Изобразительно-выразительные средства – художественные приёмы и средства создания литературных образов в искусстве, определяющие их наглядность, эмоционально-эстетическую выразительность. В поэзии это – слово, метафора, аллегория, ритм, рифма и т. д.
Фигуры речи – особые стилистические обороты, выходящие за рамки практически необходимых норм, усиливающие выразительность высказывания. К ним относятся все тропы, градации, параллелизм, анаколуф, хиазм, умолчание и др. Фигуры речи способствуют художественному осмыслению и упорядочению изменений в синтаксическом строе речи.
Тропы - слова или обороты речи в переносном, иносказательном значении. Тропы - важный элемент художественного мышления. Виды тропов: метафора, метонимия, синекдоха, гипербола, литота и др.
Стилистические фигуры - обороты речи, применяемые для усиления экспрессивности (выразительности) высказывания: анафора, эпифора, антитеза, параллелизм, градация, инверсия, хиазм и др.
Средства лексической выразительности – лексические единицы языка, изобразительные возможности которых используются для создания литературных образов (антонимы, архаизмы, неологизмы, омографы, омонимы, прозаизмы, синонимы, славянизмы и т.д.).
Образ - обобщённое художественное отражение действительности, облечённое в форму конкретного индивидуального явления. Поэты мыслят образами.
Не ветер бушует над бором, Не с гор побежали ручьи, Мороз-воевода дозором Обходит владенья свои. (Н. Некрасов)
Образы-символы - самостоятельный художественный образ, который имеет эмоционально-иносказательный смысл, основанный на сходстве явлений жизни. В нём люди научились осознавать человеческую жизнь через скрытую аналогию её с жизнью природы:
- Соколы, соколы, куда же летали? - Мы летали с моря на море. - Да что же вы видели? - Мы видели утёну на море. - Да что же вы её не взяли? - А крылушки ощипали, Горячую кровь пролили.
I. Тропы
Метафора - скрытое образное сравнение, перенесение свойств одного предмета или явления на другой на основании общих признаков («работа кипит», «лес рук», «тёмная личность», «каменное сердце»…). Например: говор волн, восковая келья (улей) - такой перенос основан на сходстве или контрасте. В метафоре, в отличие от сравнения, слова «как», «словно», «как будто» опущены, но подразумеваются.
Век девятнадцатый, железный, Воистину жестокий век! Тобою в мрак ночной, беззвездный Беспечный брошен человек! (А. Блок)
Развёрнутая метафора - распространена на достаточно большой отрезок текста, который сам по себе и есть метафора.
Слышу: Тихо, Как больной с кровати, Спрыгнул нерв. И вот, - Сначала прошёлся Едва-едва, Потом забегал, Взволнованный, Чёткий. Теперь и он и новые два Мечутся отчаянной чечёткой. Маяковский
Двучленная метафора – такая метафора, когда явления отождествляются по сходству ещё более прямо и непосредственно, тогда метафора тут же раскрывается в форме грамматического предложения; иносказательное обозначение не заменяет прямого, а стоит с ним рядом в основном контексте: змея воспоминаний, телега жизни.
И пристань горестных сердец – могила.
Или:
Кудрявый сумрак за горой Рукою машет белоснежной.
Олицетворение (персонификация, просопопея) – вид метафоры; перенесение свойств одушевленных предметов на неодушевленные и наоборот (солнце смеётся, бродячая толпа облаков, душа поёт, река играет…).
Колокольчики мои, Цветики степные! Что глядите на меня, Тёмно-голубые? И о чём звените вы В день весёлый мая, Средь некошеной травы Головой качая? (А. Толстой)
Симфора – высшая форма метафорического выражения, в котором опущено посредствующее звено сравнения и даны характерные для предмета признаки, вследствие чего образ не названного прямо предмета ощущается как чистое художественное представление, совпадающее с понятием о предмете:
С курильниц благовонья льются, Плоды среди корзин смеются. (Г. Державин)
Сравнение – слово или выражение, содержащее уподобление одного предмета другому, одной ситуации - другой. («сильный, как лев», «сказал, как отрезал»…). В отличие от метафоры, в сравнении обязательно присутствуют слова «как», «как будто», «словно». Сравнение может выражаться творительным падежом («пыль стоит столбом»); формой сравнительной степени прилагательного и наречия («ты всех милее, всех дороже, русская земля»); оборотами со сравнительными союзами («внизу, как зеркало стальное, синеют озера струи» – Тютчев); лексически («её любовь к сыну была подобна безумию»), возможны бессоюзные сравнения («заутра казнь, привычный пир народу» – Пушкин)
Буря мглою небо кроет, Вихри снежные крутя; То, как зверь она завоет, То заплачет, как дитя… (А. Пушкин)
Отрицательное сравнение - особая форма образного сравнения, в которой даётся не сопоставление одного предмета с другим, а противопоставление одного предмета другому. Это любимый приём народной поэзии:
Не ветра шумят холодные, Не пески бегут зыбучие,- Снова горе подымается, Словно злая туча чёрная.
Аллегория - образное изображение отвлеченной мысли, идеи или понятия посредством сходного образа (лев - сила, власть; правосудие - женщина с весами). В отличие от метафоры, в аллегории переносное значение выражено фразой, целой мыслью или даже небольшим произведением (басня, притча). В литературе многие аллегорические образы взяты из фольклора и мифологии.
Перифраза (перифраз) - замена одного слова описательным выражением, передающим смысл («царь зверей» - вместо «лев», «он ушёл домой» – «он отправился в своё жилище»). Перифраз применяется для замены слова или группы слов, чтобы избежать повторения, придать повествованию большую выразительность, указать на характерные признаки того, что заменено.