II. Неточные рифмы – рифмы из слов с полным или частичным звуковым несоответствием их послеударных окончаний.
Виды неточных рифм:
1. Бедные рифмы – в них согласные, предшествующие ударному, не совпадают (волн – челн).
Твоих лучей небесной с|илою Вся жизнь моя озарен|а. Умру ли я, ты над мог|илою Гори, гори, моя звезд|а! (слова народные)
Бедными принято считать также рифмы, составленные из слов одинаковых частей речи в одинаковых грамматических формах, особенно если рифмословарный запас таких слов очень велик. Так, в силу своей незатейливости - подобрать такую рифму не составляет труда - бедными рифмами называют: - глагольные рифмы, как, например, на "ать" (в словаре более 5500 слов): летать-стонать-читать-знать...; - рифмы из прилагательных на "ой" (свыше 1200 слов): большой-простой-сухой-немой-степной-озорной...; - рифмы из существительных на "ание" (более 1000 слов): гадание-желание-знание-венчание... Крайне бедными считаются тавтологические и полутавтологические рифмы.
Тавтологические рифмы - рифмы из одинаковых, сходных по звучанию и грамматической форме слов.
Я сегодня до зари вст|ану, По широкому пройду п|олю. Что-то с памятью моей ст|ало Всё, что было не со мной, п|омню. (Р. Рождественский)
4. Диссонансные рифмы – не совпадают ударные гласные, совпадают заударные согласные и гласные (яблоко-облако, тающая – веющая).
Заберусь на рассвете на серебряный к|едр Любоваться оттуда на маневры эск|адр. Солнце, утро и море! Как я весело б|одр, Точно воздух — бездумен, точно мумия — м|удр. Кто прославлен орлами — ах, тому не до в|ыдр. (И. Северянин)
Такие рифмы используются как игра слов: гриб-грабь-гроб-груб (В.Маяковский).
Когда земное склонит л|ень, Выходит стенью тени л|ань С ветвей скользит, белея, л|унь, Волну сердито взроет л|инь. (Н. Асеев)
5. Усечённые рифмы – рифма с усечением конечного согласного в одном из слов, то есть либо когда одно слово заканчивается на одну согласную, а другое – на две (лес-крест), или если второе слово рифмы (пассивное) заканчивается на согласную (или две), а первое (активное) - на гласную (кречет – вече).
Ну ж был денёк! Сквозь дым ле|тучий Французы двинулись, как |тучи… ( М. Лермонтов)
6. Надстроечные рифмы – рифма, в которой пассивное (второе) слово заканчивается на гласную, а активное (первую) на согласную или две при равном количестве послеударных слогов (шляпа – лапоть).
Уронили мишку н|а пол, Оторвали мишке л|апу. Все равно его не б|рошу - Потому что он хо|роший. (Агния Барто)
7. Неравносложные рифмы – сочетание слов с различным количеством послеударных слогов, например, мужские окончания рифмуются с женскими или дактилическими, то есть различное количество послеударных слогов.
Не жалею, не зову, не пл|а-чу. Все пройдёт, как с белых яблонь |дым. Увяданья золотом о-хв|а-чен-ны-й, Я не буду больше мо-ло-|дым. (С. Есенин)
Мал его радостей тусклый |спектр: Шесть часов поспать на бок|у, Да разве что вор, портовой ин|спектор, Кинет негру цент на бег|у. (В. Маяковский)