится также разрешение споров о компетенции:
а) между федеральными органами государственной власти;
б) между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ;
в) между высшими государственными органами субъектов РФ.
Эти споры рассматриваются Конституционным Судом по ходатайствам участвующих в них органов государственной власти либо Президента РФ в случае, если использовавшиеся им для разрешения спора согласительные процедуры не привели к принятию сторонами согласованного решения. Спор может стать предметом рассмотрения в Конституционном Суде, если: оспариваемая компетенция определяется Конституцией; спор не касается вопроса о подведомственности или подсудности дел судам; спор не был или не может быть разрешен иным способом; заявитель ранее обращался к соответствующему органу с письменным заявлением о нарушении им установленной Конституцией компетенции, но нарушение не было устранено.
2. В порядке конкретного (т.е. связанного с производством по гражданским, уголовным или иным делам, находящимся в производстве судов или других правоприменительных органов) контроля по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов Конституционный Суд проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле.
Данные категории дел могут рассматриваться Конституционным Судом по жалобам граждан и объединений граждан, чьи конституционные права и свободы нарушаются законом, примененным в конкретном деле, иных органов и лиц, указанных в законе (Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации и Генерального прокурора РФ), а также по запросам судов, пришедших к выводу при рассмотрении дела в любой инстанции о несоответствии Конституции закона, примененного или подлежащего применению в этом деле.
3. Рассматривая дела о проверке конституционности законов и иных нормативных правовых актов, а также разрешая споры о компетенции, Конституционный Суд при этом неизбежно дает истолкование тех или иных положений Конституции, на которых он основывает свое решение. Такое толкование Конституции, носящее казуальный характер, имеет обязательное значение лишь для разрешения той ситуации, применительно к которой оно было дано, и аналогичных ей. Вместе с тем Конституционный Суд обладает полномочием давать толкование Конституции общего характера по запросам Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ, органов законодательной власти субъектов РФ.
4. К числу закрепленных в Конституции полномочий Конституционного Суда РФ относится также подготовка но запросу Совета Федерации заключения о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления.
Конституционный Суд может осуществлять и иные полномочия, предоставляемые ему Конституцией, Федеративным договором и федеральными конституционными законами, а также заключенными в соответствии со ст. 11 Конституции договорами о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, при условии, что эти полномочия не противоречат его юридической природе и предназначению как судебного органа конституционного контроля. Однако до настоящего времени такого рода полномочия на Конституционный Суд РФ не возлагались.
Помимо перечисленных полномочий, относящихся к сфере конституционного судопроизводства, Конституционный Суд РФ наделен правами: выступать с законодательной инициативой по вопросам своего ведения, направлять иослания Федеральному Собранию РФ, принимать по вопросам своей внутренней деятельности Регламент Конституционного Суда РФ и т.д.
При реализации своих полномочий Конституционный Суд решает исключительно вопросы права, не принимая к своему рассмотрению сугубо политические вопросы, а также воздерживаясь от установления и исследования фактических обстоятельств во всех случаях, когда это входит в компетенцию других судов или иных органов. Благодаря этому создаются условия как для ограждения Конституционного Суда от возможного втягивания в политическую борьбу, так и для отграничения его компетенции от компетенции других судов и иных правоприменительных органов.
Организация Конституционного Суда Российской Федерации
Рассмотрение и разрешение входящих в компетенцию Конституционного Суда РФ вопросов осуществляется в его заседаниях.
Конституционный Суд РФ согласно ст. 21 Закона о Конституционном Суде в заседаниях рассматривает все вопросы, относящиеся к его полномочиям по осуществлению конституционного судопроизводства, а также принимает послания Конституционного Суда РФ, принимает Регламент Конституционного Суда РФ и вносит в него изменения и дополнения, принимает решения о представлении судьи Конституционного Суда РФ к награждению государственной наградой РФ, а также об обращении к Президенту РФ с ходатайством о даче им согласия на принятие судьей Конституционного Суда РФ награды или иного знака отличия иностранного государства; принимает решения о приостановлении или прекращении полномочий судьи Конституционного Суда РФ, а также о наличии оснований для досрочного прекращения Советом Федерации полномочий Председателя или заместителей Председателя Конституционного Суда РФ, осуществляет иные полномочия, предусмотренные Законом о Конституционном Суде.
Текущее руководство работой Конституционного Суда РФ осуществляется его Председателем и двумя заместителями Председателя, назначаемыми из числа судей Конституционного Суда РФ по представлению Президента РФ сроком на шесть лет.
