Мои Конспекты
Главная | Обратная связь

...

Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

О территориальной подсудности см. ком. к ст. 32. 17 страница





Помощь в ✍️ написании работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Статья 98. Меры пресечения

 

Комментарий к статье 98

 

1. По виду принуждения меры пресечения делятся на физически-принудительные и психологически-принудительные. Физически-принудительные меры пресечения - домашний арест (ст. 107) и заключение под стражу (ст. 108) - сопряжены с принудительным пребыванием обвиняемого, подозреваемого в ограниченном пространстве, с изоляцией от общества, прекращением выполнения служебных или иных трудовых обязанностей, невозможностью свободного передвижения и общения с неограниченным кругом лиц, т.е. данные меры физически (против воли и желания заинтересованных лиц), непосредственно ограничивают право на свободу и личную неприкосновенность, гарантированное ст. 22 Конституции РФ. По этой причине они избираются и применяются только судом в состязательной процедуре и на конкретный, специально установленный срок. Общность данной группы мер пресечения была подтверждена Конституционным Судом РФ в Постановлении от 06.12.2011 N 27-П по делу о проверке конституционности ст. 107 УПК РФ в связи с жалобой гражданина Эстонской Республики А.Т. Федина.

Остальные меры пресечения - психологически-принудительные - ограничивают свободу обвиняемого (подозреваемого) психическим воздействием. Эти меры не связаны с изоляцией от общества, не посягают на само ядро прав, гарантированных статьей 22 Конституции РФ, и обычно связаны с некоторыми условиями их осуществления, а также сопряжены с ограничением права, предусмотренного статьей 27 Конституции РФ (ч. 1), - свободно передвигаться, выбирать место пребывания на территории РФ. Психологически-принудительные меры избираются и применяются в пределах сроков предварительного расследования и судебного разбирательства и при согласии заинтересованных лиц (а иногда только при их ходатайстве). "Добровольный" характер исполнения данных мер позволяет избирать их в розыскной процедуре (органам уголовного преследования без предварительного судебного разрешения) <1>, поскольку дача согласия (или отказ в этом) в какой-то степени уравнивает стороны. Однако это подобие равноправия "сторон" не гарантирует от злоупотреблений, поэтому последующий судебный контроль над избранием мер пресечения (ст. 125 УПК) трудно переоценить.

--------------------------------

<1> Исключение составляет мера пресечения в виде залога, которая также избирается по судебному решению. См.: ч. 2 ст. 106 УПК.

 

Психологически-принудительные меры пресечения регулируются Стандартными минимальными правилами ООН в отношении мер, не связанных с тюремным заключением (Токийские правила), принятыми Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 14.12.1990 N 45/110. Согласно п. 3.4 этих Правил не связанные с тюремным заключением меры, которые накладывают какое-либо обязательство на обвиняемого (подозреваемого) и которые применяются до формального разбирательства или суда или вместо них, требуют согласия обвиняемого (подозреваемого).

2. Сущность психологически-принудительных мер пресечения состоит в том, что на обвиняемого (подозреваемого) возлагается моральное обязательство надлежащего поведения.

3. Все психологически-принудительные меры пресечения обеспечиваются угрозой применения более строгой меры пресечения в случае процессуальных нарушений со стороны обвиняемого или подозреваемого (ст. 110).

4. По характеристике правового статуса обвиняемого (подозреваемого) меры пресечения делятся на общие и специальные. Специальные меры пресечения (суть - специальные виды поручительства) применяются при особых признаках обвиняемого: несовершеннолетие (присмотр за ним) и прохождение действительной военной службы (наблюдение командования).

