Мои Конспекты
Главная | Обратная связь

...

Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

ВОЗРАСТНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ АНТРОПОМЕТРИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ





Помощь в ✍️ написании работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Длина и масса тела, а также окружность грудной клетки являются основными антропомет­рическими показателями, характеризующими темпы роста и развития организма, а также поз­воляющие понять возрастные особенности многих физиологических процессов. С учетом роли генетического фактора принято для каждого региона земного шара периодически составлять свои оценочные таблицы этих показателей. В последние годы с этой целью используют так называемые ментальные таблицы или шкалы, позволяющие выделить среди обследуемых детей и подростков, развивающихся средними темпами (25—75 центилей), выше или ниже этих темпов (меньше 25 или больше 75 центилей). Вариант таких таблиц разработан в 1993 г. И.В. Поповой и соавторами для г. Кирова (табл. А и Б). Каждая из них представлена шестью колонками цифр, которые отражают значения признака, ниже которых он может встретиться у 3,10,25,75,90 и 97% детей данной возрастно-половой группы. Пространст­во между цифрами (его называют «коридором» или «областью») отражает тот диапазон или разнообразие признака, который свойствен определенному проценту (3, 7, 15 или 50%) детей группы (пояснительная таблица).

Таблица 28. Пояснительная таблица к центильным шкалам

 

№ кори­дора Диапазон Области величин Практические действия
<3% Очень низкие величины Необходимо обследование
3—10% Низкие величины Необходимо обследование при наличии отклонения в здоровье
10—25% Величины ниже средних
25—75% Средние величины
75—90% Величины выше средних . ■
90—97% Высокие величины Необходимо обследование при наличии отклонения в здоровье
, >97% Очень высокие величины Необходимо обследование

Таблица 29. А. Центильные величины длины тела, массы тела и окружности груди мальчиков г. Кирова (Попова И.В. и соавт., 1993)

 

 

 

Воз­раст, года Цеитилии
ео
Длина тала, см
О 47.8 48,9 5О,7 53,8 55,6 57,6
69.3 71.6 73,9 75.3 77,1 79.7
77.8 78.2 82,5 87.9 89.6 90,5
86.7 89,8 94.O 1O2.1 1O6.3 113.4
95.O 99.2 1O1.7 1O8.4 111.3 114,5
95,2 1OO.6 1O5.1 111,8 114,5 115,5
1O7.6 1O9.9 114,0 12O.1 123,7 126.8
111.6 113,8 117,4 125.8 128,4 132,2
116.4 12O.8 124.5 138,0 135,9 139.5
122.6 125,6 128.4 135.8 139,0 140,9
123,1 128.4 133.2 141,4 145,4 146.8
131,1 134,7 139.3 147.8 15O.9 155,7
135,4 140,1 143.6 152.9 158,6 163.3
140,8 146.7 151.7 163,8 17O.7 175.6
142,5 148,2 154,5 168,5 173,3 177.5
Масса тела, кг
О 2,7 2.9 3,1 3.8 4.1 4,3
8,7 9.5 Ю.1 11.2 - 12,0 12,6
1О,3 1O.8 11,1 13,1 14.7 15,3
11.1 11.8 13,3 17.0 17,9 20,4
13.1 13.7 15,7 18.8 19.9 2O.8
14.4 14.6 16.1 19,8 20,9 21,6
16.9 18.7 2О.О 23,4 26.0 28,9
18,6 19,6 2O.9 24,7 29,2 31.4
18,9 2О,6 23,2 29.O 32,3 38,5
2O.8 23.8 25.3 ЗО.1 32.6 39.3
Ю 23.0 25,7 28.8 35.7 4О.О 44,5
25.3 28,7 31,3 32.2 43.2 49,9
29.7 32.5 34.6 44,5 49.9 58,4
33.5 37,4 42.3 55.3 63.2 67.2
33.8 38.6 43.0 6О.О 87,7 77.3
Ок| ружность rp уди, см
ЗО.7 32.1 32.9 34.8 35,7 35.8
45,5 46,5 47,6 50,6 51,6 52,0
47,7 48.5 49,3 53,4 54,1 55.4
50.8 51.2 52.5 56.7 58,8 60,0
51,1 52,1 54.1 57.5 59,3 6O.2
52.1 53,4 54,3 58.O 59,4 61.0
52,6 54.8 56.8 61.2 64.1 66.7
54,1 56,3 58,2 62.6 66.7 68.7
55,1 56,8 58,7 64.6 67.9 71.6
57,6 S9.3 61.0 65.8 68.3 73.7
58,5 61,1 63.3 68,9 72.3 78.5
61,3 63,5 65,6 72.O 76.2 8О,4
64,9 66,3 68.6 76,1 81.2 88.6
65.3 69.4 72,9 83.1 87.4 91.7
66.8 70,2 74,8 85,2 91,5 99,3

