Мои Конспекты
Главная | Обратная связь

...

Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

Ремонт пожарных автомобилей





Помощь в ✍️ написании работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

В механизмах пожарных машин в ходе их эксплуатации происходит постепенное изнашивание рабочих поверхностей деталей, что, в конечном итоге, требует их восстановления или замены. В связи с этим своевременный и качественный ремонт – это необходимое условие для содержания пожарных автомобилей в постоянной технической исправности.

Ремонтом является комплекс операций по восстановлению работоспособного состояния пожарных автомобилей и обеспечению безотказной их работы.

В пожарной охране ремонт пожарных автомобилей организуется по планово-предупредительной системе. Он может выполняться по потребности или после определенного побега. Принятая система ремонта дает возможность:

- обеспечить плановость проведения ремонта, снабжение запасными частями и материалами;

- предупредить чрезмерный износ деталей машин, не допустить перерастание естественных износов деталей в аварийные;

- обеспечить увеличение сроков эксплуатации пожарных автомобилей и оборудования при заданной надежности.

В соответствии с назначением и характером выполняемых работ ремонт пожарных автомобилей подразделяется на следующие виды:

- для автомобилей: текущий, средний, капитальный;

- для агрегатов: текущий, капитальный.

Вид ремонта определяется, главным образом, количеством затронутых основных агрегатов, а также их базовых и основных узлов и деталей. Поясним эти термины следующими примерами:

Двигатель со сцеплением считается основным агрегатом, его базовой (корпусной) деталью является блок цилиндров, к основными же деталям относятся головка (головки) блока цилиндров, коленчатый вал, маховик, распределительный вал, картер сцепления.

Пожарный насос считается основным агрегатом, его базовой (корпусной) деталью является корпус насоса, к основными деталям насоса относятся вал насоса, рабочее колесо, крышка насоса, корпус подшипников.

Текущий ремонт пожарного автомобиля выполняется для обеспечения работоспособного состояния восстановлением или заменой отдельных агрегатов (в том числе одного основного), узлов и деталей (кроме базовых), а также проведением необходимых регулировочных, крепежных, сварочных, слесарно-механических и других ремонтных работ.

Текущий ремонт агрегата заключается в его частичной разборке, замене или ремонте отдельных изношенных и поврежденных механизмов, деталей (кроме базовых) и проведении необходимых регулировочных, крепежных и других ремонтных работ.

Текущий ремонт пожарного автомобиля или отдельного агрегата проводится по потребности, выявленной при эксплуатации (по заявкам водителей), при контрольных осмотрах или в ходе диагностирования. Ремонт должен производиться таким образом, чтобы обеспечивалась безотказная работа отремонтированных агрегатов, узлов и деталей до очередного ТО-2.

Для сокращения продолжительности простоя пожарного автомобиля текущий ремонт рекомендуется выполнять агрегатным методом, при котором неисправные узлы и агрегаты заменяют исправными (новыми или отремонтированными), взятыми из оборотного фонда. Примерный количественный перечень сборочных единиц (агрегатов, узлов, механизмов и приборов) машины, рекомендуемых для включения в оборотный фонд, приведен в приложениях 18 и 19 к «Наставлению по технической службе ГПС МВД России».

Агрегатный метод является основным методом ремонта пожарных автомобилей. Его целесообразно применять в тех случаях когда трудоемкость работ по устранению неисправности превышает трудоемкость работ по снятию дефектного агрегата и установке нового.

При отсутствии оборотного фонда допускается применять индивидуальный метод ремонта, при котором неисправный агрегат снимается, ремонтируется и устанавливается на тот же автомобиль. Детали ремонтируемого агрегата не обезличиваются и устанавливаются на тот же агрегат.

Средний ремонт пожарного автомобиля предназначен для восстановления работоспособного состояния выполнением более сложных и трудоемких операций. При этом предусматривается, как правило, замена двигателя, требующего капитального ремонта, ремонт или замена отдельных агрегатов (в том числе двух-четырех основных), окраска кузова и проведение других ремонтных работ.

Капитальный ремонт пожарного автомобиля заключается в его полной разборке, замене или капитальном ремонте большинства агрегатов, механизмов, приборов и изношенных деталей, сборке и испытании автомобиля в соответствии с техническими условиями на производство капитального ремонта. Капитальный ремонт пожарного автомобиля назначается в том случае, если:

§ кузов, кабина, цистерна, пожарный насос и не менее двух основных агрегатов базового шасси требуют капитального ремонта;

§ его техническое состояние оценено по результатам диагностирования как неудовлетворительное (установлено снижение динамических качеств, мощности, увеличение расхода горюче-смазочных материалов и запасных частей).

