В юриспруденции под предварительным расследованием принято понимать деятельность специализированных государственных органов по обнаружению, выявлению и расследованию преступлений. В эту деятельность также включена обязательность установления в процессе расследования уголовного дела обстоятельств, способствовавших совершению преступлений, и внесение в соответствующую организацию или должностному лицу представления о принятии мер по их устранению.
Целью предварительного расследования является установление обстоятельств совершенного общественноопасного деяния, запрещенного уголовным законом, которое способно нанести, нанесло или наносит физический, имущественный, моральный вред охраняемым государством правам и свободам граждан или законным интересам предприятий и организаций.
Но до привлечения лица, совершившего уголовно- j наказуемое деяние, к уголовной ответственности органам предварительного расследования необходимо установить не только факт преступления, но и собрать доказательства, подтверждающие виновность конкретного лица в его совершении, установить свидетелей, в ряде случаев — потерпевших, причиненный преступным деянием вред, а также иные обстоятельства, подлежащие доказыванию по уголовному делу. На органы предварительного расследования возлагается также обязанность по обеспечению участия в судебном разбирательстве обвиняемых, свидетелей, потерпевших и других лиц, имеющих непосредственное отношение к судебному процессу.
Непосредственно задачами предварительного расследования, которое в ст. 6 УПК сформулировано как назначение уголовного судопроизводства, являются: 1) защита прав и законных интересов лиц и организаций, потерпевших от преступлений; 2) защита личности от незаконного и необоснованного обвинения, осуждения, ограничения ее прав и свобод; 3) уголовное преследование и отказ от уголовного преследования невиновных; 4) реабилитация каждого, кто необоснованно подвергся уголовному преследованию.
Основным нормативным правовым актом, регламентирующим производство предварительного расследования, является УПК. В соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ, являясь составной частью ее правовой системы, могут быть применены в уголовном судопроизводстве.
Предварительное расследование преступлений как процессуальная деятельность осуществляется в соответствии с установленными УПК РФ правилами, которые в ходе производства по уголовному делу призваны неукоснительно исполнять следователи, дознаватели и их руководители, эксперты и сотрудники органов дознания, принимающие участие в расследовании уголовного дела.
С учетом тяжести совершенного преступления, особенностей его расследования, объема следственных действий и порядка принимаемых по уголовному делу следователем, дознавателем и прокурором по окончании расследования процессуальных решений выделяют две основные формы предварительного расследования преступлений — предварительное следствие и дознание (ч. 1 ст. 150 УПК).
В соответствии с требованиями ч. 2 ст. 150 УПК законом установлена обязательность производства предварительного расследования по всем уголовным дела. Одновременно по уголовным делам о преступлениях небольшой и средней тяжести, не представляющих сложности для их расследования, допускается производство расследования в форме дознания. Их перечень приведен в ч. 3 ст. 150 УПК.
Порядок производства следственных действий и процессуальные правила принятия решений по уголовному делу одинаковы для следователя и для дознавателя, поскольку их процессуальная деятельность осуществляется в рамках единого уголовно-процессуального закона по факту совершенного преступления и для них предусмотрен одинаковый порядок производства процессуальных действий и принятия процессуальных решений. На это прямо ориентирует ч. 1 ст. 223 УПК, согласно которой предварительное расследование в форме дознания производится по процессуальным правилам, предусмотренным для органов предварительного следствия, за изъятиями, установленными гл. 32 УПК, регламентирующей производство дознания.
Указанные формы расследования преступлений имеют отличия. Во-первых, предварительное следствие и дознание осуществляются различными государственными органами (Следственный комитет РФ, МВД России, ФСКН России и ФСБ России) или разными подразделениями соответствующих федеральных органов (например, в системе МВД России, ФСКН России и ФСБ России). Во-вторых, значительные различия между указанными формами расследования обусловливают установление при производстве дознания иных сроков расследования, отсутствие предъявления обвинения (гл. 23 УПК), наличие при дознании упрощенного порядка окончания расследования по уголовному делу и ряд др.
Согласно ст. 157 УПК органы дознания наделены правом возбуждения уголовных дел и их расследования в течение срока, не превышающего 10 суток, по делам о преступлениях, по которым производство предварительного следствия является обязательным. Не позднее указанного срока орган дознания направляет уголовное дело руководителю следственного органа для производства предварительного следствия, продолжая по нему по поручению следователя осуществлять следственные действия и оперативно-розыскные мероприятия, а в случае необнаружения лица, совершившего преступления, принимать розыскные и оперативно-розыскные меры по его установлению, уведомляя следователя об их результатах (ч. 4 ст. 157 УПК). Необходимо учитывать, что производство неотложных следственных действий возможно лишь в случаях, когда невозможно участие следователя в возбуждении уголовного дела и в проведении следственных действий на первоначальном этапе расследования, а также когда преступное деяние отнесено к компетенции следователей соответствующего федерального органа, орган дознания которого возбудил данное уголовное дело.