Мои Конспекты
Главная | Обратная связь

...

Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

СЕНСОРНЫЕ СИСТЕМЫ МОЗГА





Помощь в ✍️ написании работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

""

Общие закономерности развития.1) В онтогенезе раньше всего формируется и созрева­ет периферическая часть анализатора, затем — проводниковая и лишь после этого — корковая часть. 2) Развитие различных по модальности анализаторов происходит тоже гетерохронно: одним из первых развивается вестибулярный анализатор, затем — обоня­тельный, вкусовой и кожный, а позже всех — слуховой и зрительный. 3) У новорожденных функционируют все виды анализаторов, но их возможности анализа, их чувствительность к адекватным для них раздражителям намного меньше, чем у взрослых. 4) В процессе пост-катального онтогенеза за счет постоянного общения с внешней средой, в том числе целена­правленного общения (обучение, воспитание) все анализаторы существенно развиваются. При этом важную роль играет механизм восприятия. S) Восприятие — это анализ и синтез полученной мозгом информации, итогом которого является формирование образа. В пер­вичных проекционных зонах коры происходят прием и анализ отдельных признаков сигна­ла, во вторичных проекционных зонах информация об отдельных признаках синтезируется в сложные сенсорные комплексы, в то время как в ассоциативных зонах происходит сличе­ние с эталоном, который формируется в мозге на основе прошлого опыта ( памяти), т.е. здесь совершается принятие решения о характере информации, происходит опознание образа. В онтогенезе созревание отдельных областей корковой части анализатора происхо­дит гетерохронно, что отражается на возрастных особенностях восприятия. К моменту рож­дения относительно сформированы первичные проекционные зоны; к 2—3 мес. формируются вторичные проекционные зоны; задняя (теменно-височно-затылочная) ассоциативная зона созревает к 2—5 годам, а передняя (лобная) ассоциативная зона — к 6 годам. В подростко­вом возрасте устанавливаются связи между ассоциативными зонами правого и левого полу­шарий. Все это значительно расширяет границы восприятия.

Зрительный анализатор.Зрительную функцию у новорожденного можно проверить, под­неся к его глазам источник света: бодрствующий ребенок зажмурит глаза и будет стремить­ся повернуть лицо к свету, при ярком и внезапном свете у ребенка смыкаются веки и запрокидывается назад головка (рефлекс Пейпера). К возрастным особенностям зритель­ного анализатора можно отнести следующее.


1. У новорожденного нет полной морфологической зрелости всех отделов анализа­
тора. Поэтому после рождения завершается формирование центральной зрительной ямки
(к 4 мес), происходит миелинизация зрительных путей (к 4 мес), интенсивное развитие
нейронов латерального коленчатых тел и зрительных проекционных зон коры (к 1 году),
нейронов ассоциативных зон коры, участвующих в анализе зрительной информации
(к 6—7 годам).

2. У новорожденных изображение на сетчатке перевернуто. Постепенно за счет дея­
тельности коркового отдела анализатора формируется восприятие прямого изображения.
Этот период отражается в том, что в первые месяцы жизни ребенок путает верхнюю и ниж­
нюю стороны предмета. Например, если ребенку показать горящую свечу, то стараясь схва­
тить пламя, он протянет руку не к верхнему, а к нижнему концу свечи.

3. Защитные рефлексы (мигание) проявляются в первые дни жизни, но скорость мигания
ниже (2 раза в 1 мин), чем у взрослого (20 раз в мин). Слезный рефлекс появляется на 2-м
мес; до этого времени ребенок плачет без слез. Зрачковый рефлекс имеется у но­
ворожденного, но по своему проявлению он становится «взрослым» только к 3—6 годам. У
новорожденного зрачок узкий — диаметр не более 3 мм, в б—8 лет он становится широ­
ким, так как в этот период на мышцу, расширяющую зрачок, начинают оказывать тоничес­
кое влияние симпатические волокна.

4. У новорожденного координация глаз несовершенна: движения толчкообразны; пери­
одически может возникать сходящееся косоглазие. Эффективная координация достигается
к 3—7 годам.

5.89% новорожденных имеет гиперметропию, и только для 11% свойственна эмметро* пия. Дальнозоркость обусловлена шарообразной формой глаза и короткой его передне-зад­ней осью. За счет роста глазного яблока постепенно гиперметропия уменьшается. К 8—12 годам глаз становится эмметропическим. Одновременно, прежде всего по причине слиш­ком близкого (менее 30 см от глаза) расположения текста, у 30—40% детей передне-задний размер глазного яблока с возрастом чрезмерно увеличивается, что приводит к миопии (блиэс рукости) — одной из самых распространенных аномалий рефракции глаза.

6. Острота зрения, т.е. способность различать мелкие детали рассматриваемого предме-
та, у новорожденных очень низкая — в пределах 0,004—0,002 ус. ед., в 1 год она составляет

ДЗ—0,6; в 3 года — 0,6—1,0; в 5 лет — 0,8—1,0; в 7 лет и старше — 0,9—1,0. Таким образом, нормальная острота зрения устанавливается в 3—5 лет. Рост остроты зрения свя­зан с морфологическим развитием сетчатки (сдвиг биполярных и амакриновых клеток в стороны от центральной ямки).

