Мои Конспекты
Главная | Обратная связь

...

Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

Задачи и компетенция арбитражных судов





Помощь в ✍️ написании работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Основными задачами арбитражных судов являются за­щита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов предприятий, учреждений, организаций и граж­дан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также содействие укреплению законности и предупреждению правонарушений в сфере предпринима­тельской и иной экономической деятельности.

Указанные задачи решаются посредством рассмотрения конкретных экономических споров, их анализа и обобще­ния, в результате чего вырабатываются предложения по со­вершенствованию арбитражной практики и действующего законодательства. Высший Арбитражный Суд РФ обладает правом законодательной инициативы и правом официаль­ного разъяснения законодательства.

Арбитражные суды в Российской Федерации осущест­вляют правосудие путем разрешения экономических споров и рассмотрения иных дел, отнесенных к их компетенции, в порядке, предусмотренном АПК. Арбитражным процессу­альным кодексом установлены критерии для отнесения дел к подведомственности арбитражных судов и разграничения их компетенции с судами общей юрисдикции (ст. 27—33). Арбитражный процессуальный кодекс разграничивает подведомственность арбитражных судов на общую и спе­циальную.

По общему правилу арбитражным судам подведомст­венны:

- дела по экономическим спорам и другие дела, связан­ные с осуществлением предпринимательской и иной эконо­мической деятельности, возникающие из гражданских, ад­министративных, иных публичных правоотношений, в том числе с участием иностранных лиц;

- дела об оспаривании решений третейских судов и международных коммерческих арбитражей по спорам, возникающим при осуществлении предпринимательской и иной экономической деятельности;

- об установлении юридически значимых фактов для возникновения, изменения и прекращения прав организа­ций и граждан в сфере предпринимательской и иной эко­номической деятельности;

- о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение принятых решений по вышеуказанным катего­риям дел;

- дела о признании и приведении в исполнение решений иностранных судов и иностранных арбитражных решений по спорам, возникающим при осуществлении предприни­мательской и иной экономической деятельности.

Основным критерием для отнесения спора к подведом­ственности арбитражных судов является наличие экономического спора, под которым понимается спор, имеющий имуще­ственное содержание и вытекающий из предприниматель­ской деятельности участников спорных правоотношений.

В соответствии с ч. 2 ст. 27 АПК участниками спорных правоотношений могут быть:

- юридические лица;

- индивидуальные предприниматели;

- в случаях, предусмотренных законом, — Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования, го­сударственные органы, органы местного самоуправления;

- иные органы, должностные лица, образования, не име­ющие статуса юридического лица;

- граждане, не имеющие статуса индивидуального пред­принимателя.

Независимо от того, являются ли участниками право­отношений, из которых возникли спор или требование, юридические лица, индивидуальные предприниматели или иные организации и граждане, арбитражным судом подве­домственны дела:

- об оспаривании нормативных правовых актов, затра­гивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельно­сти, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда;

- о несостоятельности (банкротстве);

- корпоративные споры, указанные в ст. 225.1 АПК;

- по спорам об отказе в государственной регистрации, уклонении от государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей;

- по спорам, вытекающим из деятельности депозита­риев, связанных с учетом прав на акции и ценные бумаги и с осуществлением предусмотренных федеральным зако­ном иных прав и обязанностей;

-по спорам, вытекающим из деятельности государ­ственных корпораций и связанным с их правовым положе­нием, порядком управления ими, с их созданием, реорга­низацией, ликвидацией, организацией и полномочиями их органов, ответственностью лиц, входящих в их органы;

- о защите деловой репутации в сфере предпринима­тельской и иной экономической деятельности;

- другие дела, возникающие при осуществлении пред­принимательской и иной экономической деятельности, в случаях, предусмотренных федеральным законом.

Разграничение компетенции между Высшим Арбитраж­ным Судом РФ, федеральным арбитражным судом округа, арбитражным апелляционным судом и арбитражным судом субъекта РФ закреплено в Законе об арбитражных судах (ст. 10, 26, 33.3, 36).

В качестве первой инстанции дела рассматривают ар­битражные суды субъектов РФ и Высший Арбитражный суд РФ. Основное полномочие арбитражного суда субъ­екта РФ — это рассмотрение в первой инстанции всех дел, подведомственных арбитражным судам в Российской Фе­дерации, за исключением дел, отнесенных к компетенции Высшего Арбитражного Суда РФ.

Рассмотрение дел в суде первой инстанции арбитражного суда субъекта РФ осуществляется, как правило, судьей еди­нолично. Коллегиально в составе трех судей рассматриваются дела об оспаривании нормативных правовых актов, а также дела о несостоятельности (банкротстве), если единоличное рассмотрение не предусмотрено федеральным законом, а так­же в случае, когда об этом имеется указание суда кассацион­ной инстанции, принявшего решение о направлении дела на новое рассмотрение. С участием арбитражных заседателей может быть рассмотрен экономический спор и иные дела, возникающие из гражданских и иных правоотношений, если какая-либо из сторон заявила об этом ходатайство.

В соответствии со ст. 34 АПК Высший Арбитражный Суд РФ как суд первой инстанции рассматривает:

- дела об оспаривании нормативных актов Президента РФ, Правительства РФ, федеральных органов исполни­тельной власти, нарушающих права и законные интере­сы организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, если в соответствии с федеральным законом их рассмотрение отнесено к компе­тенции арбитражных судов;

- дела об оспаривании ненормативных правовых ак­тов Президента РФ, Совета Федерации и Государственной Думы Федерального Собрания РФ, Правительства РФ, не соответствующих закону и затрагивающих права и закон­ные интересы организаций и граждан в сфере предприни­мательской и иной экономической деятельности;

- экономические споры между Российской Федерацией и субъектами РФ, между субъектами РФ.

Высший Арбитражный Суд РФ все дела рассматривает коллегиально в составе трех судей.

Рассмотрение дела в суде первой инстанции включает в себя несколько этапов: 1) принятие искового заявления и возбуждение производства по делу; 2) подготовка дела к су­дебному разбирательству; 3) судебное разбирательство — центральная стадия арбитражного процесса, задачей кото­рой является рассмотрение спора по существу; 4) принятие по делу судебного акта.

Не вступившие в законную силу решения и определе­ния, в случае их обжалования участвующими в процессе лицами, рассматриваются апелляционным арбитражным судом, который рассматривает спор по правилам рассмотре­ния дела арбитражным судом первой инстанции, но с осо­бенностями, установленными АПК. Дело рассматривается коллегиально в составе трех или иного нечетного количест­ва судей, без привлечения арбитражных заседателей.

Основной задачей апелляционного суда является про­верка правильности и полноты выяснения фактических об­стоятельств дела, применения норм материального и про­цессуального права. В его полномочия входит установление новых фактов, которые являются существенными для дела и могут повлиять на конечное решение суда. В полном объ­еме проверяется соответствие обжалуемого судебного акта нормам процессуального права.

Возможность проверки правильности применения норм материального права ограничена рамками доводов лиц, по­давших жалобу. Если обжалуется только часть решения и сторонами не заявлено возражений, суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность судеб­ного акта только в этой части.

