Мои Конспекты
Главная | Обратная связь


Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

ТЕМА 7. ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ.



1. Познание как философская проблема.

2. Чувственное и рациональное познание и их формы.

3. Проблема истины в философии и науке.

 

№1.

Существование и развитие человека невозможно без творческой активности сознания, направленной на преобразование природы и общества. Содержание человеческого сознания составляют знания. Вся жизнедеятельность людей осуществляется на основе знаний, среди которых особое место занимает информация (лат. informatio – ознакомление, разъяснение, изложение), т.е. сведения, которые получает субъект об окружающем мире.

Познание- это совокупность процессов, благодаря которым человек получает, перерабатывает и использует информацию о мире и о самом себе.

Исследование сущности познания является одной из основных задач философии. Познание, познавательное отношение человека к миру исследуется теорией познания или гносеологией (эпистимологией) как одним из разделов философии. Основными проблемами теории познания являются: выявление сущности познавательного процесса, установление его закономерностей, условий и предпосылок, возможностей и границ; проблема всеобщих оснований и социокультурных детерминант познавательного процесса; проблема достоверности получаемых в ходе познания результатов, их проверки и адаптации.

Вопрос о познаваемости мира, является центральной проблемой гносеологии. Большинство философов как материалистов, так и идеалистов положительно отвечают на вопрос о познаваемости мира, хотя познание трактуют по-разному. Материалисты основой познания считают реальную действительность. Идеалисты исходят из первичности сознания, идеального. Для Гегеля это „абсолютная идея”, „мировой дух”, для Беркли – „комплексы ощущений”. В силу этого идеалисты настаивают на тождестве бытия и мышления. С их точки зрения объект познания несуществует без субъекта.

Объект познания – это та часть действительности, на которую направлена познавательная активность субъекта. Выделяют также предмет познания как отдельную, причем ближайшую, сторону объекта. Объектами познания могут выступать внешний объективный мир (природа и социум), мир артефактов, внутренний мир человека и сам процесс познания.

Субъектом познания является отдельный индивид, коллектив исследователей или общество в целом, осуществляющие волевую и целенаправленную познавательную деятельность. В сознании субъекта находятся в единстве общественное (знания и опыт человечества в данной области исследования, усвоенный субъектом) и индивидуальное (специфические врожденные и воспитанные качества субъекта).

В истории философии сложились два основных подхода, по-разному отвечающие на вопрос о познаваемости мира: познавательный оптимизм и познавательный пессимизм (агностицизм).

Познавательные оптимисты (их большинство среди материалистов и идеалистов) считают, что явления действительности, в сущности, познаваемы, хотя мир – в силу своей бесконечности – до конца не познаваем.

Представители познавательного пессимизма или агностицизма (от греч. agnosis – недоступный познанию) отрицают возможность познания сущности явлений, абсолютизируя несовершенство чувственного аппарата человека, реже – его интеллекта. В этом направлении гносеологии можно выделить:

- скептицизм (от греч. skepsis – ищущий, рассматривающий, исследующий) – сомнение в существовании вещей и возможности получения достоверных знаний о мире;

- кантианство (ведущее свою родословную от И.Канта) – вещи или ноумены существуют, но сущность их непознаваема, так как человеку известны только явления (феномены);

- релятивизм (от лат. Relativu s- относительный) – наши знания относительны, условны и субъективны, так как вещи неприерывно изменяются;

- иррационализм (лат. irrationalis - неразумный) – мир непознаваем, так как он хаотичен, неупорядочен, невыразим в понятиях;

Указанные подходы имеют определенное теоретическое обоснование. Но решающими аргументами в пользу познавательного оптимизма являются: рост и развитие положительного знания, развитие общественной практики и материального производства, успехи экспериментального естествознания, подтверждающие истинность знания.

Процесс познания имеет определенную структуру, которая включает в себя субъект и объект познания, а также «посредника», связывающего их в единый процесс.

