Мои Конспекты
Главная | Обратная связь

...

Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

ОБРАЗОВАНИЕ РАБОТНИКОВ 2 страница





Помощь в ✍️ написании работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Квалификационный экзамен независимо от вида профессионального обучения включает в себя практическую квалификационную работу и проверку теоретических знаний в пределах квалификационных требований, указанных в квалификационных справочниках, и (или) профессиональных стандартов по соответствующим профессиям рабочих, должностям служащих. К проведению квалификационного экзамена привлекаются представители работодателей, их объединений.

13. Дополнительное образование представляет собой вид образования, который направлен на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и (или) профессиональном совершенствовании и не сопровождается повышением уровня образования (ст. 2 Закона об образовании).

В ст. 76 указанного Закона предусмотрено, что дополнительное профессиональное образование направлено на удовлетворение образовательных и профессиональных потребностей, профессиональное развитие человека, обеспечение соответствия его квалификации меняющимся условиям профессиональной деятельности и социальной среды.

Дополнительное профессиональное образование осуществляется посредством реализации дополнительных профессиональных программ (программ повышения квалификации и программ профессиональной переподготовки). Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам утвержден Приказом Минобрнауки России от 01.07.2013 N 499.

К освоению дополнительных профессиональных программ допускаются:

1) лица, имеющие среднее профессиональное и (или) высшее образование;

2) лица, получающие среднее профессиональное и (или) высшее образование.

Программа повышения квалификации направлена на совершенствование и (или) получение новой компетенции, необходимой для профессиональной деятельности, и (или) повышение профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации. В структуре указанной программы должно быть представлено описание перечня профессиональных компетенций в рамках имеющейся квалификации, качественное изменение которых осуществляется в результате обучения.

Программа профессиональной переподготовки направлена на получение компетенции, необходимой для выполнения нового вида профессиональной деятельности, приобретение новой квалификации. В структуре данной программы должны быть представлены: характеристика новой квалификации и связанных с ней видов профессиональной деятельности, трудовых функций и (или) уровней квалификации; характеристика компетенций, подлежащих совершенствованию, и (или) перечень новых компетенций, формирующихся в результате освоения программы.

Содержание дополнительной профессиональной программы определяется образовательной программой, разработанной и утвержденной организацией, осуществляющей образовательную деятельность, если иное не установлено Законом об образовании и другими федеральными законами, с учетом потребностей лица, организации, по инициативе которых осуществляется дополнительное профессиональное образование. Содержание дополнительных профессиональных программ должно учитывать профессиональные стандарты, квалификационные требования, указанные в квалификационных справочниках по соответствующим должностям, профессиям и специальностям, или квалификационные требования к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей, которые устанавливаются в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации о государственной службе. Например, Федеральные государственные требования к минимуму содержания дополнительных профессиональных образовательных программ профессиональной переподготовки и повышения квалификации педагогических работников, а также к уровню профессиональной переподготовки педагогических работников утверждены Приказом Минобрнауки России от 15.01.2013 N 10.

Программы профессиональной переподготовки разрабатываются на основании установленных квалификационных требований, профессиональных стандартов и требований соответствующих федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального и (или) высшего образования к результатам освоения образовательных программ.

Обучение по дополнительным профессиональным программам осуществляется как единовременно и непрерывно, так и поэтапно (дискретно), в т.ч. посредством освоения отдельных учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), прохождения практики, применения сетевых форм, в порядке, установленном образовательной программой и (или) договором об образовании.

Формы обучения и сроки освоения дополнительной профессиональной программы определяются образовательной программой и (или) договором об образовании. Срок освоения дополнительной профессиональной программы должен обеспечивать возможность достижения планируемых результатов и получение новой компетенции (квалификации), заявленных в программе. При этом минимально допустимый срок освоения программ повышения квалификации не может быть менее 16 часов, а срок освоения программ профессиональной переподготовки - менее 250 часов.

Дополнительная профессиональная образовательная программа может реализовываться в формах, предусмотренных Законом об образовании, а также полностью или частично в форме стажировки. Стажировка осуществляется в целях изучения передового опыта, в т.ч. зарубежного, а также закрепления теоретических знаний, полученных при освоении программ профессиональной переподготовки или повышения квалификации, и приобретения практических навыков и умений для их эффективного использовании при исполнении своих должностных обязанностей.

Содержание стажировки определяется организацией с учетом предложений организаций, направляющих специалистов на стажировку, содержания дополнительных профессиональных программ.

Сроки стажировки определяются организацией самостоятельно исходя из целей обучения. Продолжительность стажировки согласовывается с руководителем организации, где она проводится.

