Мои Конспекты
Главная | Обратная связь

...

Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

О порядке обжалования см. комментарий к ст. ст. 124 - 125 УПК РФ.





Помощь в ✍️ написании работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

8. Незаконные, необоснованные, немотивированные постановления органа дознания, дознавателя об отказе в возбуждении уголовного дела могут быть отменены прокурором по собственной инициативе в рамках проводимой проверки или в связи с рассмотрением поступившей жалобы в соответствии со ст. 124 УПК РФ. Начальник подразделения дознания также уполномочен вносить прокурору ходатайство об отмене незаконных или необоснованных постановлений дознавателя об отказе в возбуждении уголовного дела (п. 4 ч. 1 ст. 40.1 УПК РФ). Прокурор не наделен полномочиями по возбуждению уголовного дела, поэтому он направляет соответствующее постановление начальнику органа дознания со своими указаниями и устанавливает срок их исполнения.

9. Незаконные и необоснованные постановления об отказе в возбуждении уголовного дела, вынесенные руководителем следственного органа или следователем, могут быть отменены прокурором или руководителем вышестоящего следственного органа, который вправе отменять их или по собственной инициативе, или по жалобам заинтересованных лиц, или в рамках реагирования на решение прокурора или суда. При этом руководитель вышестоящего следственного органа вправе самостоятельно возбудить уголовное дело при наличии достаточных оснований или указать о необходимости дополнительной проверки. Следственный комитет РФ предусматривает, что при возобновлении проверки сообщения о преступлении в связи с отменой постановления о возбуждении уголовного дела или постановления об отказе в возбуждении уголовного дела ее срок устанавливается в соответствии с ч. 3 ст. 144 УПК РФ. При этом исключается дальнейшее продление указанных сроков (п. 1.7 Приказа Следственного комитета РФ "Об организации процессуального контроля в Следственном комитете Российской Федерации").

Прокурор изучает материалы проверок сообщений о преступлениях, обращая внимание на объективность и полноту их проведения, для чего вправе производить, в том числе опрос заинтересованных лиц и специалистов (см. Приказ Генпрокуратуры России от 02.06.2011 N 162). По итогам проверки прокурор выносит мотивированное постановление об отмене постановления следователя или руководителя следственного органа об отказе в возбуждении уголовного дела, указывая в нем основания для признания отказа незаконным, необоснованным или немотивированным и необходимость возбудить уголовное дело или излагая конкретные обстоятельства, которые подлежат дополнительной проверке. Такое постановление прокурора вместе с материалами первичной проверки незамедлительно возвращается руководителю следственного органа. В целях предупреждения вынесения незаконных постановлений по результатам дополнительных проверок прокурорам надлежит брать на контроль их проведение и принятие процессуального решения.

10. Судья, признав в порядке ст. 125 УПК РФ отказ в возбуждении уголовного дела незаконным или необоснованным, выносит мотивированное постановление с указанием об обязанности устранить допущенное нарушение и направляет его для исполнения руководителю следственного органа или начальнику органа дознания, о чем уведомляет заявителя. Европейский суд по правам человека неоднократно указывал, что в российской правовой системе полномочие суда отменять постановление об отказе в возбуждении уголовного дела является существенной гарантией против произвольного осуществления полномочий органами следствия (см. Постановления ЕСПЧ от 14.10.2003 по делу "Трубников против Российской Федерации", от 24.05.2007 по делу "Мишкеткуль и другие против Российской Федерации"). Согласно позиции Конституционного Суда РФ, на суд как орган правосудия не может возлагаться выполнение не свойственной ему процессуальной функции возбуждения уголовного преследования, тем более при наличии неотмененного акта органа предварительного расследования об отказе от уголовного преследования и прекращении уголовного дела. Вместе с тем суд вправе осуществлять по делам публичного обвинения судебный контроль законности и обоснованности отказа в возбуждении уголовного дела, который реализуется лишь путем рассмотрения в судебном заседании материалов, представленных ему органами государственного обвинения, в том числе по жалобам заинтересованных лиц, чьи конституционные права были нарушены этими актами. Возбуждение уголовного дела как проявление функции уголовного преследования, которое должно осуществляться стороной обвинения, не относится к судебной деятельности по осуществлению правосудия и не может быть возложено на суд, так как это противоречит принципам независимости, объективности и беспристрастности в судопроизводстве (см. Постановления Конституционного Суда РФ от 28.11.1996 N 19-П, от 20.04.1999 N 7-П и от 14.01.2000 N 1-П). Проверяя законность и обоснованность постановления об отказе в возбуждении уголовного дела, судья обязан выяснить, соблюдены ли нормы, регулирующие порядок рассмотрения сообщения о совершенном или готовящемся преступлении (ст. ст. 20, 144, 145, 151 УПК РФ), а также принято ли уполномоченным должностным лицом решение об отказе в возбуждении уголовного дела при наличии к тому законных оснований и соблюдены ли при его вынесении требования ст. 148 УПК РФ (см. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 N 1). Признав отказ в возбуждении уголовного дела незаконным или необоснованным, судья выносит соответствующее постановление, направляет его для исполнения руководителю следственного органа или начальнику органа дознания и уведомляет об этом заявителя.

Вместе с тем признание судом отказа в возбуждении уголовного дела незаконным или необоснованным не равнозначно отмене постановления об отказе в возбуждении уголовного дела и тем более возбуждению дела по этим обстоятельствам. Суд не уполномочен в случае признания постановления об отказе в возбуждении уголовного дела незаконным обязывать дознавателя, следователя, руководителя следственного органа отменить постановление и возбудить уголовное дело. Решение по этому делу после дополнительной проверки и устранения нарушений, выявленных судом, остается правомочием органов расследования. Однако это не может расцениваться как освобождение этих должностных лиц от обязанности устранить допущенные нарушения, на которые указал суд. Невыполнение ими данной обязанности является основанием не только для обжалования их действий (бездействия) прокурору, руководителю следственного органа (вышестоящему руководителю следственного органа) или в суд, но и для применения мер ответственности за неисполнение судебного решения (см. Определения Конституционного Суда РФ от 21.12.2004 N 464-О, от 27.01.2011 N 99-О-О).

