Мои Конспекты
Главная | Обратная связь

...

Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

БОДРСТВОВАНИЕ, СОЗНАНИЕ, СОН





Помощь в ✍️ написании работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Исходным состоянием для любой формы активности и бодрствования вообще является сознание. Сознание — это способность адекватно ориентироваться в окружающей среде, правильно оценивать свой статус и взаимосвязь с окружающим, способность адекватно вос­принимать и перерабатывать информацию.

С позиций физиологии, сознание — это результат активности всех структур мозга, осо­бенно ретикулярной формации и коры больших полушарий.

Сознание — необходимый фон для любой формы обучения.

Однако было бы неправильно пренебрегать сферой подсознательного. В отечественной литературе долгое время сфера подсознательного не признавалась существенной, в то вре­мя как на Западе уже много лет внимание невропатологов сосредоточено на представлени­ях Зигмунда Фрейда и предложенном им методе психоанализа. На основе психоанализа специалистам удается выявлять и диагностировать психические отклонения, а также полу­чать хорошие лечебные результаты.

Фрейдовское представление о подсознательной сфере основано на допущении господст­ва инстинктов над рассудочной деятельностью, на признании значительной роли сексуаль­ного начала, трансформации сексуальной энергии в различные формы твоческой деятель­ности. Человеческая природа такова, что каждая личность стремится вытеснить из созна­ния в сферу подсознательного все воспоминания об отрицательных сторонах жизни, недо­стойных поступках. Вытеснения приводят к нарастанию психического напряжения, к не­врозам. Негативные события зашифрованы в человеческих снах, в некоторых поступках и оговорках. Специалисты по психоанализу ставят перед собой задачу выявить зафиксирован­ные в подсознании негативные переживания и воспоминания и перевести их в сферу созна­ния, оценить должным образом. Такие врачебные приемы приводят к излечению. Несмотря на многие спорные моменты в концепциях Фрейда и его последователей, важно отметить, что именно эти работы послужили стимулом для изучения сферы подсознательного.

Специальные исследования показали значительную роль подсознательного в жизни че­ловека. Возможности деятельности подсознательной сферы весьма значительны. Человек может неосознанно воспринимать информацию (напр, гипнопедия — обучение во сне), может перерабатывать информацию — решать задачи, которые не поддавались сознательному решению; люди могут бессознательно действовать (снохождение) и т. д. П.В. Симонов счи­тает целесообразным выделить 2 сферы; подсознание и сверхсознание. К подсознанию сле­дует относить интуицию — способность неосознанно использовать свой прошлый личный опыт. Например, видя больного, врач нередко может без данных обследования сделать вы­вод о тяжести его состояния и поставить диагноз на основе интуиции.

К сверхсознанию относятся неосознанная деятельность мозга творческого плана — ре­шение принципиально новых задач. В этих случаях говорят: «Меня как будто осенило, я понял то, над разгадкой чего бился столько времени».

Одним из состояний подавления сознания является сон. Загадка сна занимала человече­ство с древних времен.

Существовало и существует множество гипотез и теорий, которые так или иначе объяс­няют механизмы сна.

Одни ученые придают значение гуморальным механизмам, полагая, что сон вызывается появлением в крови специальных гипнотоксинов, или «бромгормона», выделяемого гипо­физом. Особая роль приписывалась и отдельным веществам (серотонину, дофамину и т. д.), выделяемым определенными структурами мозга.

Другая группа теорий выдвигала представление о наличии центра сна (Гесс), локализу­ющемся в области третьего желудочка, что подтверждалось опытами с раздражением этой области, приводящим к засыпанию.


Особую роль, как показали Моруцци, Мегун, Бремер и др., играет ретикулярная форма­ция (РФ). Включение той ее части, которая оказывает облегчающее восходящее влияние на кору, неизменно приводит к засыпанию.

Нельзя не принимать во внимание теорию И.П. Павлова, считающего сон результатом генерализованного торможения в коре, распространяющегося на подкорковые центры.

П.К. Анохин представил схематично объединение 3-х вышеупомянутых теорий. В со­ответствии с его схемой, бодрое состояние характеризуется торможением центра Гесса, возбужденным состоянием ретикулярной формации и бодрым состоянием коры. Сон на­чинается с устранения тормозящего влияния утомленной коры на центр Гесса. Послед­ний возбуждается и тормозит РФ. Она перестает оказывать облегчающее влияние на кору.

Торможение развивается в ко­ре, спускается на подкорковые структуры и т. д.

Бодрое состояние: центр сна затормо­жен. РФ активирует кору. Сон: центр сна воз­бужден. РФ заторможена, кора не активиру­ется.
Рис.41. Сом. А — схематическое изображение ортодоксального (медленного) и парадоксального (быстрого) сна. Б — схема соотношения процессов в коре, ретикуляр­ной формации и центре сна Гесса (по представлени­ям П.К. Анохина). В — различные состояния в электроэнцефалографи­ческом изображении.

Различают разные вилы сна: физиологический, патологичес­кий, наркотический. По суточно­му ритму — полифазный или мо­нофазный. По энцефалографиче­ской картине — медленный (ор­тодоксальный), характеризую­щийся дельта-волнами, и быст­рый — парадоксальный, сопро­вождаемый а- и даже ^-волнами, связанный, как доказано, со сно­видениями и быстрыми движени­ями глазных яблок при опущен­ных веках. Поскольку при этом трудно разбудить спящего, такая форма сна и называется парадок­сальной. Ученые приписывают этой форме сна большую роль. В эти моменты, которые периоди­чески возникают, чередуясь с «медленным сном», выделяются в различных структурах мозга нейропептиды, способствующие консолидации памяти и некото­рым репаративным процессам.

