Аллитерация - стилистический приём; повторение однородных согласных, придающее стиху особую интонационную выразительность. На аллитерации построены многие каламбуры, а также русские пословицы, поговорки и особенно скороговорки. Аллитерация и ассонанс являются основными приёмами звукописи в литературе. "Карл у Клары украл кораллы, Клара у Карла украла кларнет" (повторение согласных звуков к, л, р).
Вечер. Взморье. Вздохи ветра. Величавый возглас волн. Близко буря. В берег бьется Чуждый чарам черный чёлн… (К. Бальмонт)
Ужа ужалила ужица, Ужу с ужицей не ужиться. Уж уж от ужаса стал уже - Ужа ужица съест на ужин.
Аллюзия - намёк посредством похоже звучащего слова или упоминания общеизвестного реального факта, исторического события, литературного произведения («слава Герострата», «демьянова уха»).
Амплификация - стилистический приём; нагнетание эмоциональной напряженности с помощью однородных элементов речи - определений, синонимов, сравнений, эпитетов, метафор, противопоставлений и т.п. Нагромождение в произведении излишних фраз и выражений, не обязательных для содержания, приводит к обратному эффекту, когда А. теряет свою выразительную силу и придаёт сочинению «блеск фольги» (Белинский). Аббревиация – приём противоположный амплификации.
Но дыханием моим, сердцебиеньем, голосом, каждым остриём вздыбленного в ужас волоса, дырами ноздрей, гвоздями глаз, зубом, искрежещенным в звериный лязг, ёжью кожи, гнева брови сборами, триллионом пор, дословно – всеми порами… в осень, в зиму, в весну, в лето в день, в сон не приемлю, ненавижу это всё. (В. Маяковский)
Амфиболия - двусмысленность; фраза или предложение, которое вследсвие некорректного построения может быть понято неверно или двояко. "Как только с трибуны сошла доярка, на неё тут же залез председатель".
Стык, подхват (анадиплосис) - стилистическая фигура, заключающаяся в том, что отрезок речи (стиха) начинается словами, которыми кончается предыдущий. Стык представляет собой соединение эпифоры с анафорой, фигуру обратную по своему строению кольцу (эписиналефа).
Голова болит, мало можется, Мало можется, нездоровится…
Стык может быть чисто звуковым:
Я знаю, нежного Парни Перо не модно в наши дни. (А.Пушкин)
И состоящим из группы слов:
О весна, без конца и без края, Без конца и без края мечты. (А. Блок)
Кольцо (эписиналефа) - звуковой или лексический повтор в начале и конце какой-либо речевой конструкции.
Напрасно! Куда не взгляну я, встречаю везде неудачу, И тягостно сердцу, что лгать я обязан всечасно; Тебе улыбаюсь, а внутренне горько я плачу, Напрасно! (А. Фет)
Анаколуф - синтаксическая несогласованность членов предложения, допущенная автором по небрежности, либо задуманная как стилистический (часто - комический) приём. "Мне совестно, как честный офицер", "Ни совести ни грамма", «Признаюсь, удивился, как «обухом по голове»…
Апострофа - стилистический приём; обращение автора к самому себе, к отсутствующему лицу или к чему-то неодушевлённому.
Прощай, Баку! Тебя я не увижу. Теперь в душе печаль, теперь в душе испуг. И сердце под рукой теперь больней и ближе, И чувствую сильней простое слово: друг. (С. Есенин)
Антиметабола – повторение во втором предложении слов части первого, но в обратном порядке.
Ночь, улица, фонарь, аптека, Бессмысленный и тусклый свет. Живи ещё хоть четверть века – Всё будет так. Исхода нет.
Умрёшь – начнёшь опять сначала, И повторится всё, как встарь: Ночь, ледяная рябь канала, Аптека, улица, фонарь. (А. Блок)
Антитеза - стилистическая фигура; сопоставление или противопоставление контрастных понятий или образов.
Ты богат, я очень беден; Ты прозаик, я поэт; Ты румян, как маков цвет, Я, как смерть, и тощ и бледен. (А. Пушкин)
Мнимая антитеза - категорическое противопоставление, оказывающееся при ближайшем рассмотрении несостоятельным, мнимым. «У Ерёмы мошна пуста, а у Фомы ничего». Противопоставление Ивана Ивановича и Ивана Никифоровича в повести Гоголя. Приём мнимой антитезы, представляющий одну из разновидностей пародии, восходит к фольклору.
Антономазия (прономинация) – употребление собственного имени вместо нарицательного и наоборот: Крёз, вместо богач; Плюшкин, вместо скряга.
Ассонанс – повторение в стихотворной речи одинаковых гласных звуков. Неточная рифма, в которой созвучны лишь некоторые звуки, чаще всего ударные гласные: «красивая–неугасимая», «сказал–глаза», «орлами–парламент». А. часто встречаются в народной поэзии: «кума-куда».
У наших ушки на макушке, Чуть утро осветило пушки И леса синие верхушки – Французы тут как тут (М. Лермонтов)
Поэзия! Греческой губкой в присосках Будь ты, и меж зелени клейкой Тебя б положил я на мокрую доску Зелёной садовой скамейки. (Б. Пастерник)
Антифраз - употребление слова в противоположном смысле, часто с иронией или насмешкой («герой», «орёл», «мудрец»…).
...Вот первый. Талант! У него всё по плану. Он опусы круглые сутки крапает. Он выбрал девиз: ни дня без романа! И мысли за строчками не успевают. Как светоч, как башня водонапорная, Он знает, что нужно стране и народу: Сегодня в цене - вода и снотворное, И он подаёт эту воду! Второй. Самородок. Мыслей гигант. Он автор всего: от романов до песенок; Его голова как огромный сервант Напичкана всякой словесной плесенью. Творчество он заменил плагиатом И, величайшим владея даром, Из разных книжонок стругает салаты И жадно считает свои гонорары... (В. Невский)
Апокопа - искусственное укорачивание слова без потери его значения.
Вдруг слышу крик и конский топ... Подъехали к крылечку. Я поскорее дверью хлоп И спрятался за печку. (А. Пушкин)
Архаизм – устарелое слово или фраза, вышедшие из употребления. Архаизмы (в русском языке - славянизмы) используются для стилизации речи под старину (пиит, камелёк, отселе, днесь, сеча, глаголить, лик…).
Вечор, ты помнишь, вьюга злилась На мутном небе мгла носилась… (А. Пушкин)
Астеизм – одно из средств выражения иронии. Стилистический приём в художественной литературе: