Мои Конспекты
Главная | Обратная связь

...

Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

См.: Кассационное определение Верховного Суда РФ от 16.04.2008 N 35-О08-11.





Помощь в ✍️ написании работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Рапорт об обнаружении признаков преступления составляется и при отсутствии заявления потерпевшего или его законного представителя в том случае, когда преступление совершено в отношении лица, которое в силу зависимого или беспомощного состояния либо по иным причинам не может защищать свои права и законные интересы.

Признаки преступления, выявленные следователем или дознавателем в процессе предварительного расследования иного преступления или при производстве отдельных следственных действий либо уполномоченным должностным лицом органа дознания во время служебной деятельности, также оформляются рапортом об обнаружении признаков преступления. В органах внутренних дел в случае выявления признаков преступления при рассмотрении сообщения об административном правонарушении либо происшествии исполнитель обязан незамедлительно подготовить соответствующий рапорт для доклада руководителю и регистрации (п. 47 Инструкции о порядке приема, регистрации и разрешения в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях, утвержденной Приказом МВД России от 29.08.2014 N 736). Регистрация рапорта производится в порядке, предусмотренном ведомственными нормативными правовыми актами (см., например, Приказы Генпрокуратуры России, МВД России, МЧС России, Минюста России, ФСБ России, Минэкономразвития России и ФСКН России от 29.12.2005 N 39/1070/1021/253/780/353/399 "О едином учете преступлений", Следственного комитета РФ от 11.10.2012 N 72 "Об организации приема, регистрации и проверки сообщений о преступлении в следственных органах (следственных подразделениях) системы Следственного комитета Российской Федерации", ФСБ России от 24.03.2010 N 140 "Об утверждении Правил внутреннего распорядка в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых пограничных органов", ФТС России от 12.01.2007 N 23 "Об утверждении Инструкции о порядке приема, регистрации и проверки в таможенных органах Российской Федерации сообщений о преступлениях", Минюста России от 11.07.2006 N 250 "Об утверждении Инструкции о приеме, регистрации и проверке в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы сообщений о преступлениях и происшествиях", ФСБ России от 16.05.2006 N 205 "Об утверждении Инструкции по организации в органах федеральной службы безопасности приема, регистрации и проверки сообщений о преступлениях и иной информации о преступлениях и событиях, угрожающих личной и общественной безопасности", Минюста России от 02.05.2006 N 139 "Об утверждении Инструкции о едином порядке организации приема, регистрации и проверки в Федеральной службе судебных приставов сообщений о преступлениях", МЧС России от 02.05.2006 N 270 "Об утверждении Инструкции о порядке приема, регистрации и проверки сообщений о преступлениях и иных происшествиях в органах Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий").

5. В случае если вначале был зарегистрирован рапорт об обнаружении признаков преступления в связи с поступившим сообщением о преступлении, на основании которого было возбуждено уголовное дело, то поступившее позднее заявление о преступлении или заявление о явке с повинной не может рассматриваться в качестве повода для возбуждения уголовного дела.

6. Анализ правоприменительной практики свидетельствует о том, что суд рассматривает рапорт об обнаружении признаков преступления в качестве доказательства, относя его к "иным документам" (см., например, Кассационные определения Верховного Суда РФ от 20.01.2011 N 78-О10-163, от 04.09.2012 N 18-Д12-73), что представляется спорным и не соответствует точному пониманию доказательства (см. комментарий к ст. ст. 74, 75, 84 УПК РФ).

7. То обстоятельство, что рапорт об обнаружении признаков преступления составлен следователем, принявшим решение о возбуждении уголовного дела, не признается основанием для признания незаконным постановления о возбуждении уголовного дела (см., например, Кассационное определение Верховного Суда от 14.01.2013 N 35-О12-35).