Стажировка имеет индивидуальный или групповой характер и может предусматривать такие виды деятельности, как: самостоятельная работа с учебными изданиями; приобретение профессиональных и организаторских навыков; изучение организации и технологии производства, работ; непосредственное участие в планировании работы организации; работа с технической, нормативной и другой документацией; выполнение функциональных обязанностей должностных лиц (в качестве временно исполняющего обязанности или дублера); участие в совещаниях, деловых встречах.

По результатам прохождения стажировки слушателю выдается документ о квалификации в зависимости от реализуемой дополнительной профессиональной программы.

Образовательный процесс в организации может осуществляться в течение всего календарного года. Продолжительность учебного года определяется организацией.

Образовательная деятельность обучающихся предусматривает следующие виды учебных занятий и учебных работ: лекции, практические и семинарские занятия, лабораторные работы, круглые столы, мастер-классы, мастерские, деловые игры, ролевые игры, тренинги, семинары по обмену опытом, выездные занятия, консультации, выполнение аттестационной, дипломной, проектной работы и другие виды учебных занятий и учебных работ, определенных учебным планом.

Для всех видов аудиторных занятий академический час устанавливается продолжительностью 45 минут.

При освоении дополнительных профессиональных программ профессиональной переподготовки возможен зачет учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), освоенных в процессе предшествующего обучения по основным профессиональным образовательным программам и (или) дополнительным профессиональным программам, порядок которого определяется организацией самостоятельно.

Освоение дополнительных профессиональных образовательных программ завершается итоговой аттестацией обучающихся в форме, определяемой организацией, осуществляющей образовательную деятельность, самостоятельно.

Лицам, успешно освоившим соответствующую дополнительную профессиональную программу и прошедшим итоговую аттестацию, выдаются удостоверение о повышении квалификации и (или) диплом о профессиональной переподготовке.

При освоении дополнительной профессиональной программы параллельно с получением среднего профессионального образования и (или) высшего образования удостоверение о повышении квалификации и (или) диплом о профессиональной переподготовке выдаются одновременно с получением соответствующего документа об образовании и о квалификации.

14. Условия и порядок осуществления работодателем профессионального образования, профессионального обучения, а также дополнительного профессионального образования работников устанавливаются в коллективных договорах, соглашениях либо в индивидуальных трудовых договорах. Формы подготовки и дополнительного профессионального образования работников, а также перечень необходимых профессий или специальностей определяются работодателем в соответствующем локальном нормативном акте, издаваемом с учетом мнения представительного органа работников в порядке, предусмотренном в ст. 372 ТК.

15. Работодатель обязан проводить профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование работников, если это является условием осуществления определенных видов деятельности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами. Так, в соответствии со ст. 55.5 Градостроительного кодекса РФ саморегулируемая организация обязана разработать и утвердить (среди прочих документов) требования к выдаче свидетельств о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства. Одним из минимально необходимых требований к выдаче свидетельств о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, к работам по организации подготовки проектной документации, а также к работам по организации строительства является требование к повышению квалификации не реже чем один раз в пять лет.

Согласно ч. 9 ст. 11 Федерального закона от 30.12.2008 N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности" аудитор обязан в течение каждого календарного года начиная с года, следующего за годом получения квалификационного аттестата аудитора, проходить обучение по программам повышения квалификации, утверждаемым саморегулируемой организацией аудиторов, членом которой он является. Минимальная продолжительность такого обучения устанавливается саморегулируемой организацией аудиторов для своих членов и не может быть менее 120 часов за три последовательных календарных года, но не менее 20 часов в каждый год.

Повышение квалификации является служебной обязанностью прокуроров, что предусмотрено в ч. 2 ст. 43.4 Закона о прокуратуре.

В соответствии со ст. 73 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" медицинские работники обязаны совершенствовать профессиональные знания и навыки путем обучения по дополнительным профессиональным образовательным программам в образовательных и научных организациях. Порядок и сроки совершенствования медицинскими работниками и фармацевтическими работниками профессиональных знаний и навыков путем обучения по дополнительным профессиональным образовательным программам в образовательных и научных организациях утверждены Приказом Минздрава России от 03.08.2012 N 66н.

Обязанность педагогических работников систематически повышать свой профессиональный уровень предусмотрена в ст. 48 Закона об образовании.

В ст. 11.1 Закона РФ от 11.03.1992 N 2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" установлено, что продление срока действия удостоверения частного охранника осуществляется только после повышения квалификации в соответствующих образовательных учреждениях дополнительного профессионального, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования.

