Мои Конспекты
Главная | Обратная связь

...

Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

Функции и направления деятельности органов прокуратуры





Помощь в ✍️ написании работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Определяя понятие прокуратуры, Закон о прокуратуре (ст. 1) раскрывает его сущность указанием на основную функцию — надзор за соблюдением Конституции и испол­нением законов. Но при этом подчеркивается, что «проку­ратура Российской Федерации выполняет и иные функции, установленные федеральными законами». В п. 2 ст. 1 Зако­на содержится, по существу, перечень основных функций прокуратуры.

Главной функциейпрокуратуры является надзор за ис­полнением законов. В зависимости от сфер правовых отно­шений, в которых осуществляется деятельность прокурату­ры (исполнительно-распорядительная деятельность органов государственного управления и местного самоуправления, действия органов исполнения судебных решений и др.), надзорная функция подразделяется на подфункции:

— надзор за исполнением законов федеральными мини­стерствами, службами и агентствами, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъек­тов РФ, органами местного самоуправления, органами во­енного управления, органами контроля, их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответ­ствием законам издаваемых ими правовых актов;

-- надзор за соблюдением прав и свобод человека и граж­данина названными выше субъектами правоприменения;

-- надзор за исполнением законов органами, осущест­вляющими ОРД, дознание и предварительное следствие;

-- надзор за исполнением законов администрациями ор­ганов и учреждений, исполняющих наказание и применяю­щих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заклю­ченных под стражу.

Прокурор участвует во всех видах судопроизводства и судебных инстанциях. Он уполномочен вносить представления на противоречащие закону решения, приго­вору, определения и постановления судов. При этом прокуроры не осуществляют надзор за судами, кото­рые независимы при отправлении правосудия и подчи­няются только закону.

Самостоятельная функция прокуратуры — осуществле­ние уголовного преследования,а также надзора за процес­суальной деятельностью органов дознания и предваритель­ного следствия, а в судебном производстве — поддержание государственного обвинения.

Функцией прокуратуры является координациядеятель­ности правоохранительных органов по борьбе с преступно­стью.

Надзор за исполнением законов— сложная по содер­жанию функция прокуратуры, распространяется на мно­гие урегулированные законом сферы правовых отноше­ний. При этом акты прокурорского реагирования носят информационно-правовой характер. Когда, например, про­курор опротестовывает незаконный, по его мнению, право­вой акт органа управления, он лишь требует от этого органа или Иной властной структуры, например вышестоящей ин­станции, принять решение по существу установленных им правонарушений и обстоятельств, им способствовавших. Однако решение по протесту или по представлению про­курора об устранении нарушений закона принимает либо opган управления, либо суд. В сфере осуществления дозна­ния, 4 также исполнения наказаний полномочия прокурора носят- властно-распорядительный характер и обязательны для исполнения (за исключениями, установленными феде­ральными законом).

Прокурорский надзор состоит в наблюдении за законно­стью рецений должностных лиц органов власти и управ­ления, хозяйствующих субъектов, объединений, затраги­вающих нрава и законные интересы граждан, общества и государства, в принятии предусмотренных законом мер к устранению нарушений законов и способствующих им обстоятельств, восстановлению нарушенных прав и при­влечение виновных к ответственности.

Каждая из отраслевых функций надзора имеет отно­сительна самостоятельный предмет ведения или предмет надзора, который отражает специфику деятельности орга­нов прокуратуры в соответствующей сфере правовых от­ношений (ст. 21, 26, 29, 32 Закона о прокуратуре). В сфере судопроизводства предмет деятельности, полномочия про­курора, участвующего в судебном рассмотрении дел, опре­деляются процессуальным законодательством РФ.

Полномочия прокуроров при осуществлении надзорных подфункций имеют во многом общие по форме правовые средству (или акты): требование, протест, постановление, представление, которые при решении вопроса об ответствен­ности (уголовной, материальной, гражданско-правовой, ад­министративной, дисциплинарной) получают конкретные форму л содержание. Прокуроры осуществляют надзор за соблюдением Конституции и всех действующих в Рос­сии законов.

При этом также следует учитывать, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международ­ные договоры РФ являются составной частью ее правовой систему (ч. 4 ст. 15 Конституции). Поэтому прокурор осу­ществляет надзор за исполнением вступивших в установ­ленном порядке в силу международных договоров РФ.

