Мои Конспекты
Главная | Обратная связь

...

Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

Федеральные органы государственной охраны





Помощь в ✍️ написании работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Федеральные органы государственной охраны входят в состав сил обеспечения безопасности Российской Фе­дерации. в федеральных органах государственной охраны предусматривается военная служба.

Руководство федеральными органами государствен­ной охраны осуществляют Президент РФ, а также Пра­вительство РФ в пределах своих полномочий. Создание, реорганизацию и упразднение федеральных органов госу­дарственной охраны осуществляет Президент РФ. Он же утверждает Положения о федеральных органах государ­ственной охраны (см. Положение о ФСО России).

Закон о государственной охране определяет предназна­чение государственной охраны, устанавливает объекты го­сударственной охраны, полномочия федеральных органов государственной охраны, а также контроль и надзор за их деятельностью.

Государственная охрана — функция федеральных орга­нов государственной власти в сфере обеспечения безопас­ности объектов государственной охраны, осуществляе­мая на основе совокупности правовых, организационных, охранных, режимных, оперативно-розыскных, технических и иных мер. К объектам государственной охраны относят­ся лица, подлежащие государственной охране, а к охраняе­мым объектам — здания, строения и сооружения, в которых размещены федеральные органы государственной власти; территории и прилегающие к ним акватории, подлежащие защите g целях обеспечения безопасности объектов госу­дарственной охраны; здания, строения и сооружения, нахо­дящиеся в оперативном управлении федеральных органов государственной охраны; предоставленные им земельные участки и водные объекты.

Государственная охрана осуществляется путем пре­доставления персональной охраны, специальной свя­зи и транспортного обслуживания, а также информации об угрозе. Их безопасности; осуществления ОРД; проведе­ния охранных мероприятий и поддержания общественного порядка в местах постоянного и временного, пребывания объектов государственной охраны; поддержания порядка, установленного уполномоченными на то должностными лицами, пропускного режима на охраняемых объектах.

В обеспечении безопасности объектов государственной охраны it защиты охраняемых объектов в пределах своих полномочий участвуют органы федеральной службы безо­пасности ОВД и внутренние войска МВД России, органы внешней разведки РФ, Вооруженные Силы РФ и иные го­сударственные органы обеспечения безопасности.

Президенту РФ со дня официального объявления о его избрание предоставляется государственная охрана в местах его постоянного и временного пребывания, в речение срока своих полномочий он не вправе отказаться от государствен­ной охраны. По истечении срока полномочие Президенту РФ государственная охрана предоставляется пожизненно.

В течение срока полномочий Президента РФ государствен­ная охрана предоставляется членам его семьи проживаю­щим совместно с ним или сопровождающим его.

Государственная охрана предоставляется также в течение срока полномочий Председателю Правительства РФ; Пред­седателю Совета Федерации Федерального Собрания РФ; Председателю Государственной Думы Федерального Со­брания РФ; Председателю Конституционного Суда РФ; Председателю Верховного Суда РФ; Председателю Высше­го Арбитражного Суда РФ; Генеральному прокурору РФ, Председателю Следственного комитета РФ. При необходи­мости по решению Президента РФ государственная охрана может быть предоставлена иным лицам, замечающим госу­дарственные должности РФ.

Безопасность глав иностранных государств и прави­тельств, Членов их семей в период пребывания на террито­рии РФ обеспечивается в соответствии с международными договорами РФ, а также соглашениями между федеральны­ми органами государственной охраны и уполномоченными органами иностранных государств.

Основными задачами федеральных органов государ­ственной охраны являются: прогнозирование и выявление угрозы Жизненно важным интересам объектов государ­ственной охраны, осуществление комплекса мер по предот­вращение этой угрозы; обеспечение безопасности объектов государственной охраны в местах постоянного и временно­го пребывания и на трассах проезда; обеспечение в преде­лах своих полномочий организации и функционирования президентской связи; участие в пределах своих полномо­чий в борьбе с терроризмом; защита охраняемых объектов; выявление, предупреждение и пресечение преступлений и иных правонарушений на охраняемых объектах.

Федеральные органы государственной охраны обязаны: выявлять, предупреждать и пресекать противоправные по­сягательства на объекты государственной охраны и охра­няемые объекты; обеспечивать сопровождение или эскор­тирование автотранспортных средств, в которых следуют объекты государственной охраны; совершенствовать систе­му президентской связи; производить шифровальные рабо­ты; организовывать и проводить на охраняемых объектах оперативно-технический, экологический, радиационный и противоэпидемический контроль и другие.

Они имеют право привлекать силы и средства обеспе­чения безопасности, необходимые для участия в подго­товке и проведении охранных мероприятий; осуществлять оперативно-розыскную деятельность; проверять у граж­дан и должностных лиц документы при проходе (проезде) на охраняемые объекты, досмотр находящихся при них вещей, досмотр транспортных средств; производить доку­ментирование фактов и событий; задерживать и доставлять в ОВД лиц, совершивших правонарушения в местах пре­бывания объектов государственной охраны, а также свя­занные с проникновением или попыткой проникновения на охраняемые объекты и другие.

Военнослужащие федеральных органов государственной охраны (за исключением военнослужащих, проходящих военную службу по призыву), а также лица, назначенные на воинские должности, являются сотрудниками федераль­ных органов государственной охраны.

При исполнении сотрудником федеральных органов государственной охраны служебных обязанностей не до­пускаются применение к нему административных взыска­ний, его привод и административное задержание, а также личный досмотр, досмотр находящихся при нем вещей, ис­пользуемых им транспортных средств без представителя соответствующего федерального органа государственной охраны или без решения суда.

На гражданский персонал федеральных органов государ­ственной охраны распространяется действие федерального законодательства о труде и нормативных правовых актов, устанавливающих особенности государственной службы и работы в федеральных органах государственной охраны.

В частности, запрещается заниматься предприниматель­ской деятельностью или оказывать содействие физическим и юридическим лицам в осуществлении такой деятель­ности. Эти лица не вправе совмещать службу или работу с другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподава­тельской, научной и иной творческой деятельностью, если она не препятствует исполнению им служебных обязанно­стей, за исключением случаев, вызванных служебной необ­ходимостью.

Федеральные органы государственной охраны приоб­ретают без лицензирования и используют средства воору­жения и оснащения, включая специальные технические и иные средства, принятые на вооружение федеральных органов государственной охраны по решению Президента РФ или по его поручению Правительства РФ.

Контроль деятельности федеральных органов государ­ственной охраны осуществляют Президент РФ, Федераль­ное Собрание РФ, Правительство РФ и судебные органы в пределах полномочий, определяемых Конституцией, фе­деральными конституционными законами и федеральны­ми законами. Члены Совета Федерации РФ и депутаты Государственной Думы РФ в связи с осуществлением ими депутатской деятельности вправе получать сведения о дея­тельности федеральных органов государственной охраны в порядке, установленном федеральным законодательством.