Агрегат направляется в капитальный ремонт, если:

§ базовая и основные детали требуют ремонта с полной разборкой агрегата;

§ работоспособность агрегата не может быть восстановлена при текущем ремонте, либо если его восстановление экономически нецелесообразно.

На пожарные автомобили установлены нормы пробега до капитального ремонта, измеряемые в тысячах км общего пробега. Так, для пожарных автомобилей на шасси ЗИЛ-130 эта цифра составляет – 170, на шасси ЗИЛ-131 – 110, на шасси Урал-43202 – 100, на шасси КамАЗ-43105 – 170.

Моторесурс основных агрегатов пожарного автомобиля до капитального ремонта также нормируется в тысячах км общего пробега: так для двигателей пожарных автомобилей на шасси ЗИЛ-130 он составляет – 105, на шасси ЗИЛ-131 – 80, на шасси Урал-43202 – 130, на шасси КамАЗ-43105 – 130.

Моторесурс пожарного насоса нормируется в наработанных часах и составляет для насосов марки ПН-40УВ выпуска после 1990 года – 1130.

Необходимость в капитальном или среднем ремонте определяется комиссией, состоящей из представителей отдела пожарной техники органа управления ГПС, подразделения технической службы (ПТЦ), руководителя подразделения, из которого представлен автомобиль, и старшего водителя этого подразделения. Постановка пожарного автомобиля в ремонт оформляется актом сдачи (выдачи).

Техническое состояние пожарного автомобиля, агрегатов или узлов, сдаваемых в капитальный ремонт и качество выполнения этого ремонта должны соответствовать требованиям нормативной документации на капитальный ремонт.

Запрещается перед сдачей пожарного автомобиля или агрегата в ремонт разукомплектовывать их или заменять их составные части и детали негодными. Пожарные автомобили, сдаваемые в капитальный ремонт, независимо от способа доставки, должны быть в состоянии, обеспечивающем их передвижение своим ходом (кроме аварийных) или буксировку, при условии, что их техническое состояние обеспечивает безопасность такого перемещения.

Планирование ремонта пожарных автомобилей и агрегатов осуществляет техническая служба ТПО, для чего составляется годовой план-график, в котором отражается количество автомобилей (агрегатов) и затраты труда в человеко-часах. Так для пожарной автоцистерны на шасси ЗИЛ-131 нормативы трудоемкости ремонтов составляют:

§ текущего – 18,4 чел.-час,

§ среднего – 450 чел.-час,

§ капитального – 823 чел.-час.

Время простоя пожарного автомобиля в среднем ремонте не должно превышать 30 календарных дней, а в капитальном – 60 дней. Отремонтированный пожарный автомобиль подвергается диагностированию (при наличии поста диагностики) или испытаниям:

- автомобиль – пробегом 2-5 км;

- агрегат – работой продолжительностью 0,5 часа.

Пожарный автомобиль после ремонта получает руководитель подразделения и старший водитель по акту сдачи (выдачи). В случае необходимости (замена номерных агрегатов) ГИБДД на основании акта сдачи (выдачи) вносятся изменения в регистрационные документы пожарного автомобиля. О произведенном ремонте в формуляр пожарного автомобиля вносится соответствующая запись, которая заверяется подписью руководителя подразделения технической службы (ПТЦ) и печатью.

Подразделение технической службы заправляет выдаваемый из ремонта пожарный автомобиль смазочными материалами и специальными жидкостями по установленным нормам, а ее руководитель несет ответственность за качество выполненных по ремонту работ. При обнаружении представителем пожарной части каких-либо неисправностей или отклонений от технических требований подразделение технической службы обязано устранить их.

Пожарный автомобиль, принимаемый из капитального ремонта, должен удовлетворять следующим техническим требованиям:

при осмотре автомобиля

§ все деревянные детали и узлы кузова, кабины (за исключением внутренней поверхности кабины и отсеков кузова) должны быть покрыты олифой;

§ внешняя поверхность автомобиля окрашена красными и белыми эмалями в соответствии с ГОСТ Р 50574-2002, детали и узлы нижней части автомобиля – черной эмалью. Окрашенная поверхность автомобиля должна быть ровной, гладкой и однотонной. Темные или светлые пятна и полосы, пузыри, морщины, наплывы, потёки, риски, трещины, признаки отслаивания не допускаются. Хромированные узлы и детали окраске не подлежат;