Председатель Конституционного Суда РФ в соответствии со ст. 24 Закона о Конституционном Суде руководит подготовкой заседаний Конституционного Суда, созывает их и председательствует на них; вносит на обсуждение Конституционного Суда вопросы, подлежащие рассмотрению в заседаниях; распределяет между судьями обращения для предварительного изучения; представляет Конституционный Суд в отношениях с государственными органами и организациями, общественными объединениями, по уполномочию Суда выступает с заявлениями от его имени; осуществляет общее руководство аппаратом Конституционного Суда, представляет на утверждение заседания Конституционного Суда кандидатуры руководителей его Секретариата, других подразделений аппарата и иных служб Конституционного Суда, а также Положение о Секретариате и штатное расписание аппарата. В соответствии с Законом о Конституционном Суде и Регламентом Конституционного Суда Председатель может осуществлять и другие полномочия, издавая по вопросам, относящимся к сфере его компетенции, приказы и распоряжения.
Заместители Председателя Конституционного Суда РФ осуществляют по уполномочию Председателя его отдельные полномочия, а также выполняют иные обязанности, возложенные на них Председателем Конституционного Суда РФ. При невозможности исполнения Председателем Конституционного Суда РФ своих обязанностей их временно исполняет один из заместителей Председателя по его уполномочию (ст. 25, 26 Закона о Конституционном Суде).
Деятельность Конституционного Суда РФ обеспечивает аппарат, состоящий из Секретариата и иных подразделений.
В состав Секретариата Конституционного Суда входят: девять управлений (пять отраслевых управлений, осуществляющих научно-аналитическое обеспечение Конституционного Суда по соответствующим отраслям права, управления судебных заседаний, редакционно-издательское, международных связей и обобщения зарубежной практики конституционного контроля, правовой информации); четыре отдела (контроля и исполнения решений, по работе с письмами); канцелярия; приемная и ряд других подразделений. Секретариат осуществляет организационное, научно-аналитическое, информационно-справочное и иное обеспечение Конституционного Суда, ведет прием посетителей, содействует судьям в подготовке дел и иных вопросов, решает иные задачи. В отличие от аппаратов других судов Секретариат Конституционного Суда обладает в судопроизводстве определенными процессуальными полномочиями, поскольку Закон о Конституционном Суде относит к числу его функций рассмотрение обращений в адрес Конституционного Суда РФ в предварительном порядке и в случаях, когда эти обращения не затрагивают вопросов, требующих изучения судьями Конституционного Суда, и уведомление заявителей о несоответствии их обращений установленным требованиям.
С учетом того, что в силу Закона о Конституционном Суде местом постоянного пребывания Конституционного Суда РФ является город Санкт-Петербург в целях обеспечения доступа граждан и их объединений к конституционному правосудию, постоянной связи Конституционного Суда РФ с другими органами государственной власти РФ, субъектам РФ, содействия в осуществлении Конституционным Судом РФ своих полномочий создано представительство Конституционного Суда РФ в г. Москве.
Общие правила деятельности Конституционного Суда Российской Федерации
Организация Конституционного Суда РФ, а также поря- 5 док его деятельности определяются исходя из ряда принципиальных положений, характерных как для судоустройства и судопроизводства в целом, так и для конституционного судопроизводства в частности.
Независимость. Согласно ч. 1 ст. 29 Закона о Конституционном Суде судьи Конституционного Суда независимы и руководствуются при осуществлении своих полномочий только Конституцией и данным законом. В своей деятельности они выступают в личном качестве, выражая в принимаемых решениях только свою правовую позицию, свободную от политических пристрастий, чьих бы то ни было указаний и мнений. Какое-либо вмешательство в деятельность Конституционного Суда влечет за собой предусмотренную законом ответственность.
Гарантией независимости Конституционного Суда и его судей является, в частности, то, что предусматриваемые ежегодно в федеральном бюджете отдельной статьей средства, необходимые для обеспечения деятельности Конституционного Суда, расходуются им самостоятельно и не могут быть уменьшены по сравнению с предыдущим финансовым годом. Какое бы то ни было ограничение правовых, организационных, финансовых, материально-технических, кадровых и других условий деятельности Конституционного ‘ Суда, установленных Законом о Конституционном Суде, не допускается. Именно стремлением обеспечить большую независимость Конституционного Суда РФ объясняется выбор места пребывания этого органа — единственного из высших органов государственной власти РФ — в г. Санкт- Петербурге.
Коллегиальность. Рассмотрение дел и вопросов и принятие решений по ним производятся Конституционным Судом коллегиально. Закон не предусматривает возможность принятия судьей Конституционного Суда единолично каких-либо решений по существу поступивших в Конституционный Суд обращений. Вместе с тем судья Конституционного Суда в случае, когда ему поручено изучение обращения в предварительном порядке или когда он назначен судьей-докладчиком по делу, вправе единолично направлять от имени Конституционного Суда в государственные и иные органы и организации требования о предоставлении текстов нормативных и других правовых актов, документов и их копий, дел, сведений и других материалов; о проведении проверок, исследований, экспертиз; об установлении определенных обстоятельств; о привлечении специалистов и т.п.
Конституционный Суд правомочен принимать решения но рассматриваемым им вопросам при условии, что в заседании участвовало не менее двух третей от общего числа судей, за исключением судей, отстраненных от участия в деле, и судей, чьи полномочия приостановлены. Решение принимается только теми судьями, которые участвовали в рассмотрении дела в судебном заседании.