Надзор за исполнением законов РФ федеральными орга­нами государственной охраны осуществляют Генеральный прокурор РФ и уполномоченные им прокуроры. Однако све­дения об организации, о тактике, методах и средствах осущест­вления деятельности федеральных органов государственной охраны в предмет прокурорского надзора не входят.

Таможенные органы Российской Федерации

 

Таможенные органы РФ являются частью сил обеспече­ния безопасности Российской Федерации. В качестве пра­воохранительных органов таможенные органы защищают экономический суверенитет Российской Федерации и обес­печивают экономическую безопасность при осуществлении внешней торговли товарами. Таможенные органы ведут борьбу с преступлениями и административными правона­рушениями в сфере таможенного дела.

Общее руководство таможенным делом в Российской Федерации осуществляет Правительство РФ.

Таможенные органы составляют единую федеральную централизованную систему. Органы государственной вла­сти субъектов РФ, органы местного самоуправления, обще­ственные объединения не могут вмешиваться в деятель­ность таможенных органов при осуществлении ими своих функций (ст. 9 Закона о таможенном регулировании).

В соответствии со ст. 10 Закона о таможенном регулиро­вании система таможенных органов включает:

федеральный орган исполнительной власти, уполномо­ченный в области таможенного дела (в настоящее время им является ФТС России);

региональные таможенные управления (РТУ); таможни;

таможенные посты.

Центральным органом, осуществляющим непосредствен­ную реализацию задач в области таможенного дела в Рос­сийской Федерации, является федеральный орган испол­нительной власти, уполномоченный в области таможенного дела,— ФТС России.

Создание, реорганизация и ликвидация региональных та­моженных управлений, таможен и таможенных постов осу­ществляются в порядке, определенном Правительством РФ (см. Положение о ФТС России). Компетенция конкретных таможенных органов по осуществлению конкретных функ­ций, совершению определенных таможенных операций, а также регион деятельности этих таможенных органов опре­деляются ФТС России, которая также вправе создавать спе­циализированные таможенные органы и свои структурные подразделения (департаменты, управления), компетенция которых ограничивается отдельными правомочиями для вы­полнения некоторых функций, возложенных на таможенные органы, либо для совершения таможенных операций в отно­шении определенных видов товаров.

Отношения в области таможенного дела в Российской Федерации регулируются таможенным законодательством Таможенного союза, Законом о таможенном регулировании и принимаемыми в соответствии с ним иными федеральиыми законами, законодательством РФ о Государственной границе, о налогах и сборах, валютным законодательством, УК, Ко All, а также Указами Президента РФ, постановлени­ями и распоряжениями Правительства РФ, нормативными правовым актами ФТС России и др.

Таможенные органы выполняют следующие основные функции:

- проводят таможенный контроль, совершенствуют методы совершения таможенных операций и проведения таможенного контроля, создают условия, способствующие ускоренно товарооборота при ввозе товаров в Российскую Федерацию и вывозе товаров из Российской Федерации;

- содействуют развитию внешней торговли РФ, внеш­неэкономических связей субъектов РФ, ускорению това­рооборота; взимают таможенные пошлины, налоги, анти­демпинговые, специальные и компенсационные пошлины, таможенные сборы, контролируют правильность исчисления и своевременность уплаты указанных пошлин, налогов и сбо­ров, принимают меры по их принудительному взысканию;

- обеспечивают на территории РФ соблюдение порядка перемещения товаров и транспортных средств междуна­родной перевозки через таможенную границу Таможенного союза; обеспечивают, если иное не установлено законода­тельством РФ, соблюдение установленных в соответствии с международными договорами государств — членов Тамо­женного союза и законодательством РФ запретов и ограни­чений в отношении товаров, ввозимых в Российскую Феде­рацию и вывозимых из Российской Федерации;

- обеспечивают в пределах своей компетенции защиту нрав на объекты интеллектуальной собственности; выяв­ляют, предупреждают, пресекают преступления и админи­стративное правонарушения, отнесенные законодатель­ством РФ к компетенции таможенных органов, а также иные связанные с ними преступления и правонарушения, проводят неотложные следственные действия и осущест­вляют предварительное расследование в форме дознания но уголовным делам об указанных преступлениях, осущест­вляют административное производство по делам об адми­нистративных правонарушениях в области таможенного /(ела (о нарушениях таможенных правил), оказывают содей­ствие в борьбе с коррупцией и международным террориз­мом, осуществляют противодействие незаконному обороту объектов интеллектуальной собственности, наркотических средств, психотропных веществ, оружия и боеприпасов, культурных ценностей и иных предметов, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза и (или) че­рез Государственную границу РФ;

- содействуют осуществлению мер по защите государ­ственной безопасности, общественного порядка, нравствен­ности населения, жизни и здоровья человека, животных и растений, охране окружающей природной среды, защите интересов потребителей товаров, ввозимых в Российскую Федерацию;

- осуществляют в пределах своей компетенции кон­троль за валютными операциями, связанными с переме­щением товаров через таможенную границу Таможенного союза, а также с ввозом товаров в Российскую Федерацию и их вывозом из Российской Федерации, в соответствии с международными договорами государств — членов Тамо­женного союза, валютным законодательством РФ и при­нятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами органов валютного регулирования;

- содействуют развитию экспортного и транзитного по­тенциала РФ, оптимизации структуры экспорта, защища­ют с использованием средств таможенного регулирования интересы отечественных товаропроизводителей, постоянно совершенствуют систему таможенного контроля, способ­ствующую оптимальному использованию ресурсов тамо­женных органов;

- обеспечивают в соответствии с международным до­говором государств — членов Таможенного союза меры по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терро­ризма при осуществлении контроля за перемещением че­рез таможенную границу Таможенного союза валюты госу­дарств — членов Таможенного союза, ценных бумаг и (или) валютных ценностей, дорожных чеков; разъясняют заинте­ресованным лицам их права и обязанности в области тамо­женных правоотношений, оказывают содействие в пределах своих полномочий участникам внешнеэкономической дея­тельности в реализации ими своих прав при совершении та­моженных операций в отношении товаров и транспортных средств международной перевозки;

- обеспечивают выполнение международных обяза­тельств Российской Федерации в части, касающейся та­моженного дела, осуществляют сотрудничество с таможенными и иными компетентными органами иностранных государств, международными организациями, занимающи­мися вопросами таможенного дела;

- осуществляют информирование и консультирование и области таможенного дела, обеспечивают в установлен­ном порядке государственные органы, организации и граж­дан информацией по вопросам таможенного дела и т.д.