§ на кузове, кабине, облицовке радиатора, капоте, крыльях, брызговиках и подножках не допускаются вмятины, места заварки и правки не должны выделяться. Наружная поверхность кузова должна быть гладкой, без волнистости и царапин. Допускаются незначительные вмятины и незачищенные сварочные швы в местах, недоступных для правки и зачистки. Внутреннюю и внешнюю поверхности цистерны окрашивают водостойкой краской;

§ двери кузова, кабин должны легко открываться и плотно закрываться, а также не иметь перекосов; зазоры между дверями и проемами допустимы в пределах 2-3мм на сторону;

§ подушки и спинки мягких сидений не должны иметь провалов, выступающих пружин и острых углов;

§ капот двигателя должен плотно закрываться. Механизм капота аллигаторного типа должен обеспечивать подъем капота, фиксирование в открытом положении и свободное опускание. Самопроизвольное открывание капота не допускается;

§ радиатор и его соединения с системой охлаждения двигателя, система охлаждения не должны иметь течи и заглушенных трубок;

§ прогиб рессор должен быть попарно одинаковым, а боковое смещение рессорных листов по отношению к коренному – не более 2мм;

§ на каждом лонжероне рамы не более двух сварных швов длиной до 125мм;

§ положение регулировочных винтов или эксцентриков тормозов должно гарантировать возможность дальнейших регулировок колодок до допустимого износа тормозных накладок;

§ привод тормозов – гидравлический или пневматический – не должен иметь подтеканий жидкости или пропуска воздуха;

§ педали тормоза и сцепления, рычаг ручного тормоза и рычаг переключения коробки отбора мощности должны свободно перемещаться в прорезях пола и не упираться в пол при крайних положениях. В первоначальное положение педали должны возвращаться интенсивно, без заеданий. Свободный ход педалей сцепления и тормоза должен соответствовать данным завода-изготовителя. Тягу рычага переключения коробки отбора мощности следует отрегулировать на полное зацепление зубьев шестерни при крайних (переднем и заднем) положениях рычага;

§ тяги управления сцеплением и двигателем из насосного отделения необходимо отрегулировать: одну – на полное включение и выключение сцепления, другую – на полное открытие и прикрытие дроссельной заслонки карбюратора. При пневматическом управлении сцеплением необходимо проверить состояние и герметичность трубопроводов системы дистанционного управления, исправность клапана-ограничителя системы. Утечка воздуха не допускается;

§ свободный ход (люфт) рулевого колеса в положении, соответствующем движению автомобиля по прямой, должен быть в пределах, установленных заводом-изготовителем;

§ электропроводка должна быть закреплена скобами в местах перегибов и на выходах из стенок, а на прямолинейных участках – через каждые 300 - 400 мм; места ввода проводов к агрегатам должны быть тщательно изолированы и не соприкасаться с острыми металлическими кромками, короткие участки проводов у щитка приборов должны быть собраны в пучки, скреплены изоляционной лентой и закреплены. Провисание и беспорядочное размещение проводов не допускается;

§ пожарно-техническое вооружение и аварийно-спасательное оборудование с мест крепления должно сниматься свободно, без применения каких либо инструментов, замыкатели для крепления – закрываться с натягом во избежание случаев самопроизвольного их открывания на ходу автомобиля;

§ все агрегаты автомобиля должны быть заправлены смазкой в соответствии с инструкцией завода-изготовителя; установленные на автомобиле масленки наполнены смазкой, а места, подлежащие смазке, смазаны в соответствии с химмотологической картой;

§ все болтовые соединения автомобиля и агрегатов должны быть надежно затянуты. Возможность самоотворачивания болтов и гаек должна быть исключена постановкой пружинных шайб, замочных пластин или шплинтов, предусмотренных инструкцией;

§ двигатель должен безотказно пускаться стартером. На всех оборотах коленчатого вала в двигателе не должно прослушиваться стуков; допускается равномерный шум распределительных шестерен, вызванных неполной их приработкой;

§ выбрасывание или течь масла, бензина и воды в местах соединений, а также пропуск газа через прокладки свечей и газопроводов не допускается. Вследствие неполной приработки поршневых колец и цилиндров отремонтированного двигателя возможен незначительный пропуск газа через маслоналивное отверстие;

§ давление в системе смазки двигателя должно соответствовать данным, указанным в инструкции завода-изготовителя;

§ все приборы электрооборудования, сигнал, стеклоочиститель, контрольные приборы должны работать исправно;

