Мои Конспекты
Главная | Обратная связь

...

Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

Права судей по осуществлению судебной власти и их обеспечение





Помощь в ✍️ написании работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Главное в деятельности судьи — осуществление право­судия. Реализация этой функции — исключительное до­стояние судов (ч. 1 ст. 118 Конституции), в которых ве­дущая роль принадлежит судье. Вот почему в присяге, которую приносит впервые избранный на эту должность судья, заложены слова: «Торжественно клянусь честно и добросовестно исполнять свои обязанности, осущест­влять правосудие, подчиняясь только закону, быть бес­пристрастным и справедливым, как велит мне долг судьи и моя совесть».

Но главное в судебной деятельности не исчерпывает всей деятельности по осуществлению судебной власти. Сказанному не противоречит ч. 2 ст. 118 Конституции, со­гласно которой судебная власть осуществляется посред­ством конституционного, гражданского, административно­го и уголовного судопроизводства. В этом положении не раскрываются составные элементы судебной власти, ее со­держание, а лишь устанавливается форма ее реализации — процессуальная.

Сообразно высказанным соображениям главное, что определяет правовое положение судьи при осуществлении правосудия, — это его процессуальные права и обязанности, установленные Законом о Конституционном Суде, УПК, ГПК, АПК и административным законодательством Рос­сии. При этом объем процессуальных прав судьи в опре­деленной степени зависит от того, в какой инстанции он осуществляет свои полномочия (в суде первой, второй или надзорной инстанции), в каком составе (единолично, в со­ставе трех профессиональных судей, при наличии в составе суда представителей народа — арбитражных или присяж­ных заседателей), является ли он председательствующим в составе суда или его членом. Однако при всех условиях все судьи: а) осуществляют правосудие на профессиональ­ной основе; б) независимы и подчиняются только Консти­туции и закону; в) в своей деятельности по осуществлению правосудия никому не подчинены; г) пользуются непри­косновенностью (ст. 120, 122 Конституции, ст. 5, 16 Закона о судебной системе, ст. 5 Закона о военных судах, ст. 16 За­кона о статусе судей, ст. 2 Закона о мировых судьях).

Считая независимость судей важнейшим фактором су­дебной деятельности и гарантией осуществления правосу­дия, законодатель это принципиальное положение провоз­гласил на высшем нормативном уровне — в Конституции (ст. 120).

Развивая это конституционное положение, Закон о су­дебной системе указывает, что: 1) судьи, присяжные и ар­битражные заседатели, участвующие в осуществлении пра­восудия, независимы и подчиняются только Конституции и закону; 2) гарантии этой независимости устанавливают­ся Конституцией и законом (ч. 2 ст. 5). Провозглашение важнейшего принципа правосудия в Конституции страны и в федеральном конституционном законе само по себе является существенным фактором. Но законодатель этим не ограничился, а принял меры к правовому обеспечению его реального действия, установив запрет на издание в Рос­сии законов и иных нормативных актов, отменяющих или умаляющих самостоятельность судов, независимость судей (ч. 4 ст. 5 Закона о судебной системе).

Законом о судебной системе, кроме того, установлено, что подлежат ответственности, предусмотренной федераль­ным законом, лица, виновные:

а) в оказании незаконного воздействия на судей, при­сяжных, народных и арбитражных заседателей, участвую­щих в осуществлении правосудия;

б) в ином вмешательстве в деятельность суда.

Названный Закон предписал: присвоение властных пол­номочий суда наказывается в соответствии с уголовным за­коном (ч. 5 ст. 5 Закона о судебной системе).

Согласно Закону о статусе судей (ст. 9) независимость судьи обеспечивается:

а) предусмотренной законом процедурой осуществления

правосудия;

б) запретом под угрозой ответственности чьего бы то ни было вмешательства в деятельность по осуществле­нию правосудия;

в) установленным порядком приостановления и прекра­щения полномочий судьи;

г) правом судьи на отставку;

д) неприкосновенностью судьи;

е) предоставлением судье за счет государства матери­ального и социального обеспечения, соответствующего его высокому статусу;

ж) особой защитой государства;

з) системой органов судейского сообщества.

