Мои Конспекты
Главная | Обратная связь


Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

Дополнительное электрооборудование



 

Дополнительное электрооборудование обеспечивает эксплуатацию пожарного автомобиля при его использовании в различное время суток, как транспортного средства, так и работе на пожаре, аварии и т. п. Оно устанавливается дополнительно к электрооборудованию базового шасси автомобиля и служит для электропитания устройств дополнительного освещения, сигнализации, индикации работы приборов и устройств, а так же исполнительных механизмов, приводящихся в действие электродвигателями постоянного тока.

На пожарных автоцистернах дополнительное электрооборудование предназначено для:

§ включения-выключения передних противотуманных фар;

§ включения-выключения передней и задней поворотных фар (прожекторов) для освещения места работы;

§ включения-выключения проблесковых маяков;

§ включения-выключения габаритных фонарей;

§ включения-выключения сигнально-акустической установки;

§ освещения боковых отсеков кузова и насосного отсека, кабины боевого расчета;

§ сигнализации об открытии дверей боковых и насосного отсека кузова;

§ включения подсветки вакуумного затвора (для насосной установки с пожарным насосом типа ПН-40УВ);

§ пуска стартера автомобильного двигателя из насосного отсека;

§ контроля уровня воды в цистерне и пенообразователя в пенобаке;

§ контроля аварийного давления масла и аварийного перегрева охлаждающей жидкости автомобильного двигателя из насосного отсека;

§ включения счетчика времени наработки пожарного насоса;

§ контроля числа оборотов пожарного насоса;

§ включения-выключения электродвигателя автономного вакуумного насоса (для насосной установки с автономным вакуумным насосом шиберного типа);

§ включения-выключения электродвигателя автономной отопительно-вентиляционной установки;

§ включения-выключения электромагнитных пневматических клапанов дополнительных органов управления пожарного автомобиля.

Питание дополнительного электрооборудования осуществляется, как правило, от автомобильной аккумуляторной батареи, а при работе двигателя шасси – от генератора.

Система проводки дополнительного электрооборудования, как и электрооборудования базового шасси, однопроводная, отрицательные клеммы потребителей соединены с корпусом (массой) пожарного автомобиля.

На рис. 4.18 показано размещение дополнительного электрооборудования пожарной автоцистерны АЦ-40(431410)63Б.

Блок предохранителей 1 (см. рис. 4.18) предназначен для защиты сети дополнительного электрооборудования от короткого замыкания.

 

На щите приборов в кабине водителя установлены выключатели 2, 5, 6, 8 для включения и отключения освещения отсеков кузовов, сигнально-громкоговорящей установки СГУ-60, двухтональных звуковых сигналов, фары-прожектора.

Кроме того, на щите приборов в кабине водителя установлена контрольная лампа 3, сигнализирующая об открывании дверей отсеков кузовов.

Для подачи специальных звуковых сигналов на крыше кабины монтируется сигнально-громкоговорящая установка СГУ-60 28 или два тональных звуковых сигнала 29 и 30 в комплекте с блоком управления 31, установленные на верхней панели радиатора и передней стенке кабины.

Светопроблесковые маяки 9 установлены на крыше кабины автомобиля и предназначены для подачи прерывистых световых сигналов, указывающих на принадлежность автомобиля к пожарной охране; их включение осуществляется выключателем шасси ЗИЛ с символом «автопоезд».

Плафон 10 установлен на потолке кабины пожарного расчёта и предназначен для освещения кабины.

Плафоны 11 установлены над дверными проемами отсеков кузовов и предназначены для освещения этих отсеков.

Выключатели 12 установлены в дверном проеме и предназначены для включения плафонов и сигнализации при открывании дверей.

Задние фонари 20 предназначены для указания поворотов, торможения автомобиля, а также обозначения габаритов в ночное время.

Плафоны 21 установлены над дверным проемом насосного отсека и предназначены для его освещения.

Фара задняя 22 установлена на кронштейне пенала специального кузова и предназначена для освещения места работы.

Лампа в патроне 23 установлена в вакуумном затворе и предназначена для освещения внутренней полости затвора.

Фара-прожектор 24 установлена с правой стороны кабины и предназначена для освещения места работы при тушении пожара.

На щите приборов в насосном отсеке расположены: выключатели 13 для включения освещения насосного отсека и 15 для включения контрольных ламп уровня воды и подсвета вакуумного затвора; контрольная лампа 14 для сигнализации аварийной температуры воды в системе охлаждения и давления масла в двигателе; контрольные лампы 16, 17, и 18 для указания уровня воды в цистерне; включатель 19 включения задней фары; кнопка 27 дистанционное включение стартера. Кроме того, на щите установлены приборы: счетчик наработки моточасов пожарного насоса 25, тахометр 26 для контроля оборотов вала насоса в комплекте с первичным преобразователем 33, установленного на валу насоса.

Дополнительное электрооборудование пожарной автоцистерны АЦ-2,5-40(433362)ПМ-540 показано на рис. 4.19.

Оно включает следующие основные элементы:

§ панель управления в кабине водителя;

§ щиток управления и приборов 5 в насосном отсеке;

§ лампы 3 для освещения отсеков кузова;

§ конечные выключатели контроля положения дверей насосного отсека кузова для сигнализации открытого положения дверей;

§ датчики уровня в цистерне и пенобаке для визуального наблюдения за уровнем воды в цистерне или пенообразователя в пенобаке;

§ датчик уровня воды в пожарном насосе;

§ световая балка 2 с маяками и динамиком сигнально-громкоговорящей системы СГС-01 на крыше кабины водителя и проблесковый маяк 6 на крыше насосного отсека для подачи световых и звуковых сигналов указывающих на принадлежность пожарной автоцистерны к специальным автомобильным средствам;

§ передняя и задняя фара-прожектор 1 и 4 для освещения рабочих зон;

§ габаритные фонари 7 для обозначения габаритных размеров пожарного автомобиля в условиях плохой видимости или тёмное время суток.