при испытании автомобиля пробегом

§ сцепление должно полностью выключаться, а при включении обеспечивать плавное трогание автомобиля с места и не пробуксовывать. Переключение передач должно происходить легко и бесшумно. Самовыключение шестерен коробки передач и коробки отбора мощности не допускается; в коробке передач, раздаточной коробке и ведущих мостах возможен равномерный шум, вызванный неполной приработкой шестерен;

§ стук в карданных шарнирах при вращении карданных валов не допускается;

§ тормоза должны обеспечивать плавное торможение при равномерном увеличении усилия, прилагаемого к тормозной педали или к рычагу ручного тормоза. При полном торможении педаль или рычаг не должны доходить до упора на одну четверть своего полного хода. Тормоза при торможении должны одновременно останавливать оба колеса одной и той же оси. При отпущенной тормозной педали и рычаге ручного тормоза тормозные барабаны не должны задевать за колодки;

§ путь торможения автомобиля с полной нагрузкой под действием ножного тормоза не должен превышать величины, установленной ГОСТ 25478-91;

§ на подъемах и спусках с уклоном 16 % при сухом грунте автомобиль с полной нагрузкой при затормаживании колес ручным или ножным тормозом должен держаться неограниченное время без применения дополнительных внешних приспособлений;

§ наименьший радиус поворота по следу наружного переднего колеса должен соответствовать данным инструкции завода-изготовителя. При этом задевание покрышек за части автомобиля не допускается;

§ не допускается самопроизвольное открывание дверей кузова и кабин, опускание и поворачивание стекол во время движения автомобиля;

§ вращение рулевого колеса должно быть свободным, легким, без заеданий и скрипа;

§ автомобиль должен иметь исправный и опломбированный спидометр (и счетчик моточасов работы пожарного насоса – при его наличии);

§ течь и выбрасывание масла, бензина, воды, тормозной и амортизационной жидкостей не допускается;

при испытании дополнительных агрегатов основных пожарных автомобилей общего применения:

§ пожарный насос должен быть испытан на герметичность;

§ подача насоса при проверке его рабочих параметров должна быть в пределах нормы. Снижение подачи допускается не более, чем на 15% от номинального значения;

§ емкости для воды и пенообразователя должны быть испытаны на герметичность водой в течение 5 мин: цистерна – под давлением 0,03МПа (0,3 кгс/см 2), пенобак – под давлением 0,01МПа (0,1 кгс/см2). Течь воды не допускается;

§ в коробке отбора мощности допустим равномерный шум, вызванный неполной приработкой шестерен.

 

После проведения ремонтных работ пожарный автомобиль перед постановкой на боевое дежурство, должен пройти обкатку в объеме: после капитального ремонта – пробегом 400 км и работой специальных агрегатов продолжительностью до 2 часов, после среднего и текущего ремонтов (с заменой или капитальным ремонтом одного из основных агрегатов) – пробегом 150 км и работой спецагрегата продолжительностью до 2 часов.

 

В последние годы стала широко применяться практика проведения капитальных ремонтов пожарных автомобилей на специализированных предприятиях. Порядок сдачи автомобилей в такой ремонт, собственно ремонта и выдачи автомобиля Заказчику регламентируется целым рядом НПБ (Норм пожарной безопасности)[34], требования которых обязательны для исполнения обеими сторонами (Заказчиком и Исполнителем).

 

Пожарные автомобили, проработавшие установленный амортизационный срок службы и не отвечающие требованиям боевой готовности, могут быть реализованы путем продажи, а автомобили, непригодные по своему техническому состоянию к дальнейшей эксплуатации, подлежат списанию.

 

Техническая документация. Нормы расхода топлива и смазочных материалов

 

Основными учётными документами пожарных автомобилей являются: паспорт транспортного средства, формуляр, эксплуатационная карта, карточка учёта работы автомобильной шины, карточка эксплуатации аккумуляторной батареи и журнал учёта технического обслуживания.

Паспорт транспортного средства (ПТС) выдаётся предприятием-изготовителем пожарной техники, торгующей организацией или органами ГИБДД при регистрации автомобиля и сдаётся в ГИБДД при списании машины. В нём отражаются конструктивные и эксплуатационные характеристики автомобиля.

Формуляр пожарного автомобиля входит в состав сопроводительной документации завода-изготовителя и подлежит обязательному заполнению при поступлении автомобиля в подразделение ГПС. Формуляр служит для отражения технического состояния, эксплуатационных данных и учёта работы (с начала эксплуатации до списания) пожарного автомобиля. Раздел Формуляра «Ведомость комплектации» указывает, какое именно ПТВ и оборудование входило в состав пожарного автомобиля на момент поставки и включено в его первоначальную стоимость. В эксплуатационных разделах формуляра отражаются конструктивные и эксплуатационные характеристики пожарного автомобиля: проведение ТО-2, выполнение всех видов ремонта, учёт работы аккумуляторных батарей, учёт автопокрышек, учёт ДТП, изменения комплектности автомобиля и др.