Субъект и объект познания находятся в неразрывном единстве, взаимодействуя друг с другом. Активной стороной выступает субъект, избирающий объект и предмет исследования, при помощи воли организующий познавательный процесс, фиксирующий результаты познания и использующий их на практике. Объект своими свойствами и сторонами предопределяет выбор его субъектом, а также «требует» соответствующих ему методов и средств познания.

Чаще всего в процессе познания субъект и объект взаимодействуют не непосредственно, а опосредованно, в связи с чем, встает проблема «гносеологического посредника». Это обусловлено тем, что субъект воздействует на объект не иначе, как предметным образом.Это означает, что в своем распоряжении он имеет систему материальных посредников своих воздействий на познаваемый объект – руки, орудия труда, измерительные инструменты, химические реактивы, экспериментальные установки и т.д. Развитие познания было бы невозможным без постоянного расширения и усложнения этих «посредников». В свою очередь воздействие объекта на субъект предполагает свою систему посредников – сенсорная информация, различные знаковые системы и т.п.

Объект, субъект и гносеологический посредник (медиатор), взятые в единстве, составляют исходную гносеологическую ситуацию. Развертывание этой ситуации носит творчески активный характер, проявляющийся: 1) в постижении чувственно не воспринимаемой сущности явлений; 2) в теоретическом выражении полученного знания и идентификации этого знания с познаваемым объектом; 3) в применении разнообразных методов и средств познания; 4) в использовании результатов познания.

Человек вступает в контакт с объектами природного и социального бытия. Побуждаемый к познавательной деятельности теми или иными потребностями, ставя определенные цели, он всегда берет объекты во всей их бесконечной сложности. В получаемые результаты познания человек не должен привносить ничего от себя, предметы и явления необходимо познавать объективно, т.е. такими, каковы они есть сами по себе. Тем более, что нет никаких принципиальных границ на пути бесконечного движения субъекта к более адекватному и исчерпывающему постижению объекта, к постижению реальностей бытия.

 

№2.

Познание представляет собой сложный, противоречивый процсс, осуществляемый входе практической, преобразующей деятельности людей. В зависимости от того, какие способности применяет субъект на том или ином этапе познания, можно выделить чувственную, рациональную и интуитивную ступени познания. Они различаются как формами отражения, так и ролью в процессе познания.

Исходной ступенью познания является чувственное познание, в котором объект познается главным образом посредством органов чувств. Основными формами чувственного познания выступают ощущение, восприятие и представление.

В ощущениях непосредственно отражаются отдельные стороны, свойства объекта. Ощущение – это элементарный чувственный образ реальной действительности. Ощущения возникают под воздействием объективного и субъективного (т.е. внутреннего для человека) мира на наши органы чувств. Оно является источником наших знаний о мире, возникая в результате превращения энергии внешнего или внутреннего раздражения в факт сознания. Ощущение вторично поотношению к маериальной действительности. В зависимости от раздражителей ощущения разделяются на зрительные, слуховые, вкусовые, осязательные, обонятельные и т.п.

Восприятие – это целостное отражение объекта органами чувств, представляющее собой единство всех ощущений. Восприятие дает информацию об объекте в его целостности при непосредственном воздействии объекта на органы чувств человека. Например, восприятие человеком компьютера основывается на соединении в целостный образ его осязательных. Зрительных, слуховых и т.п. ощущений.

Представления – это чувственно наглядные образы объектов, которые сохраняются и воссоздаются в сознании человека вне непосредственного воздействия объектов на органы чувств. Возникновение представлений происходит на основе памяти, т.е. способности психики сохранять и воспроизводить прошлые восприятия субъекта.

К формам чувственного познания относится и воображение, заключающееся в способности создавать новые представления на основе предыдущего опыта. Воображение имеет огромное значение в науке, технике, искусстве и во всех других сферах человеческой деятельности, где требуется товрчество, а не простое копирование.