В результате рассмотрения апелляционной жалобы суд, вынося постановление, вправе: оставить решение без изме­нения, а жалобу — без удовлетворения; отменить или из­менить решение полностью или в части и принять новый судебный акт; отменить решение полностью или в части и прекратить производство по делу либо оставить исковое заявление без рассмотрения полностью или в части. Необ­ходимо подчеркнуть, что суд апелляционной инстанции не вправе, отменяя решение, направить дело на новое рассмо­трение в суд первой инстанции.

При наличии безусловных оснований для отмены су­дебного акта, арбитражный суд апелляционной инстан­ции выносит определение о переходе к рассмотрению дела по правилам, установленным для рассмотрения дела в суде первой инстанции, и разрешив спор по существу принима­ет постановление, в котором указывает на отмену решения суда первой инстанции.

Постановление суда апелляционной инстанции может быть обжаловано в порядке кассационного производства, осуществляемого федеральными арбитражными судами округов. Вступившее в законную силу решение арбитраж­ного суда первой инстанции (за исключением решений Высшего Арбитражного Суда РФ) может быть предметом рассмотрения суда кассационной инстанции лишь в слу­чае, если такое решение было предметом рассмотрения и арбитражном суде апелляционной инстанции или если арбитражный суд апелляционной инстанции отказал в вос­становлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

Особенностью кассационного производства является рассмотрение дела только на основании доказательств, ко­торые были исследованы в судах предыдущих инстанций.

По результатам рассмотрения кассационной жалобы арбитражный суд кассационной инстанции выносит по­становление об ее удовлетворении или оставлении без удовлетворения. При этом полномочия суда кассационной инстанции в отличие от суда апелляционной инстанции расширены правом передачи дела на новое рассмотрение в суд нижестоящей инстанции, с соответствующими указа­ниями, являющимися для суда обязательными.

Вступившие в законную силу судебные акты в порядке надзора рассматриваются Высшим Арбитражным Судом РФ в соответствии с правилами, установленными гл. 36 АПК. Надзорное производство возбуждается на основании заявления лица, участвующего в деле, или представления прокурора, а также в случаях, предусмотренных АПК, иных лиц, ходатайствующих о пересмотре судебного акта.

Высший Арбитражный Суд РФ, осуществляя пересмотр судебных актов в порядке надзора, выполняет особую за­дачу — обеспечение единообразия в толковании и приме­нении всеми арбитражными судами России норм права, выработку единой судебной политики при осуществлении правосудия в сфере предпринимательской и иной экономи­ческой деятельности.

Принятое к производству в порядке надзора заявление рассматривается в судебном заседании тремя или иным не­четным количеством судей, по результатам которого высится определение об отказе или о передаче в Президиум Высшего Арбитражного суда РФ.

По результатам рассмотрения дела Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ выносит постановление: об остав­лении оспариваемого судебного акта без изменения, а за­явления без удовлетворения; об оставлении без изменения одного из ранее принятых по делу судебных актов; об от­мене судебного акта полностью или в части и направлении дела на новое рассмотрение или прекращении производства по делу или принятии нового судебного акта.

Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ вступает в силу со дня его принятия, публику­ется в «Вестнике Высшего Арбитражного Суда РФ» и на официальном сайте Высшего Арбитражного суда РФ и об­жалованию не подлежит.

Согласно разъяснению Конституционного Суда РФ перечень полномочий арбитражных судов не является за­крытым, поскольку ст. 127 Конституции допускает рассмо­трение ими и иных, не названных в этой конституционной норме категорий дел, что связано с возможностью введения (на основании ст. 128 Конституции) новых судебных про­цедур, не нашедших закрепления в действующей Консти­туции (см. Постановление Конституционного Суда РФ от 16.06.1998 № 19-П «По делу о толковании отдельных по­ложений статей 125, 126 и 127 Конституции Российской Федерации»),

Вопросы и задания для самоконтроля

 

1. Каковы полномочия арбитражных судов?

2. В чем отличие федерального арбитражного суда от суда об­щей юрисдикции?

3. Какие нормативно-правовые акты регулируют вопросы ор­ганизации и деятельности арбитражных судов?

4. Раскройте структуру системы арбитражных судов.

5. Какие задачи решает Высший Арбитражный Суд РФ?

6. Кто осуществляет рассмотрение дел в судебных инстанциях?

7. В чем отличие суда первой инстанции, суда апелляционной инстанции и суда кассационной инстанции?

8. Что входит в компетенцию Совета председателей арбитраж­ных судов РФ и кто его возглавляет?

9. Какие вопросы решает Пленум Высшего Арбитражного Суда РФ?

10. Каков порядок назначения судей арбитражных судов?


 

Глава 7 КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Задачи и полномочия Конституционного Суда Российской Федерации

 

Одним из основных правовых институтов, обеспечива­ющих разделение и равновесие властей в правовом государст­ве, является конституционный контроль, осуществляемый в парламентских либо в судебных процедурах. Причем в за­висимости от особенностей построения судебной системы и внутригосударственных политико-правовых традиций су­дебный конституционный контроль может осуществляться как специально создаваемыми для этого судебными органа­ми (ФРГ, Испания, Польша и др.), так и высшими звеньями системы общих судов (США, Канада, Япония и др.).

В Российской Федерации создание Конституционного Суда как самостоятельного и специализированного органа судебного конституционного контроля было предусмотре­но Законом РФ от 12.12.1990, внесшим соответствующее дополнение в Конституцию РСФСР, а уже 12 июля 1991 г. был принят Закон РСФСР «О Конституционном Суде РСФСР». 30 октября 1991 г. пятый (внеочередной) Съезд народных депутатов РСФСР сформировал первый право­мочный состав Конституционного Суда в количестве 13 (из 15, как это предусматривалось ст. 165 Конституции РСФСР, ч. 1 ст. 3 Закона о Конституционном Суде РСФСР) судей.

Конституционный Суд РФ стал не только, в известном смысле, правопреемником ККН СССР, продолжив дея­тельность по обеспечению конституционного правопоряд­ка в стране, но и придал этой деятельности новые формы и большую эффективность.

Основными отличиями Конституционного Суда РФ от ККН СССР являлось то, что а) Конституционный Суд стал составной частью судебной, а не парламентской системы; б) решения Конституционного Суда вступали в силу немед­ленно после их провозглашения и не могли быть пересмо­трены, в том числе и самим Конституционным Судом, тогда как решения ККН СССР могли быть отклонены Съездом народных депутатов СССР; в) признание Конституцион­ным Судом нормативного правового акта не соответству­ющим Конституции влекло утрату им силы, а решения ККН СССР лишь приостанавливали действие признанных неконституционными актов, за исключением тех из них, которые были признаны нарушающими основные права и свободы человека; г) Конституционный Суд не вправе инициировать рассмотрение дел (за исключением дел о на­рушении Конституции высшими должностными лицами государства), ККН СССР был вправе рассматривать боль­шинство вопросов, отнесенных к его компетенции, и по соб­ственной инициативе; д) производство в Конституционном Суде велось в соответствии с принципами и правилами су­дебного разбирательства, тогда как процедура разрешения вопросов ККН СССР была весьма далекой от судебной.

В настоящее время организация и деятельность Консти­туционного Суда РФ определяются Конституцией и Зако­ном о Конституционном Суде[21].