 

Статья 144. Порядок рассмотрения сообщения о преступлении

 

Комментарий к статье 144

 

1. Содержащиеся в комментируемой статье положения призваны урегулировать порядок рассмотрения сообщения о преступлении и его процессуальные последствия, выражающиеся в том числе в решении о возбуждении уголовного дела; определить круг лиц, вовлеченных в эту стадию уголовного судопроизводства; закрепить их права и обязанности. Анализируемая статья претерпела неоднократные изменения с момента вступления в силу УПК РФ. Обращает на себя внимание и тот факт, что нормативные предписания ст. 144 УПК РФ более 70 раз являлись предметом рассмотрения Конституционного Суда РФ, при этом отдельные ее положения признавались не соответствующими Конституции РФ.

Правила о порядке возбуждения дела предваряют регулирование расследования, в ходе которого на специальные органы и должностных лиц возлагаются обязанности по раскрытию преступлений, изобличению виновных, формулированию обвинения и его обоснованию для того, чтобы уголовное дело могло быть передано в суд, разрешающий его по существу и тем самым осуществляющий правосудие (см. Постановление Конституционного Суда РФ от 14.01.2000 N 1-П). Рассмотрение сообщения о преступлении является по своей сути отправной точкой начала уголовного судопроизводства, и от того, насколько полно и точно закреплен механизм рассмотрения сообщения о преступлении, зависит соблюдение прав и интересов лиц, вовлеченных в орбиту уголовного процесса.

2. Круг лиц, на которых возложена обязанность рассмотреть сообщение о преступлении и в пределах компетенции принять по нему решение, включает дознавателя, орган дознания, следователя, руководителя следственного органа. Кроме этого, в ч. 6 комментируемой статьи законодатель расширяет этот перечень, уточняя, что заявление потерпевшего или его законного представителя по уголовным делам частного обвинения, поданное в суд, рассматривается судьей (ст. 318 УПК РФ). Конституционный Суд РФ отмечает, что осуществление уголовного преследования от имени государства по уголовным делам публичного обвинения является задачей прокурора, следователя и дознавателя; потерпевший при этом выступает лишь в качестве субсидиарного участника на стороне обвинения. Дела частного обвинения по общему правилу возбуждаются только по заявлению потерпевшего или его законного представителя и подлежат прекращению в связи с примирением потерпевшего с обвиняемым (ч. 2 ст. 20 УПК РФ). При этом выдвижение обвинения и поддержание его в суде являются не обязанностью, а правом потерпевшего (см., например, Постановление Конституционного Суда РФ от 17.10.2011 N 22-П).

Из содержания ч. 3 рассматриваемой статьи также следует, что определенными полномочиями по рассмотрению сообщений о преступлении наделены начальник органа дознания и прокурор; в процесс рассмотрения сообщения о преступлении могут быть вовлечены также руководитель следственной группы и руководитель группы дознавателей. Руководитель следственной группы и руководитель группы дознавателей обладают полномочиями принимать решение о выделении уголовных дел в отдельное производство (п. 1 ч. 4 ст. 163, п. 1 ч. 4 ст. 223.2 УПК РФ). Выделение уголовного дела в соответствии с ч. 3 ст. 154 УПК РФ производится на основании постановления следователя или дознавателя. Если уголовное дело выделено в отдельное производство для производства предварительного расследования нового преступления или в отношении нового лица, то в постановлении должно содержаться решение о возбуждении уголовного дела. В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 40.1 УПК РФ начальник подразделения дознания уполномочен поручать дознавателю проверку сообщения о преступлении, а в соответствии с ч. 2 этой статьи - возбудить уголовное дело.

В соответствии с ч. 3 ст. 40 УПК РФ возбуждение уголовного дела и выполнение неотложных следственных действий возлагаются также на:

1) капитанов морских и речных судов, находящихся в дальнем плавании, - по уголовным делам о преступлениях, совершенных на данных судах;

2) руководителей геологоразведочных партий и зимовок, начальников российских антарктических станций и сезонных полевых баз, удаленных от мест расположения органов дознания, - по уголовным делам о преступлениях, совершенных по месту нахождения этих партий, зимовок, станций, сезонных полевых баз;

3) глав дипломатических представительств и консульских учреждений РФ - по уголовным делам о преступлениях, совершенных в пределах территорий данных представительств и учреждений.