Эксплуатационная карта заводится на каждый пожарный автомобиль согласно Наставлению по технической службе ГПС МВД России. Она является основным документом учёта работы автомобиля. В ней дежурные водители и начальники дежурных смен ежедневно записывают продолжительность работы двигателя автомобиля, пройденный автомобилем путь и расход топлива (см. Приложение 5). В конце месяца подводится итог. Подписанная старшим водителем и руководителем подразделения эксплуатационная карта передаётся в бухгалтерию (финансовую часть) подразделения.

Карточка учёта работы автомобильной шины заводится при поступлении пожарного автомобиля в подразделение и при установке новой покрышки на пожарный автомобиль. Заполнение карточки осуществляет старший водитель. В ней отражаются все перестановки шин и их пробег.

Карточка эксплуатации аккумуляторной батареи заводится на каждый аккумулятор при поступлении пожарного автомобиля в подразделение и при замене аккумуляторов на новые. Заполнение карточки осуществляет старший водитель. В ней ведётся учёт всех проводимых работ в течение всего периода эксплуатации аккумулятора.

Журнал учёта технического обслуживания пожарного автомобиля согласно Наставлению по технической службе ГПС МВД России заводится на каждый пожарный автомобиль. Ведение Журнала осуществляют водители и старший водитель (при его отсутствии – начальник дежурной смены, ответственный за пожарную технику). В журнал вносятся записи о техническом обслуживании ПА непосредственно после его проведения (см. Приложение 6):

§ первого технического обслуживания – не реже 1 раза в месяц;

§ второго технического обслуживания – не реже 1 раза в год;

§ сезонного технического обслуживания – 2 раза в год;

§ о проверке уровня и плотности электролита, а также давления в шинах и затяжки гаек крепления колёс – 1 раз в 10 дней;

§ о проверке работоспособности, прочистке и регулировке пеносмесителя и газоструйного вакуумного аппарата – 1 раз в месяц.

Все записи заверяются подписями водителей, проводивших ТО, а сведения об обслуживании пожарно-технического вооружения и аварийно-спасательного оборудования заверяются подписью начальника пожарного расчета. Правильность ведения журнала учёта ТО контролируется руководителем подразделения ГПС.

Авторы рекомендуют не ограничивать содержание Журнала только выше указанными записями. Не возбраняется вносить в Журнал записи о проведении ЕТО, ТО по возвращению с пожара (учения), текущих ремонтах и т.д.

 

НОРМЫ РАСХОДА ТОПЛИВА И СМАЗОЧНЫХ МАТЕРИАЛОВ

Учёт топлива и смазочных материалов в подразделениях ГПС ведётся как в массовом выражении, так и в объёмном. Планирование расхода ГСМ и учёт поступление ГСМ в подразделения ведётся строго в массовом выражении – в тоннах или килограммах. Расход ГСМ в подразделениях ведётся, как правило, в объёмном выражении – в литрах (за исключением консистентных смазок). Нормы расхода жидкого топлива на пожарные автомобили регламентируются инструкциями, распоряжениями, приказами МЧС России.

Для пожарных автомобилей введены три вида норм расхода жидкого топлива:

§ на передвижение пожарного автомобиля, определяющие расход жидкого топлива для снаряжённого пожарного автомобиля на 100 км пробега;

§ на работу специальных агрегатов в стационарном режиме;

§ на работу двигателя в стационарном режиме без нагрузки.

В настоящее время, в соответствии с приказом МЧС России № 608 от 25.12.2002 г., нормы расхода жидкого топлива и смазочных материалов для пожарных автомобилей определяются приказами МВД РФ № 549 от 20.12.93 г. и № 314 от 25.05.98 г. (для вспомогательных автомобилей).

Нормы расхода жидкого топлива согласно приказу МВД РФ № 549 от 20.12.1993 г. приведены в таблице Приложения 7.

Приведённые в таблице нормы расхода жидкого топлива на 100 км пробега называются линейными или базовыми нормами, поскольку являются основой (базой) для расчёта реального расхода топлива в конкретных условиях эксплуатации. Для учёта всего многообразия условий эксплуатации автомобиля устанавливаются надбавки к линейной норме расхода топлива, а именно:

При работе пожарных автомобилей с прицепами норма расхода топлива на пробег увеличивается на каждую тонну собственной массы прицепов: бензина – 2 литра, дизельного топлива – 1,3 литра.