 

Статья 149. Направление уголовного дела

 

Комментарий к статье 149

 

1. При вынесении следователем постановления о возбуждении уголовного дела публичного обвинения (ст. 146 УПК РФ) он, как правило, приступает к производству предварительного следствия. Однако следует учитывать, что в ст. 147 УПК РФ определен порядок возбуждения уголовных дел частного и частно-публичного обвинения, которые в случаях, предусмотренных законом, также могут быть возбуждены следователем или дознавателем с согласия прокурора. Поэтому следователь приступает к производству предварительного следствия и дела частного или частно-публичного обвинения, если оно подследственно ему в силу закона или в силу решения прокурора о передаче его следователю в порядке п. п. 11, 12 ч. 2 ст. 37, п. 1 ч. 3 ст. 150 УПК РФ. Не исключена и иная ситуация, когда сообщение о преступлении рассматривал один следователь, но по результатам проверки, учитывая квалификацию и территориальную подследственность, следователь возбуждает дело, производит лишь неотложные следственные действия и передает дело по подследственности в установленном порядке (см. комментарий к ст. ст. 151, 152 УПК РФ). При этом о принимаемых решениях и проводимых действиях необходимо информировать заинтересованных субъектов уголовного судопроизводства, в том числе потерпевшего, о возбуждении уголовного дела, о принятии дела к производству, о направлении уголовного дела по подследственности и проч., на что неоднократно обращал внимание Верховный Суд РФ. Например, в п. 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.06.2010 N 17 указывается, что потерпевший в целях реализации предоставленных ему уголовно-процессуальным законом полномочий вправе среди прочего получать копии постановлений о возбуждении уголовного дела, о принятии дела к производству, о направлении уголовного дела по подследственности, а также копии решений судов первой, апелляционной, кассационной и надзорной инстанций, в том числе о направлении уголовного дела по подсудности.

2. Орган дознания после вынесения постановления о возбуждении уголовного дела, подследственного ему, приступает к производству дознания. Если дело ему не подследственно в силу родовой или территориальной подследственности, орган дознания обязан выполнить все необходимые неотложные следственные действия и в срок не позднее 10 суток со дня возбуждения дела направить дело по подследственности в адрес соответствующего руководителя следственного органа (см. комментарий к ст. 157 УПК РФ).

 

Раздел VIII. ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЕ РАССЛЕДОВАНИЕ

 

Глава 21. ОБЩИЕ УСЛОВИЯ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО

РАССЛЕДОВАНИЯ

 

Статья 150. Формы предварительного расследования

 

Комментарий к статье 150

 

1. Комментируемая статья устанавливает две формы предварительного расследования - предварительное следствие (далее - следствие) и дознание. Подобная дифференциация обусловлена большим количеством как материально-правовых, так и процессуальных предпосылок: различной тяжестью расследуемых преступлений, наличием специальных субъектов и т.д.

2. Следствие является основной формой предварительного расследования. В контексте следствия сконструированы все процессуальные нормы и институты, регламентирующие общие условия предварительного расследования, общие и частные правила производства следственных действий, основания и процессуальный порядок приостановления и прекращения уголовного дела и уголовного преследования. В свою очередь, дознание представляет собой упрощенную форму предварительного расследования, допустимую лишь по уголовным делам о преступлениях небольшой или средней тяжести, не представляющих большой сложности в расследовании. Поэтому в соответствии с ч. 1 ст. 223 УПК РФ дознание проводится по тем же правилам, что и следствие, но за исключением ряда процессуальных особенностей (изъятий).

3. Производство дознания, в свою очередь, дифференцировано на две разновидности - общий порядок дознания (гл. 32 УПК РФ) и сокращенная форма (гл. 32.1 УПК РФ).

4. Следствие и дознание являются формами одного и того же этапа процессуальной деятельности - предварительного расследования. Они направлены на достижение общей цели и решение общих процессуальных задач. Следовательно, порядок их осуществления очень близок другу к другу. Это, в частности, выражается в общих условиях предварительного расследования, в единых способах собирания и проверки доказательств, в одинаковых требованиях по обеспечению прав и законных интересов участвующих лиц, в идентичных средствах государственного принуждения и т.д. Дознаватель и следователь наделены очень близким кругом процессуальных полномочий; деятельность обоих этих участников осуществляется при условии судебного и ведомственного контроля, а также прокурорского надзора. Доказательства, полученные при производстве дознания, имеют для суда такую же юридическую силу, как и доказательства, собранные в ходе предварительного следствия.

5. Различия между следствием и дознанием заключаются:

- в субъекте. Так, дознание по уголовным делам осуществляет дознаватель. И лишь в исключительных случаях, предусмотренных п. п. 7, 8 ч. 3 ст. 151 УПК РФ, дознание может проводиться следователем. Следствие по уголовным делам осуществляет следователь. И лишь при необходимости быстрого обнаружения и закрепления следов преступления, незамедлительного собирания доказательств на первоначальном этапе расследования по делам, по которым обязательно следствие, правом производства неотложных следственных действий обладает также и орган дознания (ч. ч. 1 - 3 ст. 157 УПК РФ);

- в сроках. Для дознания характерны менее длительные процессуальные сроки, которые имеют свои пределы, регламентированные ч. ч. 4 и 5 ст. 223 УПК РФ. Для следствия законодатель устанавливает более длительные процессуальные сроки, которые не имеют максимальных пределов (ч. 5 ст. 162 УПК РФ);

- в особенностях процессуального положения лица, подвергающегося уголовному преследованию. Так, в ходе следствия лицо, в отношении которого осуществляется уголовное преследование, вначале, как правило, пребывает в статусе подозреваемого, а затем переходит в статус обвиняемого. Вместе с тем лицо может быть привлечено в качестве обвиняемого и без предварительного нахождения в статусе подозреваемого. В ходе дознания лицо, в отношении которого осуществляется уголовное преследование, приобретает статус обвиняемого лишь во время окончания предварительного расследования - в момент вынесения в отношении его обвинительного акта или обвинительного постановления. Таким образом, на всем протяжении предшествующей процессуальной деятельности дознавателя человек пребывает в статусе подозреваемого;

- в степени прокурорского надзора и ведомственного контроля. Так, полномочия прокурора по надзору за дознанием весьма широки. Дознаватель обязан согласовывать с прокурором целый ряд процессуальных решений, а также направляемых в суд ходатайств (см. комментарий к ст. ст. 37, 41 УПК РФ). Помимо этого, в ведении прокурора находятся вопросы о продлении сроков дознания, об отводах и самоотводах дознавателя, о его отстранении от расследования; дача обязательных для исполнения письменных указаний о направлении расследования, о производстве отдельных следственных действий и многие другие. Степень прокурорского надзора за предварительным следствием менее существенна и сводится лишь к некоторым полномочиям, тогда как большая часть вопросов контроля качества следствия находится в полномочиях ведомственного контроля (см. комментарий к ст. 39 УПК РФ);

- в формах окончания предварительного расследования. Для предварительного следствия характерны такие формы окончания расследования, как прекращение уголовного дела (гл. 29 УПК РФ) и направление уголовного дела в суд с обвинительным заключением (гл. 30, 31 УПК РФ). Помимо этого, предварительное следствие может оканчиваться еще одной специфической формой - направлением материалов уголовного дела в суд для применения принудительных мер медицинского характера (ст. 439 УПК РФ). В свою очередь, дознание может оканчиваться прекращением уголовного дела (гл. 29 УПК РФ) и его направлением в суд с обвинительным актом или обвинительным постановлением (ст. ст. 225, 226 и 226.7 УПК РФ). Кроме этого, дознание может быть окончено посредством смены формы предварительного расследования, т.е. путем передачи уголовного дела для дальнейшего производства следствия.

6. Часть 2 комментируемой статьи устанавливает правило, согласно которому следствие является обязательной формой предварительного расследования для всех уголовных дел, кроме тех, по которым может проводиться дознание.

7. Часть 3 анализируемой статьи содержит перечень видов преступлений, производство по уголовным делам о которых может быть проведено в форме дознания. Таким образом, дознание не является обязательной формой расследования и при необходимости, в том числе по письменному указанию прокурора (ч. 4 ст. 150 УПК РФ), оно может быть заменено предварительным следствием.

 

Статья 151. Подследственность

 

Комментарий к статье 151

 

1. Подследственность - это система процессуальных правил, в соответствии с которыми предварительное расследование относится к компетенции определенного органа дознания или предварительного следствия. Уголовно-процессуальный институт подследственности позволяет распределить все уголовные дела между органами дознания и предварительного следствия в соответствии с их специализацией и территориальной принадлежностью; исключает необоснованные процессуальные споры между правоохранительными органами; способствует определению штатной численности каждого из них и т.д.

2. Уголовно-процессуальный кодекс РФ устанавливает такие правила подследственности, в соответствии с которыми практически каждое уголовное дело относится к компетенции одного органа предварительного расследования.

3. Подследственность уголовного дела определяется на основании двух критериев: ведомственного (отраслевого) и территориального. Ведомственный (отраслевой) критерий подследственности характеризует принадлежность уголовного дела к компетенции дознавателей или следователей определенного органа государственной власти, т.е. определенного ведомства. Территориальный критерий подследственности характеризует место производства предварительного расследования, т.е. территориальную компетенцию органа дознания или следствия (подробнее о территориальном критерии подследственности см. комментарий к ст. 152 УПК РФ).

4. Комментируемая статья устанавливает правила применения ведомственного (отраслевого) критерия подследственности посредством предметного или субъектного признаков.

5. Предметный признак подследственности обусловливает отнесение уголовных дел к компетенции различных органов дознания или следствия в зависимости от предмета, т.е. от квалификации преступления. Предметная подследственность может быть исключительной и альтернативной. Так, исключительная предметная подследственность предполагает отнесение уголовного дела к компетенции следователей или дознавателей строго одного, определенного ведомства. Например, следователи Следственного комитета РФ расследуют наиболее тяжкие преступления против личности, половой неприкосновенности и половой свободы, против интересов государственной власти и государственной службы, против правосудия и т.д. (подп. "а" п. 1 ч. 2 ст. 151 УПК РФ). В ведении следователей органов ФСБ России находятся уголовные дела о преступлениях против государственной безопасности (п. 2 ч. 2 ст. 151 УПК РФ). Следователи органов внутренних дел осуществляют расследование преступлений против здоровья, против собственности, в сфере экономической деятельности и т.д. (п. 3 ч. 2 ст. 151 УПК РФ), а следственные органы ФСКН России - в сфере незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ (п. 5 ч. 2 ст. 151 УПК РФ). Аналогичным образом уголовные дела распределяются между компетенцией дознавателей (ч. 3 ст. 151 УПК РФ). Альтернативная предметная подследственность предполагает отнесение определенных уголовных дел к ведению различных органов предварительного расследования в зависимости от обстоятельств выявления преступления. По этому признаку подследственность определяется у перечисленных в ч. 6 комментируемой статьи уголовных дел, подлежащих возбуждению только в связи с расследованием других преступлений (например, вовлечение несовершеннолетнего в преступную деятельность). По этому признаку подследственность может определяться также у целого ряда других уголовных дел, указанных в ч. 5 комментируемой статьи.

6. Правовые нормы, регламентирующие предметный признак подследственности, являются общими и подлежат применению "по умолчанию", т.е. при отсутствии субъектного признака подследственности, являющегося специальным.

7. Субъектный признак обусловливает отнесение уголовных дел к компетенции следователей Следственного комитета РФ или ФСБ России при наличии специального субъекта (п. п. "б", "в" и "г" п. 1 ч. 2, п. 7 ч. 3 и ч. 4 ст. 151 УПК РФ). Под специальными субъектами следует понимать подозреваемых, обвиняемых или потерпевших, наделенных особыми признаками (например, лиц, предусмотренных ст. 447 УПК РФ, военнослужащих, сотрудников правоохранительных органов, несовершеннолетних и т.д.). При этом следует обратить внимание, что производство дознания по уголовным делам с участием специального субъекта находится в ведении не дознавателя, а следователя.

8. При соединении в одном производстве уголовных дел, отнесенных к компетенции разных органов дознания и следствия, подследственность определяется прокурором в соответствии с общими правилами, предусмотренными комментируемой статьей, т.е. посредством предметного и специального признаков. Очевидно, что данное полномочие находится в ведении того прокурора, который надзирает за руководителем следственного органа, принявшим решение о соединении уголовных дел (для дознания - прокурора, принявшего решение о соединении уголовных дел). Принимая подобное решение по конкретно взятому уголовному делу, прокурор должен исходить из соображений целесообразности, разумности и эффективности для досудебного производства (наличие соответствующего опыта расследования подобных дел; близость к проживанию большинства свидетелей и потерпевших и т.д.).

9. В практике расследования уголовных дел, несмотря на четко регламентированные правила, между различными органами предварительного расследования нередко возникают споры о подследственности. Согласно ч. 8 комментируемой статьи споры о подследственности разрешает прокурор. Если органы предварительного расследования, между которыми существует спор о подследственности, не поднадзорны одному прокурору, то этот спор должен быть разрешен вышестоящим прокурором.

 

Статья 152. Место производства предварительного расследования

 

Комментарий к статье 152

 

1. Комментируемая статья устанавливает правила применения территориального критерия подследственности, т.е. территориальную компетенцию органа дознания или следствия. Территориальная компетенция органов дознания и следствия распространяется на территорию одной или нескольких административно-территориальных единиц Российской Федерации. Исключение составляют транспортные и военные органы предварительного расследования, распространяющие свою компетенцию на соответствующие транспортные и военные объекты.

2. Согласно ч. 1 комментируемой статьи предварительное расследование проводится органом дознания или следствия, распространяющим свою территориальную компетенцию на место совершения преступного деяния. Под местом совершения преступного деяния следует понимать помещение, сооружение или участок местности, в пределах которого были совершены действия, подпадающие под диспозицию соответствующей нормы УК РФ, независимо от места наступления последствий.

3. Законом не предусмотрены ситуации, когда место совершения преступления не установлено. Чаще всего подобные случаи встречаются в следственной практике на первоначальном этапе предварительного расследования (например, извлечение из реки неопознанного трупа, обнаружение нелегального склада взрывчатых веществ и т.д.). Однако место совершения преступного деяния может быть не установлено и вплоть до окончания расследования (например, в случае обнаружения у подозреваемого партии поддельных денег и невозможности установить следственным путем место их изготовления). Очевидно, что во всех подобных ситуациях предварительное расследование должно проводиться по месту обнаружения признаков преступления.