Гласность. Рассмотрение дел в Конституционном Суде РФ проводится открыто за исключением случаев, когда проведение закрытого заседания вызывается необходимостью сохранения охраняемой законом тайны, обеспечения безопасности граждан, защиты общественной нравственности. Исключительный характер закрытого заседания подтверждается, в частности, тем, что за все время деятельности Конституционного Суда РФ ни одно такое заседание не проводилось.
Правило об открытости судебных заседаний относится только к заседаниям по делам, рассматриваемым в порядке конституционного судопроизводства; заседания по вопросам, касающимся принятия обращений к рассмотрению или отказа в этом, а также по вопросам организации деятельности Конституционного Суда проводятся закрыто.
Устностъ разбирательства. Разбирательство в заседаниях Конституционного Суда РФ по рассматриваемым им делам происходит устно. Это предполагает, что в ходе рассмотрения дела заслушиваются объяснения сторон, показания экспертов и свидетелей, пояснения приглашенных в заседание лиц, а также оглашаются имеющиеся документы.
Вместе с тем особенности конституционного судопроизводства, в ходе которого исследуются только вопросы права и, по общему правилу, не подлежат рассмотрению фактические обстоятельства, позволяют значительную часть производства по делу проводить в письменной форме, путем обмена сторонами через Суд различного рода документами (заключениями, отзывами, возражениями).
Дела о проверке по запросам органов государственно власти соответствия Конституции РФ нормативных правовых актов (за исключением федерального конституционного закона, федерального закона, конституции республики, устава края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа), а также дела о проверке по жалобам на нарушение конституционных права и свобод граждан конституционности закона, примененного в конкретном деле, а по запросам судов — о проверке конституционности закона, подлежащего применению в конкретном деле, могут рассматриваться без проведения слушания, если Конституционный Суд РФ придет к выводу, что оспариваемые заявителем положения нормативного правового акта аналогичны нормам, ранее признанным не соответствующим Конституции РФ постановлением Конституционного Суда, сохраняющим силу. Дело не может быть рассмотрено без проведения слушания, если Президентом РФ, Советом Федерации, Государственной Думой, Правительством РФ или органом государственной власти субъекта РФ заявлено возражение против применения такой процедуры при разбирательстве дела о соответствии Конституции РФ принятого соответствующим органом нормативного правового акта, а также если заявителем подано ходатайство о проведении слушаний в целях обеспечения его прав.
В случае рассмотрения дела без проведения слушания стороне, издавшей нормативный правовой акт, обеспечивается возможность ознакомления с обращением и подготовки на него отзыва, а заявителю — возможность ознакомления с отзывом и подготовки возражений на него.
Язык конституционного судопроизводства. Производство в Конституционном Суде РФ ведется на русском языке; участникам же производства, не владеющим русским языком, обеспечивается право давать показания на другом языке и бесплатно пользоваться услугами переводчика.
Непрерывность судебного разбирательства. Заседание Конституционного Суда по каждому делу проводится непрерывно, за исключением времени, необходимого для отдыха или подготовки участников процесса к дальнейшему разбирательству, а также для устранения обстоятельств, препятствующих нормальному ходу заседания.
Состязательность и равноправие сторон. В соответствии с данным принципом в заседании Конституционного Суда РФ стороны пользуются равными правами и возможности- ми но отстаиванию своей позиции на основе состязательности. Осуществление конституционного судопроизводства на основе состязательности и равноправия сторон не исключает того, что Конституционный Суд РФ при принятии решений по рассматриваемым им делам не связан основаниями и доводами обращения в Конституционный Суд и что, несмотря на неиспользование сторонами в конституционном судопроизводстве предоставленных им процессуальных возможностей по отстаиванию своих позиций, он вправе принять любое решение, которое сочтет отвечающим требованиям Конституции.
Порядок предварительного рассмотрения обращений. Единственным поводом к рассмотрению дела в Конституционном Суде РФ является исходящее от надлежащих заявителей обращение в форме запроса, ходатайства или жалобы, отвечающее требованиям Закона о Конституционном Суде. Основанием к рассмотрению дела является обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствует ли Конституции закон, иной нормативный правовой акт, договор между органами государственной власти, не вступивший в силу международный договор, или обнаружившаяся неопределенность в понимании положений конституции, или выдвижение Государственной Думой обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления.
