Мои Конспекты
Главная | Обратная связь


Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО-ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА. ТРОПЫ И СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ - III




Аллитерация - стилистический приём; повторение однородных согласных, придающее стиху особую интонационную выразительность. На аллитерации построены многие каламбуры, а также русские пословицы, поговорки и особенно скороговорки. Аллитерация и ассонанс являются основными приёмами звукописи в литературе.
"Карл у Клары украл кораллы, Клара у Карла украла кларнет" (повторение согласных звуков к, л, р).

Вечер. Взморье. Вздохи ветра.
Величавый возглас волн.
Близко буря. В берег бьется
Чуждый чарам черный чёлн…
(К. Бальмонт)

Ужа ужалила ужица,
Ужу с ужицей не ужиться.
Уж уж от ужаса стал уже -
Ужа ужица съест на ужин.

Аллюзия - намёк посредством похоже звучащего слова или упоминания общеизвестного реального факта, исторического события, литературного произведения («слава Герострата», «демьянова уха»).

Алогизм – сочетание противоречивых понятий, создающее определённый стилистический эффект:

Причешите мне уши.
(В. Маяковский)

Амплификация - стилистический приём; нагнетание эмоциональной напряженности с помощью однородных элементов речи - определений, синонимов, сравнений, эпитетов, метафор, противопоставлений и т.п. Нагромождение в произведении излишних фраз и выражений, не обязательных для содержания, приводит к обратному эффекту, когда А. теряет свою выразительную силу и придаёт сочинению «блеск фольги» (Белинский). Аббревиация – приём противоположный амплификации.

Но дыханием моим,
сердцебиеньем,
голосом,
каждым остриём вздыбленного в ужас волоса,
дырами ноздрей,
гвоздями глаз,
зубом, искрежещенным в звериный лязг,
ёжью кожи,
гнева брови сборами,
триллионом пор,
дословно –
всеми порами…
в осень,
в зиму,
в весну,
в лето
в день,
в сон
не приемлю,
ненавижу это
всё.
(В. Маяковский)

Амфиболия - двусмысленность; фраза или предложение, которое вследсвие некорректного построения может быть понято неверно или двояко. "Как только с трибуны сошла доярка, на неё тут же залез председатель".

Стык, подхват (анадиплосис) - стилистическая фигура, заключающаяся в том, что отрезок речи (стиха) начинается словами, которыми кончается предыдущий. Стык представляет собой соединение эпифоры с анафорой, фигуру обратную по своему строению кольцу
(эписиналефа).

Голова болит, мало можется,
Мало можется, нездоровится…

Стык может быть чисто звуковым:

Я знаю, нежного Парни
Перо не модно в наши дни.
(А.Пушкин)

И состоящим из группы слов:

О весна, без конца и без края,
Без конца и без края мечты.
(А. Блок)

Кольцо (эписиналефа) - звуковой или лексический повтор в начале и конце какой-либо речевой конструкции.

Напрасно!
Куда не взгляну я, встречаю везде неудачу,
И тягостно сердцу, что лгать я обязан всечасно;
Тебе улыбаюсь, а внутренне горько я плачу,
Напрасно!
(А. Фет)

Анаколуф - синтаксическая несогласованность членов предложения, допущенная автором по небрежности, либо задуманная как стилистический (часто - комический) приём. "Мне совестно, как честный офицер", "Ни совести ни грамма", «Признаюсь, удивился, как «обухом по голове»…

Апострофа - стилистический приём; обращение автора к самому себе, к отсутствующему лицу или к чему-то неодушевлённому.

Прощай, Баку! Тебя я не увижу.
Теперь в душе печаль, теперь в душе испуг.
И сердце под рукой теперь больней и ближе,
И чувствую сильней простое слово: друг.
(С. Есенин)

Антиметабола – повторение во втором предложении слов части первого, но в обратном порядке.

Ночь, улица, фонарь, аптека,
Бессмысленный и тусклый свет.
Живи ещё хоть четверть века –
Всё будет так. Исхода нет.

Умрёшь – начнёшь опять сначала,
И повторится всё, как встарь:
Ночь, ледяная рябь канала,
Аптека, улица, фонарь.
(А. Блок)

Антитеза - стилистическая фигура; сопоставление или противопоставление контрастных понятий или образов.

Ты богат, я очень беден;
Ты прозаик, я поэт;
Ты румян, как маков цвет,
Я, как смерть, и тощ и бледен.
(А. Пушкин)


Мнимая антитеза - категорическое противопоставление, оказывающееся при ближайшем рассмотрении несостоятельным, мнимым. «У Ерёмы мошна пуста, а у Фомы ничего». Противопоставление Ивана Ивановича и Ивана Никифоровича в повести Гоголя. Приём мнимой антитезы, представляющий одну из разновидностей пародии, восходит к фольклору.

Антономазия (прономинация) – употребление собственного имени вместо нарицательного и наоборот: Крёз, вместо богач; Плюшкин, вместо скряга.

Ассонанс – повторение в стихотворной речи одинаковых гласных звуков. Неточная рифма, в которой созвучны лишь некоторые звуки, чаще всего ударные гласные: «красивая–неугасимая», «сказал–глаза», «орлами–парламент». А. часто встречаются в народной поэзии: «кума-куда».

У наших ушки на макушке,
Чуть утро осветило пушки
И леса синие верхушки –
Французы тут как тут
(М. Лермонтов)

Поэзия! Греческой губкой в присосках
Будь ты, и меж зелени клейкой
Тебя б положил я на мокрую доску
Зелёной садовой скамейки.
(Б. Пастерник)


Антифраз - употребление слова в противоположном смысле, часто с иронией или насмешкой («герой», «орёл», «мудрец»…).

...Вот первый.
Талант! У него всё по плану.
Он опусы круглые сутки крапает.
Он выбрал девиз: ни дня без романа!
И мысли за строчками не успевают.
Как светоч, как башня водонапорная,
Он знает, что нужно стране и народу:
Сегодня в цене - вода и снотворное,
И он подаёт эту воду!
Второй.
Самородок. Мыслей гигант.
Он автор всего: от романов до песенок;
Его голова как огромный сервант
Напичкана всякой словесной плесенью.
Творчество он заменил плагиатом
И, величайшим владея даром,
Из разных книжонок стругает салаты
И жадно считает свои гонорары...
(В. Невский)

Апокопа - искусственное укорачивание слова без потери его значения.

Вдруг слышу крик и конский топ...
Подъехали к крылечку.
Я поскорее дверью хлоп
И спрятался за печку.
(А. Пушкин)



Архаизм – устарелое слово или фраза, вышедшие из употребления. Архаизмы (в русском языке - славянизмы) используются для стилизации речи под старину (пиит, камелёк, отселе, днесь, сеча, глаголить, лик…).

Вечор, ты помнишь, вьюга злилась
На мутном небе мгла носилась…
(А. Пушкин)


Астеизм – одно из средств выражения иронии. Стилистический приём в художественной литературе:

Отколе, умная, идёшь ты, голова?
(И Крылов)

Здесь речь идёт об осле.

 




Поиск по сайту:







©2015-2020 mykonspekts.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.