Мои Конспекты
Главная | Обратная связь

...

Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

Органы предварительного следствия





Помощь в ✍️ написании работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

В соответствии со ст. 151 УПК право производства пред­варительного следствия по уголовным делам предостав­лено следователям следственных органов Следственного комитета РФ, ОВД, федеральной службы безопасности и федеральной службы по контролю за оборотом нарко­тических средств и психотропных веществ. Следователи указанных органов в соответствии с подследственностью мри обнаружении признаков преступления обязаны при­мять предусмотренные уголовно-процессуальным законом меры по установлению события преступления и изобли­чению лиц, виновных в их совершении (ч. 2 ст. 21 УПК). Аналогичная обязанность законом возложена и на руково­дителя следственного органа (ч. 2 ст. 39 УПК).

В настоящее время основная нагрузка по расследованию преступлений приходится на следователей ОВД, которыми ежегодно расследуются почти 90% уголовных дел, по кото­рым предварительное следствие обязательно. Однако две трети из них приостанавливается ввиду неустановления лица, подлежащего привлечению в качестве обвиняемого, что свидетельствует о наличии недостатков и упущений в деятельности как органов предварительного следствия, гак и органов дознания, в непосредственную задачу кото­рых входит раскрытие преступлений. По оконченным рас­следованиям на долю следователей ОВД приходится около 80% уголовных дел, следователей Следственного комитета РФ — порядка 18% дел и следователями ФСКН России ежегодно оканчивается расследованием немногим более 2% уголовных дел.

В соответствующих статьях УПК приведены основные понятия, определяющие «следственное подразделение» и процессуальный статус «следователя», «руководителя следственного органа» (п. 38.1, 40.1, 41 ст. 5). Их содержа­ние раскрыто в ст. 38 и 39 УПК.

Следователь является должностным лицом след­ственного органа, наделенный полномочиями уголовно-процессуальным законом, вне зависимости от принадлеж­ности к конкретному федеральному органу (Следственный комитет РФ, МВД России, ФСБ России и ФСКН России). Пункт 3 ч. 2 ст. 38 УПК определяет, что при расследовании уголовного дела следователь самостоятельно направляет ход расследователя и принимает решения о производстве следственных и иных процессуальных действий за исключени­ем тех случаев, когда на это требуется получение судебного решения или согласия руководителя следственного органа. Следователь вправе обжаловать данные ему руководителем следственного органа письменные указания, обязательные для исполнения, вышестоящему руководителю, а при воз­вращении уголовного дела прокурором — вышестоящему прокурору. В определенных законом случаях обжалование следователем указаний (например, о прекращении уголов­ного дела, его направлении в суд и др.) приостанавливает их исполнение (ч. 3 ст. 38 и ч. 4 ст. 223 УПК).

О гарантиях процессуальной самостоятельности и неза­висимости следователя свидетельствует то, что воздействие в какой-либо форме на принимаемые следователем процес­суальные решения или воспрепятствование исполнению им его процессуальной деятельности влечет установлен­ную федеральным законом ответственность (ст. 6 Закона о Следственном комитете РФ).

Значимая роль в деятельности органов предваритель­ного следствия принадлежит руководителю следственного органа как должностному лицу, возглавляющему соответ­ствующее следственное подразделение в структуре пере­численных следственных органов (п. 38.1 ст. 5 УПК). Ему в соответствии со ст. 39 УПК предоставлены широкие пол­номочия как по процессуальному руководству и контролю за деятельностью подчиненного следователя, так и по ор­ганизационному руководству следователями следственного подразделения. Полномочия начальника следственного ор­гана включают в себя процессуальное руководство рассле­дованием, предусматривающее право проверять материалы уголовного дела, давать указания следователю о направле­нии расследования, производстве следственных действий, о квалификации преступления и объеме обвинения и т.п., в том числе право изымать уголовное дело у следователя,' отстранять его от производства расследования, отменять принятые им незаконные или необоснованные процессу­альные решения (ст. 39 УПК).

Руководитель следственного органа наделен также рядом полномочий, связанных с организацией и планированием работы следователя, методическим обеспечением расследо­вания преступлений, организации взаимодействия с орга­нами дознания и другими правоохранительными органами, адвокатурой, судейским сообществом, законодательными к исполнительными органами власти и др. Значительный объем полномочий, включая право на назначение, пере­мещение и увольнение следователя, предоставлен руководителям следственных органов в системе МВД России. Руководитель федерального органа исполнительной вла­сти — начальник Следственного департамента — является по должности заместителем министра внутренних дел РФ, и нижестоящие начальники следственных подразделений являются заместителями руководителей территориаль­ных органов (министерств, главных управлений, управ­лений) МВД России по субъекту РФ (указы Президента РФ от 23.11.1998 № 1422 «О мерах по совершенствованию организации предварительного следствия в системе Ми­нистерства внутренних дел Российской Федерации» и от 01.03.2011 № 253 «Об утверждении перечня должностей высшего начальствующего состава в органах внутренних дел Российской Федерации, в Федеральной миграционной службе, в Бюро по координации борьбы с организованной преступностью и иными опасными видами преступлений на территориях государств — участников Содружества Не­зависимых Государств и соответствующих этим должно­стям специальных званий»).