Таблица 29. Б. Центильные величины длины тела, массы тела и окружности груди девочек г. Кирова (Попова КВ. и соавт., 1993)

 

 

 

Воз­раст, года Цонтили
во «7
  Длима тела, см    
О 47.6 48.8 48,9 52,7 54.5 54,9
69,7 71,5 72,6 75,6 77,4 78.6
79.3 8O.7 82.0 84,7 86,4 92.1
83,2 84.2 92,4 96,6 97.8 98,2
96,6 99,1 1OO.7 1O8.3 111.7 115.6
1OO.2 1O2.8 1O6.3 114.1 117,1 12O.4
1O3.7 1O9.9 113.6 121,2 124.O 129.2
111,9 115.5 118.8 125,6 129,1 131.6
115,8 12О.З 125,1 131,6 135,1 137.7
122,1 125,2 127,6 136.6 139.9 144,6
126,1 128,9 133,4 141,9 147,3 15O.9
13O.9 136,2 139,7 149,5 155,7 161.1
133.7 14O.4 146,5 156,7 161,6 165,8
136.4 146,5 149,2 162.3 167,1 169.2
147,6 152,3 155,3 164.2 168.6 173.2
Масса тела, кг
О 2.4 2,6 3,0 3,7 4.0 4,3
8.1 8,4 9.2 10,8 11.3 12.4
1О.О 1О.З 1O.8 13,О 13.9 14,7
1O.7 12.O 12,8 14,7 15,1 16.8
13,6 14,5 15.4 18,6 20.2 22.1
14.O 14.8 17.O 19.7 21,8 23,9
14,9 18.1 19.2 22.7 24,7 26.1
17,8 18,9 2О.О 24,4 25,9 29.6
в 18.8 -.19.6 21.4 26,7 29.1 34,4
19,3 21.2 24,1 30.4 33,7 38.2
23,1 24,7 28,1 35,8 4O.6 45.6
25,1 28.4 ЗО.6 41,6 48.4 59.6
28.3 ЗО.9 35,5 47.7 55,1 65,8
ЗО.7 34.8 41,2 52.4 62.3 68.4
35,6 4О.О 43.O 55,2 61.5 71.4
Окру ясность груди, ем
О ЗО.5 31.5 32,5 33.9 34.9 35.9
44.3 45,8 47.6 49,8 51,8 52,9
45,7 47,6 49,3 52,4 53,0 55,6
47.3 5O.2 52.0 53.O 55.6 57.9
48.6 5O.5 52.8 57.0 59,0 61.7
49,8 51.3 53.O 57,3 59,2 62,6
52.1 53.8 56.O 60.2 62,9 64.7
52,6 54,2 56,4 61,0 63.1 68.1
53.4 55,1 56,8 61.5 63,8 69.7
55,2 56,5 59,1 63,7 67,4 75.1
Ю 56,5 58,7 6O.8 67.9 73,2 79,3
59,5 61,8 64,9 72,9 8О,1 84.1
59.6 64.7 69,1 77,3 83,4 87,8
63.7 67,2 7O.1 8O.9 86,2 89,6
69.8 73.0 76.O 83.9 88.2 92.8

