Мои Конспекты
Главная | Обратная связь


Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО-ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА. ТРОПЫ И СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ - I




Изобразительно-выразительные средства – художественные приёмы и средства создания литературных образов в искусстве, определяющие их наглядность, эмоционально-эстетическую выразительность. В поэзии это – слово, метафора, аллегория, ритм, рифма и т. д.

Фигуры речи – особые стилистические обороты, выходящие за рамки практически необходимых норм, усиливающие выразительность высказывания. К ним относятся все тропы, градации, параллелизм, анаколуф, хиазм, умолчание и др. Фигуры речи способствуют художественному осмыслению и упорядочению изменений в синтаксическом строе речи.

Тропы - слова или обороты речи в переносном, иносказательном значении. Тропы - важный элемент художественного мышления. Виды тропов: метафора, метонимия, синекдоха, гипербола, литота и др.

Стилистические фигуры - обороты речи, применяемые для усиления экспрессивности (выразительности) высказывания: анафора, эпифора, антитеза, параллелизм, градация, инверсия, хиазм и др.

Средства лексической выразительности – лексические единицы языка, изобразительные возможности которых используются для создания литературных образов (антонимы, архаизмы, неологизмы, омографы, омонимы, прозаизмы, синонимы, славянизмы и т.д.).


Образ - обобщённое художественное отражение действительности, облечённое в форму конкретного индивидуального явления. Поэты мыслят образами.

Не ветер бушует над бором,
Не с гор побежали ручьи,
Мороз-воевода дозором
Обходит владенья свои.
(Н. Некрасов)

Образы-символы - самостоятельный художественный образ, который имеет эмоционально-иносказательный смысл, основанный на сходстве явлений жизни. В нём люди научились осознавать человеческую жизнь через скрытую аналогию её с жизнью природы:

- Соколы, соколы, куда же летали?
- Мы летали с моря на море.
- Да что же вы видели?
- Мы видели утёну на море.
- Да что же вы её не взяли?
- А крылушки ощипали,
Горячую кровь пролили.


I. Тропы


Метафора - скрытое образное сравнение, перенесение свойств одного предмета или явления на другой на основании общих признаков («работа кипит», «лес рук», «тёмная личность», «каменное сердце»…). Например: говор волн, восковая келья (улей) - такой перенос основан на сходстве или контрасте. В метафоре, в отличие от сравнения, слова «как», «словно», «как будто» опущены, но подразумеваются.

Век девятнадцатый, железный,
Воистину жестокий век!
Тобою в мрак ночной, беззвездный
Беспечный брошен человек!
(А. Блок)

Развёрнутая метафора - распространена на достаточно большой отрезок текста, который сам по себе и есть метафора.

Слышу:
Тихо,
Как больной с кровати,
Спрыгнул нерв.
И вот, -
Сначала прошёлся
Едва-едва,
Потом забегал,
Взволнованный,
Чёткий.
Теперь и он и новые два
Мечутся отчаянной чечёткой.
Маяковский

Двучленная метафора – такая метафора, когда явления отождествляются по сходству ещё более прямо и непосредственно, тогда метафора тут же раскрывается в форме грамматического предложения; иносказательное обозначение не заменяет прямого, а стоит с ним рядом в основном контексте: змея воспоминаний, телега жизни.

И пристань горестных сердец – могила.

Или:

Кудрявый сумрак за горой
Рукою машет белоснежной.

Олицетворение (персонификация, просопопея) – вид метафоры; перенесение свойств одушевленных предметов на неодушевленные и наоборот (солнце смеётся, бродячая толпа облаков, душа поёт, река играет…).

Колокольчики мои,
Цветики степные!
Что глядите на меня,
Тёмно-голубые?
И о чём звените вы
В день весёлый мая,
Средь некошеной травы
Головой качая?
(А. Толстой)

Симфора – высшая форма метафорического выражения, в котором опущено посредствующее звено сравнения и даны характерные для предмета признаки, вследствие чего образ не названного прямо предмета ощущается как чистое художественное представление, совпадающее с понятием о предмете:

С курильниц благовонья льются,
Плоды среди корзин смеются.
(Г. Державин)


Сравнение – слово или выражение, содержащее уподобление одного предмета другому, одной ситуации - другой. («сильный, как лев», «сказал, как отрезал»…). В отличие от метафоры, в сравнении обязательно присутствуют слова «как», «как будто», «словно». Сравнение может выражаться творительным падежом («пыль стоит столбом»); формой сравнительной степени прилагательного и наречия («ты всех милее, всех дороже, русская земля»); оборотами со сравнительными союзами («внизу, как зеркало стальное, синеют озера струи» – Тютчев); лексически («её любовь к сыну была подобна безумию»), возможны бессоюзные сравнения («заутра казнь, привычный пир народу» – Пушкин)

Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
То, как зверь она завоет,
То заплачет, как дитя…
(А. Пушкин)

Отрицательное сравнение - особая форма образного сравнения, в которой даётся не сопоставление одного предмета с другим, а противопоставление одного предмета другому. Это любимый приём народной поэзии:

Не ветра шумят холодные,
Не пески бегут зыбучие,-
Снова горе подымается,
Словно злая туча чёрная.

Аллегория - образное изображение отвлеченной мысли, идеи или понятия посредством сходного образа (лев - сила, власть; правосудие - женщина с весами). В отличие от метафоры, в аллегории переносное значение выражено фразой, целой мыслью или даже небольшим произведением (басня, притча). В литературе многие аллегорические образы взяты из фольклора и мифологии.

Перифраза (перифраз) - замена одного слова описательным выражением, передающим смысл («царь зверей» - вместо «лев», «он ушёл домой» – «он отправился в своё жилище»). Перифраз применяется для замены слова или группы слов, чтобы избежать повторения, придать повествованию большую выразительность, указать на характерные признаки того, что заменено.

 





Поиск по сайту:







©2015-2020 mykonspekts.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.