Мои Конспекты
Главная | Обратная связь

...

Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

ТОВАРОВ ПОТРЕБИТЕЛЯМ





Помощь в ✍️ написании работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Статья 18. Права потребителя при обнаружении в товаре недостатков

 

Комментарий к статье 18

 

1. Комментируемая статья устанавливает варианты действий потребителя при обнаружении недостатков в полученном товаре. Покупатель обладает абсолютной свободой в выборе конкретного требования из перечня, приведенного в п. 1 данной статьи.

Кроме того, потребитель сам определяет, кому данные требования предъявить: продавцу, либо уполномоченной организации (это может быть, например, торговое представительство производителя), либо уполномоченному индивидуальному предпринимателю, осуществляющему, например, дилерские функции. Требования о замене, возврате товара и о безвозмездном устранении недостатков (гарантийном ремонте товара) может быть адресовано также импортеру или изготовителю продукции.

Применяя положения Закона, следует исходить из того, что понятие "потребитель" несколько шире понятия "покупатель". Если покупатель - это лицо, осуществившее оплату товара, то потребителями могут быть признаны лица, которые не покупали, а приобрели товар на других законных основаниях, например получили в дар, в качестве компенсации затрат или вознаграждения или приобрели товар по договору купли-продажи, но не у изготовителя или продавца товара, а у первоначального покупателя.

Потребитель, не являющийся покупателем товара, не может предъявить требования об уменьшении покупной цены или возврате уплаченной за товар суммы.

Названные в Законе уполномоченная организация и уполномоченный индивидуальный предприниматель призваны реализовывать отдельные обязательства продавца по исполнению требований потребителя. Действуя от своего имени, они производят ремонт и техническое обслуживание продукции, доставляют запасные части, принимают товар на обмен и т.д.

2. Понятие "недостаток товара" раскрыто в преамбуле комментируемого Закона как несоответствие товара обязательным требованиям, или условиям договора, или целям, для которых товар такого рода обычно используется, или тем целям, ради которых товар приобретался и о которых был поставлен в известность продавец (см. комментарий к преамбуле).

При этом следует обратить внимание на то, что покупатель может предъявить продавцу только одно из приведенных в статье требований. В последующем, уже после того как продавец исполнил первоначальное требование или приступил к его выполнению, изменить суть требований можно будет только с согласия продавца.

Как указал суд в своем решении, в случае обнаружения недостатков технически сложного товара потребитель вправе выбрать один из способов защиты нарушенных прав, предусмотренных статьей 18 Закона РФ "О защите прав потребителей", но не применять их одновременно (см.: Определение Санкт-Петербургского городского суда от 12.04.2011 N 5163).

Потребовать возмещения расходов на устранение недостатков можно, если изготовитель или продавец отказался произвести гарантийный ремонт или не произвел его в соответствующий срок. При этом необходимо документально подтвердить произведенные затраты, а также доказать их необходимость и разумность размера.

Требование уменьшить цену товара обычно предъявляют, когда товар функционирует в соответствии со своим предназначением, но не в полном объеме. Уменьшение цены происходит по договоренности между сторонами договора купли-продажи или в соответствии с судебным решением, как правило, цену уменьшают до рыночной стоимости аналогичного товара, не обладающего недостающими в приобретенном товаре характеристиками.

Одновременно с реализацией одного из прав предъявить требования, установленного в п. 1 комментируемой статьи, покупатель вправе потребовать от продавца возмещение убытков, понесенных в связи с выявленными недостатками. При этом речь идет об убытках, которые не могут быть возмещены путем снижения покупной цены, замены товара, возмещения стоимости товара и т.д. Это убытки, понесенные покупателем, например, в связи с необходимостью приобретения дополнительного оборудования, неполученные доходы и иные убытки, определенные ст. 15 ГК РФ.

