В онтологии доминирует идея божественного творения. бог Августина персонифицирован, Он — личность. Основные его атрибуты:
Абсолютное всемогущество. Августин выводит это из его бесконечности, а бесконечность из бестелесности. Бог-творец полностью подчинил себе судьбу. Судьба является божественным проведением, Его промыслом.
Абсолютная воля. Августин ссылается здесь на священное писание (непререкаемый авторитет для средневековых философов). Он подчеркивает, что богу-творцу изначально присуща абсолютная воля, и бог сотворил мир и людей по доброй воле своей, а не необходимости.
У Августина пропагандируется концепция непрерывного божественного творения, бог не оставляет ни на секунду попечения над сотворенным им миром. Если у вещей отнять производя- щую божественную силу, то они также перестанут существовать, как не существовали до сотворения их богом. Согласно Августину бог одни объекты сотворил в законченном виде, а другие в незаконченном. Бог-творец создал в законченном виде четыре физических первоэлемента (огонь, вода, земля, воздух), небесные светила, ангелов и человеческие души, все прочее было создано в незаконченном виде.
Для Августина было очевидно, что есть вещи, которые растут, развиваются и умирают. Как объяснить изменения для вещей, созданных в незаконченном виде? Августин прибег к учению стоиков, согласно которому есть семенные или зародышевые причины, которые и являются условием возможности изменения вещей в то время, пока они существуют. В концепции божественного творения Августин проповедует учение экземплеризма (от examplare — образец, модель). Бог не только создал мир из ничего по своей доброй воле, Он также в своем уме создал идеи как некоторые прототипы будущих вещей, идей — образцы вещей, отсюда и экземплеризм. Августин ссылается на Библию, согласно которой бог при создании расположил все мерой числом и весом. Он подчеркивает триединство божественного существа: Бога-Отца, Бога-Сына и Бога-Святого Духа. При этом он Логос-слово сопоставляет с Богом-Сыном. Вначале было слово.
Учение о времени
Что такое время? Августин отвечает следующим образом: пока меня никто о нем не спрашивает, я все понимаю и знаю что это такое, но как только возникает необходимость о нем, я тут же затрудняюсь. Поэтому он не дает определение времени. Однако он принципиально против античной концепции, согласно которой течение времени зависит от движения небесных тел (это в частности было у Аристотеля). Августин утверждает, что течение времени не зависит непосредственно от движения светил и тем более не поражается им.
Здесь он апеллирует к библии, ибо она является непререкаемым авторитетом для средневековой философии. В ветхом завете идет речь о Иисусе Навине. Он попросил у Бога остановить солнце, чтобы победоносно завершить битву. Бог внял его мольбам, солнце остановилось и день продолжался, однако время не перестало течь. Августин говорит, ссылаясь на этот пример, что течение времени не определяется ходом небесных светил. Однако он отмечает, что о времени нельзя говорить как о извечном, так как время это мера движения вещей, следовательно появляется одновременно с миром вещей. Время появляется в момент творения мира Богом. Анализируя понятие времени, Августин рассматривает следующие категории: прошлое, настоящее и будущее. Он говорит, что реально существует лишь настоящее, только настоящее время мы ощущаем и измеряем. Не можем измерять ни прошлое, ни будущее. Поэтому неправильно говорить о настоящем, прошлом и будущем. Правильно говорить о настоящем прошлого, настоящем настоящего и настоящем будущего. Августин сопоставляет прошлому – память, настоящему – созерцание, будущему – надежду.
Учение о человеке
Иерархия существ:
§ самая низшая ступень — природные объекты, которые просто существуют.
§ Следующий уровень — те объекты, которые живут,
§ более высокая — это человек.
Августин выступает против ряда античных философов, которые считали, что у всего живого есть душа ( в частности Аристотель). Он говорит, что душа есть только у человека, ибо согласно библии только человек создан по образу и подобию бога. Причем у человека — разумная душа, она бестелесна и непространственна, то есть у нее нет пространственной локализации, кроме того она бессмертна. Августин дает определение человеческой душе – это разумная субстанция, приспособленная для управления телом. Основные функции души – мысль, память, воля. Память позволяет сохранять в душе прошлые события, точнее образы этих событий. Память это некое вместилище этих образов. У него конкретного места нет, это дополнительный аргумент в пользу того, что душа непространственна.
Разумное мышление и воля: источником активности человека по Августину является не разум, а воля человека. Мышление связано с пас- сивной деятельностью человека. Познающий субъект может быть пассивным и мыслить при этом. Источником активности является воля – именно ее, это иррациональное начало, он ставит на первое место. У человека не просто есть воля, а есть свободная воля. Возникает следующий парадокс: с одной стороны Бог подчинил себе судьбу – это его промысел, его проведение, а с другой стороны у человека есть свобода воли. Как же он это совмещает? Августин говорит так: субъективно человек все делает свободно, но все это он делает, делает через него Бог.