 

Статья 99. Обстоятельства, учитываемые при избрании меры пресечения

 

Комментарий к статье 99

 

1. Закон предусматривает неисчерпывающий перечень обстоятельств, учитываемых при избрании меры пресечения. К другим обстоятельствам можно отнести наличие (отсутствие): обстоятельств, смягчающих или отягчающих наказание (ст. ст. 61, 62 УК); постоянного места жительства; иждивенцев; государственных наград; угрозы для обвиняемого или его близких в связи со стихийным бедствием, тяжелой болезнью или смертью единственного трудоспособного члена семьи (ст. 398 УПК); фактов отрицательного поведения в быту; фактов привлечения к административной ответственности; высокого социального и имущественного положения обвиняемого; чрезвычайного или военного положения в данной местности; стихийных бедствий, ограниченной дееспособности и т.д.

2. При избрании меры пресечения указанные обстоятельства могут служить косвенными доказательствами наличия или отсутствия общих оснований избрания мер пресечения (тяжкое обвинение, неустановленность личности, отсутствие постоянного места жительства подтверждают возможность сокрытия обвиняемого), а также влиять на выбор той или иной меры пресечения (возможность внести залог, наличие поручителей, домашний арест лица, занимающего высокую должность).

 

Статья 100. Избрание меры пресечения в отношении подозреваемого

 

Комментарий к статье 100

 

1. Исключительность обусловлена тем обстоятельством, что подозрение (в отличие от обвинения) еще не позволяет обвинителю однозначно утверждать о виновности определенного лица. Таким образом, на момент избрания меры пресечения еще сам обвинитель не убежден в том, что преступление совершено именно этим лицом. С формально юридической стороны мера пресечения избирается в отношении подозреваемого, когда еще недостаточно доказательств для вынесения постановления о привлечении этого лица в качестве обвиняемого.

2. Избрание меры пресечения в отношении подозреваемого допускается только в неотложной ситуации, т.е. когда неприменение этой меры реально повлечет исчезновение следов, сокрытие подозреваемого. О неотложной ситуации см. ком. к ст. ст. 157, 165.

3. Необходимым условием применения меры пресечения остается по общему правилу наличие доказательств виновности <1>. Несмотря на то что они еще не могут обосновать обвинение, они уже должны веско обосновывать подозрение. На практике следует ориентироваться на основания задержания лица в качестве подозреваемого - классический фундамент подозрения (ст. 91 УПК). Именно такую рекомендацию дал ВС РФ в п. п. 2 и 19 Постановления Пленума от 29.10.2009 N 22 "О практике применения судами мер пресечения в виде заключения под стражу, залога и домашнего ареста" <2>. Игнорирование этого условия может привести к неверному впечатлению, что к любому лицу (например, свидетелю) можно применить меру пресечения и он станет подозреваемым, так как согласно закону подозреваемым признается лицо, в отношении которого применена мера пресечения до предъявления ему обвинения (ст. 46 УПК).

--------------------------------

<1> Решения Европейского суда от 30.08.1990 по делу Фокса, Кэмпбелла и Хартли против Соединенного Королевства; по делу "Клоот против Бельгии" и др.

<2> См.: БВС РФ. 2010. N 1. Ранее этот вопрос решался неоднозначно в Постановлении Пленума ВС РФ от 10 октября 2003 г. N 5.

 

4. Время задержания лица должно включаться в срок примененной в отношении его любой меры пресечения, а не только в виде заключения под стражу.

5. Не позднее 10 суток с момента применения меры пресечения подозреваемому должно быть предъявлено обвинение. Тогда мера пресечения продолжает применяться без вынесения об этом отдельного постановления <1>. Правило о предъявлении обвинения в 10-суточный срок следует толковать с учетом ряда дополнительных норм:

--------------------------------

<1> См.: Определение Конституционного Суда РФ от 16.07.2009 N 986-О-О; пункт 29 Постановления Пленума ВС РФ от 29 октября 2009 г. N 22.

 

а) незамедлительное предъявление обвинения - это международно-правовая гарантия права на защиту (подп. "а" п. 3 ст. 6 Римской конвенции). В связи с этим следователь должен принять все возможные меры для предъявления обвинения как можно раньше, не дожидаясь истечения 10 суток;

б) время действия меры пресечения в отношении подозреваемого иногда распространяется не до предъявления обвинения, а до вынесения постановления о привлечении в качестве обвиняемого. Именно с этого момента появляется обвиняемый и для обвинителя доказана его виновность (ст. 47 УПК). Поэтому употребление здесь термина "подозреваемый" неточно. Обвинение всегда предъявляется обвиняемому, а не подозреваемому.