Таможенные органы для выполнения возложенных на них функций обладают следующими правами:

1) принимают меры, предусмотренные актами тамо­женного законодательства Таможенного союза, законода­тельством РФ о таможенном деле, а также иного законода­тельства РФ, контроль за соблюдением которого возложен на таможенные органы, в целях обеспечения лицами со­блюдения этих актов;

2) требуют документы, сведения, представление которых предусмотрено положениями таможенного законодатель­ства Таможенного союза, законодательства РФ о таможен­ном деле и иного законодательства РФ, контроль за соблю­дением которого возложен на таможенные органы;

3) проверяют у граждан и должностных лиц, участвую­щих в таможенных операциях, документы, удостоверяющие их личность;

4) требуют от физических и юридических лиц подтверж­дения полномочий на совершение определенных действий или осуществление определенной деятельности в сфере та­моженного дела;

5) осуществляют в соответствии с законодательством РФ оперативно-розыскную деятельность в целях выявле­ния, предупреждения, пресечения и раскрытия преступле­ний, производство неотложных следственных действий и дознания по которым отнесено уголовно-процессуальным законодательством РФ к ведению таможенных органов, вы­явления и установления лиц, их подготавливающих, совер­шающих или совершивших, а также в целях обеспечения собственной безопасности;

6) осуществляют неотложные следственные действия и дознание в пределах своей компетенции и в порядке, которые определены уголовно-процессуальным законода­тельством РФ;

7) привлекают лиц к административной ответственности в соответствии с законодательством РФ об административ­ных правонарушениях;

8) используют в случаях, не терпящих отлагательства, средства связи или транспортные средства, принадлежащие организациям или общественным объединениям (за исклю­чением средств связи и транспортных средств дипломати­ческих представительств, консульских и иных учреждений иностранных государств, а также международных органи­заций), для предотвращения преступлений, предваритель­ное расследование по уголовным делам о которых отнесено уголовно-процессуальным законодательством к компетен­ции таможенных органов, преследования и задержания лиц, совершивших такие преступления или подозреваемых в их совершении. Имущественный ущерб, понесенный в та­ких случаях владельцами средств связи или транспортных средств, таможенные органы возмещают по требованию владельцев средств связи или транспортных средств за счет средств федерального бюджета в порядке, определяемом Правительством РФ;

9) задерживают и доставляют в служебные помещения таможенного органа или в ОВД РФ лиц, подозреваемых в совершении преступлений, совершивших или совершаю­щих преступления или административные правонарушения в области таможенного дела (нарушения таможенных пра­вил), в соответствии с законодательством РФ;

10) производят документирование, видео- и аудиоза­пись, кино- и фотосъемку фактов и событий, связанных с ввозом товаров в Российскую Федерацию и их вывозом из Российской Федерации, осуществлением перевозки, хра­нения товаров, находящихся под таможенным контролем, совершением с ними грузовых и иных операций;

11) получают от государственных органов, организаций и физических лиц информацию, необходимую для выпол­нения своих функций, в соответствии с Законом о тамо­женном регулировании;

12) предъявляют в суды или арбитражные суды иски и заявления:

а) о принудительном взыскании таможенных пошлин, налогов, таможенных сборов, процентов и пеней;

б) об обращении взыскания на товары в счет уплаты та­моженных пошлин, налогов, таможенных сборов;

в) о признании имущества бесхозяйным;

г) в иных случаях, предусмотренных таможенным зако­нодательством Таможенного союза, законодательством РФ о таможенном деле и иным законодательством РФ;

13) разрабатывают, создают и эксплуатируют информа­ционные системы, системы связи и системы передачи дан­ных, технические средства таможенного контроля, а также средства защиты информации, включая средства криптогра­фической защиты, в соответствии с законодательством РФ;

14) реализуют иные права, предусмотренные Законом о таможенным регулировании и иными федеральными за­конами.

Статьями 20 и 21 Закона о таможенном регулировании предусмотрены права таможенных органов при осуществлении таможенного контроля с использованием водных и воздушных судов таможенных органов, в отношении ав­томобильных транспортных средств, перевозящих товары, находящиеся под таможенным контролем.

Законные требования таможенных органов и их долж­ностных лиц обязательны для исполнения всеми лицами. Неисполнение законных требований таможенных органов и их должностных лиц влечет ответственность, предусмо­тренную законодательством РФ.

Вопросы и задания для самоконтроля

 

1. Что такое национальная безопасность Российской Феде­рации?

2. Какие органы образуют систему безопасности?

3. Что составляет правовую основу деятельности Совета Безо­пасности РФ? Какие задачи он решает?

4. Какова структура и основные направления деятельности ор­ганов ФСБ России?

5. Какими органами осуществляется разведывательная дея­тельность?

6. Назовите объекты государственной охраны. Что такое охра­няемые объекты?

7. Расскажите о Федеральных органах государственной охра­ны Российской Федерации.

8. Назовите основные функции таможенных органов Россий­ской Федерации.

9. Расскажите о системе таможенных органов Российской Фе­дерации.

10. Перечислите основные функции, которые выполняют та­моженные органы Российской Федерации.


 

Глава 12

ОРГАНЫ ЮСТИЦИИ

Функции и полномочия Министерства юстиции Российской Федерации

 

Центральным органом федеральной исполнительной власти, обеспечивающим реализацию государственной по­литики в сфере юстиции, является Минюст России.

Министерство юстиции Российской Федерации — феде­ральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной по­литики и нормативно-правовому регулированию в сфере деятельности Минюста России, в следующих направлениях: исполнения уголовных наказаний, регистрации некоммер­ческих организаций, включая отделения международных организаций и иностранных некоммерческих неправитель­ственных организаций, политические партии, иные обще­ственные объединения и религиозные организации, в сфере адвокатуры, нотариата, государственной регистрации актов гражданского состояния, обеспечения установленного по­рядка деятельности судов и исполнения судебных актов и актов других органов, оказания бесплатной юридической помощи и правового просвещения населения, а также право­применительные функции и функции по контролю в сфере регистрации некоммерческих организаций, включая отделе­ния международных организаций и иностранных некоммер­ческих неправительственных организаций, политические партии, иные общественные объединения и религиозные организации, по контролю за соответствием деятельности некоммерческих организаций целям, предусмотренным их учредительными документами, и законодательству РФ, по контролю и надзору в сфере адвокатуры, нотариата, госу­дарственной регистрации актов гражданского состояния.

Руководство деятельностью Минюста России осущест­вляет Президент РФ. Правительство РФ координирует деятельность Минюста России.

В систему Минюста России входят его территориаль­ные органы, подчиненные ему иные органы и учреждения юстиции, а также организации, обеспечивающие их дея­тельность.

Минюст России осуществляет координацию и кон­троль деятельности подведомственных ему ФСИН России и ФССП России.

Основными задачами Минюста России являются:

1) разработка общей стратегии государственной политики и установленной для Минюста России сфере деятельности;

2) нормативно-правовое регулирование в этой сфере дея­тельности; 3) обеспечение в пределах своих полномочий за­щиты прав и свобод человека и гражданина и др.

Минюст России в своей деятельности руководствует­ся Конституцией, федеральными конституционными за­конами, федеральными законами, актами Президента РФ и Правительства РФ, международными договорами РФ, а также Положением о Минюсте России.