Следственные органы Следственного комитета РФ, МВД России, ФСБ России и ФСКН России имеют свою организационную систему, построенную по территориаль­ному принципу, с учетом выполняемых специализирован­ных функций.

Построение следственных органов, на которые возложе­но производство предварительного расследования, опреде­ляется нормативными правовыми актами соответствующих правоохранительных органов. Так, в структуре МВД России систему следственных подразделений составляют След­ственный департамент МВД России; следственные части и составе главных управлений МВД России по федераль­ным округам; следственные управления в составе управле­ний на транспорте МВД России по федеральным округам; главные следственные управления, следственные управле­ния (отделы) в составе министерств, главных управлений (управлений) МВД России по субъектам РФ; следственные управления (отделы, отделения, группы) в составе террито­риальных органов МВД России на районном уровне и при­равненные к ним на железнодорожном, водном и воздуш­ном транспорте.

Систему следственных органов Следственного комитета я РФ составляют центральный аппарат Следственного комитета и его подразделения (в том числе по федеральным округам); главные следственные управления и следствен­ные управления Следственного комитета по субъектам РФ (в том числе их подразделения по административным округам и приравненные к ним специализированные (в том числе военные) следственные управления (отделы); следственные отделы (отделения) Следственного комитета по районам, городам и приравненные к ним, включая спе­циализированные (в том числе военные) следственные под* разделения.

Систему следственных органов ФСБ России составляй! ют следственное управление ФСБ России, следственные службы УФСБ России по г. Москве и г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области, следственные подразделения в структуре территориальных органов ФСБ России по иным субъектам РФ, следственные подразделения (отделы, отделения, группы) органов безопасности в войсках - (ст. 2 Закона о ФСБ и приказ начальника Следственного управления ФСБ России от 17.01.2008 № 7 «Об объеме процессуальных полномочий»).

Систему следственных органов ФСКН России составляют Следственный департамент в составе центрального ап­парата Федеральной службы; следственные службы, следственные отделы в структуре управлений ФСКН России по субъектам РФ и входящие в них следственные отделы, отделения, группы без относительно к территориальному л обслуживанию (Положение о ФСКН России).

Органы дознания

 

Производство предварительного расследования в форме дознания осуществляется специально уполномоченными должностными лицами органов дознания. Ими являются дознаватели и начальники подразделений дознания (п. 7, 8, 17.1, 24 ст. 5, ст. 41 и 41.1 УПК, в которых конкретизирова­ны предписания об органах дознания и полномочия дознавателя и начальника подразделения дознания).

Начальник органа дознания полномочиями по производ­ству расследования в форме дознания не обладает (см. п. 17 ст. 5 и ст. 40 УПК).

В ч. 1 ст. 40 УПК приведен перечень государственных органов, которым предоставлено право производства пред­варительного расследования в форме дознания и неотлож­ных следственных действий. К ним относятся:

1) ОВД и входящая в их состав полиция; органы Феде­ральной службы судебных приставов; органы государствен­ного пожарного надзора Федеральной противопожарной службы; командиры воинских частей, соединений, началь­ники военных учреждений или гарнизонов;

2) ФСБ России, ФСКН России, ФСИН России, тамо­женные и другие органы, наделенные в соответствии с Зако­ном об ОРД правом осуществления оперативно-розыскной деятельности.

В соответствии с ч. 3 ст. 40 УПК к должностным лицам, которым предоставлено право возбуждения уголовного дела и производства неотложных следственных действий, также отнесены: капитаны морских и речных судов, находящих­ся в дальнем плавании, руководители геологоразведочных партий и зимовок, удаленных от мест расположения орга­нов дознания; главы дипломатических представительств и консульских учреждений РФ — по уголовным делам о преступлениях, совершенных соответственно на данных судах, по месту нахождения партий и экспедиций и в преде­лах территорий представительств и консульств.

Наибольший объем работы по расследованию уголов­ных дел в форме дознания осуществляют дознаватели ОВД (90%), которые являются наиболее структурированными. Они включают: Управление по организации дознания как самостоятельное подразделение центрального аппарата МВД России; отделы и отделения организации дознания в составе Управлений на транспорте МВД России по феде­ральным округам; управления, отделы, отделения органи­зации дознания министерств, главных управлений, управ­ления МВД России по субъектам РФ; отделы, отделения, группы дознания в составе линейных управлений (на меж­региональном) уровне и линейных отделов МВД России па железнодорожном, водном и воздушном транспорте и территориальных органов МВД России на районном уровне (приказ МВД России от 30.04.2011 № 333 «О неко­торых организационных вопросах и структурном построе­нии территориальных органов МВД России»).