Человеческое познание не ограничивается чувственными формами в силу того, что, во-первых, не все присущие вещам, явлениям и процессам свойства и признаки можно видеть, осязать, слышать. Во-вторых, глубинная основа вещей, процессов, явлений не может быть постигнута только с помощью ощущений, восприятий и представлений. Для познания законов и закономерностей развития объективной реальности требуется к чувственным формам познания присоеденить силу абстрактного мышления. Например, с помощью чувств можно видеть падение тел, но для познания законов земного притяжения одних чувств недостаточно.

В диалоге Платона «Теэтет» можно прочесть. Что посредством зрения мы воспринимаем цвет, посредством слуха – звук. Но чем мы воспринимаем различие между цветом и звуком? Ни в ощущении цвета, ни в ощущении звука знания об этом различии нет. Для различия цвета и звука необходима сила абстрактного мышления.

Рациональная ступень познания основана на абстрактном мышлении, представляющем собой целенаправленное, опосредованное и обобщенное отражение человеком существенных свойств и отношений вещей. Абстрактное мышление называют также логическим, поскольку оно функционирует по законам логики – науки о мышлении.

Основными формами абстрактного мышления являются: понятие, суждение и умозаключение.

Понятие – форма мысли, выражающая совокупность наиболее общих, существенных признаков объекта. Например, понятия «инженер», «экономист», «программист» и т.п., отражают общие признаки между самыми различными направлениями человеческой деятельности.

Понятие является одной из основных форм логического или рационального познания, основной задачей которого является вскрытие закономерностей развития объективной действительности, проникновение в сущность предметов и явлений. В понятиях концентрируется знания добытые человечеством о тех или иных процессах, явлениях и предметах. Например, понятие «атом» имеет многовековую историю своего становления и развития: от положения, высказанной древнегреческими мыслителями Левкиппом и Демокритом (V в. до н.э.) о том, что это неделимая и неизменная частница вещества, до открытия в атоме сложной структуры, включающей в себя множество элементарных частиц и образований типа кварков. Усвоить понятия - значит усвоить те знания об объектах, к которым относится данное понятие.

Различают понятия обыденные или житейские, которыми люди пользуются в своей повседневной жизни, и понятия научные, которыми оперируют в соответствующей области научного знания. Понятия являются основными элементами любой научной теории.

Возникая и развиваясь на основе общественной практики, понятия как форма мышления, служат важным средством ориентировки человека в бесконечной массе предметов материального мира. В то же время понятия выступают как образцы или эталоны, по которым обрабатываются вновь приобретенные знания. Весь процесс мышления строится на связях между понятиями. Главное примущество понятий по сравнению с чувственными образами заключается в том. Что понятия отражают свойства. Признаки, состояния, связи, действия, отношения и т.д. предметов и явлений в отвлеченной и общей форме.

Суждение – форма мышления, в которой посредством понятий что-либо утверждается или отрицается об объекте. Это выраженная в мысли связь между понятиями, отражающими действительные или мнимые связи и отношения предметов, явлений и процессов. В любое высказывание (словосочетание и простое предложение) является примером суждений. Например, «мы - экономисты», «у рынка нет альтернативы», «все металлы – проводники электричества», «знание – сила», «мыслю – следовательно существую». Нельзя отождествлять предложение и суждение, так как вовелительные и вопросительные предложения не несут нагрузки суждения.

Суждение является элементарной, абстрактно-мыслительной формой логического обобщения, при котором совершается процесс перехода отдельного в общее. Например, в суждениях: «трение есть источник теплоты», «аист есть птица» - совершается процесс отбрасывания случайного от сущности, от общего. Возникая на основе сопоставления различных понятий, суждения являются тем исходным логическим материалом, из которого создаются теории в области естествознания, техники, экономики и гуманитарных наук.

Умозаключение представляет собой форму мышления, в которой из нескольких суждений выводится новое суждение, содержащее новое знание. Здесь происходит связывание суждений (оперирование с ними), дающее новое знание без обращения к показаниям органов чувств. Так, представление о том, что Земля имеет форму шара, было получено в древности на основе следующего умозаключения. Все шарообразные тела отбрасывают тень в форме диска. Земля во время лунных затмений отбрасывает тень в форме диска. Значит - она круглая. Или другое умозаключение. Известно, что все металлы электропроводны, медь металл, значит медь – электропроводна.