Согласно ст. 210 мера пресечения избирается в отношении скрывшегося обвиняемого и без предъявления ему обвинения. Использование аналогии данной нормы позволяет продолжить применение меры пресечения в случаях, когда следователь уже вынес постановление о привлечении подозреваемого в качестве обвиняемого, однако обвинение невозможно предъявить в силу кратковременной болезни обвиняемого, неявки его по вызову, невозможности явки избранного защитника в течение 5 суток (ч. 6 ст. 172), стихийного бедствия и т.д.

В соответствии с ч. 3 ст. 203 при помещении подозреваемого в психиатрический стационар для производства судебно-психиатрической экспертизы трехсуточный срок предъявления ему обвинения прерывается до получения заключения экспертов. При этом в течение 10 суток с момента фактического задержания должно быть вынесено постановление о привлечении в качестве обвиняемого;

в) при производстве дознания время действия меры пресечения в виде заключения под стражу распространяется до вынесения обвинительного акта (ст. 224 УПК), т.е. до появления обвиняемого (ст. 47). При этом закон оставляет без ответа вопрос о том, обязательно ли соблюдение 10-суточного срока для применения других мер пресечения в отношении подозреваемого во время производства дознания. Об этом см. ком. к ст. 224.

6. 10-суточный срок, по истечении которого отменяется мера пресечения, примененная в отношении подозреваемого, не может быть продлен.

7. Часть 2 коммент. статьи допускает 30-суточный срок действия меры пресечения в отношении подозреваемого в совершении хотя бы одного из 11 тяжких и особо тяжких преступлений (терроризма - ст. 205 УК РФ, бандитизма - ст. 209 УК и др.). При толковании данной нормы следует учесть, что в момент избрания меры пресечения в отношении подозреваемого еще не существует обвинения. Поэтому квалификация преступления, указанная в постановлении о возбуждении дела, имеет предварительный характер и может измениться. Например, уголовное дело было возбуждено по факту убийства общественного деятеля и квалифицировано по ст. 105 УК (убийство). После задержания подозреваемого установлено, что убийство совершено из мести за политическую деятельность потерпевшего. Чтобы избрать в отношении подозреваемого меру пресечения на срок до 30 суток, на наш взгляд, требуется вынести постановление о дополнительной квалификации деяния по ст. 277 УК РФ.

Не допускается содержание под стражей сроком до 30 суток лиц, подозреваемых в совершении не указанных в части второй ком. статьи преступлений, а равно фактическое продление этого срока вопреки ст. 22 Конституции РФ без судебного решения <1>.

--------------------------------

<1> См.: Определение КС РФ от 24 ноября 2005 г. N 432-О.

 

Статья 101. Постановление и определение об избрании меры пресечения

 

Комментарий к статье 101

 

1. Данная статья предусматривает для всех мер пресечения общий порядок их избрания - принятие решения (п. 13 ст. 5). Применение мер пресечения как совокупность процессуальных действий по выполнению принятого решения (п. 29 ст. 5) регулируется ст. ст. 102 - 109.

2. Постановление и определение об избрании меры пресечения должны быть законными, обоснованными и мотивированными (ч. 4 ст. 7), в них должен содержаться анализ оснований, условий и дополнительных обстоятельств (см. ком. к ст. ст. 97, 99).