Процессуальные полномочия дознавателя и должност­ных лиц органа дознания при возбуждении уголовного дела производстве ими дознания и неотложных следственных действий установлены УПК (ст. 40, 41, 41.1, 151, 157,1 223-225).

В ходе производства предварительного следствия и дознания по уголовным делам следователи и дознаватели в целях решения задач предварительного расследования и защиты прав и законных интересов граждан и организаций осуществляют взаимодействие между собой, с органами дознания, с другими правоохранительными органа­ми в рамках процессуальных полномочий, установленных УПК, и своих административных полномочий, установлен­ных ведомственными нормативными правовыми актами, в том числе совместными двух или нескольких правоохра­нительных органов.

Вопросы и задания для самоконтроля

 

1. Какие формы предварительного расследования предусмотрены УПК?

2. Каковы задачи органов предварительного следствия и орга­нов дознания при расследовании преступлений?

3. Приведите перечень органов дознания.

4. Как построена система органов предварительного след­ствия.

5. В чем различия органов дознания и предварительного след­ствия как форм расследования.

6. Приведите перечень должностных лиц органов предвари­тельного следствия и органов дознания.

7. В чем состоит организационная роль руководителя след­ственного органа и начальника подразделения дознания?


 

Глава 14 ПРОКУРАТУРА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Система органов и учреждений прокуратуры и ее организационная структура

 

В системе правоохранительных органов Российской Фе­дерации прокуратура занимает специфическое место. Она представляет собой единую федеральную централизован­ную систему органов, осуществляющих от имени Россий­ской Федерации надзор за соблюдением Конституции и ис­полнением действующих на ее территории законов, иные функции, установленные федеральными законами в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и госу­дарства (ст. 1 Закона о прокуратуре).

Систему прокуратуры РФ составляют: Генеральная про­куратура РФ; прокуратуры субъектов РФ; приравненные к ним военные и иные специализированные прокуратуры, а также прокуратуры городов и районов; другие территори­альные, военные и иные специализированные прокуратуры. В систему прокуратуры РФ также входят научные и обра­зовательные учреждения, которые в марте 2007 г. объедине­ны в Академию Генеральной прокуратуры РФ.

В республиках — субъектах РФ — органы прокуратуры созданы в соответствии со спецификой их администра­тивно-территориального деления. Так, административно- территориальными единицами в Республике Якутия (Саха) являются улусы, в Республике Тыва — коожуны, но проку­ратуры в них создаются на правах районных (городских).

В основной части субъектов РФ созданы только про­куратуры городов и районов. В некоторых из них дей­ствуют межрайонные прокуратуры, осуществляющие свои полномочия на территории ряда районов. В Москве и в ряде крупных городов в соответствии с установленным административно-территориальным делением созданы му­ниципальные районы и административные округа. С уче­том специфики такого деления действуют межрайонные прокуратуры, выполняющие свои функции на территории ряда муниципальных районов, и прокуратуры администра­тивных округов. Приказом Генерального прокурора РФ им придан статус прокуратуры города с районным делением.

Генеральный прокурор РФ назначается на должность и освобождается от должности Советом Федерации Феде­рального Собрания РФ по представлению Президента РФ сроком на пять лет.

В соответствии с Конституцией (п. 1 ст. 129) органы про­куратуры действуют на основе подчинения нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору РФ.

Территориальные органы прокуратуры организуют­ся в соответствии с административно-территориальным устройством РФ. В субъектах РФ действуют прокуратуры соответствующих республик, краев, областей, автономной области, автономных округов и городов федерального зна­чения. Прокуроры субъектов РФ назначаются на должность Генеральным прокурором РФ по согласованию с органами власти субъектов РФ, определенными их конституциями (уставами). Прокуроры субъектов РФ имеют первых заме­стителей и заместителей, назначаемых Генеральным проку­рором РФ.

Прокуроры субъектов РФ подчинены и подотчетны Ге­неральному прокурору РФ и освобождаются им от зани­маемой должности.

Прокуроры субъектов РФ руководят деятельностью прокуратур городов, районов и иных административно- территориальных единиц (территориальных округов и об­ластей), входящих в состав соответствующего субъекта РФ. Они издают приказы, указания, распоряжения, обяза­тельные для исполнения всеми подчиненными работника­ми. Они могут вносить изменения в штатные расписания своих аппаратов и подчиненных прокуратур в пределах штатной численности и фонда оплаты труда, установлен­ных Генеральным прокурором РФ.

Прокуроры городов с районным делением руководят де­ятельностью районных и приравненных к ним прокуратур, вносят вышестоящим прокурорам предложения об измене­нии штатной численности своих аппаратов и подчиненных прокуратур, о кадровых изменениях по вопросам, отнесен­ным к их компетенции.

Все территориальные прокуроры различных уров­ней осуществляют свои полномочия в соответствии с их компетенцией, установленной Законом о прокуратуре, а также нормами уголовно-процессуального, арбитражно-процессуального, гражданско-процессуального, уголовно­-исполнительного, административного и иного федерально­го законодательства.