 

Панель управления в кабине водителя (см. рис. 4.20) служит для управления и контроля за дополнительным осветительным и сигнальным оборудованием.

 

На ней расположены тумблеры включения передней и задней фар-прожекторов 1 и 2, тумблер включения заднего маяка 5, лампы контроля положения дверей насосного отсека 6, включения передней и задней фары-прожектора 3 и 4, коробки отбора мощности 7 и маяков 8.

Щиток управления и приборов в насосном отсеке (см. рис.4.21) служит для контроля за работой механизмов автоцистерны, дистанционного пуска двигателя, включения (отключения) пожарного и вакуумного насоса, контроля уровня воды и пенообразователя.

 

На левом блоке щитка управления установлены: тумблеры и контрольные светодиоды включения (отключения) питания, сцепления и газоструйного вакуумного аппарата, светодиод, сигнализирующий о наличии воды в пожарном насосе; светодиоды контроля уровня воды и пенообразователя в цистерне и пенобаке; предохранитель для защиты электрических цепей дополнительного электрооборудования и светодиод для контроля исправности предохранителя, кнопка дистанционного пуска двигателя автомобиля. На правом блоке щитка приборов установлены: тахометр для определения частоты вращения по импульсам, поступающим с первичного преобразователя, установленного на валу насоса и счётчик времени наработки пожарного насоса, включаемый через коммутационное устройство одновременно с включением привода пожарного насоса. На следующих модификациях этой цистерны приборный щиток дополнительно оборудован приборами контроля состояния моторной установки (давления масла в системе смазки двигателя, температуры охлаждающей жидкости, напряжения в бортовой сети автомобиля).

На современных пожарных автомобилях дополнительное электрооборудование осуществляет также возможность производить подзарядку штатной и дополнительной (при её установке) аккумуляторной батареи пожарного автомобиля без демонтажа её из аккумуляторного отсека, для чего на панели электрощитка дополнительного электрооборудования находятся клеммы для подключения проводов. Дополнительная аккумуляторная батарея предназначена, в основном, для электропитания силового агрегата вакуумного насоса и его пульта управления, при установке на пожарном автомобиле автономной вакуумной системы водозаполнения типа АВС.

На рис. 4.22 показан электрощиток подзарядки дополнительной аккумуляторной батареи пожарной автоцистерны АЦ-3,0-40(43206)1МИ.

Электрощиток подзарядки дополнительной аккумуляторной батареи содержит установленные в корпусе 1 соединительную панель 2, тумблеры 3, преобразователь напряжения 4, индикаторы 7 степени заряда аккумуляторной батареи. Для исключения взаимодействия 12-вольтового источника напряжения с электрооборудованием шасси, имеющим напряжение 24 В, в состав электрощитка введён разделительный диод 5. Для проверки степени заряда дополнительной аккумуляторной батареи необходимо включить тумблер «контроль АКБ», при этом будут светиться индикаторы, соответствующие той или иной степени заряда аккумуляторной батареи. Например, при степени заряда 75% должны одновременно светиться индикаторы «заряд 50%» и «заряд 75%». При степени заряда 50% и менее (индикаторы не светятся или светится только индикатор «заряд 50%») необходимо

 

произвести подзарядку включением тумблера «заряд АКБ», при этом бортовая сеть электропитания автомобиля («масса») должна быть включена. После достижения необходимой степени заряда тумблеры «заряд АКБ» и «контроль АКБ» выключить.

Для обеспечения надёжной работы производится техническое обслуживание дополнительного электрооборудования пожарного автомобиля.

При ежедневном техническом обслуживании (ЕТО) проверяется работоспособность и исправность дополнительного электрооборудования: приборов освещения, световой и звуковой сигнализации, контрольно-измерительных приборов, ламп щитка приборов освещения и сигнализации и других потребителей, правильность опломбирования счётчика времени наработки пожарного насоса. Исправность потребителей и контрольно-измерительных приборов проверяется включением их в работу. Наружным осмотром проверяется состояние и степень заряда дополнительной аккумуляторной батареи. Аккумуляторная батарея должна быть плотно установлена в гнезде, провода к клеммам должны плотно присоединяться. При необходимости следует осуществить подзарядку дополнительной аккумуляторной батареи.

По возвращению с пожара (учения) необходимо устранить все неисправности, обнаруженные при работе на пожаре (учении) и следовании в пути. При необходимости произвести подзарядку дополнительной аккумуляторной батареи.

Один раз в десять дней необходимо проверять уровень и величину плотности электролита в дополнительной аккумуляторной батарее. Уровень электролита должен быть на 10-15 мм выше поверхности пластин. Плотность электролита заряженной батареи определяется соответствующими нормативными документами с учётом специфики конкретного региона (для районов с температурой зимой до –300С она должна составлять 1,27 г/см3).

Первое техническое обслуживание (ТО-1) проводится после выполнения объёма работ ЕТО. При ТО-1 проверяется крепление проводов и наконечников, присоединяемых к электроприборам, состояние их контактных соединений. Все потребители должны быть прочно закреплены и исправны. Провода и наконечники должны плотно присоединяться к клеммам, контактные соединения должны быть без следов окисления. Ослабление крепления необходимо устранять, а контактные соединения при необходимости зачищать. Внешним осмотром проверяется состояние проводов и их изоляция. Производится очистка дополнительной аккумуляторной батареи от пыли, грязи, следов электролита, прочистка вентиляционных отверстий в пробках, зачистка и смазка техническим вазелином выходных зажимов.

Второе техническое обслуживание включает объём работ выполняемых при ТО-1, а также проверку сопротивления изоляции, степень заряженности дополнительной аккумуляторной батареи нагрузочной вилкой и правильность работы датчиков уровня воды в цистерне и пенообразователя в пенобаке.

При эксплуатации дополнительного электрооборудования наиболее характерны следующие неисправности.