Возложенные на Минюст России задачи выполняются непосредственно Министерством и (или) через его терри­ториальные органы (федеральные управления Минюста России по федеральным округам, главные управления Мин­юста России по субъектам (субъекту) РФ, Минюста респу­блик, управления (отделы) юстиции областей, автономной области, автономных округов). Минюст России также руко­водит деятельностью федеральных государственных учреж­дений, созданных в установленном законодательством РФ порядке для реализации задач Министерства.

В ведении Минюста России находятся также некоторые учреждения и организации, в отношении которых орга­ны юстиции осуществляют определенные управленческие функции (адвокатура, нотариат, загсы, лаборатории судеб­ных экспертиз, Российская правовая академия, научный центр правовой информации, редакции некоторых журна­лов и иных изданий).

Минюст России осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими федеральными органами испол­нительной власти, органами исполнительной власти субъ­ектов РФ, органами местного самоуправления, обществен­ными объединениями и организациями. Таким образом, современный Минюст России — это многопрофильный фе­деральный орган исполнительной власти, возглавляющий единую централизованную систему органов и учреждений юстиции РФ, задачи и функции которых определены фе­деральным законодательством, актами и распоряжениями Президента РФ и Правительства РФ, а также нормативны­ми правовыми актами Минюста России.

Указом Президента РФ от 14.07.2008 № 1079 «О вне­сении изменений в Указ Президента Российской Федера­ции от 13 октября 2004 г. № 1313 “Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации”, в Положение, утверж­денное этим Указом, и о признании утратившими силу не­которых актов Президента Российской Федерации» По­ложение о Минюсте России приведено в соответствие с Указом Президента РФ от 12.05.2008 № 724 «Вопросы си­стемы и структуры федеральных органов исполнительной власти». Наиболее значительные изменения функций Ми­нюста России при этом касались организации деятельности по государственной регистрации некоммерческих организа­ций и международных объединений.

Наиболее обширны и значимы полномочия и обязанно­сти Минюста России в сфере организации законоподгото­вительной, контрольной и непосредственно нормотворче­ской деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной и законодательной вла­сти субъектов РФ. В соответствии с Положением о Миню­сте России он осуществляет следующие полномочия:

- вносит Президенту РФ и в Правительство РФ про­екты федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента РФ и Правительства РФ, другие документы, по которым требуется решение Президента РФ или Правительства РФ, по вопросам, относящимся к ком­петенции Минюста России и подведомственных ему феде­ральных служб, а также проект плана и прогнозные пока­затели деятельности Минюста России и подведомственных ему федеральных служб;

- обеспечивает исполнение Конституции, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента РФ и Правительства РФ, а также международ­ных договоров РФ но вопросам, относящимся к установ­ленной для Минюста России сфере деятельности;

на основании и во исполнение Конституции, феде­ральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента РФ и Правительства РФ самостоятельно принимает нормативные правовые акты по вопросам, отно­сящимся к установленной Минюсту России сфере деятель­ности, за исключением вопросов, правовое регулирование которых осуществляется федеральными конституционны­ми законами, федеральными законами, актами Президента РФ и Правительства РФ (к числу нормативных актов Ми­нистерства, регулирующих организацию деятельности его органов в субъектах РФ, можно отнести следующие при­казы: от 21.05.2009 № 147 «Об утверждении Положения об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации и перечня управлений Министерства юстиции Российской Федера­ции по субъектам Российской Федерации»; от 27.01.2010 № 8 «Об утверждении регламента Министерства юстиции Российской Федерации», которым установлены общие пра­вила внутренней организации Минюста России);

- обобщает практику применения законодательства РФ и проводит анализ реализации государственной политики I) установленной для Минюста России сфере деятельности, разрабатывает на этой основе меры по совершенствованию своей деятельности;

- осуществляет в установленной сфере деятельности мониторинг правоприменения в Российской Федерации в целях выполнения решений Конституционного Суда РФ и постановлений Европейского Суда по правам человека, к связи с которыми необходимо принятие (издание), изме­нение или признание утратившими силу (отмена) законода­тельных и иных нормативных правовых актов РФ, а также функции по координации мониторинга правоприменения, осуществляемого федеральными органами исполнительной власти и органами государственной власти субъектов РФ, и его методическому обеспечению (см. Указ Президента РФ от 20.05.2011 № 657 «О мониторинге правоприменения в Российской Федерации»);

- участвует в организации работы по систематизации законодательства РФ и подготовке Свода законов РФ;

- проводит правовую экспертизу проектов законода­тельных и иных нормативных правовых актов, вносимых федеральными органами исполнительной власти на рас­смотрение Президента РФ и Правительства РФ, а также проектов концепций и технических заданий на разработку проектов федеральных законов;

- проводит антикоррупционную экспертизу проектов федеральных законов, проектов указов Президента РФ и проектов постановлений Правительства РФ, разраба­тываемых федеральными органами исполнительной вла­сти, иными государственными органами и организациями, при проведении их правовой экспертизы;

- осуществляет в порядке, установленном Минюстом России, аккредитацию юридических и физических лиц, изъявивших желание получить аккредитацию на проведе­ние в качестве независимых экспертов антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нор­мативных правовых актов в случаях, предусмотренных за­конодательством РФ;

- ведет в порядке, установленном Минюстом России, государственный реестр независимых экспертов, полу­чивших аккредитацию на проведение антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нор­мативных правовых актов в случаях, предусмотренных за­конодательством РФ;

- утверждает формы заключений по результатам анти­коррупционной экспертизы и формы свидетельств об ак­кредитации юридических и физических лиц в качестве независимых экспертов, уполномоченных на проведение антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов в случаях, предусмотренных законодательством РФ;

- проводит антикоррупционную экспертизу проектов концепций и технических заданий на разработку проек­тов федеральных законов, проектов официальных отзывов и заключений на проекты федеральных законов при прове­дении их правовой экспертизы;

- принимает участие в подготовке проектов официаль­ных отзывов и заключений на проекты федеральных кон­ституционных законов и федеральных законов, а также проектов поправок к ним;

- разрабатывает и представляет в Правительство РФ по его поручению предложения о приоритетных направлениях законопроектной деятельности Правительства РФ, а также проекты планов законопроектной деятельности Правитель­ства РФ;

- обобщает практику подготовки федеральными Мини­стерствами проектов федеральных конституционных и фе­деральных законов, осуществляет методическое обеспече­ние их подготовки;

- осуществляет государственную регистрацию норма­тивных правовых актов федеральных органов исполни­тельной власти, затрагивающих права, свободы и обязан­ности человека и гражданина, устанавливающих правовой статус организаций или имеющих межведомственный ха­рактер;

- ведет в установленном им порядке государственный реестр нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и иных органов в случаях, преду­смотренных законодательством РФ;

- проводит в установленном порядке антикоррупцион­ную экспертизу нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, иных государственных ор­ганов и организаций, затрагивающих права, свободы и обя­занности человека и гражданина, устанавливающих право­вой статус организаций или имеющих межведомственный характер;