4. По смыслу закона предполагается, что следственные и иные процессуальные действия по уголовному делу проводятся прямо на рабочем месте (в кабинете) дознавателя или следователя либо вблизи его рабочего места (например, в соответствующем следственном изоляторе, в помещении или на участке местности, попадающем в территориальную юрисдикцию соответствующего органа дознания или следствия). Однако в современной следственной практике встречаются ситуации, объективно требующие производства отдельных следственных (иных процессуальных) действий в ином месте, т.е. вне пределов места предварительного расследования (в другом городе, крае, области, в удаленной местности и т.д.). В связи с этим ч. 1 комментируемой статьи предусматривает два процессуальных механизма. Первый из них заключается в возможности дознавателя или следователя лично прибыть в иное место и произвести эти процессуальные действия самостоятельно. А второй связан с правом дознавателя или следователя дистанционно поручить производство отдельных процессуальных действий местному органу дознания или следствия, который обязан выполнить данное поручение в срок не позднее 10 суток. Выбор одного из этих механизмов в той или иной практической ситуации осуществляет сам следователь или дознаватель с учетом обстоятельств конкретного уголовного дела и содержания предстоящего процессуального действия.

5. Часть 2 анализируемой статьи регламентирует ситуации, связанные с расследованием уголовных дел о преступлениях, совершение которых начато в одном месте, а окончено в другом. Территориальная подследственность таких уголовных дел определяется по месту окончания преступного деяния.

6. Часть 3 рассматриваемой статьи раскрывает правила определения территориальной подследственности при расследовании в рамках одного уголовного дела сразу нескольких эпизодов преступной деятельности, произошедших в разных местах. Такое уголовное дело подлежит расследованию либо по месту большинства преступных деяний, либо по месту совершения наиболее тяжкого из них. Закон устанавливает, что применительно к конкретному уголовному делу решение этого вопроса находится в ведении вышестоящего руководителя следственного органа. То есть данный вопрос четко урегулирован лишь в отношении уголовных дел, находящихся в производстве следователей. Применительно к уголовным делам, находящимся в производстве органов дознания, подобное предписание отсутствует. Однако, исходя из общих подходов законодателя к деятельности органов дознания, данное решение, несомненно, находится в ведении вышестоящего прокурора.

7. Необходимо обратить внимание, что гипотеза ч. 3 комментируемой статьи охватывает лишь случаи, когда в рамках одного уголовного дела расследуется несколько эпизодов преступной деятельности, подследственных одному и тому же виду органов дознания или следствия, совпадающих по ведомственному критерию подследственности (см. комментарий к ст. 151 УПК РФ). В случае соединения в одном производстве отдельных эпизодов преступной деятельности, не совпадающих по ведомственному критерию, подследственность уголовного дела должна определяться по правилам ч. 7 ст. 151 УПК РФ.

8. Законодатель предусматривает возможность изменения территориальной подследственности. Так, согласно ч. 4 ст. 152 УПК РФ в целях обеспечения полноты и объективности дознания или предварительного следствия, в целях соблюдения процессуальных сроков, уголовное дело может быть передано для проведения предварительного расследования по месту нахождения обвиняемого или большинства свидетелей. Решение об изменении территориальной подследственности по смыслу закона принимается в соответствии с ч. 5 указанной статьи.

9. Уголовно-процессуальный кодекс РФ предусматривает возможность определения территориальной подследственности уголовного дела о преступлении, совершенном вне пределов Российской Федерации и подпадающем под основания, установленные ст. 12 УК РФ. Такие уголовные дела должны расследоваться по месту жительства или месту пребывания потерпевшего в Российской Федерации, либо по месту нахождения большинства свидетелей, либо по месту жительства или месту пребывания обвиняемого в Российской Федерации, если потерпевший проживает или пребывает вне пределов Российской Федерации. Указанные процессуальные правила также распространяются на случаи исполнения запросов иностранных государств об оказании правовой помощи по уголовным делам в соответствии со ст. 459 УПК РФ.

10. Часть 5 комментируемой статьи устанавливает процессуальный порядок передачи уголовного дела по подследственности. Основанием для такого процессуального решения являются вышерассмотренные факты, свидетельствующие о необходимости проведения предварительного расследования в ином месте. Правом принятия процессуального решения о передаче уголовного дела по территориальной подследственности обладают руководитель следственного органа (в части органов предварительного следствия) и прокурор (в части органов дознания). В целях закрепления следов преступления и сохранения доказательственной информации до передачи уголовного дела по территориальной подследственности следователь или дознаватель должны выполнить по нему все неотложные следственные действия.

11. Территориальная подследственность не предполагает отнесения уголовных дел исключительно к компетенции районных, городских, линейных и прочих низовых подразделений органов дознания и следствия. Согласно ч. 6 анализируемой статьи по мотивированному постановлению руководителя вышестоящего следственного органа уголовное дело может быть передано для производства предварительного расследования в вышестоящий следственный орган с письменным уведомлением прокурора о принятом решении.

 

Статья 153. Соединение уголовных дел

 

Комментарий к статье 153

 

1. Комментируемая статья регламентирует основания и порядок соединения уголовных дел в одно производство. Необходимость соединения уголовных дел обусловлена наличием тесных связей между ними (одни и те же подозреваемые, обвиняемые, свидетели, потерпевшие; единая доказательственная база; общая подследственность и т.д.). Поэтому в ряде случаев для более успешного расследования и последующего судебного разбирательства, для сокращения процессуальных сроков и издержек, для оптимизации работы органов дознания и предварительного следствия законодатель предусматривает возможность объединения двух или нескольких связанных между собой уголовных дел в одно производство.

2. Часть 1 комментируемой статьи регламентирует основания для соединения двух или нескольких уголовных дел в одно производство. Первое основание обусловлено наличием такой уголовно-правовой формы, как соучастие в преступлении; оно заключается в подозрении или обвинении нескольких лиц в совершении одного или нескольких преступлений. Второе основание обусловлено наличием совокупности преступлений и заключается в подозрении или обвинении лица в совершении нескольких преступлений. Третье основание имеет наиболее специфический характер и связано с особой формой причастности к преступлению - заранее не обещанным укрывательством (ст. 316 УК РФ). Так, согласно п. 3 ч. 1 комментируемой статьи соединению в одно производство подлежат уголовные дела о преступлениях, к совершению в форме заранее не обещанного укрывательства которых причастно одно и то же лицо.

