Мои Конспекты
Главная | Обратная связь


Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

Монолог драматический и реплика



1) Sierotwiński S. Słownik terminów literackich.

Монолог. Высказывание одного непрерывно говорящего субъекта, не входящее в состав диалога. На структуру монолога в литературном произведении существенным образом влияет то, является ли он главной передающей формой (единственной или доминирующей, видоизменяющей другие, входящие вместе с ним в состав целого), или также используется только фрагментарно; затем условия происхождения, т. е. относится ли это обращение к разновидности высказываемой (напр., устная реляция, беседа, импровизированное выступление) или к письменной (напр., письмо, памятник, приготовленная речь и т.п.), или к мысленной (внутренний монолог), наконец цель высказывания (информирование, поучение, растроганность слушателей, характеристика субъекта и т. п.)”.

Монолог сценический(монолог, характерный для драмы). Высказывание персонажа в драме, выражающее его мысли, чувства, намерения и т. п. в отсутствие других лиц на сцене или при условной предпосылке, что лица, находящиеся на сцене, его не слышат” (S. 159).

Реплика. Непрерванное высказывание одного лица, принимающего участие в диалоге” (S. 224).

2) Wilpert G. von. Sachwörterbuch der Literatur.

Монолог (греч. monos — один, наедине; logos — речь), разговор с самим собой в противопол. диалогу, существенная форма лирики (Я-разговор, ролевая лирика, драматический монолог), эпики (письмо, дневник, Я-форма, внутренний монолог) и особ. в драме как разговор персонажа с самим собой без прямого адресата, но перед имплицитным, воображаемым слушателем; здесь с различными функциями: 1. технич. подсобное средство, которое делает возможным уход и приход действующих лиц при заимствованном у Готшеда требовании tragédie classique никогда не позволять сцене оставаться пустой: М.-мостики или М.-переходы для связи явлений; 2. «эпический М.» как средство экспозиции (Плавт, Ганс Сакс), включения неизображаемых событий и подготовки новых ситуаций в начале акта или суммирования предшествующего в конце акта: обрамляющий М. в противопол. последующим так наз. центральным М., которые выступают вместо диалога с конфидентом и могут представлять разл. стороны внутри одного и того же говорящего; 3. «лир. М.», самораскрытие чувств героев, также выражение личного восприятия поэта; 4. М.-размышления, наблюдения и мысли персонажей о ситуации, прошлом и будущем действии; <...> 5. М.-конфликты, в качестве наиболее драматической формы, которая на вершине осложнения, душевн. круга решения героя представляет в виде внутреннего диалога альтернатив «за» и «против» причины движения действия и побуждает к развязке или катастрофе. Отдельные функции редко проявляются в чистом виде, чаще в смешанном, но с преобладанием главного намерения” (S. 586).

Реплика(франц. replique), опровержение, возражение в драматич. диалоге как и в действительности; в узком смысле такое, при котором используется материал аргументов противника и оборачиваются в пользу своей правоты его отсылки” (S. 765).

3) Barnet S., Berman M., Burto W. Dictionary of Literary, Dramatic and Cinematic Terms.

Драматический монолог. В каком-то смысле любое стихотворение может быть названо драматическим монологом: говорящий рассказывает о чем-то кому-то, в том числе самому себе” (p. 40).

“Монолог. Речь, большей частью в драме, в которой персонаж высказывает свои мысли вслух, будучи наедине с собой. Монологв сторону — речь, в которой предполагается, что герой выражает свои мысли словами, слышимыми для зрителей, но неслышными для других присутствующих на сцене персонажей” (p. 102).

4) Dictionary of World Literary Terms / By J. Shipley.

Драматический монолог — это зарисовка характера или драма, сжатая до одного эпизода, представленная как однонаправленная речь одного действующего лица к другому или к другим. <...> Согласно Р. Браунингу, это соединение лирического и драматического принципов...” (p. 203).

5) Пави П. Словарь театра.

Монолог. <...> Речь персонажа, не обращенная непосредственно к собеседнику с целью получить от него ответ (солилоквий). Монолог отличается от диалога отсутствием обмена репликами и значительной продолжительностью тирады, выделяющейся на фоне конфликта и диалога. Контекст не изменяется с начала до конца монолога, а смысловые сдвиги (свойственные диалогу) сводятся к минимуму, что обеспечивает тематическое единство высказывания <...> монолог непосредственно обращен ко всему социуму: в театре вся сцена целиком выполняет роль собеседника, для которого произносится монолог. В конечном счете монолог адресован непосредственно к зрителям, призванным в качестве сообщников и «подслушивающих»” (с. 191-192).