- осуществляет проверку деятельности федеральных органов исполнительной власти по отбору нормативных правовых актов, подлежащих государственной регистрации, ведет контрольные экземпляры нормативных правовых ак­тов федеральных органов власти, подлежащих государст­венной регистрации;

- обобщает практику государственной регистрации нор­мативных правовых актов федеральных органов исполни­тельной власти, затрагивающих права, свободы и обязан­ности человека и гражданина, устанавливающих правовой статус организаций или имеющих межведомственный ха­рактер, представляет по поручению Президента РФ и Пра­вительства РФ соответствующую информацию Президенту РФ и в Правительство РФ;

- проводит правовую экспертизу нормативных право­вых актов субъектов РФ на предмет их соответствия Кон­ституции и федеральным законам;

- осуществляет государственный учет нормативных правовых актов субъектов РФ;

- проводит в установленном порядке мониторинг при­менения нормативных правовых актов субъектов РФ в со­ответствии с законодательством РФ;

- проводит в установленном порядке антикоррупцион­ную экспертизу нормативных правовых актов субъектов РФ при мониторинге их применения;

- проводит в установленном порядке антикоррупцион­ную экспертизу уставов муниципальных образований и му­ниципальных правовых актов о внесении изменений в уста­вы муниципальных образований при их государственной регистрации и др.

В сфере организации и осуществления международных правовых взаимосвязей Минюст России:

- представляет по запросу уполномоченного Россий­ской Федерации при Европейском Суде по правам чело­века необходимую информацию в связи с поступившими в Европейский Суд по правам человека обращениями о на­рушении Российской Федерацией положений Конвенции о защите прав человека и основных свобод и (или) прото­колов к ней;

- координирует деятельность федеральных органов ис­полнительной власти по взаимодействию Российской Фе­дерации с Европейским комитетом по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство об­ращения или наказания;

- представляет в соответствии с законодательством РФ предложения о заключении и выполнении международных договоров РФ о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным, уголовным и иным делам;

- вносит в соответствии с законодательством РФ пред­ложения о заключении международных договоров РФ, устанавливающих иные правила, чем предусмотрено зако­нодательством РФ;

- дает заключения о соответствии положений между­народного договора РФ законодательству РФ и их юри­дической силе в Российской Федерации, а также по иным вопросам, связанным с вступлением в силу и выполнением такого акта;

- получает в установленном порядке от иностранных государств или их компетентных органов запросы о право­вой помощи по гражданским, семейным, уголовным и иным делам и либо исполняет их, либо направляет для исполне­ния в федеральные органы государственной власти, а также направляет в иностранные государства или в их компетент­ные органы запросы о правовой помощи по гражданским, семейным или уголовным и другим делам, если иное не предусмотрено международным договором РФ или зако­нодательством РФ;

- подготавливает в установленном порядке представ­ит ия о передаче лиц, осужденных судами РФ к лишению свободы, для отбывания наказания в государствах, гражда­нами которых эти лица являются;

- принимает в пределах своей компетенции решения о нежелательности пребывания на территории РФ ино­странных граждан и лиц без гражданства;

- ведет и публикует список экстремистских материа­лов, перечень общественных объединений и религиозных организаций, в отношении которых судом приняты ранее решения о ликвидации и запрете деятельности, и перечень организаций, деятельность которых приостановлена в связи с осуществлением экстремистской деятельности.

Среди иных полномочий Минюста России следует указать на определенные обязанности по контролю за не­которыми действиями таких организаций, как нотариат и адвокатура. Минюст России утверждает формы реестров регистрации нотариальных действий, нотариальных свиде­тельств и удостоверительных надписей, осуществляет иные функции по нормативно-правовому регулированию, преду­смотренные законодательством РФ о нотариате.

Минюст России определяет порядок ведения реестров адвокатов субъектов РФ; утверждает форму ордера на ис­полнение поручения, выдаваемого адвокатским образова­нием, и форму удостоверения адвоката. Минюст России осуществляет организационное и методическое руководст­во деятельностью судебно-экспертных учреждений Миню­ста России.

Значительные изменения в структуре и распределении полномочий Минюста России произошли в результате про­ведения административной реформы и выделения отдель­ных функций Министерства в компетенцию специально создаваемых государственных федеральных служб, под­ведомственных Минюсту России: ФСИН России, ФССП России. Минюст России организует взаимодействие под­ведомственных ему федеральных служб (см. Соглаше­ние о взаимодействии Федеральной службы исполнения наказания и Федеральной службы судебных приставов от 13.07.2010 № 10/1-27).

Положением о Минюсте России устанавливается ряд обязанностей Министерства в отношении названных подве­домственных ему служб. В частности, Минюст России разрабатывает на основании данных, представляемых подве­домственными ему федеральными службами, предложения по формированию проекта федерального бюджета в части, касающейся финансирования подведомственных Минюсту России федеральных служб; Минюст России подготавлива­ет ежегодные доклады Президенту РФ и Правительству РФ о соблюдении законности федеральными органами исполни­тельной власти при принятии ими нормативных правовых актов, о состоянии работы по исполнению судебных актом и актов иных органов, по исполнению уголовных наказаний, обеспечению условий содержания осужденных и лиц, содер­жащихся под стражей, а также по соблюдению законности иправ человека в учреждениях, исполняющих наказания и в СИЗО. Минюст России принимает участие в кадровом обе­спечении подведомственных ему федеральных служб.

ФСИН России. Минюст России в течение последних лет принимал последовательные меры по реформированию пе­нитенциарной системы страны в направлении гуманизации условий содержания подозреваемых и обвиняемых в со­вершении преступлений и осужденных, гарантий их прав, свобод и законных интересов в соответствии с международ­ными стандартами и правилами. Пенитенциарные учрежде­ния должны развиваться в направлении их переориентации в центры социальной реабилитации в условиях изоляции. Выполнение этих задач возлагается на подведомственную Минюсту России ФСИН России, вопросы организации и деятельности которой определены Президентом РФ, утвердившим Положением о ФСИН России.