В случае если в связи с выявленными недостатками покупатель решает отказаться от исполнения договора купли-продажи и требует возврата его стоимости, продавец может потребовать вернуть ему некачественный товар. Возврат производится за счет продавца. Никаких удержаний, связанных с потерей товарного вида или с тем, что товар был в эксплуатации, продавец осуществлять не вправе, кроме случаев, когда товар ненадлежаще хранился, умышленно поврежден собственником либо третьими лицами и т.д.

Однако, если к моменту предъявления продавцом требования вернуть товар с недостатками покупатель продал его третьему лицу, продавец может рассчитывать на получение всего, что было выручено от этой сделки. В этом случае действуют нормы ст. 398 ГК РФ <42>.

--------------------------------

<42> См. также: Апелляционное определение ВС Республики Марий Эл от 12.09.2013 по делу N 33-1501.

 

3. В отношении недостатков технически сложного товара комментируемая статья предусматривает только два варианта действий потребителя: отказаться от товара и потребовать возврата денег либо заменить товар с перерасчетом его стоимости. Причем указанные требования могут быть предъявлены только в течение 15 дней со дня получения товара покупателем.

Закрытый перечень технически сложных товаров установлен Постановлением Правительства РФ от 10.11.2011 N 924 "Об утверждении перечня технически сложных товаров". К таким товарам относятся автомобили, компьютеры, ноутбуки, цифровые фото- и видеокамеры, холодильники, кондиционеры и т.д.

Однако, если недостаток технически сложного товара является существенным, либо если продавец, уполномоченная организация или индивидуальный предприниматель не устранили недостатки в установленные сроки, либо если общий срок ремонта товара занимает более чем 30 дней в течение каждого года гарантийного срока, потребитель может вернуть такой товар или потребовать его замены и после истечения названного пятнадцатидневного срока.

Понятие "существенный недостаток" определено в преамбуле комментируемого Закона.

Так, истец обратился в суд с требованием обязать продавца принять возврат приобретенного автомобиля (технически сложного товара) и вернуть уплаченные за него денежные средства в связи с отслоением лакокрасочного покрытия автомобиля. Указанный недостаток не был признан судом существенным, однако в ходе рассмотрения дела было установлено, что данный недостаток является производственным и не был устранен в сроки, предусмотренные законодательством о защите прав потребителей. В связи с этим требования потребителя были удовлетворены судом полностью (см. подробнее: Определение Московского городского суда от 18.01.2012 по делу N 33-1010).

Так, в течение гарантийного срока владелец транспортного средства трижды в течение года обращался в центр сервисного обслуживания с жалобой на работу двигателя автомобиля. Покупатель представил акты, согласно которым на данном автомобиле производилась замена компьютера двигателя. Суд счел, что в данном случае имеют место существенные недостатки товара, проявляющиеся неоднократно, в том числе и после их устранения, и удовлетворил требования истца о расторжении договора купли-продажи автомобиля и взыскании с ответчика его стоимости (см. подробнее: Апелляционное определение Оренбургского областного суда от 22.05.2012 по делу N 33-2882/2012).

Как указано в п. 43 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 28.06.2012 N 17, исходя из п. 5 ст. 18 комментируемого Закона отсутствие у потребителя документа, подтверждающего оплату товара, не освобождает продавца, изготовителя, уполномоченную организацию или индивидуального предпринимателя, импортера от обязанности выполнить требования покупателя, связанные с недостатками товара.

4. Статья 493 ГК РФ устанавливает, что договор розничной купли-продажи считается заключенным с момента выдачи покупателю кассового, товарного чека или другого документа об оплате товара. Таким документом может быть, например, чек безналичной оплаты, чек-ордер, выписка с банковского счета, квитанция о переводе электронных денежных средств и т.д.

Однако отсутствие у покупателя указанных документов не лишает его прав предъявления требований, предусмотренных п. 1 комментируемой статьи. В таких случаях покупатель вправе доказывать факт продажи товара любыми доступными способами, например свидетельскими показаниями, наличием у него эксплуатационной инструкции на товар, технического паспорта, сертификата качества, переданных ему продавцом, и т.д. Продавец (изготовитель, импортер, уполномоченное лицо) при этом обязан принять товар ненадлежащего качества у покупателя.