1. Независимость судей означает прежде всего создание такого порядка судопроизводства, который бы оградил су­дей от вмешательства. С этой целью установлено правило, исключающее возможность при вынесении решений при­сутствовать кому бы то ни было, кроме судей, в совеща­тельной комнате, запрещающее телефонные переговоры с судьями при их совещании, не допускающее разглашения судьями (и соответственно присяжными или арбитражны­ми заседателями) сведений о ходе совещания.

В связи с этим в отечественной литературе обычно принято ссылаться на установление особого правила — обеспечения тайны совещания судей (ст. 298, 341 УПК; ст. 193 ГПК; ст. 167 АПК). Но нередко при этом подчер­кивается лишь один важнейший аспект — ограждение су­дей от влияния извне, со стороны. Но не менее важно обе­спечить независимость каждого судьи (и соответственно заседателя) внутри судейской коллегии. В данном поло­жении следует обратить внимание не только на установле­ние запрета разглашать сведения о ходе совещания судей, но и о позиции каждого из них. Не менее важно обратить внимание на порядок совещания судей (ст. 301 УПК), который в совокупности с тайной совещания гарантиру­ет независимость судей друг от друга (в том числе арби­тражных заседателей — от председательствующего, а при­сяжных — от их старшины). Суть этого порядка сводится к следующему:

а) наличие запрета судьям (а также соответствующим заседателям) воздерживаться от голосования;

б) установление правила, предписывающего председа­тельствующему (а при совещании присяжных заседате­лей — их старшине) подавать свой голос последним.

Эти правила относятся к каждому вопросу, поставленно­му на обсуждение в совещательной комнате, что обеспечи­вает свободу высказывания каждым из судей (и заседате­лей) своего мнения.

На обеспечение независимости судей нацелено и положе­ние и. 2 ст. 10 Закона о статусе судей, в соответствии с кото­рым судья никому не обязан давать какие-либо объяснения по существу рассмотренных или находящихся в производ­стве дел, а также представлять их кому бы то ни было для ознакомления, за исключением случаев, предусмотренных процессуальным законом. Например, правом ознакомления с материалами рассмотренного уголовного дела наделены прокурор, осужденный, оправданный, их защитники и за­конные представители, потерпевший, гражданский истец, гражданский ответчик и их представители.

2. Судьи, члены их семей и их имущество находятся под особой защитой государства (п. 2 ст. 9 Закона о статусе су­дей). В соответствии с Конституцией, Законом о статусе судей и другими нормативными актами был принят Фе­деральный закон от 20.04.1995 № 45-ФЗ «О государствен­ной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов». Этот Закон был неоднократ­но подвергнут дополнениям и уточнениям. Он, безусловно, позволил усилить защиту судей и других указанных лиц. В свою очередь, министр внутренних дел РФ принял при­каз, специально посвященный мерам по реализации ука­занного Закона, утвердил Административный регламент МВД России по исполнению государственной функции обеспечения в соответствии с законодательством Россий­ской Федерации государственной защиты судей, должност­ных лиц правоохранительных и контролирующих органов, безопасности участников уголовного судопроизводства и их близких.

Основанием для принятия мер безопасности является наличие достаточных данных, свидетельствующих о реаль­ности угрозы безопасности защищаемого лица.

3. Существенной гарантией обеспечения независимо­сти судей является установление в Законе о статусе судей (ст. 13,14) особых правил приостановления и прекращения их полномочий.

Полномочия судьи приостанавливаются решением ква­лификационной коллегии судей при наличии одного из сле­дующих оснований:

1) признание судьи безвестно отсутствующим решением суда, вступившим в законную силу;

2) возбуждение уголовного дела против судьи либо при­влечение его в качестве обвиняемого по другому уголовно­му делу;

3) участие судьи в качестве кандидата в выборах Прези­дента РФ, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ, в законодательный (представительный) ор­ган государственной власти субъекта РФ, представитель­ный орган муниципального образования, а также главы муниципального образования или выборного должностного лица местного самоуправления.