По вопросу о роли, месте и соотношении чувственного и рационального в познании в истории философии сложились два противоположных течения – сенсуализм и рационализм. Сенсуалисты считали чувственное познание основной формой достижения истинного знания, рассматривая мышление лишь количественным продолжением чувственного познания. Рационалисты стремились доказать, что всеобщие и необходимые истины могут быть выведены только из самого мышления. Чувственным данным отводилась лишь случайная роль. Оба эти течения страдали односторонностью, вместо того, чтобы признать необходимость и взаимодополняемость чувственной и рациональной ступеней познания.

Дальнейшее развитие философского знания показало, что рациональное познание неразрывно связано с чувственным и играет ведущую роль в процессе познания. Это проявляется, во-первых, в том, что истинное знание на уровне сущности и закона формулируется и обосновывается на рациональной ступени познания; во-вторых, чувственное познание всегда «управляется» мышлением.

Учет единства чувственного и рационального познания необходим во всех сферах человеческой деятельности, в том числе в инженерной практике и экономике, так как чувственное познание дает нам ту основу, на которой развивается абстрактное мышление. В свою очередь, абстрактное мышление дает импульс к развитию эмпирического познания. Как свидетельствует история развития науки и техники, факты начинают осознаваться и восприниматься человеком в соответствии с имеющейся теорией. Например, первый лазер существовал вначале в мысли, азатем в реальности.

Многие ученые считают, что важную роль в процессе познания играет интуиция, т.е. способность постижения истины путем прямого ее усмотрения, до или помимо логического обоснования. Интуиция основана на неосознанных комбинировании и переработке накопленных абстракций, образов и правил в целях решения определенной задачи. Основными типами интуиции являются чувственная, интеллектуальная и мистическая. В истории философии довольно распространенным течением является также интуитивизм, считающий интуицию (главным образом, интеллектуальную) основным средством достижения истины в отрыве от чувственной и рациональной ступеней познания.

 

№3.

Непосредственной целью познания является достижение истины, под которой понимается знание, соответствующее действительности. С точки зрения классической теории познания «соответствие» означает сущностное совпадение содержания знания с объектом, а «действительность» – это, прежде всего, объективная реальность, материя.

Истина носит объективно–субъективный характер. Ее объективность заключается в независимости ее содержания от познающего субъекта. Субъективность истины проявляется в ее выражении субъектом, в форме, которую ей придает только субъект.

Истина – это бесконечный процесс развития имеющегося знания о конкретном объекте или о мире в целом к все более полному и точному знанию, постоянно развивающаяся система теоретического знания.

Для характеристики истины применяются понятия объективной, абсолютной, относительной, конкретной и абстрактной истины.

Абсолютность истины означает, во-первых, полное и точное знание об объекте, что является недостижимым гносеологическим идеалом; во-вторых, то содержание знания, которое в определенных границах познания объекта никогда не может быть опровергнуто в будущем.

Относительность истины выражает ее неполноту, незавершенность, приблизительность, привязку к определенным границам постижения объекта.

Существуют две крайние точки зрения на абсолютность и относительность истины. Догматизм, который преувеличивает момент абсолютности, и релятивизм, абсолютизирующий относительность истины.

Любое истинное знание всегда определяется данными условиями, местом, временем, другими обстоятельствами, которые познание должно учесть как можно полнее. Связь истины с определенными конкретными условиями, в которых она действует, обозначается понятием конкретной истины. Ємпирический факт о том. Что вода кипит при 100 градусах Цельсия свидетельствует о том, что истина конкретна. Этот факт является истинным только тогда, когда берется обычная вода и давление, при изменении химического состава воды, давления истнное знание превращается в свою противоположность – знанием неистинным.