3. Действующее законодательство предусматривает две процедуры принятия решения о мере пресечения:

1) заключение под стражу, домашний арест и залог избираются в состязательном порядке (ст. 123 Конституции РФ, ст. 15 УПК), когда одна сторона (обвинитель) ходатайствует о применении меры пресечения перед независимым арбитром - судом, а другая сторона (защита) вправе возражать и оспаривать обоснованность этой меры (ст. 108 УПК);

2) все остальные меры пресечения в стадии предварительного расследования избираются органом уголовного преследования, ведущим процесс (следователем, дознавателем), по своей инициативе. Это розыскной (инквизиционный) порядок, который противоречит коренному правилу состязательного процесса (и конституционному принципу) - равноправию сторон. Сторона обвинения (следователь - п. 47 ст. 5) избирает в отношении стороны защиты (обвиняемого - п. 46 ст. 5) меру пресечения. Равноправные субъекты не отдают друг другу обязательные для исполнения приказы. Розыскная процедура применения процессуального принуждения может быть оправдана только в неотложных ситуациях.

Не способствует состязательности и инициатива суда в применении мер пресечения. В исковом процессе действия суда всегда должны находиться в пределах иска (жалобы, ходатайства, обвинения). Действующий УПК разрешает суду избирать меру пресечения без ходатайства обвинителя (в том числе и вопреки его желанию - ч. 10 ст. 108, ч. 3 ст. 237, ст. 255). В силу прямого действия ст. 123 Конституции РФ суд не должен избирать меру пресечения, если государственный или частный обвинитель против нее возражает. Рассматривая данный вопрос, КС РФ подчеркнул, что само по себе право суда ставить и решать по собственной инициативе вопрос об избрании меры пресечения не противоречит Конституции РФ, так как не освобождает суд от обязанности выслушать мнения сторон, а стороны не могут быть лишены возможности привести свои доводы <1>.

--------------------------------

<1> См.: Постановление КС РФ от 22.03.2005 N 4-П // РГ. 2005. 1 апреля.

 

Статья 102. Подписка о невыезде и надлежащем поведении

 

Комментарий к статье 102

 

1. Как и любая мера пресечения, подписка о невыезде преследует все их цели, в том числе пресечение продолжения преступной деятельности (ст. 97 УПК).

2. Надлежащее поведение обвиняемого (подозреваемого) - это выполнение им процессуальных обязанностей: своевременно являться по вызову и сообщать о месте своего пребывания, не продолжать преступную деятельность, не препятствовать выяснению истины по делу, исполнению приговора и возможной выдачи другому государству (такое толкование вытекает из сопоставления ст. ст. 97 и 102 УПК).

Надлежащее поведение, прежде всего, связано с личным присутствием обвиняемого (подозреваемого) при производстве процессуальных действий, которое обеспечивает непосредственность, состязательность и справедливость разбирательства в целом. Поэтому личное присутствие обвиняемого обеспечивается любой мерой пресечения, даже если возможное наказание не связано с лишением свободы.

3. Подписку о невыезде следует отличать от сходного с ней обязательства о явке (ст. 112), которое как разъяснение обязанности являться по вызову не относится к мерам пресечения, может применяться к свидетелю и потерпевшему, не требует наличия возбужденного дела и вынесения постановления, не запрещает покидать место пребывания. После вынесения приговора, но до его вступления в законную силу от осужденного отбирают подписку о явке в уголовно-исполнительную инспекцию, которая также не является мерой пресечения.

4. Для избрания подписки о невыезде необходимы наличие оснований, условий, мотивов и вынесение соответствующего постановления или определения (ст. ст. 97, 99, 101 УПК).

5. Специальным условием избрания подписки о невыезде служит наличие постоянного или временного места жительства - жилого помещения, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает на законных основаниях. Временное место жительства - это место пребывания, не являющееся местом жительства гражданина, в котором он проживает временно (ст. 2 Закон от 25.06.1993 "О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации").

6. Регистрация по месту жительства или пребывания является одним из доказательств наличия места жительства или пребывания. Регистрация имеет уведомительный характер, ее отсутствие не может служить основанием для ограничения прав граждан (ст. 3 указанного Закона; Постановление КС РФ от 02.02.1998 N 4-П; пункт 4 Постановления ПВС от 29.10.2009 N 22).