Центильные шкалы позволяют также определить гармоничность развития: если разность номеров «коридоров» между любыми из трех показателей не превышает 1, развитие оцени­вается как гармоничное, если она составляет 2 — оно считается как дисгармоничное; если разность достигает 3 и более — развитие оценивается как резко дисгармоничное. Шкалы дают возможность определить соматотип ребенка по классификации ЕШ. Дорохова и И.И. Ба-храка: микросоматический, мезосоматический и макросоматический (соответственно, сумма «коридоров» всех трех показателей не более 10,11—15 и 16—21).

Микросоматический тип свидетельствует о том, что физическое развитие ребенка ниже среднего, мезосоматический тип—среднее, а макросоматический — выше среднего. При­мер: у 8-летнего мальчика длина тела —135 см, масса тела—32 кг, окружность груди—67 см; все три показателя относятся, судя по таблице А, к 5-му «коридору», т.е. оцениваются выше среднего; разность номеров «коридоров» между этими показателями равна нулю, т.е. развитие гармоничное; сумма номеров «коридоров» (5 + 5 + 5) = 15, т.е. мальчик относится к мезосома-тическому типу. Из этих данных следует, что развитие ребенка выше среднего, гармоничное, по мезосоматическому типу.

Представленные в таблицах А и Б данные позволяют дать общее представление о дина­мике длины и массы тела. У новорожденных мальчиков длина тела — 51—54 см; в 1 год -74—75 см; в 3 года — 94—102 см; в 5 лет — 105—112 см; в 7 лет — 117—126 см; в 10 лет —133—144 см; в 14 лет — 155—169 см. У девочек: длина тела новорожденных — 49—53 см; в 1 год — 73—76 см; в 3 года — 92—97 см; в 5 лет — 106—114 см; в 7 лет — 119—126 см; в 10 лет — 133—142 см; в 14 лет — 155—164 см. Масса тела мальчиков — при рожде­нии — 3,1—3,8 кг; в 1 год — 10,1— 11,2 кг; в 3 года — 13,3—17,0 кг; в 5 лет —16,1—19— 8 кг; в 7 лет — 20,9 — 24,7 кг; в 10 лет — 28,8 —35,7 кг; в 14 лет — 43,0—60,0 кг. Для девочек: масса тела новорожденных — 3,0—3,7 кг; в 1 год — 9,2 --10,8 кг; в 3 года — 12,8 —14,7 кг; в 5 лет — 17,0—19,7 кг; в 7 лет — 20,0—24,4 кг; в 10 лет — 28,1—35,8 кг; в 14 лет — 43,0—55,2 кг. Средний рост 18-летних девушек г. Кирова — 165 см, средняя масса тела — 58 кг, средняя окружность грудной клетки — 85 см (Богатырев B.C. и соавт., 1996). Среднегодовая прибавка роста на первом году жизни составляет 25—35 см, в 2—8 лет — 4—6 см, в 8—14 лет — 7—10 см (пубертатный скачок или спурт); соответственно средняя прибавка массы тела составляет 6—7 кг, 1,5—2,0 кг и 5,0 кг.