С учетом особой значимости этого органа в российской правовой системе непосредственно Конституцией опреде­лены компетенция и полномочия Конституционного Суда РФ, а также установлен его состав из 19 судей, назначаемых на должность Советом Федерации.

Как следует из ст. 3 Закона о Конституционном Суде, це­лями деятельности Конституционного Суда являются: защи­та основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечение верховенства и прямого действия Конституции на всей территории РФ. По смыслу Закона, судебный конституционный контроль является ис­ключительным средством достижения указанных целей, которое подлежит использованию только при условии, что иными способами, включая внесение изменений в законодательство или корректировку судебной и иной правоприме­нительной практики, эти цели не могут быть достигнуты.

Полномочия Конституционного Суда определены ст. 125 Конституции и ст. 3 Закона о Конституционном Суде и сво­дятся к следующему.

1. Конституционный Суд РФ разрешает дела о соответст­вии Конституции:

а) федеральных законов, нормативных актов Президен­та РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Прави­тельства РФ;

б) конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов РФ, изданных но во­просам, относящимся к ведению органов государственной власти РФ и совместному ведению органов государственной власти РФ и органов государственной власти субъектов РФ;

в) договоров между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, договоров между органами государственной власти субъектов РФ;

г) не вступивших в силу международных договоров РФ.

Эти дела рассматриваются Конституционным Судом по

запросам Президента РФ, Совета Федерации, Государст­венной Думы, одной пятой членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы, Правительства РФ, Вер­ховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ, ор­ганов законодательной и исполнительной власти субъектов РФ в случаях, если оспариваемый нормативный акт издан по вопросу, относящемуся к ведению органов государст­венной власти РФ или к совместному ведению органов государственной власти РФ и ее субъектов.

Проверка нормативных актов и договоров может осущест­вляться по содержанию норм, по форме акта, по порядку его принятия, опубликования или введения в действие. Может быть проверено соблюдение: принципа разделения государст­венной власти; разграничение компетенции между федераль­ными органами государственной власти установленной Кон­ституцией, а также предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и ее субъектов.

2. К ведению Конституционного Суда РФ относится также разрешение споров о компетенции:

а) между федеральными органами государственной власти;

б) между органами государственной власти РФ и орга­нами государственной власти субъектов РФ;

в) между высшими государственными органами субъек­тов РФ.

Эти споры рассматриваются Конституционным Судом по ходатайствам участвующих в них органов государственной власти либо Президента РФ в случае, если использовавшиеся им для разрешения спора согласительные процедуры не привели к принятию сторонами согласованного решения. Спор может стать предметом рассмотрения в Конституционном Суде, если: оспариваемая компетенция определяется Конституцией; спор не касается вопроса о подведомственности или подсудности дел судам; спор не был или не может быть разрешен иным способом; заявитель ранее обращался к соответствующему органу с письменным заявлением о нарушении им установленной Конституцией компетенции, но нарушение не было устранено.

2. В порядке конкретного (т.е. связанного с производством по гражданским, уголовным или иным делам, находящимся в производстве судов или других правоприменительных органов) контроля по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов Конституционный Суд проверяет конституцион­ность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле.

Данные категории дел могут рассматриваться Кон­ституционным Судом по жалобам граждан и объединений граждан, чьи конституционные права и свободы нарушаются законом, примененным в конкретном деле, иных органов и лиц, указанных в законе (Уполномоченного по правам че­ловека в Российской Федерации и Генерального прокурора РФ), а также по запросам судов, пришедших к выводу при рассмотрении дела в любой инстанции о несоответствии Конституции закона, примененного или подлежащего при­менению в этом деле.

3. Рассматривая дела о проверке конституционности за­конов и иных нормативных правовых актов, а также разре­шая споры о компетенции, Конституционный Суд при этом неизбежно дает истолкование тех или иных положений Конституции, на которых он основывает свое решение. Та­кое толкование Конституции, носящее казуальный харак­тер, имеет обязательное значение лишь для разрешения той ситуации, применительно к которой оно было дано, и ана­логичных ей. Вместе с тем Конституционный Суд обладает полномочием давать толкование Конституции общего ха­рактера по запросам Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ, органов зако­нодательной власти субъектов РФ.

4. К числу закрепленных в Конституции полномочий Конституционного Суда РФ относится также подготовка но запросу Совета Федерации заключения о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Прези­дента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления.

Конституционный Суд может осуществлять и иные полно­мочия, предоставляемые ему Конституцией, Федеративным договором и федеральными конституционными законами, а также заключенными в соответствии со ст. 11 Конституции договорами о разграничении предметов ведения и полномо­чий между органами государственной власти РФ и органа­ми государственной власти субъектов РФ, при условии, что эти полномочия не противоречат его юридической природе и предназначению как судебного органа конституционного контроля. Однако до настоящего времени такого рода полно­мочия на Конституционный Суд РФ не возлагались.

Помимо перечисленных полномочий, относящихся к сфере конституционного судопроизводства, Конституци­онный Суд РФ наделен правами: выступать с законодатель­ной инициативой по вопросам своего ведения, направлять иослания Федеральному Собранию РФ, принимать по во­просам своей внутренней деятельности Регламент Консти­туционного Суда РФ и т.д.

При реализации своих полномочий Конституционный Суд решает исключительно вопросы права, не принимая к своему рассмотрению сугубо политические вопросы, а также воздерживаясь от установления и исследования фактических обстоятельств во всех случаях, когда это входит в компетенцию других судов или иных органов. Благодаря этому создаются условия как для ограждения Конституционного Суда от возможного втягивания в поли­тическую борьбу, так и для отграничения его компетенции от компетенции других судов и иных правоприменитель­ных органов.

Организация Конституционного Суда Российской Федерации

 

Рассмотрение и разрешение входящих в компетенцию Конституционного Суда РФ вопросов осуществляется в его заседаниях.

Конституционный Суд РФ согласно ст. 21 Закона о Конституционном Суде в заседаниях рассматривает все вопросы, относящиеся к его полномочиям по осуществлению конституционного судопроизводства, а также принимает послания Конституционного Суда РФ, принимает Регламент Конституционного Суда РФ и вносит в него изменения и дополнения, принимает решения о представлении судьи Конституционного Суда РФ к награждению государственной наградой РФ, а также об обращении к Прези­денту РФ с ходатайством о даче им согласия на принятие судьей Конституционного Суда РФ награды или иного зна­ка отличия иностранного государства; принимает решения о приостановлении или прекращении полномочий судьи Конституционного Суда РФ, а также о наличии оснований для досрочного прекращения Советом Федерации полно­мочий Председателя или заместителей Председателя Конституционного Суда РФ, осуществляет иные полномочия, предусмотренные Законом о Конституционном Суде.

Текущее руководство работой Конституционного Суда РФ осуществляется его Председателем и двумя заместителями Председателя, назначаемыми из числа судей Кон­ституционного Суда РФ по представлению Президента РФ сроком на шесть лет.