3. Часть 2 комментируемой статьи допускает соединение в одно производство уголовных дел о нераскрытых преступлениях в случаях, если есть достаточные основания для предположения, что все эти преступления совершили одно и то же лицо либо одна и та же группа лиц. В частности, такие достаточные основания могут вытекать из одинаковых следов преступлений, например обнаруженных во всех случаях одних и тех же следов пальцев рук, стреляных пуль или гильз, относящихся к одному и тому же оружию, одинаковых характерных следов взлома и т.д. Это также могут быть какие-либо иные общие признаки преступлений, например, обнаружение в разных местах поддельных денег с единым источником происхождения и т.д.

4. Соединение уголовных дел в одно производство является не обязанностью, а правом. Поэтому в каждом конкретном случае принятия подобного решения соответствующий руководитель следственного органа и прокурор должны всесторонне проанализировать имеющиеся основания, а также возможные риски, например, более длительный срок расследования объединенного уголовного дела, возможные споры о подследственности и т.д. Если, по мнению прокурора или руководителя следственного органа, основания для соединения уголовных дел в одно производство еще недостаточны, то в случае их подследственности одному и тому же органу предварительного расследования возможен промежуточный вариант - передача всех этих дел в производство одному и тому же дознавателю или следователю.

5. Часть 3 комментируемой статьи определяет круг должностных лиц, имеющих право принимать процессуальное решение о соединении уголовных дел в одно производство. Так, по общему правилу для следствия это решение принимает руководитель следственного органа, а для дознания - прокурор. Если требующие соединения уголовные дела находятся в производстве различных территориальных органов дознания или предварительного следствия, относящихся к одному и тому же ведомству, то это решение должен принимать вышестоящий руководитель следственного органа или вышестоящий прокурор. Если же уголовные дела изначально подследственны органам предварительного следствия различных ведомств, то решение о соединении принимает тот руководитель следственного органа, в который эти дела были направлены по подследственности прокурором в соответствии с ч. 7 ст. 151 УПК РФ. Применительно к органам дознания в этом случае решение о соединении уголовных дел находится в ведении прокурора.

6. Часть 4 комментируемой статьи регламентирует порядок исчисления сроков предварительного расследования при соединении уголовных дел в одно производство. Так, законодатель устанавливает, что при соединении уголовных дел срок производства по ним определяется по уголовному делу, имеющему наиболее длительный прошедший срок. А сроки производства по остальным уголовным делам поглощаются и дополнительно не учитываются. Например, если соединению подлежат уголовные дела, имеющие сроки два, три и пять месяцев соответственно, то срок производства по объединенному уголовному делу будет равен пяти месяцам.

 

Статья 154. Выделение уголовного дела

 

Комментарий к статье 154

 

1. Выделение уголовного дела - это процессуальная процедура, "обратная" соединению уголовных дел. Фактически она заключается в разделении одного уголовного дела на два или несколько самостоятельных производств. Часть 1 комментируемой статьи устанавливает процессуальные основания для выделения уголовного дела. Эти основания можно условно разделить на две группы.

К первой группе относятся основания, подразумевающие специальный статус выделенного уголовного дела, предполагающий необходимость проведения по нему отдельного предварительного расследования. Такой статус имеют уголовные дела:

- в отношении несовершеннолетних, привлеченных к уголовной ответственности вместе со взрослыми соучастниками;

- в отношении отдельных соучастников в связи с необходимостью приостановления производства на основании ч. 1 ст. 208 УПК РФ;

- в отношении подозреваемого или обвиняемого, с которым прокурором заключено досудебное соглашение о сотрудничестве;

- в отношении отдельных подозреваемых, применительно к которым предполагается проведение дознания в сокращенной форме, если в отношении иных подозреваемых или обвиняемых предварительное расследование производится в общем порядке.

Ко второй группе относится одно-единственное основание, подразумевающее отсутствие какой-либо связи между выделяющимся и основным делами, если эта связь была утрачена уже в процессе расследования.

2. Часть 2 комментируемой статьи предусматривает еще одно специальное основание выделения уголовного дела. Так, из объемного или многоэпизодного уголовного дела может быть выделено другое уголовное дело для завершения досудебного производства. Вместе с тем указанное основание допустимо лишь в случаях, если это не отразится на всесторонности и объективности предварительного расследования.

3. Предусмотренные комментируемой статьей основания для выделения уголовных дел применимы только к досудебному производству. При этом необходимо обратить внимание, что в судебном производстве существуют иные основания для выделения уголовных дел, например при заявлении ходатайства отдельными обвиняемыми об особом порядке судебного разбирательства, регламентированном гл. 40 УПК РФ, или о рассмотрении уголовного дела судом с участием присяжных заседателей.

4. Часть 3 комментируемой статьи определяет круг должностных лиц, имеющих право принимать процессуальное решение о выделении уголовных дел. В отличие от соединения уголовных дел таким правом дознаватель и следователь наделены самостоятельно.

5. В практике расследования уголовных дел достаточно часто встречаются ситуации, когда выделяемое уголовное дело касается нового, еще не расследовавшегося преступления, или нового, еще не подвергавшегося уголовному преследованию лица. В подобных ситуациях законодатель обязывает дознавателя или следователя в качестве нескольких самостоятельных пунктов резолютивной части постановления о выделении уголовного дела предусматривать решение о возбуждении уголовного дела, в том числе в отношении конкретного подозреваемого. Указанные решения принимаются по правилам ст. 146 УПК РФ, а копия такого постановления незамедлительно направляется прокурору. Полагаем, что такие правила не могут распространяться на уголовные дела, выделяемые в отношении лиц, перечисленных в ст. 447 УПК РФ, поскольку для них существует особый, усложненный порядок возбуждения уголовных дел. Поэтому в случае возникновения подобных ситуаций следователь или дознаватель должны выделять не уголовное дело, а материал в отношении указанного лица согласно ст. 155 УПК РФ, и направлять его по подследственности для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.

6. Части 4 и 5 комментируемой статьи регламентируют правила формирования материалов выделенного уголовного дела с учетом того обстоятельства, что большинство подлинников уголовно-процессуальных документов остается в основном уголовном деле. Поэтому закон предполагает хранение в выделенном уголовном деле как подлинников, так и заверенных копий процессуальных документов, являющихся по нему доказательствами.

7. Правило, предусмотренное ч. 4 комментируемой статьи, имеет свои особенности касательно уголовных дел, выделяемых в отдельное производство в связи с заключением досудебного соглашения о сотрудничестве. Так, в случае возникновения угрозы безопасности подозреваемого или обвиняемого все подлинники материалов, идентифицирующих его личность, изымаются из основного уголовного дела и приобщаются к выделенному уголовному делу.

8. Часть 6 комментируемой статьи регламентирует порядок исчисления сроков предварительного расследования при выделении уголовных дел. Так, срок предварительного расследования по выделенному делу исчисляется с момента возбуждения выделяющего дела. А при выделении уголовного дела о новом преступлении или в отношении нового лица - с момента принятия соответствующего процессуального решения.