При необходимости продавец проводит проверку качества товара. Вместо проверки качества, по соглашению с продавцом, потребитель вправе предоставить ему экспертное заключение, полученное самостоятельно с последующим возмещением расходов на экспертизу продавцом.

Если продавец и потребитель не сошлись во мнениях по поводу причин образования недостатков, экспертиза товара проводится за счет продавца. При этом продавец обязан успеть получить экспертное заключение в сроки, установленные для удовлетворения требований потребителя, связанных с недостатками товара.

5. Закон устанавливает право потребителя участвовать в проверке качества товара и присутствовать при проведении экспертизы. Участие предполагает возможность не только присутствовать при проверке качества, но и делать замечания, задавать вопросы специалистам, а также подписать акт, составленный по итогам проверки, с замечаниями.

Право присутствовать при экспертизе качества товара предполагает, что покупатель не может ставить перед экспертом вопросы о предмете исследования. Однако предусмотренная данной статьей возможность последующего обжалования заключения эксперта в судебном порядке свидетельствует о соблюдении интересов потребителя в вопросе проведения экспертизы качества товара.

В случае если экспертиза установит, что причинами возникновения недостатков стали обстоятельства, за которые продавец не несет ответственности (непроизводственные причины недостатков), все расходы по проведению экспертизы должен возместить ему потребитель, в то же время расходы по проверке качества товара лежат на продавце независимо от результатов такой проверки.

6. Пункт 6 комментируемой статьи определяет, кто (продавец или покупатель) должен доказывать причины возникновения недостатков товара. Если продавец установил на товар гарантийный срок, то вина продавца в возникновении недостатков, выявленных в период указанного срока, предполагается, и для освобождения от ответственности за такие недостатки продавец должен доказать, что они возникли из-за действия потребителя вследствие неправильного хранения, перевозки, эксплуатации. Такими действиями могут быть признаны нарушения правил использования продукцией, приводящие к ухудшению ее качества больше, чем это происходит при естественном износе.

Так, оставлено в силе решение суда первой инстанции, которым исковые требования владельца автомобиля расторгнуть договор купли-продажи и вернуть стоимость приобретенного транспортного средства в связи с неоднократным выявлением недостатка оставлены без удовлетворения, так как назначенная судом автотехническая экспертиза выявила, что причины недостатков носят эксплуатационный характер (см. подробнее: Определение Санкт-Петербургского городского суда от 28.06.2012 по делу N 33-8679/2012).

Если гарантийные обязательства продавца в отношении товара не установлены, то потребитель обязан сам доказывать, что недостатки возникли в результате нарушения производственных процессов (брака).

7. Пункт 7 комментируемой статьи устанавливает, что доставка товара в целях ремонта, замены, возврата осуществляется бесплатно, силами продавца, если товар крупногабаритный или весит более 5 кг. При этом продавец обязан произвести не только транспортировку товара, но и его погрузку-выгрузку.

Самостоятельно доставить товар потребитель может только в двух случаях - если ответственное лицо отказалось транспортировать товар или если в месте нахождения потребителя нет представительства продавца или изготовителя, которое могло бы осуществить доставку товара.

Потребитель может рассчитывать на возмещение минимальных необходимых затрат, связанных с доставкой товара к месту ремонта, замены. При этом он должен подтвердить факт отказа продавца перевезти товар и доказать разумность затрат, т.е. обстоятельства, свидетельствующие о доставке товара в ближайшее представительство продавца оптимальным транспортным средством и кратчайшим маршрутом.

Следует отметить, что положения ст. 18 комментируемого Закона носят императивный характер. Это означает, что требования потребителя, установленные п. 1 комментируемой статьи, подлежат удовлетворению независимо от содержащихся в письменных соглашениях условий освобождения продавцов от ответственности, например за срыв потребителем пломб и т.п.