Лишение сна — депривация — приводит к нервному истощению и различным видам расстройств.

ПАМЯТЬ

В широком смысле под этим термином понимают следовые процессы, остающиеся в данной системе после действия раздражителей.

Память является основой обучения, личного и коллективного опыта. Лишь на базе па­мяти человечество получило возможность развиваться, вступило в эру цивилизации и т. д.

Виды памяти. Различают разные виды памяти в зависимости от того, из каких анализа­торных систем она исходит: например, зрительная память, слуховая, эмоциональная, локо­моторная и др.


Последовательность связанных с памятью процессов такова: по­ступление информа­ции, переработка, хра­нение, воспроизведе­ние; возможная утеря — забывание. Выделя­ют три вида памяти в за­висимости от их вре­менных характеристик и механизмов: 1. мгно­венная, 2. кратковре­менная и 3. долговре­менная память.

Мгновенная память представляет собой как бы отпечаток в преде­лах периферического конца зрительного ана­лизатора. Длится она секунды.

Примечание. Кратковременная память циркуляция импульсов; долговременная память — изменение в синаптических процессах и молекулярных структурах клетки. Рис. 42. Виды памяти (А) и этапы формирования кратковре­менной и долговременной памяти (Б).

Кратковременная память — следовые яв­ления, остающиеся в нейронах соответству­ющих центров. Полага­ют, что это есть цирку­ляция, т. е. ревербера­ция импульсов в преде­лах определенных групп нейронов, что связано с облегчением в цепи этих нейронов и с активацией синаптической передачи. Пример: вам назвали номер телефона, по которому надлежит позвонить. После разговора вы забываете этот номер. Следовательно, этот вид памяти имеет ограниченную длительность — минуты, часы.

Особым свойством этого вида памяти является ее хрупкость. Если после получения информации, которую необходимо запомнить, на человека или животное подействует ка­кой-то экстремальный раздражитель (например, человек попал в аварию или животное по­лучило разряд тока), то обычно наступает «ретроградная амнезия» — забывается, как бы стирается все то, что предшествовало и сопровождало раздражитель. Например, человека спрашивают после автомобильной катастрофы: «Как это случилось?» — «Не помню», «Куда вы ехали?» — «Не помню». В то же время память на все предшествующие события у пост­радавшего сохраняется.

Консолидация следов информации, долговременная память. В тех случаях, когда инфор­мация зафиксирована в форме кратковременной памяти в определенных структурах, в кон­кретных системах нейронов возможна консолидация памяти — переход ее в долговремен­ную. Такой процесс происходит при ряде условий: а) если информация обладает определен­ной ценностью для данного субъекта; б) если информация часто повторяется; в) в связи с неосознанными обстоятельствами: «Почему-то это особенно врезалось в мою память».

Консолидация, как полагают исследователи, может протекать по такой схеме: синапти-ческая передача активируется, медиаторы вовлекают в процесс мембранный фермент аде-нилатциклазу, под действием последней из АТФ формируется «второй мессенджер» — цАМФ. В присутствии ионов Са2+, Mg2+ и др. цАМФ приводит в действие процессы фос-



форилирования, активизирует протеинкиназу — это приводит к синтезу белков, что, по-видимому, и составляет основу хранения кода информации в нейронах. Так представляется ряду ученых сущность формирования долговременной памяти.

Информация, по-видимому, хранится на протяжении жизни. Воспроизводится она в раз­личных условиях: а) произвольно; б) непроизвольно — «случайно»; в) непроизвольно в связи с определенными ассоциациями.

Долговременная память не разрушается экстремальными раздражениями. В процессе консолидации играют роль многочисленные нейропептиды, модуляторы и медиаторы. Боль­шую роль приписывают, например, АКТГ, вазопрессину, эндорфинам и др. Различные струк­туры мозга — гиппокамп, фронтальная кора, миндалины, ретикулярная формация — игра­ют определенную роль в формировании памяти. Вероятно также, что с помощью правого полушария в большей степени фиксируется образная информация, с помощью левого — вербально-логическая.

В ходе изучения памяти часто пользуются условным рефлексом, например, помещают крысу в камеру с двумя отсеками: светлым и темным, с отверстием в перегородке между ними. Крысы стремятся в темноту, но перепрыгивая в темную камеру, они получают разряд тока. Формируется условный рефлекс: крыса не идет в темноту. На этой модели изучают многие механизмы памяти. В свое время на базе таких экспериментов из крови обученных животных было выделено вещество, названное «скотофобином», которое вызывало боязнь темноты, будучи введено в кровь необученных животных.

В поисках вещества — носителя памяти ученые экспериментировали с «обучением» простейших — планарий. В частности, один из вариантов таких опытов — скармливание необученным планариям массы, состоящей из тел обученных планарий (опыты Мак-Конне-ла). Планарии-«каннибалы» при этом обучались значительно быстрее контрольных. Ог­ромное количество экспериментальных данных все же не позволяет назвать точно гумо­ральные факторы, имеющие конкретное отношение к определенным механизмам памяти, опыты продолжаются.

Доверь свою работу ✍️ кандидату наук!
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой



Поиск по сайту:







©2015-2020 mykonspekts.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.