Председатель Конституционного Суда РФ в соответствии со ст. 24 Закона о Конституционном Суде руководит подготовкой заседаний Конституционного Суда, созывает их и председательствует на них; вносит на обсуждение Конституционного Суда вопросы, подлежащие рассмотрению в заседаниях; распределяет между судьями обращения для предварительного изучения; представляет Конституционный Суд в отношениях с государственными органами и организациями, общественными объединения­ми, по уполномочию Суда выступает с заявлениями от его имени; осуществляет общее руководство аппаратом Конституционного Суда, представляет на утверждение заседа­ния Конституционного Суда кандидатуры руководителей его Секретариата, других подразделений аппарата и иных служб Конституционного Суда, а также Положение о Секретариате и штатное расписание аппарата. В соответствии с Законом о Конституционном Суде и Регламентом Конституционного Суда Председатель может осуществлять и другие полномочия, издавая по вопросам, относящимся к сфере его компетенции, приказы и распоряжения.

Заместители Председателя Конституционного Суда РФ осуществляют по уполномочию Председателя его отдель­ные полномочия, а также выполняют иные обязанности, возложенные на них Председателем Конституционного Суда РФ. При невозможности исполнения Председателем Конституционного Суда РФ своих обязанностей их вре­менно исполняет один из заместителей Председателя по его уполномочию (ст. 25, 26 Закона о Конституционном Суде).

Деятельность Конституционного Суда РФ обеспечивает аппарат, состоящий из Секретариата и иных подразделений.

В состав Секретариата Конституционного Суда входят: девять управлений (пять отраслевых управлений, осущест­вляющих научно-аналитическое обеспечение Конституци­онного Суда по соответствующим отраслям права, управ­ления судебных заседаний, редакционно-издательское, международных связей и обобщения зарубежной практики конституционного контроля, правовой информации); че­тыре отдела (контроля и исполнения решений, по работе с письмами); канцелярия; приемная и ряд других подраз­делений. Секретариат осуществляет организационное, научно-аналитическое, информационно-справочное и иное обеспечение Конституционного Суда, ведет прием по­сетителей, содействует судьям в подготовке дел и иных вопросов, решает иные задачи. В отличие от аппаратов других судов Секретариат Конституционного Суда обла­дает в судопроизводстве определенными процессуальными полномочиями, поскольку Закон о Конституционном Суде относит к числу его функций рассмотрение обращений в адрес Конституционного Суда РФ в предварительном порядке и в случаях, когда эти обращения не затрагивают вопросов, требующих изучения судьями Конституционного Суда, и уведомление заявителей о несоответствии их обра­щений установленным требованиям.

С учетом того, что в силу Закона о Конституционном Суде местом постоянного пребывания Конституционного Суда РФ является город Санкт-Петербург в целях обеспе­чения доступа граждан и их объединений к конституци­онному правосудию, постоянной связи Конституционного Суда РФ с другими органами государственной власти РФ, субъектам РФ, содействия в осуществлении Конституци­онным Судом РФ своих полномочий создано представи­тельство Конституционного Суда РФ в г. Москве.

Общие правила деятельности Конституционного Суда Российской Федерации

 

Организация Конституционного Суда РФ, а также поря- 5 док его деятельности определяются исходя из ряда принципиальных положений, характерных как для судоустройства и судопроизводства в целом, так и для конституционного судопроизводства в частности.

Независимость. Согласно ч. 1 ст. 29 Закона о Конституционном Суде судьи Конституционного Суда независимы и руководствуются при осуществлении своих полномочий только Конституцией и данным законом. В своей деятельности они выступают в личном качестве, выражая в при­нимаемых решениях только свою правовую позицию, сво­бодную от политических пристрастий, чьих бы то ни было указаний и мнений. Какое-либо вмешательство в деятельность Конституционного Суда влечет за собой предусмотренную законом ответственность.

Гарантией независимости Конституционного Суда и его судей является, в частности, то, что предусматриваемые ежегодно в федеральном бюджете отдельной статьей средст­ва, необходимые для обеспечения деятельности Конститу­ционного Суда, расходуются им самостоятельно и не могут быть уменьшены по сравнению с предыдущим финансовым годом. Какое бы то ни было ограничение правовых, орга­низационных, финансовых, материально-технических, ка­дровых и других условий деятельности Конституционного ‘ Суда, установленных Законом о Конституционном Суде, не допускается. Именно стремлением обеспечить большую независимость Конституционного Суда РФ объясняется выбор места пребывания этого органа — единственного из высших органов государственной власти РФ — в г. Санкт- Петербурге.

Коллегиальность. Рассмотрение дел и вопросов и при­нятие решений по ним производятся Конституционным Судом коллегиально. Закон не предусматривает возмож­ность принятия судьей Конституционного Суда едино­лично каких-либо решений по существу поступивших в Конституционный Суд обращений. Вместе с тем судья Конституционного Суда в случае, когда ему поручено изу­чение обращения в предварительном порядке или когда он назначен судьей-докладчиком по делу, вправе единолично направлять от имени Конституционного Суда в государственные и иные органы и организации требования о предо­ставлении текстов нормативных и других правовых актов, документов и их копий, дел, сведений и других материа­лов; о проведении проверок, исследований, экспертиз; об установлении определенных обстоятельств; о привлечении специалистов и т.п.

Конституционный Суд правомочен принимать решения но рассматриваемым им вопросам при условии, что в засе­дании участвовало не менее двух третей от общего числа судей, за исключением судей, отстраненных от участия в деле, и судей, чьи полномочия приостановлены. Решение принимается только теми судьями, которые участвовали в рассмотрении дела в судебном заседании.

Гласность. Рассмотрение дел в Конституционном Суде РФ проводится открыто за исключением случаев, когда проведение закрытого заседания вызывается необходимо­стью сохранения охраняемой законом тайны, обеспечения безопасности граждан, защиты общественной нравственно­сти. Исключительный характер закрытого заседания под­тверждается, в частности, тем, что за все время деятельно­сти Конституционного Суда РФ ни одно такое заседание не проводилось.

Правило об открытости судебных заседаний относится только к заседаниям по делам, рассматриваемым в порядке конституционного судопроизводства; заседания по вопро­сам, касающимся принятия обращений к рассмотрению или отказа в этом, а также по вопросам организации деятельно­сти Конституционного Суда проводятся закрыто.

Устностъ разбирательства. Разбирательство в заседа­ниях Конституционного Суда РФ по рассматриваемым им делам происходит устно. Это предполагает, что в ходе рассмотрения дела заслушиваются объяснения сторон, показания экспертов и свидетелей, пояснения пригла­шенных в заседание лиц, а также оглашаются имеющиеся документы.

Вместе с тем особенности конституционного судопроиз­водства, в ходе которого исследуются только вопросы пра­ва и, по общему правилу, не подлежат рассмотрению фак­тические обстоятельства, позволяют значительную часть производства по делу проводить в письменной форме, пу­тем обмена сторонами через Суд различного рода докумен­тами (заключениями, отзывами, возражениями).