 

Статья 155. Выделение в отдельное производство материалов уголовного дела

 

Комментарий к статье 155

 

1. Выделение в отдельное производство материалов, содержащих сведения о преступлении из уголовного дела, - это особый процессуальный механизм, который необходимо отличать от выделения одного уголовного дела из другого. В данном случае выделяемые материалы не являются самостоятельным уголовным делом, а только содержат отдельные признаки иного совершенного преступления, не связанного с расследуемым событием. Таким образом, выделенные материалы законодатель как бы приравнивает к поводу для возбуждения уголовного дела; по ним еще только предстоит решить вопрос о возбуждении отдельного уголовного дела. Поэтому если в поле зрения органов предварительного расследования попадает подобная информация, то дознаватель или следователь выносят постановление о выделении из уголовного дела отдельных материалов и направлении их соответственно прокурору или руководителю следственного органа. Последние, в свою очередь, обязаны обеспечить проведение по ним соответствующей проверки для решения вопроса о возбуждении нового уголовного дела или об отказе в возбуждении уголовного дела.

2. Механизм формирования материалов, выделяемых из уголовного дела, является тождественным механизму выделения полноценного уголовного дела. Такие материалы могут содержать как подлинники, так и заверенные копии процессуальных документов.

3. Часть 2 комментируемой статьи предполагает, что в случае, если на основании выделенных материалов будет возбуждено новое уголовное дело, то эти материалы (как подлинники, так и заверенные копии протоколов следственных действий и т.п.) будут иметь по нему значение уголовно-процессуальных доказательств.

 

Статья 156. Начало производства предварительного расследования

 

Комментарий к статье 156

 

1. Комментируемая статья устанавливает единственное правовое условие для возникновения уголовно-процессуальных правоотношений, характеризующих стадию предварительного расследования, - акт возбуждения уголовного дела. Этот акт может быть вынесен посредством самостоятельного процессуального документа - постановления о возбуждении уголовного дела в соответствии со ст. 146 УПК РФ. Этот акт также может содержаться в качестве нескольких пунктов резолютивной части другого процессуального документа - постановления о выделении уголовного дела, вынесенного в соответствии со ст. 154 УПК РФ.

2. Положения ч. 1 комментируемой статьи предполагают, что до момента возбуждения уголовного дела органы дознания и предварительного следствия не вправе производить те процессуальные действия и принимать процессуальные решения, которые составляют содержание предварительного расследования. В противном случае все полученные таким образом результаты не имеют юридической силы. В частности, доказательства, собранные органами предварительного расследования до возбуждения уголовного дела, должны быть признаны недопустимыми. Исключениями из этого правила являются лишь специально предусмотренные законом виды следственных и иных процессуальных действий, производство которых возможно и до возбуждения уголовного дела. К таковым действиям относятся осмотр места происшествия, документов, предметов, трупов; освидетельствование; выемка предметов и документов, а также производство судебной экспертизы (см. комментарий к ст. 144 УПК РФ).

3. Комментируемая статья предполагает, что полномочия конкретного дознавателя или следователя по возбужденному уголовному делу должны быть подтверждены отдельным уголовно-процессуальным актом - решением о принятии уголовного дела к своему производству. Если следователь или дознаватель не принимал данного уголовного дела к своему производству, то все произведенные им процессуальные действия и принятые процессуальные решения будут незаконны. Первоначальное решение о принятии уголовного дела к производству включается одним из пунктов в постановление о возбуждении уголовного дела.

4. На протяжении предварительного расследования следователи или дознаватели могут меняться; к расследованию могут быть подключены дополнительные сотрудники, включая создание следственной группы (ст. 163 УПК РФ) или группы дознавателей (ст. 223.2 УПК РФ). В связи с этим ч. 2 комментируемой статьи предписывает, что каждый новый следователь или дознаватель, приступая к работе по уголовному делу, обязан вынести собственное постановление о принятии уголовного дела к своему производству и в течение 24 часов направить его копию прокурору.

 

Статья 157. Производство неотложных следственных действий

 

Комментарий к статье 157

 

1. Основные задачи предварительного расследования - установление имеющих значение для дела обстоятельств и изобличение виновных лиц - в большинстве случаев могут быть успешно разрешены лишь при быстром и оперативном проведении сотрудниками правоохранительных органов ряда неотложных следственных действий. Они обусловлены необходимостью незамедлительного закрепления, изъятия и исследования материальных следов преступления, получения исходной вербальной информации, задержания подозреваемого и т.д. (п. 19 ст. 5 УПК РФ). Однако по уголовным делам, требующим обязательного следствия, правом осуществления любых процессуальных действий обладает только следователь, который далеко не всегда способен незамедлительно приступить к работе. Особо остро эта проблема стоит в отдаленных поселениях, на судах дальнего плавания, в дипломатических представительствах РФ в зарубежных государствах и т.д. В подобных ситуациях следователь может прибыть на место только через несколько часов или даже суток. В практической деятельности встречаются и другие случаи, связанные с невозможностью быстрого и оперативного обеспечения участия следователя, например при одновременном поступлении информации о двух или нескольких совершенных преступлениях в ночное время и т.д. Поэтому по таким делам законодатель допускает возможность возбуждения уголовного дела и осуществления по нему неотложных следственных действий органом дознания, способным незамедлительно приступить к расследованию. Это, например, может быть участковый уполномоченный полиции, сотрудник уголовного розыска, сотрудник таможни, капитан судна, командир воинской части и т.д.

2. Часть 1 комментируемой статьи определяет основания для производства органом дознания неотложных следственных действий - наличие признаков преступления, по которому обязательно производство предварительного следствия, при невозможности обеспечения безотлагательного принятия уголовного дела к производству следователем.

3. Законодатель не конкретизирует, какие именно действия следует считать неотложными, оставляя это на усмотрение самого органа дознания (для сравнения отметим, что ст. 119 действовавшего ранее УПК РСФСР регламентировала исчерпывающий перечень подобных безотлагательных следственных действий, относя к ним: осмотр, обыск, выемку, освидетельствование, задержание и допрос подозреваемых, допрос потерпевших и свидетелей). В практике таковыми чаще всего являются осмотры места происшествия, документов, предметов, трупов; освидетельствования; обыски и выемки; допросы свидетелей, потерпевших, подозреваемых и судебные экспертизы. В некоторых случаях могут проводиться и иные безотлагательные следственные действия.

4. Часть 2 комментируемой статьи устанавливает специальные правила ведомственной (отраслевой) подследственности по производству органом дознания неотложных следственных действий.

5. Часть 3 анализируемой статьи определяет срок производства неотложных следственных действий, который составляет 10 суток с момента возбуждения уголовного дела.

6. Часть 3 комментируемой статьи в системном единстве с п. 3 ст. 149 УПК РФ также предусматривает порядок завершения процедуры производства неотложных следственных действий и передачи их результатов в орган предварительного следствия. Так, по завершении выполнения неотложных следственных действий орган дознания обязан передать все материалы для осуществления дальнейшего производства руководителю следственного органа. Помимо этого, в случае направления уголовного дела, по которому лицо, совершившее преступление, не обнаружено, орган дознания обязан принять оперативно-розыскные меры для его установления и уведомить следователя об их результатах.