Согласно ст. 25 Федерального закона от 20.06.1996 N 81-ФЗ "О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности" работники организаций по добыче (переработке) угля (горючих сланцев), осуществляющие руководство горными и взрывными работами, проходят повышение квалификации не реже чем один раз в пять лет и при необходимости профессиональную переподготовку в образовательных организациях, имеющих государственную аккредитацию, в соответствии с федеральными государственными требованиями к минимуму содержания дополнительных профессиональных образовательных программ и уровню профессиональной переподготовки данных лиц.

В п. 2.11 Правил технической эксплуатации речного транспорта, утв. Приказом Минречфлота РСФСР от 03.01.1973 N 2, предусмотрена обязанность работников речного транспорта повышать теоретические и практические знания по своей специальности самостоятельно и через соответствующую курсовую сеть, учебные комбинаты и факультеты повышения квалификации при средних и высших учебных заведениях.

16. О гарантиях и компенсациях работникам, совмещающим работу с получением образования, см. коммент. к ст. ст. 173 - 177 ТК.

17. О гарантиях и компенсациях работникам, направляемым работодателем на профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование, см. коммент. к ст. 187 ТК.

 

Статья 197. Право работников на подготовку и дополнительное профессиональное образование

 

Комментарий к статье 197

 

1. В Российской Федерации гарантируется право каждого человека на образование (ст. 43 Конституции РФ). Реализация указанного права обеспечивается путем создания федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления соответствующих социально-экономических условий для его получения, расширения возможностей удовлетворять потребности человека в получении образования различных уровня и направленности в течение всей жизни (ст. 5 Закона об образовании).

2. Право работников на подготовку (профессиональное образование и профессиональное обучение) и дополнительное профессиональное образование реализуется путем заключения договора. Согласно ст. 198 ТК работодателю - юридическому лицу (организации) предоставлено право заключать с лицом, ищущим работу, или с работником данной организации ученический договор на получение образования без отрыва или с отрывом от работы (подробнее об ученическом договоре см. ст. ст. 198 - 208 ТК и коммент. к ним).

3. Предусмотренное комментируемой статьей право работников на подготовку и дополнительное профессиональное образование конкретизировано в отдельных статьях ТК. Так в ст. 219 установлено, что каждый работник имеет право на дополнительное профессиональное образование за счет средств работодателя в случае ликвидации рабочего места вследствие нарушения требований охраны труда.

4. Дополнительные гарантии реализации права работников на подготовку и дополнительное профессиональное образование могут устанавливаться в коллективных договорах и соглашениях. Например, в п. 3.3.1 Отраслевого соглашения по угольной промышленности Российской Федерации на период с 1 апреля 2013 года по 31 марта 2016 года предусмотрено, что в целях реализации экономических программ, ориентированных на формирование эффективных производств, обеспечивающих качественную социальную политику, стабильную занятость, безопасные рабочие места и достойный уровень заработной платы, работодатель проводит профессиональную подготовку, переподготовку, повышение квалификации работников, обучение персонала (учеба при аттестации, переаттестации инженерно-технических работников, повышение разряда рабочим) на условиях и в порядке, которые определяются действующим законодательством РФ, коллективным договором, соглашением.

Работникам, проходящим профессиональную подготовку, работодатель создает необходимые условия для совмещения работы с обучением, предоставляет гарантии, установленные действующим законодательством РФ, коллективным договором, соглашением.

 

Глава 32. УЧЕНИЧЕСКИЙ ДОГОВОР

 

Статья 198. Ученический договор

 

Комментарий к статье 198

 

1. Согласно ст. 2 Закона об образовании образование представляет собой единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов.

2. В соответствии со ст. 1 ТК отношения по подготовке и дополнительному профессиональному образованию работников непосредственно у данного работодателя отнесены к числу отношений, непосредственно связанных с трудовыми, включены в предмет трудового права и регулируются трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

3. В ст. 10 Закона об образовании предусмотрено, что образование подразделяется на общее образование, профессиональное образование, дополнительное образование и профессиональное обучение, обеспечивающие возможность реализации права на образование в течение всей жизни (непрерывное образование).

Подробнее о подготовке и дополнительном профессиональном образовании работников см. коммент. к ст. 196 ТК.

4. Целью получения профессионального образования, профессионального обучения и дополнительного профессионального образования является приобретение гражданином определенной квалификации. В ст. 2 Закона об образовании квалификация определена как уровень знаний, умений, навыков и компетенции, характеризующий подготовленность к выполнению определенного вида профессиональной деятельности.

