Драматические произведения (др.-гр. drama–действие), как и эпические, воссоздают событийные ряды, поступки людей и их взаимоотношения. Подобно автору эпического произведения, драматург подчинен «закону развивающегося действия». Но развернутое повествовательно-описательное изображение в драме отсутствует. Собственно авторская речь здесь вспомогательна и эпизодична. Таковы списки действующих лиц, иногда сопровождаемые краткими характеристиками, обозначение времени и места действия; описания сценической обстановки в начале актов и эпизодов, а также комментарии к отдельным репликам героев и указания на их движения, жесты, мимику, интонации (ремарки). Все это составляет побочный текст драматического произведения. Основной же его текст – это цепь высказываний персонажей, их реплик и монологов.
Отсюда некоторая ограниченность художественных возможностей драмы. Писатель-драматург пользуется лишь частью предметно-изобразительных средств, которые доступны создателю романа или эпопеи, новеллы или повести. И характеры действующих лиц раскрываются в драме с меньшей свободой и полнотой, чем в эпосе. При этом драматурги, в отличие от авторов эпических произведений, вынуждены ограничиваться тем объемом словесного текста, который отвечает запросам театрального искусства. Время изображаемого в драме действия должно уместиться в строгие рамки времени сценического. А спектакль в привычных для новоевропейского театра формах продолжается не более трех-четырех часов. И это требует соответствующего размера драматургического текста.
Наиболее ответственная роль в драматических произведениях принадлежит условности речевого самораскрытия героев, диалоги и монологи которых, нередко насыщенные афоризмами и сентенциями, оказываются более пространными и эффектными, нежели те реплики, которые могли бы быть произнесены в аналогичном жизненном положении. Условны реплики «в сторону», которые как бы не существуют для других находящихся на сцене персонажей, но хорошо слышны зрителям, а также монологи, произносимые героями в одиночестве, наедине с собой, являющиеся чисто сценическим приемом вынесения наружу речи внутренней (таких монологов немало как в античных трагедиях, так и в драматургии Нового времени). Драматург показывает, как высказался бы человек, если бы в произносимых словах он выражал свои умонастроения с максимальной полнотой и яркостью. И речь в драматическом произведении обретает сходство с речью художественно-лирической, либо ораторской: герои здесь склонны изъясняться как импровизаторы-поэты или мастера публичных выступлений. Гегель, рассматривал драму как синтез эпического начала (событийность) и лирического (речевая экспрессия).
В классической эстетике XVIII–XIX вв., в частности у Гегеля и Белинского, драма (прежде всего жанр трагедии) рассматривалась в качестве высшей формы литературного творчества: как «венец поэзии».
В 17в (фр К). драма делилась на трагедию и комедию. Отлич признаки траг: ист герои (Гр, Рима), «высокая» тематика, «трагическая» развязка. Особеноотсь фактуры- преимущество монолога. Игра отсутствовала. Комед- на современную тематику, «низкие» (возбуждающие смех) эпизоды, счастливая развязка (типично- свадьба). Преобладал диалог, поэтому была важна сыгранность всей труппы, насыщенная игровая канва (движения персонажей). В 18в. кол-во жанров увел-ся. Появляются низшие, «ярморочные»: италь-я комедия-буффонада, водевиль, пародия и т п. Эти жанры явл источниками совр-го фарса, гротеска, оперетки, миниатюры. Комедия раскалывается, выделяя из себя «драму», т е пьесу с соврем бытовой тематикой, но без «комизма» положения. Романтизм нач 19в. вводит в траг приемы из комедии (наличие игры, большая сложность персонажей, преобладание диалога, более своб стих), обращается к изучению и имитации Шекспира и испан-го театра, уничтожает канон трагедии: 3 единства-неизменяемость декор, ед-во t-ни (правило 24ч), ед-во действия.
Наследник траг-ист хроники («Трилогия» Толстого), в нач века большим распространением польз-сь мелодрама. В 70-80 делались попытки создать особ жанр драм сказок / феерий – обстановочных пьес («Снегурочка» Островс-го.