Организация и деятельность специализированных про­куратур в современных условиях предопределяется необхо­димостью обеспечения законности в специфических сферах деятельности, имеющих особую важность для жизнеобеспе­чения общества и государства. В настоящее время функ­ционируют следующие специализированные прокуратуры, организованные не по традиционному (административно- территориальному), а по специальному принципу: военные, транспортные, на особо режимных объектах и в закрытых административно-территориальных образованиях (ЗАТО), которые осуществляют возложенные на прокуратуру функ­ции в полном объеме в соответствующих сферах правовых отношений и на территориях.

Специализированные природоохранные прокуратуры и прокуратуры по надзору за исполнением законов в учреж­дениях уголовно-исполнительной системы состоят в соста­ве прокуратур субъектов РФ. При этом общие принципы организации и деятельности прокуратуры распространяют­ся на них в полной мере.

Военные, транспортные и природоохранные прокурату­ры осуществляют функции прокуратуры в специфических сферах правовых отношений, не связанных с территори­альным делением страны. В этих сферах организуются и действуют хозяйственные и государственно-правовые структуры, формирование и функционирование кото­рых непосредственно не связаны с федеративным устрой­ством и административно-территориальным делением страны.

Принцип организации таких прокуратур условно можно назвать «производственным». В сфере действия этих про­куратур хозяйственные, государственно-правовые струк­туры организуются и функционируют преимущественно на иных организационных принципах: «линейный» принцип — на железной дороге; принцип «порта приписки» — на морском и речном транспорте; внетерриториальные принципы — в различных видах и родах войск, округах и пр. Вооруженных Сил РФ.

Экологические правонарушения и их последствия так­же возникают и развиваются не по административно-тер­риториальным признакам, а под влиянием экологических, естественно-географических и природных закономерно­стей, что учитывается при создании природоохранных про­куратур, установлении их предметов ведения и территори­альной компетенции.

Специализированные прокуратуры являются элемента­ми единой системы органов прокуратуры. На них распро­страняются общие принципы организации и деятельности прокуратуры.

Военные прокуратуры возглавляет Главная военная про­куратура, которая является структурным подразделением Генеральной прокуратуры РФ. Органы военной прокурату­ры организуются в соответствии с принципами строитель­ства Вооруженных Сил РФ и Военно-Морского Флота РФ и включают: Главную военную прокуратуру; военные про­куратуры военных округов, флотов, ракетных войск стра­тегического назначения, Московскую городскую военную прокуратуру и другие военные прокуратуры, приравненные к прокуратурам субъектов РФ; военные прокуратуры объе­динений, соединений, гарнизонов и другие военные проку­ратуры, приравненные к прокуратурам городов и районов.

Органы военной прокуратуры возглавляет заместитель Генерального прокурора РФ — Главный военный проку­рор, который, как и иные заместители (ч. 2 ст. 14 Закона о прокуратуре), назначается на должность и освобождается от должности Советом Федерации Федерального Собрания РФ по представлению Генерального прокурора РФ. Глав­ный военный прокурор руководит деятельностью органов военной прокуратуры, обеспечивает подбор, расстановку и воспитание кадров, проводит аттестацию военных про­куроров и следователей, издает приказы и указания, обяза­тельные для исполнения всеми военными прокуратурами.

Свои полномочия органы военной прокуратуры осущест­вляют в Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских формированиях и органах, созданных в соответствии с фе­деральными законами и иными нормативными правовыми актами. Их компетенция распространяется на органы военного управления, воинские части, учреждения, военные комиссариаты, военно-учебные заведения, предприятия, организации, подразделения Минобороны России, феде­ральные органы государственной охраны, Службу внешней разведки, Главное командование внутренних войск МВД России, на органы и подразделения ФСБ России, а также воинские формирования других министерств и ведомств.

В процессе проведения военной реформы принципы построения Вооруженных Сил РФ претерпевают суще­ственные изменения. Это неизбежно повлечет и изменения структуры и организации деятельности военной прокурату­ры на принципах построения Вооруженных Сил РФ, дру­гих военных формирований.

В местностях, где в силу исключительных обстоятельств не действуют иные органы прокуратуры РФ, где в соот­ветствии с международными договорами находятся войска и воинские формирования РФ, решение задач и осуществление функций прокуратуры может быть возложено Гене­ральным прокурором РФ на органы военной прокуратуры.

Транспортные прокуратуры организуются с учетом того, что органы управления и хозяйствования на железнодо­рожном транспорте организуются и функционируют цен­трализовано по линейному принципу.

Эти органы дислоцированы в местах (городах), которые выбираются по соображениям оптимизации управления транспортными потоками. Таким же образом и МВД орга­низует систему своих структур на транспорте для выпол­нения всего комплекса работ, относящихся к его ведению. Систему органов МВД на железнодорожном транспорте об­разуют дорожные (по всей определенной дороге) управле­ния внутренних дел, линейные отделения полиции.