Поступившее в Конституционный Суд обращение регистрируется в канцелярии и передается для предварительного рассмотрения в соответствующее подразделение Секретариата Конституционного Суда (отдел писем или отраслевое управление по профилю затронутого в обращении вопроса). По результатам рассмотрения обращения в зависимости от того, требуется ли по нему принятие решения Конституционного Суда, сотрудниками Секретариата либо готовится заключение для передачи судьям Конституционного Суда, либо заявителю направляется уведомление о несоответствии его обращения установленным требованиям. Такое уведомление направляется в случаях, если обращение:
1) явно неподведомственно Конституционному Суду РФ;
2) по форме не отвечает требованиям закона (в частности, если в нем определенно не сформулировано адресованное Суду требование или если не приложены документы, подтверждающие применение оспариваемого гражданиномзакона в его деле); 3) исходит от ненадлежащего лица или органа (например, если с ходатайством о толковании положений Конституции обращается мировой судья или гражданином обжалуется закон, который не применялся в его деле и не нарушил его права); 4) не оплачено государственной пошлиной, если иное не установлено законодательством.
Заявитель вправе после устранения недостатков обращения повторно направить его в Конституционный Суд. Он также может в случае несогласия с уведомлением Секретариата потребовать принятия Конституционным Судом решения по вопросу о соответствии его обращения установленным законом требованиям. В последнем случае обращение передается судьям для рассмотрения в заседании Конституционного Суда.
Обращение, по которому необходимо принятие решения Конституционного Суда, передается Председателем Конституционного Суда для предварительного изучения одному или нескольким судьям. Предварительное изучение обращения должно быть завершено в срок не позднее двух месяцев с момента его регистрации. Заключение о результатах предварительного изучения обращения докладывается в заседании Конституционного Суда.
Заслушав заключение судьи (судей), Конституционный Суд РФ может принять одно из следующих решений: 1) об отказе в принятии обращения к рассмотрению; 2) о прекращении производства по обращению; 3) о принятии обращении к рассмотрению.
Решение об отказе в принятии обращения к рассмотрению принимается в случаях, если: 1) разрешение вопроса, поставленного в обращении, не подведомственно Конституционному Суду РФ; 2) обращение в соответствии с требованиями Закона о Конституционном Суде не является допустимым; 3) по предмету обращения Конституционным Судом РФ ранее было вынесено постановление, сохраняющее свою силу. Исходя из положений ч. 2 ст. 36 Закона о Конституционном Суде, согласно которому основанием к рассмотрению дела в Конституционном Суде является обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствует ли Конституции закон или иной нормативный акт, договор между органами государственной власти, не вступивший в силу международный договор, или обнаружившееся противоречие в позициях сторон о принадлежности полномочия в спорах о компетенции, или обнаружившаяся неопределенность в понимании положений Конституции, Конституционный Суд может, основываясь на правовых позициях, сформулированных им в ранее принятых решениях, признать обращение, не подлежащим дальнейшему рассмотрению как не требующее принятия по нему в соответствии с ч. 2 ст. 71 Закона о Конституционном Суде итогового решения в форме постановления.
Решение о прекращении производства по обращению на этой стадии конституционного судопроизводства может быть принято в двух случаях: 1) если акт, конституционность которого оспаривается, был отменен или утратил силу к началу или в период рассмотрения дела, за исключением случаев, когда действием этого акта были нарушены конституционные права и свободы граждан; 2) если заявитель отозвал свое обращение. На последующих этапах конституционного судопроизводства дело может быть прекращено и в связи с тем, что при принятии обращения к рассмотрению не были выявлены основания к отказу в этом, а также, что затронутый вопрос не нашел разрешения в Конституции или по своему характеру и значению не относится к числу конституционных.
В случае принятия Конституционным Судом обращения к рассмотрению он в заседании назначает одного или нескольких судей-докладчиков.
Судья-докладчик осуществляет подготовку дела к слушанию, готовит по нему проект решения, а также излагает материалы в заседании Конституционного Суда. При подготовке дела к слушанию судья-докладчик вправе: истребовать необходимые документы и иные материалы; поручать производство проверок, исследований, экспертиз; пользоваться консультациями специалистов; направлять запросы. Вместе с председательствующим в заседании он определяет круг лиц, подлежащих вызову в заседание, дает распоряжения об оповещении о времени и месте заседания и о направлении участникам процесса необходимых материалов.
Порядок рассмотрения дел в заседании Конституционного Суда РФ. Созыв заседаний Конституционного Суда РФ осуществляется его Председателем, который открывает его и объявляет, какое дело слушается, удостоверяется в явке участников процесса, проверяет полномочия представителей сторон, при неявке кого-либо из участников ставит вопрос о возможности рассмотрения дела. Затем он разъясняет сторонам, их представителям, другим участникам процесса их права, обязанности и ответственность.
Исследование по существу рассматриваемого в заседании Конституционного Суда дела начинается с сообщения судьи-докладчика, после чего Суд определяет последовательность исследования вопросов дела. Обычно сначала заслушиваются объяснения заявителя или его представителя, а также их ответы на вопросы других участников процесса и судей, затем выслушиваются объяснения противоположной стороны и ее ответы на вопросы, заключения экспертов, показания свидетелей, исследуются представленные сторонами и полученные Конституционным Судом документы. В завершение исследовательской части заседания выслушиваются мнения приглашенных в заседание лиц, как правило, представляющих различные правоприменительные органы. Завершается слушание по делу заключительными выступлениями сторон, после которых Суд удаляется в совещательную комнату для постановления решения.