При расчёте норм расхода топлива территорию страны делят на четыре района: южный, средний, северный и крайнего севера. В зимнее время эксплуатации пожарного автомобиля нормы увеличиваются: в южных районах – до 5%, в средних – до 10%, в северных – до 15%, а в районах крайнего севера и местностях приравненных к районам крайнего севера – до 20%.

При эксплуатации пожарных автомобилей горных местностях нормы расхода топлива увеличиваются в зависимости от высоты над уровнем моря: от 500 до 1500 метров – на 5%, от 1501 до 2000 метров – на 10%, от 2001 до 3000 метров – на 15%, свыше 3000 метров – на 20%.

При эксплуатации пожарных автомобилей в городах с населением свыше 1 млн. человек нормы расхода топлива на их передвижение (пробег) увеличиваются до 10%.

При пробеге первой тысячи километров пожарными автомобилями, вышедшими из капитального ремонта, и новыми нормы расхода топлива увеличиваются до 10%.

При эксплуатации пожарных автомобилей в тяжёлых дорожных условиях (при следовании на тушение пожаров в полевых и лесных условиях) нормы расхода топлива на их передвижение (пробег) увеличиваются до 20%, а в период сезонной распутицы, снежных и песчаных заносов до 35%.

Нормы расхода топлива снижаются до 15% на движение (пробег) пожарных автомобилей по внегородским дорогам с усовершенствованным покрытием, находящимся в удовлетворительном состоянии.

 

При необходимости применения нескольких надбавок норма расхода топлива устанавливается по сумме или разности этих надбавок (снижений).

Как видно из самой структуры надбавок, реальная норма расхода топлива не является постоянной величиной, а может меняться даже от выезда к выезду (например, в случае следования на пожар в загородную зону). Поэтому водители обязаны понимать и умело применять методику расчёта реальной нормы расхода топлива на каждый конкретный выезд.

Разберём пример характерной ошибки при таких расчётах:

Пример 1: Имеется автоцистерна АЦ-40(130)63Б, которая эксплуатируется в зимнее время в городе средней полосы с населением свыше 1 млн. человек. Линейная норма расхода топлива для этой машины составляет 41,5 л/100 км. Надбавка за эксплуатацию в таком городе установлена в размере 10% от линейной нормы, т.е. 4,15 л/100 км.[35] Надбавка на зимний период эксплуатации составляет тоже 4,15 л/100 км (10% от линейной нормы). Реальный расход топлива с учётом этих двух надбавок составляет 41,5 + 4,15 + 4,15 = 49,8 л/100 км. Эту величину многие водители помнят наизусть, и применяют, почти не задумываясь. Допустим, автомобиль в этот период прошёл капитальный ремонт и снова включился в боевой расчёт. На протяжении первой тысячи километров пробега после капитального ремонта норма расхода топлива увеличивается на 10%. Вот здесь и совершается наиболее распространённая ошибка: водитель берёт привычную норму расхода 49,8 л/100 км, увеличивает её на 10% и получает 49,8 + 4,98 = 54,78 л/100 км. Между тем правильная величина – это 49,8 + 10% от линейной нормы, т.е. 4,15 = 53,95 л/100 км.

 

Примерный расчёт определения расхода ГСМ:

Пример 2: Определить общий расход жидкого топлива за выезд пожарной автоцистерны АЦ-40(431410)63Б на тушение пожара в пригородном садоводстве. Путь, пройденный пожарной автоцистерной по территории Санкт-Петербурга, составил 12 км, по загородному шоссе – 18 км, по просёлочной дороге – 6 км. Пожарный насос работал от собственной ёмкости автоцистерны и от открытого водоисточника в течение 1 часа 28 минут. Эксплуатация осуществлялась в зимнее время при температуре окружающего воздуха минус 200С. В нерабочее время на пожаре двигатель прогревался в течение 25 минут.

Решение: Формула расчёта в общем виде:

Qобщ. = Qпр. + Qнагр. + Qб,н, , где

Qпр. – расход топлива на пробег;

Qнагр. – расход топлива на работу с насосом;

Qб,н, - расход топлива на работу без нагрузки.

При расчёте Qпр. необходимо сначала определить нормы расхода для каждого из трёх участков пробега:

§ по территории города норма составляет 49,8 л/100 км (методика описана в предыдущем примере);

§ для загородной трассы ("городская" надбавка не применяется, "зимняя" надбавка по-прежнему действует, и действует снижение нормы на 15% от линейной для внегородских дорог) норма составляет: 41,5 – 6,225 + 4,15 = 39,425 л/100 км;

§ для просёлочной дороги при наличии снежных заносов норма расхода увеличивается до 35%, и действует зимняя надбавка: 41,5 + 14,525 + 4,15 = 60,175 л/100 км.