Согласно Положению ФСИН России является феде­ральным органом исполнительной власти, осуществля­ющим правоприменительные функции; функции по кон­тролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний в отношении осужденных; функции по содержанию лиц, подозреваемых либо обвиняемых в совершении преступле­ний, и подсудимых, находящихся под стражей, их охране и конвоированию; функции по контролю за поведением условно осужденных и осужденных, которым судом пре­доставлена отсрочка отбывания наказания. Помимо этих функций основными задачами ФСИН России являются обеспечение охраны прав, свобод и законных интересов осужденных и лиц, находящихся под стражей, обеспечение правопорядка и законности в учреждениях, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, и в СИЗО, обеспечение безопасности содержащихся в них осужден­ных, а также работников уголовно-исполнительной систе­мы; охрана и конвоирование граждан Российской Федера­ции по установленным маршрутам и лиц без гражданства на территорию РФ, а также иностранных граждан и лиц без гражданства в случае их экстрадиции; организация дея­тельности по оказанию осужденным помощи в социальной адаптации. На территориальные органы ФСИН возложены также обязанности не позднее семи суток со дня получения ходатайства о помиловании представлять его в комиссию по вопросам помилования субъекта РФ и информировать об этом ФСИН России, которой, в свою очередь, пред­писано представлять соответствующие сведения в целом по Российской Федерации в Администрацию Президента РФ (см. Положение о порядке рассмотрения ходатайств о помиловании в Российской Федерации, утвержденное Указом Президента РФ от 28.12.2001 № 1500). Служба должна совместно с другими органами исполнительной власти организовать реализацию разработанных специаль­ных программ, включающих получение образования, про­фессии, создать гибкую систему общеобразовательного и профессионального обучения осужденных. Значение этой деятельности обусловлено тем, что более 90% осужден­ных, поступающих в исправительные учреждения, не име­ют специальности и трудовых навыков или полностью их утратили. Усилия ФСИН России нацелены также на соз­дание эффективной системы профилактики преступлений и правонарушений среди осужденных, совершенствование оперативно-режимной деятельности, обеспечение реаль­ной правовой и социальной защищенности сотрудников службы. Пенитенциарные учреждения России должны раз­виваться в направлении их переориентации в центры соци­альной реабилитации в условиях изоляции.

На ФСИН России возлагаются также некоторые функ­ции по организации отбывания наказания и контроля по­ведения лиц, приговоренных к отбыванию наказания, не связанного с лишением свободы. Так, приказом Миню­ста России от 11.10.2010 № 258 утверждена Инструкция но организации исполнения наказания в виде ограничения свободы.

Согласно Положению о ФСИН России ее возглавля­ет директор ФСИН России, назначаемый и освобождае­мый от должности Президентом РФ по представлению

Председателя Правительства РФ. Директор имеет заме­стителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности Президентом РФ. Назначение на должности высшего начальствующего состава сотрудников уголовно­исполнительной системы и освобождение от указанных должностей осуществляется Президентом РФ по представ­лению министра юстиции РФ, если иное не установлено федеральным законом.

Указом Президента РФ от 13.10.2004 № 1314 разреше­но иметь в ФСИН России шесть заместителей директора службы, в том числе одного первого заместителя, а также 17 управлений по основным направлениям деятельности службы.

ФССП России. Деятельность по исполнению судебных решений, вынесенных по гражданским делам, и пригово­ров по уголовным делам в части имущественных взысканий представляет собой самостоятельную область правоохраны. Особая сфера правоприменения и правоохраны образуется в связи с необходимостью организации судопроизводства в судах, обеспечения условий для его беспрепятственного осуществления с соблюдением установленного процессу­альным законом порядка, обеспечения выполнения рас­поряжений судьи и решений суда.

Одним из важнейших направлений обеспечения эф­фективной деятельности судебных органов является орга­низация исполнения судебных решений и судебных актов. Обязательность исполнения вступивших в законную силу судебных постановлений федеральных судов, мировых судей и судов субъектов РФ представляет собой одну из важных основ организации и деятельности судебной системы РФ.

Старая система исполнения судебных решений состоя­щими при районных судах судебными исполнителями оказалась в новых условиях малоэффективной. С учетом сложившегося положения Государственная Дума приня­ла Закон о судебных приставах и Федеральный закон от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», которыми учреждался в системе Минюста России институт государственных исполнителей.

Создание службы судебных приставов в системе Мин­юста России, органе исполнительной власти, имеет прин­ципиальное значение для развития судебной власти. Эта служба должна освободить судей от несвойственных им распорядительных функций по выполнению собственных решений. В связи с принятием названных федеральных за­конов и Положения о ФССП России была создана необ­ходимая нормативная база для учреждения и практической деятельности специальной службы, основной функцией которой стало принудительное исполнение судебных ре­шений.

Полномочия судебных приставов определяются также соответствующим процессуальным законодательством, ве­домственными нормативными актами. Так, приказом Мин­юста России от 03.08.1999 № 226 была утверждена согласованная с Высшим Арбитражным Судом РФ и Верховным Судом РФ Инструкция о порядке исполнения судебными приставами распоряжений председателя суда, судьи или председательствующего в судебном заседании и взаимо­действии судебных приставов с должностными лицами и гражданами при исполнении обязанностей по обеспече­нию установленного порядка деятельности судов и участия и исполнительной деятельности.

Дальнейшее расширение круга полномочий службы су­дебных приставов произошло в связи с принятием и вве­дением в действие УПК, которым к органам дознания от­несены главные судебные приставы субъектов РФ, старшие судебные приставы (п. 2 ч. 1 ст. 40 УПК). Дознаватели ор­ганов службы судебных приставов получили право прово­дить дознание по ряду уголовных дел, представляющих по­сягательства на правосудие и предусмотренных ч. 1 ст. 294, ст. 297, ч. 1 ст. 311, ст. 312, 315 УК (п. 4 ч. 3 ст. 151 УПК).

С введением в действие в 2002 г. КоАП на службу судеб­ных приставов возложено административное производство но 11 статьям этого Кодекса о наложении штрафов.

В настоящее время ФССП России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции но обеспечению установленного порядка деятельности судов, исполнению судебных актов и актов других органов.

Федеральная служба судебных приставов подведом­ственна Минюсту России.

Задачи и полномочия ФССП России. В соответствии с По­ложением о ФССП России основными задачами ФССП России являются: 1) обеспечение установленного поряд­ка деятельности Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, судов общей юрисдикции и арбитражных судов; 2) организация прину­дительного исполнения судебных актов судов общей юрис­дикции и арбитражных судов, а также актов других органов, предусмотренных законодательством РФ об исполнитель­ном производстве; 3) управление территориальными орга­нами ФССП России. В своей деятельности ФССП России руководствуется Конституцией, федеральными консти­туционными законами, федеральными законами, актами Президента РФ и Правительства РФ, международными договорами РФ, актами Минюста России и Положением о ФССП России.

Полномочиями ФССП России является обеспечение установленного порядка деятельности судов; осущест­вление установленного производства по принудительному исполнению судебных актов и актов других органов; применение мер принудительного исполнения на основании соответствующих исполнительных документов.

Федеральная служба судебных приставов организует в соответствии с законодательством РФ хранение и прину­дительную реализацию арестованного и изъятого имуще­ства; розыск должника-организации и его имущества; участие судебных приставов-исполнителей в защите интересов Российской Федерации как кредитора в делах о банкрот­стве и в процедурах банкротства.

Закон предусматривает централизованный порядок на­значения на должность и освобождения от должности су­дебных приставов.

ФССП России возглавляет директор ФССП России — главный судебный пристав РФ, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Президентом РФ. Директор имеет заместителей директора ФССП России — заместите­лей главного судебного пристава РФ, назначаемых и осво­бождаемых от должности Президентом РФ, количество ко­торых устанавливает Президент РФ.