Уголовное преследованиепредставляет собой процессуальную деятельность, которая осуществляется стороной об­винения в целях изобличения подозреваемого, обвиняемо­го в совершении преступления (п. 55 ст. 5 УПК). Прокурор является должностным лицом, уполномоченным в соответ­ствии со своей компетенцией осуществлять от имени госу­дарству уголовное преследование в ходе уголовного судо­производства (п. 1 ст. 37 УПК). Прокуратура осуществляет эту функцию прежде всего посредством поддержания госу­дарственного обвинения в суде по уголовным делам.

В соответствии с изменениями, внесенными в УПК в 2007 г. в связи с созданием Следственного комитета, сокращены властно-распорядительные полномочия прокуро­ра в отношении действий следователей. В ходе досудебного производства по уголовному делу прокурор, в частности, уполномочен выносить мотивированное постановление о направлении соответствующих материалов в следствен­ный орган или орган дознания для решения вопроса о воз­буждении уголовного дела по фактам выявленных проку­рором нарушений уголовного законодательства. Надзорные полномочия прокуроров в отношении органов дознания осуществляются по существу в полном объеме.

Согласно Конституции Генеральный прокурор РФне является субъектом права законодательной инициати­вы. Положения ст. 9 Закона о прокуратуре отчасти ком­пенсируют отсутствие такого права. Участвуя в право­творческой деятельности,Генеральный прокурор РФ,подчиненные ему прокуроры вносят в законодательные органы и органы, обладающие правом законодательной инициативы, соответствующие предложения об измене­ниях и дополнениях, об отмене или о принятии законов и иных правовых актов.

Конституциями (уставами) ряда субъектов РФ проку­рорам предоставлено право законодательной инициативы в соответствующем в законодательном (представительном) органе власти. В частности, уставами (основными зако­нами) Новгородской области (ст. 30), Иркутской области (ст. 27), Свердловской области (ст. 66) и других субъектов РФ соответствующие прокуроры наделены правом законо­дательной инициативы.

Прокуроры всех уровней систематически накапливают и оценивают информацию о соответствии действующих за­конов потребностям правового регулирования обществен­ных отношений, а также о пробелах и иных дефектах право­вого регулирования, о необходимости дать толкование или разъяснение законам или отдельным их нормам, реализу­ют ее путем внесения предложений о правовом регулиро­вании компетентным органам соответствующего уровня, а при необходимости представляют ее вышестоящему прокурору. Генеральная прокуратура РФ, прокуратуры субъ­ектов РФ в связи с обращениями Государственной Думы, Совета Федерации Федерального Собрания РФ, представи­тельных (законодательных) органов субъектов РФ и других компетентных органов регулярно дают заключения на про­екты законов и других нормативных правовых актов.

В соответствии с Федеральным законом от 17.07.2009 № 171-ФЗ, прокурор в ходе осуществления своих полномо­чий в установленном Генеральной прокуратурой РФ поряд­ке и согласно методике, определенной Правительством РФ, проводит антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной вла­сти, органов государственной власти субъектов РФ, иных государственных органов и организаций, органов местного самоуправления, их должностных лиц.

При выявлении в нормативном правовом акте корруп­ционных факторов прокурор вносит в орган, организацию или должностному лицу, которые издали этот акт, требо­вание об изменении такого акта с предложением способа устранения выявленных коррупционных факторов либо обращается в суд в порядке, предусмотренном процессу­альным законодательством.

Координация деятельности правоохранительных ор­гановкак функция прокуратуры состоит в обеспечении согласованного взаимодействия правоохранительных го­сударственных структур, наделенных специальными пол­номочиями в сфере противодействия преступности (до­знание, предварительное следствие, ОРД). Координация преследует цель наиболее целенаправленно осуществлять меры по выявлению, раскрытию, расследованию преступле­ний, принимать или рекомендовать компетентным органам меры по устранению обстоятельств, способствующих совер­шению преступлений. Таким образом, предметом координа­ции является упорядочение, оптимизация взаимодействия правоохранительных органов при выполнении их общей задачи, но осуществляемой посредством присущих каж­дому из этих органов правовых, организационных, инфор­мационных и иных средств, форм и методов. Координация обеспечивает кооперацию, взаимодополнение, сложение сил и средств, позволяющих получать качественно новые по своему содержанию и значимости результаты в сфере борьбы с преступностью.