Следовательно, расход топлива на пробег составит:

Расход топлива на привод специального агрегата (насоса) определяется с учётом зимней надбавки вводом относительного коэффициента 1,10. Норма расхода на привод насоса для автоцистерны модели 63Б составляет 0,330 л/мин, время работы – 88 минут, отсюда:

Qнагр. = 0,330 × 1,1 × 88 = 31,944 л.

Расход топлива на стационарную работу без нагрузки составляет (при норме расхода для модели 63Б 0,150 л/мин):

Qнагр. = 0,150 × 25 = 3,750 л.

Общий расход за данный выезд составляет:

Qобщ. = 16,683 + 31,944 + 3,750 = 52,377 л.

Для упрощения расчётов и уменьшения количества арифметических ошибок в эксплуатационных картах удобно пользоваться таблицей покилометровых и поминутных расходов топлива (см. рис. 7.6). При наличии навыков работы с программой Microsoft Excel таблицу можно построить следующим образом:

1. Предварительная разметка и оцифровка столбцов (десятки километров или минут) и строк (единицы километров и минут) каждой из табличек производится в соответствии с рисунком. Формат этих ячеек – "Общий".

2. Формат полей B4:K14, B17:K27, B30:K36, B39:K45, N4:W14, N17:W27, N30:W36 – "Числовой" с числом значащих цифр после запятой - 3. Такой же формат для ячеек J28, V28 и J37. Формат ячейки G1 - "Числовой" с числом значащих цифр после запятой - 1.

3. В ячейку G1 вносится линейная норма расхода топлива (в данном примере 41,5), в ячейку J28 – норма расхода топлива при работе со спецагрегатов (0,330), в ячейку J37 – норма расхода топлива при работе без нагрузки (0,150).

4. Формула в ячейке J1 =0,1*$G$1, где 0,1 – это коэффициент, учитывающий "городскую" надбавку в размере 10%.

5. Формула в ячейке K1 =0,1*$G$1, где 0,1 – это коэффициент, учитывающий "зимнюю" надбавку (в данном примере – 10%).

 

6. Формула в ячейке L1 =0,15*$G$1, где 0,15 – это коэффициент, учитывающий снижение нормы расхода при движении по внегородским дорогам. (На рисунке 7.6 значения в ячейках G1:L1 не видны, т.к. применён белый цвет шрифта).

 

7. В ячейку М1 вносится числовой коэффициент, учитывающий относительную величину "зимней" надбавки (например, 1,10 для регионов с 10-процентной "зимней" надбавкой)

8. Формула в ячейке B4 =($G$1+$J$1)/100*($A4+B$3). При внесении формулы необходимо правильно расставить служебный знак "$", иначе неизбежны ошибки! После внесения формулы [Enter] необходимо заполнить поле методом автозаполнения ячеек. Для этого ячейка B4 выделяется, захватывается курсором (в нижнем левом углу ячейки появляется чёрный "крестик") и "протаскивается" направо до ячейки К4. Затем выделяется поле B4:К4, захватывается за правый нижний угол (появляется чёрный "крестик") и "протаскивается" вниз до заполнения всего поля B4:К14. При этом происходит автоматический перерасчёт формул в каждой ячейке поля.

9. Формула в ячейке N4 =($G$1+$J$1+$K$1)/100*($M4+N$3). Автозаполнение поля N4:W4 производится аналогичным образом.

10. Формула в ячейке В17 =($G$1-$L$1)/100*($A17+B$3).

11. Формула в ячейке N17 =($G$1+$K$1-$L$1)/100*($M17+N$3).

12. Формула в ячейке B30 =$J$28*($A30+B$29).

13. Формула в ячейке N30 =$V$28*($M30+N$29).

14. Формула в ячейке B39 =$J$37*($A39+B$29).

15. Такая же таблица на другом листе создаётся следующим образом: Выделяется верхняя левая ячейка таблицы (левее и выше ячейки А1), таблица копируется в буфер обмена, открывается новый лист, выделяется эта же ячейка и производится вставка по командам "Меню" > "Правка" > "Специальная вставка" > "Вставить всё" (обычная вставка из буфера обмена недопустима – будут "утеряны" формулы). Теперь на новом листе можно рассчитать расход для автомобиля другой модели. Для этого достаточно только поменять заголовок (ячейка А1) и значения норм в ячейках G1, J38 и J37. Остальные значения таблицы пересчитаются автоматически.