Дела о проверке по запросам органов государственно власти соответствия Конституции РФ нормативных правовых актов (за исключением федерального конституционно­го закона, федерального закона, конституции республики, устава края, области, города федерального значения, авто­номной области, автономного округа), а также дела о про­верке по жалобам на нарушение конституционных права и свобод граждан конституционности закона, применен­ного в конкретном деле, а по запросам судов — о провер­ке конституционности закона, подлежащего применению в конкретном деле, могут рассматриваться без проведения слушания, если Конституционный Суд РФ придет к выво­ду, что оспариваемые заявителем положения нормативно­го правового акта аналогичны нормам, ранее признанным не соответствующим Конституции РФ постановлением Конституционного Суда, сохраняющим силу. Дело не мо­жет быть рассмотрено без проведения слушания, если Президентом РФ, Советом Федерации, Государственной Думой, Правительством РФ или органом государственной власти субъекта РФ заявлено возражение против приме­нения такой процедуры при разбирательстве дела о соот­ветствии Конституции РФ принятого соответствующим органом нормативного правового акта, а также если заяви­телем подано ходатайство о проведении слушаний в целях обеспечения его прав.

В случае рассмотрения дела без проведения слушания стороне, издавшей нормативный правовой акт, обеспечива­ется возможность ознакомления с обращением и подготов­ки на него отзыва, а заявителю — возможность ознакомле­ния с отзывом и подготовки возражений на него.

Язык конституционного судопроизводства. Производст­во в Конституционном Суде РФ ведется на русском языке; участникам же производства, не владеющим русским язы­ком, обеспечивается право давать показания на другом язы­ке и бесплатно пользоваться услугами переводчика.

Непрерывность судебного разбирательства. Заседание Конституционного Суда по каждому делу проводится не­прерывно, за исключением времени, необходимого для от­дыха или подготовки участников процесса к дальнейшему разбирательству, а также для устранения обстоятельств, препятствующих нормальному ходу заседания.

Состязательность и равноправие сторон. В соответствии с данным принципом в заседании Конституционного Суда РФ стороны пользуются равными правами и возможности- ми но отстаиванию своей позиции на основе состязатель­ности. Осуществление конституционного судопроизводства на основе состязательности и равноправия сторон не исключает того, что Конституционный Суд РФ при при­нятии решений по рассматриваемым им делам не связан основаниями и доводами обращения в Конституционный Суд и что, несмотря на неиспользование сторонами в кон­ституционном судопроизводстве предоставленных им про­цессуальных возможностей по отстаиванию своих позиций, он вправе принять любое решение, которое сочтет отвечаю­щим требованиям Конституции.

Порядок предварительного рассмотрения обращений. Единственным поводом к рассмотрению дела в Консти­туционном Суде РФ является исходящее от надлежащих заявителей обращение в форме запроса, ходатайства или жалобы, отвечающее требованиям Закона о Конституци­онном Суде. Основанием к рассмотрению дела является обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соот­ветствует ли Конституции закон, иной нормативный право­вой акт, договор между органами государственной власти, не вступивший в силу международный договор, или обна­ружившаяся неопределенность в понимании положений конституции, или выдвижение Государственной Думой обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления.

Поступившее в Конституционный Суд обращение регист­рируется в канцелярии и передается для предварительного рассмотрения в соответствующее подразделение Секрета­риата Конституционного Суда (отдел писем или отраслевое управление по профилю затронутого в обращении вопроса). По результатам рассмотрения обращения в зависимости от того, требуется ли по нему принятие решения Конституци­онного Суда, сотрудниками Секретариата либо готовится заключение для передачи судьям Конституционного Суда, либо заявителю направляется уведомление о несоответст­вии его обращения установленным требованиям. Такое уведомление направляется в случаях, если обращение:

1) явно неподведомственно Конституционному Суду РФ;

2) по форме не отвечает требованиям закона (в частности, если в нем определенно не сформулировано адресованное Суду требование или если не приложены документы, под­тверждающие применение оспариваемого гражданиномзакона в его деле); 3) исходит от ненадлежащего лица или органа (например, если с ходатайством о толковании поло­жений Конституции обращается мировой судья или гражда­нином обжалуется закон, который не применялся в его деле и не нарушил его права); 4) не оплачено государственной пошлиной, если иное не установлено законодательством.

Заявитель вправе после устранения недостатков обраще­ния повторно направить его в Конституционный Суд. Он также может в случае несогласия с уведомлением Секре­тариата потребовать принятия Конституционным Судом решения по вопросу о соответствии его обращения уста­новленным законом требованиям. В последнем случае об­ращение передается судьям для рассмотрения в заседании Конституционного Суда.

Обращение, по которому необходимо принятие реше­ния Конституционного Суда, передается Председателем Конституционного Суда для предварительного изучения одному или нескольким судьям. Предварительное изучение обращения должно быть завершено в срок не позднее двух месяцев с момента его регистрации. Заключение о результа­тах предварительного изучения обращения докладывается в заседании Конституционного Суда.

Заслушав заключение судьи (судей), Конституционный Суд РФ может принять одно из следующих решений: 1) об отказе в принятии обращения к рассмотрению; 2) о прекра­щении производства по обращению; 3) о принятии обраще­нии к рассмотрению.

Решение об отказе в принятии обращения к рассмотре­нию принимается в случаях, если: 1) разрешение вопро­са, поставленного в обращении, не подведомственно Кон­ституционному Суду РФ; 2) обращение в соответствии с требованиями Закона о Конституционном Суде не явля­ется допустимым; 3) по предмету обращения Конститу­ционным Судом РФ ранее было вынесено постановление, сохраняющее свою силу. Исходя из положений ч. 2 ст. 36 Закона о Конституционном Суде, согласно которому осно­ванием к рассмотрению дела в Конституционном Суде является обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствует ли Конституции закон или иной нор­мативный акт, договор между органами государственной власти, не вступивший в силу международный договор, или обнаружившееся противоречие в позициях сторон о принадлежности полномочия в спорах о компетенции, или обнаружившаяся неопределенность в понимании положе­ний Конституции, Конституционный Суд может, основыва­ясь на правовых позициях, сформулированных им в ранее принятых решениях, признать обращение, не подлежащим дальнейшему рассмотрению как не требующее принятия по нему в соответствии с ч. 2 ст. 71 Закона о Конституционном Суде итогового решения в форме постановления.

Решение о прекращении производства по обращению на этой стадии конституционного судопроизводства может быть принято в двух случаях: 1) если акт, конституцион­ность которого оспаривается, был отменен или утратил силу к началу или в период рассмотрения дела, за исклю­чением случаев, когда действием этого акта были наруше­ны конституционные права и свободы граждан; 2) если заявитель отозвал свое обращение. На последующих эта­пах конституционного судопроизводства дело может быть прекращено и в связи с тем, что при принятии обращения к рассмотрению не были выявлены основания к отказу в этом, а также, что затронутый вопрос не нашел разрешения в Конституции или по своему характеру и значению не от­носится к числу конституционных.

В случае принятия Конституционным Судом обращения к рассмотрению он в заседании назначает одного или не­скольких судей-докладчиков.

Судья-докладчик осуществляет подготовку дела к слу­шанию, готовит по нему проект решения, а также излагает материалы в заседании Конституционного Суда. При под­готовке дела к слушанию судья-докладчик вправе: истребо­вать необходимые документы и иные материалы; поручать производство проверок, исследований, экспертиз; пользо­ваться консультациями специалистов; направлять запросы. Вместе с председательствующим в заседании он определяет круг лиц, подлежащих вызову в заседание, дает распоряже­ния об оповещении о времени и месте заседания и о направ­лении участникам процесса необходимых материалов.