При этом важно иметь в виду, что приостановление полномочий судьи (за исключением случая, когда в отно­шении него избрана мера пресечения в виде заключения под стражу) не влечет прекращения выплаты заработной платы. Решение о возобновлении полномочий судьи при­нимает квалификационная коллегия судей, приостанавли­вающая его полномочия.

В отношении судей Конституционного Суда существуют особенности приостановления их деятельности. Во-первых, это касается оснований приостановления, предусмотрен­ных Законом о Конституционном Суде. Полномочия судьи согласно указанному Закону могут быть приостановлены в случаях, если:

1) было дано согласие Конституционного Суда на арест судьи или привлечение его к уголовной ответственности;

2) судья по состоянию здоровья временно не способен выполнять свои обязанности.

Во-вторых, существует специфика порядка приостанов­ления судейских полномочий. Согласно Закону о статусе судей приостановление полномочий судьи Конституцион­ного Суда осуществляется по решению Конституционного Суда, принимаемому не позднее месяца со дня выявления оснований к их приостановлению. Восстановление полно­мочий судьи по первому из указанных оснований осущест­вляется решением Конституционного Суда.

Прекращение полномочий судьи, заключающееся в ли­шении его права исполнять должностные полномочия, про­исходит при наличии указанных в Законе оснований:

1) письменное заявление судьи об отставке[22];

2) неспособность по состоянию здоровья или по иным уважительным причинам осуществлять полномочия судьи[23];

3) письменное заявление судьи о прекращении его пол­номочий в связи с переходом на другую работу или по иным причинам;

4) достижение судьей предельного возраста пребывания в должности судьи или истечение срока полномочий судьи, если они были ограничены определенным сроком[24];

5) увольнение судьи военного суда с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе[25];

6) прекращение гражданства Российской Федерации;

7) занятие деятельностью, не совместимой с должно­стью судьи[26];

8) вступление в законную силу обвинительного при­говора суда в отношении судьи либо судебного решения о применении к нему принудительных мер медицинского характера;

9) вступление в законную силу решения суда об ограни­чении дееспособности судьи либо признании его недееспо­собным;

10) смерть судьи или вступление в законную силу реше­ния суда об объявлении его умершим;

11) отказ судьи от перевода в другой суд в связи с упразд­нением или реорганизацией суда.

В развитие оснований, установленных Законом о стату­се судей, в отношении судьи Конституционного Суда закон содержит дополнительные основания:

- нарушение порядка назначения на должность судьи Конституционного Суда РФ, установленного Конституци­ей и Законом о Конституционном Суде;

- неучастие судьи в заседаниях Конституционного Суда РФ или уклонение его от голосования свыше двух раз под­ряд без уважительных причин;

- признание судьи безвестно отсутствующим решением суда, вступившим в законную силу (п. 1, 8, 10 ч. 1 ст. 18 За­кона о Конституционном Суде).

Прекращение полномочий судьи Конституционного Суда РФ осуществляется по решению этого суда, которое направляется Президенту РФ, в Совет Федерации и явля­ется официальным уведомлением об открытии вакансии. Прекращение полномочий судьи Конституционного Суда РФ ввиду нарушения порядка его назначения производится Советом Федерации по представлению Конституционного Суда РФ. Прекращение полномочий судьи Конституцион­ного Суда РФ ввиду совершения судьей проступка, поро­чащего честь и достоинство судьи, производится Советом Федерации по представлению Конституционного Суда РФ, принятому большинством не менее двух третей из общего числа судей.

Полномочия судей общих и арбитражных судов прекра­щаются решением соответствующей квалификационной коллегии судей, которое может быть обжаловано в том же порядке, как и в случае приостановления полномочий (п. 2 ст. 13, п. 2 ст. 14 Закона о статусе судей).