 

Статья 19. Сроки предъявления потребителем требований в отношении недостатков товара

 

Комментарий к статье 19

 

1. Комментируемая статья корреспондирует с положениями ст. 5 Закона, определяющими понятия "гарантийный срок", "срок годности", "срок службы товара".

Действующая редакция ст. 19 комментируемого Закона четко устанавливает сроки, в течение которых потребитель может обнаружить недостатки товара, что, в свою очередь, является основанием предъявления продавцу (уполномоченной организации или предпринимателю, изготовителю, импортеру, далее - ответственное лицо) требований, перечень которых содержится в п. 1 ст. 18 комментируемого Закона.

Так, предъявить требования заменить, произвести гарантийный ремонт товара, возместить расходы на устранение недостатков, уменьшить цену или вернуть уплаченную стоимость потребитель может, если недостатки товара обнаружены в пределах гарантийного срока или срока его годности.

Если товар относится к категории продукции, в отношении которой не устанавливаются гарантийные сроки или сроки годности, для возникновения возможности воспользоваться механизмом защиты интересов потребителя в порядке ст. 18 комментируемого Закона недостатки должны быть обнаружены потребителем в разумный срок, но в пределах двух лет с момента передачи товара потребителю.

При этом нужно понимать, что в некоторых случаях момент оплаты товара и момент передачи товара потребителю, с которого исчисляется двухгодичный срок для предъявления требований, не совпадают.

Закон оперирует термином "разумность" срока, который, по-видимому, зависит от особенностей самого товара. Так, для скоропортящихся товаров и товаров длительного использования разумность срока для обнаружения недостатков в пределах двух лет будет различной.

Буквальное толкование положений п. 1 комментируемой статьи приводит к выводу о том, что Закон устанавливает сроки для обнаружения недостатков товара, но не для предъявления потребителем возможных требований, связанных с ними. Требования, право на заявление которых устанавливает ст. 18 комментируемого Закона, могут быть заявлены в любой момент, если только потребитель докажет, что недостатки обнаружены им в сроки, установленные п. 1 данной статьи.

2. Пункт 2 комментируемой статьи устанавливает момент, с которого начинает течь гарантийный срок и срок службы товара. Данная норма соответствует ч. 1 ст. 471 ГК РФ.

Здесь же устанавливаются специальные правила исчисления гарантийного срока и срока службы на сезонные товары, а также на товары, приобретенные посредством особых видов продажи.

Указанные сроки в отношении сезонных товаров исчисляются исходя из климатических условий в месте нахождения потребителя. Нормативными актами субъектов РФ устанавливаются периоды продолжительности сезонов для товаров сезонного назначения (см., например: Постановление Правительства г. Москвы от 16.07.2013 N 466-ПП "Об установлении сроков наступления сезонов для исчисления гарантийных сроков и сроков службы сезонных товаров на территории города Москвы"). Это единственный случай, когда правоотношения, связанные с защитой прав потребителей, регулируются не только федеральным законодательством, но законодательством субъектов РФ.

Кроме того, данный пункт статьи содержит правило, согласно которому на период, когда потребитель не может пользоваться товаром из-за обстоятельств, зависящих от продавца, течение гарантийного срока приостанавливается.

3. Далее в комментируемой статье содержится норма, регулирующая ситуации, когда гарантийные сроки на основное изделие и его комплектующие не совпадают. Так, потребитель вправе предъявить требования, связанные с недостатками товара, обнаруженными в течение более длительного из этих сроков, независимо от того, где именно обнаружен недостаток - в составной части основного изделия или его комплектующих.

Однако следует учитывать, что в случае предъявления требований, связанных с недостатками того элемента товара, в отношении которого гарантийный срок истек, потребителю нужно будет доказать вину продавца в возникновении таких недостатков.

4. Информация о гарантийном сроке и сроке годности сообщается потребителю в порядке, установленном ст. 10 комментируемого Закона. Так как установление различных сроков на составные части товара возможно только по договору купли-продажи, дополнительно информировать о них потребителя нет смысла.