Директор ФССП распределяет обязанности между своими заместителями, вносит (представляет) министру юстиции РФ: проект положения о ФССП России; проек­ты положений о территориальных органах; предложения

о назначении на должность и освобождении от должности заместителей директора и руководителей территориаль­ных органов — главных судебных приставов субъектов РФ; предложения о принятии на вооружение ФССП России образцов специальной техники и специальных средств для последующего представления в Правительство РФ и т.п.

ФССП России как одна из разновидностей государственной правоохранительной службы (см. ст. 7 Федераль­ного закона от 25.04.2003 № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации») приобрела статус органа исполнительной власти федерального значения.

Учитывая, что судебные приставы призваны обслужи­вать сферу правосудия, законодатель счел необходимым закрепить нормативно требования к кандидатам на долж­ности судебных приставов. Судебным приставом может быть гражданин Российской Федерации, достигший воз­раста 20 лет, имеющий среднее (полное) общее или среднее профессиональное образование (а для старшего судебного пристава — высшее юридическое образование), способный но своим деловым и личным качествам, а также по состо­янию здоровья исполнять возлагаемые на него обязанности.

Нa должность судебного пристава не может быть назначено лицо, имеющее судимость.

В зависимости от исполняемых обязанностей судебные приставы подразделяются на две категории: 1) обеспечивающих установленный порядок деятельности судов; 2) су­дебных приставов-исполнителей, исполняющих судебные акты и акты других органов. С учетом различий в испол­няемых функциях судебные приставы проходят профессио­нальную подготовку. Судебный пристав является долж­ностным лицом, состоящим на государственной службе. Судебным приставам присваиваются классные чины работ­ников органов юстиции.

Закон о судебных приставах содержит исчерпывающий перечень обязанностей и прав судебных приставов по обе­спечению установленного порядка деятельности судов. Обязанности этих судебных приставов состоят: в обеспе­чении в судах безопасности судей, заседателей, участни­ков судебного разбирательства и свидетелей; в выполне­нии распоряжений председателя суда, а также судьи или председательствующего в судебном заседании, связанных с соблюдением порядка в суде; в исполнении решений суда и судьи о применении к подсудимому и другим гражданам мер процессуального принуждения; в обеспечении охра­ны зданий судов, совещательных комнат и судебных поме­щений в рабочее время; в предупреждении и пресечении преступлений и правонарушений, выявлении правонару­шителей и их задержании; в осуществлении привода лиц, уклоняющихся от явки в суд или к судебному приставуисполнителю. Судебный пристав по обеспечению уста­новленного порядка деятельности суда при исполнении служебных обязанностей вправе: обращаться за помощью к сотрудникам полиции, органов безопасности, военнос­лужащим внутренних войск; применять физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие в случаях, предусмотренных законом.

Законом о судебных приставах в целях повышения эф­фективности деятельности судебных приставов по обеспе­чению порядка деятельности суда и безопасности участ­ников судебного разбирательства судебным приставам предоставлено право проверять документы, удостоверя­ющие личность, у граждан, находящихся в судебных поме­щениях или подвергаемых приводу в суд либо к судебному приставу-исполнителю. Кроме того, они наделены правом осуществлять личный досмотр этих граждан и находящих­ся при них вещей. Однако это возможно лишь при наличии достаточных оснований полагать, что указанные лица име-1 ют при себе оружие или взрывчатые вещества, наркотические средства или психотропные вещества.

Судебные приставы наделены полномочиями для вы­полнения задач в части усиления защиты прав и интересов граждан и организаций: они получили право самостоя­тельно определять порядок проведения исполнительного производства, использования объема мер принудительного исполнения актов судебных органов. Так, судебный пристав-: исполнитель имеет право: получать при совершении исполнительных действий необходимую информацию, объ­яснения и справки; проводить у работодателей проверку исполнения исполнительных документов на работающих у них должников; входить в помещения и хранилища, занимаемые должниками, и производить осмотр указанных помещений; арестовывать, изымать, передавать на хранение и реализовывать арестованное имущество; налагать арест на денежные средства и иные ценности должника, находящиеся на счетах, во вкладах или на хранении в банках и иных кредитных организаций. В связи с этим в судебной практике возник вопрос о соответствии Конституции полномочия судебного при става-исполнителя истребовать в банке справки о составляющих банковскую тайну вкладах физических лиц без запроса суда. Конституционный Суд РФ признал недопустимость разглашения судебным приставом ставших ему известными в связи с выполнением служебных обязанностей сведений о банковских вкладах лица. Вместе с тем Конституционный Суд РФ подтвердил, что судебный пристав-исполнитель, действуя в рамках публичной функ­ции по принудительному исполнению постановления суда, вправе требовать от банков, иных кредитных организаций и их служащих предоставления сведений о денежных вкла­дах физического лица, а банк обязан предоставить такие сведения[31].

Пристав-исполнитель также вправе объявлять розыск должника, его имущества; вызывать граждан и должност­ных лиц по исполнительным документам, находящимся и его производстве. Требования судебного пристава обяза­тельны для всех органов, организаций, должностных лиц и граждан на территории РФ.

Организация деятельности системы органов Министерства юстиции Российской Федерации

 

Возложенные на Минюст России как центральный ор­ган системы органов юстиции функции и задачи реализу­ются аппаратом Министерства, органами и учреждениями, входящими в его систему. Вся полнота ответственности за выполнение этих функций и задач возложена на Минюст России. В соответствии с этим построена организация его центрального аппарата и территориальных органов.

Минюст России возглавляет министр юстиции РФ, на­значаемый на должность и освобождаемый от должности Президентом РФ по представлению Председателя Прави­тельства РФ. Согласно Указу Президента РФ от 13.10.2004 № 1313 министр несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Минюст России задач и реа­лизацию государственной политики в установленной для него законодательством сфере деятельности.

Министр имеет заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности Президентом РФ по пред­ставлению Председателя Правительства РФ. Заместители министра несут ответственность за конкретные участки работы в соответствии с проведенным распределением обязанно­стей. Указом Президента РФ от 13.10.2004 № 1313 «Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации» Минфину России разрешено иметь семь заместителей министра и до 11 департаментов по основным направлениям деятельности Министерства, в состав которых могут входить отделы.

В структуру Минюста России входят следующие депар­таменты: государственной политики в сфере федеральной юстиции; правового регулирования, анализа и контроля де­ятельности подведомственных федеральных служб; консти­туционного законодательства и законодательства о безопас­ности; по вопросам государственной регистрации прав на недвижимое имущество и юридических лиц; экономическо­го законодательства; международного права; гражданского и социального законодательства; ресурсного обеспечения; управления и государственной службы.

