Если бы деятельность организмов от самых простейших до человека протекала только в форме реакции на сиюминутные раздражения — по принципу безусловных рефлексов — животный мир не развивался бы, т. к. такая форма взаимосвязи с внешней средой не несет в себе приспособления. Только реакции на сигналы, т. е. условнорефлекторная деятельность обеспечивает более высокую форму приспособления. Когда мы реагируем на сигналы, предшествующие отрицательным раздражителям, мы, тем самым, учимся бороться или избегать их. В эксперименте, например, зажигание лампочки предшествует раздражению конечности животного током, дающему оборонительную реакцию сгибания. Когда условный рефлекс выработан — животное сгибает лапу на сигнал зажигания лампочки и тем самым избавляется от неприятного раздражения током.
Реакции на сигналы, предшествующие положительным раздражителям, дают нам возможность приблизить этот раздражитель, ускорить овладение им (примером может служить нахождение пищи диким животным по сигналу, которым является запах).
Так, в ходе эволюции любые живые организмы научились проявлять активность, направленную на будущее время.
Рассмотрим ситуацию. Человек (назовем его А.) находится в комнате и слышит телефонный звонок. Этот раздражитель тотчас вызывает в мозге А. афферентный синтез: звонок дифференцируется, сопоставляется с данным временем и обстановкой, с помощью памяти воспроизводится: «Мне должен позвонить Б.!». Формируется акцептор действия: А. представляет себе, что взяв трубку, он услышит голос Б. — это акцептор действия (предполагаемый результат собственного ответного акта). А. реагирует на звонок: берет трубку, подносит ее к уху. Если это действительно звонит Б., то обратная афферентация (обратная связь) устанавливает совпадение результата действия с акцептором действия. Достигнут ожидаемый результат. Формируется следующая функциональная система. Но возьмем второй вариант. А. слышит в трубке продолжительные гудки. Обратная афферентация убеждает его в несовпадении акцептора действия с реальным результатом. А. пожимает плечами и после ориентировочной реакции «что такое?» А. приступает к другой акции, порожденной новым афферентным синтезом.
Длинное рассуждение, приведенное нами, имеет одну цель — доказать, что каждый наш поступок включает в себя фактор будущего времени, т. е., по определению Н.А. Бернштей-на, «образ потребного будущего». Если бы модель будущего не являлась направляющей в нашей деятельности — поведение складывалось бы лишь из сиюминутных актов и не могло бы быть ни целенаправленным, ни приспособительным. Таким образом, условно-рефлекторная деятельность, как бы включает в себя будущее время. Таково свойство биологических систем в отличие от неживой материи.
Наиболее исчерпывающе описал связь деятельности живых организмов с будущим П. К. Анохин, создавший теорию функциональных систем. Всякая поведенческая реакция, по П.К. Анохину, это, прежде всего, действие в соответствии с заранее сформулированной моделью ожидаемого результата действия (так называемый акцептор действия).
Время в биологических системах выступает как сложная категория, причем, живые организмы, существуя в настоящем, в своей деятельности опираются на прошлое, а сама деятельность управляется и регулируется будущим.
Так многообразна роль времени в живой материи.
Глава 31 ФИЗИОЛОГИЯ ТРУДОВЫХ ПРОЦЕССОВ
ОБЩИЕ ЗАМЕЧАНИЯ
Трудовая деятельность человека является основой его существования. Поэтому физиологи, гигиенисты, психологи, специалисты в области эргономики труда детально изучают все стороны трудового процесса.
Любой труд протекает в конкретной реальной среде. Поэтому широкое распространение получило представление об условиях труда. Существуют разные определения этого понятия, но чаще всего под условиями труда понимаются все факторы, от которых зависит работоспособность человека и его здоровье. Этих факторов много. Для удобства их делят на четыре основные группы.
1. Санитарно-гигиенические факторы:микроклимат (температура, влажность воздуха, скорость движения воздушного потока), освещенность рабочего места, уровень шума, ин тенсивность загрязнения воздуха пылевыми частицами (запыленность), химическими ком понентами (загазованность), наличие в зоне выполнения работы ультразвука, УВЧ, радиа ционных источников и т. п. Гигиена труда подробно рассматривает эту группу факторов и разрабатывает нормативы предельно допустимых уровней соответствующих показателей, а также разрабатывает комплекс мероприятий, направленных на профилактику и борьбу с существующим неблагоприятным фактором внешней среды.
2. Психофизиологические факторы — это большая группа факторов, включающая харак тер режима труда и отдыха, тяжесть и напряженность труда, рабочие позы, величину на грузки на скелетную мускулатуру, на ЦНС, на высшие отделы мозга, интенсивность загруз ки мозга поступающей информацией, характер принятия решений, степень риска и т. д.
3. Социально-экономические факторы — это группа факторов, включающая социальную защищенность работающего, его заработную плату, покупательские способности, обеспе ченность домами отдыха, детскими садами, школами, длительность отпуска и т. д.
4. Эстетические факторы— интерьер рабочего помещения, форма, цвет изделия, с кото рым приходится работать, форма, цвет, фасон рабочей одежды и т. п.