Порядок рассмотрения дел в заседании Конституционно­го Суда РФ. Созыв заседаний Конституционного Суда РФ осуществляется его Председателем, который открывает его и объявляет, какое дело слушается, удостоверяется в явке участников процесса, проверяет полномочия представи­телей сторон, при неявке кого-либо из участников ставит вопрос о возможности рассмотрения дела. Затем он разъ­ясняет сторонам, их представителям, другим участникам процесса их права, обязанности и ответственность.

Исследование по существу рассматриваемого в заседа­нии Конституционного Суда дела начинается с сообщения судьи-докладчика, после чего Суд определяет последова­тельность исследования вопросов дела. Обычно сначала за­слушиваются объяснения заявителя или его представителя, а также их ответы на вопросы других участников процесса и судей, затем выслушиваются объяснения противополож­ной стороны и ее ответы на вопросы, заключения экспертов, показания свидетелей, исследуются представленные сторо­нами и полученные Конституционным Судом документы. В завершение исследовательской части заседания выслу­шиваются мнения приглашенных в заседание лиц, как пра­вило, представляющих различные правоприменительные органы. Завершается слушание по делу заключительными выступлениями сторон, после которых Суд удаляется в со­вещательную комнату для постановления решения.

Решения Конституционного Суда РФ. Решением Кон­ституционного Суда является облеченный в установленную законом форму правовой акт, которым Конституционный Суд в пределах своих полномочий выражает свою волю посредством констатации юридически значимых обстоя­тельств и изложения государственно-властных велений, имеющих общеобязательную силу.

Решения, принимаемые в порядке конституционного судопроизводства, подразделяются на итоговые и проме­жуточные.

При этом итоговые решения по делам о проверке соот­ветствия Конституции нормативного правового акта выс­шего органа государственной власти РФ или субъекта РФ, по спорам о компетенции, по жалобам на нарушение зако­ном конституционных прав и свобод граждан, по запросам судов о проверке конституционности закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле, по делам о толковании Конституции именуются постановлениями и выносятся именем Российской Федерации.

Итоговое решение, принимаемое Конституционным Су­дом по запросу Совета Федерации о соблюдении установ­ленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления, именуется заключением. Поскольку это реше­ние не содержит властно-распорядительного предписания, а является лишь одним из условий принятия соответст­вующего решения Советом Федерации, оно не выносится именем Российской Федерации.

Принимаемые в ходе конституционного судопроизводства решения по вопросам, касающимся не существа дела, л оснований, условий и порядка рассмотрения обращений, именуются определениями. В виде определений оформля­ются, в частности, решения о принятии обращения к рас­смотрению, о соединении дел по нескольким обращениям и одном производстве, о назначении судьи-докладчика, о прекращении производства по делу. Определения Консти­туционного Суда РФ, как и его постановления, обладают свойством обязательности и не могут быть пересмотрены ни самим Конституционным Судом, ни другими органами. Однако в случаях, когда основания для принятия того или иного определения отпадают (например, если заявитель представляет ранее отсутствующие документы, подтверж­дающие применение или возможность применения оспариваемого закона в конкретном деле), Конституционный Суд не лишен возможности принять по тому же вопросу иное решение, не отменяя ранее принятое.

Решения, принимаемые в порядке конституционного судопроизводства, в том числе постановления, вынесенные в процедуре письменного производства без проведения слу­шания по делу, являются решениями Конституционного Суда РФ и обладают равной юридической силой.

Особую категорию решений Конституционного Суда составляют решения, принимаемые по вопросам организа­ции его деятельности: о приостановлении или прекращении полномочий судьи Конституционного Суда РФ, об утверж­дении на должность руководителей Секретариата Консти­туционного Суда и др.

Постановления и заключения Конституционного Суда излагаются в виде отдельных документов с обязательным приведением мотивов их принятия. Определения Консти­туционного Суда, а также его решения по вопросам органи­зации своей деятельности заносятся в протокол, если иное не установлено Законом о Конституционном Суде или ре­шением самого Конституционного Суда. В соответствии с установившимся в Конституционном Суде порядком определения об отказе в принятии обращения к рассмо­трению, о прекращении производства по обращению или по делу во всяком случае оформляются в виде отдельного документа с приведением в нем мотивов данного решения, а при необходимости — и с указанием на необходимость опубликования этого решения.

Решение Конституционного Суда РФ окончательно, не подлежит обжалованию и вступает в законную силу непосредственно после его провозглашения.

Решения Конституционного Суда действуют непосредственно и не требуют подтверждения другими органами и должностными лицами. Вместе с тем ст. 79, 80 и 87 Закона о Конституционном Суде установлены правила, обязывающие в случае признания того или иного норма­тивного акта неконституционным соответствующий орган государственной власти принять зависящие от него меры по приведению законов и иных нормативных актов в cooветствие с Конституцией.

Конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации

 

Конституцией прямо не предусмотрено создание в субъектах РФ конституционных (уставных) судов. Вместе с тем, из положений ее ст. 10, 11,77, предусматривающих разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную, а также ст. 118 (ч. 3), в силу которой ; федеральным конституционным законом может предусматриваться возможность создания судов субъектов РФ, следует право субъектов РФ создавать свои конституционные (уставные) суды. Такое право субъектов РФ получило конкретизацию в ст. 27 Закона о судебной системе.

В настоящее время создание конституционных (уставных) судов предусмотрено в 56 конституциях и уставах субъектов РФ, в 22 субъектах приняты специальные законы о конституционном (уставном) суде. Реально такие суды функционируют в 16 субъектах РФ: республиках Адыгея, I Башкортостан, Бурятия, Дагестан, Карелия, Коми, Марий Эл, Северная Осетия — Алания, Татарстан, Тыва, Саха (Якутия), Кабардино-Балкарской Республике, Чеченской Республике, а также в Калининградской и Свердловской областях и г. Санкт-Петербурге. За время функционирования этими судами было принято несколько сотен решений, в том числе и признающих законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ не соответствующими их конституциям и уставам.

Конституционные (уставные) суды субъектов РФ, ре­шая единые задачи по укреплению конституционных основ государственной и общественной жизни и действуя в относи­тельно равных процедурах, тем не менее не образуют единую (в организационном и процессуальном отношении) систему судебного конституционного контроля. Любой из этих су­дов самостоятелен в осуществлении своих полномочий, его решения не могут быть отменены или изменены никаким другим судом, в том числе Конституционным Судом РФ. Обусловлено это прежде всего тем, что каждый из конститу­ционных (уставных) судов руководствуется в своей деятель­ности конституцией (уставом) определенного субъекта РФ и именно на ее положениях основывает свои выводы и реше­ния. Конституционный Суд РФ основывается в своей дея­тельности и в своих решениях на положениях Конституции.

Формирование конституционных (уставных) судов. Со­гласно ч. 4 ст. 13 Закона о судебной системе порядок наде­ления полномочиями председателей, заместителей предсе­дателей, других судей конституционных (уставных) судов субъектов РФ устанавливается федеральными законами и законами субъектов РФ. По преимуществу такой порядок предполагает избрание судей на заседаниях высших пред­ставительных (законодательных) органов власти субъектов РФ (лишь Конституционный Суд Республики Дагестан формируется путем назначения судей Народным Собрани­ем Республики).