1. При включении потребителей: ламп, маяков, прожекторов и т.п. – они не работают. Данная неисправность может быть вызвана: перегоранием предохранителей, обрывом проводов, плохим контактом соединений проводов между собой или с потребителем, неисправностью тумблера включения, неисправностью потребителя (перегорание нити накала лампы и т.п.). Постоянный выход из строя предохранителя наиболее вероятен вследствие соединения проводов с массой (короткое замыкание). Для чего необходимо проверить электропроводку и изолировать повреждённое место.

2. Слабый накал нитей электрических ламп, мигание их при включении того или иного потребителя. Причиной этих неисправностей может быть сильный разряд аккумуляторных батарей, повреждение изоляции проводов, периодическое замыкание их на массу, окисление или ослабление контактов в местах соединений проводов.

 

5.Пожарно-техническое вооружение основного

пожарного автомобиля и порядок работы с ним

Назначение и комплектация ПА пожарно-техническим вооружением. Устройство и эксплуатация гидравлического пожарного оборудования

 

Пожарные автомобили комплектуются оборудованием, обеспечивающим ведение основных действий личным составом и защиту его от опасных факторов пожара.

Это оборудование по предназначению условно делится на четыре группы:

- гидравлическое оборудование, служащее для подачи огнетушащих веществ от автомобиля в зону горения;

- ручные пожарные лестницы, обеспечивающие подъем пожарных на высоты и эвакуацию пострадавших;

- оборудование для проведения технических работ на месте пожара;

- личное снаряжение пожарных, защищающее их от опасных факторов пожара.

В соответствии с приказом МВД России № 550 от 20.12.93 «Об утверждении норм табельной положенности и расхода противопожарного, технологического и гаражного оборудования для пожарной охраны МВД Российской Федерации» пожарные автоцистерны комплектовались пожарно-техническим вооружением (ПТВ), оборудованием и инвентарем, представленным в табл. 5.1.

Таблица 5.1

Норма положенности пожарно-технического вооружения, оборудования и

инвентаря на автоцистернах АЦ-40(431410)63Б, АЦ-40(43202)186, АЦ-40(131)137А

 

№ п/п Наименование вооружения и оборудования Ед. изм. Количество
АЦ-63Б АЦ-186 АЦ-137А
1. Рукав всасывающий, L = 4 м, Ø 125 мм шт.
2. Рукав всасывающий, L = 4 м, Ø 75 мм шт.

 

3. Рукав напорный латексированный для работы от гидранта, L = 5 м, Ø 77 мм шт.
4. Рукав напорный латексированный, L = 1 м, Ø 66 мм шт.
5. Рукав напорный латексированный, L = 20 м, Ø 89 мм шт.
6. Рукав напорный латексированный, L = 20 м, Ø 77 мм шт.
7. Рукав напорный латексированный, L =20 м, Ø 66 мм шт.
8. Рукав напорный латексированный, L = 20 м, Ø 51 мм шт.
9. Рукав всасывающий (дюритовый) L = 4 м, Ø 30 мм шт.
10. Сетка для всасывающего рукава СВ-125 с ве­рёвкой длиной 12 м шт.
11. Разветвление 4-ходовое 89×66×66×66×66 шт.
12. Разветвление 3-ходовое 66×51×66×51 (77×51×66×51) шт.
13. Переходник (сборник) для работы от колонки 125×77×77 с заглушками шт.
14. Гайка переходная 125×89 мм шт.
15. Гайка переходная с накидной муфтой 89×89 шт.
16. Гайка переходная с наружной резьбой 89×89 шт.
17. Головка соединительная переходная 66×51 шт.
18. Головка соединительная переходная 77×51 шт.
19. Головка соединительная переходная 77×66 шт.
20. Задержка рукавная шт.
21. Комплект инструмента колонщика, в том чис­ле: молоток слесарный зубило зажимы рукавные кольца уплотнительные рукавные Ø 66 мм кольца уплотнительные рукавные Ø 77 мм кольца уплотнительные рукавные Ø 89 мм флажок сигнальный красный сумка для инструмента колонщика   шт. шт. шт. шт. шт. шт. шт. шт.       -
22. Колонка пожарная шт.
23. Ключи для соединения всасывающих рукавов шт.
24. Ключи для соединения напорных рукавов Ø 89 мм шт.
25. Ключ для открывания крышек гидрантов шт.
26. Гидроэлеватор Г-600 шт.
27. Ствол РСБ шт.
28. Ствол КРБ шт.
29. Ствол РСА шт.
30. Ствол воздушно-пенный СВПМ-4 шт.
31. Ствол лафетный стационарный шт. -
32. Ствол лафетный переносной шт. - -
33. Генератор пены средней кратности ГПС-600 шт.
34. Генератор пены средней кратности ГПС-200 шт.
35. Лестница трёхколенная шт.
36. Лестница штурмовая шт.
37. Лестница-палка шт.
38. Багор металлический L = 2,5 м шт.
39. Лом лёгкий шт.
40. Лом тяжёлый шт.
41. Лом с шаровой головкой шт.
42. Лом «универсальный» шт.
43. Кувалда кузнечная весом 5 кг шт.
44. Топор плотницкий шт.
45. Крюк пожарный лёгкий шт.
46. Лопата штыковая шт.
47. Пила-ножовка по дереву в футляре шт.
48. Ножницы для резки металлической арматуры шт.
49. Комплект инструментов для резки электропроводов, в том числе: - сумка для комплекта - ножницы с диэлектрическими рукоятками - перчатки диэлектрические - боты диэлектрические - коврик диэлектрический   шт. шт. пара пара шт.      
50. Верёвка спасательная, L = 30 м в чехле шт.
51. Кислородно-изолирующий противогаз или дыхательный аппарат на сжатом воздухе шт.
52. Теплоотражательный костюм шт.
53. Сапоги резиновые пара
54. Нагрудный сигнальный фонарь с красным стеклом шт.
55. Электрический индивидуальный фонарь ФЭП-И шт.
56. Электрический групповой фонарь ФЭП-Г шт.
57. Аптечка медицинская компл.
58. Огнетушитель ОУ-5 шт.
Огнетушитель порошковый ОПУ-5 шт.
60. Сумка связного с документами, в том числе: - справочник оперативных телефонов - акт о пожаре - бланки объяснений   шт. шт. шт.
61. Опись пожарно-технического оборудования шт.
62. Комплект шофёрского инструмента компл.
63. Автомобильная радиостанция шт.
64. Переносная радиостанция шт.
65. Знак аварийной остановки шт.
66. Аварийно-спасательный инструмент ИРАСС шт.
67. Универсальный спасательный прибор индивидуальный шт.
68. Переговорное устройство СПУ-3К шт.
Примечание: В подразделениях, где в боевом расчете вместо рукавов Ø 89 мм находятся ру­кава Ø 77 мм, их количество должно соответствовать указанному в табеле; кроме этого вместо разветвления 89×66×66×66 должно вывозиться разветвление 77×51×66×51.