Если порядок назначения судей занимает важное место среди средств обеспечения независимости судей, то проце­дура, основания и механизм прекращения полномочий су­дей представляют собой совокупность условий, имеющих решающее значение для ее существования.

5. Средством обеспечения независимости и самосто­ятельности судьи является учреждение в действующем законодательстве института отставки судьи. По смыслу Закона о статусе судей, как это сформулировано в ст. 15, отставкой судьи признается почетный уход или почетное удаление судьи с должности. В соответствии с Законом о статусе судей судья считается ушедшим или удаленным в отставку, если его полномочия прекращены по основани­ям, указанным в подп. 1, 2,4, 5, 9, 11 п. 1 ст. 14 Закона о ста­тусе судей. Основания отставки, указанные в Законе о Кон­ституционном Суде, в основном совпадают с теми, что даны в Законе о статусе судей (подп. 1, 2, 4, 9 п. 1 ст. 14).

По характеру основания отставки судьи можно разгра­ничить на следующие: а) по собственной инициативе или вынужденно; б) ввиду истечения срока полномочий или достижения определенного возраста; в) по состоянию здо­ровья.

Пребывающему в отставке судье, имеющему стаж рабо­ты в должности судьи более 20 лет (судье Конституцион­ного Суда — не менее 15 лет), выплачивается по его выбору пенсия на общих основаниях или не облагаемое налогом ежемесячное пожизненное содержание в размере не более 85% заработной платы работающего в соответствующей должности судьи.

Находящемуся в отставке судье (при стаже работы в этой должности не менее 20 лет) за каждый год работы ежемесячное содержание увеличивается из расчета за каж­дый год стажа свыше 20 лет — один процент содержания, но всего не более 85% заработной платы занимающего со­ответствующую должность судьи.

Пребывающему в отставке судье Закон о статусе судей сохраняет ряд льгот материального порядка (ст. 19).

Знаменательно, что отставка не рассматривается законом в качестве безусловной, раз и навсегда данной категории. Судья считается пребывающим в отставке до тех пор, пока соблюдает требования, предусмотренные п. 3 ст. 3 Закона о статусе судей, т.е. не является депутатом, не принадлежит к политическим партиям и движениям, не осуществляет предпринимательскую деятельность, а также не выполняет оплачиваемой работы, кроме научной, преподавательской, литературной и иной творческой деятельности. Кроме того, сохранение статуса судьи в отставке обусловлено сохране­нием гражданства Российской Федерации и недопущением поступков, его порочащих и тем самым умаляющих автори­тет судебной власти. Отставка судьи прекращается также в случае повторного избрания его на должность судьи.

Прекращение отставки судьи может иметь место по ре­шению квалификационной коллегии судей по месту преж­ней работы или постоянного жительства пребывающего в отставке судьи. Такое решение квалификационная кол­легия судей выносит при наличии данных, указывающих на то, что судья в отставке не отвечает требованиям, предъ­являемым Законом о статусе судей. Лицо, отставка которо­го таким образом прекращена, вправе обжаловать это реше­ние в порядке, предусмотренном п. 2 ст. 14 Закона о статусе судей, т.е. в том же порядке, в каком обжалуется решение квалификационной коллегии судей, прекратившей полно­мочия судьи.

6. Одним из важнейших факторов, обеспечивающих не­зависимость и самостоятельность судьи (см. 4.4), его спо­собность осуществлять правосудие беспристрастно и спра­ведливо, является его неприкосновенность. В ст. 16 Закона о судебной системе на этот счет твердо указано: «Судья неприкосновенен. Гарантии неприкосновенности судьи уста­навливаются федеральным законом». Аналогичное положе­ние содержится в Законе о статусе судей, в котором также нашли отражение гарантии неприкосновенности судьи.