В отличие от функций как самостоятельных (но взаимо­связанных и взаимообусловленных) видов деятельности прокуратуры, основные направления деятельности проку­ратуры обусловлены различными факторами политическо­го, социально-экономического и иного характера. По своей значимости выделяются постоянныеприоритетные и дина­мичныенаправления деятельности прокуратуры с учетом состояния правовой ситуации в районе, городе, регионе, в стране в целом. К числу постоянных приоритетов отно­сятся:

- соблюдение законов при издании правовых актов фе­деральными, региональными органами власти, на которые распространяется компетенция прокуратуры, органами местного самоуправления;

- надзор за исполнением законов, прежде всего государ­ственными органами, на которые возложено осуществление функций вневедомственного контроля соблюдения законов, иных нормативных правовых актов (различные инспекции и другие контролирующие органы);

- соблюдение прав и свобод человека и гражданина (в том числе несовершеннолетних граждан) федеральными министерствами, службами и агентствами, представитель­ными (законодательными) и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, органа­ми военного управления, органами контроля, их должност­ными лицами, а также органами управления и руководите­лями коммерческих и некоммерческих организаций.

В целях обеспечения законности проверок органами го­сударственного и муниципального контроля деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защи­те прав юридических лиц и индивидуальных предприни­мателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» предусмотрены до­полнительные полномочия прокуроров. Контролирующие органы обязаны при формировании ежегодных планов про­верок представлять проекты таких планов в органы проку­ратуры для формирования Генеральной прокуратурой РФ ежегодного сводного плана проведения плановых проверок, который размещается на официальном сайте Генеральной прокуратуры РФ в сети Интернет.

Внеплановая проверка субъектов малого и среднего предпринимательства может проводиться контролирующи­ми органами при наличии оснований только после согласо­вания с соответствующим органом прокуратуры.

В последние годы особую актуальность приобрели про­верки соблюдения законодательства о приватизации, в сфе­ре налоговых, банковских, кредитно-финансовых и иных отношений.

С учетом особенностей социально-экономической, кри­миногенной и иной ситуации в различных регионах страны могут выделяться разнообразные приоритеты деятельно­сти органов прокуратуры. Зачастую это находит отражение в нормативных правовых актах Генеральной прокуратуры РФ, прокуратур субъектов РФ.

В соответствии с Законом о прокуратуре Генеральный про­курор РФ издает обязательные для исполнения всеми работ­никами органов и учреждений прокуратуры приказы, указа­ния, распоряжения, положения и инструкции, регулирующие вопросы организации деятельности системы прокуратуры РФ и порядок реализации мер материального и социального обе­спечения указанных работников (п. 1 ст. 17). Регулируемые данными актами вопросы охватывают все важнейшие аспек­ты организационной деятельности системы прокуратуры.

ПриказыГенерального прокурора РФ относятся к ка­тегории ведомственных нормативных актов и издаются по ключевым вопросам организации и деятельности систе­мы прокуратуры, порядка реализации мер материального и социального обеспечения ее работников.

Указания,как правило, регулируют более узкие на­правления деятельности органов прокуратуры, например: исполнение законов о приватизации, о внешнеэкономиче­ской деятельности. Указания могут быть даны на основа­нии обобщения материалов прокурорской и следственной практики, результатов конкретных проверок.

Распоряжениясвязаны в основном с реализацией управ­ленческих мер разового или краткосрочного характера.

С помощью положенийрегламентируется статус струк­турных подразделений Генеральной прокуратуры РФ, включая управления по федеральным округам, наиболее крупных специализированных прокуратур, порядок реали­зации мер материального и социального обеспечения про­курорских работников.

Инструкцииопределяют порядок, процедуры, своего рода технологию осуществления отдельных видов деятель­ности: организации делопроизводства, статистического уче­та, порядка хранения документов, оружия, вещественных доказательств и др.

Некоторые нормативные указания Генерального про­курора РФ, данные в установленном законом порядке, по своей обязательности выходят за пределы прокурор­ской системы. Его указания по вопросам дознания, не требующим законодательного регулирования, являются обязательными для исполнения всеми органами дознания независимо от их ведомственной принадлежности (ч. 2 ст. 30 Закона о прокуратуре). При этом имеются в виду не указания по конкретным уголовным делам, которые так­же обязательны для исполнения, а указания общего, прин­ципиального характера, которые являются результатом обобщения практики деятельности правоохранительных органов по применению законов в процессе расследования преступлений и направлены на совершенствование этой деятельности, на повышение гарантий обеспечения закон­ности, прав и свобод граждан.