ВИДЫ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА. КЛАССИФИКАЦИЯ ТРУДА ПО ТЯЖЕСТИ И НАПРЯЖЕННОСТИ
В каждом виде трудового процесса есть элементы физического труда—труда, при котором совершается мышечная нагрузка, и элементы умственного труда. Для объективной оценки организации производства, объективного назначения льгот и компенсаций, очередности оздоровительных мероприятий, для регламентации режимов труда и отдыха и для многих других целей было предложено в каждом виде трудовой деятельности различать тяжесть и напряженность. Соответственно всякий труд классифицируется по его тяжести (4—6 категорий или групп) и по напряженности (4—6 категорий или групп).
Тяжесть работы — это фактически физиологическая стоимость работы. Тяжесть работы характеризует мышечные усилия (нагрузку на скелетные мышцы). Ее величина определяется энергетическими затратами организма, мощностью внешней работы или величиной статического усилия, требуемого при выполнении данной работы, массой и расстоянием перемещения поднимаемого или опускаемого груза, рабочей позой и характером рабочих движений, а также степенью напряжения физиологических функций (судя по данным часто-
ты сердечных сокращений, проценту снижения выносливости, степени утомления), плотности загруженности рабочего дня. В нашей стране применяется классификация труда, предложенная институтом гигиены труда АМН СССР. Она предусматривает деление труда по тяжести на 4 группы или категории.
Таблица 21.
Критерий тяжести
Группы труда по тяжести
Легкий 1
Средний II
Тяжелый III
Очень тяжелый IV
Мощность внешней работы или энерготраты орга-низма,ккал/час (ккал/мин)
до 150 (до 2,5)
150-200 (2,5-4,1)
250-360 (4,1-6)
больше 360 (больше 6)
Максимальная величина перемещаемого груза, кг
до 5
6-15
16-40
больше 40
Рабочая поза
Стационарное рабочее место, свободная поза
Стационарное рабочее место. Вынужденные наклоны до 30° 50—100 раз за смену, или нахождение в наклоненном положенении до 30° 10-25% времени
Стационарное рабочее место. Вынужденные наклоны до 30° 100—300 раз за смену, или нахождение в наклоненном положении до 50% времени
Стационарное рабочее место. Вынужденные наклоны до 30° больше 300 раз за смену, или нахождение в наклоненной позе до 30° более 50% времени
Рабочий пульс уд/мин
до 80
80-100
100-120
120-140
Некоторые авторы предлагают выделить еще 2 группы труда по тяжести — чрезвычайно тяжелый и.сверхтяжелый труд, при котором энерготраты соответственно составляют 10— 11,6 ккал/мин и более 11,6 ккал/мин.
Однако за рубежом принято выделять три группы тяжести труда — легкий (до 1,7 величины основного обмена, или до 2 ккал/мин), средний (до 2,7 BOO, или до 3 ккал/мин) и тяжелый (до 3,8 BOO, или до 4 ккал/мин).
Нервная напряженность или просто — напряженность труда отражает нагрузку на ЦНС, анализаторы, высшую нервную деятельность, психическую деятельность. Напряженность труда характеризуется объемом воспринимаемой информации и определяется степенью напряжения внимания, плотностью поступающих сигналов, состоянием анализаторных систем, эмоциональным напряжением. По напряженности труд делят на 4 группы, или категории: ненапряженный, малонапряженный, напряженный, очень напряженный.
Используя представленные в таблицах критерии, можно оценить любой труд по тяжести и напряженности. Так, труд студентов многими исследователями оценивается как I сте-
Таблица 22.
Критерии напряженности
Группы труда по напряженности
Ненапряженный
Малонапряженный II
Напряженный III
Очень напряженный IV
Внимание: а) число производственно важных объектов одновременного наблюдения
б) длительность сосредоточенного внимания, в % к раб. времени
в) плотность сообщений (сигналов в час)
ДО 5
ДО 25 до 75
до 10
до 50 до 175
ДО 25
ДО 75 до 300
более 25
более 75 свыше 300
Эмоциональное напряжение
работа по индивидуальному плану
работа по установленному плану с возможной корректировкой в процессе деятельности
работа в условиях дефицита времени с повышенной ответственностью
личный риск, ответственности за безопасность других
Сменность
утренняя, 7—в час."
2 смены, без ночной
3 смены, с ночной
нерегулярная сменность с ночной работой
Интеллектуальная напряжённость
нет необходимости принимать решение
решение простых альтернативных задач по инструкции
решение сложных задач по алгоритму
творческая деятельность
Монотонность: а) число элементов в операции
б) продолжительность выполнения повторяющихся операций, сек.
до 10 более 100
10—6 100-46
6-3 45—21
3—2 20—2
пени тяжести (легкий по тяжести труд) и III—IV степени по напряженности (напряженный и очень напряженный труд).
Более привычно деление труда на физический и умственный. Ясно, что при физическом труде нагрузка больше падает на мышечную активность, а при умственном труде — на ЦНС, ВНД и психические функции мозга.
Существует также классификация труда, учитывающая характер работы: 1) труд, требующий значительной мышечной активности; 2) механизированные виды труда; 3) автоматизированные и полуавтоматизированные виды труда; 4) групповые (конвейерные) работы; 5) труд, связанный с дистанционным управлением (операторский труд); 6) формы интеллектуального труда, в том числе — управленческий труд, творческий труд, труд медицинских работников, труд учащихся и студентов.