Проблему неприкосновенности Закон о статусе су­дей не сводит к личности судьи. В этом Законе указано, что неприкосновенность судьи включает в себя также непри­косновенность занимаемых им жилых и служебных по­мещений, используемых им личных и служебных транс­портных средств, принадлежащих ему документов, багажа и иного имущества, тайну переписки и иной корреспон­денции. Неприкосновенность судьи состоит прежде всего в том, что он не может быть привлечен к какой-либо от­ветственности (уголовной, административной, дисципли­нарной) за выраженное им при осуществлении правосудия мнение и принятое решение, если вступившим в законную силу приговором суда не будет установлена его виновность в преступном злоупотреблении.

Кроме того, неприкосновенность обеспечивается уста­новлением особого порядка привлечения судьи к ответ­ственности (уголовной, административной, дисциплинар­ной) за совершенные правонарушения и проступки.

С учетом этих соображений законом установлен ряд особенностей решения уголовно-правовых и уголовно­-процессуальных вопросов, так или иначе связанных с обе­спечением обоснованности привлечения судьи к ответ­ственности.

Во-первых, установлен особый порядок решения вопро­са о возбуждении уголовного дела в отношении судьи либо о привлечении его в качестве обвиняемого по другому уго­ловному делу. Такое решение может принять только Пред­седатель Следственного комитета РФ при условии, что предварительное заключение о наличии признаков престу­пления в действиях судьи дала судебная коллегия в составе трех судей соответствующего суда и имеется согласие со­ответствующей квалификационной коллегии судей, а в от­ношении судей Конституционного Суда — с согласия этого суда (п. 3 ст. 16 Закона о статусе судей).

Во-вторых, установлен особый порядок избрания в от­ношении судьи меры пресечения в виде заключения под стражу который состоит в том, что решение об этом может принять лишь судебная коллегия в составе трех судей Вер­ховного Суда РФ или областного и ему соответствующего суда общей юрисдикции (в зависимости от принадлежности судьи к тому или иному суду). При этом такое решение мо­жет быть принято по ходатайству Председателя Следствен­ного комитета РФ (п. 6 ст. 16 Закона о статусе судей).

В-третьих, установлен запрет на применение в отноше­нии судьи такой меры процессуального принуждения, как задержание. Даже если при задержании судьи его личность не могла быть известна в момент задержания, с установле­нием соответствующих данных он подлежит немедленному освобождению. При этом личный досмотр судьи не допу­скается, за исключением случаев, предусмотренных феде­ральным законом в целях обеспечения безопасности других людей (п. 5 ст. 16 Закона о статусе судей).

В-четвертых, в действующем Законе о статусе су­дей установлены дополнительные гарантии защиты су­дей от необоснованного осуществления в отношении них оперативно-розыскных мероприятий и следственных дей­ствий, связанных с ограничением их гражданских прав либо с нарушением их неприкосновенности. Эти действия (если в отношении судьи не возбуждено уголовное дело и он не привлечен в качестве обвиняемого по уголовному делу) допускаются не иначе как на основании решения, принимаемого судебной коллегией в составе трех судей со­ответствующего суда общей юрисдикции.

После возбуждения уголовного дела в отношении судьи либо привлечения его в качестве обвиняемого по уголовно­му делу указанные мероприятия и действия производятся в порядке, установленном УПК.

В-пятых, по ходатайству судьи, заявленному до нача­ла судебного разбирательства, уголовное дело в отноше­нии него рассматривается Верховным Судом РФ (п. 11 ст. 16 Закона о статусе судей, ст. 452 УПК).

Указанные меры по обеспечению неприкосновенности судей в связи с производством по уголовным делам осо­бенно важны. Но, учитывая характер деятельности судей и обусловленное этим его положение в обществе, законом установлен и специальный порядок привлечения судей к административной и дисциплинарной ответственно­сти. Согласно Закону о статусе судей, в частности, вопрос о привлечении судьи к административной ответственности принимается по представлению Генерального прокурора РФ судебной коллегией в составе трех судей соответствую­щего федерального суда общей юрисдикции высшего или среднего звена (п. 4 ст. 16).