В связи с принятием Закона о полиции, в ст. 51 Закона о прокуратуре внесены изменения. На Генеральную про­куратуру РФ возложено ведение государственного стати­стического учета заявлений и сообщений о преступлениях, состоянии преступности, раскрываемости преступлений, состоянии и результатах следственной работы и прокурор­ского надзора.

При этом Генеральный прокурор РФ издает приказы по вопросам указанного статистического учета, которые обязательны для органов государственной власти.

Государственная служба в органах и учреждениях прокуратуры

 

Служба в органах и учреждениях прокуратуры — вид федеральной государственной службы. Прокурорские ра­ботники являются государственными служащими, испол­няющими обязанности по государственной должности фе­деральной государственной службы. Правовое положение и условия службы прокурорских работников определяются Законом о прокуратуре,

Согласно Федеральному закону от 27.05.2003 № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федера­ции» систему государственной службы составляют: госу­дарственная гражданская служба; военная служба; право­охранительная служба (п. 1 ст. 2).

В деятельности прокуратуры присутствуют призна­ки всех названных видов федеральной государственной службы при приоритетном значении правоохранительной службы.

Трудовые отношения работников органов и учреждений прокуратуры регулируются также законодательством о тру­де и законодательством о государственной службе с учетом особенностей, предусмотренных Законом о прокуратуре.

Содержание службы в органах и учреждениях проку­ратуры определяется совокупностью условий, действий и процедур, характеризующих особенности этой службы, ко­торые ориентированы на оптимальное выполнение проку­рорскими работниками задач и функций прокуратуры.

Прокурорские работники обязаны соблюдать опреде­ленные ограничения, согласно которым государственный служащий не вправе:

- заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме педагогической, научной и иной творческой деятельности;

- быть депутатом законодательного (представительно­го) органа РФ, законодательных (представительных) орга­нов субъектов РФ, органов местного самоуправления;

- заниматься предпринимательской деятельностью лич­но или через доверенных лиц;

- состоять членом органа управления коммерческой ор­ганизации;

быть поверенным или представителем по делам тре­тьих лиц в государственном органе, в котором он состоит на государственной службе либо который непосредственно подчинен или непосредственно подконтролен ему;

- использовать в неслужебных целях средства мате­риально-технического, финансового и информационного обеспечения, другое государственное имущество и служеб­ную информацию;

- получать гонорары за публикации и выступления в качестве государственного служащего;

- получать от физических и юридических лиц возна­граждения, связанные с исполнением должностных обязан­ностей.

Иные ограничения для прокурорских работников преду­смотрены Законом о прокуратуре и Федеральным законом от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

В ст. 4 Закона о прокуратуре, в частности, предусмотре­но, что прокурорские работники не могут состоять членами общественных объединений, преследующих политические цели, и принимать участие в их деятельности. Создание та­ких объединений и их организаций в органах и учреждени­ях прокуратуры не допускается.

Законом определяются условия, соблюдение которых необходимо при решении вопроса о зачислении на службу в органы и учреждения прокуратуры. Прежде всего надо иметь в виду, что прокурорами могут быть лишь граждане Российской Федерации (п. 2 ст. 40.1 Закона о прокуратуре).

Единые систематизированные перечни профессиональ­ных качеств прокуроров в полной мере нормативно не опре­делены в силу сложности этой задачи. Перечисление от­дельных из них содержится в актах Генерального прокурора РФ, в Положении о нагрудном знаке «Почетный работник прокуратуры Российской Федерации» (утверждено приказом Генерального прокурора РФ от 29.08.2003 № 34), внекоторых методических указаниях по вопросам кадровой работы в органах прокуратуры.

Для кандидатов на должность прокурора в качестве {! критерия пригодности выделяется безупречная репутация. С учетом особого характера условий работы в органах и учреждениях прокуратуры, напряженности и интенсив­ности труда прокурорских работников, нередко связанных с риском для жизни и здоровья, других объективных обстоятельств, к кандидатам на эти должности предъявляются определенные требования по состоянию их здоровья. Такие лица проходят медицинское обследование и не могут быть приняты на службу, если имеют заболевание, которое согласно медицинскому заключению препятствует испол­нению ими служебных обязанностей.

Не может быть принято на службу и находиться на этой службе лицо, которое состоит в близком родстве или свой­стве (родители, супруги, братья, сестры, дети, а также ро­дители, братья, сестры, дети супругов) с работником орга­на или учреждения прокуратуры, если их служба связана с непосредственной подчиненностью или подконтрольно­стью одного из них другому.