Пример 3: Определить с помощью таблицы общий расход жидкого топлива за выезд пожарной автоцистерны АЦ-40(431410)63Б на тушение пожара в пригородном садоводстве. Путь, пройденный пожарной автоцистерной по территории Санкт-Петербурга, составил 22 км, по загородному шоссе – 38 км. Пожарный насос работал от собственной ёмкости автоцистерны и от открытого водоисточника в течение 55 минут. Эксплуатация осуществлялась в летнее время. В ходе тушения пожара двигатель работал без нагрузки в течение 10 минут.

Решение (см. рис. 7.6): Q = 10,043 + 13,405 + 18,150 + 1,500 = 43,098 литра. Решение свелось к простому суммированию значений соответствующих ячеек.

Полностью исключить арифметические ошибки можно с помощью специальной программы расчёта расхода топлива. В пожарной охране Санкт-Петербурга разработана такая программа, представляющая собой эксплуатационную карту в электронном виде. Программа очень проста, и позволяет работать в ней даже неквалифицированным пользователям. Пример прользования программой приведён на рис. 7.7 и 7.8.

Работа начинается (см. рис. 7.7 вверху) с выбора автомобиля (раскрывается соответствующая карта), а затем по раскрывающимся спискам вносятся конкретные условия выезда (время года – зима или лето, условия применения – город или пригород, характер выезда – пожар, учения, ТО, учебная езда, прочие работы, обкатка), дата, время выезда и время возвращения. Вручную (т.е. с клавиатуры) заносятся только адрес места выезда и пройденный путь (см. рис. 7.7. внизу). После нажатия кнопки "Запись" программа просит проверить правильность записей, т.е. потом любые изменения становятся невозможными (изменить записи или программу могут только разработчики, владеющие необходимыми паролями).

На третьем шаге (рис. 7.8 вверху) с клавиатуры вносятся данные о времени работы с насосом и без насоса, а также о количестве заправленного топлива. (Поле "При смене караула" заполняется только в ходе ЕТО, при этом на первом шаге в поле "Характер выезда" выбирается значение "ТО".). После нажатия кнопки "Запись" программа рассчитывает среднюю скорость движения и, если она неправдоподобна велика (более 60 км/ч для городских условий), на экране появляется "приглашение" к уточнению времени работы с насосом и без насоса. Эта защита введена для исключения как неумышленных ошибок, так и явных приписок. После записи результатов карта приобретает вид, как на рис. 7.8 внизу.

Программа по мере заполнения эксплуатационных карт постоянно пополняет данными отчёт о расходовании топлива за текущий месяц, поэтому в конце месяца старший водитель получает практически готовый документ, в который нужно внести только данные о расходе масел и смазок.

 

 

Внедрение этой программы в одном из подразделений ГПС Санкт-Петербурга в порядке инженерного эксперимента позволило существенно упростить ведение отчётно-учётной документации в подразделении, а также избавиться от ошибок. Дополнительным преимуществом автоматизированного учёта является то, что программа, построенная на базе табличного процессора Excel, очень легко модифицируется при изменении исходных данных (например, в случае получении нового автомобиля, утверждении новых норм расхода топлива или изменения номенклатуры и величин надбавок).

 

Нормы расхода смазочных материалов на пожарные автомобили установлены приказом МВД РФ № 549 от 20.12.93 г. в зависимости от расхода топлива. На каждые 100 литров израсходованного топлива расход масел и смазочных материалов составляет:

1. Масла моторные для машин с карбюраторными двигателями, л 3,5
2. Масла моторные для машин с дизельными двигателями, л 4,0
3. Трансмиссионные масла для машин с одной ведущей осью, л 0,8
4. Трансмиссионные масла для машин с несколькими ведущими осями, л 1,5
5. Специальные масла, л 0,1
6. Пластичные (консистентные) масла, кг 0,6
7. При капитальном ремонте расходная емкость системы смазки  

Примечание: В 2003 году Руководящим документом Минтранса РФ Р3112194-0366-03 утверждены "Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте". На основе данного документа разработываются аналогичные ведомственные документы. После утверждения соответствующего ведомственного документа МЧС России взамен приказа МВД РФ № 549 от 20.12.1993 г. ряд положений данного раздела могут устареть или несколько измениться (особенно в части линейных норм расхода топлива, номенклатуры и величин применяемых надбавок).

 

Доверь свою работу ✍️ кандидату наук!
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой



Поиск по сайту:







©2015-2020 mykonspekts.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.