Указанные антропометрические данные, так же как и другие (например, зубной возраст, определяемый по числу молочных и/или постоянных зубов, степень полового созревания, костный возраст, определяемый по точкам окостенения), являются важными показателями при определении биологического возраста. При нормальном течении онтогенеза биологичес­кий возраст ребенка соответствует паспортному (допустимые колебания — не более двух лет). В отдельных случаях имеет место отставание биологического возраста от паспортного (ретардация) или, наоборот, опережение (акселерация). До 9—10 лет ведущими показателя­ми для определения биологического возраста являются рост, число постоянных зубов и нерв­но-психическое развитие, в последующем, кроме того — величина погодовой прибавки и вы­раженность полового созревания. Данные о зубном возрасте приведены в разделе «Пищева­рение», о показателях полового развития — в разделе «Эндокринная система». Здесь лишь укажем, что, судя по рентгенограммам, окостенение головчатой и крючковидной костей про­исходит в 1 год, трехгранной — в 3 года, полулунной — в 4 года, ладьевидной — в 5 лет, кости-трапеции в 6 лет, трапециевидной — в 7 лет, гороховидной — в 12 лет.

ЭНЕРГООБМЕН (ОСНОВНОЙ И ОБЩИЙ ОБМЕН)

Основной обмен. В расчете на кг массы тела ( или на м2 площади тела) величина основно­го обмена (BOO) у детей выше, чем у взрослых. Например, у новорожденных — 50 ккал/кг в сутки, в 1 год — 54, в 5 лет — 46, а у взрослых — 25 ккал/кг в сутки. Это связано с повышенной отдачей тепла, с более высокой интенсивностью синтетических процессов, требующих энергии, с несовершенством работы всех систем организма. В абсолютных зна-


чениях с возрастом (параллельно росту массы тела) BOO повышается: у новорожденных она составляет 120 ккал/сутки, в 1 год — 580, в 3 года — 750, в 5 лет — 840, в 10 лет — 1120, в 14 лет — 1360, а у взрослых — 1700 ккал/сутки.

Общий обмен.Подобно основному обмену, общий обмен, отражающий интегральные траты энергии организмом в реальных условиях его существования, в расчете на кг массы тела — с возрастом снижается, а в абсолютных значениях — увеличивается. Так, уноворожденных его относительная величина (ккал/кг/сутки) составляет 120, в 1—3 года — 115, в 5 лет — 100, в 10 лет — 75, в 14 лет — 50, а у взрослых —: 42; абсолютная (ккал/ сутки) — соответственно 500,1390,1875, 2070,2600,2750 и 2860.

Источники энергии.У плода основным источником энергии является глюкоза; при этом большой удельный вес занимает анаэробный способ ее использования, т.е. гликолиз. У но­ворожденных интенсивно используется гликоген мышц и печени, глюкоза и жирные кисло­ты; высок уровень глюконеогенеза. Интенсивность гликолиза у детей первого года жизни на 30—35% выше, чем у взрослых; особенно она высока в первые 3 месяца жизни. В после­дующем повышается доля аэробных процессов; их интенсивность достигает максимальных значений к 9—11 годам. С 12 лет вновь повышается интенсивность гликолиза, особенно в белых мышечных волокнах. Максимальное потребление кислорода (в расчете на кг массы) достигает наибольших значений к 17 годам, абсолютное максимальное потребление кисло­рода — к 25 годам, а максимальная анаэробная мощность (т.е. мощность фосфагенной и лактоцидной систем) — к 18—20 годам.

КРОВЬ

Объем крови.Абсолютный объем крови с возрастом увеличивается: у новорожденных < он составляет 0.5 л, у взрослых — 4—6 л. Относительно массы тела объем крови с возрас-том, наоборот, снижается: у новорожденных — 150 мл/кг массы тела, в 1 год — 110, в 6 лет, 12-16 лет и у взрослых — 70 мл/кг массы тела.

Объем циркулирующей крови (ОЦК).В отличие от взрослых, у которых ОЦК составля- V ет 2/3 от общего объема крови, а 1/3 находится в депо, у детей почти вся кровь циркулирует, т. е. ОЦК приближается к объему крови. Например, ОЦК у 7—12-летних детей составляет 70 мл/кг массы, а у взрослых — 50—60 мл/кг массы тела.