7. Подписка о невыезде имеет психологически-принудительный характер, является личным обещанием и потому может применяться лишь с согласия обвиняемого (подозреваемого). Обязательность такого согласия предусматривается п. 3.4 Токийских правил, принятых Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 14.12.1990 N 45/110. Данное толкование получило подтверждение в решении Конституционного Суда РФ, который указал, что без отобрания у лица, в отношении которого принято решение об избрании меры пресечения в виде подписки о невыезде и надлежащем поведении, соответствующего письменного обязательства эта мера не может считаться примененной и влекущей правовые последствия для подозреваемого или обвиняемого <1>. Отказ дать подписку о невыезде служит косвенным подтверждением намерения скрыться и при наличии иных оснований и условий может повлечь избрание более строгой меры пресечения.

--------------------------------

<1>Определение Конституционного Суда РФ от 26.01.2010 N 66-О-О // СПС "КонсультантПлюс".

 

8. Подписка о невыезде - самая легкая из всех мер пресечения. В связи с этим она, как правило, избирается в отношении обвиняемых, которым не грозит тяжкое наказание. На практике сформировался обычай применять ее к каждому обвиняемому, если не избирается иная, более строгая, мера пресечения. Таким образом, основания для избрания подписки о невыезде практически презюмируются. Это противоречит процессуальному закону, который предусматривает основания для всех мер пресечения (ст. 97 УПК). При отсутствии оснований вместо меры пресечения необходимо отбирать обязательство о явке (ст. 112).

9. При избрании подписки кроме вынесения постановления требуется составить саму подписку - письменное обязательство обвиняемого.

10. В силу отличий подписки о невыезде от домашнего ареста обвиняемому (подозреваемому) не может быть запрещено выходить из дома, проводить ночь или выходные на даче (в пределах того же населенного пункта) и т.д. Недопустимо при применении подписки о невыезде сводить ее к полицейскому надзору. Противоречит закону практика, когда обвиняемого (подозреваемого) обязывают периодически отмечаться у следователя, дознавателя или в суде. Каждый вызов обвиняемого (подозреваемого) должен быть обоснован необходимостью их участия в конкретных процессуальных действиях. При этом повторные допросы допускаются по их же инициативе, а не по инициативе следователя (см. ком. к ч. 4 ст. 173).

 

Статья 103. Личное поручительство

 

Комментарий к статье 103

 

1. Личное поручительство обеспечивает надлежащее поведение обвиняемого и подозреваемого, в том числе пресекает сокрытие этих лиц и продолжение ими преступной деятельности (о содержании надлежащего поведения см. ком. к ст. 102). При личном поручительстве обвиняемый вправе покидать место своего жительства или пребывания без разрешения следователя, дознавателя или суда.

2. Для избрания личного поручительства необходимо наличие оснований, условий, мотивов и вынесение соответствующего постановления или определения (ст. ст. 97, 99, 101 УПК).

3. Специальным условием избрания данной меры пресечения является наличие одного или нескольких лиц, желающих и реально способных обеспечить надлежащее поведение обвиняемого. О такой реальной способности свидетельствуют две группы обстоятельств:

1) поручитель заслуживает общественное доверие, в том числе доверие следователя (имеет стабильное социальное положение, пользуется в обществе уважением, авторитетом, известностью, ранее не допускал нарушения закона);

2) поручитель заслуживает доверие у самого обвиняемого (между ними хорошие личные отношения, обвиняемый находится под влиянием поручителя).

4. Согласие обвиняемого (подозреваемого) на избрание личного поручительства подтверждает его доверие поручителю и свидетельствует о главном содержании любой психологически-принудительной меры пресечения - о том, что обвиняемый (подозреваемый) берет на себя моральное обязательство надлежащего поведения, которое поручителем только гарантируется.

5. Отказ от поручительства может быть заявлен в любой момент применения данной меры пресечения и влечет замену поручителей, применение другой меры пресечения или отмену ранее избранной меры пресечения.