Кандидатуры на должности конституционных (устав­ных) судей вносятся на рассмотрение парламента либо са­мим органом законодательной власти (например, в Респу­блике Дагестан), либо президентом (главой) республики или главой исполнительной власти (например, в Респу­блике Коми), либо на паритетных началах президентом (главой исполнительной власти) и руководителем высшего органа законодательной власти (например, в Республике Татарстан), либо, как в Республике Адыгея, на паритетных началах президентом (главой исполнительной власти), ру­ководителем высшего органа законодательной власти и су­дейским сообществом (или Верховным судом).

Как правило, законы о конституционных (уставных) судах специально не регламентируют порядок и сроки рас­смотрения предложенных кандидатов на должности судей. Однако в некоторых из них предусматривается, в частно­сти, что предварительно кандидатура должна быть обсуждена на заседаниях постоянных комиссий соответствующего законодательного органа власти (например, в Кабардино- Балкарии) или что голосование по предложенным канди­датурам должно быть проведено не позднее определенного срока после их внесения (например, в Республике Даге­стан — не позднее двух месяцев, в Республике Адыгея — не позднее 14 дней).

Избрание (назначение) судей из числа внесенных на заседание органа законодательной власти осуществляется в индивидуальном порядке путем тайного голосования. Избранным (назначенным) является кандидат, за которого проголосовало большинство членов парламента.

Срок, на который судьи наделяются полномочиями в различных субъектах РФ, определяется по-разному: в не­которых из них он не ограничен (Республика Бурятии, Ре­спублика Карелия), в других установлен в пределах 10 лет (Республика Башкортостан, Республика Дагестан), в тре­тьих — в пределах 12 лет (Республика Адыгея).

Руководители конституционных (уставных) судов (пред­седатель, заместитель председателя, а в ряде судов — и судья- секретарь) избираются, как правило, из состава соответст­вующего суда. При этом законодательство субъектов РФ допускает избрание названных руководителей как самими судьями (Республика Адыгея, Свердловская область), так и органом законодательной власти по представлению главы субъекта РФ или самого суда (Республика Башкортостан, Республика Тыва). В некоторых республиках используется смешанный способ избрания руководящих должностных лиц конституционных судов: председатель (или председа­тель и заместитель председателя) избираются высшим ор­ганом законодательной власти, а заместитель председателя и судья секретарь (или только судья-секретарь) — самими судьями (Кабардино-Балкарская Республика, Республика Татарстан).

Полномочия конституционных (уставных) судов. Часть 1 ст. 27 Закона о судебной системе относит к ведению консти­туционных (уставных) судов рассмотрение вопросов соот­ветствия законов субъекта РФ, нормативных правовых актов органов власти субъектов РФ, органов местного самоуправ­ления субъекта РФ конституции (уставу) субъекта РФ, а также толкование конституции (устава) субъекта РФ.

Вместе с тем конституциями (уставами) и закона­ми субъектов РФ данные суды могут наделяться правом решать и другие вопросы в пределах ведения субъек­тов РФ. Так, в различных субъектах РФ к компетенции конституционных (уставных) судов относятся полномочия по проверке конституционности ненормативных актов ор­ганов государственной власти субъекта РФ и органов мест­ного самоуправления; рассмотрению жалоб на нарушение конституционных прав и свобод граждан; проверке усло­вий проведения и результатов референдума, а также выбо­ров Президента республики или иного главы субъекта РФ; толкованию законов субъекта РФ; проверке конституцион­ности правоприменительной практики, связанной с реали­зацией законов субъекта РФ.

Порядок производства в конституционном (устав­ном) суде субъекта РФ устанавливается закона­ми соответствующего субъекта и включает в себя определение: поводов и оснований к возбуждению кон­ституционного судопроизводства; обстоятельств, исклю­чающих производство в конституционном (уставном) суде; прав и обязанностей участников конституционного судопроизводства; сроков рассмотрения и разрешения об­ращения; процедурных правил, касающихся оформления обращения, движения дела, проведения слушания в заседа­нии суда, вынесения, оформления, провозглашения и опу­бликования судебного решения. В основном такой порядок совпадает с тем, который установлен для производства в Конституционном Суде РФ. Однако с учетом особенностей компетенции конституционных (уставных) судов и неко­торых иных обстоятельств в законах отдельных субъектов РФ могут содержаться и некоторые специфические прави­ла осуществления конституционного судопроизводства.

Так, согласно Закону Республики Саха (Якутия) пра­вом на обращение в Конституционный Суд с ходатайством о проверке конституционности договора или нормативного акта, помимо высших органов законодательной и испол­нительной власти республики и Российской Федерации, обладают: народный депутат Республики Саха (Якутия), прокурор республики, общественные организации в лице их республиканских органов (ч. 1 ст. 26). В некоторых дру­гих субъектах РФ допускается возможность обращения в конституционный (уставный) суд постоянных комиссий парламента (Республика Татарстан); группы депутатов — от 5 до 30 человек — законодательного (представительного) органа власти (Республика Татарстан, г. Санкт-Петербург,

Республика Тыва); органов местного самоуправления муниципальных образований (г. Санкт-Петербург), председателя арбитражного суда республики (Республика Тыва); уполномоченного по правам человека (Республика Башкортостан); политических партий (Республика Татарстан).

Во всех субъектах РФ пределы рассмотрения дела в кон­ституционном (уставном) суде ограничены предметом обра­щения. Однако есть и иные решения. Например, Конститу­ционный Суд Республики Дагестан правомочен принимать решение о конституционности или неконституционности не только оспариваемого нормативного акта, но и норма­тивных актов, основанных на нем или воспроизводящих его положения, а конституционные суды республик Татарстан, Тыва, Саха (Якутия) управомочены по собственной иници­ативе давать толкование вынесенных ими постановлений.

В законах большинства субъектов РФ о конституционном (уставном) суде содержатся положения, провозглашающие решения суда окончательными и не подлежащими обжалованию и пересмотру. При этом запрет пересмотра решения конституционного (уставного) суда в равной мере распространяется как на судебные органы государственной власти, так и на Конституционный Суд РФ, суды общей или арбитражной юрисдикции, а также на сам суд, поста­новивший это решение.

Вопросы и задания для самоконтроля

 

1. Перечислите полномочия Конституционного Суда РФ.

2. В каком порядке происходит наделение полномочиями руководителей Конституционного Суда РФ: его Председателя и обоих заместителей Председателя, а также их освобождение от должности?

3. Какие вопросы могут быть решены Конституционным Су- I дом исключительно в пленарном заседании?

4. Имеются ли различия в юридической силе решений, прини­маемых Конституционным Судом по результатам слушания и без его проведения — в порядке письменного производства?

5. Укажите этапы (стадии) производства в Конституционном Суде РФ.

6. По каким делам Конституционный Суд в качестве итогового решения принимает постановление?

7. Образуют ли Конституционный Суд РФ и конституцион­ные (уставные) суды субъектов РФ единую систему судебного конституционного контроля? Обоснуйте свой вывод.

8. В каком порядке осуществляется формирование конститу­ционных (уставных) судов субъектов РФ?