При этом учитывается, что лица, посягающие на охра­няемые законом общественные отношения (собственность, техническую безопасность, общественный порядок, жизнь и здоровье граждан и т.п.), действуют внетерриториально, а нередко с использованием разобщенности между линей­ными структурами, транспортными и территориальными органами обеспечения безопасности и порядка. Многие хи­щения, повреждения, порча грузов совершаются в одном регионе, а обнаруживаются в значительном отдалении от него. Нарушение правил технической эксплуатации транспорта допущены в одном регионе, а последствия (авария, крушение) проявляются в другом. Террористический акт, связанный с захватом заложников, уничтожени­ем транспортных средств и т.п., подготавливается нередко в месте отправления авиатехнических средств, а дальней­шие преступные действия осуществляются в иных регио­нах.

В настоящее время воссоздана трехзвенная система спе­циализированных транспортных прокуратур. В субъектах РФ действуют районные (межрайонные) транспортные прокуратуры. В федеральных округах созданы транспорт­ные прокуратуры на правах прокуратур субъектов РФ. В Ге­неральной прокуратуре РФ образовано управление по над­зору за исполнением законов на транспорте и в таможенной сфере (приказ Генерального прокурора РФ от 12.01.2009 № 1). Транспортные прокуроры осуществляют свои полно­мочия по вопросам исполнения законов о безопасности движения, соблюдения прав и свобод человека и граждани­на всеми предприятиями, учреждениями и организациями железнодорожного, воздушного, морского и речного транс­порта независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности. Таким же образом организованы подраз­деления по расследованию преступлений на транспорте Следственного комитета РФ.

Прокуратура ЗАТОявляется специализированной про­куратурой, осуществляющей в закрытых административно- территориальных образованиях, на особо режимных объ­ектах и в специальных воинских формированиях надзор за исполнением законов, иные возложенные на прокура­туру функции. Прокурор ЗАТО, осуществляющий надзор за исполнением законов указанными органами, подчиняет­ся прокурору соответствующего субъекта РФ, на террито­рии которого дислоцирован.

Названные прокуроры осуществляют надзор за испол­нением законов органами местного самоуправления, пред­приятиями, организациями, учреждениями в закрытых административно-территориальных образованиях, на осо­бо важных и особо режимных объектах, органами военного управления, специализированными военно-строительными и иными воинскими формированиями, занятыми на строи­тельстве, в охране и эксплуатации названных объектов, ве­дающими ими территориальными органами соответствую­щих министерств и иных государственных структур.

В ЗАТО создаются подразделения Следственного коми­тета РФ, которые расследуют все преступления, совершаемые на особо важных и особо режимных объектах, а также преступления, совершенные военными строителями и во­еннослужащими войсковых частей, прикомандированных к этим объектам.

Специализированные природоохранные прокуратуры создаются в регионах для оптимизации выполнения возло­женных на прокуратуру функций в сфере экологии. Дей­ствуют природоохранные прокуратуры на правах областных (Волжская природоохранная прокуратура). В субъектах РФ созданы природоохранные прокуратуры на правах межрай­онных.

В состав Волжской природоохранной прокуратуры, и частности, входят 15 межрайонных прокуратур, которые осуществляют: надзор за исполнением законов на террито­рии всего Волжского бассейна, иные функции прокуратуры. Расследование преступлений, совершенных на объектах, отнесенных к их ведению осуществляют специализирован­ные подразделения Следственного комитета при прокура­туре РФ.

Специализированные прокуратуры по надзору за со­блюдением законов при исполнении уголовных наказа­нийсозданы в целях усиления влияния на состояние за­конности при исполнении уголовного наказания в виде лишения свободы и иных мер принудительного характера, назначаемых судом. Эти прокуратуры действуют на правах районных прокуратур с подчинением прокурорам со­ответствующих субъектов РФ. На них возложен надзор за соблюдением: законов администрацией исправительных учреждений уголовно-исполнительной системы, а также специальных подразделений по обеспечению безопасности объектов этой системы.

Гибкое развитие специализированных прокуратур явля­ется одним из средств совершенствования организацион­ной структуры прокурорской системы РФ в соответствии с потребностями укрепления законности.

После масштабной аварии на одной из угольных шахт Кузбасса в Кемеровской области, повлекшей многочислен­ные человеческие жертвы и значительный материальный ущерб, связанные с систематическими нарушениями пра­вил охраны труда и техники безопасности, технологии про­ведения работ при добыче угля, приказом Генерального про­курора РФ была создана Кемеровская специализированная прокуратура по надзору за исполнением законов в угольной промышленности на правах межрайонной прокуратуры (в соответствии с п. 2 ст. 11 Закона о прокуратуре).

