Мои Конспекты
Главная | Обратная связь

...

Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО-ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА. ТРОПЫ И СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ - II





Помощь в ✍️ написании работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Метонимия - перенесение свойств предмета на сам предмет, иносказательное обозначение предмета речи; установление связи, когда слова сближаются по смежности обозначаемых ими понятий или связей. Может быть метонимия места, вещества, времени, отвлеченная метонимия, метонимия признака, принадлежности, средства. Одним из видов метонимии является перенесение значения с содержимого на содержащее ("Я выпил два стакана", "Я съел тарелку").

Ты вёл мечи на пир обильный,
Всё пало с шумом пред тобой:
Европа гибла; сон могильный
Носился над её главой:
(А. Пушкин)

Здесь метонимия - "вёл мечи", т.е. - вёл войска.

Синекдоха – вид метонимии, когда называется отношение количества: большее вместо меньшего или наоборот меньшее вместо большего. Разновидностью синекдохи является употребление собственных имён в нарицательном значении («Ты что же, Пушкиным себя воображаешь?»).

Четыре вида синекдохи:

1) Целое вместо части.

Не надо приурочивать к тому,
Что вся земля от холода гудела,
Что все костры замглилися в дыму,
Когда его огладывало тело.
(Н.Асеев)

2) Упоминание части вместо целого.
…Где повелительные грани
Стамбулу русский указал.
(А. Пушкин)

3) Употребляется определённое большое число вместо неопределённого множества (сто лет тебя не видел…).

4) Единственное число, заменяющее множественное.

И слышно было до рассвета,
Как ликовал француз.
(М. Лермонтов)


Гротеск - изображение людей и явлений в фантастическом, уродливо-комическом виде и основанное на резких контрастах и преувеличениях.

Взъярённый на заседание врываюсь лавиной,
Дикие проклятья дорогой изрыгая.
И вижу: сидят людей половины.
О дьявольщина! Где же половина другая?
(В. Маяковский)

Гипербола - троп, основанный на преувеличении («реки крови», «море смеха»). Противоположность – литота.

Литота (мейосис) – троп; намеренное преуменьшение («мужичок с ноготок»). Противоположность литоте – гипербола.

 

II. Стилистические фигуры и другие приемы выразительности.


Словесные повторы – повторение одного и того же слова в сложном предложении. Это делает более сильным эмоционально-выразительное выделение слов. Повторы бывают корневыми, когда повторяются слова одного корня, но в разной грамматической форме: «Как увидели они чудо-чудное», «черным-черно, как чёрная ворона», «эх, полным-полна коробушка». Характерны также повторения слов в их синонимичности, в которой они тесно связаны между собой по смыслу: «говорит ему отец-батюшка», «ты какого роду-племени».

Но бедный, бедный мой Евгений…
(А. Пушкин)

И горько жалуюсь, и горько слёзы лью
Но строк печальных не смываю.
(А. Пушкин)

Анафора – вид словесного повтора; повторение начальных звуков (звуковая анафора), слов (лексическая анафора), фраз (синтаксическая анафора) в начале смежных стихов в пределах строфы. Также: повторение каких-либо синтаксических построений в смежных строфах (строфическая анафора). Русское название анафоры - единоначатие. Противоположность анафоре - эпифора.

Звуковая анафора - основана на аллитерациях и (или) ассонансах.

И посох мой благославляю,
И эту бедную суму,
И степь от края и до края,
И солнца свет, и ночи тьму.
(А.Толстой)

Отворите мне темницу,
Дайте мне сиянье дня,
Черноглазую девицу,
Черногривого коня.
(М.В. Лермонтов)

Приют любви, он вечно полн
Прохлады сумрачной и влажной...
(А.С.Пушкин)

Лексическая анафора - имеет место при повторении в соседних стихах одинаковых слов.

Чёрный ворон в сумраке снежном,
Чёрный бархат на смуглых плечах...
Томный голос пением нежным
Мне поёт о южных ночах.
(А.Блок)

Сила народная,
Сила могучая -
Совесть спокойная
Правда живучая!
(Н. Некрасов)

Синтаксическая анафора - повторение синтаксических конструкций или фраз в начале стихов в пределах одной строфы.

Я знал любовь, не мрачною тоской,
Не безнадёжным заблужденьем,
Я знал любовь прелестною мечтой,
Очарованьем, упоеньем.
(А. Пушкин)

Мне никто сокровенней не был,
Так меня никто не томил,
Даже тот, кто на муку предал,
Даже тот, кто ласкал и забыл.
(Анна Ахматова)

Строфическая анафора - основана на повторении слов или синтаксических построений в смежных строфах.

Взгляни на звёзды: много звёзд
В безмолвии ночном
Горит, блестит кругом луны
На небе голубом.

Взгляни на звёзды: между них
Милее всех одна!
За что же? Ранее встаёт,
Ярчей горит она?
(Е. Баратынский)


Эпифора - стилистическая фигура, противоположная анафоре: повторение одних и тех же элементов в конце смежных отрезков речи (слов, строк, строф, фраз). Рифма - вид эпифоры (повтор последних звуков).

Вот на берег вышли гости,
Царь Салтан зовёт их в гости...
(А. Пушкин)

Развёрнутая эпифора - имеется в стихотворении Пушкина «Моя родословная». В нём каждая строфа заканчивается одним словом, выражающим смысл целого: «И я родился мещанин», «Я просто русский мещанин»» и т.п.

Симплока – стилистическая фигура повторения, представляющая собой соединение анафоры и эпифоры: повтор начальных и конечных слов; повторение начальных и конечных слов в смежных стихах или фразах при разной середине или середины при разных начале и конце («И я сижу, печали полный, один сижу на берегу»).

Во поле берёза стояла,
Люли-люли стояла…

 


Доверь свою работу ✍️ кандидату наук!
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой



Поиск по сайту:







©2015-2020 mykonspekts.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.