3. Катрен – четверостишие. Популярен из-за обилия систем рифмовки:
Смежная - рифмовка смежных стихов: первого со вторым, третьего с четвертым (аабб) (одинаковыми буквами обозначаются рифмующиеся друг с другом окончания стихов).
Выткался на озере алый свет зари, На бору со звонами плачут глухари. Плачет где-то иволга, схоронясь в дупло. Только мне не плачется - на душе светло.
Перекрестная - рифмовка первого стиха с третьим, второго - с четвертым (абаб)
Люблю грозу в начале мая, Когда весенний первый гром, Как бы резвяся и играя, Грохочет в небе голубом.
Кольцевая (опоясанная, охватная) - первый стих - с четвертым, а второй - с третьим.(абба)
Глядел я, стоя над Невой, Как Исаака-великана Во мгле морозного тумана Светился купол золотой.
Холостой стих - четверостишие с холостыми (нерифмованными) нечетными стихами и рифмами, скрепляющими четные стихи, т.е. вторая и четвёртая строки рифмуются, а первая и третья – нет ( схема: АВСВ).
Травка зеленеет, Солнышко блестит, Ласточка с весною В сени к нам летит. (А. Плещеев)
Балладная строфа - строфа, в которой четные и нечетные стихи состоят из разного количества стоп. Используется в балладах. Наиболее распространены строфы из четырех четных анапестических стоп, и трех нечетных.
Королева Британии тяжко больна, Дни и ночи ее сочтены. И позвать исповедников просит она Из родной, из французской страны.
Но пока из Парижа попов привезешь, Королеве настанет конец... И король посылает двенадцать вельмож Лорда-маршала звать во дворец.
Рубаи - строфа в восточной поэзии по схеме ААВА (реже AAAA).
В колыбели – младенец, покойник в гробу: Вот и всё, что известно про нашу судьбу. Выпей чашу до дна и не спрашивай много: Господин не откроет секрета рабу. (Омар Хайям)
Рифмовка 4 + 4 ("квадратная рифмовка") - рифмовка двух четверостиший по схеме: ABCD ABCD.
А затем прощалось лето С полустанком. Снявши шапку, Сто слепящих фотографий - Ночью снял на память гром.
Мёрзла кисть сирени. В это Время он, нарвав охапку Молний, с поля ими трафил Озарить управский дом. (Б. Пастернак)
Монорим - стих, построенный на одной рифме - монорифме (АААА, АА-ВВ-СС…), редкий в европейской поэзии, но широко распространённый в классической поэзии Ближнего и Среднего Востока. К моноримам относятся: газель, касыда, месневи, фард...
Фард:
Тогда лишь слово в ход пустить твой долг, Когда уверен ты, что будет толк. (Саади)
II. Сложные строфы.
1. Квинтет (пятистишие) – строфа из пяти стихов.
Хотя я судьбой на заре моих дней, О южные горы, отторгнут от вас, Чтоб вечно их помнить, там надо быть раз; Как сладкую песню отчизны моей, Люблю я Кавказ. (М. Лермонтов)
Лимерик (или лимрик) – (схема ААВВА) пятистишие, написанное анапестом, первая и последняя рифмы, как правило, повторяются. Третья и четвертая строки состоят из меньшего количества стоп.
Жил-был старичок у причала, Которого жизнь удручала. Ему дали салату И сыграли сонату, И немного ему полегчало. (Э. Лир, перевод М. Фрейдкина)
Непослушную внучку из Йены Бабка сжечь собралась как полено. Но заметила тонко: "А не сжечь ли котенка?"- Невозможная внучка из Йены. (Э. Лир, перевод М. Фрейдкина)
К удалому флейтисту из Конго Раз в сапог заползла анаконда. Но настолько отвратно Он играл, что обратно Через час уползла анаконда. (Э. Лир, перевод М. Фрейдкина)
2. Шестистишие - строфа из шести стихов, помимо секстины, имеет несколько излюбленных схем, представляющих различные комбинации трех рифм. Среди них — простейший вид шестистишия с парной рифмовкой (АABBCC) (ср. «Три пальмы» Лермонтова) и шестистишие типа AABCCB (ср. «Усы» Пушкина). Другие типы: CCABAB или ABABCC, или CCABBA или ABBACC.
Мороз и солнце; день чудесный! Ещё ты дремлешь, друг прелестный, - Пора, красавица, проснись: Открой сомкнуты негой взоры Навстречу северной Авроры, Звездою севера явись. (А. Пушкин)
Секстина – шестистишие с рифмовкой ABABAB.
Опять звучит в моей душе унылой Знакомый голосок, и девственная тень Опять передо мной с неотразимой силой Из мрака прошлого встаёт, как ясный день; Но тщетно памятью ты вызван, призрак милый! Я устарел: и жить и чувствовать - мне лень. (Л.Мей)
Рифмовка 3 + 3 ("треугольная рифмовка") - рифмовка двух трёхстиший между собой по схеме ABC ABC.
А потом мне снились горы - В белоснежных одеяньях Непокорные вершины,
И хрустальные озёра У подножий великаньих, И пустынные долины... (В. Невский)
3. Септима (семистишие) - так же как и большинство других строф, состоящих из нечетного числа стихов, чрезвычайно редко употребляется в русском стихосложении. Одна из схем: AABCCCB.
- Скажи-ка, дядя, ведь не даром Москва, спаленная пожаром, Французу отдана? Ведь были ж схватки боевые, Да, говорят, еще какие! Недаром помнит вся Россия Про день Бородина! (М. Лермонтов)
Королевская строфа - семистишие с системой рифмовки АBBААBB.