В целях упорядочения организации деятельности тер­риториальных и специализированных прокуратур, их кон­структивного взаимодействия по обеспечению законности Генеральный прокурор РФ издает специальные приказы. Действует приказ Генерального прокурора РФ от 07.05.2008 № 84 «О разграничении компетенции прокуроров террито­риальных, военных и других специализированных проку­ратур».

Генеральный прокурор РФ руководит всей системой прокуратуры страны. Он имеет первого заместителя и за­местителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности Советом Федерации Федерального Собрания РФ по представлению Генерального прокурора РФ. В Ге­неральной прокуратуре РФ образуется коллегия в составе Генерального прокурора РФ (председатель), его первых заместителей и заместителей (по должности), других про­курорских работников, назначаемых Генеральным прокуро­ром РФ.

Входящие в состав Генеральной прокуратуры РФ, глав­ные управления, управления и отделы возглавляют на­чальники — старшие помощники Генерального прокурора РФ. В этих подразделениях работают старшие прокуроры и прокуроры. Генеральный прокурор РФ имеет также со­ветников, старших помощников и старших помощников по особым поручениям.

Генеральный прокурор РФ в пределах выделенной штат­ной численности и фонда оплаты труда устанавливает шта­ты и структуру Генеральной прокуратуры РФ, определяет полномочия структурных подразделений. Каждое из этих подразделений действует в соответствии с Положением о нем, утвержденным Генеральным прокурором РФ.

Структура Генеральной прокуратуры, иных прокуратур динамична. Она изменяется в соответствии с изменениями задач, функций прокуратуры, приоритетов в ее деятельно­сти, а также в соответствии с процессами развития и укре­пления федеративной государственности страны.

В состав Генеральной прокуратуры РФ входят: Глав­ное управление по надзору за уголовно-процессуальной и оперативно-розыскной деятельностью; Главное организационно-инспекторское управление; управление кадров; Главное управление по надзору на исполнением федерального законодательства; управление по обеспечению участия прокуроров в рассмотрении уголовных дел судами; управление по обеспечению участия прокуроров в граждан­ском и арбитражном процессе; управление правового обе­спечения; управление международно-правового сотрудни­чества; управлении по надзору за законностью исполнения уголовных наказаний; управлении по надзору за исполне­нием законов на транспорте и в таможенной сфере; управ­ление по надзору за исполнением законов о федеральной безопасности, международных отношениях и противодей­ствия экстремизму; управление взаимодействия со сред­ствами массовой информации и общественностью; Главное управление обеспечения деятельности органов и учрежде­ний прокуратуры; управление по рассмотрению обращений и приему граждан.

В состав Генеральной прокуратуры входит Главная воен­ная прокуратура, возглавляемая заместителем Генерального прокурора РФ — Главным военным прокурором.

В состав Генеральной прокуратуры входит Главное управление и управления по надзору за исполнением зако­нов в федеральных округах.

Структура аппарата Генеральной прокуратуры РФ непо­средственно связана с изменениями в системе федераль­ного управления на территории РФ. Указом Президента РФ от 13.05.2000 № 849 «О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе» образованы на территории страны семь федеральных окру­гов, а Указом Президента от 19.01.2010 № 82 «О внесении изменений в перечень федеральных округов, утвержден­ных Указом Президента Российской Федерации от 13 мая 2000 г. № 849, и в Указ Президента Российской Федера­ции от 12 мая 2008 г. № 724 “Вопросы системы и струк­туры федеральных органов исполнительной власти”» в 2010 г. создан восьмой, Северо-Кавказский федеральный округ. В соответствии с приказом Генерального прокурора от 26.01.2010 в этом округе создано Управление Генеральной прокуратуры РФ. Федеральные органы образовали во всех федеральных округах соответствующие структуры. На них возложены: координация деятельности всех правоохрани­тельных органов, находящихся в пределах федерального округа, по борьбе с преступностью; надзор за исполнением законов федеральными органами, находящимися в преде­лах федерального округа, органами контроля, их должностными лицами; надзор за соблюдением прав и свобод чело­века и гражданина федеральными органами контроля и их должностными лицами; надзор за исполнением законов фе­деральными органами в округах, осуществляющими пред­варительное следствие, дознание, оперативно-розыскную деятельность, а также региональными управлениями по борьбе с организованной преступностью, региональны­ми подразделениями Следственного комитета РФ и След­ственного комитета при МВД России (ныне Следственный департамент МВД России).

В связи с этим в составе Генеральной прокуратуры РФ на основании приказа Генерального прокурора РФ от 05.06.2000 № 98 «Об образовании управлений Генераль­ной прокуратуры Российской Федерации в федеральных округах» образованы управления в соответствующих фе­деральных округах. Действует только одно Главное управ­ление Генеральной прокуратуры РФ в Южном федераль­ном округе (с дислокацией в г. Ессентуки Ставропольского края). В составе этого Главного управления образованы опе­ративные отделы: по расследованию преступлений в сфере федеральной безопасности, по надзору за расследованием преступлений и по обеспечению участия прокуроров в рас­смотрении уголовных дел судами; по надзору за исполнени­ем федерального законодательства; по надзору за процессу­альной деятельностью региональных органов МВД, ФСБ, ФСКН, ФТС и Минюста России. Эти управления и Глав­ное управление являются самостоятельными структурными подразделениями Генеральной прокуратуры РФ и разме­щаются непосредственно в центрах соответствующих феде­ральных округов. Они не заменяют других подразделений центрального аппарата прокуратуры РФ, а взаимодейству­ют с ними в пределах выделенных предметов ведения.