Решения Конституционного Суда РФ. Решением Конституционного Суда является облеченный в установленную законом форму правовой акт, которым Конституционный Суд в пределах своих полномочий выражает свою волю посредством констатации юридически значимых обстоятельств и изложения государственно-властных велений, имеющих общеобязательную силу.
Решения, принимаемые в порядке конституционного судопроизводства, подразделяются на итоговые и промежуточные.
При этом итоговые решения по делам о проверке соответствия Конституции нормативного правового акта высшего органа государственной власти РФ или субъекта РФ, по спорам о компетенции, по жалобам на нарушение законом конституционных прав и свобод граждан, по запросам судов о проверке конституционности закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле, по делам о толковании Конституции именуются постановлениями и выносятся именем Российской Федерации.
Итоговое решение, принимаемое Конституционным Судом по запросу Совета Федерации о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления, именуется заключением. Поскольку это решение не содержит властно-распорядительного предписания, а является лишь одним из условий принятия соответствующего решения Советом Федерации, оно не выносится именем Российской Федерации.
Принимаемые в ходе конституционного судопроизводства решения по вопросам, касающимся не существа дела, л оснований, условий и порядка рассмотрения обращений, именуются определениями. В виде определений оформляются, в частности, решения о принятии обращения к рассмотрению, о соединении дел по нескольким обращениям и одном производстве, о назначении судьи-докладчика, о прекращении производства по делу. Определения Конституционного Суда РФ, как и его постановления, обладают свойством обязательности и не могут быть пересмотрены ни самим Конституционным Судом, ни другими органами. Однако в случаях, когда основания для принятия того или иного определения отпадают (например, если заявитель представляет ранее отсутствующие документы, подтверждающие применение или возможность применения оспариваемого закона в конкретном деле), Конституционный Суд не лишен возможности принять по тому же вопросу иное решение, не отменяя ранее принятое.
Решения, принимаемые в порядке конституционного судопроизводства, в том числе постановления, вынесенные в процедуре письменного производства без проведения слушания по делу, являются решениями Конституционного Суда РФ и обладают равной юридической силой.
Особую категорию решений Конституционного Суда составляют решения, принимаемые по вопросам организации его деятельности: о приостановлении или прекращении полномочий судьи Конституционного Суда РФ, об утверждении на должность руководителей Секретариата Конституционного Суда и др.
Постановления и заключения Конституционного Суда излагаются в виде отдельных документов с обязательным приведением мотивов их принятия. Определения Конституционного Суда, а также его решения по вопросам организации своей деятельности заносятся в протокол, если иное не установлено Законом о Конституционном Суде или решением самого Конституционного Суда. В соответствии с установившимся в Конституционном Суде порядком определения об отказе в принятии обращения к рассмотрению, о прекращении производства по обращению или по делу во всяком случае оформляются в виде отдельного документа с приведением в нем мотивов данного решения, а при необходимости — и с указанием на необходимость опубликования этого решения.
Решение Конституционного Суда РФ окончательно, не подлежит обжалованию и вступает в законную силу непосредственно после его провозглашения.
Решения Конституционного Суда действуют непосредственно и не требуют подтверждения другими органами и должностными лицами. Вместе с тем ст. 79, 80 и 87 Закона о Конституционном Суде установлены правила, обязывающие в случае признания того или иного нормативного акта неконституционным соответствующий орган государственной власти принять зависящие от него меры по приведению законов и иных нормативных актов в cooветствие с Конституцией.
Конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации
Конституцией прямо не предусмотрено создание в субъектах РФ конституционных (уставных) судов. Вместе с тем, из положений ее ст. 10, 11,77, предусматривающих разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную, а также ст. 118 (ч. 3), в силу которой ; федеральным конституционным законом может предусматриваться возможность создания судов субъектов РФ, следует право субъектов РФ создавать свои конституционные (уставные) суды. Такое право субъектов РФ получило конкретизацию в ст. 27 Закона о судебной системе.
В настоящее время создание конституционных (уставных) судов предусмотрено в 56 конституциях и уставах субъектов РФ, в 22 субъектах приняты специальные законы о конституционном (уставном) суде. Реально такие суды функционируют в 16 субъектах РФ: республиках Адыгея, I Башкортостан, Бурятия, Дагестан, Карелия, Коми, Марий Эл, Северная Осетия — Алания, Татарстан, Тыва, Саха (Якутия), Кабардино-Балкарской Республике, Чеченской Республике, а также в Калининградской и Свердловской областях и г. Санкт-Петербурге. За время функционирования этими судами было принято несколько сотен решений, в том числе и признающих законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ не соответствующими их конституциям и уставам.