Гематокритное число.У новорожденных доля форменных элементов составляет 57% от общего объема крови, в 1 месяц — 45%, в 1—3 года — 35%, в 5 лет — 37%, в 11 лет—39%, в 16 лет, как и у взрослых, — 42—47%. Таким образом, у детей доля форменных элементов ниже, чем у взрослых.

Число эритроцитов в 1 л крови(х1012). У новорожденного оно составляет 5,8; в 1 месяц .

— 4,7; с 1 года до 15 лет — 4,6, а в 16—18 лет достигает значений, характерных для взрос­
лых, — 4,5—5.

Средний диаметр эритроцита(мкм). У новорожденных — 8,12; в 1 месяц — 7,83; в 1 год — 7,35; в 3 года — 7,30; в 5 лет — 7,30; в 10 лет — 7,36; в 14—17 лет (как и у взрослых) — 7,50.

Продолжительность жизни эритроцита.У новорожденных она составляет 12 дней, на 10-м дне жизни — 36 дней, а в год, как и у взрослых,— 120 дней.

Осмотическая устойчивость эрнтроцтов.У новорожденных минимальная резистентность эритроцитов ниже, чем у взрослых (0,48—0,52% раствор NaCl против 0,44—0,48%); одна­ко уже к 1 месяцу она становится такой же, как у взрослых.

Гемоглоблин.У новорожденных его уровень составляет 215г/л, в 1 месяц— 145, в 1 год

— 116, в 3 года — 120, в 5 лет — 127, в 7 лет — 127, в 10 лет — 130, в 14—17 лет, как и у
взрослых, — 140—160 г/л. Таким образом, у детей в возрасте до 14 лет уровень гемоглоби­
на ниже, чем у взрослых, на 10—20 г/л. Замена фетального гемоглобина (HbF) на гемогло­
бин взрослого (НЬА) происходит к 3 годам.

Цветной показатель.У новорожденного он составляет 1,2; в 1 месяц — 0,85; в 1 год — 0,80; в 3 года ~ 0,85; в 5 лет — 0,95; в 10 лет — 0,95; в 14—17 лет, как и у взрослых, —


Таким образом, у детей имеет место более низкое содержание гемоглобина в Эритроците, чем у взрослых.

Скорость оседания эритроцитов (СОЭ). У новорожденных она равна 2,5 мм/час, в 1 ме­сяц — 5,0; в 1 год и старше, как и у взрослых, — 7,0 —10 мм /час.

Лейкоциты. В 1 литре крови у новорожденного — ЗОх 109 лейкоцитов, в 1 месяц—12,1 хЮ*, в 1 год — 10,5 х10», в 3—10 лет — 8—10 х10», в 14—17лет, как и у взрослых, — 5—8 хЮ*. Таким образом, имеет место постепенное снижение уровня лейкоцитов.

Лейкоцитарная формула. Она имеет возрастные особенности, связанные с содержанием нейтрофилов и лимфоцитов. У новорожденных, как и у взрослых, на долю нейтрофилов приходится 68%, а на долю лимфоцитов — 25%; на 5—6-Й день после рождения возникает так называемый «первый перекрест» — нейтрофилов становится меньше (до 45%), а лим­фоцитов — больше (до 40%). Такое соотношение сохраняется примерно до 5—б лет ( «вто­рой перекрест»). Например, на 2—3 месяц доля нейтрофнлов составляет 25—27%, а доля лимфоцитов — 60—63%. Это указывает на существенное повышение интенсивности спе­цифического иммунитета у детей первых 5—6 лет. После 5—6 лет постепенно к 15 годам соотношение, характерное для взрослых, восстанавливается.

Т-лимфоциты. У новорожденного на долю Т-лимфоцитов приходится 33—56% от всех форм лимфоцитов, а у взрослых— 60—70%. Такая ситуация возникает с 2- летнего возраста.