6. Кроме мотивированного постановления об избрании личного поручительства требуется составить само письменное обязательство - подписку о личном поручительстве. При этом поручителю разъясняются сущность обвинения (подозрения), его права и обязанности. Поручитель предупреждается о возможной ответственности в виде денежного взыскания при нарушении обвиняемым условий меры пресечения. Выполнение этих действий должно быть отражено в тексте подписки или в отдельном протоколе.

7. В ч. 4 ком. статьи содержится специальная норма, устанавливающая повышенный размер денежного взыскания и имеющая приоритет перед общим правилом, закрепленным в ст. 117.

8. Наложение денежного взыскания на поручителя - это мера уголовно-процессуальной ответственности за уголовно-процессуальное правонарушение, необходимым элементом которого является вина. Как подчеркивает КС РФ, наличие вины - общепризнанное основание привлечения к юридической ответственности во всех отраслях права и всякое исключение из него должно быть выражено прямо и недвусмысленно, т.е. закреплено непосредственно (Постановления КС РФ от 25.01.2001 N 1-П, от 11.03.2008 N 4-П). Поскольку в УПК РФ нигде прямо не указывается на ответственность поручителя вне зависимости от его вины, постольку ее наличие (как и наличие самого факта нарушения обвиняемым меры пресечения - последствий правонарушения, совершенного поручителем) необходимо установить. Однако для следователя оказывается непосильным доказывание недобросовестности поручителя, действия которого по обеспечению надлежащего поведения обвиняемого имеют непроцессуальный характер и законом не предусмотрены. Проблема решается с помощью презумпции виновности поручителя, который освобождается от ответственности, если докажет, что добросовестно выполнял свои обязательства (хотя обвиняемый скрылся).

Иное решение данной проблемы, выводящее за предмет доказывания виновность поручителя, лишает его всяких возможностей защитить свои права даже в тех случаях, когда он принял все зависящие от него меры для обеспечения надлежащего поведения обвиняемого (например, своевременно известил следователя о намерениях обвиняемого и ходатайствовал об изменении данной меры пресечения).

 

Статья 104. Наблюдение командования воинской части

 

Комментарий к статье 104

 

1. Наблюдение командования воинской части преследует цель обеспечения надлежащего поведения обвиняемого (подозреваемого), в том числе пресекает сокрытие этих лиц и продолжение ими преступной деятельности (о содержании надлежащего поведения см. ком. к ст. 102).

2. Для избрания меры пресечения в виде наблюдения командования воинской части необходимы наличие оснований, условий, мотивов и вынесение соответствующего постановления или определения (ст. ст. 97, 99, 101 УПК).

3. Специальным условием избрания данной меры пресечения является особый статус обвиняемого (подозреваемого) - прохождение им военной службы (по призыву или контракту) или призыв на военные сборы. Понятие военнослужащего раскрывается в ст. 2 Закона РФ от 27.05.1998 "О статусе военнослужащих"; ст. 2 Закона РФ от 28.03.1998 "О воинской обязанности и военной службе". При этом статус военнослужащего может сохраняться на период применения данной меры пресечения даже по истечении срока военной службы по призыву (см.: абзац 9 ч. 11 ст. 38 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ (ред. от 11.03.2010) "О воинской обязанности и военной службе" и Постановление Конституционного Суда РФ от 20.04.2009 N 7-П).

4. Обязанности командования воинской части при наблюдении за обвиняемым (подозреваемым) устанавливаются Уставами Вооруженных Сил РФ - внутренней службы, дисциплинарным, гарнизонной и караульной службы, утвержденными Указом Президента РФ от 10.11.2007 N 1495. К обвиняемому (подозреваемому) военнослужащему могут быть применены такие меры, как лишение права ношения оружия; постоянное пребывание под наблюдением своих начальников или суточного наряда; запреты направления на работу вне части в одиночном порядке, на назначение в караул и другие ответственные наряды, на увольнения из части, на отпуск; отстранение от управления транспортным средством, временное отстранение от исполнения специальных обязанностей. До разрешения уголовного дела обвиняемый может быть отстранен от занимаемой воинской должности и передан в распоряжение командира (начальника) (ч. 4 ст. 42 Закона РФ "О воинской обязанности и военной службе"). Принятые к военнослужащему меры объявляются приказом командира части. Помещение подследственного военнослужащего на гауптвахту как заключение под стражу допускается по судебному решению в порядке, предусмотренном ст. 108 УПК (Определение КС РФ от 18.01.2005 N 25-О).