5. Возможность заключения ученического договора с гражданином на получение образования предоставлена исключительно юридическим лицам (организациям). Работодатели - физические лица, т.е. индивидуальные предприниматели, а также работодатели - физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями, не вправе заключать ученические договоры.

6. Комментируемая статья предусматривает два вида ученических договоров.

В ученическом договоре первого вида одной из сторон выступает лицо, ищущее работу и желающее получить соответствующее образование с целью приобретения определенной квалификации. В этом случае между работодателем и указанным лицом заключается ученический договор, по окончании которого гражданин принимается на работу к работодателю, выступающему стороной ученического договора. В ст. 199 ТК предусмотрено, что в ученическом договоре должна быть установлена обязанность лица, получившего образование, проработать по трудовому договору с данным работодателем в соответствии с полученной квалификацией в течение срока, определенного в ученическом договоре.

Сторонами ученического договора второго вида являются субъекты, уже состоящие в трудовых отношениях, и ученический договор на получение образования является дополнительным к трудовому договору.

7. Комментируемая статья предусматривает два способа получения образования на основании ученического договора между работодателем и работником данной организации: без отрыва от работы или с отрывом от работы. Работнику, проходящему обучение без отрыва от работы, может быть установлено неполное рабочее время, что способствует повышению эффективности приобретения новых знаний и освоения необходимых приемов и навыков работы.

 

Статья 199. Содержание ученического договора

 

Комментарий к статье 199

 

1. Комментируемая статья определяет ряд обязательных требований к содержанию ученического договора независимо от его вида, характера и правовой природы.

2. В ученический договор необходимо включить определенные сведения о сторонах. Так, в ученическом договоре должны быть указаны, во-первых, наименование работодателя, а также фамилия, имя, отчество и должность представителя работодателя, обладающего полномочиями подписания договора, и, во-вторых, фамилия, имя, отчество лица, желающего заключить ученический договор, и сведения о документах, удостоверяющих его личность.

3. Обязательными условиями ученического договора являются:

а) указание на конкретную квалификацию, приобретаемую учеником. Ее наименование целесообразно давать в соответствии с квалификационными справочниками, утверждаемыми в порядке, устанавливаемом Правительством РФ, либо учитывать положения определенных профессиональных стандартов;

б) обязанность работодателя обеспечить работнику возможность получения образования в соответствии с ученическим договором, что означает создание необходимых условий для освоения учеником в полном объеме образовательной программы, предусматривающей получение необходимых знаний, умений, навыков и компетенции и завершающейся итоговой аттестацией в форме квалификационного экзамена;

в) обязанность лица пройти обучение в соответствии с образовательной программой. В случае успешного завершения ученичества с лицом, получившим образование, должен быть заключен трудовой договор либо изменен прежний трудовой договор, в котором среди прочего предусматривается обязательство отработать в течение определенного срока в соответствии с полученной квалификацией;

г) в ученическом договоре необходимо указать конкретный срок обучения (см. ст. 200 ТК и коммент. к ней);

д) в ученическом договоре определяется размер оплаты в период ученичества (см. ст. 204 ТК и коммент. к ней).

4. В соответствии со ст. 201 ТК ученический договор действует со дня, указанного в этом договоре. Следовательно, определение в ученическом договоре даты его вступления в силу является обязательным.

5. В ученическом договоре могут быть предусмотрены и иные условия, включаемые в него по соглашению сторон. К числу таких условий можно отнести расписание теоретических и практических занятий, улучшение социально-бытовых условий ученика и т.д.

 

Статья 200. Срок и форма ученического договора

 

Комментарий к статье 200

 

1. Согласно п. 11 Рекомендации МОТ N 88 "О профессиональном обучении взрослых, включая инвалидов" продолжительность обучения должна определяться с учетом:

а) либо уровня квалификации, которая должна быть приобретена по окончании обучения;

б) либо необходимости подготовить взрослых как можно быстрее для использования их на производственной работе;

в) либо обоих указанных выше факторов.

2. Срок ученического договора определяется в зависимости от времени, необходимого для получения соответствующей квалификации. Согласно ч. 8 ст. 73 Закона об образовании продолжительность профессионального обучения определяется конкретной программой профессионального обучения, разрабатываемой и утверждаемой на основе установленных квалификационных требований (профессиональных стандартов) организацией, осуществляющей образовательную деятельность, если иное не установлено законодательством РФ. Аналогичное правило предусмотрено и в Приказе Минобрнауки России от 18.04.2013 N 292 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным программам профессионального обучения".

