Это одна из центральных проблем всей средневековой философии. Августин отдает приоритет, как и другие средневековые философы, вере. Он подчеркивает превосходство веры над разумом. Он утверждает, ссылаясь на библию, что грех Адама и Евы перенесся на все человечество, природа человеческого разума исказилась. А именно, разум человеческий стал более слабым и ради опоры он и нуждается в вере. Отсюда основной тезис Августина – верь чтобы понимать. Августин впервые в истории отметил цикличность процесса понимания. А именно,
для понимания священного писания нужно в него верить, а для веры нужно понимать священное писание.
Схоластика
(от schola – школа) Вначале была школьной философией, но начиная с 12 века ее начали преподавать во всех университетах.
Выделяют периоды развития схоластики: Ранняя 9 – 12 век н.э., Средняя – 13 век, период упадка – 14 век.
Основные проблемы, которые рассматриваются в рамках схоластики.
§ Проблема соотношения веры и разума. Средневековые философы отдают приоритет вере над разумом. Такой ведущий представитель как Фома Аквинский подчеркивает, что философия и человеческий разум нужны прежде всего для доказательства догматов веры, то есть для теологии, поэтому философия и человеческий разум выступают в качестве служанки теологии.
§ Проблема соотношения общего и единичного (спор об универсалиях). Универсалии — общие понятия или роды. В зависимости от решения вопроса о соотношении общего и единичного схоластика разделялась на два направления – реализм и номинализм.
Согласно реалистам, универсалии существуют реально не зависимо от человека, человеческой речи, сознания, мышления.
Согласно номиналистам – универсалии не существуют реально независимо от человека, человеческой речи, сознания, мышления, они являются лишь общими именами ( номена – имена, отсюда и название направления). Такого рода универсалия, как человек вообще, не существует сама по себе, человека вообще нет, существуют только люди, отдельные единичные люди. Человек вообще — это имя, с помощью которого мы называем отдельных людей.
В обоих направлениях выделялись поднаправления – крайний реализм и умеренный реализм, крайний номинализм и умеренный номинализм.
Спор об универсалиях
Росцелин
В 11 веке ведущим представителем крайнего номинализма был Росцелин, согласно которому реально существуют лишь единичные вещи, а общие понятия (универсалии) это лишь звуки нашей речи и не более того. Однако, это вошло в противоречие с догматами церкви, и он вынуждне был отречься от своего учения.