7. У детей хрусталик обладает большой эластичностью, что способствует высокой акко­
модационной способности глаза. Бе максимальное развитие приходится на 10-летний возраст.
В этот период объем аккомадации составляет 14 Д, в 15 лет— 12 Д, в 20 лет—10 Д, в 30 лет
— 7 Д. Ближайшая точка ясного видения, характеризующая аккомодационную способность,
в 10 лет равна 7 см; в 20 лет — 8,3 см; в 30 лет — 11; в 40 лет — 17; в 60 лет — 80 см.
Снижение аккомадационной способности глаза отражает процесс старения и связано со мно­
гими причинами, в том числе со снижением эластичности хрусталика и цинновой связки.

8. Бинокулярное зрение, обеспечивающее рельефное восприятие окружающего мира,
глубину расположения предметов и расстояние, на котором они находятся, развивается
постепенно. С 3-недельного возраста ребенок устойчиво бинокулярно фиксирует взгляд на
неподвижных предметах. После 6—9 мес. появляются стереоскопическое восприятие и чув­
ство глубины, которое достигает совершенства к 16—17 годам. После 40 лет эта способ­
ность снижается.

9. Световая чувствительность у новорожденных низкая. Уже с первых месяцев жизни она
многократно увеличивается, достигая максимального развития к 20 годам. После 30 лет
она начинает снижаться. Функциональная подвижность анализатора, определяемая, например,
по максимальной частоте слияния мельканий вспышек света, повышается до 30 лет.


10. У новорожденных и грудных детей слабо развита темновая и световая адаптация.
Способность к темновой адаптации нарастает до 20 лет, а к световой — до 24 лет.

11. До 4 мес., несмотря на функционирование палочек, поле зрение очень сужено. Посте­
пенно происходит расширение периферического зрения, особенно, в период с 5 до 10 лет.

12. У новорожденных колбочек меньше, чем палочек. К 6 мес. центральная часть сет­
чатки полностью развивается. При рождении ребенок не дифференцирует цвета в связи с
незрелостью колбочек. Судя по возможности выработки условных рефлексов, дифферен-
цировка цветов начинается с S—б мес., но осознанное ощущение цветов формируется поз*
же. Правильно назвать цвета окрашенных предметов дети могут уже в 2,5—3 года. В 3 года
ребенок различает абсолютную величину яркости цвета и соотношение яркости цветов.
Существенное повышение способности различать цвета наблюдается в 10—12 лет (макси­
мум — в 30 лет, после чего эта способность снижается). В целом с возрастом абсолютная
чувствительность к цветам снижается, а способность различать цветовые оттенки, наобо­
рот, увеличивается.

Слуховой анализатор. Плод с 30 нед. способен реагировать на звуки внешней среды — у него возникает двигательная реакция и повышение частоты сердечных сокращений. Ги-поксическое состояние плода снижает эту реакцию. Звуковой тест используется в акушерс­кой практике для антенатальной диагностики состояния плода. У новорожденного ухо морфологически развито. Но для него характерны следующие особенности: короткий на­ружный слуховой проход, горизонтальное расположение барабанной перепонки, корот­кая и широкая евстахиева труба. Новорожденный слышит, но чувствительность к звукам — низкая. Это обусловлено также тем, что полость среднего уха новорожденного запол­нена амниотической жидкостью и звуковые волны могут достигать кортиева органа толь­ко посредством их проведения через кости черепа. После рассасывания амниотической жидкости (7—8 нед.) рецепция звуковых волн резко возрастает. Реакция на звук у ново­рожденного — генерализованная. На 6—7-й нед. ребенок реагирует на звук поворотом головы в сторону звукового раздражителя. Чувствительность к звуку постепенно возрас­тает, достигая максимума к 14—19 годам, после чего идет ее снижение. Границы воспри­нимаемого звука у детей — от 12 до 22000 Гц; с возрастом верхняя граница снижается (в 35 лет — 15000 Гц, в 50 лет — 13000 Гц). Для всех возрастов максимальная чувстви­тельность проявляется к звукам с частотой 1000—4000 Гц, т.е. к звукам речевого диапазона. Новорожденные различают звуки по силе в 12 дБ, а взрослые — в десятые доли дБ. Диф-ференцировка звука по высоте тона у детей возможна с 2,5—3 мес. В этот период они различают звуки, отличающиеся между собой на 17 тонов, а в 7 месяцев — на 0,5 тона. Дифференцировка тембра, т.е. различных звуков, например, гудка и звонка, возможна на 2—3-м мес. Пространственная слуховая ориентация у ребенка появляется с 3 месяцев. Дети, обладая способностью к дифферешшровке звуковых волн от различных звучащих предметов, тем не менее очень плохо оценивают звуковое оформление слова, что свиде­тельствует о недостаточной зрелости вторичной слуховой коры больших полушарий ре­бенка. В развитии музыкального и речевого слуха большое значение имеет общение со взрослыми.

Температурный анализатор. У новорожденного имеются холодовые и температурные рецепторы. На действие холодового раздражителя у него возникают обобщенные движе­ния, крик, спазм кожных сосудов; на тепловые раздражители ребенок успокаивается.

Болевой анализатор. Болевые рецепторы появляются внутриутробно на 12-й нед. Новорожденный реагирует на болевой раздражитель криком, изменением мимики, частоты сердечных сокращений и обобщенной двигательной-реакцней. У новорожденных и грудных детей болевая чувствительность ниже, чем у взрослых. Изменение болевой чувствительно­сти в процессе раннего онтогенеза изучено недостаточно.

Доверь свою работу ✍️ кандидату наук!
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой



Поиск по сайту:







©2015-2020 mykonspekts.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.