Прокурор также участвует на этом этапе стадии возбуждения уголовного дела в той мере, в какой постановление прокурора о направлении соответствующих материалов в орган предварительного расследования для решения вопроса об уголовном преследовании является одним из поводов для возбуждения уголовного дела. В соответствии с ч. 2 ст. 21 УПК РФ прокурор наряду со следователем, органом дознания и дознавателем в случае обнаружения признаков преступления должен принимать меры по установлению события преступления, изобличению лица или лиц, виновных в совершении преступления. Прокурор осуществляет надзор за тем, как происходит проверка сообщения о преступлении. Он вправе продлевать сроки проверки сообщения о преступлении. К прокурору можно обратиться с жалобой в связи с поступившим отказом в приеме сообщения о преступлении. Однако при рассмотрении сообщений о преступлении прокуроры должны исходить из того, что они не вправе разрешать сообщения о преступлениях.

Поступающие в органы прокуратуры по почте или иными средствами связи подобные сообщения незамедлительно фиксируются в Книге учета сообщений о преступлениях, а сами сообщения безотлагательно передаются в орган, уполномоченный рассматривать их. В случаях, когда о фактах готовящегося или совершенного преступления сообщается в ходе личного приема граждан, прокурорам надлежит разъяснять заявителю порядок подачи заявления, сообщать наименование и адрес органа, компетентного рассмотреть и разрешить сообщение о преступлении. При необходимости принятия мер по сохранению следов преступления или действий, обеспечивающих защиту интересов граждан и юридических лиц от преступного деяния, прокуроры должны немедленно уведомлять об этом заинтересованных лиц и компетентный орган предварительного следствия или дознания. Поступившее сообщение, а также иные приложенные к нему документы безотлагательно направляются в данный орган с использованием средств оперативной связи либо нарочным (п. п. 1.2 - 1.4 Приказа Генпрокуратуры России "О порядке учета и рассмотрения в органах прокуратуры Российской Федерации сообщений о преступлениях").

3. Рассмотрение сообщения о преступлении включает в себя следующие этапы: прием; регистрацию; проверку сообщения о преступлении; принятие по нему решения. Организация приема, регистрации и проверки сообщений о преступлениях осуществляется руководителями компетентных органов и по их поручению иными оперативными сотрудниками и должностными лицами и регламентируется соответствующими ведомственными и межведомственными нормативными правовыми актами (см. комментарий к ст. 143 УПК РФ). В ведомственных нормативных правовых актах различаются "принятие сообщений о преступлении" и "регистрация сообщений о преступлении".

4. Под принятием (приемом) понимается получение сообщения о преступлении должностным лицом, правомочным или уполномоченным на эти действия. При этом сообщение о преступлении подлежит обязательному приему вне зависимости от места и времени совершения преступного деяния, полноты сообщаемых сведений и формы представления, а также подследственности (см., например, п. 5 Инструкции об организации приема, регистрации и проверки сообщений о преступлении в следственных органах (следственных подразделениях) системы Следственного комитета Российской Федерации, утвержденной Приказом Следственного комитета РФ "Об организации приема, регистрации и проверки сообщений о преступлении в следственных органах (следственных подразделениях) системы Следственного комитета Российской Федерации"). Положения УПК РФ относительно обязанности компетентных органов и должностных лиц проводить проверку в отношении любых сообщений о преступлении были предметом неоднократного рассмотрения в Конституционном Суде РФ (см., например, Определения Конституционного Суда РФ от 17.07.2012 N 1321-О, от 22.11.2012 N 2162-О). Даже в случае, когда, по мнению правоохранительных органов, событие преступления отсутствует, само сообщение о преступлении подлежит принятию, регистрации и проверке.

Доверь свою работу ✍️ кандидату наук!
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой



Поиск по сайту:







©2015-2020 mykonspekts.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.