На Главное управление и управления в федеральных округах возложены следующие обязанности:

- обеспечение соблюдения на территории федерального округа положений Конституции и других федеральных зако­нов в сфере государственного строительства и федерализма;

- надзор за исполнением законов федеральными орга­нами исполнительной власти в федеральном округе;

- координация деятельности по борьбе с преступностью федеральных органов исполнительной власти в федераль­ном округе, осуществляющих ОРД, дознание и предвари­тельное следствие;

- руководство и контроль за деятельностью прокуратур субъектов РФ в округе по надзору за исполнением законов и сфере государственного строительства и федерализма.

В Генеральной прокуратуре РФ действует научно­консультативный совет для рассмотрения вопросов, связан­ных с организацией и деятельностью органов прокуратуры, и выработки необходимых рекомендаций.

Аппарат Генеральной прокуратуры РФ является инте­грированным руководителем прокурорской системы. Его подразделения осуществляют оперативное руководство и контроль в пределах своей компетенции за деятельно­стью прокуратур субъектов РФ, приравненных к ним спе­циализированных прокуратур, а также иных нижестоящих органов прокуратуры, осуществляют функции прокуратуры на федеральном уровне.

Полномочия прокуроров различных уровней на предва­рительном следствии и в различных судопроизводствах ре­гламентируются УПК, ГПК, АПК, КоАП и Законом о про­куратуре.

5 июня 2007 г. в Закон о прокуратуре внесены измене­ния, согласно которым при прокуратуре РФ был создан Следственный комитет (см. Федеральный закон № 87-ФЗ «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон “О прокура­туре Российской Федерации”»). Согласно Закону о След­ственном комитете РФ Следственный комитет теперь яв­ляется самостоятельным федеральным государственным органом, осуществляющим в соответствии с законодатель­ством РФ функции в сфере уголовного судопроизводства. С выделением Следственного комитета, который проводит предварительное расследование преступлений, ранее от­носящихся к подследственности органов прокуратуры, по­следняя перестала осуществлять функцию предварительно­го расследования преступлений.

Принципы организации и деятельности прокуратуры Российской Федерации

 

Организация и деятельность органов прокуратуры осу­ществляется на основе ряда принципов, закрепленных в ст. 129 Конституции и в ст. 4 Закона о прокуратуре, а так­же в нормативных актах Генерального прокурора РФ.

Принцип единстваозначает, что все территориальные и специализированные прокуратуры составляют единую систему. Создание и деятельность на территории РФ органов прокуратуры, не входящих в единую систему про­куратуры РФ, не допускается (п. 3 ст. 11 Закона о прокуратуре). Каждый прокурор действует на соответствующей территории и (или) в определенной сфере правовых от­ношений от имени Российской Федерации; наделен еди­ными полномочиями. Так, любой прокурор (от районного до Генерального) вправе и обязан реагировать на выявленный незаконный правовой акт, принятый органом, на ко­торый распространяется его компетенция. Для устранения таких нарушений используются одни и те же правовые средства: внесение протеста, представления и др. Прин­цип единства проявляется также в том, что вышестоящий прокурор может поручить нижестоящему прокурору вы­полнение своих обязанностей, принять на себя исполнение обязанностей нижестоящего прокурора, изменить или от­менить любое решение, кроме случаев, специально преду­смотренных законом.

Принцип централизациисистемы органов прокуратуры проявляется в том, что нижестоящие прокуроры подчиня­ются вышестоящим прокурорам и Генеральному прокурору РФ. Он назначает на должность прокуроров субъектов РФ по согласованию с органами власти этих субъектов. Проку­роры городов и районов, прокуроры специализированных прокуратур назначаются на должность только Генеральным прокурором РФ. Независимо от порядка назначения, все прокуроры освобождаются от должности Генеральным про­курором РФ, подчинены ему и подотчетны. Вышестоящие прокуроры руководят деятельностью нижестоящих проку­роров и осуществляют служебный контроль.

Принцип независимостиорганов прокуратуры состо­ит в том, что свои функциональные решения и действия (по осуществлению надзора и др.) каждый прокурор осу­ществляет только на основе закона, своего внутреннего убеждения и материалов проверок, осуществленных в соот­ветствии с требованиями полноты, всесторонности и объ­ективности их проведения.