Для определенных категорий работников органов про­куратуры законом установлены дополнительно требования по возрасту и стажу работы.

На должности прокурора города, района, прирав­ненных к ним прокуроров назначаются лица не моложе 25 лет, имеющие стаж работы прокурором в органах про­куратуры не менее трех лет. На должности прокуроров субъектов РФ, приравненных к ним военных прокуроров и прокуроров специализированных прокуратур назнача­ются лица не моложе 30 лет, имеющие стаж работы про­курором в органах прокуратуры не менее пяти лет. Такие требования необходимы, гак как для занятия должности прокурора надо обладать не только определенным обра­зованием, моральными и профессиональными качествами, по и жизненным и профессиональным опытом.

Лицо, впервые назначаемое на должность прокурора, принимает присягу установленного Законом содержания (ст. 40.4 Закона о прокуратуре).

Согласно Закону о прокуратуре (ст. 41) прокурорам, научным и педагогическим работникам органов и учреж­дений прокуратуры присваиваются классные чины в соот­ветствии с должностным положением и пожизненно. Гене­ральный прокурор РФ вправе присваивать классные чины также иным работникам.

Дисциплинарная ответственностьпрокурорских работ­ников наступает за неисполнение или ненадлежащее испол­нение ими своих служебных обязанностей и совершение проступков, порочащих честь прокурорского работника, нарушение присяги.

Работник, совершивший проступок, может быть вре­менно, но не более чем на один месяц — до решения вопро­са о наложении дисциплинарного взыскания — отстранен от должности с сохранением денежного содержания в виде должностного оклада, доплат за классный чин и выслугу лет.

Отстранение от должности производится по распоряже­нию руководителя органа или учреждения прокуратуры, имеющего право назначать работника на соответствующую должность.

С учетом характера задач и функций прокуроров уста­новлены специальные правила и гарантии при решении во­проса о привлечении их к уголовной и административной ответственности. Возбуждение уголовного дела в отноше­нии прокурора района, города, приравненных к ним проку­роров производится руководителем следственного органа Следственного комитета РФ по субъекту РФ; в отношении вышестоящих прокуроров — Председателем Следственного комитета РФ или его заместителем.

Решение о возбуждении уголовного дела в отношении Генерального прокурора РФ может быть принято только Председателем Следственного комитета РФ на основании заключения Коллегии, состоящей из трех судей Верховно­го Суда РФ, принятого по представлению Президента РФ, о наличии в действиях Генерального прокурора РФ призна­ков преступления.

Основания и порядок прекращения службы в органах и учреждениях прокуратуры предусмотрены законодатель­ствам о труде, о прохождении государственной службы с учетом особенностей регламентации трудовых правоот­ношений, предусмотренных Законом о Прокуратуре.

Общим основанием прекращения службы является увольнение прокурорского работника. Законом предусмо­трены особенности увольнения прокурорского работника в связи с выходом в отставку и по инициативе руководи­теля органа или учреждения прокуратуры. В числе основа­ний прекращения службы предусмотрено достижение про­курорским работником предельного возраста пребывания на сдужбе в органах и учреждениях прокуратуры — 65 лет (п. 2 ст. 43 Закона о прокуратуре).

Условия осуществления государственной защиты про­куроров определяются Законом о государственной защите, а также иными нормативными правовыми актами РФ.

Вопросы и задания для самоконтроля

 

1. Что собою представляет система прокуратуры в Российской Федерации?

2. На каких принципах построена организация и деятельность прокуратуры?

3. Какими нормативными правовыми актами регулируется деятельность прокуратуры?

4. Дайте общую характеристику функций Прокуратуры.

5. Какие направления деятельности прокуратуры определены законам?

6. Расскажите о деятельности прокуратуру по надзору за ис­полнением законов федеральными министерствами, службами, агентствами и другими учреждениями.

7. В чем заключается деятельность прокуратуры по осущест­влению уголовного преследования?

8. Дайте общую характеристику деятельности прокуратуры по координации деятельности правоохранительных органов.

9. Кто и в каком порядке назначает Генерального прокурора РФ?

10. Какие акты издает Генеральный прокурор РФ?

11. Какие ограничения, установленные законом, обязаны со­блюдать прокурорские работники?


 

Раздел V

Доверь свою работу ✍️ кандидату наук!
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой



Поиск по сайту:







©2015-2020 mykonspekts.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.