Конституционные (уставные) суды субъектов РФ, решая единые задачи по укреплению конституционных основ государственной и общественной жизни и действуя в относительно равных процедурах, тем не менее не образуют единую (в организационном и процессуальном отношении) систему судебного конституционного контроля. Любой из этих судов самостоятелен в осуществлении своих полномочий, его решения не могут быть отменены или изменены никаким другим судом, в том числе Конституционным Судом РФ. Обусловлено это прежде всего тем, что каждый из конституционных (уставных) судов руководствуется в своей деятельности конституцией (уставом) определенного субъекта РФ и именно на ее положениях основывает свои выводы и решения. Конституционный Суд РФ основывается в своей деятельности и в своих решениях на положениях Конституции.
Формирование конституционных (уставных) судов. Согласно ч. 4 ст. 13 Закона о судебной системе порядок наделения полномочиями председателей, заместителей председателей, других судей конституционных (уставных) судов субъектов РФ устанавливается федеральными законами и законами субъектов РФ. По преимуществу такой порядок предполагает избрание судей на заседаниях высших представительных (законодательных) органов власти субъектов РФ (лишь Конституционный Суд Республики Дагестан формируется путем назначения судей Народным Собранием Республики).
Кандидатуры на должности конституционных (уставных) судей вносятся на рассмотрение парламента либо самим органом законодательной власти (например, в Республике Дагестан), либо президентом (главой) республики или главой исполнительной власти (например, в Республике Коми), либо на паритетных началах президентом (главой исполнительной власти) и руководителем высшего органа законодательной власти (например, в Республике Татарстан), либо, как в Республике Адыгея, на паритетных началах президентом (главой исполнительной власти), руководителем высшего органа законодательной власти и судейским сообществом (или Верховным судом).
Как правило, законы о конституционных (уставных) судах специально не регламентируют порядок и сроки рассмотрения предложенных кандидатов на должности судей. Однако в некоторых из них предусматривается, в частности, что предварительно кандидатура должна быть обсуждена на заседаниях постоянных комиссий соответствующего законодательного органа власти (например, в Кабардино- Балкарии) или что голосование по предложенным кандидатурам должно быть проведено не позднее определенного срока после их внесения (например, в Республике Дагестан — не позднее двух месяцев, в Республике Адыгея — не позднее 14 дней).
Избрание (назначение) судей из числа внесенных на заседание органа законодательной власти осуществляется в индивидуальном порядке путем тайного голосования. Избранным (назначенным) является кандидат, за которого проголосовало большинство членов парламента.
Срок, на который судьи наделяются полномочиями в различных субъектах РФ, определяется по-разному: в некоторых из них он не ограничен (Республика Бурятии, Республика Карелия), в других установлен в пределах 10 лет (Республика Башкортостан, Республика Дагестан), в третьих — в пределах 12 лет (Республика Адыгея).
Руководители конституционных (уставных) судов (председатель, заместитель председателя, а в ряде судов — и судья- секретарь) избираются, как правило, из состава соответствующего суда. При этом законодательство субъектов РФ допускает избрание названных руководителей как самими судьями (Республика Адыгея, Свердловская область), так и органом законодательной власти по представлению главы субъекта РФ или самого суда (Республика Башкортостан, Республика Тыва). В некоторых республиках используется смешанный способ избрания руководящих должностных лиц конституционных судов: председатель (или председатель и заместитель председателя) избираются высшим органом законодательной власти, а заместитель председателя и судья секретарь (или только судья-секретарь) — самими судьями (Кабардино-Балкарская Республика, Республика Татарстан).
Полномочия конституционных (уставных) судов. Часть 1 ст. 27 Закона о судебной системе относит к ведению конституционных (уставных) судов рассмотрение вопросов соответствия законов субъекта РФ, нормативных правовых актов органов власти субъектов РФ, органов местного самоуправления субъекта РФ конституции (уставу) субъекта РФ, а также толкование конституции (устава) субъекта РФ.
Вместе с тем конституциями (уставами) и законами субъектов РФ данные суды могут наделяться правом решать и другие вопросы в пределах ведения субъектов РФ. Так, в различных субъектах РФ к компетенции конституционных (уставных) судов относятся полномочия по проверке конституционности ненормативных актов органов государственной власти субъекта РФ и органов местного самоуправления; рассмотрению жалоб на нарушение конституционных прав и свобод граждан; проверке условий проведения и результатов референдума, а также выборов Президента республики или иного главы субъекта РФ; толкованию законов субъекта РФ; проверке конституционности правоприменительной практики, связанной с реализацией законов субъекта РФ.
Порядок производства в конституционном (уставном) суде субъекта РФ устанавливается законами соответствующего субъекта и включает в себя определение: поводов и оснований к возбуждению конституционного судопроизводства; обстоятельств, исключающих производство в конституционном (уставном) суде; прав и обязанностей участников конституционного судопроизводства; сроков рассмотрения и разрешения обращения; процедурных правил, касающихся оформления обращения, движения дела, проведения слушания в заседании суда, вынесения, оформления, провозглашения и опубликования судебного решения. В основном такой порядок совпадает с тем, который установлен для производства в Конституционном Суде РФ. Однако с учетом особенностей компетенции конституционных (уставных) судов и некоторых иных обстоятельств в законах отдельных субъектов РФ могут содержаться и некоторые специфические правила осуществления конституционного судопроизводства.