Реплика. <...> Факт ответа на предшествующий дискурс, немедленного парирования аргумента или возражения («...нет приданого? Что делать?» — МОЛЬЕР. Скупой, 1, 5). <...> Минимальное единство смысла и положения образуется парами: реплика/контрреплика, слово/контрслово, действие/реакция. Зритель не следит за нитью слитного и монологического текста: он интерпретирует каждую реплику в изменяющемся контексте высказываний <...> Реплика всегда питает диалектику вопросов и ответов, продвигающих действие вперед” (с. 287-288).

6) Волькенштейн В. Монолог // Словарь литературных терминов: B 2 т. Т. 1. Стлб. 461-462:

“Монологом называется речь <...> одного из действующих лиц драмы, либо в виде длинной реплики драматического диалога, не прерываемой контр-репликами других действующих лиц (явная часть диалога), либо в виде отдельной драматической сцены. По динамической своей структуре хорошо написанный монолог, развивающийся в виде отдельной сцены, есть тот же диалог — только с незримым партнером. Это либо обращение к отсутствующему: «Ты заснешь надолго, Моцарт...» <...>; либо обращения к силам природы, к богу, к судьбе и т.п., как напр., тирады короля Лира в степи, взывающие к ветрам и т.п. или восклицания Карла Моора «О ты, триединый бог» и т. д.; либо репетиция воображаемого диалога, как напр.. мечты Хлестакова в «Ревизоре»: «К дочери какой-нибудь хорошенькой подойдешь... Сударыня, как я...» и т. п.; либо монолог есть борьба с самим собой <...> Таковы, напр., монологи Гамлета: «Что ей Гекуба... « «А я... « и т. п.”.

7) Словарь литературоведческих терминов.

а) Чернышев А. Монолог. С. 225.

М. <...> в литературном произведении речь действующего лица, обращенная к самому себе или к другим, но, в отличие от диалога, не зависящая от их реплик. В драме в некоторых случаях — обращение персонажа непосредственно к зрителям. <...> В драме в М. раскрывается душевная жизнь персонажа, показывается сложность его характера. М. знакомит зрителя с обстоятельствами действия, которые не получили сценического воплощения, с душевным состоянием героя и т. д. Иногда в М. выражается кульминация действия <...> Особый вид краткого и условного М. — т. н. á part, высказывания в сторону...”.

б) Богуславский А. Реплика. С. 320-321.

Р.<...>высказываниедействующего лица. Из обмена этими высказываниями образуется диалог в драматургическом или повествовательном произведении. Для Р. в драме характерна особая действенность. <...> История драматургии знает также Р. á parte (в сторону)”.

9) Краткая литературная энциклопедия.

а) Чудакова М.О. Монолог. Т. 4. Стлб. 947.

М. <...>особая форма построения устной или письменной речи, представляющая собой развернутое высказывание одного лица, изолированное от реплик др. лиц. М. — в известной мере условная, искусственная форма устной речи, в обычных условиях, как правило, выливающаяся в форму диалога. <...> В драме М. — речь персонажа, обращенная им к самому себе или к окружающим, однако целиком обособленная от реплик др. действующих лиц...”.

б) Шпагин П.И. Реплика. Т. 6. Стлб. 262.

Р. <...> элемент драматич. диалога; ответственная фраза персонажа или, в более широком смысле, — всякое высказывание драматич. героя (см. Диалог и Монолог). В театре Р. называют также последнюю фразу (или часть фразы) персонажа, за к-рой последует текст др. действующего лица. Р. в конце акта или всей пьесы называют концовкой...”.

10) Хализев В.Е. Реплика // ЛЭС. С. 322.

Р. <...> фраза, к-рую один персонаж произносит в ответ на слова другого; в широком смысле — любое компактное высказывание персонажа драмы. Известны, напр., Р. á part (в сторону) <...> Значение Р. возрастало по мере уклонения драмы от монологич. риторики и упрочения в ней разговорной диалогич. речи. В драме нового времени Р. тяготеет к афористичности”.

11) Винокур Т.Г. Монологическая речь // Лингвистический энциклопедический словарь. С. 310.

“М. р. <...> форма (тип) речи, образуемая в результате активной речевой деятельности, рассчитанной на пассивное и опосредованное восприятие. Иногда М. р. определяют и как интраперсональный речевой акт. Для М. р. типичны значительные по размеру отрезки текста, состоящие из структурно и содержательно связанных между собой высказываний, имеющие индивидуальную композиционную построенность и относит. смысловую завершенность. <...> Любой отрывок М. р. в той или иной мере «диалогизирован», т. е. содержит показатели (гл. обр. внешние — обращения, риторич. вопросы и т. п.) стремления говорящего повысить активность адресата ...”.




Поиск по сайту:







©2015-2020 mykonspekts.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.