 

С 2006 года пожарные автомобили комплектуются ПТВ и оборудованием в соответствии с приказом МЧС России от 25.07.2006 г. № 425 «Об утверждении норм табельной положенности пожарно-технического вооружения и аварийно-спасательного оборудования для основных и специальных пожарных автомобилей, изготавливаемых с 2006 года». Выписки из данного приказа приведены в Приложении 1.

В территориальных органах ГПС зачастую создаются собственные табели положенности ПТВ, оборудования и инвентаря, соответствующие конкретным условиям того или иного региона. В Приложении 2 приведён в качестве примера "Табель положенности пожарно-технического вооружения, оборудования и инвентаря на автоцистернах", утверждённый Главным управлением МЧС России по Санкт-Петербургу.

 

При выполнении своих обязанностей водитель пожарного автомобиля, как правило, работает с гидравлическим оборудованием, которое можно разделить на самостоятельные подгруппы:

§ оборудование, используемое для подачи воды от водоисточника к пожарному насосу;

§ оборудование для подачи средств тушения от пожарного насоса в зону работы оператора-ствольщика;

§ оборудование для формирования и направления сплошной или распыленной струи воды, или воздушно-механической пены в очаг пожара.

Гидравлическое оборудование включает пожарные рукава и рукавное оборудование, к которому относят пожарные стволы, соединительные головки, водосборники, всасывающие сетки, гидроэлеваторы, разветвления, пожарные колонки и др.

 

Пожарные рукава

Пожарные рукава являются гибкими трубопроводами, которые соединяются в рукавные линии для подачи огнетушащих средств к месту тушения пожаров. Для транспортировки воды от водоисточника к пожарному насосу используют всасывающие рукава (см. рис. 5.1). Они имеют жесткую конструкцию с текстильным каркасом, и в зависимости от условий работы изготовляются двух групп: всасывающие (1 группа) для забора воды из открытых водоисточников, и напорно – всасывающие (2 группа) для забора воды как из открытого водоисточника, так и под давлением от гидранта водопроводной сети.

 

Стенки всасывающих рукавов состоят из двух слоев резины, между которыми находится оцинкованная стальная спираль. Наружный слой составляют несколько тканевых прокладок. Концы рукава имеют резинотканевые манжеты без металлической спирали. Технические характеристики всасывающих рукавов представлены в таблице 5.2.

 

Таблица 5.2

Технические и эксплуатационные характеристики всасывающих рукавов

Показатели Рукава всасывающие (напорно-всасывающие)
В-1-75-3 (В-2-75-10) В-1-125-3 (В-2-125-10) В-1-200-3 (В-2-200-10)
Внутренний диаметр, мм 75 ± 1,5 125 ± 2,0 200 ± 4,0
Длина манжеты, мм 100 ± 15 150 ± 15 150 ± 30
Толщина резинового слоя, мм Внутреннего 2,0 2,2
Промежуточного 1,5 1,5
Длина рукава, м 4,0 ± 0,3 4,0 ± 0,15
Минимальный радиус изгиба, мм
Давление рабочее, МПа 0,3 (1,0)
Вакуум рабочий, МПа 0,08

Всасывающие рукава, находящиеся в боевом расчете, укладывают на пожарном автомобиле в пеналы, в которых должны быть прокладочные ленты, служащие для удобства извлечения рукавов. При извлечении рукавов из пеналов не допускается их сбрасывание на землю во избежание механических повреждений. В случае забора воды с пирса или крутого берега водоема рекомендуется использовать вторую (разгрузочную) веревку, привязывая ее за горловину всасывающей сетки. Разгрузочная веревка воспринимает вес воды, находящейся во всасывающей линии, и помогает избежать повреждения всасывающих рукавов. Прокладывая всасывающую линию необходимо следить за тем, чтобы в места соединения не попадал песок, земля и посторонние предметы, нарушающее герметичность. Не следует допускать резких перегибов и механических повреждений рукавов; запрещается перемещение рукавов волочением. Не допускается попадание на рукава нефтепродуктов и едких химических веществ. При работе в зимнее время от открытого водоисточника воду следует забирать из более глубоких слоев, где температура несколько выше, чем у поверхности. Для предотвращения замерзания воды в рукавах всасывающей линии при длительной работе пожарного насоса на небольших расходах часть воды следует сбрасывать обратно в водоем через напорный рукав, присоединенный к свободному патрубку насоса.

При поступлении всасывающих рукавов в пожарную часть их подвергают входному контролю, включающему в себя: тщательный внешний осмотр, соответствие размерам, наличие маркировки. На манжете каждый рукав должен иметь маркировку, содержащую наименование завода-изготовителя, номер стандарта, тип, внутренний диаметр, длину и дату изготовления. На рукава, прошедшие входной контроль, производят навязку рукавных соединений (соединительные головки). Крепление соединительных головок осуществляют металлическими оцинкованными хомутиками, стягиваемыми при помощи болта и гайки. Всасывающие рукава испытывают: новые – перед постановкой в боевой расчет; находящиеся в эксплуатации – при проведении ТО-1 пожарного автомобиля, после ремонта рукава и при изменении их свойств. Испытательное давление для разных групп рукавов приведено в табл. 5.3.

