Мои Конспекты
Главная | Обратная связь


Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

ТЕМА И ПРОБЛЕМА ЛИТЕРАТУРНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ.



Литературные произведения, в абсолютном своем большинстве, имеют стабильные вечные темы, особенность которых состоит в том, что они практически неисчерпаемые, так как всегда будут актуальными в любом обществе. Сколько вариантов их раскрытия не было бы, все равно каждый раз остается что-то недосказанное, а также то, что поддается совершенно другой интерпретации в новых исторических условиях.

Знакомясь с различными литературными произведениями, мы поражаемся тому, как одна и та же тема видеться разным писателям. По большому счету, многие литературные произведения, дошедшие до нас, описывают один и тот же сюжет, но разделенный и подкорректированный веками.

Вечные темы литературы можно разделить на следующие категории:

1. Онтологические – темы неопознанных вечных явлений: космос, свет, тьма.

2. Антропологические темы:

- понятие бытия – грех, причастность, гордыня, жизнь человека, смерть.

- эпохальные события – войны, революции, мир, гражданская деятельность.

- сфера социальных инстинктов – любовь, дружба, семья, рвение к власти, социальные трансформации человека.

Рассуждения о вечных проблемах также весьма характерно для литературного процесса. Основной вечной проблемой, которая обсуждается в литературных произведениях, являются вопросы и проблемы нравственности человека и общества. Наряду с описанием данной проблемы, в литературе указаны и пути ее решения – для общества это революция или реформа, для человека – нравственное усовершенствование.
Еще одной традиционной вечной проблемой является вопрос о неприятии обществом отдельной личности, так называемого, героя – одиночки. Особое место в литературном процессе занимает осветление общечеловеческих проблем – поиски смысла жизни, понимание добра и зла, внутренние терзания и т. Д.

Если по сути, то ПРОБЛЕМА в литературном произведении - это ВОПРОС, который ставит писатель перед читателем.

Проблем в художественном произведении может быть много, но конечно же, бывает одна ведущая.
Проблема обычно не формулируется автором в форме прямого вопроса (исключение - публицистические произведения, там прямые вопросы встречаются чаще, проблема может быть сформулирована чётко) .
Автор может ответить на вопрос, т. е показать, как он видит решение конкретной проблемы. Это называется АВТОРСКАЯ ПОЗИЦИЯ по данной проблеме.
Самая частая ошибка - это подмена понятия "проблема" понятием "тема" (никогда её не допускайте!) . Тема - это О ЧЁМ произведение (например, о любви) , проблема же, повторяю, - ВОПРОС (например, на какие жертвы может пойти любящий человек? что такое настоящая любовь и т. д.)

Проблема в литературном произведении - это суть конфликта, в котором по одну сторону оказывается главный герой, а по другую - один или несколько из следующих объектов:

- другое действующее лицо или группа лиц с противоположными взглядами
- общество и его предрассудки
- недружественная природа или угроза природной катастрофы
- непонимание близких
- конфликт героя с самим собой, со своей совестью, разумом
и т. п.

Произведение посвящено, как правило, разрешению этого конфликта. Герой либо побеждает, либо погибает, либо примиряется с обстоятельствами. В любом произведении ищите конфликт. Найдёте конфликт - найдёте проблему произведения. Например, "Муму":
конфликт крепостного Герасима с барыней-сатрапкой и конфликт Герасима с собственной совестью. Следовательно очевидны две проблемы: бесчеловечность крепостного права и отсутствие свободы воли раба. Можно найти ещё проблемы. В большинстве произведении их несколько.




Поиск по сайту:







©2015-2020 mykonspekts.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.