Так, согласно Закону Республики Саха (Якутия) правом на обращение в Конституционный Суд с ходатайством о проверке конституционности договора или нормативного акта, помимо высших органов законодательной и исполнительной власти республики и Российской Федерации, обладают: народный депутат Республики Саха (Якутия), прокурор республики, общественные организации в лице их республиканских органов (ч. 1 ст. 26). В некоторых других субъектах РФ допускается возможность обращения в конституционный (уставный) суд постоянных комиссий парламента (Республика Татарстан); группы депутатов — от 5 до 30 человек — законодательного (представительного) органа власти (Республика Татарстан, г. Санкт-Петербург,
Республика Тыва); органов местного самоуправления муниципальных образований (г. Санкт-Петербург), председателя арбитражного суда республики (Республика Тыва); уполномоченного по правам человека (Республика Башкортостан); политических партий (Республика Татарстан).
Во всех субъектах РФ пределы рассмотрения дела в конституционном (уставном) суде ограничены предметом обращения. Однако есть и иные решения. Например, Конституционный Суд Республики Дагестан правомочен принимать решение о конституционности или неконституционности не только оспариваемого нормативного акта, но и нормативных актов, основанных на нем или воспроизводящих его положения, а конституционные суды республик Татарстан, Тыва, Саха (Якутия) управомочены по собственной инициативе давать толкование вынесенных ими постановлений.
В законах большинства субъектов РФ о конституционном (уставном) суде содержатся положения, провозглашающие решения суда окончательными и не подлежащими обжалованию и пересмотру. При этом запрет пересмотра решения конституционного (уставного) суда в равной мере распространяется как на судебные органы государственной власти, так и на Конституционный Суд РФ, суды общей или арбитражной юрисдикции, а также на сам суд, постановивший это решение.
Вопросы и задания для самоконтроля
1. Перечислите полномочия Конституционного Суда РФ.
2. В каком порядке происходит наделение полномочиями руководителей Конституционного Суда РФ: его Председателя и обоих заместителей Председателя, а также их освобождение от должности?
3. Какие вопросы могут быть решены Конституционным Су- I дом исключительно в пленарном заседании?
4. Имеются ли различия в юридической силе решений, принимаемых Конституционным Судом по результатам слушания и без его проведения — в порядке письменного производства?
5. Укажите этапы (стадии) производства в Конституционном Суде РФ.
6. По каким делам Конституционный Суд в качестве итогового решения принимает постановление?
7. Образуют ли Конституционный Суд РФ и конституционные (уставные) суды субъектов РФ единую систему судебного конституционного контроля? Обоснуйте свой вывод.
8. В каком порядке осуществляется формирование конституционных (уставных) судов субъектов РФ?
Глава 8 ПРАВОВОЙ СТАТУС СУДЕЙ
Общие положения
Судьи — носители судебной власти. На них возложена Конституцией функция осуществления правосудия. Правосудие, как подчеркивает Конституция (ч. 1 ст. 118), осуществляется только судом. Судебная власть реализуется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства (ч. 2 ст. 118). Суды осуществляют правосудие в составах: а) судьи и представителей народа (присяжных или арбитражных заседателей); б) нескольких профессиональных судей (в судах кассационной и надзорной инстанций — трех, в надзорной — не менее трех); и) судьей единолично (в судах первой и апелляционной инстанций). При любом варианте состава судов важнейшая роль в рассмотрении и разрешении дел принадлежит профессиональным судьям, причем во всех звеньях судебной системы.
Закон о судебной системе исходит из важности каждого звена судебной системы, когда подчеркивает, что судебная власть в Российской Федерации осуществляется только судами в лице судей и привлекаемых в установленном законом порядке к осуществлению правосудия присяжных и арбитражных заседателей (ч. 1 ст. 1). Это важнейшее положение основополагающего закона о судах усиливается провозглашением принципа единства правового статуса всех судей независимо от того, в составе какого суда они осуществляют свои полномочия и какое звено судебной системы они представляют (ст. 12 Закона о судебной системе, ст. 2 Закона о статусе судей, ст. 5 Закона о военных судах, ст. 2 Закона о мировых судьях). Законом о судебной системе установлено, что все судьи в Российской Федерации обладают единым статусом и различаются между собой только полномочиями и компетенцией.
Приведенные положения Закона о судебной системе свидетельствуют о том, что установление единого правового статуса судей Российской Федерации, однако, не исключает, а, напротив, предполагает возможность некоторых различий в правовом положении судей разных судов (например, судей военных и арбитражных судов). Вот по- чему в Законе о статусе судей оговорено, что особенности правового положения некоторых категорий судей, включая судей военных судов, определяются федеральными законами, а в случаях, предусмотренных федеральными законами, также законами субъектов РФ.