3. Комментируемая статья предусматривает обязательную письменную форму ученического договора, который составляется в двух экземплярах. Типовая форма ученического договора в соответствующих нормативных правовых актах не предусмотрена, поэтому он составляется в произвольной форме с учетом требований, предусмотренных ст. 199 ТК. Каждый экземпляр подписывается сторонами ученического договора. Один экземпляр остается у работодателя, другой передается обучающемуся.

 

Статья 201. Действие ученического договора

 

Комментарий к статье 201

 

1. Стороны ученического договора должны достичь соглашения о дате его вступления в силу. Эта дата обязательно указывается в тексте ученического договора.

2. В соответствии с комментируемой статьей допускается продление срока ученического договора в связи с временной невозможностью прохождения учеником обучения по уважительным причинам. К уважительным причинам относятся: временная нетрудоспособность ученика, подтвержденная соответствующим документом; прохождение военных сборов и участие в иных мероприятиях, связанных с выполнением воинской обязанности; исполнение государственных или общественных обязанностей, если в соответствии с ТК и иными федеральными законами эти обязанности должны исполняться в рабочее время; нахождение работника, заключившего ученический договор, в ежегодном оплачиваемом отпуске, предоставленном в соответствии с графиком отпусков, и др. Представляется, что по соглашению сторон ученический договор может быть продлен и в случаях, не предусмотренных законодательством, например в случае временной невозможности осуществления обучения вследствие неблагоприятных производственно-технических условий, сложившихся у работодателя.

3. Изменение содержания ученического договора в течение срока его действия допускается только по соглашению сторон, оформленному в письменной форме.

 

Статья 202. Организационные формы ученичества

 

Комментарий к статье 202

 

1. Комментируемая статья определяет конкретные формы, в которых может быть организовано ученичество.

2. Согласно уже упоминавшейся Рекомендации МОТ N 88 "О профессиональном обучении взрослых, включая инвалидов" обучение должно осуществляться:

а) либо в процессе работы;

б) либо на обычном рабочем месте, но не в процессе работы;

в) либо в отдельных мастерских;

г) либо вне рабочих мест и мастерских, когда это лучше всего соответствует потребностям обучения;

д) либо посредством сочетания этих методов в соответствии с типом и целью обучения и техническими возможностями предприятия.

Если обучение осуществляется непосредственно в процессе работы:

а) производственная работа, полученная обучающимся, должна иметь действительно учебную ценность;

б) обучающиеся должны работать под наблюдением младшего руководящего персонала или квалифицированных трудящихся, способных обучать их.

Если обучение производится не в процессе работы, то оно должно по окончании первоначального периода осуществляться в условиях, как можно более приближающихся к условиям, существующим на обычной работе, и должно включать в себя там, где это возможно, выполнение настоящих производственных операций или операций аналогичного характера.

3. Согласно ч. 6 ст. 73 Закона об образовании профессиональное обучение осуществляется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в т.ч. в учебных центрах профессиональной квалификации и на производстве, а также в форме самообразования. Учебные центры профессиональной квалификации могут создаваться в различных организационно-правовых формах юридических лиц, предусмотренных гражданским законодательством, или в качестве структурных подразделений юридических лиц.

4. При индивидуальной подготовке обучаемый изучает теоретический курс самостоятельно, консультируясь в необходимых случаях с преподавателями, а производственное обучение проходит индивидуально под руководством не освобожденного от основной работы квалифицированного рабочего - инструктора производственного обучения на рабочем месте. При возможности рабочих рекомендуется объединять в учебные группы численностью от 10 до 30 человек для изучения общей части теоретического курса, которая содержится в учебных планах и программах.

5. При курсовой подготовке теоретическое обучение рабочих осуществляется в учебной группе. Производственное обучение рабочих проводится, как правило, в два этапа: на первом - в учебной группе под руководством мастера (инструктора) производственного обучения на специально созданной для этого учебно-материальной базе предприятия, учебного центра, учебно-курсового комбината (пункта) или технической школы; на втором этапе - на рабочих местах предприятия в учебной группе под руководством мастера (инструктора) производственного обучения или индивидуально под руководством не освобожденного от основной работы квалифицированного рабочего - инструктора производственного обучения. При отсутствии необходимой учебно-материальной базы допускается в порядке исключения проведение производственного обучения в течение всего периода на рабочих местах предприятия.

6. При бригадной форме ученичества ученик либо группа учеников включаются в состав бригады, где обучение осуществляется под руководством одного или нескольких членов бригады - инструкторов производственного обучения на рабочем месте, обладающих высокой квалификацией и имеющих достаточный опыт работы.

Доверь свою работу ✍️ кандидату наук!
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой



Поиск по сайту:







©2015-2020 mykonspekts.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.