В процессе познания субъект может принимать неистинное знание за истину и, наоборот, истину за неистинное знание. Это несоответствие знания действительности, выдаваемое за истину, называется заблуждением. Последнее – постоянный спутник процесса познания, и между ним и истиной нет абсолютной границы: она всегда подвижна. Если мы убедились, что данное знание – заблуждение, то этот факт становится уже истиной, хотя и отрицательной.

В познании не всегда удается выявить всю полноту условий, для которых данная истина может быть применима. Поэтому для знания, условия выявления истинности которого не достаточно полны, употребляется понятие абстрактной истины. При изменении условий применения абстрактная истина может превращаться в конкретную и наоборот.

Считается, что все виды познания направлены на достижение истины – знания, содержание которого адекватно действительности, без которого невозможна деятельность человека. Но в большинстве видов познания истина содержит значительную долю субъективности, связанную как с формой ее выражения, так и с субъективными интересами человека. И лишь в научном познании объективная истина, в которой до минимума сведены субъективные привнесения, является самоцелью.

Одной из основных проблем теории познания является вопрос о критерии истины, т.е. о том, что выступает мерилом истинности знания. В истории философии выдвигались различные критерии истины: ум и интуиция (Платон), чувственные данные и научный эксперимент (Ф.Бэкон, Б.Спиноза, К.Гельвеций, Д.Дидро, М.В.Ломоносов), самоочевидность, непротиворечивость и взаимная согласованность всех знаний (Р.Декарт), соответствие вещи понятию (Г. Гегель), польза (У.Джеймс), общезначимость (Э.Мах), конвенция (соглашения) между учеными (неопозитивисты), нравственность (И.В.Киреевский, Вл.С.Соловьев). Отсюда видно, что критериями истины могут быть и чувственные данные, и интеллект, и интуиция, и житейский опыт людей, и традиции, и авторитеты. Но именно общественная практика обладает свойством непосредственной действительности, носит чувствительно-предметный характер, является сферой реализации знаний, выводит субъекта за рамки умозрительного познания в мир материальной деятельности.

Под практикой понимается материальная, чувственно-предметная, целенаправленная деятельность людей по преобразованию природы и общества для удовлетворения своих потребностей. По отношению к познанию практика является: 1) источником, основой и движущей силой познания, поскольку ставит перед ним познавательные задачи, дает фактический материал для обобщений и средства для познания; 2) конечной целью познания, так как в практике материализуются добытые знания; 3) критерием («мерилом») истинности получаемых знаний, что проявляется, прежде всего, в материальном производстве и эксперименте.

Практика является комплексным высшим критерием истины, включающим в той или иной степени все другие критерии. Как критерий истины практика для каждого исторического этапа развития общества выступает абсолютной по отношению к предыдущему этапу и относительной по отношению к последующему.

Практика, так же как и истина, есть процесс. Необходимо рассматривать практику исторически: существует практика «вчерашнего дня», сегодняшняя и практика будущего. Отсюда можно говорить об абсолютности и относительности практики как критерия истины. Относительность конкретно-исторической практики как критерия истины проявляется и в том, что она не всегда может подтвердить или опровергнуть те или иные идеи или теории в силу своей ограниченности.

Внутренней необходимой стороной практики выступает теория, обозначающая в широком смысле идеальное отражение действительности, всю совокупность знаний, которую практика стремится использовать. Теория и практика находятся в неразрывном единстве друг с другом, и не могут существовать одна без другой. Познание, внося новые знания в теорию, тем самым обогащает практику, способствует ее дальнейшему прогрессивному преобразованию.

* * *

В справочной литературе по данной теме смотрите статьи:

Новаяфилософская энциклопедия. В 4-х т. - М., 2001. Ст.: «Истина», «Заблуждение», «Интуиция», «Теория информации», «Рационализм», «Сенсуализм», «Теория познания», «Объект», «Субъект».

Філософський енциклопедичний словник. - К., 2002. Ст.:

«Істина», «Інтуїція», «Раціоналізм», «Теорія пізнання», «Суб'єкт», «Об'єкт».

 

 




Поиск по сайту:







©2015-2020 mykonspekts.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.