Продукция иммуноглобулинов. Уже внутриутробно плод способен синтезировать Ig M (12 нед.), Ig G (20 нед.), Ig А (28 нед.). От матери плод получает Ig G. На первом году жизни ребенок продуцирует в основном Ig M и практически не синтезирует Ig G и Ig А. Отсутствие способности продуцировать Ig А объясняет высокую восприимчивость грудных детей к кишечной флоре. Уровень «взрослого» состояния достигается по Ig M в 4—5 лет, noIgG

— в 5—6 лет и no Ig А - в 10—12 лет. В целом низкое содержание иммуноглобулинов в
первый год жизни объясняет высокую восприимчивость детей к различным заболеваниям
органов дыхания и пищеварения. Исключением является первые три месяца жизни — в
этот период имеет место почти полная невосприимчивость к инфекционным заболеваниям,
т.е. проявляется своеобразная ареактивность.

Показатели неспецифического иммунитета. У новорожденного фагоцитоз есть,, но он «некачественный», так как у него отсутствует завершающий этап. Уровень «взрослого» состояния фагоцитоз достигает после 5 лет. У новорожденного лизоцим уже есть в слюне, слезной жидкости, крови, лейкоцитах; причем уровень его активности даже выше, чем у взрослых. Содержание пропердина (активатора комплемента) у новорожденных ниже, чем у взрослых, но уже к 7 дням жизни оно достигает этих значений. Содержание интерферо-нов в крови новорожденных такое же высокое, как у взрослых, однако в последуйте дни оно падает; более низкое, чем у взрослых, содержание наблюдается на протяжении от1года_ до 10—11 лег. с 12 —18 лет — оно достигает значений, характерных для взрослых. Систе~ ма комплемента у новорожденных по своей активности составляет 50% от активности взрос­лых; к 1 месяцу она становится такой же, как у взрослых. Таким образом, в целом гумо­ральный неспецифический иммунитет у детей почти такой же, как у взрослых.

Система гемостаза. Число тромбоцитов у детей всех возрастов, включая новорожден­ных, такое же, как и у взрослых (200—400 х 109 в 1 л). Несмотря на определенные различия в содержании факторов свертывания крови и антикоагулянтов, в среднем скорость сверты­вания у детей, включая новорожденных, такая же, как и у взрослых (например, по Бюркеру

— 5—5,5 мин); аналогично — продолжительность кровотечения (2—4 мин по Дюке), вре­
мя рекальцификации плазмы, толерантность плазмы к гепарину. Исключение составляют
протромбиновый индекс и протромбиновое время — у новорожденных они ниже, чем у
взрослых. Способность тромбоцитов к агрегации у новорожденных тоже выражена слабее,
чем у взрослых. После года содержание факторов свертывания и антикоагулянтов в крови
такое же, как и у взрослых.

Физико-химические свойства крови. В первые дни жизни удельный вес крови больше (1060—1080 г/л), чем у взрослых (1050—1060 г/л), но потом достигает этих значений. Вяз-


кость крови у новорожденного выше вязкости воды в 10—15 раз, а у взрослого — в 5 раз; снижение вязкости до уровня взрослых происходит к 1 мес. Для новорожденного характер­но наличие метаболического ацидоза (рН 7,13— 6,23 ). Однако уже на 3—5-е сутки рИ достигает значений взрослого человека (рН = 7,35—7,40). Однако на протяжении всего детства снижено количество буферных оснований, т.е. имеет место компенсированный аци­доз. Содержание белков крови у новорожденного достигает 51—56 г/л, что значительно ниже, чем у взрослого (70—80 г/л), в 1 год — 65 г/л. Уровень «взрослого» состояния на­блюдается в 3 года (70 г/л). Соотношение отдельных фракций, подобно «взрослому» состо­янию, наблюдается с 2—3-летнего возраста (у новорожденных относительно высока доля у-глобулинов, попавших к ним от матери).

Доверь свою работу ✍️ кандидату наук!
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой



Поиск по сайту:







©2015-2020 mykonspekts.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.