В отношении особенностей правового положения судей; Конституционного Суда РФ ст. 2 Закона о статусе судей отсылает к федеральному конституционному закону, специально посвященному этому суду. Таким образом, можно сделать вывод, что наличие единого статуса судей различных видов и звеньев судов судебной системы России отнюдь не означает полного совпадения в правовом положении всех судей, отсутствия различий по всем параметрам, образующим в совокупности правовое положение конкретного судьи конкретного суда. Поэтому представляются вполне оправданны- ми положения ст. 12 Закона о судебной системе, которыми установлено, что особенности правового положения отдельных категорий судей определяются федеральными законами, а в случаях, ими предусмотренных, — также и законами субъектов РФ. Но правовое положение судьи — это не только совокупность его общих (установленных судоустройственными законами) и специальных (предусмотренных процессуальными законами) прав и обязанностей. Компонентами, из которых складывается комплексное представление о правовом положении судьи, являются нормативные требования, которым он должен отвечать, а также процедуры отбора кандидатов в судьи того или иного суда, порядок введения кандидата в судейскую должность (выборы или назначение) и наделения его соответствующими полномочиями.
Предпосылки, условия и порядок отбора кандидатов на должности судей
Важнейшей предпосылкой отбора лица в число кандидатов на замещение судейских должностей является, прежде всего, соответствие кандидата в судьи требованиям ст. 119
Конституции. Конституция, в частности, устанавливает, что судьями могут быть избраны граждане Российской Федерации, достигшие 25 лет, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет. Эти требования являются не только минимальными, но и в определенной мере общими. Поэтому в указанной статье Конституции четко оговорено, что федеральным законом могут быть установлены дополнительные требования к судьям судов РФ. Так, например, Федеральным законом от 01.07.2010 № 135-ФЭ «О внесении изменений в статью 20.1 Закона Российской Федерации “О статусе судей в Российской Федерации”» установлено, что судья, впервые назначенный на должность судьи, проходит профессиональную переподготовку в форме обучения в образовательных учреждениях высшего профессионального и дополнительного профессионального образования, а также стажировку в суде. В развитие нормативных положений ст. 119 Конституции необходимые дополнения даны в Законе о статусе судей и в Законе о Конституционном Суде.
Минимальные и общие требования к кандидатам в судьи являются достаточными для низового звена федеральной судебной системы (включая не только общие суды, но и арбитражные, а также военные суды), а также мировых судей (ст. 5 Закона о мировых судьях). Но эти требования недостаточны или не вполне достаточны для кандидатов в судьи вышестоящих судов. Судьи этих, как и низовых, судов должны быть гражданами Российской Федерации, иметь высшее юридическое образование. В этой части к судьям различных звеньев общей юрисдикции (включая военные), арбитражных судов и мировых судей предъявляются одинаковые требования.
В то же время некоторые другие требования к кандидатам в судьи различных звеньев неодинаковые. Стаж работы по юридической профессии для судей верховного суда республики, областного и им соответствующих судов составляет 7 лет; для судей Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ составляет 10 лет; для судьи Конституционного Суда РФ — не менее 15 лет (п. 1 ст. 4 Закона о статусе судей).
Отличаются от минимальных общих требований установленные федеральными законами стандарты в части возраста для кандидатов в судьи вышестоящих судов: для судов среднего звена (включая арбитражные и военные суды) он должен быть не менее 30 лет, для Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ — 35 лет, а судьи Конституционного Суда РФ ко дню назначения должны иметь возраст не менее 40 лет.
Приведенные положения Законов о статусе судей и о Конституционном Суде не противоречат ст. 119 Конституции, так как последняя, объявив минимальные стандарты, предусмотрела возможность установления федеральными законами дополнительных требований к судьям судов РФ. Тем самым Конституция допустила возможность повышения федеральными законами требований к кандидатам на должность судьи РФ. Иначе говоря, Закон о статусе судей и Закон о Конституционном Суде лишь развивают положения ст. 119 Конституции в установленных ею границах, а не конкурируют с ней.
Требования в части высшего юридического образования и наличия определенного стажа работы по юридической профессии, предъявляемые к кандидатам в судьи, являются существенными предпосылками комплектования судов лицами, обладающими необходимыми знаниями в сфере предстоящей деятельности и умением их применять на практике. Не ограничиваясь требованиями, предъявляемыми к судьям высших судов, Закон о Конституционном Суде констатирует, что судьей этого суда может быть лицо, отвечающее вышеуказанным требованиям и обладающее «...признанной высокой квалификацией в области права» (ст. 8). Эти повышенные квалификационные требования обусловлены особыми, только Конституционному Суду присущими, функциями по обеспечению конституционного контроля, выполнение которых требует обладания более высоким и разносторонним уровнем знаний по сравнению с тем, что дает юридический вуз. Положения ст. 119 Конституции не препятствуют предъявлению указанных требований.