Таблица 5.3

Значение испытательных давлений для всасывающих рукавов

 

Диаметр рукава, мм Испытательное давление, МПа, для рукавов
всасывающих напорно-всасывающих
до 75 0,3 + 0,03 1,0 + 0,1
75 и выше 0,2 + 0,02 0,75 + 0,08

 

При испытании всасывающего рукава на герметичность (при гидравлическом давлении) один конец его подсоединяют к источнику давления, другой закрывают заглушкой, имеющей кран для выпуска воздуха. При открытом кране рукав медленно заполняется водой до полного удаления воздуха из него, кран закрывают и постепенно повышают давление в рукаве до указанного значения испытательного давления в соответствии с диаметром и группой рукава (см. табл. 5.3). Выдерживают рукав при этом давлении 10 минут. На рукаве не должно быть разрывов, просачивания воды в виде росы и местных вздутий, а также деформации металлической спирали.

Кроме того, всасывающие рукава испытывают на герметичность при вакууме от насоса пожарного автомобиля или на специальном стенде. Для этого один конец рукава подсоединяют к вакуум-линии с мановакуумметром, другой заглушают. Создают в рукаве вакуум, равный (0,08±0,01) МПа, перекрывают вакуум-линию и выдерживают рукав при этом разряжении в течении 3 мин. Падение разряжения в рукаве за это время не должно превышать 0,013 МПа. В процессе испытаний на наружной поверхности рукава не должно быть сплющиваний и изломов. После испытания внутреннюю полость рукава просматривают на свет. Рукав, выдержавший испытание, не должен иметь на внутренней поверхности выпуклостей, пузырей, наплывов и отслоения. Обнаружить отслоение внутреннего слоя резины осмотром рукава бывает весьма сложно, так как слой резины при снятии разряжения занимает первоначальное положение. Однако отслоение и перекрытие проходного сечения рукава при разряжении можно определить по некоторым внешним признакам. Так при попытке забрать воду из водоема, вакуумметр показывает высокое разряжение, но вода в насос не поступает. Всасывающие рукава, не выдержавшие испытаний, подвергают ремонту или бракуют.

Для транспортировки огнетушащих веществ под давлением от пожарного автомобиля к месту пожара используют напорные рукава (см. рис. 5.2). Напорные рукава в

зависимости от назначения подразделяются на две группы:

1. Рукава для пожарных кранов и переносных мотопомп, рассчитанные на рабочее давление до 1,0 МПа;

2. Рукава для комплектации передвижной пожарной техники, рассчитанные на рабочее давление 1,6 МПа[20] и 3,0 МПа.

В зависимости от конструктивных особенностей и используемых материалов напорные рукава могут быть:

- из натуральных волокон (льняные, пеньковые, джутовые и т.д.);

- с каркасом (чехлом) из синтетических волокон (лавсан, капрон и т.д.), с внутренним гидроизоляционным слоем (резиновая камера, камера из полимерных материалов и т.п.) без наружного покрытия;

- с внутренним гидроизоляционным слоем, с каркасом, пропитанным тем же материалом, что и гидроизоляционный слой (типа латексированных);

- с двусторонним покрытием, с каркасом из синтетических волокон.

В пожаротушении применяют рукава длиной 20 ± 1 м, внутренним диаметром 25,38,51,66,77,89,150 мм. Для соединения напорных рукавов на их концы навязаны соединительные головки. На расстоянии 500-1000 мм от каждой соединительной головки на рукаве наносят маркировку в виде дроби, где в числителе номер пожарной части, в знаменателе порядковый номер рукава[21] (см. рис. 5.3). Напорные рукава размещают в отсеках кузова пожарного автомобиля в двойных скатках.

При прокладке рукавных линий необходимо следить, чтобы рукава не имели резких

 

перегибов, не допускать прокладки рукавов по острым или горящим (тлеющим) предметам, поверхностям, залитым горюче-смазочными материалами или химикатами. Прокладывать рукавные линии в лестничных клетках следует между маршами, не загромождая при этом проходы и лестницы. Прокладка рукавных линий по улице, дороге,

двору, должна производиться по возможности на непроезжей части, а через железнодорожные или трамвайные пути – под рельсами между шпалами. В местах движения автотранспорта рукава должны защищаться рукавными мостками. Для разгрузки рукавной линии, проложенной вертикально (по стене, лестнице и др.), применяются рукавные задержки (см. рис. 5.4 а). При возникновении в рукаве течи она должна быть немедленно устранена путём установки рукавного зажима (см. рис. 5.4 б). Во избежание разрывов рукавов от гидравлических ударов подавать воду в линии следует путем постепенного открытия клапанов напорных патрубков насоса и разветвлений. Запрещается резко повышать давление в насосе, а также резко перекрывать ствол. В зимнее время после окончания тушения пожара необходимо воду немедленно слить из рукавов. Вмёрзшие в лёд рукава следует отогреть паром или горячим воздухом. Перед складыванием рукавов места сгибов необходимо оттаивать.

Испытание напорных рукавов проводят один раз в год и после ремонта. Рукава испытывают от насоса пожарного автомобиля или от другого источника подачи воды, обеспечивающего требуемый напор. При испытании рукава одного диаметра и категории пригодности укладывают до пяти штук в линию на горизонтальную поверхность. На конец рукавной линии присоединяют перекрывной ствол или рукавное разветвление для выпуска воздуха при заполнении рукавной линии. После удаления воздуха и заполнения линии водой перекрывают разветвление или пожарный ствол, поднимают давление воды в рукаве до предельно допустимого рабочего (см. табл. 5.4) и держат линию в течение 2 минут. Затем давление снижают до нуля и затем постепенно, в течение 3 минут, поднимают до испытательного (см. табл.5.4). Под этим давлением линию держат 3 минуты.