7. Комментируемая статья предусматривает еще одну весьма значимую форму деятельности органов дознания - выполнение поручений следователя о производстве отдельных следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий. Такая форма деятельности позитивно сказывается на быстроте и высокой эффективности предварительного расследования. Например, исходя из тактических соображений, следователь вынужден произвести несколько следственных действий (в частности, обысков) в одно и то же время в различных местах. В этой ситуации помощь органов дознания ему просто необходима. В другом случае следователь сталкивается с необходимостью производства личного обыска человека противоположного пола. При таких обстоятельствах ему целесообразно поручить выполнение поисковых мероприятий (действий) сотруднику органа дознания одного пола с обыскиваемым лицом и т.д.

 

Статья 158. Окончание предварительного расследования

 

Комментарий к статье 158

 

1. Окончание предварительного расследования представляет собой совокупность процессуальных действий и решений, осуществляемых и принимаемых в заключительной части этого этапа уголовного судопроизводства и обусловливающих завершение уголовно-процессуальных отношений, складывающихся в ходе всего дознания или следствия.

2. Процедура окончания предварительного расследования начинается после того, как следователем (дознавателем) исчерпывающе полно и всесторонне исследованы все юридически значимые обстоятельства дела; собраны, проверены и оценены все возможные имеющие значение для дела доказательства, т.е., по существу, разрешены основные задачи предварительного расследования. Следует обратить внимание, что законодатель обязывает процессуально оформить окончание следствия или дознания независимо от того, достаточно ли имеющихся доказательств для изобличения лица в совершении преступления или нет. Это обстоятельство и обусловливает существование различных процессуальных форм окончания предварительного расследования.

3. С учетом дифференциации дознания и следствия законодатель согласно ч. 1 ст. 158 УПК РФ предусматривает различные процессуальные порядки окончания расследования. Так, предварительное следствие может оканчиваться:

- прекращением уголовного дела (гл. 29 УПК РФ) в случаях, когда в процессе расследования были установлены обстоятельства, исключающие производство по уголовному делу, или собранные доказательства явились недостаточными для изобличения лица в совершении преступления;

- направлением дела в суд с обвинительным заключением (гл. 30, 31 УПК РФ). Данная форма окончания расследования обусловливается формированием позиции обвинения, достаточностью собранных доказательств для изобличения лица в совершении инкриминируемого ему преступления и категоричной уверенностью следователя относительно дальнейшей судебной перспективы данного дела;

- направлением уголовного дела в суд для применения принудительной меры медицинского характера. Данная форма носит весьма специфический характер и имеет место только при особом порядке уголовного судопроизводства, связанном с применением принудительных мер медицинского характера. Процедура такого варианта окончания досудебного производства регламентируется отдельной ст. 439 УПК РФ.

4. Дознание может оканчиваться:

- прекращением уголовного дела (гл. 29 УПК РФ);

- направлением дела в суд с обвинительным актом или обвинительным постановлением (ст. ст. 225, 226 УПК РФ). Данные формы окончания дознания по своей сущности и задачам схожи с окончанием следствия с обвинительным заключением. Их отличия не являются принципиальными и носят процедурный характер (например, различные сроки, различный порядок ознакомления участников с материалами дела и т.д.);

- направлением уголовного дела для дальнейшего производства предварительного следствия. Этот порядок окончания дознания весьма специфичен. Он, по сути, не обусловливает окончания всего досудебного производства, а лишь связан со сменой формы расследования. Тем не менее в подобной ситуации процессуальные правоотношения, составляющие содержание дознания, перестают существовать, а взамен им появляются новые - составляющие содержание следствия. К сожалению, законодатель не уделяет достаточного внимания правовой регламентации данного порядка окончания дознания. Поэтому соответствующие процессуальные правила как бы косвенно вытекают из смысла ряда положений УПК РФ.

Представляется, что передача уголовного дела от дознавателя к следователю может иметь место в случаях, когда дознание исчерпало отведенные законом правовые ресурсы, однако не разрешило задачи предварительного расследования. К таким случаям, в частности, можно отнести истечение предельно допустимого срока дознания. Смена формы предварительного расследования является необходимой и в случаях, когда в ходе дознания были получены доказательства, изобличающие подозреваемого в совершении более тяжкого преступления, нежели предусматривает ч. 3 ст. 150 УПК РФ. И, наконец, смена формы предварительного расследования может быть обусловлена письменным указанием прокурора (ч. 4 ст. 150 УПК РФ). При необходимости смены формы предварительного расследования дознаватель направляет материалы уголовного дела прокурору, а тот, в свою очередь, - передает их в орган предварительного следствия.

5. Часть 2 комментируемой статьи предполагает, что независимо от формы окончания предварительного расследования законодатель обязывает дознавателя или следователя одновременно вносить в органы государственной власти, органы местного самоуправления, в различные предприятия, учреждения и должностным лицам представления об устранении причин и условий, способствующих совершению преступления. Такие документы направляются в случае, если в ходе досудебного производства были выявлены факты ненадлежащего поведения определенных лиц, прямо или косвенно обусловившие возможность совершения преступных действий (бездействия). Каждое представление об устранении причин и условий, способствующих совершению преступления, подлежит обязательному рассмотрению с уведомлением о принятых мерах не позднее одного месяца с момента его вынесения.

 

Статья 158.1. Восстановление уголовных дел

 

Комментарий к статье 158.1

 

1. Восстановление уголовного дела - это процессуальный механизм, позволяющий восполнить материалы утраченного уголовного дела. Законодатель устанавливает правило, согласно которому процедура восстановления утраченного уголовного дела или его материалов в ходе досудебного производства начинается посредством специального процессуального решения руководителя следственного органа или начальника органа дознания.

2. Часть 1 комментируемой статьи помимо прочего содержит не свойственную для общих условий предварительного расследования норму о возможности восстановления утраченных уголовных дел в судебном заседании, которую целесообразнее было бы поместить в гл. 35 УПК РФ, посвященную общим условиям судебного разбирательства. В этом случае соответствующее постановление (определение) выносит суд, а затем направляет его руководителю следственного органа (начальнику органа дознания) для исполнения.

3. Часть 2 анализируемой статьи регламентирует правила формирования восстановленных материалов уголовного дела. Эти материалы формируются по сохранившимся копиям процессуальных или иных документов. Копии протоколов следственных действий могут быть признаны доказательствами. Доказательства могут быть восполнены и путем проведения процессуальных действий.

4. Части 3, 4 комментируемой статьи определяют сроки предварительного расследования и содержания под стражей при восстановлении уголовного дела, которые исчисляются в общем порядке, установленном ст. ст. 109, 162 и 223 УПК РФ. В частности, если по утраченному уголовному делу истек предельный срок содержания под стражей, то обвиняемый подлежит немедленному освобождению.