Федеральным законом установлена возможность при­влечения судей к дисциплинарной ответственности. Со­гласно ст. 12.1 Закона о статусе судей могут быть наложены дисциплинарные взыскания: предупреждения; досрочное прекращение полномочий судьи. Решение о наложении на судью (кроме судьи Конституционного Суда РФ) дис­циплинарных взысканий принимается квалификационной коллегией, к компетенции которой относится рассмотрение вопроса о прекращении полномочий этого судьи на момент принятия решения. Решение соответствующей квалифика­ционной коллегии судей о досрочном прекращении полно­мочий судьи может быть обжаловано в Дисциплинарное судебное присутствие в соответствии с федеральным кон­ституционным законом (ст. 12.1 Закона о статусе судей).

За совершение дисциплинарного проступка на судью Конституционного Суда РФ по решению этого суда могут быть наложены такие же взыскания, как и на других судей (ст. 15 Закона о Конституционном Суде).

Материальное обеспечение судей — одно из важней­ших звеньев в системе гарантий независимости судей, без которого невозможно существование самой деятельности по осуществлению правосудия. Иными словами, матери­альное обеспечение лиц, осуществляющих правосудие, — условие существования судебной власти. Вот почему одной из первых задач начавшейся несколько лет тому назад су­дебной реформы в России было создание материальных предпосылок повышения качества деятельности судов, сре­ди которых одно из центральных мест занимали вопросы достойного материального обеспечения судей.

Мероприятия государства по улучшению материального обеспечения судей нашли свое завершение в системе норм, содержащихся в ст. 19 Закона о статусе судей. Согласно п. 1 указанной статьи заработная плата судьи (денежное содержание судьи военного суда) состоит из должностно­го оклада, а для военных судей — и оклада по воинскому званию, доплат за квалификационный класс, выслугу лет и 50-процентной доплаты к должностному окладу за осо­бые условия труда (эти доплаты не могут быть уменьшены). Судье производятся также иные выплаты, предусмотрен­ные законами и другими нормативными правовыми акта­ми. Размеры должностных окладов судей устанавливаются в соответствии с их должностью в процентном отношении к определенному федеральным законом должностному окладу Председателя Верховного Суда РФ и Председателя высшего Арбитражного Суда РФ и не могут быть меньше 50% их оклада. При этом должностной оклад судьи не мо­жет быть менее 80% должностного оклада председателя со­ответствующего суда.

Законом о статусе судей предусмотрены доплаты за уче­ную степень и звание, а также лицам, имеющим почетное звание «Заслуженный юрист Российской Федерации», уве­личен оплачиваемый ежегодный отпуск, установлена опла­та стоимости проезда к месту отпуска и обратно, предостав­лено право бесплатного пользования местным транспортом и т.д., а также решены вопросы социальной защиты судьи и членов его семьи.

7. В числе средств обеспечения независимости судьи ст. 9 Закона о статусе судей указала на наличие системы органов судейского сообщества (см. гл. 9).

Вопросы и задания для самоконтроля

1. В чем смысл понятия «правовой статус судьи»?

2. Как называется основной закон, определяющий правовой статус судьи?

3. Есть ли различия в правовом статусе судей различных су­дов?

4. Расскажите о требованиях, предъявляемых к кандидату на должность судьи.

5. Ко всем ли кандидатам на должность судьи предъявляются одинаковые требования?

6. Каков порядок наделения полномочиями судей Конститу­ционного Суда РФ?

7. В каком порядке назначаются на должность судьи федераль­ных районных судов общей юрисдикции?

8. Как согласно Закону о статусе судей обеспечивается неза­висимость судей?

9. Перечислите основания прекращения полномочий судьи.

10. Может ли судья быть привлечен к дисциплинарной или административной ответственности?


 

Глава 9 СУДЕЙСКОЕ СООБЩЕСТВО

Доверь свою работу ✍️ кандидату наук!
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой



Поиск по сайту:







©2015-2020 mykonspekts.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.