Таблица 5.4

Величины предельных гидравлических давлений для напорных прорезиненных рукавов в пожарной охране Санкт-Петербурга

Внутренний диаметр, мм Категории пригодности рукавов Рабочее давление кгс/см2 Испытательное давление, кгс/см2
новые новые новые новые
1 категория 1 категория 1 категория 1 категория
2 категория 2 категория 2 категория 2 категория
3 категория 3 категория 3 категория 3 категория

Напорные рукава, подвергшиеся гидравлическому испытанию, не должны пропускать воду в местах навязки соединительных головок, иметь разрывы ткани чехла или свищи.

Рукавное оборудование

Соединительные головки предназначены для быстрого и герметичного соединения напорных и всасывающих пожарных рукавов между собой и с пожарным оборудованием. Их изготовляют из алюминиевого сплава. Для обеспечения герметичности соединения головки оборудованы резиновыми кольцами.Соединительные всасывающие головки(см. рис. 5.5) подразделяются на три типа:

- головка рукавная всасывающая (ГРВ), предназначенная для навязки на концы всасывающих рукавов;

- головка муфтовая всасывающая (ГМВ), для навинчивания на резьбовые концы всасывающих патрубков насосов и всасывающих сеток;

- головка-заглушка всасывающая (ГЗВ), служащая для соединения с муфтовой или рукавной головкой.

 

По величине условного прохода всасывающие головки бывают следующих размеров: 80, 100, 125 мм.

Напорные соединительные головки (см. рис. 5.6) в зависимости от применения подразделяются на:

- рукавные головки (ГР), предназначеные для навязки на концы напорных рукавов;

- головки цапковые (ГЦ) и муфтовые (ГМ), навинчивающиеся на рукавное оборудование и водопроводную арматуру (цапковая головка имеет наружную резьбу, муфтовая – внутреннюю);

- головку заглушку (ГЗ), предназначенную для присоединения к муфтовой или рукавной головке;

- переходные головки (ГП), предназначенные для соединения рукавов и различного рукавного оборудования разных диаметров.

Величина условного прохода (присоединительные размеры) головок составляет 25, 40, 50, 70, 80, 90 и 150 мм. Переходные головки (по диаметру условного прохода): 25×50, 70×50, 80×50, 80×70 мм. При эксплуатации соединительных головок в составе рукавов или другого пожарно-технического вооружения запрещается подвергать головки сильным ударам о землю, так как это может привести к их деформации или отколу захватных выступов (клыков).

Для наиболее прочного скрепления соединительных головок и другого рукавного оборудования используются ключи для пожарной соединительной арматуры(см. рис.5.7).

Водосборник рукавный (см. рис.5.8) предназначен для соединения двух потоков воды из пожарной колонки и подвода ее к всасывающему патрубку пожарного насоса. Водосборник ВС-125 состоит из корпуса-тройника, затворного устройства для перекрывания одного входного патрубка при работе насоса от пожарной колонки на один рукав, двух соединительных напорных муфтовых головок ГМ-80 на напорных патрубках и одной соединительной всасывающей головки ГРВ-125 (без штуцера) на входном патрубке.

 

Рабочее давление водосборника составляет 1,0 МПа (10 кгс/см2). Конструкция водосборника должна обеспечивать герметичность затворного устройства в диапазоне давлений 0,05–1,0 МПа (0,5–10 кгс/см2).

Сетка всасывающая (см. рис.5.9) предназначена для удержания воды во всасывающей

линии при кратковременной остановке насоса, а также для предохранения его от попадания посторонних предметов. Наибольшее распространение в пожарной охране имеют всасывающие сетки СВ-80 и СВ-125 с условным проходом 80 и 125 мм. Всасывающая сетка состоит из корпуса, обратного клапана, рычага для поднятия клапана и решетки. Верхняя часть корпуса имеет соединительную всасывающую головку ГВР-125 (без штуцера) для присоединения к всасывающей линии. Для управления рычагом сетки применяется веревка или канатик.

Конструкция всасывающей сетки должна выдерживать в надклапанной части гидравлическое давление 0,2 МПа (2 кгс/см2).

Гидроэлеватор пожарный предназначен для отбора воды из водоисточников в следующих случаях:

§ если уровень воды превышает геометрическую высоту всасывания пожарных насосов;

§ при невозможности подъезда пожарных автомобилей к берегу (заболоченные берега и т.п.);

§ при малой глубине водоёма, не обеспечивающей должное заглубление всасывающей сетки;

§ для удаления из помещений воды, пролитой при тушении пожара.

Гидроэлеватор Г-600 (см. рис.5.10) представляет собой водоструйный эжектор (насос струйного типа) и состоит из следующих основных частей: приемного колена 8 с соединительной головкой ГМ-70 , сопла 1, вакуумной камеры, сетки 5 и диффузора 2 с соединительной головкой ГМ-80.

 

Гидроэлеватор работает по следующей схеме (см. рис. 5.11):

Вода из цистерны забирается насосом и через вентиль напорного патрубка (на рисунке – правого) подается по рукавной линии диаметром 66 мм в приемное колено гидроэлеватора. При достаточной скорости движения воды на выходе из сопла гидроэлеватора (см. главу 3.1 "Струйные насосы") в его диффузор поступает рабочий объём воды (из приемного колена) и эжектируемая вода (из водоисточника). Из диффузора гидроэлеватора по напорной линии диаметром 77 мм рабочая и эжектируемая вода поступает в емкость цистерны через ее горловину (см. рис. 5.11) или во всасывающий патрубок насоса (в зависимости от выбранной схемы гидроэлеваторной системы). От левого (на рис. 5.11) вентиля напорного патрубка насоса эжектируемая вода по напорным рукавам подается в пожарный ствол (стволы).