 

Статья 159. Обязательность рассмотрения ходатайства

 

Комментарий к статье 159

 

1. Комментируемая статья как бы имплантирует общее правило об обязательности рассмотрения ходатайств, предусмотренное гл. 15 УПК РФ, в систему предварительного расследования. Так, по смыслу ст. 121 УПК РФ любой субъект, осуществляющий производство по уголовному делу, обязан в установленном порядке рассматривать все поступающие к нему ходатайства и принимать по ним законные и обоснованные решения. Указанная норма распространяется на все стадии уголовного процесса. Однако комментируемая статья еще раз подчеркивает обязанность должностных лиц применительно к органам дознания и следствия.

2. Часть 1 комментируемой статьи предписывает следователю и дознавателю незамедлительно рассматривать каждое ходатайство, заявленное подозреваемым, обвиняемым, защитником, потерпевшим и другими правомочными участниками досудебного производства. В случае когда незамедлительное рассмотрение ходатайства не представляется возможным, решение по нему должно быть принято не позднее трех суток со дня заявления. По общему правилу, установленному ст. 122 УПК РФ, по результатам рассмотрения ходатайства дознаватель или следователь обязаны вынести постановление о его полном либо частичном удовлетворении или об отказе в его удовлетворении. Причем решение об отказе в удовлетворении ходатайства может быть обжаловано в общем порядке, предусмотренном гл. 16 УПК РФ.

3. Часть 2 комментируемой статьи содержит специальную норму, запрещающую отказывать в удовлетворении ходатайств, заявленных заинтересованными участниками уголовного судопроизводства, о допросе свидетелей, о проведении других следственных действий и назначении судебных экспертиз, направленных на установление имеющих значение для дела обстоятельств. Данное правило является существенной процессуальной гарантией, позволяющей заинтересованным лицам реализовать свои права на защиту и доступ к правосудию.

 

Статья 160. Меры попечения о детях, об иждивенцах подозреваемого или обвиняемого и меры по обеспечению сохранности его имущества

 

Комментарий к статье 160

 

1. Действие данного общего условия предварительного расследования распространяется на случаи, связанные с лишением подозреваемого или обвиняемого права на свободу и личную неприкосновенность. Оно применяется в условиях задержания лица по подозрению в совершении преступления, его заключения под стражу, домашнего ареста или помещения в медицинский либо психиатрический стационар.

2. Если у задержанного, арестованного или помещенного в стационар лица остались без присмотра и помощи несовершеннолетние дети, другие иждивенцы, а также престарелые родители, нуждающиеся в постороннем уходе, закон возлагает на органы предварительного расследования дополнительные обязанности. Так, следователь или дознаватель обязаны принять меры по передаче указанных лиц на попечение родственников или других близких людей либо поместить их в соответствующие детские или социальные учреждения. Законодатель не предусматривает каких-либо специальных процедур, направленных на решение указанных задач. Это означает, что меры попечения о детях или иждивенцах подозреваемого и обвиняемого, а также меры по обеспечению его имущества осуществляются в непроцессуальной форме на основании положений административного, гражданского, семейного и других отраслей законодательства. В частности, дети или иждивенцы могут быть переданы на попечение близких родственников или в специализированные учреждения. При этом весьма важными являются вопросы взаимодействия органов предварительного расследования с органами опеки и попечительства.

3. Органы предварительного расследования обязаны принимать меры по обеспечению сохранности имущества и жилища задержанных, арестованных или помещенных в стационар подозреваемых и обвиняемых. В частности, недвижимое имущество может быть передано на ответственное хранение родственникам, соседям или местной администрации. Вопросы с обеспечением сохранности движимого имущества решаются исходя из его размеров и ценности.

 

Статья 160.1. Меры по обеспечению гражданского иска

 

Комментарий к статье 160.1

 

1. Комментируемая статья обязывает дознавателя и следователя принимать все возможные меры для установления и наложения ареста на имущество подозреваемого, обвиняемого или лиц, несущих ответственность за их действия (гражданских ответчиков), стоимость которого может покрыть вред, причиненный преступлением.

2. Законодатель не предусматривает каких-либо специальных процедур, направленных на установление имущества, указанного в комментируемой статье. Следовательно, эти задачи подлежат разрешению посредством общих правовых полномочий, которыми наделены дознаватель или следователь. В частности, наличие подлежащего аресту имущества может быть установлено посредством производства следственных или иных процессуальных действий, направления запросов в различные органы или организации изучения материалов уголовного дела и т.д. Кроме этого, следователь в порядке ч. 4 ст. 157 УПК РФ вправе дать органу дознания соответствующее поручение о проведении необходимых оперативно-розыскных мероприятий. Факт нахождения искомого имущества за пределами Российской Федерации может быть установлен посредством международного сотрудничества в сфере уголовного судопроизводства в порядке ст. ст. 453 - 455 УПК РФ.

3. Наложение ареста на установленное имущество осуществляется в порядке, предусмотренном ст. ст. 115 - 116 УПК РФ.

 

Статья 161. Недопустимость разглашения данных предварительного расследования

 

Комментарий к статье 161

 

1. Недопустимость разглашения данных предварительного расследования - это один из элементов инквизиционной формы процесса, присутствующий в системе современного уголовного судопроизводства РФ. Данное общее условие предварительного расследования выражается в запрете разглашения полученных в ходе досудебного производства сведений. Его значение заключается в том, что преждевременное и неконтролируемое разглашение результатов дознания или следствия может причинить вред не только полному и объективному исследованию обстоятельств дела, но и законным интересам потерпевшего, свидетеля, а также других участников уголовного судопроизводства.

2. Положения ч. 2 комментируемой статьи предусматривают конкретные процессуальные механизмы, обеспечивающие неразглашение данных предварительного расследования. Так, следователь или дознаватель должен разъяснять участникам уголовного судопроизводства недопустимость разглашения данных предварительного расследования и предупреждать их об уголовной ответственности по ст. 310 УК РФ. Об этом у них берется соответствующая подписка.

3. Часть 3 анализируемой статьи предусматривает исключения из общего правила о недопустимости разглашения данных предварительного расследования. Отдельные материалы уголовного дела могут быть преданы гласности. Так, дознаватель или следователь может разрешить огласить в допустимом объеме данные предварительного расследования. Это возможно при наличии следующих условий:

- не будут нарушены интересы дознания или предварительного следствия;

- не будут нарушаться или ограничиваться права и законные интересы участников.

Вместе с тем разглашение данных о частной жизни подозреваемого, обвиняемого, потерпевшего и других субъектов уголовного процесса без их согласия не допускается.

 

Глава 22. ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЕ СЛЕДСТВИЕ

 

Статья 162. Срок предварительного следствия

 

Комментарий к статье 162

 

Доверь свою работу ✍️ кандидату наук!
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой



Поиск по сайту:







©2015-2020 mykonspekts.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.