5. Требования, установленные ст. 18 комментируемого Закона, могут быть предъявлены:

1) в течение гарантийного срока на товар - в этом случае на продавце лежит бремя доказывания отсутствия своей вины;

2) после истечения гарантийного срока, но в пределах двух лет с момента передачи товара потребителю, при этом на последнего ложится бремя доказывания вины продавца.

6. При обнаружении существенного недостатка товара (любого, даже не относящегося к технически сложным) после истечения гарантийного срока, а также после истечения двухлетнего срока, установленного Законом в отношении товара, не имеющего гарантийного срока, потребитель может предъявить продавцу (организации, предпринимателю, изготовителю, импортеру) только одно требование - безвозмездно устранить недостатки. При этом потребитель должен доказать, что недостатки возникли до того, как товар передан ему. По смыслу данной нормы доказыванию подлежит именно момент возникновения недостатков, а не вина продавца.

Кроме этого, следует учитывать, что потребитель все же ограничен во времени для заявления указанного требования каким-либо сроком службы либо десятью годами с момента передачи товара, если срок службы не установлен.

Требовать безвозмездно устранить существенный недостаток товара потребитель вправе и по истечении гарантийного срока, но в пределах срока службы или в течение десяти лет с момента передачи ему товара, срок службы для которого не установлен.

Если в течение 20 дней с момента предъявления указанное требование не будет удовлетворено, потребитель вправе потребовать замены товара, возмещения расходов на устранение существенных недостатков или вернуть товар с возмещением уплаченной за него суммы.

Так, суд отказал в удовлетворении требований о расторжении договора купли-продажи автомобиля, заявленных после истечения гарантийного срока, т.к. недостаток - повышенный расход топлива - не был признан существенным (см.: Апелляционное определение Архангельского областного суда от 22.08.2013 по делу N 33-4848).

Так, суд отказал потребителю в удовлетворении требований о замене автомобиля ненадлежащего качества. Как установил суд, недостаток возник по истечении гарантийного срока, однако существенным не является, в связи с чем положения ст. 18, п. 6 ст. 19 Закона РФ "О защите прав потребителей" не применимы в данном случае.

Суд указал также на то, что право потребителя на безвозмездное устранение недостатков товара или отказ от исполнения договора и требование возврата стоимости являются альтернативными и совместно заявлены быть не могут (см.: Апелляционное определение Московского городского суда от 28.08.2013 по делу N 11-27526).

 

Статья 20. Устранение недостатков товара изготовителем (продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером)

 

Комментарий к статье 20

 

1. В п. 1 комментируемой статьи речь идет о гарантийном ремонте товара, который должен быть произведен ответственным лицом в срок, установленный в соглашении с потребителем (но не более 45 дней).

Если такое соглашение отсутствует, ремонт производится незамедлительно. Закон не дает четкого определения термину "незамедлительно", а лишь говорит о минимальном объективно необходимом времени для устранения недостатков. Законодатель вынужден прибегнуть к такой формулировке в связи с тем, что количество времени, необходимое для ремонта, зависит от конкретного вида товара и характера недостатков.

Однако по смыслу закона устранение недостатков ответственным лицом (продавцом, изготовителем, импортером и т.д.) не должно занимать более 45 дней.

Если между сторонами существует письменная договоренность о сроке устранения недостатков и становится очевидно, что ремонт не будет произведен в этот срок, потребитель и ответственное лицо могут перезаключить указанное соглашение.

При этом Закон исключает возможность перезаключения соглашения о сроке ремонта, если причиной продления является отсутствие у лица, устраняющего недостаток, запасных частей (деталей, материалов), оборудования и т.п.

Кроме того, следует иметь в виду, что согласно п. 1 ст. 18 комментируемого Закона нарушение сроков устранения недостатков товара может стать основанием предъявления требования о расторжении договора купли-продажи и возврата уплаченной стоимости товара.