При работе цистерна используется как промежуточная емкость, обеспечивающая

устойчивую работу гидроэлеваторной системы. Для наибольшей эффективности работы гидроэлеваторной системы (наибольшего количества эжектируемой воды) целесообразно эксплуатировать пожарный насос в номинальном режиме и дополнительно присоединить к всасывающему патрубку насоса всасывающий рукав (для схемы, указанной на рис. 5.11), второй конец которого опустить в горловину цистерны. В процессе работы необходим постоянный контроль уровня воды в цистерне. В случае падения уровня воды в цистерне вентилем напорного патрубка ограничить подачу воды на пожарный ствол (стволы). Необходимо учитывать, что производительность гидроэлеватора возрастает с увеличением его погружения в воду.

Зависимость количества эжектируемой воды при определенном давлении на пожарном насосе от высоты или дальности забора воды представлена на рисунке 5.12. Основные схемы использования гидроэлеваторных систем показаны на рис. 5.38, 5.39 и 5.40 в главе 5.3.

 

Технические данные гидроэлеватора Г-600

Производительность - 600[22] л/мин.

Рабочий расход воды – 55022 л/мин.

Коэффициент эжекции – 1,1.

Рабочее давление – 0,2…1,0 МПа (2-10 кгс/см2).

При эксплуатации гидроэлеваторных систем могут возникнуть неисправности, вызывающие срыв работы систем в целом или уменьшение эжектируемого расхода воды. Наиболее распространенными причинами этого являются:

§ заломы рукавных линий;

§ быстрое открытие задвижки насоса для подачи воды на пожар;

§ недостаточное рабочее давление на насосе;

§ превышение расхода воды на пожар над эжектируемым расходом;

§ засорение сетки гидроэлеватора, превышение предельной высоты всасывания или предельного расстояния до водоисточника.

 

Разветвления рукавные предназначены для разделения потока и регулирования количества проходящей воды или раствора пенообразователя. На рис.5.13 слева представлены трехходовые разветвления РТ-70 и РТ-80 с условным проходом 70 и 80 мм соответственно, рассчитанные на рабочее давление 1,2 МПа (12 кгс/см2).

 

Данные разветвления в основном имеют одинаковую конструкцию, и состоят из фигурного корпуса, выходных и входных патрубков и запорных вентилей с тарельчатым клапаном, маховичком, шпинделем и сальниковым уплотнением. Для переноса разветвления имеется ручка. Представленное на рис. 5.13 справа высоконапорное разветвление РТВ-70/300 предназначено для использования в составе магистральных линий, рассчитанных на давление до 3,0 МПа (30 кг/см2 или 300 м). На рукавных автомобилях используются также четырёхходовые разветвления РЧ-150 и РЧ-90.

Пожарные стволы присоединяются на конце напорных рукавных линий. В зависимости от пропускной способности и размеров они подразделяются на ручные и лафетные, а в зависимости от вида подаваемого огнетушащего вещества – на водяные, пенные и комбинированные.

Ручные пожарные стволы. Стволы пожарные ручные предназначены для формирования и направления сплошной или распылённой струи воды, а также (при установке пенного насадка) струй воздушно-механической пены низкой кратности при тушении пожаров.

Стволы классифицируются:

А. В зависимости от конструктивных особенностей:

§ стволы нормального давления, обеспечивающие подачу воды и огнетушащих растворов при давлении перед стволом от 0,4 до 0,6 МПа. Они по типоразмерам соединительной головки делятся на стволы с условным проходом Dу50 и Dу70[23].

§ стволы высокого давления, обеспечивающие подачу воды и огнетушащих растворов при давлении перед стволом от 2,0 до 3,0 МПа.

Б. В зависимости от наличия (отсутствия) перекрывного устройства:

§ неперекрывные;

§ перекрывные.

В. В зависимости от функциональных возможностей:

§ формирующие только сплошную струю;

§ распылители, формирующие только распылённую струю;

§ универсальные, формирующие как сплошную, так и распылённую струю;

§ с защитной завесой, дополнительно формирующие водяную завесу;

§ комбинированные, формирующие водяные и пенную струю.

Некоторые образцы ручных пожарных стволов представлены на рис. 5.14.

 

Пожарные стволы РС-70 и РС-50 (см. рис.5.14) служат для получения водяной компактной струи. Стволы СРК-50, РСК-50, РСКЗ-70, РСП-50 и РСП-70 (см. рис. 5.14) подают как компактные, так и распылённые водяные струи. Кроме того, они оборудованы перекрывным устройством.

Основные технические данные стволов представлены в таблице 5.5.

Таблица 5.5

Технические характеристики ручных пожарных стволов сплошной и распылённой струй

 

 

 

Показатели РС-70 СРК-50 РСК-50 РСКЗ-70 РСП-50 РСП-70
Рабочее давление, МПа 0,4... 0,6
Расход воды, л/с сплошной струи 7,4 2,7 7,4 2,7 7,4
распылённой струи -
Дальность водяной струи, м сплошной струи
распылённой струи -
Угол факела распыла, град. максимальный -
минимальный - -

Наиболее современными и совершенными ручными пожарными стволами, подающими компактную или распылённую струю, являются многорежимные стволы типа

"QuadraFog" (иногда их называют "турбостволами"). Они обеспечивают несколько режимов работы: компактная струя, распылённые струи с различными (от 30º до 150º) углами факела распыла, компактная или распылённая струя с защитным экраном. Многорежимный ручной пожарный ствол СПР-50А показан на рис. 5.15.

Основные технические характеристики стволов СРП-50А и СРП-50Е приведены в таблице 5.6

Таблица 5.6

Технические характеристики многорежимных ручных пожарных стволов.