 

Глава 8 ПРАВОВОЙ СТАТУС СУДЕЙ

Общие положения

 

Судьи — носители судебной власти. На них возложе­на Конституцией функция осуществления правосудия. Правосудие, как подчеркивает Конституция (ч. 1 ст. 118), осуществляется только судом. Судебная власть реализуется посредством конституционного, гражданского, администра­тивного и уголовного судопроизводства (ч. 2 ст. 118). Суды осуществляют правосудие в составах: а) судьи и представи­телей народа (присяжных или арбитражных заседателей); б) нескольких профессиональных судей (в судах кассационной и надзорной инстанций — трех, в надзорной — не менее трех); и) судьей единолично (в судах первой и апелляционной ин­станций). При любом варианте состава судов важнейшая роль в рассмотрении и разрешении дел принадлежит профессио­нальным судьям, причем во всех звеньях судебной системы.

Закон о судебной системе исходит из важности каждого звена судебной системы, когда подчеркивает, что судебная власть в Российской Федерации осуществляется только судами в лице судей и привлекаемых в установленном за­коном порядке к осуществлению правосудия присяжных и арбитражных заседателей (ч. 1 ст. 1). Это важнейшее по­ложение основополагающего закона о судах усиливается провозглашением принципа единства правового статуса всех судей независимо от того, в составе какого суда они осуществляют свои полномочия и какое звено судебной системы они представляют (ст. 12 Закона о судебной си­стеме, ст. 2 Закона о статусе судей, ст. 5 Закона о военных судах, ст. 2 Закона о мировых судьях). Законом о судебной системе установлено, что все судьи в Российской Федера­ции обладают единым статусом и различаются между собой только полномочиями и компетенцией.

Приведенные положения Закона о судебной системе свидетельствуют о том, что установление единого правового статуса судей Российской Федерации, однако, не ис­ключает, а, напротив, предполагает возможность некото­рых различий в правовом положении судей разных судов (например, судей военных и арбитражных судов). Вот по- чему в Законе о статусе судей оговорено, что особенности правового положения некоторых категорий судей, включая судей военных судов, определяются федеральными закона­ми, а в случаях, предусмотренных федеральными законами, также законами субъектов РФ.

В отношении особенностей правового положения судей; Конституционного Суда РФ ст. 2 Закона о статусе судей отсылает к федеральному конституционному закону, специально посвященному этому суду. Таким образом, можно сделать вывод, что наличие единого статуса судей различных видов и звеньев судов судебной системы России отнюдь не означает полного совпадения в правовом положении всех судей, отсутствия различий по всем параметрам, образующим в совокупности правовое положение конкретного судьи кон­кретного суда. Поэтому представляются вполне оправданны- ми положения ст. 12 Закона о судебной системе, которыми установлено, что особенности правового положения отдель­ных категорий судей определяются федеральными закона­ми, а в случаях, ими предусмотренных, — также и законами субъектов РФ. Но правовое положение судьи — это не только совокупность его общих (установленных судоустройственными законами) и специальных (предусмотренных процес­суальными законами) прав и обязанностей. Компонентами, из которых складывается комплексное представление о правовом положении судьи, являются нормативные требования, которым он должен отвечать, а также процедуры отбора кан­дидатов в судьи того или иного суда, порядок введения кан­дидата в судейскую должность (выборы или назначение) и наделения его соответствующими полномочиями.

Предпосылки, условия и порядок отбора кандидатов на должности судей

 

Важнейшей предпосылкой отбора лица в число кандидатов на замещение судейских должностей является, прежде всего, соответствие кандидата в судьи требованиям ст. 119

Конституции. Конституция, в частности, устанавливает, что судьями могут быть избраны граждане Российской Фе­дерации, достигшие 25 лет, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет. Эти требования являются не только ми­нимальными, но и в определенной мере общими. Поэтому в указанной статье Конституции четко оговорено, что феде­ральным законом могут быть установлены дополнительные требования к судьям судов РФ. Так, например, Федераль­ным законом от 01.07.2010 № 135-ФЭ «О внесении изме­нений в статью 20.1 Закона Российской Федерации “О ста­тусе судей в Российской Федерации”» установлено, что судья, впервые назначенный на должность судьи, проходит профессиональную переподготовку в форме обучения в об­разовательных учреждениях высшего профессионального и дополнительного профессионального образования, а так­же стажировку в суде. В развитие нормативных положений ст. 119 Конституции необходимые дополнения даны в За­коне о статусе судей и в Законе о Конституционном Суде.

Минимальные и общие требования к кандидатам в судьи являются достаточными для низового звена федеральной судебной системы (включая не только общие суды, но и ар­битражные, а также военные суды), а также мировых судей (ст. 5 Закона о мировых судьях). Но эти требования недо­статочны или не вполне достаточны для кандидатов в су­дьи вышестоящих судов. Судьи этих, как и низовых, судов должны быть гражданами Российской Федерации, иметь высшее юридическое образование. В этой части к судьям различных звеньев общей юрисдикции (включая военные), арбитражных судов и мировых судей предъявляются оди­наковые требования.

В то же время некоторые другие требования к кандида­там в судьи различных звеньев неодинаковые. Стаж рабо­ты по юридической профессии для судей верховного суда республики, областного и им соответствующих судов со­ставляет 7 лет; для судей Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ составляет 10 лет; для судьи Кон­ституционного Суда РФ — не менее 15 лет (п. 1 ст. 4 Закона о статусе судей).

Отличаются от минимальных общих требований уста­новленные федеральными законами стандарты в части воз­раста для кандидатов в судьи вышестоящих судов: для су­дов среднего звена (включая арбитражные и военные суды) он должен быть не менее 30 лет, для Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ — 35 лет, а судьи Кон­ституционного Суда РФ ко дню назначения должны иметь возраст не менее 40 лет.

Приведенные положения Законов о статусе судей и о Конституционном Суде не противоречат ст. 119 Консти­туции, так как последняя, объявив минимальные стандарты, предусмотрела возможность установления федеральными законами дополнительных требований к судьям судов РФ. Тем самым Конституция допустила возможность повыше­ния федеральными законами требований к кандидатам на должность судьи РФ. Иначе говоря, Закон о статусе судей и Закон о Конституционном Суде лишь развивают положе­ния ст. 119 Конституции в установленных ею границах, а не конкурируют с ней.

Требования в части высшего юридического образования и наличия определенного стажа работы по юридической профессии, предъявляемые к кандидатам в судьи, являют­ся существенными предпосылками комплектования судов лицами, обладающими необходимыми знаниями в сфере предстоящей деятельности и умением их применять на практике. Не ограничиваясь требованиями, предъявля­емыми к судьям высших судов, Закон о Конституционном Суде констатирует, что судьей этого суда может быть лицо, отвечающее вышеуказанным требованиям и обладающее «...признанной высокой квалификацией в области права» (ст. 8). Эти повышенные квалификационные требования обусловлены особыми, только Конституционному Суду присущими, функциями по обеспечению конституционно­го контроля, выполнение которых требует обладания более высоким и разносторонним уровнем знаний по сравнению с тем, что дает юридический вуз. Положения ст. 119 Кон­ституции не препятствуют предъявлению указанных тре­бований.

Доверь свою работу ✍️ кандидату наук!
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой



Поиск по сайту:







©2015-2020 mykonspekts.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.