Мои Конспекты
Главная | Обратная связь

...

Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ЦНС





Помощь в ✍️ написании работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Нейроны.Число нейронов в ЦНС достигает максимума к 20—24-й неделе внутриутроб­ного развития и остается постоянным до пожилого возраста. В то же время размеры ней­ронов, количество отростков и функционирующих синапсов после рождения увеличивают­ся. Мембранный потенциал возрастает: у новорожденных МП равен 50 мВ, у взрослых 60-70 мВ. С возрастом снижается длительность потенциала действия и возрастает его амп­литуда, повышается частота ритмической активности нейрона. Нейроны детей более чувст­вительны к гипоксии, к действию различных ядов и токсических веществ., У детей первого года жизни нервные клетки обладают низкой возбудимостью и лабильностью, поэтому у них легко развивается запредельное торможение, эти дети быстро переходят из бодрствую­щего состояния в сон.

Синапсы.В синапсах повышается интенсивность образования медиатора, возрастает число рецепторов на постсинаптической мембране, увеличивается скорость синаптической передачи (поэтому снижается длительность ТПСП и ВПСП, растет амплитуда этих потенциа­лов), повышается лабильность. Вначале формируются синапсы спинного мозга, в последу­ющем — синапсы других отделов, включая кору больших полушарий.

Мяелиннзация.Это важнейший механизм созревания ЦНС. В различных отделах ЦНС миелинизация совершается гетерохронно. Она начинается внутриутробно, а окончательно завершается к 30—40 годам. Первыми подвергаются миелинизации передние корешки спин­ного мозга, затем — задние корешки. Ветви лицевого нерва, иннервирующие область губ, миелинизируются на 21—24-й нед. внутриутробного развития, что указывает на раннее фор­мирование морфологической основы сосательного рефлекса, жизненно необходимого для новорожденного. После рождения в первую очередь миелинизируются периферические нер­вы, затем — волокна спинного мозга, стволовой части головного мозга, мозжечка и значи­тельно позже — волокна коры больших полушарий. Основная часть черепно-мозговых нер­вов миелинизируются к 1,5—2 годам, слуховые нервы завершают этот процесс к 2 годам, зрительные и языкоглоточные — к 3—4 годам. В среднем к 3 годам основная масса нерв­ных волокон миелинизирована, остальные завершают этот процесс к 6 годам. Миелиниза­ция тангенциальных путей коры больших полушарий завершается к 30—40 годам. В про­цессе миелинизации происходит концентрация ионных каналов в области перехватов Ран-вье, повышаются возбудимость, проводимость и лабильность нервных волокон. Так, у но­ворожденных нерв способен проводить 4—10 имп/с, в то время как у взрослых — 300— 1000 имп/с. Скорость проведения возбуждения по нерву у взрослых в 2 раза выше, чем у новорожденных.

Торможениев ЦНС.В процессе онтогенеза за счет развития тормозных нейронов фор­мируются тормозные механизмы ЦНС. Ранней их формой является постсинаптическое


(гиперполяризационное) торможение, позднее формируется пресинаптическое торможение. Появляются возвратное, коллатеральное и другие виды торможения. Благодаря формиро­ванию тормозных механизмов существенно повышается способность к концентрации воз­буждения, ограничивается иррадиация возбуждения в ЦНС, свойственная новорожденным, появляются индукционные отношения. Безусловные рефлексы с появлением тормозных механизмов становятся более точными, локализованными.

Свойства нервной системы.Доминантный очаг у ребенка возникает быстрее и легче, чем у взрослых, но для него характерна низкая устойчивость к внешним раздражителям. С этим в значительной степени связана неустойчивость внимания у детей: новые раздражи­тели легко вызывают новую доминанту. В возрасте с 3 до 5 лет возрастает сила нервных процессов и начинают развиваться четкие индукционные отношения между процессами торможения и возбуждения, с 5 до 7 лет существенно повышается подвижность нервных процессов. Координационные механизмы в ЦНС достигают своего совершенства только к 18—20 годам.

Рефлексы.В онтогенезе большие изменения претерпевает рефлекторная деятельность — она усложняется, появляются ее новые формы — условные рефлексы. Благодаря совершен­ствованию рефлекторной деятельности значительно расширяются возможности организма к адаптации в окружающем мире. Первые двигательные рефлексы наблюдаются внутриут­робно на 7,5 нед. Первоначально они имеют локальный характер. Например, раздражение ладони вызывает сгибание пальцев руки (10,3 нед.). Позднее (за счет формирования в ЦНС способности к иррадиации возбуждения) они приобретают генерализованный характер, что сохраняется и после рождения. Например, у плодов на 12—16-й нед. раздражение кожи вызывает беспорядочную двигательную активность с участием большей части мышц. К концу внутриутробного развития часть безусловных рефлексов приобретает специализированный, негенерализованный характер (например, сосательный рефлекс). Таким образом, для внут­риутробного развития характерно три стадии формирования рефлекторной деятельности: стадия локального рефлекса, стадия генерализации и стадия специализации. К моменту рождения организм имеет достаточно большой арсенал безусловных рефлексов, включая сухожильные, проприоцептивные, вестибулярные, лабиринтные, позно-тонические. Их де­лят на три категории: 1) стойкие, пожизненные автоматизмы (например, роговичный, конь-юктивальный, глотательный, сухожильные рефлексы); 2) транзиторные рудиментарные ре­флексы (например, сосательный, поисковый, хоботковый, ладонно-ротовой, хватательный рефлекс, рефлексы Моро, Бабинского, Галанта, Переса, Кернига, рефлекс опоры, лабиринт­ный рефлекс, асимметричный и симметричный шейные тонические рефлексы); 3) автома­тизмы или рефлексы, которые появляются после рождения и не всегда выявляются (напри­мер, простые шейные и туловищные установочные рефлексы, туловищный выпрямитель­ный рефлекс, верхний и нижний рефлексы Ландау). Время исчезновения рудиминтарных рефлексов или формирования новых рефлексов является важным моментом в оценке нерв­но-психического развития ребенка на ранних этапах его развития. Так, известно, что при нормальном развитии ребенка рефлекс опоры и рефлекс автоматической ходьбы исчезает к 1—2 мес, хватательный рефлекс Робинсона — на 2—4-м мес, рефлекс Моро — на 4-м мес, рефлекс Бабинского — к 2 годам; в то же время к 1 мес. появляется туловищный выпрямительный рефлекс, к 4 мес. — верхний рефлекс Ландау, к 6—7 мес. — цепные шей­ные и туловищные рефлексы.

Основные принципы развития ЦНСВ процессе онтогенеза ЦНС согласно П.К. Анохи­ну происходит последовательное образование функциональных систем, обеспечивающих необходимые на данном этапе онтогенеза полезные для организма приспособительные ре­зультаты. На ранних стадиях внутриутробного развития нервный контроль функций осу­ществляется главным образом спинным мозгом, в последующем контроль переходит к про­долговатому мозгу (7—10 нед.), среднему мозгу (13—14 нед.). Кортиколизация контроля происходит на постнатальном этапе развития. Развитие ЦНС во внутриутробном периоде


регулируется, главным образом, генетическими и гормональными (йодсодержащие гормо­ны щитовидной железы, стероидные гормоны) факторами. В постнатальном периоде веду­щую роль в развитии играют потоки афферентной импульсации с различных рецепторов, которые создаются в процессе воспитания и обучения ребенка

Доверь свою работу ✍️ кандидату наук!
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой



Поиск по сайту:







©2015-2020 mykonspekts.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.