5. Для избрания наблюдения командования воинской части требуется согласие обвиняемого (подозреваемого), так как главное в психологически-принудительных мерах пресечения - обязательство самого обвиняемого (подозреваемого).

6. Наблюдение командования воинской части является должностным видом поручительства. Командир-поручитель в силу своего служебного (должностного) положения обязуется обеспечить надлежащее поведение подчиненного ему обвиняемого. При этом эта процессуальная обязанность соответствует его служебному долгу. Поэтому согласия командования на избрание данной меры пресечения не требуется.

 

Статья 105. Присмотр за несовершеннолетним подозреваемым или обвиняемым

 

Комментарий к статье 105

 

1. Присмотр за несовершеннолетним относится к психологически-принудительным мерам пресечения и, по сути, представляет собой разновидность поручительства, обладая всеми его признаками.

2. Присмотр состоит в обеспечении по письменному обязательству надлежащего поведения несовершеннолетнего обвиняемого (подозреваемого) тремя категориями лиц: а) родителями, усыновителями, опекунами или попечителями (это "законное" поручительство). Одновременно они могут участвовать в деле в качестве законных представителей этого обвиняемого (подозреваемого); б) другими заслуживающими доверия лицами как при обычном личном поручительстве (см. ком. к ст. 103); в) должностными лицами специализированного детского учреждения, в котором находится несовершеннолетний (должностное поручительство).

3. Для избрания присмотра как меры пресечения необходимы наличие оснований, условий, мотивов и вынесение соответствующего постановления или определения (ст. ст. 97, 99, 101 УПК).

4. Специальным условием данной меры пресечения является недостижение обвиняемым (подозреваемым) на момент производства по делу возраста 18 лет. Несовершеннолетие обвиняемого определяет его неполную дееспособность, которая восполняется дееспособностью родителей, усыновителей, опекунов, попечителей или администрации специализированных детских учреждений.

5. Из указанного условия вытекают следующие особенности присмотра за несовершеннолетним:

1) приобретение несовершеннолетним дееспособности в полном объеме (в силу вступления в брак - ст. 21 ГК РФ; эмансипации - ст. 27 ГК РФ), как правило, исключает избрание или влечет отмену присмотра. В этом случае можно применить личное поручительство;

2) в силу неполной дееспособности несовершеннолетнего процессуальный закон прямо не требует получения его согласия на избрание присмотра. Однако, как и другие психологически-принудительные меры пресечения, присмотр будет неэффективным без согласия самого обвиняемого (подозреваемого). Его согласие служит важным подтверждением возможности обеспечения надлежащего поведения, его доверия поручителю. Обязательность согласия обвиняемого для мер, не связанных с тюремным заключением, предусматривается Токийскими правилами (п. 3.4), принятыми Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН N 45/110;

3) присмотр избирается при согласии (ходатайстве) родителей, опекунов, попечителей и иных лиц. Согласия администрации специализированных детских учреждений не требуется как при должностном поручительстве, поскольку условия присмотра совпадают с их должностными обязанностями.

6. Избрание присмотра должностными лицами специализированного детского учреждения обычно применяется тогда, когда несовершеннолетний уже находится в этом учреждении не в связи с данным уголовным делом. В рамках применения меры пресечения - присмотра - следователь не вправе поместить находящегося "на свободе" несовершеннолетнего обвиняемого в специализированное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа. Этот вопрос относится к компетенции суда в соответствии с ч. 5 ст. 15 ФЗ от 24.06.1999 "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" <1>.

Доверь свою работу ✍️ кандидату наук!
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой



Поиск по сайту:







©2015-2020 mykonspekts.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.