Мои Конспекты
Главная | Обратная связь


Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

Введение. Цель и задачи исследования



Московский педагогический университет

 

 

ПОНЯТИЕ «САМОАКТУАЛИЗАЦИЯ»

В ПСИХОЛОГИИ

 

Реферат Вахромова Е.Е.

 

 

Москва 2000


СОДЕРЖАНИЕ

1. Введение. Цель и задачи исследования.............

1.1. Общечеловеческая ситуация.................................................

1.2. Общекультурная ситуация.Между "смертью Бога"Ф.Ницше и"смертью человека "М.Фуко...........................................................................

1.3. Концепция человека в культуре конца XX века.............. 14

1.4. Актуальность работы............................................................ 17

1.5. Цель и задача данной работы.Объект и предмет исследования 19

2. Методологический аспект работы. Позиция автора 26

2.1. Переживание.Л.Выготский и С.Рубинштейн о переживании.С.Рубинштейн об извечной драме познания............................................................. 27

2.2. Конфликт.Классификация способов его решения.Контекст конфликта и формы существования знания.................................................................. 33

2.3. О парадигме,объяснительных принципах ,Фрейде и Платоне 43

2.4. О структуре,логике и эстетике текста.О вере и доверии.… 58

3. Развитие понятия «самоактуализация» в психологии 73

3.1. Идейные предшественники и противники.Бихевиоризм и Фрейдизм. 73

3.1.1.Бихевиоризм в контексте американского прагматизма.... 73

3.1.2. Психоанализ.Американская версия.Взаимоотношения с бихевиоризмом 84

3.2. Первый взгляд на самоактуализацию................................ 92

3.2.1. К.Гольдштейн.Предтеча и его теория.К.Хорни и самоанализ. 93

3.2.2. Самоактуализация по А.Маслоу.................................... 102

§ 1. Краткие биографические сведения................................. 102

§ 2. Самоактуализация.Этимологический и содержательный анализ. 107

§ 3.Развитие, рост,эволюция и инволюция…………………..110 § 4. Современная наука о развитии...................................... 118

§ 5. Самость (the self, selbst);самоактуализация,самореализация. 126

§ 6. Самоактуализация в контексте теории Маслоу............. 152

§ 7. Самоактуализация и свободное воспитание.Проблема принуждения.. 173

§ 8. Самоактуализация в контексте гуманистической психологии и контр-культуры................................................................................................. 178

3. 3. Самоактуализация через призму индивидуальной.аналитической и экзистенциальной психологии................................................... 214

§ 1. Индивидуальная психология А.Адлера и теория самоактуализации А.Маслоу................................................................................................. 214

§ 2. Аналитическая психология К.Юнга.Индивидуация и самоактуализация. 224

§ 3. Теория самоактуализации в экзистенциальной перспективе. 231

3.4. Трансцендирование самоактуализации.А.Маслоу и трансперсональная перспектива в психологии.......................................................... 243

4. Вместо заключения. Выводы................................ 267

 

ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………… …275

Литература..................................................................... 282

 


 

Введение. Цель и задачи исследования

 

Человечество существует в мире. В этом общечеловеческая ситуация. Переживание этой ситуации — отправная точка процесса познания. Мир вмещает в себя человечество, но не исчерпывается им. Процесс познания человечеством мира опосредован знаково-символической формой. Человечество выделяет себя из мира, означая его, создавая образ мира. Образ мира реферирует действительность, но зависит от используемой знако-символической формы, ее разрешающих способностей. Форма в отрыве от действительности позволяет конструировать понятия, не соотносимые с действительностью, но имеющие значение и смысл, продуцирующие определенные переживания. В этом общекультурная ситуация человечества. По мере развития цивилизации человечество все менее соотносит свое существование с миром, и все более — с образом мира, принадлежащим культуре. Человеческая цивилизация, в рамках, доступных исторической науке, развивалась из нескольких очагов, слабо связанных между собой и породивших разные знаково-символические системы.

Человек, как представитель человечества, в культурно-историческом плане формируется под сильным влиянием той знаково-символической системы (языка), который «скрепляет» цивилизацию. Существование конкретного человека в мире опосредовано той конкретной ситуацией, в которой он пребывает. Человечество представлено в этой ситуации «другими», природе — окружающей природой, культура — языком, артефактами. «Специфика человеческого способа существования заключается в соотношении самоопределения и определения другим (условием, обстоятельством), в характере самоопределения в связи с наличием у человека сознания и действия» (Рубинштейн, 1997, с.9). Переживание человеком своей конкретной ситуации мотивирует его к деятельности, в том числе к специфической деятельности по познанию мира и себя. Познавая, человек изменяет себя и, следовательно, мир, частью которого является. Изменившийся мир, в свою очередь, требует непрерывного обновления человека и образа мира. Единожды начавшийся процесс имеет явно выраженную тенденцию к ускорению, интенсификации. «Жизнь» — это уходящая вглубь, в бесконечность способность находиться в процессе изменения, становления, дления — пребывания, в изменении … само пребывание должно быть рассмотрено внутри изменения, они составляют единство» (Рубинштейн, 1999, с.23).

Введение открывается параграфом, в котором характеризуется общечеловеческая ситуация. Во втором параграфе освещается отражение общечеловеческой ситуации в культуре — общекультурная ситуация. В третьем параграфе обрисовывается общекультурная трактовка феномена — Человек и в первом приближении говорится о проблематике данной работы. Четвертый и пятый параграфы говорят об актуальности работы, объекте и предмете исследования.

 




Поиск по сайту:







©2015-2020 mykonspekts.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.