 

 

 

 

Показатели СРП-50А СРП-50Е
Рабочее давление, МПа 0,4… 0,6
Расход воды, л/с 6,0 2,5
Дальность водяной струи (максимальная по крайним каплям), м сплошной струи 28,0 25,0
распылённой струи с углом факела распыла 30 град. 12,0 10,0
распылённой струи с углом факела распыла 60 град. 11,0 9,0
распыленной струи с углом факела распыла 90 град. 10,0 8,0
распылённой струи с углом факела распыла 120 град. (защитная завеса) 8,0 6,0
Угол факела защитной завесы, град
Диаметр факела защитной завесы, м 4,0 3,0
Масса, кг 1,8

Стволы пожарные ручные пенные предназначены для получения из водного раствора пенообразователя воздушно-механической пены низкой кратности (СВП, СПП) и средней кратности (ГПС-600, УКТП «Пурга»). Устройство и технические характеристики пенных стволов представлены в главе 3.2.

Комбинированные ручные пожарные стволы ОРТ-50, ОРТ-50А, СРВД-2/300 и СВПР (см. рис. 5.16) предназначены для формирования сплошной или распылённой струи воды (СВПР – только распылённой) и воздушно-механической пены низкой кратности. Стволы (за исключением СВПР) оборудованы перекрывным устройством.

 

Технические характеристики стволов представлены в таблице 5.7.

Таблица 5.7

Технические характеристики комбинированных ручных пожарных стволов

Показатели ОРТ-50 СРВД-2/300 СВПР
Рабочее давление, МПа 0,4…0,8 3,0±1,0 0,4…0,8
Расход воды (раствора пенообразователя), л/с сплошной струи распыленной струи   2,7   2±0,2 2±0,2   - 4,8
Дальность струи, м: сплошной распыленной пенной   11-15     - 24 22
Кратность пены 10…30

 

Стволы пожарные лафетные комбинированные (водопенные) предназначены для формирования сплошной или распылённой с изменяемым углом факела струй воды, а также струй воздушно-механической пены низкой кратности.

Лафетные пожарные стволы подразделяются на стационарные, монтируемые на пожарном автомобиле или промышленном оборудовании (с индексом С), возимые, монтируемые на прицепе (с индексом В) и переносные (с индексом П).

В зависимости от функциональных возможностей стволы подразделяются на универсальные (У), формирующие сплошную и распылённую с изменяемым углом факела струи воды, а также струю воздушно-механической пены, перекрывные, имеющие переменный расход и (без индекса У) формирующие сплошную струю воды и струю воздушно-механической пены.

В зависимости от вида управления стволы могут изготавливаться с дистанционным (Д) или ручным (без индекса Д) управлением.

Переносные лафетные стволы, как правило, имеют расход 20 и 40 л/с. На рисунке 5.17 показаны некоторые образцы переносных лафетных стволов.

 

Переносные лафетные стволы работают при давлении 0,4…0,8 МПа и обеспечивают дальность сплошной струи до 60 м, распылённой – до 35 м, пенной (при кратности пены 6…7) – до 55 м.

Стационарные лафетные стволы, монтируемые на пожарных автомобилях (см. рис. 5.18), имеют расходы огнетушащих веществ 20, 40, 60 или 100 л/с и оснащены ручным или дистанционным управлением.

 

При рабочем давлении до 0,8 МПа эти стволы обеспечивают дальность сплошной водяной струи до 75..80 метров.

Колонка пожарная предназначена для открывания (закрывания) подземных гидрантов и присоединения пожарных рукавов в целях отбора воды из водопроводных сетей на пожарные нужды. Описание пожарной колонки приведено в главе 5.2.

Гидравлический аварйно-спасательный инструмент. В настоящее время (в связи с тенденцией создания многофункциональных пожарно-спасательных автомобилей, с более тесным совмещением функций по тушению пожаров и проведению аварийно-спасательных работ) основные пожарные автомобили могут комплектоваться гидравлическим аварийно-спасательным инструментом.

Гидравлический аварийно-спасательный инструмент (ГАСИ) предназначен для проведения аварийно-спасательных работ на пожарах, в зонах чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий, на местах дорожно-транспортных происшествий, связанных с деформацией элементов конструкций, с целью расширения доступа к пострадавшим и разборки завалов.

Принцип действия ГАСИ основан на передаче энергии, преобразующей поступательное движение поршня и штока гидроцилиндра с помощью рычажно-шарнирных звеньев в работу по выполнению различных операций.

В настоящее время более десяти отечественных и зарубежных фирм выпускают различные комплекты ГАСИ («Простор», «Спрут», «Комбитех», «Мерлан», «Холматро», «Лукас», «Амкус» и др.). В качестве примера приведён комплект отечественного универсального малогабаритного ГАСИ «Медведь», созданный на Савёловском машиностроительном ОАО «САВМА» (г. Кимры, Тверской области). Комплект (см. рис.5.19) включает в себя: ручной насос 1, насосную станцию 2, катушку-удлинитель 3, кусачки специальные 4, резак универсальный 5, ножницы комбинированные 6, силовой цилиндр 7 и набор принадлежностей.

 

Насосная станция и ручной насос служат для обеспечения рабочего инструмента необходимой энергией, путём нагнетания рабочей жидкости в гидравлические системы механизмов аварийно-спасательного инструмента. В качестве рабочей жидкости в инструменте используются гидравлические масла марок АМГ-10 (Гост 6794-75) или МГЕ-10А (Ост 38.01281-82).

Насосная станция НС 2080-М1 (см. рис. 5.20) предназначена для подачи рабочей

жидкости в гидравлический инструмент при работе одним или одновременно двумя инструментами. В качестве привода гидравлического насоса используется 4-тактный бензиновый двигатель внутреннего сгорания НОNDA.

Ручной насос РН 2080-М (см. рис. 5.21) плунжерный, двухступенчатый, предназначен для подачи рабочей жидкости при работе одним гидравлическим инструментом. Приводится в действие рукояткой оператора. Может быть использован для привода гидроинструмента во взрывопожароопасных и других помещениях, где применение двигателей внутреннего сгорания невозможно.




Поиск по сайту:







©2015-2020 mykonspekts.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.