Гарантийный ремонт не является дополнительной услугой. Посредством предъявления требования о безвозмездном устранении недостатков реализуется право потребителя на получение качественного товара.

Комментируемый пункт устанавливает срок для устранения несущественных недостатков товара, в отношении же существенных применяются положения п. 6 ст. 19 комментируемого Закона.

Так, истец обратился в суд с требованием расторгнуть договор купли-продажи телевизора и возвратить уплаченную стоимость товара. Ответчик признал факт наличия производственного дефекта. Учитывая, что недостаток товара не был устранен ответчиком в течение 45 дней, как того требует п. 1 ст. 20 Закона РФ "О защите прав потребителей", суд применил положения п. 1 ст. 18 указанного Закона и удовлетворил требования истца (см.: Апелляционное определение Липецкого областного суда от 29.07.2013 N 33-1863/2013).

На практике встречаются ситуации, когда существенные недостатки товара не могут быть устранены. В таких случаях суды, руководствуясь положениями ст. 18, п. 1 комментируемой статьи Закона удовлетворяют требования потребителей о замене товара (см., например: Апелляционное определение Московского городского суда от 20.02.2013 по делу N 11-4243).

2. Если речь идет об устранении недостатков товара длительного пользования, потребитель вправе потребовать от ответственных лиц (кроме импортера) безвозмездно предоставить ему на время ремонта аналогичный товар (о товаре длительного пользования см. комментарий к ст. 5).

Такое требование не может быть предъявлено в отношении товаров, содержащихся в перечне, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 N 55. К таким товарам, отнесены, например, автомобили, мотоциклы, мебель, электробритвы, фены, электрощипцы для завивки волос, медицинские электрорефлекторы, электропечи, тостеры, электрокипятильники, электрочайники, электроподогреватели, оружие и т.д.

Потребитель отвечает за сохранность товара, предоставленного ему на время устранения недостатков в приобретенном товаре, и обязан вернуть его ответственному лицу по окончании ремонта.

3. Пунктами 3 и 4 комментируемой статьи устанавливаются правила исчисления перерыва в гарантийном сроке в связи с производимыми устранениями недостатков товара.

Так, если в ходе ремонта не заменялись комплектующие и составные части основного товара, гарантийный срок продлевается на период со дня обращения потребителя с требованием об устранении недостатков товара до дня выдачи его после ремонта.

Закон устанавливает обязанность лица, устранившего недостаток, письменно подтвердить произведенный ремонт.

Если была произведена замена комплектующих или составных частей, то на новые детали устанавливается такой же по продолжительности гарантийный срок, что и на старые, но течь он начинает со дня выдачи товара потребителю после ремонта, т.е. заново для этих деталей.

 

Статья 21. Замена товара ненадлежащего качества

 

Комментарий к статье 21

 

1. Статья устанавливает общий семидневный и специальные (увеличенные) сроки, в течение которых продавец (изготовитель, уполномоченная организация или предприниматель, импортер) обязан выполнить требование потребителя о замене товара. Течение указанных сроков начинается со дня поступления ответственному лицу соответствующего требования.

Так, решением Елизовского районного суда Камчатского края от 14.03.2013 об удовлетворении исковых требований в части взыскания неустойки за нарушение срока устранения недостатков, применены нормы ст. 21 Закона, устанавливающие, что в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях требование потребителя о замене товара подлежит удовлетворению по его заявлению в срок, необходимый для очередной доставки соответствующего товара в эти районы при отсутствии у ответственного лица товара для замены.

Поскольку доказательств устранения недостатков товара ответчиком на момент обращения потребителя в суд не представлено, вторая судебная инстанция оставила в силе указанное решение в этой части (см.: Апелляционное определение Камчатского краевого суда от 27.06.2013 по делу N 33-894/2013).

Доверь свою работу ✍️ кандидату наук!
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой



Поиск по сайту:







©2015-2020 mykonspekts.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.