Воздействие в какой-либо форме на прокуроров с це­лью оказать влияние на принимаемое ими решение или воспрепятствовать их деятельности влечет установленную законом ответственность (дисциплинарную, администра­тивную, уголовную).

Порядок и условия осуществления государственной за­щиты прокуроров определяются Федеральным законом от 20.04.1995 № 45-ФЗ «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов», а также иными нормативными правовыми акта­ми. В органах прокуратуры создана служба обеспечения собственной безопасности и физической защиты их работ­ников, принимаются иные меры по обеспечению безопас­ности прокуроров, членов их семей и имущества.

Прокуроры не могут быть членами выборных, назначае­мых, создаваемых и иных органов, образуемых органами государственной власти и местного самоуправления.

Статья 5 Закона о прокуратуре указывает на недопу­стимость вмешательства не только в осуществление про­курорского надзора, но и в любую иную функциональную деятельность органов и учреждений прокуратуры: коорди­нацию деятельности правоохранительных органов, участие и правотворческой деятельности, а также участие в судо­производстве.

Воспрепятствование деятельности прокурора может проявляться: в недопущении их на территории и в помеще­ния органов или учреждений, организаций; в ограничении доступа к их документам и материалам; в непредставлении материалов и документов по запросам; отказе или умыш­ленном затягивании проведения по поручению проверок, ревизий и т.п. Для преодоления воспрепятствований в раз­личной форме деятельности прокуратуры используется совокупность правовых средств, определенных в законе, н том числе принудительный привод, выемка, использова­ние помощи органов полиции, возбуждение производства об административных правонарушениях и т.п.

Прокурор обязан представлять материалы и объяснения вышестоящему прокурору в силу действия принципа цен­трализации и связанными с ним принципами подчиненно­сти и подотчетности нижестоящих прокуроров вышестоя­щему и всех их — Генеральному прокурору РФ (п. 1 ст. 4, ст. 13 Закона о прокуратуре).

Принцип гласностиозначает открытость деятельности органов прокуратуры, доступность для граждан, СМИ.

В целях реального и организованного обеспечения дей­ствия принципа гласности в деятельности органов и учреждений прокуратуры в составе Генеральной прокуратуры РФ создано самостоятельное структурное подразделение Управление информации и общественных связей, на ко­торое возложено информирование через печать, радио, телевидение, Интернет и другие СМИ граждан о состоя­нии законности в стране и отдельных ее регионах, о при­нимаемых прокуратурой и иными правоохранительными органами мерах по борьбе с преступностью. Ограничение принципа гласности в деятельности органов прокуратуры определяется конституционными требованиями, а так­же нормами федерального законодательства. Закон РФ от 21.07.1993 № 5485-1 «О государственной тайне», напри мер, устанавливает специальные требования к осуществлению прокурорского надзора в этой сфере (ст. 32).

Генеральный прокурор РФ ежегодно представляет пала там Федерального Собрания РФ и Президенту РФ доклад о состоянии законности и правопорядка в стране и о про­деланной работе по их укреплению, его заместители, дру­гие работники аппарата регулярно выступают на заседаниях комитетов и комиссий палат. Нижестоящие прокуроры представляют такую информацию соответствующим ор­ганам власти и местного самоуправления. Все прокуроры представляют информацию СМИ, используют в этих целях сеть Интернет.

Принцип политической независимости(внепартийности) прокурорских работников сформулирован в п. 4 ст. \ Закона о прокуратуре. Прокурорские работники не могутявляться членами общественных объединений, пресле­дующих политические цели, и принимать участие в ихдеятельности. В своей служебной деятельности прокуроры не связаны решениями любых общественных объединений (профессиональных союзов и т.н.).

Конкретизацией принципа независимости прокуратуры как условия объективности и принципиальности ее дея­тельности по укреплению законности, охране прав и свобод граждан является недопустимость совмещения прокурор­скими работниками своей основной деятельности с иной деятельностью. Исключение составляет преподавательская, научная и творческая деятельность.

Принцип законности— главенствующий принцип дея­тельности прокуратуры, обеспечивающий верховенство за­кона, единство и укрепление законности. Одновременно онозначает и обеспечение ее требований в деятельности самих органов прокуратуры.

В деятельности органов прокуратуры используются в качестве организационных зональный и предметный принципы.

Зональный принциппредполагает такую организацию, когда весь объем работы, возложенный на структурные под­разделения аппаратов прокуратур, распределяется между конкретными их работниками по определенным террито­риальным участкам («зонам»).

Предметный принциппроизволен от понятия предмета прокурорского надзора и означает такую организацию ра­боты прокуроров, когда обязанности между ними распре­деляются по конкретным сферам правового регулирования. Имеются в виду законы и иные нормативные правовые акты, регулирующие определенные группы правовых отно­шений, надзор за исполнением которых осуществляет про­куратура (например, сферы трудовых, жилищных и иных правоотношений ).

Доверь свою работу ✍️ кандидату наук!
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой



Поиск по сайту:







©2015-2020 mykonspekts.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.