Министр юстиции в порядке выполнения предоставленных ему полномочий:

- распределяет обязанности между своими заместителями, устанавливает полномочия других должностных лиц Минюста России по решению ими оперативных, организационных, кадровых и иных вопросов;

- утверждает положения о структурных подразделениях центрального аппарата Минюста России, его территориаль­ных органах и федеральных государственных учреждени­ях, а также о территориальных органах подведомственных Минюсту России федеральных служб;

- вносит в Правительство РФ предложения о назначе­нии на должность и освобождении от должности заместите­лей министра, руководителей подведомственных Минюсту России федеральных служб;

- назначает на должность и освобождает от должности в пределах своей компетенции работников центрального ап­парата Минюста России и по представлению руководителей подведомственных Минюсту России федеральных служб руководителей территориальных органов этих служб;

- утверждает ежегодный план работы и показатели дея­тельности подведомственных Минюсту России федераль­ных служб, а также отчеты об их деятельности;

- вносит в установленном порядке в Правительство РФ для представления Президенту РФ проекты положений о подведомственных Минюсту России федеральных служ­бах, предложения о предельной численности этих служб и их территориальных органов;

- вносит Президенту РФ и в Правительство РФ про­екты нормативных правовых актов, другие документы по вопросам, относящимся к компетенции Минюста России и подведомственных ему федеральных служб, а также пред­ложения по реализации государственной политики в уста­новленной для него сфере деятельности;

- во исполнение поручений Президента РФ и [ 1равитель- ства РФ дает поручения подведомственным Минюсту Рос­сии федеральным службам и контролирует их исполнение;

- отменяет в пределах своей компетенции противореча­щие Конституции, законодательным и иным правовым ак­там РФ, правовым актам Минюста России решения долж­ностных лиц Минюста России и подведомственных ему фе­деральных служб;

- издает нормативные правовые акты Минюста России, в том числе совместно с руководителями других федераль­ных органов исполнительной власти.

Роль министра юстиции РФ как представителя федераль­ной исполнительной власти, облеченного правами по под­держанию связей Правительства РФ со всеми ветвями су­дебной власти, закрепляется рядом законодательных и иных нормативных актов. Так, Закон о судах общей юрисдикции наделяет министра юстиции РФ среди других лиц правом участвовать в заседаниях Пленума Верховного Суда РФ (ст. 14). Закон об арбитражных судах предоставляет право министру юстиции РФ принимать участие в заседаниях Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ (ст. 12).

Значительную роль в организации работы Минюста России и принятии принципиальных решений по орга­низации деятельности органов юстиции играет коллегия Минюста России. Коллегия Минюста России образуется в составе министра (председатель коллегии) и его замести­телей, руководителей подведомственных Минюсту России федеральных служб, входящих в нее по должности, а также иных лиц. Состав коллегии Минюста России (кроме лиц, входящих в нее по должности) утверждается Президентом РФ. Решения коллегии, как правило, реализуются приказа­ми и распоряжениями министра.

Минюст России в пределах своей компетенции созда­ет свои территориальные органы, утверждает положения о них, утверждает их штатную численность и фонд оплаты труда; создает учреждения юстиции и иные организации, реорганизует их и ликвидирует.

Так, в соответствии с приказом Минюста России от 21.05.2009 № 146 «Об утверждении Положения о Главном управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации и Перечня главных управлений Министерства юстиции Российской Федерации по субъектам Российской Федерации» в целях обеспечения реализации Минюстом России задач и функ­ций, установленных Указом Президента РФ от 13.10.2004 № 1313, организации деятельности главных управлений Минюста России утверждены Положение о Главном управ­лении Минюста России по субъекту (субъектам) Россий­ской Федерации и Перечень главных управлений Минюста России по субъектам Российской Федерации.

Главное управление Минюста России по субъекту (субъ­ектам) Российской Федерации является территориальным органом Минюста России, призванным обеспечивать в пре­делах своих полномочий реализацию Минюстом России государственной политики в установленной сфере деятель­ности; координацию деятельность территориальных орга­нов Минюста России, подведомственных ему федеральных служб и федеральных государственных учреждений Миню­ста России, действующих в пределах федерального окру­га; единство правового пространства РФ на территории субъекта (субъектов) РФ; защиту прав и свобод человека и гражданина; осуществлять деятельность в сфере государ­ственной регистрации некоммерческих организаций, в том числе общественных объединений, политических партий и религиозных организаций; контроль и надзор в сфере адвокатуры и нотариата, а также в сфере государственной регистрации актов гражданского состояния; обеспечивать в пределах своих полномочий реализацию прав и испол­нения обязательств, вытекающих из международных до­говоров РФ о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам.

В Главном управлении для выполнения возложен­ных на него задач создаются структурные подразделения. Структура и штатное расписание Главного управления утверждаются приказом Минюста России. Главное управ­ление осуществляет свою деятельность во взаимодействии с аппаратом полномочного представителя Президента РФ в федеральном округе, органами прокуратуры, судебными органами, территориальными органами федеральных ор­ганов исполнительной власти, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, общественными объединениями и организациями, в том числе но вопросам реализации государственной политики в установленной сфере деятельности в пределах федераль­ного округа.

Главное управление наделяется рядом полномочий и осу­ществляет обязанности, во многом соответствующие функци­ям, выполняемым Минюстом России:

- обеспечивает исполнение на территории субъекта (субъектов) РФ Конституции, федеральных конституцион­ных законов, федеральных законов, актов Президента РФ и Правительства РФ, а также международных договоров РФ по вопросам, относящимся к сфере деятельности Ми­нюста России;

- проводит правовую экспертизу нормативных право­вых актов субъекта (субъектов) РФ на предмет их соответ­ствия Конституции и федеральным законам; направляет в орган государственной власти субъекта РФ, принявший нормативный правовой акт, в случае выявления несоот­ветствия данного акта Конституции и (или) федеральному законодательству, мотивированное экспертное заключение, содержащее предложение об отмене данного акта или при­ведении его в соответствие с Конституцией и (или) феде­ральным законодательством;

- осуществляет контроль за соблюдением региональны­ми отделениями и иными структурными подразделениями политических партий законодательства РФ и соответствием их деятельности положениям, целям и задачам, предусмо­тренным уставами политических партий, за соответствием деятельности общественных объединений и их структур­ных подразделений, осуществляющих деятельность на тер­ритории одного субъекта РФ, их уставным целям, за соот­ветствием деятельности иных некоммерческих организаций (за исключением отделений международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных ор­ганизаций) целям, предусмотренным их учредительными документами, и законодательству РФ;

- осуществляет контроль за соблюдением религиозны­ми организациями своих уставов относительно целей и по­рядка их деятельности; организует при государственной регистрации местных религиозных организаций, а также централизованных религиозных организаций, имеющих местные религиозные организации на территории одного субъекта РФ, проведение государственной религиоведче­ской экспертизы, образует в этих целях экспертный совет и утверждает положение о нем;

- представляет в Минюст России копии вступивших в законную силу решений судов РФ о признании материа­лов экстремистскими для ведения федерального списка экстремистских материалов, о ликвидации или запрете дея­тельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25.07.2002 № 114-ФЗ «О противодействии экс­тремистской деятельности», а также перечень обществен­ных и религиозных объединений, деятельность которых приостановлена в связи с осуществлением ими экстремист­ской деятельности;

Доверь свою работу ✍️ кандидату наук!
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой



Поиск по сайту:







©2015-2020 mykonspekts.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.